Серия «Системный анализ»

Систематизация знаний Калом Линнеем

Знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней, еще будучи студентом, стал помощником профессора ботаники Олуаса Цельзия в Лундском университете, начал сам преподавать в университете. Одним из поворотных моментов в его жизни стало путешествие по Лапландии. Линней прошел пешком почти 700 километров, собрал обширную коллекцию растений, которая легла в основу его первой книги «Флора Лапландии». Вскоре по предложению своего друга доктора Гронова, Линней составил и напечатал первый вариант систематизации в зоологии и ботаники «Systema naturae». В этой книге было всего 14 страниц большого формата с таблицами и кратким описанием минералов, растений и животных. С этого издания начинается ряд быстрых научных успехов Линнея.

Систематизация знаний Калом Линнеем Карл Линней, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

1 Линней в «лапландском» (традиционном саамском) костюме (1737)

Занимаясь научными исследованиям, Линней изобрел термометр, воспользовавшись температурной шкалой Цельсия, а так же изучил и описал все известные в его время лекарственные травы и способы их приготовления. Но главная работа шла над «Системой растений», которая продолжалась 25 лет. Целью учёного была систематизация всех знаний растительного мира Земли. Систематика зоологии была неразвита и состояла в простом перечислении видов без связи и отношений между собой. Не было общепринятой классификации, а описания были сбивчивы и неточны.

Работа Карла Линнея реформировала эту область науки. Он не открывал новых знаний или неизвестных законов природы, но он создал ясный, логический метод, который упорядочил уже имеющиеся знания. Линней предложил бинарную систему научного наименования растений и животных, опираясь на особенности их строения. Растения он разделил на 24 класса, выделив роды и виды. А каждое название должно было состоять двух слов для обозначения родового и видового признака. Подобная терминология и удобство облегчили возможность систематизации.

Это открыло дорогу новым исследованиям и дало толчок в развитии науки. Позже Линней применил свой принцип и к классификации всей природы, в частности, минералов и горных пород. Он также стал первым учёным, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных — приматам.

Систематизация знаний Калом Линнеем Карл Линней, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

2 Титульный лист первого издания «Системы природы» (1735)

Некоторые факты биографии

Карл Линней родился в Швеции 23 мая 1707 года. Он был незнатного рода из простых крестьян. Отец, Ниле Линнеус, был бедным сельским священником. На следующий год после рождения сына он получил более выгодный приход в Стенброгульте, где и протекло все детство Карла Линнея до десятилетнего возраста. Отец был большим любителем цветов и садоводства; в живописном Стенброгульте он развел сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. У мальчика был свой, особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином; их так и называли — «садиком Карла».

Систематизация знаний Калом Линнеем Карл Линней, Творческие люди, День рождения, Видео, YouTube, Длиннопост

3 Кристина Бродерсония и Нильс Линней, родители Карла Линнея

В возрасте десяти лет Линней пошел в начальную школу в городке Вексие, но школьные занятия шли плохо, уроки были скучными, а все время он с увлечением посвящал ботанике. Когда отец уже хотел забрать Карла из гимназии, случай столкнул его с местным врачом Ротманом. Он был хорошим приятелем начальника той школы, где Линней начал свое обучение, и от него знал об исключительных дарованиях мальчика. У Ротмана занятия «неуспевающего» гимназиста пошли лучше. Доктор начал его понемногу знакомить с медициной и даже — вопреки отзывам учителей — заставил полюбить латынь.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Первые учителя, которые занимались обучением ребёнка, говорили, что он — лентяй, и из него никогда ничего не выйдет. Действительно, Карлу было неинтересно учиться, куда охотнее он отправлялся бродить по полям и лугам и собирать растения. Как писал о нём поэт: «...Вместо игрушек руки его искали цветов, и слабым ребёнком в глуши деревень он носился по уступам скал, по склонам гор, презирая колючий кустарник и острые камни, собирал полевые травы и, нагруженный своей ношей, возвращался домой».

Не раз отец хотел сжечь гербарии сына и грозил ему наказанием, но мать всегда вставала на защиту мальчика, приняв его сторону и видя какое удовольствие было для него собирать растения. Она уже подозревала, что увлечение Карла не было легкомыслием, в числе растений, собранных им, были полезные, целебные травы.

Этот и еще 32 материала VIKENT.RU по теме Раннее развитие Внутреннего мира...

2) Видео: СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: КАК ОСТАНОВИТЬ РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ: школьников, студентов ?

Источники

  1. Карл Линней на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/49/

  2. Самин Д. К., 100 великих ученых. — М.: Вече, 2004. — 592 с. (100 великих) с.108-112

Фото:

  1. Линней в «лапландском» (традиционном саамском) костюме (1737)

  2. Титульный лист первого издания «Системы природы» (1735)

  3. Кристина Бродерсония и Нильс Линней, родители Карла Линнея

Показать полностью 3 1

Системный подход в психологии по М.И. Веллеру

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Системный подход в психологии по М.И. Веллеру Наука и жизнь, Принятие решений, Человек, Антропология, Человечность, Познание, Система, Социальное, Веллер, Видео, YouTube, Длиннопост

Михаил Иосифович Веллер — современный отечественный писатель

Возможна модель человека как системы иерархических уровней:

«– Самый общий уровень – материально-энергетический. И он есть всегда. На этом уровне человек существует всегда. Материальные частицы, из которых он состоит, были до него, будут и после. А в нём они были собраны вот в такую комбинацию. В такую систему сложнейшую. И эта система преобразовывала огромное, по сравнению со своим собственным составом, количество энергии.

