Серия «Советская школа.»

История о моих великих учителях

В нашем далеком советском детстве у мальчиков и девочек были великие мечты и почти все хотели стать космонавтами, инженерами, учителями. Что говорить, достойные и нужные профессии, да и примеры были такие, что сомнений не оставалось.

Посмотрев фильм «Доживем до понедельника» в главной роли с моим почти земляком (он родом из Павловского Посада, я из соседнего района) Вячеславом Тихоновым, я влюбился в учительскую профессию в его понимании и исполнении. Глубина образа меня просто поразила- это настоящий интеллигент, «умница» (цитирую). Манеры, взгляд, отношение- все окутано харизмой, и, кажется, что это недосягаемая высота, человек с большой буквы «Ч». Сам актер и его роли- это погружение в особый мир, а роль учителя в исполнении Вячеслава Васильевича меня, 12-летнего пацана, впечатлила на всю жизнь.

Судьба — это не набор случайных моментов, все промыслительно. Как только он, наш географ Николай Алексеевич вошел в класс, я сразу каким-то внутренним чувством ощутил ту яркую учительскую энергетику: великолепное знание предмета и полная непохожесть методов доведения знаний до учеников. Нет, вроде все было с одной стороны в классическом варианте: опрос, объяснение нового материала, закрепление, домашнее задание, но на большинстве других уроков многие ученики при опросе «засыпали», а здесь работал весь класс. Маленький этюд, как это происходило: он вызывал к доске сразу семь человек и ему была абсолютно безразлична успеваемость по другим предметам, все любили географию в его исполнении, даже самые закоренелые двоечники. И так, тема «столицы африканских государств». Учитель показывал рукой на ученика из класса, тот называл страну, далее кто первый отвечал, набирал один балл, два правильных ответа значило «отлично», и опрашиваемый мог занять свое место и готовить свой вопрос и так по очереди. Не выучить было невозможно, даже позорно. За 10-12 минут такого опроса появлялась такая сильная эне тяга ( иначе не скажешь), что мы, открыв рот, ждали нового материала. Николай Алексеевич никогда ни читал с листа и не бубнил себе под нос, это была, как правило, история великих путешествий с открытием новых земель, стран и городов, людей и их нравов, и традиций. Не поверите, но вторым предметов, который он преподавал, была физкультура, в школе был свой бассейн, и он был его директором. Подчас он приходил на урок географии в спортивной майке, штанах и кроссовках и даже наши ребята-хоккеисты завистливо поглядывали на его мускулатуру, которая просто была хорошим дополнение к природному таланту педагога.

Через несколько лет я закончил ин.яз. и мне всего год удалось поработать в школе.Это было почти 30 лет назад, и там мне в третий раз посчастливилось встреть настоявшего педагога и человека с большой буквы – директора той сельской школы. Он в буквальном смысле слова вдохнул в меня жизнь после серьезной травмы (множественны перелом подъема стопы) и помог вернуться к нормальной человеческой жизни- научил ходить без палочки (об этом есть отдельный рассказ).

На протяжении многих лет базовые учительские навыки и знание иностранных языков помогали мне открывать для себя новые профессии, но более всего я благодарен тем трем вышеперечисленным учителям, которые заложили во мне основы человеческих ценностей, уважения, серьезного отношения к делу и любовь к людям.

Показать полностью

Путевка в Канаду

В советское время выехать за границу обычным гражданам было делом весьма проблематичным. Однако, были и для простых людей некие квоты на выезд. Одной из таких квот можно назвать особые спортивные достижения, подкрепленные хорошей учебой и примерным поведением.

