В прошлом посте "Хроник" упомянул "фантазёров". Руководящих производственных сотрудников без профильного образования, без знаний и опыта в своей сфере.
Пост породил бурную дискуссию. В пылу которой один из таких сотрудников даже на своём примере живо проиллюстрировал синдром Даннига-Крюгера. Гражданин уверял, что образование и опыт ему не нужно при покупке нового оборудования. Он просто обращается к продавцам оборудования и они ему всё рассказывают, показывают и подбирают. А он просто денежку оформляет. Комментаторы его поддержали: "Пацан к успеху идёт. Решает проблемы на ходу, а ты тут умничаешь впустую."
Проиллюстрирую примерами, которые видел своими глазами:
(конечно же, всё ниже написанное - вымысел и никакого отношения к реальным юридическим лицам не имеет)
1.Небольшой завод в соседней стране. Изготавливает и ремонтирует горнодобывающее оборудование. Поскольку вся горно-добывающая отрасль в той стране уже была куплена англичанами, то они прикупили и этот завод. И выделили бюджет на полное перевооружение. Среди всей продукции там делали шахтные вагонетки. И купил заводишко два роботизированных сварочных комплекса. Один 20-ти метровый для сварки корпусов вагонеток, другой - короткий с поворотным позиционером для сварки колёсных тележек к этим вагонеткам. Принимал решение о покупке - техдир с гендиром. Их возили в скандинавскую страну производителя этих комплексов, парили там в сауне, облизывали со всех сторон. Всё честно и подробно рассказали. Но когда комплексы привезли на завод, собрали, подключили и потребовали сборку (детали, собранные на прихватках) для проведения сдаточной демонстрации - Главный Сварщик завода взялся за свою седую голову и взвыл. Система определения зазора на сварочном роботе требовала зазоров на сборке не более 1мм. А местное заготовительное и кузнечное производства давали детали в сборку с зазорами, местами, в палец шириной. Там листы по 15-20мм толщиной. Отрезают на плазме, гнут на валках по шаблонам, на гидравлических листогибах ещё. Своя специфика. Просто люди-сварщики заваривают это без проблем. А вот робот не может заварить такие щели. Выброшены колоссальные деньги. Два комплекса легли мёртвым грузом на шею предприятия. Но это цветочки. Чтобы всё-таки обеспечить более точную подгонку деталей потребовалось ещё дополнительное оборудование - дополнительные затраты и время цикла существенно увеличилось за счёт дополнительных операций . В итоге, роботизированный комплекс съедает дополнительное время и деньги, преимуществ не даёт вообще. Самое печальное, что на предприятии хорошая служба Главного Сварщика. Но его никак не привлекали на стадии принятия решения.
2. Получил один мелкий клиент вкусный заказ. Крупносерийное производство тяжёлых петель для люков. Начал подбирать оборудование. Наш менеджер подходит ко мне с чертежом. Менеджер хочет продать ему трёхосевой фрезерный станок с поворотным столом. Просит посчитать производительность. Смотрю чертёж. Там штамповочные уклоны, большие скругления по всем граням (штамповка, ясное дело), отверстие под ось, которое надо просверлить, зенкеровать и развернуть и крепежные отверстия без точности.
Объясняю менеджеру, что клиенту нужно купить какой-нибудь бэушный кривошипный пресс, заказать прессформу и пара настольных сверлилок. И он будет гнать эти петли своей крупной серией как сосиски - один за одним. Примерно петля в 10-15 секунд. Штамповщик/ца и пара сверловщиков. Квалификация не нужна, можно поставить хоть бабулек-пенсионерок за горсть орехов. А если фрезеровать из штучной заготовки в четырёх осях все скругления - будет от 3-4 минут на петлю. И куча инструмента режущего будет расходоваться постоянно - радиуса закатывать сферическими фрезами. Это будет существенно дольше и дороже. Плюс нужен будет оператор-наладчик станка ЧПУ. А клиент - даже не в райцентре. Как он будет искать квалифицированного оператора - вопрос.
Но менеджер объясняет мне, что проблемы индейцев шерифа "не беспокоят". Правильное оборудование стоит в разы дешевле и мы кузнечно-прессовое вообще не поставляем. А менеджеру нужно продать именно то оборудование, которое у него есть в каталоге - трёхосевой фрезер с ЧПУ и поворотный стол к нему (ось А). В перспективе - пусконаладка, отработка первой детали, подписание акта приёмки, получение окончательного платежа. Только спустя время клиент увидит, что рентабельность производства этих петель какая-то низкая. Возможно, решит загуглить "как там избы строятся" и узнает, что он работает по медленному и дорогому варианту, а быстрый и дешёвый ему не предлагали, потому что фирмы, куда он обращался не торгуют прессами. А то, что нужен пресс, а не фрезерный станок - он сам не знает. Потому что нет у него нет ни знаний ни опыта в сфере куда его кто-то поставил работать.