– Следующий уровень – биологический. И он тоже функционирует всегда. Пока человек существует как единое целое.

– Следующий уровень... пожалуй, деятельный. Деятельность – она впереди ума идёт. Бобры строят плотины, термиты – термитники, барсук роет потрясающие норы, белка делает склады на зиму. Строительство гнезда – это труд по улучшению и обеспечению своей жизни и потомства. В конце концов, любой биологический организм живёт во взаимодействии с окружающей средой, и чем сложнее организм – тем сложнее и активнее взаимодействие.

– Дальше появляется уровень разумный. Думать много стал. И посредством этого своего разума резко усилил и усложнил всю свою деятельность. А также организацию своей стаи, – и:

– Следующий – социальный, политический уровень. Структуризация многофункционального высокопроизводительного общества.

– А превыше всего – дух человеческий: благородные порывы, поклонение Красоте, тяга к Истине, служение Добру, борьба со Злом.

Так вот весь фокус в иерархии этих уровней. А это вещь не такая простая, как кажется. Потому что надо договориться о системе отсчёта. Что считать за более главное, нужное, принципиальное, характерное, показательное. Что есть в первую очередь определяющее для человека?

Системный подход в психологии по М.И. Веллеру Наука и жизнь, Принятие решений, Человек, Антропология, Человечность, Познание, Система, Социальное, Веллер, Видео, YouTube, Длиннопост

От винта отойдите, пожалуйста. Студентов пропустите вперёд, они наше интеллектуальное будущее.

Последовательный физик мыслит категориями системными, кибернетическими, где принципиальной разницы между системами живыми и неживыми нет. Системные, кибернетические расчёты и закономерности ему понятны, но результаты могут не нравиться. Тогда он вспоминает о разуме и духе человека, и говорит, что на них надо уповать и напирать, чтоб было с человечеством не ужасно завтра, а как надо. Типа умом и духом подправить физическую природу.

Биолог видит везде биологию. Он норовит из биологии вывести всё остальное. Биология первична. Физика объясняет биологию. Из биологических инстинктов происходит всё общество и его деятельность. Или иначе – из потребностей организма и из обучения получается человеческая личность и её поведение. Иногда получается ужасно. И тогда надо призвать на помощь разум и дух, потому что мы умные и знаем, в чём добро, а природа наша хорошая биологическая просто искажена гадостями цивилизации: немного по неправильному пути пошла (как-то...) наша цивилизация.

Социологи вообще и экономисты в частности цель всего мироздания видят в удовлетворении потребностей человека. Устройство общества и его производственная деятельность имеют целью осчастливить человечество. Это и есть главная цель Истории, чего ж ещё. А борьба разных групп объясняется жаждой захапать больше благ. А дух и разум – это конечно, это хорошо, но это вторично: было бы меньше корма, как в прошлом, – и никакого искусства, ничего высокого. Жратва всему голова! В сущности, пан-экономическая теория человеческой истории – это вульгарный биологизм, оснащенный научно-техническим прогрессом.

Системный подход в психологии по М.И. Веллеру Наука и жизнь, Принятие решений, Человек, Антропология, Человечность, Познание, Система, Социальное, Веллер, Видео, YouTube, Длиннопост

Истинные и последовательные рационалисты утверждают, что разум – главное и принципиальное отличие человека от волка. И поскольку человек не дурак же, он понимает, как жить лучше, он и должен стремиться к этому лучшему для всех. К добродетели, выражаясь по-древнегречески. Но поскольку несовершенен бродяга человек, нужны, конечно, законы, в том числе и суровые. Доверяй, но заставляй.

Лица же духовные, склонные к мировоззрению божественному, те полагают Дух Божий, вдунутый в нас, всего главней. На все воля Божья. Вся история – воплощение замысла Его. Если Он может раздвинуть воды морские и остановить солнце на небе – довольно глупо искать более главные силы в мироздании. И к таковым духовным людям примыкают поборники морали, служители Добра, которые полагают Мораль, Добро и Справедливость главными движущими силами. Моральный Императив превыше всего! В этом и сущность человеческая, в отличие от звериной, что духом своим мы поднимаемся над биологией, преодолеваем её и делаемся Человеками с Большой Буквы. Это и есть цель. Счастье. Но не потребительское, а духовное. Тоже хорошо. Дешевле обойдется. Сольемся в Боге. Вечный кайф!

...Это напоминает Соломонов суд, где преданные матери хотят разорвать младенца на шесть частей. Почему шесть? Потому что на Седьмой день Бог отдыхал. Больше у нас нет для вас основных уровней человеческого бытия.

Основная ошибка существующих концепций человека в том, что полагается постоянное и принципиальное доминирование одного базового уровня.

