Серия «Качественные уровни творчества»

План-система науки / исследовательской программы по Д.И. Менделееву

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

План-система науки / исследовательской программы по Д.И. Менделееву Дмитрий Менделеев, Наука, Наука и жизнь, Исследования, Ученые, Химия, Теория, План, Система, Знания, Видео, YouTube, Длиннопост

Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный, успешно работавший во многих областях науки, помимо химии. Наиболее известное его открытие – Периодический закон химических элементов

«Химия, как и всякая наука, есть в одно время и средство и цель.

Она есть средство для достижения тех или других практических, в общем смысле этого слова, стремлений. Так, при содействии ее облегчается обладание веществом в разных его видах, она дает новую возможность пользоваться силами природы, указывает способы получения и свойства множества веществ и т. п.

В этом смысле химия не отличается от простого описания виденного и узнанного, даже мало отличается и от ремесла, дела заводчика и мастера; роль ее при этом служебная, она есть средство для достижения блага. К этому, уже почтенному призванию присоединяется однако, другое, в химии, как и в каждой выработанной науке, есть ряд стремлений высших, не ограничиваемых временными и частными целями (хотя и приводящих к ним и нисколько им не противоречащих), и знакомство с нею в этом отношении, воодушевляющее ее приверженцев и деятелей, выражается прежде всего известным миросозерцанием на предмет ее исследований.

Это миросозерцание составляется не только из одного знания главных данных науки, не только из совокупности общепринятых, более точных выводов, но и из ряда гипотез, объясняющих или выражающих еще не точно известные отношения и явления. В этом последнем отношении научное миросозерцание сильно меняется не только со временем, но и с лицами и все усилия научных деятелей направляются именно к тому, чтобы миросозерцание свое или той школы, к которой они принадлежат, перевести в ряд неоспоримых начал науки. Это стремление составляет ближайшую причину (стимул) лучших работ деятелей науки. Эпохи и школы науки характеризуются миросозерцанием, руководящим работами, а в том разноречии, которое в этом отношении существует между разными деятелями, должно видеть единственный прочный залог дальнейших успехов.

План-система науки / исследовательской программы по Д.И. Менделееву Дмитрий Менделеев, Наука, Наука и жизнь, Исследования, Ученые, Химия, Теория, План, Система, Знания, Видео, YouTube, Длиннопост

История наук показывает, что этим путем наука двигалась, узнавались некоторые истины, принимаемые всеми, а вместе с тем достигались попутно и чисто практические цели. Одно собрание фактов, даже и очень обширное, одно накопление их, даже и бескорыстное, даже и знание общепринятых начал НЕ дадут еще метода обладания наукою, и они НЕ дают еще ни ручательства за дальнейшие успехи, ни даже права на имя науки в высшем смысле этого слова.

Здание науки требует не только материала, но и плана, и оно воздвигается трудом, необходимым как для заготовки материала, так и для кладки его и для выработки самого плана.

Научное миросозерцание и составляет план — тип научного здания. Притом пока нет плана — нет и возможности узнать многое и из того, что уже было кому-либо известно, что уже сложено. Многие факты химии, не нанесенные на её план, часто открывались не раз, а два, три и более раза.

В лабиринте известных фактов легко потеряться без плана, и самый план уже известного иногда стоит такого труда изучения, доли какого не стоит изучение многих отдельных фактов. Без материала план есть или воздушный замок, или только возможность, материал без плана есть или груда, сложенная, может быть, так далеко от места стройки, что ее перевозить не будет стоить труда, или опять только одна возможность; вся суть в совокупности материала с планом и выполнением. В научной деятельности очень часто рабочий и архитектор совпадают, но нередко есть и здесь, как в жизни, разница между ними, иногда план предупреждает, иногда следует за постройкою, за изготовлением и скоплением сырого материала. В сооруженных же частях научного здания одинаково привольно жить не только тем, кто составлял план, готовил материал или вел кладку, но и всякому, кто захочет ознакомиться с планом, чтобы не попасть в недостроенные части, в подвалы и чердаки, где свален ненужный хлам.

