Серия «Договор в деталях»

Как юристы не договаривают, отправляя всех в суд

Сейчас будет по больному.

Реальная ситуация: в небольшой компании недовольный заказчик захотел вернуть деньги за услуги, написал жалобу в службу поддержки.

Компания обратилась к юристу с вопросом — как можно договориться и уладить вопрос. На что юрист им ответил: «Ерунда, заказчик сам передумал, а у вас на сайте написано, что аванс не возвращается. Пусть идёт куда хочет, хоть в суд».

И заказчик пошёл. Написал заявление в суд, назначили заседание. Компания наняла юриста. Процесс шёл полгода, потратила 160 000 на юр.услуги, суд проиграла.

Вроде бы всё нормально в этом кейсе, да?
Только вот есть один момент.

Юрист мог помочь сторонам уладить дело миром ещё после первой жалобы заказчика. Он видел всю ситуацию. Всё, что нужно было сделать — донести до собственника компании, что они накосячили, что заказчик прав. Предложить вернуть ему деньги, которые он заплатил, и разойтись.
Так было бы по-человечески.

Но тогда юрист заработал бы 5 000 за свою консультацию (час работы), и всё. А так он получил 160 000 за суд, которого можно было избежать.

Вот так юристы недоговаривают, чтобы заработать побольше. Теперь вы знаете, раскрыла вам фишку, которой пользуются очень даже многие.

Ищите того, кто будет стоять за вас с самого начала, искать варианты решения конфликта. Суд — это всегда долго и дорого, причем даже после выигрыша деньги можно ждать годами.

Работаю по предоплате, договор не нужен: как могут «кошмарить» исполнителя

Казалось бы, берёшь предоплату и работаешь нормально, зачем договор. Но бывают случаи, когда заказчик требует вернуть предоплату и угрожает судом и налоговой.

Как подготовиться к этой ситуации, как себя вести — поговорим сегодня.

Потому что бывает так:

  • Заказчик заплатил аванс, поставил задачу.

  • В процессе выясняется, что результат ему не нравится. Начинает «есть мозг».

  • Исполнитель предлагает вернуть деньги и разойтись. Заказчик: «А кто мне потраченное время вернёт? Доделывай!»

  • Исполнитель переделывает, заказчику опять не нравится. Тут он начинает просить назад аванс.

  • Исполнитель, затратив время и ресурсы, аванс не отдаёт.

  • Заказчик начинает его запугивать, грозить судом: «Ты украл эти деньги, а работу не сделал! И от налогов уходишь».

Как исполнителю защититься от такой ситуации:

Даже когда работаете без договора, приучите себя писать основные договорённости в переписке, даже после телефонного разговора.

На что договорились:

  • какая оплата, какой объём работ (сколько вариантов делать и т.п.).

  • Присылайте фото результат работ, чтобы сохранились в переписке.

Ну и чтобы пойти в суд, заказчику как минимум нужно заплатить госпошлину, подготовить исковое заявление и доказательства. Это может быть невыгодно, когда вопрос стоит о небольших суммах.

А лучше, конечно, иметь хотя бы простенький договор на пару страниц или оферту у себя на сайте/в профиле соцсетей.

Эту ошибку совершают 90% онлайн-проектов (про доступ к материалам)

Часто вижу, что продавцы онлайн-курсов пишут на сайте и в оферте о том, что после оплаты ученик приобретёт доступ к материалам навсегда.
Это большая ошибка, за которую они могу заплатить штрафами и выплатой компенсации.

Сейчас расскажу, почему.

Всё дело в этой формулировке — «доступ навсегда», «вечный доступ», «бессрочный доступ».

Вечность — довольно объёмное понятие, которое требуется уточнить)

Скажем, продавец этого курса ушёл на заслуженную пенсию через 12 лет. Перестал заниматься распространением курса. А в оферте наобещал доступ к материалам навсегда. Получается, он обманул доверившихся ему покупателей, когда решил перестать оплачивать сервера для хранения этих самых доступов.