Мой одноклассник Роман с самого детства занимался хоккеем и первому критерию (особые спортивные достижения) отвечал полностью, но вот по двум остальным была печалька. Природа наградила парня феноменальными физическими данными, которые еще больше укрепились в хоккее. Уже в 14 лет он был среди первых кандидатов в основной состав «Химика», и, надо сказать, что играл он действительно здорово. Однако, в школе все было в точности наоборот. Уже в седьмом классе его побаивались старшеклассники, в тот момент он был выше всех на 2-3 головы, что говорить о физической форме. Лупил Роман почти всех без разбора (слово «почти» применялось в кругу особо приближенных, которых он не трогал). Не понравилось, кто как посмотрел и не дай Бог что-то еще сказал- все, затрещина обеспечена. Непослушных он заставлял носить свой и чужие портфели из кабинета в кабинет, а иногда, ради смеха, прыгал сверху на такого ученика, падал вместе с ним и портфелями, последний получал затрещину и продолжал свой путь. Не сказать, что Роман был глупый- наоборот, просто у него не было ни времени, ни желания хорошо учиться, да и что греха таить, до определенного момента закрывались глаза на его, мягко говоря, плохое поведение. Но однажды наступил момент, когда двух человек из «Химика» пригласили в молодежную сборную, которая готовилась к чемпионату в канадском Тороно, и одним из них был Роман. Однако, чтобы поехать в Канаду, нужна была положительная характеристика из школы и отсутствие неудов по предметам.

Директор школы получил запрос из спорт. комитета и направился к нашей классной руководительнице. Маргарита Альбертовна (преподавала французский) была женщиной принципиальной и написала правдивую характеристику, с которой не взяли бы даже в спец. учреждение. Директор вызвал ее на ковер и стал рассказывать про честь школы и другие подобные вещи. Маргарита выдвинула свои требования, после которых у Ромы был общественно- полезный труд после уроков (под присмотром отца он мыл коридоры),и вел он себя тише воды, ниже травы, все подумали поначалу, что наш хоккеист заболел. После двух недель испытаний, классная согласилась написать повторную характеристику, но тут встал третий пункт- наука, которую за две недели не освоишь, даже на три балла.

Некоторые учителя, увидев, как Роман тщательно драил полы, согласились поставить трояки, кроме одной- учительницы химии. Химичка- это был тот случай, когда призвание совпало в выбранной профессией, она бредила своим предметом и делала все для того, чтобы те, кого она учит, его знали. Роману она не ставила двойки, чаще или просто мочала и не спрашивала или просто рисовала в дневнике «1». На педсовете решили, что нужно натянуть тройку по химии и для этого посадить хоккеиста с сильным учеником. Сильным учеником оказался ваш покорный слуга. У Ольги Петровны (так звали химичку) было свое условие, что если Роман напишет итоговую четвертную контрольную хотя бы на три балла, она поставит итоговую оценку «3».

Мне поступило коммерческое предложение от моего нового соседа по парте, что если я помогу ему решить задачи на контрольной, он привезет мне из Канады пачку жевачек в форме сигарет (огромный дефицит в то время). Я ответил, что если будет возможность, то помогу. На решение своего варианта я потратил менее половины урока, а потом, буквально на автомате, решил вариант своего соседа, который в аккурат под конец урока успел его переписать.

На следующий день произошло событие, в которое за день до этого никто бы не поверил. Ольга Петровна вошла в класс с журналом и тетрадями с нашими работами. Вид у нее был весьма задумчивый и даже, можно сказать, загадочный. Встав перед своим учительским столом, она объявила, что за итоговую контрольную в классе всего две отличные отметки, и обратилась ко всем, что как вы думаете у кого? Первая пятерка (не хоккейная) была у меня, а вторая (вот чудо!!!) была у моего соседа Романа. Она не могла нарушить своего слова, хотя итоговая оценка была «удовлетворительно», но ее хватало для поездки в Канаду.

Наш хоккеист вернулся из-за границы счастливый- команда заняла первое место и ему уже было гарантировано место в основном составе «Химика». Про меня он забыл, да я, если честно, ничего и не ждал, лишь чуть позже подошел к нему и попросил в качестве оплаты не трогать моих друзей- одноклассников. Он действительно более никого не трогал, может просто повзрослел, а может просто переключил внимание на другие горизонты. Мы закончили восьмилетку, получили аттестаты, я пошел в десятый класс и с тех пор более не видел Романа, хотя от друзей слышал какое-то время о его больших спортивных достижениях, которые точно были на «отлично», а вот все остальное….