Постоянства доминанты какого-либо уровня существования человека нет.

ЧЕЛОВЕК – МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА С ПЕРЕМЕННОЙ ДОМИНАНТОЙ».

Веллер М.И. Психология энергоэволюционизма, М. «Аст», 2011 г. с. 13-15.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 17-ти видео: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 18 марта 2023 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT. RU пройдёт онлайн-консультация № 307:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ / КРЕАТИВНЫХ / ТВОРЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

+ Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на последующие онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Михаил Иосифович Веллер — современный отечественный писатель / Библиотеки Архангельска | МУК «ЦБС» & На фоне — Изображение от rawpixel.com на Freepik

  2. Изображение от Freepik

  3. Изображение от Harryarts на Freepik

Показать полностью 3 1

Теория уровней абстрактного интеллекта по Я.А. Фельдману

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Теория уровней абстрактного интеллекта по Я.А. Фельдману Наука, Научный метод, Научная работа, Методология, Исследования, Ноу-хау, Системное мышление, Познание, Фельдман, Видео, YouTube, Длиннопост

Яков Адольфович Фельдман — советский, израильский и российский поэт-переводчик, педагог, автор книг. По образованию — математик-программист

Я.А. Фельдман предложил модель, включающую ряд уровней, которые могут быть выражены в разных терминах.

Автор приводит значительное количество таблиц, но ниже приведём только два варианта:

Теория уровней абстрактного интеллекта по Я.А. Фельдману Наука, Научный метод, Научная работа, Методология, Исследования, Ноу-хау, Системное мышление, Познание, Фельдман, Видео, YouTube, Длиннопост

Фельдман Я.А. Теория уровней и модель человека, М., «Доброе слово»; «Чёрная белка», 2005 г., с. 15 и 21.

Источник — портал VIKENT.RU

Данные таблицы цитируются согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 27-ми видео: НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Яков Адольфович Фельдман — советский, израильский и российский поэт-переводчик, педагог, автор книг. По образованию — математик-программист / Скриншот видео AbiTask.com на русском // YouTube-канал Jacob Feldman

Показать полностью 2 1

Суперотбор как движущая сила истории по В.П. Бранскому

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Суперотбор как движущая сила истории по В.П. Бранскому Наука, Наука и техника, Наука и жизнь, Эволюция, Синергетика, Хаос, Теория, Прогресс, Методология, Научный метод, Закономерность, Видео, YouTube, Длиннопост

«Предельное состояние, которого может достичь система, подвергающаяся иерархизации, однозначно определяется природой самой системы и характером среды, с которой система взаимодействует.

В среде с определёнными свойствами система, достигшая критического (порогового) состояния иерархизации, становится неустойчивой, и тогда начинается обратный процесс – деиерархизация: постепенный (поэтапный, ступенчатый) распад сложной системы на более простые, причем в общем случае эти более простые системы не совпадают с первоначальными элементами, из которых образовалась сложная система.

В результате этого процесса упорядоченная иерархическая структура превращается в хаотический конгломерат более простых структур (разрушение системы, коллапс, катастрофа).

Деиерархизация, однако, тоже имеет предел. По достижении последнего неустойчивой оказывается уже не первоначальная упорядоченная система, а тот хаотический конгломерат, в который она превратилась.

И тогда вновь начинается процесс иерархизации. Но это уже не тот процесс, который был ранее, ибо речь идет о поэтапном (ступенчатом) объединении новых элементов, образовании новых структур и появлении совершенно новых взаимодействий.

Из сказанного следует, что должны существовать предельные состояния системы по отношению как к иерархизации, так и к деиерархизации. Предельное состояние по отношению к иерархизации естественно называть простым аттрактором (от лат. attraction – притяжение, привлечение), а предельное состояние по отношение к деиерархизации – странным аттрактором.

Суперотбор как движущая сила истории по В.П. Бранскому Наука, Наука и техника, Наука и жизнь, Эволюция, Синергетика, Хаос, Теория, Прогресс, Методология, Научный метод, Закономерность, Видео, YouTube, Длиннопост

Такой термин связан с тем, что указанные предельные состояния как бы притягивают к себе остальные. Выражаясь фигурально, можно сказать, что простой аттрактор – это предельное состояние, к которому тяготеет («стремится») порядок, а странный – предельное состояние, к которому тяготеет хаос.

Таким образом, процесс развития системы, если его наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный и запутанный процесс многоступенчатого чередования процессов иерархизации и деиерархизации.

Причём детальная специфика такого чередования зависит от сочетания особенностей развивающейся системы и особенностей внешней среды.

Возникает вопрос какова сущность этого процесса? Имеет ли он какой-нибудь особый, скрытый от постороннего взора, непосредственно ненаблюдаемый смысл? С первого взгляда подобный процесс может показаться совершенно бессмысленным: всё то, что создается во время иерархизации, затем разрушается;

Создаётся впечатление, что тот самый отбор, на который было возложено так много надежд, как будто не приближает систему к устойчивому состоянию, а удаляет её от него. Отбор как бы работает вхолостую.

