Как работает метеослужба в аэропорту
Чтобы полеты были безопасными, нужно досконально знать погоду в аэропорту и точный прогноз на ближайшее время. Без информации о погоде ни один пилот не примет решение о взлете или посадке. Чтобы подробнее узнать о работе метеорологов, я побывал в метеослужбе аэропорта Домодедово. Пост метеорологов-наблюдателей расположен на вышке, вы ее наверняка много раз видели. Предлагаю пройти наверх, там интересно.
Метеорологами-наблюдателями работают, в основном, женщины. Они круглосуточно следят за метеорологической обстановкой. Перед метеорологами несколько дисплеев, на которых отображается самая различная информация.
Но визуальный контроль тоже важен. Поэтому для наблюдательного пункта выбрали точку повыше. Отсюда открывается самый лучший вид в аэропорту. Метеорологов интересует, в первую очередь, форма и тип облачности.
Инструментальный контроль погоды осуществляется датчиками, расположенными вдоль обеих взлетно-посадочных полос. Кроме этого есть и другое оборудование. Для наблюдений за грозами на аэродроме Домодедово установлен грозопеленгатор, который обеспечивает круговой обзор.
Также в работе метеорологов используются данные других станций. Так, все аэропорты Московского авиаузла используют информацию радиолокационного доплеровского локатора, который установлен во Внуково и отслеживает метеорологическую обстановку в радиусе 250 километров. С его помощью можно видеть опасные природные явления.
Для вычислений и обработки данных используется специальное оборудование — КРАМС — комплексная радиотехническая метеорологическая станция. Вся аппаратура резервируется на случай выхода из строя.
Данные поступают каждые 15 секунд, обрабатываются, анализируются и передаются диспетчерам аэропорта. Перед вылетом пилоты обязательно знакомятся со сводкой и прогнозом погоды, также они уточняют погоду у диспетчера перед посадкой.
Помимо метеорологов-наблюдателей, в метеослужбе работают специалисты, составляющие метеопрогноз на основе полученных данных. Но вид у них из офиса не такой живописный.
Метеоданные о фактической погоде и прогноз передаются в эфир в специальном формате METAR, в котором содержатся данные о скорости и направлении ветра, видимости, облачности, температуре воздух и так далее. Когда мы были на вышке, метеорологическая обстановка была благоприятной: нижняя высота облачности 240 метров и видимость в районе аэропорта 10 километров.
В принципе, сводка по погоде — информация открытая, можете посмотреть в интернете в виде кода или с расшифровкой.
Копирую, то, что нашел в интернете прямо сейчас:
METAR: UUDD 151600Z 18002MPS CAVOK 17/10 Q1011 R88/CLRD70 NOSIG
Расшифровка (если что, поправляйте, могу ошибиться):
Текущие метеонаблюдения. Аэродром Домодедово 15 число 16:00UTC Ветер южный 2 м/с Температура 17°C Влажность 63% Давление 1011 гПа Видимость 10 км и более Нет облачности ниже 1500 м, и нет кучево-дождевой облачности.
Важно, что решение о взлете и посадке, уходе на второй круг или на запасной аэродром принимает командир воздушного судна. Он руководствуется метеоминимумами, которые отдельно есть для каждого аэропорта, воздушного судна и экипажа.
Метеоминимумы — это минимальные значения высоты нижней границы облачности и видимости, ниже которых выполнение посадки, взлета или полетов запрещено.
В Домодедово можно летать при при вертикальной видимости до 15 метров и горизонтальной видимости до 200 метров, если позволяют допуски самолета и пилотов.
Далее мы перемещаемся на перрон. Командир воздушного судна, пилот S7 Airlines Александр Попов рассказал о погоде с точки зрения пилота.
Современные самолеты могут летать практически в любую погоду. Но неблагоприятные погодные явления все же есть, одно из них — грозы. При построении маршрутов пилоты обходят грозовую облачность, используя метеосводки и бортовой локатор.
В редких случаях молния все же попадает в самолеты, считается, что в среднем это происходит один раз на несколько тысяч часов полетов. Бояться этого не стоит, скорее всего, вы об этом даже не узнаете. По словам пилота, попадание молнии ощущается как хлопок, самолету это не вредит, заряд проходит по металлическому корпусу, не проникая внутрь. Но в здравом уме все равно никто в грозовое облако не полетит.
В общем, сильно переживать о погоде не стоит. Все под контролем.
Всем, кто отправляется в полет, желаю счастливого пути и хорошей погоды!