План-система науки / исследовательской программы по Д.И. Менделееву Дмитрий Менделеев, Наука, Наука и жизнь, Исследования, Ученые, Химия, Теория, План, Система, Знания, Видео, YouTube, Длиннопост

Наука слагается, таким образом, не только из установившихся законов, отвлечений и обобщений, позволяющих не потеряться в частностях, разобраться в материале, но также из гипотетических построений, до пускающих проверку путем опыта и наблюдения и освещающих ряды необобщенных наблюдений. Знакомство с этою областью знания в изложении науки достигается двумя способами: одни предпочитают положить в основу всего изложения с самого начала те гипотезы, которые они считают вполне вероятными. Это и пригодно не только для краткости изложения, но и для его впечатлительной цельности, но зато такой способ изложения закрывает целые области явлений, не угадываемых принятою гипотезою, и, что всего важнее, при таком способе изложения не возбуждается или только редко возбуждается столь плодотворное, критическое отношение к предмету, и потому, если при этом поколеблется вера в основное начало, все здание, построенное на недоказанном, рушится; этим путем вырабатываются ученики, адепты, а не самостоятельные свободные деятели. Этот способ передачи научного миросозерцания мне кажется малонадежным, полезным только в особых, частных случаях, а потому я держался другого приема, состоявшего в изложении частностей на основании уже прочно установившихся понятий, таковы, напр., в химии понятия о частице, о замещениях, об атомных весах, об элементах и т. п.; развитие же тех понятий, которые определяют миросозерцание науки, при этом излагается по поводу тех или других частностей. Этим объясняется план моего изложения.

Кончаю его с желанием, чтобы химическое миросозерцание, какое я старался передать читателям, побудило их к дальнейшему изучению науки и стало развиваться в них и посредством их, по мере более полного знакомства не только с тем немногим, что было изложено мною, но и с тем многим, что им предстоит еще усвоить, чтобы сделаться обладателями нашей науки и участниками ее дальнейших успехов.»

Менделеев Д.И. Химическое миросозерцание и изучение химии // Сборник: Границ познанию предвидеть невозможно / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. И. Соловьева. — М.: Сов. Россия, 1991. — 592 с. — (Публицистика классиков отечественной науки) — с. 459-463.

Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 13-ти видео: УНИКАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ: НОВЫЕ ТЕМЫ & СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЖАНРОВ

+ Ваши дополнительные возможности:

идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Все инструкции по работе с порталом VIKENT. RU: https://vikent.ru/instructions/

Изображения в статье

  1. Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный, успешно работавший во многих областях науки, помимо химии. Наиболее известное его открытие – Периодический закон химических элементов / Историческийбагаж.рф & На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

  2. Изображение создано нейросетью Шедеврум

  3. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 3 1

Интеллигенция первого, второго и третьего порядка

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Интеллигенция первого, второго и третьего порядка Творческие люди, Творчество, Искусство, Интеллигенция, Социология, Русская интеллигенция, Классовая борьба, Интеллектуал, История России, Профессия, Общество, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано совместно с нейросетью Kandinsky 2.1

«Современная мировая социологическая наука насчитывает свыше трехсот определений интеллигенции, не считая тех, что ежедневно рождаются в спорах и беседах. Терминологическим кризисом охвачено как отечественное, так и зарубежное «интеллигентоведение». Где же истина? Кто прав?

КАПИТАЛЬНОЙ «Историографии интеллигенции», которая бы ответила на эти вопросы, сегодня нет. Есть только начатки её, разбросанные в неопубликованных диссертациях. [...]

Среди различных градаций интеллигенции выделяется профессионально-социальная. Что это значит?

Умственный труд интеллигенции обслуживает разные потребности разных слоев населения. В зависимости от того, чьи потребности она обслуживает, интеллигенцию можно разделить на три порядка.

В интеллигенцию Первого порядка можно выделить те её отряды, которые необходимы всем примерно в равной мере: это врачи, учителя, инженеры, юристы, офицеры, священники, некоторая часть так называемой творческой интеллигенции. Их социальная задача – обслуживание потребностей всего населения в целом.

