glandrus

Пикабушник
поставил 299 плюсов и 93 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1230 рейтинг 6 подписчиков 13 подписок 11 постов 3 в горячем

Образование психолога в Москве

Закончил психологический факультет, хочу поделиться впечатлениями.


Краткая вводная: когда поступал, мне было 25 лет, учился 4,5 года (бакалавр вечерник), факультет социальной психологии МГППУ.


Собственно, главное впечатление, о котором хочется рассказать, это полный отрыв от реальности и царящий в стенах института абсурд.

Могло быть так, что в один и тот же день на половине пар преподается настоящая наука, а на другой половине преподаватель, весело подмигивая, рассказывает про гороскоп. Это не шутка и не преувеличение, правда про гороскоп и циркулирующую женскую и мужскую энергию.


Похоже, что деятельность преподавателей не контролируется вообще никак, и все происходящее в аудитории остается исключительно на совести конкретного преподавателя. Кто-то пользовался этим, чтобы создать доброжелательную неформальную атмосферу и дать нам что-то полезное. А кто-то пользовался свободой, чтобы пропихнуть какую-то свою историю, не имеющую ничего общего с программой, с психологией, да и с наукой вообще.


Были преподы, которые вообще не готовились к лекциям, и просто травили байки. Были преподы, активно пропихивающие свое мировоззрение времен средневековья, гороскопы и лютый сексизм. Были преподы засыпающие на парах, не приходящие на пары, впадающие в мечтательный доброжелательный маразм и откровенно хамящие.

Удивительно, что было большое количество преподавателей, которые и правда работали, и старались нас чему-то научить. Но тут подключался еще один фактор абсурда.


Были студенты, которые не приходили неделями, месяцами, а то и целыми семестрами. На экзаменах такие ребята отвечали соответственно. Никаких отчислений на факультете не предусмотрено. Сдают все, даже те, кто не приходит на экзамен (всегда можно сдать пачку письменных работ в деканат). От деканата звучали постоянные истеричные вопли про отчисление, но никакого отбора студентов не происходило.


Особенно странно я себя чувствовал на защите выпускной работы. Потому что часть студентов писала работы вполне серьезно и честно, а часть левой пяткой. И в итоге все сдали, даже те, у кого работа была откровенно провальная по всем разумным критериям.


Вот я задаюсь некоторыми вопросами:


Неужели образование действительно в такой тотальной жопе, или это конкретно факультет социальной психологии МГППУ скатился в сраное говно? МГППУ вроде далеко не самое днище-то, по идее.


На моем факультете диплом может получить человек, который за время обучения так и не поймет, что такое научный метод, и не будет знать базовых определений без словаря. Неужели диплом психолога не означает вообще ничего в принципе, даже минимально?


Целый факультет делает вид, что совершается полезная работа по подготовке кадров. Люди получают деньги, в том числе и из налогов. Но полезных кадров на выходе почти нет, ИМХО. Наверняка это далеко не единственный факультет, который этим занимается. Сколько еще времени пройдет, пока не лопнет мыльный пузырь, и не вскроется, что деньги пилятся, а кадры кончились?


Расскажите, кто где учился, и какая там обстановка? Эх, чего-то взгрустнулось мне.

Показать полностью

Xiaomi redmi 5, глючный тач, остерегитесь!

Понадобилось три телефона, остановился на модели xiaomi redmi 5 3/32 global version.


Сначала купил одну штуку (в магазине ДокторТехно, Москва).


Глючит тач - не всегда срабатывают нажатия в некоторых областях. Так пользуешься - вроде норм, потом оп, не нажимается. Особенно на краях экрана заметно. Понес обратно в магазин, там сняли защитное стекло и без него вуаля! все работает хорошо. Поклеили другое такое же, сразу явно не работает полэкрана под ним. Сказали, что значит косячная модель стекла, сняли, вернули за неё деньги. Рекомендовали приклеить стекло, которое прилегает всей площадью, а не только рамкой.


Я приклеил такое стекло, потыкал - все окей вроде. Но в течение дня опять начались те же проблемы. Некоторые части экрана иногда явно не нажимаются.


Снял стекло совсем, сразу становится явно лучше, но все равно подглюкивает на краях. На видео явно видно, как это происходит.

В итоге телефон отправили в сервис, разобрали там, криво собрали обратно, и сказали что никакой проблемы нет. Я настоял на замене. В магазине нехотя поменяли аппарат и намекнули, что проблемы какие-то у меня, а не в телефоне, и подобных претензий больше не примут.