Или, скажем, закончились деньги на сервис, где хранятся доступы, а новой прибыли нет — оплачивать не из чего. Тогда продавец хоть и не по своему решению, но нарушает свою же оферту, потому что доступ у покупателей пропадёт. А есть ведь ещё истории с санкциями и закрытием некоторых сервисов на определённых территориях.
Ну, вы поняли: я к тому, что всё в нашей жизни переменчиво, и не стоит обещать того, что вы не сможете на 100% выполнить.

Обещать покупателям материалов доступ навсегда — обманывать себя и их, брать на себя задачу, которая юридически невыполнима. Рано или поздно этот доступ прекратится, а у покупателя не появится право подать на вас в суд.

А ведь может найтись кто-то, купивший материалы в 2024, и в 2034 пойти судиться ради принципа, потому что не сможет вернуться к пройденному 10 лет назад блоку курса про копирайтинг.

Законно ли ограничивать доступ к материалам, которые продают?
Скажем, месяц или два, после которых доступ к базе знаний закрывается. Это законно? Не обманывают ли покупателя?

Ответ: нет, если об этом чётко и понятно указано на сайте, в оферте, при оплате. Это нормальная практика и разумные обязательства, которые берёт на себя продавец материалов — какой-то измеримый срок, в течение которого доступ точно будет. Ну, а если покупатель не успел, есть шанс решить вопрос продления в частном порядке.

Так что, в посте есть готовый лайфхак для тех, кто готов ждать, когда вечный доступ закроют, чтобы отсудить денежек.

Показать полностью

Как защитить аккаунт в соцсети, который ведёт сотрудник

Пост для тех, кто делегирует ведение аккаунта в соцсети помощнику или SMM-щику.

Логин и пароль от аккаунта — конфиденциальная информация, которую специалист не должен разглашать. Как юридически защитить эти данные от передачи другим лицам?

Первым на ум приходит вариант подписать с ним «Соглашение о конфиденциальности» (ещё называют NDA).
Но оно не будет работать. Почему, что с ним не так?

Самая первая причина — потому, что в организации нет режима коммерческой тайны.

Что это?
Когда есть куча бумаг о том, что у юрлица/ИП есть секретная информация, которую нельзя разглашать. Конкретно написано, что это за информация:

  • клиентская база, база поставщиков

  • рекламные кампании и всё, что с ними связано

  • маркетинговый бюджет

  • объёмы производства

  • объёмы закупок у поставщиков, цены и всё, что с этим связано

  • размер прибыли, рентабельности и тп

  • технологии производства/коды программ/технические решения

  • контент-стратегия ведения аккаунта в соцсетях

  • логины, пароли, коды доступов на площадки аналитики и в аккаунты сервисов

  • многое другое похожее.

Итак, у юрлица должны быть приказы, которыми установлен режим ком.тайны.
Плюс большой длинный свод правил «Положение о ком.тайне». Длинный список, каким людям дают доступ к этим данным.

Но и этого мало.
Нужно фиксировать, кому и когда даётся доступ к секретным данным.

Для этого делают журналы и акты.

  • И вот в одном из таких актов юрлицо напишет: Переданы логин и пароль от аккаунта Пикабу SMM-специалисту Екатерине Сергеевне Луковкиной, 22 июля 2022 года.

  • Подпись Екатерины — она этот пароль получила, с правилами ознакомлена — его нельзя передавать другим лицам.

  • И штраф в правилах написан — сколько денег она заплатит, если перешлёт кому-то эти данные или вообще выложит на своей страничке, обидевшись на низкие премиальные.

Вот только в таком случае «Соглашение о ком.тайне» с SMM будет работать и появится возможность реально защитить секретные данные — логин и пароль аккаунта в соц.сети.

Показать полностью

Подводные камни в договоре с рекламным агентством

Куда смотреть в договоре, если ты не юрист, но не хочешь потерять деньги при работе с рекламным агентством?
Сегодня о насущных вопросах заказчиков, которые собираются или уже работают с рекламным агентством.

  • Общая рекомендация — искать конкретику.

Например, если написано непонятно и туманно: «за деньги заказчика агентство обязуется сделать маркетинговое продвижение бренда».

Это плохая формулировка. Как предъявлять претензии, если ничего не сделают?

Пришлют один файл ворд, озаглавят его «Маркетинговая стратегия» — будет считаться, что агентство всё сделало по договору и отработало деньги.