Интеллигенция Второго порядка обеспечивает своими трудами специфические потребности в первую очередь и главным образом самой интеллигенции: это историки, философы, богословы, социологи, литературо- и искусствоведы, некоторая часть писателей, композиторов и художников и т.п.

Наконец, существует интеллигенция Третьего порядка: это генераторы основополагающих идей, развивающих мир и определяющих деятельность всей интеллигенции в целом.

Интеллигенция первого, второго и третьего порядка Творческие люди, Творчество, Искусство, Интеллигенция, Социология, Русская интеллигенция, Классовая борьба, Интеллектуал, История России, Профессия, Общество, Видео, YouTube, Длиннопост

Деление интеллигенции на порядки позволяет ставить вопрос об отличиях в мировоззрении, в жизненных установках тех, кто принадлежит к разным порядкам. А ретроспективная социология расставляет в этом утверждении еще более четкие акценты.

Поясню на примере. Анализ русской истории XVIII–XIX вв. позволяет заметить следующее. В условиях после свершения очередной социальной революции, когда социальная структура новой общественно-экономической формации еще не приобрела жесткость, интеллигенция всех порядков рекрутируется из всех классов и сословий без особого разбора. Так, в первой трети XVIII в., когда в результате петровских реформ начинает складываться дворянская империя, то в инженерных, военных, медицинских, духовных школах мы встречаем детей дворян, поповичей, разночинцев и даже дворовых, учившихся бок о бок вместе. А у колыбели русской литературы Нового времени также на равных правах стоят представитель духовенства Ф. Прокопович, дворянин А. Кантемир, разночинец В. Тредиаковский и выходец из крестьян М. Ломоносов.

Иную картину мы застаем в конце века: система обучения стала строго сословной, а в результате – интеллигенция Первого порядка (за исключением офицерского корпуса) создавалась исключительно за счет выходцев из непривилегированных слоев, в т.ч. духовенства, растерявшего основные привилегии. Зато среди литераторов (интеллигенция Второго порядка) на долю потомственных дворян приходилось 46%, а еще почти 20% литераторов – дворяне по выслуге. И вообще все лучшие, хрестоматийно известные поэты и писатели тех лет – поголовно урожденные дворяне: Сумароков, Фонвизин, Херасков, Новиков, Радищев, Державин, Крылов, Измайлов и другие.

Аналогичный путь развития проходит русская интеллигенция и в буржуазной России, начиная с середины XIX в., когда не имеющая еще своей интеллигенции буржуазия вербует ее из всех слоев населения, обеспечив тем самым известное культурно-политическое движение русского «разночинца». Но по мере того, как капиталистические отношения развиваются и крепнут, разночинную интеллигенцию вновь вытесняют на культурную периферию представители сословий, господствующих либо в политической, либо в экономической сферах. Предоставляя при этом разночинной интеллигенции преимущественное вхождение в Первый, а себе – во Второй порядок. Революция 1917 г. (Октябрьская) прервала и отчасти притормозила этот очередной цикл, но сейчас, в новых условиях и на новом человеческом материале он вновь наберет силу.

Интеллигенция первого, второго и третьего порядка Творческие люди, Творчество, Искусство, Интеллигенция, Социология, Русская интеллигенция, Классовая борьба, Интеллектуал, История России, Профессия, Общество, Видео, YouTube, Длиннопост

Сказанное позволяет предложить гипотезу, согласно которой формирование первых двух порядков интеллигенции происходит в обществе не стихийно, а по вполне определенной модели. А именно: по мере становления новой формации с ее особым политико-экономическим и социально-культурным укладом, господствующие де-юре или де-факто классы и сословия создают свою интеллигенцию, которая вскоре с успехом претендует на роль общественного и культурного лидера, оттесняя с этого места разносословную непривилегированную интеллигенцию. То есть, в рамках процесса развития формации от зарождения до распада вероятность того, что врачом или инженером будет, условно говоря, «дворянин», а искусствоведом или философом «разночинец», – максимальна в начале и минимальна в апогее.