Между тем в теории отбора существует один вопрос, который в начальный период развития теории всегда остаётся в тени, но в зрелый период выходит на передний план: существует ли обратная связь между результатами отбора и его механизмом?

Или, другими словами, какое влияние оказывают те или иные результаты отбора на факторы отбора?

Суперотбор как движущая сила истории по В.П. Бранскому Наука, Наука и техника, Наука и жизнь, Эволюция, Синергетика, Хаос, Теория, Прогресс, Методология, Научный метод, Закономерность, Видео, YouTube, Длиннопост

Как станет ясно из дальнейшего анализа, сущность процесса чередования иерархизации и деиерархизации, стремления к всё более интегрированным формам порядка и к всё более дифференцированным формам хаоса заключается в осуществлении суперотбора – отбора самих факторов отбора.

Это означает поиск совершенно новых тезауруса, детектора и селектора. Очевидно, что результат отбора в решающей степени зависит от этих последних. Если в тезаурусе оказываются гораздо более сложные структурные образования, а в роли детектора начинает выступать более «квалифицированное» взаимодействие, подчиняющееся более «мудрому» закону, то результат отбора не заставит себя ждать: он будет резко отличаться по своему качеству. Ситуация здесь напоминает ту, когда ставится задача найти, например, новый минерал с новыми уникальными свойствами.

Очевидно, что вероятность нахождения такого минерала резко возрастает, если поиск ведётся в более богатом минералами районе, поиском занимается более квалифицированный специалист и приборы, которыми он пользуется, обладают более совершенной конструкцией. Теперь ясно, для чего нужна с первого взгляда такая неприятная процедура, как деиерархизация: она создаёт совершенно новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур (новый тезаурус).

Последние были невозможны в рамках прежних элементов. Кроме того, взаимодействие этих элементов протекает теперь по новому закону (новые детектор и селектор). Следовательно, именно деиерархизация придаёт переменам в развитии системы радикальный (а не косметический) характер.

Вот почему в синергетической теории развития отношение к хаосу оказывается существенно иным, чем оно было в классических теориях развития: «Создание хаоса оказывается иногда очень полезным».

Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи, Калининград, «Янтарный сказ», 1999 г. с. 517-519.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 6-ти видео: МЕТОДЫ / ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Изображение от pikisuperstar на Freepik

  2. Изображение от pikisuperstar на Freepik

Показать полностью 2 1

Парадокс планировщика по С.П. Капице и соавторам

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Парадокс планировщика по С.П. Капице и соавторам Инновации, Будущее, Планирование задач, План, Плановая экономика, Прогноз, Футурология, Проектирование, Принятие решений, Сергей Капица, Видео, YouTube, Длиннопост

Сергей Петрович Капица — российский авиационный инженер (по образованию) и телеведущий программы о науке и учёных «Очевидное – невероятное»

«Давайте представим себе, что мы стали участниками межпланетной экспедиции на некую обитаемую, но неизвестную нам планету. Народ на той планете имеет долгую и славную историю. В экспедицию, соответственно, включены физики, химики, биологи и, разумеется, историк. Физики и химики привезут на планету не только приборы, но и конкретные исследовательские программы, «аппарат генерации вопросов». С чем прибудет историк? Какие вопросы следует задать немедленно, а с какими можно подождать лет десять? Другими словами, как отделить суть дела от несущественных деталей? Разумеется, этот мысленный эксперимент – лишь способ обострить проблемы, возникающие при стратегическом планировании в наших конкретных земных условиях. […]

Одному государственному деятелю приписывают следующую крылатую фразу: «Я могу найти множество специалистов, которые берутся построить пирамиду, и не могу найти ни одного, кто знал бы, следует ли её строить».

Эта фраза отражает те суровые реальности, которые сложились к концу нашего века. Ещё не так давно в рамках как рыночной, так и плановой экономики, правительства, как правило, планировали развитие своих государств в пятилетней перспективе. Исчерпание многих важнейших ресурсов, ухудшение экологической ситуации, быстрый рост населения стран третьего мира, изменение политической карты мира и передел сфер влияния, тупик концепции «устойчивого развития» создают новую ситуацию.

Приходится принимать в полном смысле слова исторические решения, которые могут изменить траекторию развития цивилизации, по крайней мере, на много десятков лет.

Среди множества проблем, которые здесь возникают, обратим внимание только на одну. Это так называемый «парадокс планировщика».

То, что прекрасно на временах 5-7 лет, может оказаться далеко не лучшим решением на временах порядка 10-20 лет и гибельным на временах 40-60 лет.

Как тут быть? Считать, следуя Ф. Хайеку, что следующие поколения сами позаботятся о себе, и нас их проблемы волновать не должны? Или действовать как-то иначе?»