А как должно быть?

Ровно так, чтобы был понятен объём работ.

Например: «за деньги заказчика агентство обязуется сделать 3 рекламные кампании там-то, 2 статьи там-то». Или в количестве объявлений/промопостов, ну вы поняли.

Без вот этого вот «Там надо потестировать, потом видно будет». Тест — это конкретно сколько кампаний? Креативов? От/до.

Такие вопросы могут не понравиться агентству, но заказчик не обязан спонсировать бездельников. Ему нужна классная реклама в срок.

  • В разделе «Ответственность» лучше разработать систему штрафов.

За просрочку дедлайнов, например. Каждая просрочка минус 10 000 руб., ну или сколько адекватно сумме договора.

Потому что агентство должно нести ответственность не на словах, а деньгами, причём не деньгами заказчика, а своими собственными

  • Пункт, о котором забывают: про Интернет

Если у сотрудников агентства отрубится связь и они ничего не смогут делать по договору, они должны бесплатно продлить период услуг на дни, когда сидели без связи.

Но если об этом в договоре не написать, то не будут должны.

  • Ну и, думаю, не лишне напомнить, что оплату лучше привязывать к этапам работ агентства, а не к календарным дням.

Нормально, без косяков выполнили объём работ по этапу 1 — получают деньги на этап 2.

  • И про возврат оплаты напишите: сколько денег возвращает агентство, если не справилось с задачей.

Конкретно в рублях или % от суммы договора.

Показать полностью

Лазейка, чтобы меньше платить работнику, под названием «ученический договор»

Знаете, я в большинстве споров на стороне предпринимателей. На них ложится столько налоговой нагрузки, что впору на стенку лезть. Конечно, они ищут способы сэкономить. Не потому, что они злые, а потому, что это вопрос выживания.

Один из таких способов — ученический договор.

Много вокруг него недомолвок, решила рассказать, что из них правда, а что — просто сплетни из сети.

Говорят, можно заключить ученический договор с новым работником, и тогда ему можно платить не зарплату, а стипендию в размере МРОТ и уволить, если не понравится — типа не прошёл обучение.

Всё так. Есть некоторые нюансы. Заключить такой договор действительно можно.

Плюсы:

  • можно уволить без предупреждения. Ученик совсем не работник, даже запись в трудовую не делают.

  • можно платить только МРОТ, потому что ученик обучается тому, что ему предстоит делать на работе.

Обычно ученический договор подразумевает, что ученика направляют в спец.учебный центр с образовательной лицензией, где он проходит обучение. Но мы говорим именно о случае, когда само юрлицо/ИП решило обучить сотрудника на месте.

Может ли юрлицо заключить ученический договор без лицензии?

Ответ: да, может.

Только нельзя:

  • требовать возместить стоимость обучения, если ученик решит уволиться;

  • обязать ученика отработать какое-то время в организации.

Суды считают такое образование у работодателя профподготовкой, (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 06.02.2018 по делу N 33-1346/2018; Определение Приморского краевого суда от 22.12.2014 по делу N 33-10857/2014).

Так что, без лицензии можно заключать ученические договоры с новыми работниками и смотреть, подходят они к должности или нет.

Тем самым, можно сэкономить на взносах в фонды и на бумажной волоките с оформлением новичков на испытательный срок.

Показать полностью

Как взыскать оплату за дополнительные работы, если заказчик от них отказывается

В строительстве часто оказывается, что тех.задание предусмотрело не все работы, и нужно сделать что-то дополнительно или докупить материалы.Бывает, что новое соглашение не подписывают, и в итоге заказчик отказывается оплачивать новый объём работ или материалы.

Как защитить себя в таком случае, поговорим сегодня.

Работы будут называться дополнительными, только если их выполняли в рамках договора, который уже был на этот объект.

То, что работы относятся именно к действующему договору, придётся доказывать исполнителю.

Когда заказчик обязан оплатить допработы

Чтобы получить оплату, подрядчику нужно соблюсти два условия:

  • уведомить заказчика о том, что понадобились допработы (ч. 5 ст. 709 ГК РФ, пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»)

  • получить письменное согласие заказчика.

