Был обычный день. Я возвращался со своей "увлекательной" работы инженера-технолога вино-водочного завода. Начальник сказал придумать новый вид бутылок под вино. Я спросил чем его не устраивают нынешние бутылки. "С них неудобно пить, наш конкурент выпускает с более удобным горлом, по-любому спрос упал из-за этого" - ответил он. Брать формой, а не качеством, логично.
Я шёл по давно протоптанному пути, въевшимся мне глубоко в память и всё казалось инстинктивным. Я на автомате знал когда и куда повернуть. Недавно прочитал одну статью, в которой говорилось, что если не заставлять мозг исследовать новое, например, слушать одну и ту же музыку очень продолжительное время без поиска чего-то нового или никогда не менять дорогу от дома до работы, то его пластичность уменьшается сильнее, чем от простого старения и человек становится более консервативен, ему сложнее воспринимать что-то новое.
Бред какой. Я хожу по этой дороге потому что она самая короткая, зачем мне тратить лишние 5-10 минут? Как это повлияет на мою память? Занимаются хернёй всякой, лучше бы потратил часть зарплаты на восстановление нашей юношеской сборной по футболу или кружка радиотехники. Налоги уходят явно не туда... Володьке скоро пять лет, а его даже в приличную секцию не отдать. Наплодилось школ блогеров, каких-то арт, лингво школ. Нафига такие названия придумывать?! Арт - художка, лингво... Надо у Володьки спросить, он как-то рассказывал про это. Воспитательница грамотная попалась, особо талантливым уже другие языки даёт. Он русского-то толком не знает, а она ему лайонов, элефантов пихает, но он понимает да и чёрт с ним. Мальчишка умный растёт.
Вот блядь. Опять землю раскопали, трубу прорвало. Придётся в обход.
Никогда по этой дороге не ходил, надеюсь попаду домой к вечеру. Какой-то мужик впереди идёт с бутылкой пива, обросший и одет в рваньё, бомж, походу. Надеюсь, не будет клянчить сигареты или деньги, надоели уже. Стоп, а что за бутылку он держит в руке? Не похоже на что-то местное. Надо спросить.
- Слышь, мужик, а откуда бутылка такая?
- Ахаха, а тебе зачем?
- Да форма странная, не отсюда ведь?
- Какой внимательный. Не отсюда, подарок друга... бывшего.
- А друг откуда взял?
- Всё тебе расскажи. Давай услуга за услугу, ты мне пятихатку, а я тебе историю откуда и как.
- Пятихатку за историю? Мужик, эта бутылка и рубля не стоит. Нафига она тебе? Все равно ведь сдашь же.
- Да, она не стоит столько, она вообще ничего не стоит... Это подарок. Она не продаётся.
- Слушай, дай сфотать её со всех сторон. На память.
- Не, тебе ведь сама бутылка нужна, а не сорт пива. Пошёл я, удачи.
- Погоди, тебя как звать?
- Гельфанд
- Необычное имя. Гельфанд, ты откуда и как до такой жизни докатился?
- Чтобы скатиться надо куда-то подняться. А я всегда жил на равнине.
- Препод философии, да?
- Почти, учитель русского и литературы. Бывший.
- Иран или Ирак?
- Ты дурак?
- Прости, не удержался.
- Если подкинешь на чай с ромашкой, то дам бутылку посмотреть.
- Да не проблема.
- Только я беру в особом месте, придётся прогуляться.
- Как далеко?
- Километров 5.
- Сделаю один звонок и погнали.