Показать полностью

История о школьном баянисте

Много лет тому назад, почти сразу после окончания института я работал в сельской школе учителем французского языка, совсем недолго- год полноценная ставка и год по субботам (доводил свой класс до экзаменов). Однако, это время запомнилось множеством интересных историй, одну из которых хочу Вам, дорогие мои читатели, рассказать.

В той школе еще преподавали музыку, и у учителя был свой аккомпаниатор- местный баянист Леха (извините, но его так все называли, хотя учителей исключительно по имени отчеству). Для Лехи это был дополнительный небольшой заработок и место, где он держал свою трудовую, основным денежным (и не только) ресурсом были свадьбы. Наш директор, Владимир Семенович, его ценил, не смотря на сильное пристрастие баяниста к спиртному, и на вопросы о сомнительном запахе в классе всегда повторял, что да кто еще пойдет работать сюда за такую зарплату, а этот как сыграет, так все вокруг оживлялось, да и голосом он обладал отменным. В общем, весь педагогический коллектив принимал аккомпаниатора таким, какой он есть, хотя почти все знали истории о его похождениях после свадеб, да и не только. В свою очередь, я слышал рассказы о «музыкальной шкатулке» (прозвище Лехи) от коллег, и не мог поверить, что такое возможно, однако в конце учебного года все довелось увидеть своими глазами.

И так, приближался выпускной вечер и весь небольшой педагогический состав был приглашен. Наш директор не забыл про аккомпаниатора, но взял с него слово, что тот до утра не напьется, будет играть и петь, а в награду его накормят, а потом и немного нальют, но только после того, как выпускники пойдут встречать рассвет. Все началось спокойно с «Подмосковных вечеров» и Алексей своим баритоном буквально сразу сразил всех наповал. А после начались шутки, что типа чтобы у баяниста не сели связки, надо налить стопочку, сначала так, потом с локтя, а, чтобы инструмент лучше играл, надо выпить с баяна. Через пару часов баянист, как говорится, «пришел в нужную кондицию», начались песни про женщин со вставками из матерных частушек и, благо, что школьный диджей включил громче музыку и только она смогла переключить общее внимание. В этот момент Леха подсел ко мне и стал говорить, что музыка ему совсем не помеха и надо срочно налить, а на вопрос про нецензурную брань заявил, что тут ужу все взрослые и надо привыкать. Еще бы немного и он бы пустился в пляс с баяном, еле переставляя ноги, если бы ситуацию не спасли наши доблестные милиционеры, дежурившие на выпускном. Нет, они его не забрали, просто вывели на улицу, посадили на лавку, где он играл для всех домов вокруг.

Дело близилось к окончанию, родители и педагоги устали и наступил момент, когда выпускники пошли встречать рассвет. В этот момент на пороге нарисовался, извините, иначе не скажешь, наш баянист, и, покачиваясь, направился в мою сторону. Присев рядом, стал докучать, что его все обижают, чуть гармонь не отняли и за его «тяжелую» работу ему так и не заплатили. Поняв, что от меня ничего не добьется, он направился в сторону кухни, где родители выпускников мыли посуду и там, в буквальном смысле слова, выцыганил последние деньги, собранные на прочие расходы, после чего резко удалился.

Чисто случайно я встретил Леху на улице в приподнятом настроении (он еще отмечал выпускной) через два дня. Наш директор узнал о его поступке и пришел в негодование, сказав, чтобы тот ему более на глаза не попадался. Я поведал баянисту об этом и в ответ услышал, что надо идти сдаваться. Процесс сдачи трудно в деталях передать словами, но это было похоже на то, как нашкодивший сын снимает штаны и ждет от бати хорошего ремня. На самом деле, баянист зашел к директору и пал на колени со слезами, простонав: «Бать, Семеныч, прости, я твоему сыну на свадьбе бесплатно отыграю и ни капли в рот». Директор был мужиков строгим и принципиальным, но поверил трясущемуся Лехе и простил, как отец блудного сына.