Я был уверен, что мне достался просто бракованный экземпляр, и на радостях попросил еще два аппарата. Один сразу из коробки заглючил, фантомные нажатия, половина нажатий не проходит. Я его просто не стал брать. Другой потыкал очень внимательно, все окей, через защитное стекло, тест тача 5 раз подряд - все в порядке.


Прихожу домой с двумя аппаратами, оба одинаковые, абсолютно новые, на одном стекло, на другом пленка. И обнаруживаю, что если телефоны просто лежат на столе и не касаются руки, то под пленкой все более-менее норм, а под стеклом тач тупо не работает вообще. На видео очень хорошо видно проблему.

То есть если я держу телефон в руке, то все вроде бы норм. Но если контакта между рукой и телефоном нету, то тач практически перестает работать.


Подскажите, пожалуйста, что это вообще может означать? Есть идеи?

Все телефоны распечатывали и вытаскивали из коробки при мне, они абсолютно новые. На всякий случай версия MIUI Global 9.2 Стабильная 9.2.3.0(NDAMEIK). TP BOE, FT8006M, FW:0x14.


Получается, что в принципе модель Redmi 5 - сраное говно, и не нужно было вообще с ней связываться? Потому что из 4 распечатанных телефонов как минимум 3 оказались явно глючными, а последний (который под матовой пленкой) еще мб не успел себя проявить просто.

Просто если так, то по идее весь интернет должен быть завален отрицательными отзывами, но их не так уж много. В магазине на меня смотрят недовольно, и не считают мои претензии обоснованными, типа у всех же все работает, а ты один такой тут.


В общем непонятная ситуация, поделитесь, пожалуйста, опытом, что можно сделать, и что это вообще значит-то?

Показать полностью 2

Психотерапия - область медицины?

В нашей стране существует специальность 31.08.22 ПСИХОТЕРАПИЯ. Существует приказ минздрава, согласно которому врач-психотерапевт это человек, получивший медицинское психиатрическое образование и прошедший переподготовку по этой специальности. Вот пост в лиге психотерапии, где совместными усилиями с комментаторами мы это выяснили.


Таким образом, психотерапевт это действительно врач, получивший в первую очередь медицинское психиатрическое образование.


Однако, существуют образовательные программы, по различными психотерапевтическим направлениям (таким как гештальт, психоанализ, КБТ и прочее). Эти программы предполагают достаточно длительное и серьезное образование, часы личной терапии и супервизию. Они содержательно отличаются от того, что проходят врачи в ординатуре. Для прохождения таких программ медицинское образование не требуется. Психолог, прошедший такую программу, вполне может называться психотерапевтом, не являясь при этом врачом. Наше государство не регулирует деятельность таких психологов в данный момент. Нет ни лицензий, ни разрешений на практику, ни чего бы то ни было похожего.


Получается, что есть "настоящие" психотерапевты-врачи, и "не настоящие" психотерапевты психологи-гуманитарии, которые выполняют свою работу заведомо хуже и менее ответственно? Получается, что в нашем законодательстве такой бардак, что куча шарлатанов имеет право отбирать работу у честных докторов и им ничего за это не будет?


На самом деле нет. В разных странах разные ситуации.


К примеру, в Германии существуют две разные специальности Psychologischer Psychotherapeut и Arztlicher Psychotherapeut. В обоих случаях требуется специальное образование по психотерапии, но в первом случае базовым является психологическое, а во втором психиатрическое. Похожая ситуация, правда?


Согласно Страсбургской декларации о психотерапии, принятой Европейской психотерапевтической ассоциацией:


Психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию.
Доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Европейский сертификат психотерапевта выдается после прохождения примерно 7 лет обучения, из которых 3 года отводится на базовый гуманитарный курс, и 4 года на специальное обучение методу терапии.


Получается, что разница между медицинским и не-медицинским психотерапевтом существенна. Она по-разному закреплена законодательно в разных странах. Бардак в наших законах касается именно не-медицинских психотерапевтов. Точнее не бардак, а просто отсутствие какой бы то ни было регуляции.


Зачем нужны две разные специальности? И в чем смысл терапии, если она никак не связана с патологией? Зачем лечить здорового человека?


Дело в том, что отсутствие психопатологии не означает отсутствие всяких проблем. Я уже писал отдельный пост о том, зачем может быть нужна не-медицинская психотерапия.