Всю последующую дорогу Гельфанд рассказывал о себе. Родился он в России, в какой-то деревне со странным названием. Рос как все деревенские дети: велосипед, ловля рыбы из-под камней руками, обычная рыбалка, древолазание, изучал необычные места, наподобие заводских отходников (некогда большое озеро, превратившееся в котлован с "резиновым стекле-углём") и прочие деревенские радости. Однако всегда было какое-то непонятное чувство недовольства, будто всё это не то, чем он хотел бы заниматься. Всю технику, которая попадалась ему на глаза, ждала участь быть разобранной на запчасти. Зачем он это делал - интересно как оно устроено. Мастерски умел разбирать, но собрать обратно - у меня лапки, да и гайки лишние остаются, почему-то... Пришло время школы, из деревни родители переехали в город, и Гельфанду пришлось из деревенского пацана переквалифицироваться в жителя провинциального города. Деревенские джунгли сменились каменными. Вместо древолазания появилось изучение заброшенных строек, велосипедное катание по пересечённой местности превратилось в акробатические трюки запрыгивания на бордюры и мастерский объезд пешеходов. В общем, жизнь особо не поменялась. Но пришлось стать культурнее. Сланцы с плавками явно не лучшая одежда для городского зноя. Учился сначала в школе только с началкой. После 4 класса сменил школу, обычную, без каких-то профилей, со старой разрушенной теплицей и отсуствующими реагентами в хим. лаборатории. С 5 по 8 класс учился без какой-то цели. Все предметы давались чрезвычайно легко. Это создавало определённые проблемы, он не мог определиться со своей будущей профессией, своим увлечением. Всё казалось интересным, всё увлекало и засасывало с головой. Причём интерес был не поверхностный. Задали рассказать кратко про писателя. Конечно, краткость сестра таланта, но если ты Гельфанд - то ты его (таланта) сын с противоположным мнением. Сначала он лез смотреть стандартные данные - дату рождения/смерти, родителей, потом его творчество: раннее, среднее, позднее, средневековое... Но этого было мало. Если у писателя был род с каким-то гербом - он лез смотреть историю герба, символику, находил дальних родственников писателя, прослеживал как менялись поколения и как это могло отразиться на писателе. Если упоминается о каком-то любимом цвете автора, то лез искать причины любви именно к этому цвету и т.п. И так было по каждому предмету... Пока он не доконал одноклассников своей тягой к знаниям. Он первым входил в класс, всегда спрашивал про дз или какое-то забытое задание. Какому здравомыслящему среднестатистическому ученику без особого интереса к школе и получению образования может такое понравиться? Гельфанда стали оттаскивать от попытки входа в кабинет: "Подожди, вдруг он забудет про нас или вообще не придёт. Пропустим урок, а если ты сейчас зайдёшь, то нам потом будут морали читать и двойки поставят" Дали прозвище "Энциклопедия", но скорее в негативном значении - зануда. Это оставило свой отпечаток, любознательность угасала. Однако, недолго длился период угасания. В 9 он наконец нашёл свой предмет - литература и весь свой оставшийся огонь направил в неё. Но помимо литературы увлёкся и русским языком, сильно повлияла на него книга "Слово о словах", он понял, что русский это не только правила пунктуации, орфографии и прочие правила, это большее. 9-11 классы его преследовал синдром отличника, но не со стороны его сознания, а от учителей. Гельфанд стал забивать на домашку, почти перестал отвечать на уроках. Особенно его огорчала школьная литература, где всегда были готовые ответы, которые считались единственно верными и к которому всегда подводил учитель, игнорируя другие или говоря, что они неверны. Старшая школа пролетела быстро, он сдал входные экзамены почти идеально, хотя последний год его пугали, что он с таким отношением к школе никогда ничего не сдаст и никуда не поступит. Универ стал тем местом, где он мог полностью себя реализовать. Нету контроля, предоставлен сам себе. Делай что хочешь и как хочешь. Конечно, не всё было гладко, с некоторыми преподами пришлось поконфликтовать и вырабатывать особый подход в общении, но в целом его всё более чем устраивало. На 3 курсе он поехал учиться по обмену