Прошло много лет, я давно не работаю в школе, и как-то чисто случайно встретил баяниста на улице. Он очень сильно похудел, и, увидев меня, сразу сказал, что с алкоголем завязал, да и на свадьбах сейчас редко играет, но что интересно, что в нашей сельской школе до сих пор удалось сохранить такой предмет, как музыка, где звучит аккомпанемент под баян и дети, тем не менее и кто бы что не говорил, приобщаются к миру прекрасного, того, что никто не сможет отнять, потому что это остается в душе.

Показать полностью

История о первой помощи

В седьмом классе советской школы были практические занятия по оказанию первой медицинской помощи. Проводила их школьный фельдшер и для всех нас тогда было весьма забавно делать на учебном манекене непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

За железнодорожным отстойником начинались частные дома, а далее рабочий поселок, где в новой панельке жил мой друг. Многие из тех, кто работал на фабрике, ходили пешком через железнодорожные пути. Эта дорога в город была самой короткой, но опасной. Вагоны с горки спускали круглые сутки, по параллельным путям ходили поезда и электрички, и из-за шума был высокий риск попасть под вагон. Были случаи, после которых повесили запрещающие знаки и поставили забор, но для наших людей забор- не преграда, проделали лаз и продолжали ходить.

Помню, что возвращался вечером со дня рождения, был сентябрь, зябко на улице, поэтому решил пойти по короткому пути. Впереди меня шла компания из четырех женщин и мужчины, они громко кричали и потом затянули все вместе какую-то песню. Мужик периодически спотыкался, пытаясь обнять одну из барышень, та сопротивлялась, и он падал, поднимался и все повторялось. Они по очереди просочились через лаз забора и скрылись из вида.

Было еще достаточно светло, и я, легко преодолев лаз, услышал жуткие женские крики о помощи. Мне подумалось поначалу, что у кого-то из компании на почве алкоголя совсем сорвало крышу, но не побоялся и пошел вперед. Люди, которые переходили с другой стороны, развернулись и пошли обратно. То, что я увидел, было необычно и страшно. На рельсах лежало бездыханное тело дамского угодника, а его галантные дамы бегали вокруг в истерике и не знали, что делать. Я попытался их обойти, но одна судорожно схватила меня за рукав и с коровьим ревом просила о помощи.

Не знаю как, но в голове сразу включились картинки школьных занятий по оказанию первой помощи.  В этот моем голосе появились командирские нотки, и я буквально приказал перенести тело мужика с путей на безопасный участок и аккуратно его положить на спину, сам подошел к нему, встал на колени и отчетливо ощутил, наклонившись головой к его голове, что он не дышит, потом ухом попытался услышать биение сердца, но ничего не услышал. Первый раз в жизни я делал, как мог, непрямой массаж сердца, коряво, дрожащими ладонями и после очередного нажатия мужик начал хрипеть, что аж стало страшно и задышал. Мы его аккуратно повернули на бок, он открыл глаза. По сути, я тогда даже не мог осознать, что спас человеку своими действиями жизнь. Уходя, женщины спросили, как меня зовут, я назвал имя и быстрым шагом ретировался.

Через три недели вечером после тренировки я вернулся домой. Мать с отцом сидели на кухне, что-то обсуждая. На столе стоял пакет, в котором был алкоголь, дефицитная колбаса и рядом большой торт. Мама рассказала, что приходили незнакомые мужчина с женщиной, назвали мое имя, настоятельно просили принять гостинцы, еще давали деньги, но мама категорически отказалась. Потом мужчина сказал, что он мой должник до конца жизни. Был и второй приятный сюрприз, когда на общем школьном собрании зачитали благодарственное письмо и я в нем был каким-то прям героем. До сих пор помню, как вызвали на сцену, где директор школы и фельдшер мне долго жали руку, а потом вручили почетную грамоту.