Психиатр и врач-психотерапевт работают в первую очередь с патологией. Но есть огромное количество здоровых (с точки зрения психиатрии) людей, которым может принести немалую пользу психотерапия.


Если же не-медицинский терапевт видит, что клиент не здоров, тут самое время подключить врача. Или вообще сменить терапевта на того, кто лучше знаком с патологией.

Да, не-медицинский терапевт не может поставить диагноз, но вполне способен отличить патологию от нормы.


Так что во всех спорах вокруг того, какое должно быть образование у психотерапевта, безопасно ли к нему идти, какую ответственность он несет и так далее, всегда нужно уточнять, о чем мы говорим?


О психологе, который не заканчивал ничего кроме ВУЗа?

О враче психиатре, который прошел двухлетнюю ординатуру по психотерапии?

О психологе, который после психфака еще 3-4 года учился психотерапии по какому-либо направлению?

Показать полностью

Психолог, психотерапевт, психиатр - кто есть кто?

Я уже прочитал некоторое количество статей на эту тему, но мне кажется, что везде пишут какую-то чушь. Помогите окончательно разобраться, пожалуйста.


Я сейчас говорю не о том, как должно быть вообще, или как устроено где-нибудь за рубежом. Хотелось бы понять, что происходит сейчас у нас, в России, в 2018 году.


С психологами все понятно. Это те люди, которые получили психологическое образование (гуманитарное, не медицинское). Закончили бакалавриат (4 года), магистратуру (6 лет) или специалитет (5,5 лет).

Может быть разная специализация, педагогическая психология, клиническая (медицинская) психология, организационная психология (бизнес) и так далее.

Эти люди могут работать в детских садах и школах, в HR, больницах и социальных учреждениях, и так далее.

Вести диагностику, тренинги, отбор и оценку персонала, консультировать и так далее.


С психиатрами все тоже более-менее ясно. Это в первую очередь врач, который получил медицинское образование. Я далек от медицины, поэтому точно не знаю, как оно должно выглядеть.

Но в данном случае это не столь важно, хотя если кто-нибудь знающий расскажет, я буду рад.

Главное что к психиатру у нас идут товарищи с шизофренией, БАР, депрессией, эпилепсией и прочими психопатологиями. И психиатр выписывает им нейролептики, антидепрессанты, корректоры, анксиолитики и так далее. Госпитализирует, иногда.


В общем картина ясна. Если я где-то ошибаюсь, поправьте меня.


Теперь основная путаница - психотерапия. Что под ней понимается?


С точки зрения психологии (в России) нет какой-то принципиальной разницы между психологическим консультированием и психотерапией. Никаких аккредитаций и лицензий не требуется. Я могу (даже без образования вообще) идти открывать психологический кабинет, и называть себя психотерапевтом, и делать там что угодно, и мне за это ничего не будет. Потому что закон вообще никак не регулирует эту ситуацию.


Добросовестный психолог, если хочет заниматься психотерапией, должен пройти профессиональную переподготовку, и изучить т.н. инструмент. Гештальт, психоанализ, транзактный анализ, и т.п. Такая подготовка предполагает от года до нескольких лет обучения, где психолога будут учить непосредственно методу и работе с клиентом.


Собственно в психологической среде под психотерапевтом понимается именно этот психолог, получивший переподготовку в пределах какого-нибудь направления (гештальт, телесная терапия и т.д.). В идеале этот человек еще должен пройти личную терапию и иметь супервизора.


То есть это все еще психолог, не врач. Он не имеет права выписывать лекарства и ставить диагнозы. Его клиенты - здоровые, или преимущественно здоровые люди.


Однако в интернете я постоянно нахожу упоминания о том, что психотерапевт это всегда врач. Некоторые люди ссылаются на Приказ "О психотерапевтической помощи" от 16.09.2003 г. № 438, где указано, что психотерапевтом может называться только врач-психиатр. На пикабу был пост об этом, и не один.

В интернете чуть ли не везде пишут о том же, что психотерапевт это психиатр в первую очередь.


Наверное тут какая-то терминологическая путаница возникает? Я более-менее представляю себе, что происходит в психологической среде. Может быть в медицине под "психотерапией" понимается что-то другое, и врач-психотерапевт и психолог-психотерапевт это принципиально разные понятия?


Помогите разобраться, пожалуйста, применительно к нашим Российским реалиям в первую очередь. В цивилизованном мире-то понятно, все устроено иначе.


UPD: Ответ найден

#comment_105617104

Показать полностью

Психологи берут деньги за просто разговор. В чем смысл?