Подобное сословное расслоение деятелей умственного труда, в силу того, что в нем участвует осознанная воля людей, есть процесс хотя и естественный, но как бы и насильственный. А потому весьма болезненный. Поэтому социальная напряженность между различными отрядами, слоями интеллигенции, и без того немалая из-за материального и другого неравенства, имеет тенденцию к обострению по мере созревания общества. В результате общество, заметно выигрывая в сфере культуры, столь же заметно проигрывает в смысле консолидации.

Данная закономерность не имеет отношения к интеллигенции Третьего порядка, ибо природа гениальности обусловлена причудливой игрой генов и целым рядом иных, не зависящих от людей обстоятельств (автор не учитывает ходы противодействия этим обстоятельствам, а также наследование социального опыта уважаемых предшественников. Эти факторы во власти человека — прим. А.И. Трушинского), и в принципе не имеет, по-видимому, жесткой связи с социальным происхождением».

Севастьянов А.Н. Интеллигенция: потери и приобретения // Сборник: Национал-капитализм / А.Н. Севастьянов. — М.: Александр Севастьянов, 1995. — с. 39-41.

Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 16-ти видео: ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT.RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Изображение создано совместно с нейросетью Kandinsky 2.1

  2. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

  3. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 3 1

Изобретения пятого уровня по Г.С. Альтшуллеру

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Изобретения пятого уровня по Г.С. Альтшуллеру Будущее, Футурология, Неизвестность, Творческие люди, Научная фантастика, Технологии, Творчество, Инновации, Изобретения, Идея, Прогноз, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Понятие уровней изобретений Г.С. Альтшуллер сформулировал намного раньше.

В цитируемом тексте речь идёт о красивой иллюстрации изобретений пятого уровня:

«Пятый уровень – изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем (например, очистка океанов и морей от нефтяных и прочих загрязнений). Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически неограниченно. В итоге – крупнейшее изобретение. Это изобретение создаёт принципиально новую систему, она постепенно обрастает изобретениями менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Примерами могут служить самолёт (изобретение самолета положило начало авиации), радио (радиотехника), киноаппарат (кинотехника), лазер (квантовая оптика).

Задача 3.10. Нужно предложить подземоход, способный передвигаться в земной коре со скоростью 10 км/ч при запасе хода в 300-400 км.

Здесь хорошо видна характерная особенность задач пятого уровня: к моменту постановки подобных задач средства их решения лежат за пределами современной науки. Неизвестны те физические эффекты, явления, принципы, на основе которых может быть создан подземоход (а вместе с ним новая отрасль техники – глубинный транспорт).

Условия задачи пятого уровня обычно не содержат прямых указаний на противоречие. Поскольку системы-прототипа нет, то нет и присущих этой системе противоречий. Они возникают в процессе синтеза принципиально новой системы. Предположим, решено обеспечить продвижение подземохода путём расплавления горных пород. Сразу образуется узел сложнейших противоречий: расплавляя окружающие породы, мы облегчаем движение машины, но резко увеличиваем расход энергии, создаем гигантский теплоприток внутрь подземного корабля, затрудняем использование известных навигационных средств, следовательно, лишаем машину управления».

Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г. с. 53-54.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 16-ти видео: СТРАТЕГИИ ТВОРЧЕСТВА / КРЕАТИВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ Правила работы в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w8/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

Изобретения четвертого уровня по Г.С. Альтшуллеру

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Изобретения четвертого уровня по Г.С. Альтшуллеру Инновации, Творчество, Теория, Уровень, Сложно, Сложность, Идея, Решение, Задача, Проблема, Триз, Видео, YouTube, Длиннопост

Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

«…мы можем чётко сформулировать отличие между задачами первого и четвёртого уровней.

Для изобретательской задачи первого уровня (а также для повседневных житейских задач и экспериментальных психологических задач) характерно:

  1. Небольшое число элементов в задаче.

  2. Неизвестных элементов нет (редко один-два неизвестных элемента).

  3. Лёгкость анализа: элементы, которые могут быть изменены, легко отделяются от элементов, не поддающихся изменениям в условиях данной задачи. Легко прослеживается взаимное влияние элементов.

