Обезличка в СССР и тюремный срок за поломку трактора
В последнее время несколько раз общался на тему уравниловки в СССР и того как это отражалось на производительности и качестве продукции. Вообще, борьбу с уравниловкой придумал не Горбачёв и она шла прямо с самых первых лет существования СССР. И в самом начале там была не только "уравниловка", но и "обезличка". Вот как этот термин раскрыл в 1931 году сам Сталин: "Что такое обезличка? Обезличка есть отсутствие всякой ответственности за порученную работу, отсутствие ответственности за механизмы, за станки, за инструменты. Понятно, что при обезличке не может быть и речи о сколько-нибудь серьезном подъеме производительности труда, об улучшении качества продукции, о бережном отношении к механизмам, станкам, инструментам."
Это вообще, очень интересная тема, которая в нынешних экономических реалиях мало понятна, но которую я сейчас затрагивать не буду, ибо речь о другом.
Вчера на глаза попался вот этот плакат, и "я сперва не понял, а потом как понял".
Итак, вот плакат 1931 года, на котором показан модный трактор "СТЗ-1", который только вроде бы начали выпускать, прицепной комбайн неочевидной марки и грузовик "ГАЗ-АА". Крупный текст вы видите, а мелкий гласит, что Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановил внести в уголовные кодексы норму о том, что за порчу тракторов и "преступно-небрежное отношение", надо вычитать из зарплаты, отправлять на принудительные работы или сажать в тюрьму на срок до 3 лет (в зависимости от размера ущерба). Отдельно указано, что дела о порче тракторов суды должны рассматривать без очереди, а в особых случаях надо проводить суды прямо в колхозах/совхозах и принародно.
Тут можно было бы вспомнить о том, как в позднем СССР было явление "бесхозяйственность", выражавшееся в в "техника гниёт" и посетовать на бессмысленную жестокость сталинских времён.
Тем более, что плакат датирован 1931 годов, то есть СССР как раз превратился в Монокорпорацию СССР, со всеми вытекающими последствиями.
Но, на самом деле, это гораздо более интересный плакат, чем может показаться на первый взгляд. Дело тут не только в том, что, по нашему разумению устройства СССР, трактор казённый и в случае поломки трактористу должны давать не тюремный срок, а новый трактор и гарантированную зарплату.
Дьявол в деталях. И одна из этих деталей бросается в глаза - буква Т на прицепном комбайне. Перед ней что-то похожее на латинскую L, а значит это какое-то слово "...LT".
Да, правильно, это не советский комбайн "Коммунар", а его пробраз - иностранный комбайн "Holt". В 1931 году, запорожский завол "Коммунар" ещё только осваивал производство.
Так же, из 1931 года следует, что грузовик это не отечественный "ГАЗ-АА", который ещё не производят, а исходный импортный "Ford-AA".
И, скорее всего, перед нами не модный новый "СТЗ-1", который вроде бы уже освоили в производстве, и уж тем более не последующая версия "СХТЗ 15/30" , а исходный иностранный трактор "International 15-30".
И вот в этом случае, жёсткость в карах становится понятна. Более того в самом начале мелкого шрифта прямо написано "Советское государство вкладывает огромные средства на приобретение для обобществлённого сектора сельского хозяйства тракторов и сельскохозяйственных машин".
Это не просто трактор, не просто комбайн и не просто грузовик, это - импортная техника, за которую заплачено дефицитной иностранной валютой. И запчасти, за которые надо платить иностранной валютой.
Той самой иностранной валютой, которую приходится добывать экспортируя всё что можно экспортировать, и которая нужна не только для покупки тракторов.
Той самой валюты, на которую прямо сейчас (относительно времени плаката) из США везётся завод для постройки точно таких же тракторов.
И вот в этом суть той жёсткости, которая написана на плакате.
Это была долговременная стратегия развития большой монокорпорации:
- продать древесину и пр., и получить валюту
- купить трактора для тестирования, обучения персонала и использования
- купить завод для производства тракторов, для которых уже есть обученный персонал и отработано использование в реальных условиях
И если досрочно просрать импортный трактор, то это подкашивает всю эту стратегию. Да и не только импортный, надо признать.
Поэтому, уважаемый товарищ тракторист, долой обезличку - начинай следить за тем, чтобы вверенный тебе аппарат не вышел из строя раньше времени.
Именно поэтому была такая , непонятная нам сейчас, жёсткость в адрес "вредителей" и "антимеханизаторов".
( Я понимаю что вам хотелось бы видеть это в виде полноценной главы в "Монокорпорация СССР" - Монокорпорация СССР , но пока вот так. )
* * *
"Дубли не вошедшие в фильм"
Фото на котором как раз "Holt" ,а за ним, скорее всего, тот самый "International". Фото датировано 1929-м годом, так что это прям то самое что на вышепоказанном плакате.
Фото с названием "Коммунар". Точной датировки нет, но название есть. Вообще, в интернете есть фотографии подписанные именно как "Коммунар" и на которых трактор похожий на "СТЗ-1" или "СХТЗ-15/30", но я не готов говорить какая именно там марка комбайна.
Смешной скриншот из Википедии, где на странице про комбайн "Сталинец-1" написано "«Холт» и «Катерпиллер»". Смешное тут то, что "Холт" это и есть" Катерпиллер", потому что компания Holt была предком компании Caterpillar. Соответственно, в отечественных источниках это писалось как "Холт-Катерпиллер", но в Википедию перенеслось по отдельности.
Выписка из "Книжная летопись" за 1931 год по которой видно, что современные переживания "Ах, это не собственная разработка, а копия" в те годы вообще были бы не поняты. Стране нужны трактора, а валюты для покупки готовых тракторов не напасёшься. Поэтому за бешеные деньги купили в США готовы завод и поставили в Сталинград.