Психолог в лучшем случае просто разговаривает с клиентом, а в худшем - вешает эзотерическую лапшу. В любом случае как может помочь просто разговор? Никак.


Такая точка зрения - распространенная ошибка. Расскажу, почему.


Психологическое образование бывает разное. Чтобы консультировать и заниматься психотерапией нужно совершенно конкретное практическое образование. В ВУЗах этого почти не дают. Если психолог имеет высшее образование, и только его, это почти наверняка значит, что консультировать его учили чуть-чуть, а вести психотерапию не учили вообще.


Консультант, и особенно терапевт, должны проходить довольно долгую специальную подготовку.


Стоп. Зачем нужно какое-то специальное образование, чтобы просто вести с человеком адекватный разговор?


В том-то и дело, что это не просто разговор. Когда психолог ведет консультацию, он решает ряд задач. На мой взгляд, довольно не простых:


Нужно выстроить с собеседником доверительный контакт, чтобы человек почувствовал себя комфортно. Дать человеку выговориться, но не уйти от темы слишком далеко. Если человек молчит, его нужно разговорить.

Нужно действительно понять, что человек чувствует. Принять чужие переживания, и дать понять в ответ, что они услышаны и приняты. Так, чтобы человек это увидел.

Причем у человека может быть совершенно другая система ценностей, не такая как у психолога. И психологу нужно работать с совершенно разными людьми, не навязывая своего видения мира.


Потом нужно выйти за пределы ситуации и посмотреть на неё со стороны, проанализировать её с профессиональной точки зрения (а человек по-прежнему сидит перед вами и что-то говорит).

Вместе с клиентом нужно отыскать оптимальное решение. Не вообще оптимальное, а конкретно для клиента в его ситуации.


Дальше необходимо выяснить, так же вместе, как к этому решению прийти.


Параллельно всему этому процессу нужно внимательно следить за собственным эмоциональным состоянием и процессом коммуникации. Если, например, в беседе что-то раздражает, нужно четко понимать, что именно? Это мои индивидуальные заморочки, или человек, который передо мной, систематически раздражает окружающих?

Для этого нужно самому очень хорошо знать заранее свои индивидуальные особенности.


Постепенно с клиентом будут выстраиваться некоторые отношения, и нужно осознанно следить за тем, что происходит в этих отношениях, как развивается диалог, анализировать роли и позиции в этом диалоге, и так далее. И делать это нужно с профессиональной психологической позиции, а не с личной человеческой.


Если разобрать, что конкретно делает психолог в каждый момент времени, то получится, что для психолога консультация никогда не бывает простым разговором. Это всегда поле профессиональной деятельности, и психолог довольно сильно загружен.


Попробуйте в обычных разговорах осознанно следить за невербальной коммуникацией, за эмоциональным состоянием собеседника, и своим, не упуская при этом суть диалога из внимания. Или попробуйте, так же в обычном разговоре, не использовать оценочных высказываний.

С непривычки это может быть весьма не просто.


Зачем все это нужно, и как соотносятся психиатрия с психологией - отдельные темы.

Показать полностью

Зачем нужна не медицинская психотерапия

Существует один психологический факт, который можно считать доказанным. С этим не спорит подавляющее большинство психологических направлений.


Факт такой: родительское поведение оставляет след в личности ребенка на всю жизнь. Стиль родительского поведения передается из поколения в поколение. Другими словами, несчастье наследуется.


На пикабу часто публиковались резонансные посты на такие темы как: "родители отобрали накопленные деньги", "родители проигнорировали, что сломана рука и заставили идти в школу", "родители вывихнули руку, снимая пальто", и так далее. Эти посты вызывали целую волну, где люди делились своей обидой, хотя для кого-то прошло уже много лет.

То же самое происходило с постами про разные конфликты, измены, гиперопеку, предательства.


Отрицательные герои этих историй не от хорошей жизни ведут себя таким образом. Они не умеют выстраивать отношения друг с другом, со своими детьми, со своими родителями. Не умеют выстраивать границы, и если говорить в общем, люди часто бывают не счастливы.


Происходит это в том числе потому что революция, репрессии, совок, перестройка и девяностые оказали на наших предков (и наше детство) неизгладимое впечатление.


В нашей культуре воспитание это практически синоним запретов и насилия. Декриминализация домашнего насилия это подтверждает. У нас к детям вообще нормально относиться как к людям второго сорта. Объяснять их поведение исключительно дурью и ленью.