Но заказчик может и отказаться, об этом ниже.

Как заказчик может уйти от оплаты в суде:

  • работы прямо не связаны с договором на объекте;

  • работы не имеют потребительской ценности для заказчика (например, сделали «навороты», которые не влияют на пользование помещением) Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2018 № Ф03-1758/2018 по делу № А73-5379/2016.

Полезно будет записать в договоре подряда, как извещать о допработах и сколько дней есть у заказчика на ответ.

Итого, что нужно проверить для оплаты допработ (и заказчику, и подрядчику):

  • Есть ли уведомление подрядчика, что нужны допработы/доп материалы.

    Важно прописать, какие именно работы нужны, в каком объёме, какие нужны материалы и сколько всё будет стоить, иначе суд разрешит заказчику не платить. Уже были примеры: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2018 по делу № А40-119853/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2018 по делу № А40-139518/2017).

  • Есть ли согласие заказчика на эти дополнения,

    проверить, какие допработы сделаны по факту и сколько их согласовали ранее.

Если хотя бы в одном пункте совпадения не будет, суд может встать на сторону заказчика, и допработы останутся неоплаченными.

Как считаете, это нормально, что заказчику часто приходится соглашаться на допработы? Недобросовестные подрядчики могут "зарядить" высокую цену, когда он уже ввязался в стройку.

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Договор для SMM: на что обратить внимание

Сколько уникальности должно быть в текстах, как не платить убытки заказчика, если пост вызвал негатив: сегодня пост для исполнителей в сфере SMM.

  • В договоре обязательно нужен словарь терминов.

Что подразумеваете именно вы под тем или иным словом из «диджитал».

  • В SMM входит сразу несколько услуг, и хорошо бы сделать один договор для всех задач сразу. Для этого в предмете договора лучше указать услуги в общем виде, а детали прописать в ТЗ.

Приложения лучше делать подробные. По ним можно рассчитать стоимость услуг и сроки.

  • Работу лучше разбить на этапы и оплату принимать после каждого предыдущего этапа.

Зачем?
Дополнительная гарантия для исполнителя, что заказчик не задолжает крупную сумму в конце месяца.

Прошла неделя — подписали акт — получили оплату.

  • Сколько уникальности должно быть в текстах?

Лучше определить это сразу в виде %, прописать, каким сервисом это определяется (разные сервисы считают по-разному).

  • Как не «утонуть» в бумажках

После каждого этапа нужно подписывать акты. Целых два:
Акт сдачи-приёмки услуг и акт передачи исключительных прав на контент (на тексты, видеоролики и пр., что исполнитель сделал для заказчика).

Чтобы было проще, в договоре пропишите автоматическое подписание актов: если заказчик через 5 дней не прислал возражения, считается, что он подписал акт и у него нет претензий к SMM-щику.

  • Чтобы не платить штрафы за заказчика

Например, заказчик скачал картинку из интернета и передал SMM-щику, а тот её опубликовал. Объявился хозяин картинки, запросил много тысяч рублей штрафа.

Чтобы SMM-щику его не оплачивать, нужно прописать в договоре: заказчик несёт ответственность за всё, что он передал SMM-щику.

Пример формулировки: «Исполнитель не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав третьих лиц использованием контента в случае, если он предоставлялся заказчиком».

  • Чтобы заказчик не выкатил счёт на убытки

Если пост вызвал негатив в сети, покупатели отказались от покупок, заказчик может разозлиться и потребовать с SMM-щика возместить убытки. Для этого нужно ограничить ответственность исполнителя в договоре.

Пример формулировки: «Ответственность Исполнителя ограничена _______000 руб.» Эта сумма должна быть равна одному платежу.

  • Когда заказчик медлит с ответами

Чтобы не пропускать сроки из-за того, что заказчик медленно отвечает, нужно написать в договоре, что пока он думает, срок у исполнителя продлевается на это время.

  • Объём работы

Чтобы заказчик не заставил делать то, что не оплачено, нужно всё описать в приложении.

  • Договор по переписке

Обычно SMM -щики работают удалённо. Не забудьте прописать в договоре адреса почты и телефонов для мессенджеров, по которым вы уточняете детали в процессе.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!