  4. На решение даётся короткое время.

Изобретательская задача четвёртого уровня отличается:

  1. Большим числом элементов.

  2. Значительным числом неизвестных элементов.

  3. Трудностью анализа: сложно отделить известные элементы от неизвестных; практически невозможно построить полную модель, учитывающую взаимодействие элементов.

  4. На решение даётся достаточно большое время.

В процессе эволюции наш мозг научился находить приближённые решения простых задач. Но эволюция НЕ выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали всё, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне.

Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы – их нет. Но они могут и должны быть созданы».

Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М. «Московский рабочий», 1973 г. с. 45-46.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 7-ми видео: Системный анализ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Kandinsky 2.1

Показать полностью 1 1

Творчество, посвященное проблемам / задачам будущего

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Творчество, посвященное проблемам / задачам будущего Творческие люди, Инновации, Изобретения, Константин Циолковский, Космос, Прорыв, Творчество, Будущее, Футурология, Видео, YouTube, Длиннопост

Г.С. Альтшуллер предложил классификацию творческих решений – от самых простейших до самых сложных, парадоксальных, крупных…

Его ученик пишет:

«Неполадки с творчеством первого типа бросаются в глаза. Их видят и с ними борются. Трагедии в творчестве второго типа воспринимаются не так остро: есть насущные, «горящие» задачи – их надо решать, а не фантазировать.

Гораздо неблагополучнее обстоит дело с творчеством третьего типа, когда для принципиально новой проблемы найдено принципиально новое решение. Такое творчество работает на ещё более отдаленное завтра.

Противники здесь не ведут споров о несвоевременности решений – они говорят о ненужности, ложности задач, даже об их вредности.

Жизнь Циолковского сплошь проникнута духом творчества третьего типа. Он искал способ расширить мир человека и нашел его в выходе в космос, в другие миры. До Циолковского эта проблема решалась географически – открывались и обживались новые земли. Он же вопрос поставил иначе: как сделать мир бесконечно большим? – и пришёл к мысли о космической цивилизации. Для него космос – поле деятельности человечества. Ещё фактически не было авиации (в современном её понимании), не то что космонавтики, а Циолковский решал задачу о состоянии человека в невесомости. Но все решения его оставались «на бумаге».

Циолковский не получил поддержки, потому что его идеи казались чем-то сродни вечному двигателю – если и не столь мифическими, то уж во всяком случае столь же далёкими. Ему не мешали заниматься разработками, но и не помогали. Не видели элемента практической отдачи и перспективы. А ведь он выступал перед Жуковским, Менделеевым...

Сегодня уже никто не оспаривает практической пользы космонавтики. Более того, новые факты внедрения космической техники воспринимаются как само собой разумеющиеся, без всякой сенсации. Идеи Циолковского, некогда числившиеся «наивными прожектами фантазёра», приносят сегодня практические дивиденды, то, чего некогда так добивались его оппоненты, ту самую прибыль, которую они собирались подсчитывать».

Вёрткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г. с. 14-15.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 13-ти видео: ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА от НОВОЙ ТЕМЫ до ВЫСТУПЛЕНИЯ

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 1 1

Экспресс-оценка научных работ в океанологической школе Н.Н. Зубова

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Экспресс-оценка научных работ в океанологической школе Н.Н. Зубова Океанология, Наука, Научный метод, Ученые, Исследования, Критерии, Качество, Оценка, География, Видео, YouTube, Длиннопост

Никола́й Никола́евич Зу́бов — русский и советский морской офицер, океанолог, полярный исследователь, историк науки об океане

«Среди научных сотрудников ГОИНа (Государственного Океанографического Института) бытовала своеобразная шкала оценки статей и докладов:

  • «мысли новые, факты новые»,

  • «мысли новые, факты старые»,

  • «мысли новые, фактов нет»,

  • «мысли старые, факты новые»…

И так далее – всего девять градаций. Последняя – «мыслей нет, фактов нет». Николай Николаевич, узнав об этой шкале, очень смеялся и тут же предложил добавить десятую градацию –

  • «мыслей нет, факты искаженные».