В нашей культуре принято обращаться за психологической помощью тогда, когда уже совсем жесть, когда едет крыша. Просто несчастья никак не достаточно.

У нас вообще принято считать, что всякое счастье должно быть выстрадано. Что страдания это неотъемлемая и даже желательная часть жизни.


Это не личная проблема каких-то отдельно взятых людей. Это проблема семей, которая наследуется. Это проблема всей культуры, в которой растут не счастливые дети.


Если человек не счастлив, это не мешает ему работать, общаться с другими людьми, заводить отношения, семью и детей. У него не написано на лбу, что он не счастлив. От боли и обиды никто не умирает на месте, с ними живут. Просто в статистике заболеваний молодеют инфаркты и инсульты, и падает средняя продолжительность жизни.


Насколько я знаю, человечество изобрело только один способ борьбы с этой напастью. И этот способ - психотерапия. Не медицинская, а просто человеческая, гуманистическая.

Показать полностью

Билайн, мать твою, что ты творишь?

Пришло время катать пост про то, как меня развели. Чтобы не развели вас.


Примерно месяц назад я искал в интернете книжку с мобильного телефона. Я пользуюсь интернетом уже много лет, поэтому вряд ли бездумно кликал на все кнопки скачать. Но тем не менее, после очередного действия, мне упала смска с содержанием примерно таким "Отправьте бесплатно СТОП93 на короткий номер 8960 для отмены платной подписки 30р/день".


Я подумал, шо за хрень, я же ни на что не подписывался. Все смски, начинающиеся с "Отправь бесплатно..." я даже не читаю, и не вникаю в их суть. Как и многие люди, которым сыпятся горы спама. Поэтому я почти не обратил на неё внимания. У меня мелькнула мысль, что надо бы заглянуть в детализацию счета завтра, но я в этот момент был на отдыхе, и успешно эту мысль забыл.


Сегодня, примерно месяц спустя, мне приходит смска "Вы все еще подписаны, 30р/день, для отмены личный кабинет билайн". О_О


Я захожу в личный кабинет, и вижу в детализации, что последний месяц с меня списывалось по 30р в сутки. Эта подписка себя никак не проявляла, я ничего не получал.


Захожу в раздел услуг и вижу в дополнительных услугах подписку на номер 8960, которую можно отключить прямо из личного кабинета.


Номер принадлежит компании СМСкапитал. В чем суть подписки я так и не понял. Однако я понял, что подписаться на неведомую хрень можно в один клик на какой-то невзрачный баннер, замаскированный под кнопку "скачать".


Никакого согласия в явной форме я не давал, не вводил номер телефона, и ситуация не предполагала, что должна быть какая-то подписка на что бы то ни было. К сожалению, не помню сайт, на котором это произошло, потому что прошел месяц, даже больше.


Видимо разводов стало так много, что теперь начинают работать обратные схемы. Когда нужно, чтобы на смску с отменой не обращали внимания, её маскируют под развод. И люди не обращают внимания, и спохватываются гораздо позже. Погуглил - оказалось, я такой не один. Можт и на пикабу описывали эту схему, но я не встречал.


Всем спасибо, будьте внимательны, а не как я.


p.s.

Завтра пойду в билайн, спрошу у них, какого собственно буйвола это было. Но не особо надеюсь вернуть свой косарик :/

Показать полностью

Зачем нужно столько разных методов психотерапии?

Навеяло вот этим постом.

Психоанализ, гештальт, КПТ, нарративная психология, гипноз, краткосрочная терапия, переработка движением глаз (щито?), и так далее. Там разбирается отдельно, кому подойдет каждый из подходов.


У человека, особенно того, который привык мыслить логически, закономерно возникает ощущение, что среди всего этого многообразия отсутствует структура. Что каждый психолог делает что-то своё, придумывает новое название и вперед. Кому-то подходит, кому-то не очень.


На самом деле, большая часть психотерапевтических методов хорошо выстраивается в определенную иерархию. Пост будет полезен в первую очередь тем, кому легче воспринимать информацию через логику, закономерности и схемы.


Можно построить такую картинку.

Зачем нужно столько разных методов психотерапии? Психотерапия, Психология, Специалисты, Выбор, Длиннопост, Методы психотерапии, Видео

По оси икс - уровень развития личности клиента. Под ним понимается не уровень развития личности вообще, и не возраст человека. А тот уровень развития личности, который проявляет человек, сталкиваясь с данной психологической проблемой.