Показать полностью

Уроки физкультуры на лыжах

Каждый раз, когда я приезжаю в свой родной город, на въезде меня встречают рекламные вывески новых супермаркетов с различными товарами, издали видишь огромные автомобильные стоянки рядом с коммерческой недвижимостью в несколько тысяч квадратов, и народ, как муравьи, бегут туда-сюда. Не подумайте, никоим образом не осуждаю, все меняется, и мы меняемся, привыкаем. А когда-то давно здесь было поле, пахотная земля, а зимой- лыжня.

В нашей школе, как, впрочем, и в других школах района, третья четверть была лыжной до самой оттепели. Уроки были сдвоенные, и, как правило, либо вначале учебного дня, либо в конце. То самое поле, где сейчас расположен гипермаркет, мы называли малым кругом, и оно было подготовлено самими учениками как для классического хода, так и для конькового. Мы катались на деревяшках- так назывались лыжи из карельской березы, которые для лучшего скольжения обжигали паяльной лампой и натирали обычной парафиновой свечкой. Лыжные палки были дюралевые или бамбуковые, и с них часто слетали пластмассовые кружки-ограничители для лучшего отталкивания при езде по снегу. Крепления ботинок были прижимные, можно сказать, не убиваемые при аккуратной эксплуатации, главное- правильно установить ботинок, чтобы отверстия на подошве точно попали в шипы. Были у меня еще китайские крепления на защелках, которые при повторном использовании не выдержали мороза и нагрузок и разлетелись в хлам. Ребята, которые занимались с в лыжной секции, катались на полупластиковых лыжах, ну а те, у кого был разряд, получали пластиковые, что было запредельно дорого и во всем районе можно было по пальцам пересчитать их обладателей.

И так, урок физкультуры на лыжах начинался с разминки. Весь класс вставал на лыжню, а учитель ехал по дорожке для конькового хода и давал команды. Едем с двумя палками, с одной, взяли палки в руки перед собой, едем без них, медленно приседаем. По началу, с непривычки, после таких упражнений болели ноги, но через 2-3 урока все приходило в норму. После разминки надо было сделать на время 2-3 круга классикой, результат в журнал- самый быстрый круг, а затем, время свободного скольжения, по желанию, можно было пойти домой, но, если уроки были в конце учебного дня, почти весь класс через большой круг ехал на горки в оврагах.

Незабываемые впечатления при спуске, особенно с крутых склонов. По первой, были неприятные моменты травм и поломок лыж. Дело в том, что в оврагах у людей были огороды и заборы делали из чего придется, например, из старых металлических труб, штырей и железных батарей-гармошек. Конечно, учителя проверяли съезды, но порой, при спуске с крутого склона, скорость была настолько высокой, что лыжник уезжал дальше накатанной дорожки и случались, что наталкивался на эти железные препятствия. Однако, не смотря на риски, нам всегда хотелось съехать с самого крутого склона, не упав, а самый адреналин-это когда начали делать трамплины. Кувыркались, сильно падали, получали ушибы, синяки, но вновь карабкались вверх и повторяли до того момента, пока не выйдет удачная попытка. Домой возвращались с красными щеками, все сырые и с волчьим аппетитом. Горячие суп или борщ с горбушкой черного хлеба, натертого чесноком- это было самое то для восстановления сил.

Еду по дороге от супермаркета к панельному дому, где живут родители, вдоль бывшего поля с лыжней, а в голове встает воспоминание, как много лет назад ехал на автобусе, и там проходила тренировка лыжной секции и моя одноклассница Юлька скользила коньковым ходом со скоростью автобуса, и все пассажиры пристально наблюдали за ней и восхищались ее мастерством.

Показать полностью

История об отличниках в советской школе

Первое сентября я встречал в новой школе. Мне было очень жаль расставаться со своими друзьями и учительницей, теперь уже бывшей школы, но родители получили квартиру и наше скитание по общагам завершилось, хотя, если честно, я долго скучал по нашему двору, ребятам и даже общему душу на первом этаже с одноногим дядей Саше по кличке Боцман.