Привести пример бездумной, чисто компилятивной статьи с недобросовестным подбором фактов было совсем нетрудно.

Большинство работ самого Зубова подходило, безусловно, под высшую градацию – «мысли новые, факты новые». О том, как работал Николай Николаевич, вспоминает Слава Иосифовна Кан:

«Зубов считал, что нужна любая, пусть даже неверная, рабочая гипотеза. Если гипотеза правильная, то тут все очевидно и благополучно. Факты, наблюдения подтвердят ее, возможно, уточнят, разовьют, дополнят. Если же рабочая гипотеза ошибочна, она, естественно, будет отвергнута практикой, ее можно будет смело отбросить, начать поиски в новом направлении. Отрицательный результат – тоже результат, он указывает, где и что следует искать. Если нет рабочей гипотезы, то поиск становится беспорядочным, часто бесполезным, излишне трудоемким. Зубов не терпел, когда ученый – будь он молодым или старым, «необстрелянным» или многоопытным, начиная исследование, не представлял себе, как его вести, на что опираться. Он всегда стремился к тому, чтобы конечный результат, хотя бы в общем виде, был в какой-то мере определен с самого начала…»

Деев М.Г. Шумилов А.В. Н. Н. Зубов. – М.: Мысль, 1989. – (Замечательные географы и путешественники) – с.135-137.

Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Ваши дополнительные возможности:

Интервью на ютуб-канале Научные интервью с Татьяной Кыркаловой, где раскрыты следующие темы:

  1. Какие задачи решает океанология;

  2. Чем отличаются нестандартные, творческие задачи от инженерных;

  3. Как обучают океанологов и что именно происходит в экспедициях.

Задавайте интересующие Вас вопросы в комментариях на ютубе, и Алексей Вадимович обязательно на них ответит:

Океанология: нестандартные задачи и глобальные вызовы. Алексей Вадимович Зимин

Изображения в статье

  1. Никола́й Никола́евич Зу́бов — русский и советский морской офицер, океанолог, полярный исследователь, историк науки об океане / goarctic.ru & На фоне — изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 1 1

Актуальное творчество

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Актуальное творчество Инновации, Наука и техника, Изобретения, Творческие люди, Советская техника, Лайфхак, Творчество, Креатив, Технологии, Идея, Видео, YouTube, Длиннопост

Г.С. Альтшуллер предложил классификацию творческих решений – от самых простейших до самых сложных…

Его ученик пишет:

«Сложнее обстоит дело с творчеством второго типа.

Сюда можно отнести новое применение известного решения (идеи, конструкции) или новое решение старой задачи, то есть решение непринятыми, непривычными в данной области средствами.

В 1914 году Глеб Котельников, изобретатель парашюта, захотел испытать свою конструкцию на прочность. Выбросить груз из самолёта на парашюте ему запретили: не знали, как поведёт себя летательный аппарат, если в полете лишится 80-100 килограммов. Тогда было решено провести испытания на автомобиле. Когда машина, набрав скорость 70-80 км/ч, пошла против ветра, Котельников выбросил привязанный к ней парашют. И тут произошло неожиданное: раскрывшись, купол парашюта остановил машину, не дав ей проехать и 4-5 метров. Так совершенно случайно было сделано открытие: парашют может служить и тормозом, причём не только автомобиля, но и самолёта, к примеру, если посадочная полоса короткая. Это открытие – типичный продукт творчества второго типа: для известного парашюта было найдено новое применение. Поэтому интересно характерное, типичное отношение к изобретению. Котельников пишет: «Я уже приготовил было чертежи и описание такого тормозного парашюта для патента, даже модельку сделал, но тогдашние знатоки авиации меня осмеяли, и я так и не подал заявки» (Котельников Г. Парашют, М. «Детгиз», 1943 г. с. 72.).