Под условным "ребенком" мы понимаем такую ситуацию, когда человек ничего не хочет знать о причинах своей проблемы. Ему просто хочется избавиться от неё, и не более того. Например: взрослый дядя приходит к терапевту с запросом "избавьте меня от фобии/заикания/тревоги, не могу больше терпеть, хочу чтобы прошло". Клиент не умеет решать подобные проблемы, ему просто нужна помощь.


Под условным "подростком" мы понимаем такого клиента, который так же не умеет решать психологические проблемы, но готов учиться этому. Его интересуют причины, истоки проблем, механизмы их образования. Он хочет разобраться в себе и вырасти как личность в этом процессе. Научиться, и дальше решать проблемы самостоятельно, без терапевта.


Под взрослым мы понимаем такого человека, который является личностью в полном смысле слова. Он умеет решать собственные проблемы, опираясь на обобщенный культурный опыт. Но ему нужна в этом некоторая помощь, ему нужно обнаружить что-то новое в себе, посмотреть на свою жизнь под другим углом, лучше понять методы, узнать что-то еще.


По оси игрек - уровень личностной вовлеченности в терапевтический процесс. Это дает нам возможность построить две линии - для терапевта и для пациента. Образуются в общем три типа терапии.


I - терапия поведения

II - терапия причин

III - терапия процесса


В терапии поведения терапевт не обращается к личности клиента, а работает в первую очередь с симптомом. Ни терапевт, ни клиент не ищут каких-то глубинных скрытых причин этого симптома. Степень личностного вовлечения клиента в процесс терапии - низкая. Для терапевта тоже, он как бы спускается до уровня клиента, и говорит с ним на одном языке. Терапевт действует директивно, дает конкретные советы и инструкции, что делать с проблемой, как себя вести. Строгий пример такой терапии: бихевиоральная терапия.


В терапии причин ситуация меняется. Клиент приходит с запросом "я хочу понять причины своего состояния, я хочу познать себя". Уровень личностного вовлечения клиента выше, чем в предыдущей позиции. Уровень личностного вовлечения терапевта намного выше, поскольку ему нужно создать условия для роста клиента. Рост в этих условиях и приведет к разрешению проблемы. Классический пример: психоаналитическая терапия.


В терапии процесса мы имеем дело с полностью развитой личностью, которая ищет пути для дальнейшего развития. Это уже не столько терапия, сколько консультирование. В первую очередь это направление будет ассоциироваться с гуманистической психологией, с именами Маслоу и Роджерса.


Эта схема задает структуру, в пределах которой можно располагать остальные психотерапевтические направления. Не с математической точностью, конечно, но в общем вполне определенным образом.


Гипноз должен оказаться строго в I. Когнитивно-бихевиоральная терапия чуть правее.

Любые психоаналитические направления попадут в район II.

Гештальт окажется между II и III, но заметно ближе к III. Там же окажется, например, экзистенциальный анализ Ялома.

Транзактный анализ займет место ближе к II, с уклоном в правую часть картины.

Куда попадет нарративная психология, краткосрочная терапия и переработка движением глаз, указанные в первоначальном посте, я не буду утверждать, поскольку плохо понимаю, что это. Может подскажут в комментариях знающие люди?


Эта схема задает соответствие между той позицией, в которой находится человек, и той терапией, которая в данный момент ему нужна. Три ступени I, II и III, должны быть пройдены последовательно, без прыжков через ступеньку.


Как может выглядеть типичная ошибка?

Когда, например, человек в позиции "ребенок", попадает к терапевту из второй или третьей ступени. Например, когда человек в депрессии попадает к психоаналитику или экзитенциальному психологу. Человек в глубокой депрессии испытывает дефицит воли, для него подвиг уже в том, что он обратился за помощью и пришел в кабинет. Ему не нужны долгие разговоры о причинах его состояния, или пространные рассуждения о смысле жизни. У него нет возможности расти, ему не нужны условия для роста, ему нужно облегчить состояние. Потом уже можно будет поговорить о причинах.


Или когда симптом уже облегчен, и человека интересует что-то большее, но он продолжает ходить к тому же самому КПТ-терапевту, не испытывая никакого удовлетворения от этого занятия. Потому что клиент уже перешел в позицию "подростка", и ему нужен терапевт второй ступени.


Конечно, все очень многое зависит от личности терапевта. В любом подходе можно быть более или менее директивным. А к какому-то подходу у человека может быть индивидуальное отторжение. Однако, схема задает некоторые ориентиры.


Источник в комментариях.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!