Когда мы переехали в новую трешку в панельке, не могли поверить, что все это наше, что у нас с братом будет своя комната, а у родителей спальня. Из мебели был минимум- диван, кровать, два стола, сервант и телевизор. Мать и отец сразу приняли решение копить на стенку, мягкую мебель, новые холодильник и телевизор. В новом дворе жизнь кипела: вокруг строили такие же дома, делали двор, на поле за домом вели трубы теплотрассы, а само поле было засеяно пшеницей. Каждый день был непохож на предыдущий, жизнь бурлила и наступило 1 сентября.

Во дворе большой трехэтажной школы с бассейном тремя спортивными и актовым залами, обсерваторией и множеством классов, громко звучала музык: «Про глагол и про тире, и про дождик во дворе учат в школе…» Опрятные формы, белые банты, море цветов и улыбок- настоящий праздник учителей и учеников. После общей линейки и речи серьезного директора с медалями и орденами на груди, мы направились с новой учительницей в свой класс. Далее, по традиции, был урок мира, а после- получение учебников. Короткий классный час и все ученики радостно отправились домой.

Через неделю- две учебы я достаточно четко ощутил разницу настоящего класса с предыдущим, и, прежде всего, это касалось уровня подготовки моих одноклассников. Два года в хорошей городской школе с традициями дали мне отличную базу, а в новом классе были ребята и девочки, которые почти не умели читать и большинство не знали таблицу умножения. Уже будучи взрослым, я вспоминал свой класс и понял, почему я в нем оказался. Из-за большого количества детей школа была переполнена, те родители, которые первыми написали заявления, попали в лучшие классы с буквами «А, Б и В», я попал в 3 «Е», но был еще и «Ж». После нескольких первых занятий и легких пятерок, фактически без подготовки, у меня сложилось впечатление, что домашку можно вообще не делать, ранее полученные знания работали на меня, как часы, но наша весьма строгая учительница достаточно быстро уловила ситуацию и стала применять прием, который я назвал «паровоз».

В классе явно выделялись знаниями 4 человека, и они стали локомотивами, плюс, мой друг Олег возглавил актив. Ко всем примерным ученикам «подсадили» вагончики- слабых учеников и учительница после каждой работы, будь то диктант или какая-либо контрольная, просила локомотивов проверить «творения» вагончиков, а потом все вместе обсуждали ошибки. Но были в классе и особые случаи- два деревенских парня- тормозные колодки для всего состава и к ним требовался особый подход, который я назвал тогда сопровождением.

В один прекрасный день наша строгая учительница настолько осерчала на одного из «отличников» за систематическое невыполнение домашнего задания, что попросила меня с Олегом вечером проверить его по месту жительства на предмет подготовки к урокам.

Макс был упитанным, хулиганистым подростком из крепкой колхозной семьи. Отец- водитель в совхозе, мама- продавец сельмага. Когда мы зашли на огонек, его мама была серьезно удивлена тому, что у ее сына одни двойки, что он прогуливает, потому что в дневнике сына видела другую картину- хоть лентяй, но додумался завести второй дневник. Однако, самое интересное было в том, что наш «почти отличник» дома был прелестен и мил, ухаживал за младшим братом и во время нашего визита они оба сладко спали.

Батя Максима вышел из кухни в коридор и тоже не мог поверить, что его отпрыск все это время его дурил. Ровно через 2–3 минуты проснувшийся ученик выкладывал все свои спрятанные карты под нажимом бати, показывая нам тайком кулак и давая понять, что завтра в школе нам будет конец. Когда мы закрыли с обратной стороны входную дверь, раздались крики и шлепки- видимо, ремень сразу пошел в ход.

На следующий день до уроков мы рассказали о нашем визите учительнице, а в течение дня было весьма непривычно видеть обходительного и примерного Максима, ловящего знания на лету. Парня как подменили, никто не мог поверить, и на переменах он тоже себя вел достойно- никого не толкал и не орал матом.