Итак, реакция окружающих – подняли на смех. Причина проста: не возникла еще к тому времени проблема воздушного торможения самолёта. Не было высокоскоростных машин, для которых это изобретение могло пригодиться. На тот период находка Котельникова была решением задачи будущего. Пусть недалёкого, но все-таки будущего. Сейчас воздушное торможение выросло в отдельное направление в авиации. Да и не только в авиации: такие тормоза используют на гоночных автомобилях, в космической технике, даже в спортивных состязаниях. Но тогда эта проблема казалась надуманной, «высосанной из пальца» и потому смешной. Примерно через двадцать лет после своего случайного открытия Котельников узнал из газет и журналов, что в Америке и Японии используют самолёты с воздушным тормозом, – точно таким, какой он собирался запатентовать когда-то.

Двадцать лет! – вот дистанция от смешного до понятного. Творчество второго типа работает на завтрашнее общество, выполняет его социальный заказ. И чем раньше мы увидим завтрашние проблемы, тем легче нам будет завтра. Как заманчиво было бы начать бороться за сохранение окружающей среды где-нибудь в конце прошлого века – начале нынешнего. Тогда эта проблема не была насущной, тогда были свои актуальные задачи. А теперь мы говорим об экологическом кризисе и понимаем, что спохватились поздновато...»

Вёрткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г. с. 11-12.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 16-ти видео: ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 1 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Простейшие творческие решения

Данная статья относится к Категории ✨ Качественные уровни творчества

Простейшие творческие решения Инновации, Творчество, Технологии, Примитивные технологии, Изобретения, Рутина, Повседневность, Творческие люди, Креатив, Наука и жизнь, Видео, YouTube, Длиннопост

Г.С. Альтшуллер предложил классификацию творческих решений – от самых простейших до самых сложных…

Его ученик пишет:

«Мир творчества удивительно многообразен, и классифицировать его можно по различным параметрам. Нас интересует главный признак – новизна. А конкретнее, новизна постановки задач и новизна их решения.

К простейшему творчеству можно отнести применение известного решения к известной проблеме.

Предположим, надо создать механизм для поднятия грузов. Старая проблема, известно и её старое решение: использовать подъёмный кран. Но краны бывают разные. Новизна творческого труда сводится здесь к созданию конкретной конструкции подъёмного крана определённой схемы и заданной грузоподъёмности.

Это творчество первого типа – наиболее благополучное, потому что оно отвечает потребностям сегодняшнего дня, даёт решение сегодняшних задач. Этих решений с нетерпением ждут на производстве, а поэтому сравнительно быстро идет и их внедрение.

Творчество первого типа есть и в науке, и в искусстве, да и во всех других областях деятельности.

Основная особенность его в том, что оно не ломает привычных взглядов и традиционного отношения к окружающему миру, не выходит за рамки общепринятых методов. Именно такое творчество сформировало и продолжает поддерживать общественное представление о престижности творческого труда. В большинстве случаев это творчество действительно престижно и действительно дает надёжное место в жизни. В основном оно бесконфликтно и не вызывает трений между творцом и обществом. Общество само ставит для него задачи и само же обеспечивает внедрение их решений в нужных для производства масштабах.

К творчеству первого типа человека готовят – огромная система школ, техникумов, вузов непосредственно призвана к этому. Творчество первого типа приветствуют и ценят – работает отлаженная система морального и материального стимулирования. Продукты такой творческой деятельности легковнедряемы: они понятны, привычны, не требуют коренной перестройки производств, чрезвычайно рентабельны – сразу же начинают приносить значительную прибыль. И всё-таки даже такое творчество порою встречает на своем пути сильное сопротивление. Став чуть масштабнее, чуть шире «дозволенного», оно наталкивается на стену непонимания, неприятия. Примеров тому достаточно...»

Вёрткин И.М. Бороться и искать… О качествах творческой личности / в Сб.: Нить в лабиринте, Петрозаводск, «Карелия», 1988 г. с. 10.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист из 11-ти видео: Интеллектуальные / творческие / креативные продукты

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультации третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

+ 12 способов Вашего участия в проекте VIKENT. RU: https://vikent.ru/w4/

Изображения в статье

  1. Изображение создано нейросетью Шедеврум

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!