3. Коллега менеджер обратился в частном порядке. У него хорошие знакомые урвали заказ на специальную тару. Предложил за небольшую мзду в режиме "фрилансера" запустить это производство. Показал фото - ничего сложного и важного. Металлическое тянутое ведро, холодноштампованая крышка и застёжки на контактной сварке. Плюс порошковая окраска и маркировка. Я ему очень долго объяснял, что в режиме "вечером после работы" такое не делается. Подобрать оборудование - это только вершина айсберга проблем и задач, которые решаются на всех этапах запуска нового производства. Надо с утра до вечера крутиться на площадке. Проектирование и строительство фундаментов, подвод электричества, сжатого воздуха, освещения, вытяжки, транспортировка, выгрузка, пусконаладка, производственная мебель, закупка расходников, производство оснастки, куча попутных вопросов всегда при этом, наём и обучение персонала, согласование ФЗП, организация закупочных цепочек, составление и контроль плана производства, организация складского хозяйства, утилизация отходов производства, система безопасности (минимум от воровства). То есть этим должен заниматься на постоянке квалифицированный специалист. И в зависимости от масштабов фирмы клиента его можно назвать: начальник цеха, начальник производства, технический директор. Коллега говорит, что это не то, что им надо. Платить компетентному надо много. А они не хотят. За что там платить - там же всё просто. Делаю фейспалм и предлагаю другое решение - обратиться в технологическую консалтинговую фирму, они всё организуют под ключ и передадут готовое, работающее производство не очень дорогому и не очень компетентному специалисту, который просто будет поддерживать статус кво. В ответ то же самое: "Ты что! Этим фирмам вообще надо много платить. Ни за что". Да. Ни за что. За эфемерные знания и опыт, которые проскользнут в сиюминутном решении, которое поможет сэкономить (читай заработать) миллионы или потерять миллионы.
4. Захотел заказчик токарный патрон. У менеджера долго лежал на складе 460-й с большой центральной дыркой (что-то около 265). Менеджеру надо было продать этот, практически, трубный патрон. Объясняет, что посадка патрона больше посадки шпинделя, но это ничего - можно прикупить ещё и переходной фланец, изготовленный на заказ. Он втюхивает его заказчику со словами - это патрон на все диаметры, на все случаи жизни. Закупщик немного знает, что токарный патрон - это не винтовочный, что уже хорошо. Ну и буквально после покупки начинаются эти "все случаи жизни". Звонит заказчик менеджеру и говорит - нужно обработать штучные заготовки диаметрами 14,26,30мм. А штатные кулачки не дотягиваются. Менеджер - мы можем изготовить дополнительные удлинённые кулачки для такого диаметра. Техотдел проектирует. Получается огромное свободное свисание кулачка над центральным отверстием. Кулачок надо ужесточать за счёт второго габарита. Получается огромный лапоть. В патроне нет системы компенсации центробежной силы. Значит может разжимать при вращении. Все диаметры заготовок в один кулачок не вмещаются. Надо три комплекта кулачков или после каждой партии растачивать на новый диаметр. Три комплекта больших спецкулачков стоят дорого, да ещё их надо расчитать на жёсткость и прочность. Тут цена ошибки не миллион, конечно, а всего около 5-6 тысяч в валюте и геморрой на годы вперёд. Потому что свой промах он не озвучит и будет продолжать покупать или изготавливать спецкулачки под каждый мелкий диаметр. Под его нужды надо было взять какой-нибудь 250 патрон с одним комплектов стандартных калёных кулачков. На прямом и на обратном зажиме - действительно на все случаи жизни. Относительная мелочь, но я более чем уверен, что у того некомпетентного специалиста таких просчётов много.
5. Фирма, которая продавала американские станки на четыре буквы. С 23 февраля 2022 года уже не продаёт, конечно... При продаже станка обещали фантастическую нереализуемую производительность. На пусконаладке не показывали обещанных результатов, платили штрафы по договору. Продажа станка была в ноль почти. За то они брали своё сервисом. Станки слабенькие, служба сервиса сильная. И богатая. Технари это все уже давно знают, да и режимы станки на четыре буквы предлагали такие, которые не тянут их слабенькие шпинделя. Но менеджеры работают с "фантазёрами", а технарей никто не спрашивает. С ними не советуются - это же сразу показывает некомпетентность "фантазёров".
6. Одна фирма подмосковья получила от казны крупный бюджет на расширение производства. Тут "фантазёры" очканули. Поняли, что пусть лучше технари решают с выбором оборудования. Разделить ответственность за казённые деньги. И сказали фантазёры технарям: "Вот нам из казны дали мешочек монет. Выберите на всю сумму станки, нужные для масштабирования производства в Х раз". Ну технари освоили бюджет. Привезли заморские станки. Пусконаладили. Какие-то с восхода солнца, какие-то с захода. Какие-то за 3-4 месяца пришли, какие-то за год. И вот через год цех оборудован станками. Говорят фантазёры технарям - начинайте работу в новом цеху! А технари говорят: "А оснастку зажимную? А станочную оснастку? А режущий инструмент?" А на это, по опыту оснащения нового производства, уходит до 30-40% стоимости самих станков. А кто ж это знал? Технарям сказали выбрать станки на определённый бюджет - они и освоили его. А то, что это все деньги - технари не знали. Это должны были знать фантазёры. Но они не в курсе того, чем управляют.
Небольшой вывод:
1. Продавцы не друзья производственникам. Их задача получить максимально возможную сумму от производства. С некомпетентными заказчиками сделать это проще простого. "На дурака не нужен нож, ему немного подпоёшь и делай с ним, что хошь!"
2. Сотрудники без профильного образования и опыта тормозят производство, наносят ему финансовый ущерб. Причём на всех уровнях. Правда оператор может ушатать только один станок. А уровень техдиректора может реализовать массовый ущерб всему производству.