Капица С.П. Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего, М. «Наука», 1997 г. с. 78.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 9-ти видео: ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Сергей Петрович Капица — российский авиационный инженер (по образованию) и телеведущий программы о науке и учёных «Очевидное – невероятное» / FB.ru

Показать полностью 1 1

Структурный анализ текста по Ю.М. Лотману

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Структурный анализ текста по Ю.М. Лотману Искусство, Искусствоведение, Структура, Литература, Русская литература, Семиотика, Лингвистика, Система, Ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

Юрий Михайлович Лотман — отечественный культуролог, филолог и семиотик. Один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы. Автор 800 научных трудов

Ю.М. Лотман рассказывает о возможном подходе анализа литературных текстов:

«В основе структурного анализа лежит взгляд на литературное произведение как на органическое целое. Текст в этом анализе воспринимается не как механическая сумма составляющих его элементов, и «отдельность» этих элементов теряет абсолютный характер: каждый из них реализуется лишь в отношении к другим элементам и к структурному целому всего текста.

В этом смысле структурный анализ противостоит атомарно-метафизической научной традиции позитивистских исследований XIX века и отвечает общему духу научных поисков нашего столетия. Не случайно структурные методы исследования завоевали себе место в самых различных областях научного знания: в лингвистике и геологии, палеонтологии и правоведении, химии и социологии. Внимание к математическим аспектам возникающих при этом проблем и создание теории структур как самостоятельной научной дисциплины свидетельствуют, что вопрос из сферы методологии отдельной дисциплины перешел в область теории научного знания в целом. Однако так понятый структурный анализ не представляет собой чего-либо нового. Специфичность заключается в самом понимании целостности. Художественное произведение представляет собой некоторую реальность и в качестве таковой может члениться на части.

Предположим, что мы имеем дело с некоторой частью текста. Допустим, что это строка из поэтического текста или живописное изображение головы человека. Теперь представим себе, что этот отрывок включён в некоторый более обширный текст. Соответственно один и тот же рисунок головы будет составлять одну из многочисленных деталей картины, верхнюю её половину или заполнять собой (например, на эскизах) всё полотно. Сопоставляя эти примеры, мы убедимся, что текстуально совпадающая деталь, входя в различные единства более общего характера, не равна самой себе.

Структурный анализ текста по Ю.М. Лотману Искусство, Искусствоведение, Структура, Литература, Русская литература, Семиотика, Лингвистика, Система, Ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

Любопытные наблюдения в этом отношении дает восприятие кинокадра. Одно и то же изображение на плёнке, но снятое разным планом (например, общим, средним или крупным), в зависимости от отношения заполненной части экрана к незаполненной и к рамке, в художественной конструкции киноленты будет выступать как различные изображения (сама разница планов станет средством передачи художественных значений). Однако изменение величины изображения, зависящее от размеров экрана, величины зала и других условий проката, новых художественных значений не создаёт. Таким образом, источником эстетического эффекта, художественной реальностью в данном случае будет размер не как некая абсолютная величина, равная самой себе вне каких-либо связей с художественным окружением, а отношение между деталью и границами кадра.

Это наблюдение можно расширить до некоторого общего закона.

Одно из основных свойств художественной реальности обнаружится, если мы поставим перед собой задачу отделить то, что входит в самую сущность произведения, без чего оно перестаёт быть самим собой, от признаков, порой очень существенных, но отделимых в такой мере, что при их изменении специфика произведения сохраняется и оно остается собой.

Например, мы без каких-либо колебаний отождествляем все издания романа «Евгений Онегин», независимо от их формата, шрифта, качества бумаги. В ином отношении мы отождествляем все исполнительские трактовки музыкальной или театральной пьесы. Наконец, мы смотрим на нецветную репродукцию картины или гравюру с неё (до конца XIX в. это был единственный способ репродуцирования живописи) и отождествляем её, в определённых отношениях, с оригиналом (так, перерисовывание гравюр длительное время было основной формой обучения классическому искусству рисунка и композиции: исследователь, анализирующий расположение фигур на полотне, вполне может иллюстрировать текст нецветной репродукцией, отождествив её в этом отношении с самой картиной). На старинной фреске царапины или пятна могут быть гораздо более заметны, нежели сам рисунок, но мы их «снимаем» в своём восприятии (или стремимся снять, наслаждение ими будет носить эстетский характер и явно вторично, оно возможно лишь как наслоение на восприятие, отделяющее текст от порчи).

Структурный анализ текста по Ю.М. Лотману Искусство, Искусствоведение, Структура, Литература, Русская литература, Семиотика, Лингвистика, Система, Ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

Таким образом, в реальность текста входит совсем не всё, что материально ему присуще, если вкладывать в понятие материальности наивно-эмпирическое или позитивистское содержание. Реальность текста создаётся системой отношений, тем, что имеет значимые антитезы, то есть тем, что входит в структуру произведения.

Понятие структуры подразумевает, прежде всего, наличие системного единства. Отмечая это свойство, Клод Леви-Стросс писал: «Структура имеет системный характер. Соотношение составляющих её элементов таково, что изменение какого-либо из них впечет за собой изменение всех остальных» (Levi-Strauss С. Anthropologie structurale. Plon, 1958, р. 306).