во Францию, где и познакомился с тем самым другом - Жозефом. Жозеф был личностью неординарной, лучший среди студентов, но мало с кем общался, однако Гельфанд его чем-то заинтересовал и Жозеф первый начал знакомство. Ещё одной особенностью Жозефа была его странная привычка, он всегда носил с собой бутылку из-под какого-то французского пива. Это было весьма нетипично, он же француз, почему не вино? Но это ещё не всё, в бутылке было не пиво, а ромашковый чай. Из-за этой привычки его считали легкомысленным пьяницей, но благодаря отличной учёбе на это не обращали внимание. Однажды Гельфанд спросил у него, откуда взялась эта привычка, почему бутылка из-под пива и почему ромашковый чай. На что Жозеф сделал философское выражение лица и сказал: "Это мой путеводитель, гуру по жизни. В этой бутылке есть всё и ничего. Она заставляет думать о человеке по-иному, хотя это всего лишь вещь из стекла определённого цвета с накленной бумажкой, на которой написан определённый текст, не соответствующий реальному содержанию бутылки. В ней можно увидеть математику, физику, химию и многое другое. Наклони бутылку, жидкость перельётся и можно вспомнить тригонометрию, т.к. диаметр бутылки и некоторая часть длины боковой плоскости образуют прямоугольный треугольник, зная радиус дна и высоту текущего уровня жидкости, можно найти её объём. Цвет стекла - результат поглощения и отражения определённого спектра - физика, состав чая, его вкусовые свойства, зависящие от окружающих условий - химия. И многое другое... " После этого Гельфанд задумался, но заметив это Жозеф резко сменил философское выражение на улыбку и добавил: "Просто я люблю ромашковый чай, а бутылка из-под пива добавляет ажиотаж." Гельф (так называл его в дальнейшем Жозеф) остался в недоумении, что-то в его сознании поменялось. Прошёл год и Гельфу пора было возвращаться в Россию, до отъезда оставалось четыре дня. Жозефа он не видел уже две недели, хотя до этого встречались каждый день. За день до отъезда ему пришла посылка. Она от Жозефа. Внутри была та самая бутылка и записка: "Мне она уже ни к чему, мой путь определён. Пусть теперь она сопровождает тебя." Гельф не сразу понял про какой путь написал Жозеф. Но искать его и расспрашивать уже не было времени. Он вернулся в Россию. Закончил учёбу и решил стать учителем. Хотел показать детям что такое образование на самом деле, для чего оно и как использовать, чтобы после выпуска из школы у них не было вопроса: "Что это было и зачем я это делал?" Но, как обычно это бывает, система не поощрила новаторских идей и подходов Гельфа. Он старался работать с каждым, но если видно, что ученику не нравится, да и вряд ли пригодится где-то его предмет, то он давал им индивидуальные задания в в де докладов, рассказов, рефератов и разрешал заниматься своими делами на уроке. Ученикам нравилось, директору нет, ведь некоторые не знали Евгения Онегина, о ужас, о кошмар. Спустя время это дало плоды, горкие плоды. Директору надоело, что Гельфанд "развращает детей свободой", некоторые отличники не могли рассказать про Лермонтова ничего, такое недопустимо. Учитель должен нравственно воспитывать детей через знание классики, иначе из этих детей не вырастет полноценной личности и они могут творить аморальные поступки. Как ученик узнает о чести, если он не знает Лермонтова?! Его уволили. На следующий день пришло письмо из Франции от некой Элизы. Оказалось, это девушка Жозефа. В нём говорилось, что та посылка была предсмертной, в тот же день он выбросился из окна и упал на острый край фонарного столба, его тело разрезало на две части и он скончался. Он оставил письмо Элизе и отправил посылку Гельфу. В письме Элизе писал о своей любви к ней и о каком-то предназначении, которое ему указал неизвестный голос "из пространства, где незнакомо слово свет". По-видимому, он страдал от какого-то расстройства.
- В тот день я достал ту бутылку и решил путешествовать по миру. Кстати, мы уже пришли.
Я не заметил как мы пришли к какому-то старому зданию, которое явно было заброшено и давно не использовалось по назначению. Казалось, эти пять километров превратились в пять тысяч, но прошло всего сорок семь минут. Я не совсем понимал где мы, но дорогу назад запомнил.