Мы с Олегом вышли из школы после уроков и каждый пошел к своему дому. Не доходя до поворота, я увидел, как сверкнула чья-то подглядывающая голова. Стало очевидно – будут ловить, чтобы поколотить, а возвращаться обратно в школу характер не позволял- не мог я струсить. Компания из 4 деревенских пацанов бегала за мной не менее часа, но им так и не удалось меня поймать. К дому Олега они пришли рано утром, но там тоже вышла осечка, потому что припутали подъезд, и Олег успел убежать.

На перемене нашим небольшим активом мы думали, как себя обезопасить вне школы и решение было найдено- ходить только вместе и склонить на свою сторону как можно больше ребят, но, конечно, без драк не обошлось, потому что у нас не было другого выбора, живя в новом квартале с новыми домами с удобствами, учась в новой школе. Только вот с тех пор в голове сидит одна мысль, что далеко не всегда все новое – это хорошо, хотя потом жизнь все расставила на свои места и время залечило те детские травмы и обиды, и до сих пор каждое первое сентября  в моей голове радостно звучит «Про глагол и про тире…».

Показать полностью

Лыжная четверть в советской школе

Наша школа № 1 была самой новой и самой большой во всем районе. Среди девятиэтажных панелек красовалось шикарное трехэтажное здание с куполом обсерватории, с бассейном, тремя спортивными и одним актовым залами. Педагогический коллектив был достаточно молодой и профессиональный, с желанием работать. В школе особое место занимал спорт- город был хоккейный и почти в каждом классе были ребята, посещающие эту секцию, так же были свои внутренние секции, как баскетбол, волейбол, плаванье, лыжи…

Третья четверть учебного года была полностью лыжной. Буквально в 300 метрах от здания школы начинались совхозные поля. Было две лыжных трассы: первая- короткий круг для нормативов, вторая- большой круг для выносливых и занимающихся в лыжной секции. В неделю было 4 урока физкультуры, но они были сдвоены. В первую половину недели с утра, во вторую -после всех занятий. Хочу отметить, что многие мальчики и девочки, благодаря школьной лыжной подготовке и занятиям в секции, получили тогда хорошие навыки и высокие разряды, успешно выступая на районных и областных соревнованиях.

Во всех этих лыжных уроках был один большой интерес у ребят. После сдвоенных уроков учитель разрешал всем желающим встать на большой круг и поехать к оврагу покататься с горки. Примечательно, что это была не какая-то игрушечная забава, овраг был очень глубокий и там накатывали серьезные горки.

В катании с горок был один серьезный момент. В теплое время года люди разводили огороды внизу, сажали овощи, и, разграничивали свои наделы чем придется- старый уголок, металлические штыри, проволока, даже колючка. Зимой снег частично засыпал эти ограждения, но опасность сохранялась. Был еще одни момент- когда учитель был рядом и дело шло к концу занятий, всем разрешалось кататься с достаточно пологой накатанной горки, а внизу даже тормозить особо не требовалось- скольжение, остановка происходили на достаточной расстоянии от всех этих опасных оград и заборов. Но была и другая, очень крутая горка, на которую наши учителя наложили табу для всех, но, как только уроки заканчивались и большая часть народа уезжала, мы получали свою дозу адреналина, но не всегда все заканчивалось благополучно.

Лешка, видя, как другие ребята направились испытать себя, тоже решил показать свой характер и способности. Когда наблюдаешь со стороны, кажется все просто- держишь с помощью палок равновесие, ноги чуть согнуты в коленях, набор скорости и резкий тормоз, чтобы не угодить в колючки. Он оттолкнулся и направился к той самой горке. На склоне стоя ли я и Олег. Олег порекомендовал Лехе в первый раз посреди горки завалиться набок, не доезжать, но внизу стояли девчонки и нельзя было упасть в их глазах. Мой одноклассник набрался храбрости и покатился, несколько секунд и он уже внизу, время срочно тормозить и уходить влево, позднее торможение, его несет прямо на изгородь.