Вторым существенным следствием наблюдений, которые мы сделали выше, является разграничение в изучаемом явлении структурных (системных) и внеструктурных элементов. Структура всегда представляет собой модель. Поэтому она отличается от текста большей системностью, «правильностью», большей степенью абстрактности (вернее, тексту противостоит не единая абстрактная, структура-модель, а иерархия структур, организованных по степени возрастания абстрактности)? Текст же по отношению к структуре выступает как реализация или интерпретация её на определённом уровне (так, «Гамлет» Шекспира в книге и на сцене, с одной точки зрения, – одно Произведение, например, в антитезе «Гамлету» Сумарокова или «Макбету» Шекспира; с другой же стороны – это два различных уровня интерпретации единой структуры пьесы). Следовательно, текст также иерархичен. Эта иерархичность внутренней организации также является существенным признаком структурности».

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста / О поэтах и поэзии, СПб, «Искусство-СПб», 1996 г. с. 25-26.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 27-ми видео: НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU:

https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Юрий Михайлович Лотман — отечественный культуролог, филолог и семиотик. Один из основоположников Тартуско-московской семиотической школы. Автор 800 научных трудов /Кадетка & На фоне — Изображение от Freepik

  2. Photo by Ameen Fahmy on Unsplash

  3. Photo by Roman Kraft on Unsplash

Показать полностью 3 1

Адаптационные и бифуркационные механизмы по А.Г. Асмолову

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Адаптационные и бифуркационные механизмы по А.Г. Асмолову Наука и жизнь, Научный метод, Эволюция, Адаптация, Сложно, Биология, Система, Синергетика, Асмолов, Видео, YouTube, Длиннопост

Александр Григорьевич Асмолов — советский и российский психолог, педагог, публицист

«Принцип №1

Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.

Так, в биологических системах наследственность выражает общую тенденцию эволюционирующей системы к её сохранению, к передаче без искажений информации из поколения в поколение, а изменчивость проявляется в приспособлении различных видов к среде обитания. Ф. Энгельс характеризует наследственность как консервативную, положительную, а приспособление, тенденцию к изменению системы – как революционизирующую, отрицательную сторону процесса развития. В социальных системах тенденция к сохранению проявляется в социальном наследовании, в преемственности таких типичных форм культуры и социальной организации, которые обеспечивают адаптацию данной системы к тем или иным уже встречавшимся в ходе её эволюции ситуациям. […]

Обобщённую характеристику механизмов развития систем в процессе эволюции предлагает Н.Н. Моисеев. Наряду с адаптационными механизмами, обеспечивающими устойчивость развивающейся системы в конкретных условиях среды, он выделяет особые бифуркационные механизмы (bifurcation – разветвление или раздвоение). Механизмы бифуркации, обеспечивающие тенденцию к изменениям развивающейся системы, приходят в действие, когда возникают резкие изменения среды, кризисы в жизни системы. Одна из наиболее существенных характеристик развития систем, обеспечиваемых адаптационными механизмами, – это предсказуемость, прогнозируемость будущего поведения и развития этих систем. В отличие от механизмов адаптационного типа развития механизмы бифуркационного типа характеризует неопределённость будущего системы, невозможность предсказать, по какому пути после того или иного кризиса пойдёт дальнейшее развитие системы, какой новый вариант эволюции будет выбран.

Адаптационные и бифуркационные механизмы по А.Г. Асмолову Наука и жизнь, Научный метод, Эволюция, Адаптация, Сложно, Биология, Система, Синергетика, Асмолов, Видео, YouTube, Длиннопост

Поведение системы, после того как начал действовать механизм бифуркации, в принципе невозможно вывести из прошлого (из наследственности, генов, прошлого опыта и т. п.).

Развивающий сходные взгляды на эволюцию системы в природе и обществе бельгийский физик Илья Пригожин отмечает, что в условиях неустойчивости, неравновесия в переломный момент жизни системы нельзя предсказать её будущее, так как любое в обычных условиях незначительное событие или действие может заставить всю систему измениться и история пойдёт по новому, иному пути.

Механизмы адаптации, функционирующие в социальных системах, связаны с обеспечением устойчивости личности, её типичного предсказуемого поведения в социальной группе: механизмы бифуркации присущи индивидуальному поведению личности в различных проблемно-конфликтных ситуациях. В тех случаях, когда в обществе наступает переломный момент, незначительные в обычных условиях поступки индивидуальности могут вызвать преобразование общества, стать толчком к возникновению непредсказуемой новой фазы в развитии культуры. […]

Принцип №2

В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные неадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий её существования.

В эволюционирующих системах возникают и проявляются различные виды активности включенных в эти системы «элементов», которые непосредственно не приводят к адаптивным прагматическим эффектам, удовлетворяющим нужды данных систем и обеспечивающим их сохранение, устойчивость.

Ярким примером проявления филогенетических зачатков возникновения неадаптивной активности в биологических системах являются игры животных.