- Ты уверен что там что-то продают? Выглядит заброшкой.
- Не переживай, они точно там. Я знаю.
- Ну хорошо, только давай быстрее, мне надо на ужин успеть. Не хочу чтобы семья долго ждала, без меня не начнут.
- Они не будут ужинать без тебя?
- Нет, у нас это традиция, завтракаем и ужинаем все вместе.
- Знаешь, я отдам тебе бутылку, мне она уже ни к чему.
- Муж... Гельф, ты серьёзно? Нафига мы тогда сюда пёрлись?
- Даа, вполне, ты мне понравился. У тебя есть дети?
- Сын.
- Умный?
- Конечно, разве может быть глупый сын у инженера?
- Это... хорошо, он уже решил кем хочет стать?
-Он ещё в садике, на следующий год пойдёт в школу. Пока хочет зоологом стать, животных изучать. Мы в его возрасте полицейскими и пожарными быть хотели, а он... Но я его поддерживаю, сын всё-таки.
- Зоолог значит. Как поступит в универ, подари ему эту бутылку, скажи что подарок от Гельфа.
- Хорошо-хорошо, иди уже за чаем, сколько он стоит, кстати?
- Он очень дорогой, но могут взять натурой, эх-хе-хе, черти жадные. Поэтому держи её, я пошёл, можешь не ждать, а то семья голодной останется.
- Ты шутишь что ли, наливать в ладошки будут?
- Он заварной.
Я взял бутылку и ушёл. Бутылка была причудливой формы, несмотря на её винный вид, в ней продавали пиво. нижняя часть чем-то напоминала песочные часы. Дно было стандартным для винных бутылок, вогнутое с с небольшими выступами для прочности. Немного округлое, к середине идёт сужение, хоть и небольшое, потом снова раздувается и сужается у начала горла. Горло было очень специфичным, выполнено в виде головы какого-то китайского дракона с одним сияющим глазом, скорее всего это рубин. Конец горла был стандартным и получалась нелепая картина - беззубый дракон, изо рта которого льётся какая-то жидкость. И ещё одна удивительная особенность, на этикетке было только название пива "Deus cervisia" в рамке из дракона, пожирающего самого себя, ни производителя, ни состава там не было. Только снизу была надпись: "Fabriqué sur les Champs Elysées" И как он тут мог видеть прямоугольный треугольник? Ладно, неважно. Начальнику понравилась, но идею с рубином он откинул, дорого.
На следующий день пришлось снова идти по обходному пути, т.к. криворукие работники раскопали трубу, но как починить не придумали и тупо уехали. Я ожидал снова встретить Гельфа, но его не было. Я думал прогуляться до того странного "магазина", но уже забыл дорогу туда.
Прошло 12 лет, сын готовился к поступлению в универ в другом городе. Своего желания он не поменял и поступал на зоолога, сказал, что хочет путешествовать по миру и исследовать разных животных, возможно, найдёт какой-то новый вид и будет его изучать. Перед отъездом сына меня мучила какая-то мысль, будто что-то забыл, но что именно вспомнить не мог. Я пошёл читать газету и увидел новость о найденном трупе в каком-то заброшенном здании, недалеко от нас. У него не было никаких документов и поэтому оставили фото с ним, чтобы родственники позвонили и опознали, это был Гельф. Во мне забурлило непонятное чувство, и я понял про что забыл. В самый последний момент я дал ему ту самую бутылку.
- Держи, будешь с друзьями выпивать из элитной, ахаха.
- Бать, я не пью, ты же знаешь.
- Там чай. Это подарок от Гельфа.
- Кто это?
- Один знакомый, не разбей только, если не нравится, отдай обратно.
- Хорошо, оставлю, симпатичная.
На 3 курсе Володя уехал во Францию по обмену, зачем-то сменил имя на Жозефа и нашёл девушку Элизу.