Бог с ними, с поломанными лыжами, с разорванной одеждой… Мы буквально несли на руках нашего Леху наверх, на снег капала кровь, он ревел от боли. Илюха срочно полетел догонять наших учителей, чтобы вызвать скорую, но к горке не проехать на машине, надо было нести парня до теплотрассы, это, минимум, километр. Я помню, как мы его тащили, как навстречу нам бежали учителя и тоже тащили, как его загружали на носилках в скорую…

Алексей родился в рубашке- после такого столкновения ни одного перелома, но кожу порвал он прилично и «штопали» его несколько часов, плюс- болевой эффект. В школе были серьезные разборки с участием милиции, но мы все написали, что это было после уроков и чисто наше желание. Уверен, что у наших учителей после этого появился не один седой волос на голове, но, слава Богу, все обошлось. На следующий год уроки стали проводить только на маленьком круге, большой круг и овраг были строжайше запрещены. Но мы, все равно, с несколькими парнями еще не раз покоряли высокие склоны, была сломана не одна пара лыж, да и шрамы были.

Сейчас на поле, где был малый круг, стоит гипермаркет, на лыжах и с горок в оврагах никто не катается и разрядов медалей не получают. А школа живет, и ученики готовятся к сдаче ЕГЭ, а наши старые учителя, которые давно на пенсии, вспоминают истории со своими непослушными учениками, смотря в зеркало на седые волосы и улыбаясь.

Показать полностью

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Француженка

Первого сентября мы вновь встретились с нашей классной руководительницей Ольгой Даниловной- учителем французского языка. Наши девочки, посмотрев на нее, с печальным выдохом выразили: “Ну вот, опять не вышла замуж”.

Наше учительнице было немногим за тридцать, очень опрятная, ухоженная, тактичная и умная. Она любила свою работу и свой предмет-французский язык. Учителем Ольга Даниловна стала и по призванию, и по семенной традиции- ее мама была учителем, и старшая сестра преподавала в нашей школе русский язык и литературу. Но вот одно "но”, что невольно выражалось на ее лице и в спешной манере говорить - она до того момента не встретила на своем пути достойного ее мужчину.

Мои школьные приятели, наблюдая за всем этим и после очередного конфуза, связанного с подтиранием оценок (исправлением троек на пятерки), вырыванием листков в дневнике, что было обнаружено Ольгой Даниловной, и, соответственно, в школу были вызваны родители, решили окончательно и бесповоротно исправить ситуацию с ее одиночеством, что, по их мнению, было причиной строгого отношения.

Неделю назад они развели костер в лесу и были пойманы с поличным лесником. Для искупления вины и в назидание, парни пилили после кругляк на дрова. В процессе работы они ближе познакомились с лесником и выяснилось, что Валера (так его звали), был образованным человеком, начитанным, жил в собственном доме, много по хозяйству делал своими руками, но, так же был одинок, как и наша классная руководительница.

Не знаю каким образом, но эти сорванцы притащили его после уроков для починки неработающего проигрывателя в классе, представили его, как специалиста, и Валера остался вдвоем с нашей классной устранять поломку.

Мои приятели разболтали мне по большому секрету, что он пригласил Ольгу Даниловну на свидание и она согласилась. Эти сорванцы подло наблюдали из-за кустов за парой взрослых людей и подслушивали разговоры. Но самое неприятное, что в школе начали это обсуждать, что, просто, было некрасиво.

В один прекрасный день Валера узнал обо всех этих подлых разговорах и прилично оттаскал за уши моих одноклассников- балаболов, а про Ольгу Даниловну заявил, что она чистая и воспитанная женщина и он не достоин ее.

Они расстались, сохранив теплые товарищеские отношения, и так оба плыли дальше по жизни, как два прекрасных корабля, гордых и немного несчастных, так и не обретших своих гаваней.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!