Адаптационные и бифуркационные механизмы по А.Г. Асмолову Наука и жизнь, Научный метод, Эволюция, Адаптация, Сложно, Биология, Система, Синергетика, Асмолов, Видео, YouTube, Длиннопост

Эволюция происходит скачкообразно, и при этом во вновь возникшей форме есть некий запас способностей, не реализуемых непосредственно, как бы ненужных виду в данный момент, но полезных для чего в дальнейшем. У вида оказываются скрытые возможности, которыми он сумеет воспользоваться только в процессе своего длительного существования, но не сразу же по возникновении. Вид, таким образом, может приспосабливаться, изменять формы поведения, не меняя морфологии своих органов. Это «прыганье на ступеньку» с запасом и приводит к тому, что процесс эволюции приобретает прерывистый характер» (Борисковский П.И. Григорьев Г.П. Возникновение человеческого общества. Л. 1977 г. с. 90-91) […]

Уникальный материал для понимания эволюционного смысла неадаптивной активности в истории разных культур приводится в классических трудах М.М. Бахтина о карнавальной культуре, исследованиях Д.С. Лихачёва смеховой культуры Древней Руси и цикле работ Ю.М. Лотмана по типологии культуры. В этих исследованиях выступают две черты неадаптивных карнавальных или смеховых социальных действий:

а) смеховые социальные действия, поступки шута или юродивого дозволены в эволюционирующей системе данной культуры и относительно независимы от социального контроля, корригирующего отклонения от свойственных этой культуре социальных нормативов;

б) в смеховых социальных действиях подвергаются сомнению социально унаследованные типичные для данной культуры формы отношений и осуществляется поиск иных вариантов развития культуры, строится иная желаемая действительность. Смеховые социальные действия позволяли в рамках средневековой культуры одновременно практиковать поведение, квалифицируемое и как грешное, недозволенное, и как дозволенное (Ю. М. Лотман). […]

Предлагаемые ими варианты эволюции культуры не вписываются в социальную систему, а поэтому пресекаются или рационализируются ею. При рационализации деяний «лишних людей» эти деяния часто стремятся отнести к разряду социальных смеховых действий, охарактеризовать их как «ненастоящие», шутовские, а следовательно, дозволенные. Так, посягнувший на права и гарантии образованного дворянства Павел I, который попытался внести изменение в существующую систему правления, объявляется «безумным», шутом на троне.

Рационализация дворянским обществом поведения Павла I как «безумного», «странного», «исключительного» позволяет этой социальной группе освятить незыблемость самодержавного правления как такового. Точно так же дворянством объявляются «безумными» поступки П.Я Чаадаева (прототип Чацкого), подвергшего критике официально существующую систему правления. При всем глубочайшем социальном различии действий Павла I и П.Я. Чаадаева они направлены против устоявшегося социального правопорядка и рационализируются дворянским обществом как «ненастоящие», «шутовские». При этом для этой социальной группы безразлично, что за феноменом «лишнего человека» (Павла I) как индивидуальности проступает тенденция эволюционного процесса повернуть колесо истории вспять, к допетровским временам; а за феноменом «лишнего человека» Чаадаева как индивидуальности – зародыш новой линии развития культуры, предвестник будущих революционных преобразований. Эволюционное значение индивидуальности «лишнего человека» в том и состоит, что она несет такой вариант развития культуры, который в настоящий момент существования культуры не принимается, а в ряде случаев элиминируется.

Адаптационные и бифуркационные механизмы по А.Г. Асмолову Наука и жизнь, Научный метод, Эволюция, Адаптация, Сложно, Биология, Система, Синергетика, Асмолов, Видео, YouTube, Длиннопост

Описанный круг проявлений неадаптивной активности личности как субъекта деятельности является необходимой ступенью саморазвития системы, увеличением возможностей её эволюции.

Таким образом, на разных уровнях функционирования человека как «элемента» развивающихся систем – на уровне человека как индивида в биологической популяции, на уровне личности как индивидуальности в социальной общности – проявляются неадаптивные, избыточные формы активности, которые выражают тенденцию к их изменению и тем самым выступают как необходимый момент эволюционного процесса данных систем. В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение неадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает её эволюционный смысл. […]

Принцип №3

Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость».

Асмолов А.Г. Психология личности, М. Изд-во МГУ, 1990 г. с. 74-82.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 17-ти видео: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Правила работы в проекте VIKENT. RU:

https://vikent.ru/w8/

Изображения в статье

  1. Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов — советский и российский психолог, педагог, публицист / Liter-net.1gb.ru & На фоне — Photo by Pawel Czerwinski on Unsplash

  2. Изображение от Freepik

  3. Photo by David Taffet on Unsplash

  4. Изображение от jcomp на Freepik

Показать полностью 4 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Семь принципов сложного мышления по Эдгару Морену

Данная статья относится к Категории ⚙ Системный анализ

Семь принципов сложного мышления по Эдгару Морену Наука, Наука и жизнь, Научный метод, Исследования, Метод, Методология, Система, Сложно, Сложность, Теория, Анализ, Видео, YouTube, Длиннопост

«Принципы сложного мышления, формулируемые Эдгаром Мореном, дополняют друг друга, пересекаются, являются взаимнозависимыми. И тем не менее можно выделить в его ментальных построениях семь принципов, перечисляемых в одной из его работ: Сложное мышление / Introduction à la pensée complexe.

1. Системный или организационный принцип привязывает познание частей к познанию целого.

При этом осуществляется челночное движение от частей к целому и от целого к частям. Идея системы означает, что «целое больше суммы частей». От атома до звезды, от бактерии до человека и общества, организация целого приводит к возникновению у него новых качеств или свойств по отношению к частям, рассмотренным в их обособленности. Новые качества – это эмерджентности. Так, организация живого существа ведёт к появлению новых качеств, которые не наблюдались на уровне его физико-химических составляющих. Вместе с тем Морен неоднократно подчёркивает, что целое меньше суммы частей, ибо организация целого затормаживает проявление собственных свойств частей, как сказал бы здесь Герман Хакен, поведение частей оказывается подчинённым целому.

2. Голографический принцип показывает, что во всяком сложном явлении не только часть входит в целое, но и целое встроено в каждую отдельную часть.

Типичный пример – клетка и живой организм. Всякая клетка является частью целого – живого организма, но само это целое присутствует в части: вся полнота генетической наследственности представлена в каждой отдельной клетке этого организма. Подобным образом общество в его целостности встроено в каждый индивид, общество присутствует в нем через язык, через культуру, через социальные нормы.

Семь принципов сложного мышления по Эдгару Морену Наука, Наука и жизнь, Научный метод, Исследования, Метод, Методология, Система, Сложно, Сложность, Теория, Анализ, Видео, YouTube, Длиннопост

3. Принцип обратной связи, введённый Норбертом Винером, позволяет познавать саморегулирующиеся процессы. Он порывает с принципом линейной причинности. Причина и следствие замыкаются в рекурсивную петлю: причина воздействует на следствие, а следствие – на причину, как в системе отопления, в которой термостат регулирует работу нагревательного элемента.

Этот механизм нагревания делает систему автономной, в данном случае автономной в тепловом плане: независимо от усиления или ослабления холода вовне, в помещении поддерживается определенная температура. Гораздо сложнее устроен живой организм. Его «гомеостаз» – это совокупность процессов регуляции, основанных на множественных обратных связях. Тогда как отрицательная обратная связь гасит возможные случайные отклонения и тем самым стабилизирует систему, положительная обратная связь является механизмом усиления отклонений и флуктуаций. Примером здесь может служить социальная ситуация эскалации насилия: насилие некоторого социального актора влечёт за собой ответную насильственную реакцию, которая, в свою очередь, вызывает ещё большее насилие.

4. Принцип рекурсивной петли развивает понятие регуляции в понятие самопроизводства и самоорганизации. Это – генерирующая петля, в которой продукты сами становятся производителями и причинами того, что их производит.

Так, индивиды продуцируют общество в ходе их взаимодействий друг с другом и посредством них, а общество как целое, обладающее эмерджентными свойствами, продуцирует человеческое в этих индивидах, оснащая их языком и прививая им культуру.

5. Принцип авто-эко-организации (автономии / зависимости) заключается в том, что живые существа являются самоорганизующимися существами и поэтому расходуют энергию, чтобы поддержать свою автономию. Поскольку им необходимо черпать энергию и информацию из окружающей их среды, их автономия неотделима от их зависимости от окружения. Стало быть, нам нужно их понимать как авто-эко-организующие существа.

Семь принципов сложного мышления по Эдгару Морену Наука, Наука и жизнь, Научный метод, Исследования, Метод, Методология, Система, Сложно, Сложность, Теория, Анализ, Видео, YouTube, Длиннопост

Принцип авто-эко-организации имеет силу в отношении отдельных человеческих существ и человеческих обществ. Человеческие существа строят свою автономию в зависимости от их культуры, определяемой социальной средой. А общества зависят от своего гео-экологического окружения. Невозможно понять деятельность человека как самоопределяющегося и суверенного существа, если абстрагироваться от субъекта деятельности как живого организма, который включен в определенную ситуацию, имеющую своеобразную конфигурацию, т.е. действующего в экологически определённых условиях.

Эдгар Морен развивает в этой связи представление об экологии действия. Неопределенность имманентно вписана в само представление о сложности мира. Неопределенность означает незавершенность всякого процесса познавательной и практической деятельности, непредзаданность, открытость и нелинейность исхода этой деятельности. […]

6. Диалогический принцип заключается в установлении дополнительной, конкурентной, антагонистической связи между двумя противоположностями; он проходит красной нитью через сочинения Гераклита Эфесского, Блеза Паскаля, диалектику Гегеля. Лучше всего его иллюстрирует формула Гераклита «жить, умирая, и умирать, живя».

7. Принцип повторного введения познающего во всякий процесс познания восстанавливает субъекта и отводит ему подобающее место в процессе познания. Не существует «зеркального» познания объективного мира. Познание есть всегда перевод и конструкция.

Всякое наблюдение и всякое понятийное представление включают в себя знание наблюдателя, воспринимающего и мыслящего существа. Нет познания без самопознания, наблюдения без самонаблюдения».

Князева Е.Н. Эдгар Морен в поисках метода познания сложного – предисловие к книге: Эдгар Морен, Метод. Природа Природы, М. «Канон+»; «Реабилитация», 2013 г. с. 16-19.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 20-ти видео: МЕТОДИКИ КРЕАТИВА / ТВОРЧЕСТВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Изображение от Freepik

  2. Изображение от Freepik

  3. Изображение от Freepik

Показать полностью 2 1
Отличная работа, все прочитано!