Копия кельтского шлема 3 века до нашей эры, найден при раскопках в Румынии. Прошу обратить внимание на то, что крылья птицы держатся на шарнирах, что позволяло всаднику в случае поездки на лошади запускать механизм и птица начинала махать крыльями.
Интересно, что мифы о галлах, с крылатыми шлемами, основываются не на пустом месте. Еще Диодор Сицилийский описывал шлемы галлов, украшенные различными животными и их частями тел, в том числе и крыльями. Возможно, что исторический Астерикс действительно носил подобный шлем.
Дворец Мотекусомы описан как в испанских, так и в ацтекских исторических источниках. Он был разрушен во время осады Теночтитлана в 1521 году. На его фундаменте колониальные власти построили Национальный дворец, который по сей день стоит в центре Мехико. Исторические источники, равно как и результаты непрекращающихся археологических исследований в подвале Национального дворца, позволяют нам получить достаточно хорошее представление о размерах и планировке дворца уэй тлатоани Мотекусомы II.
На аудиенции у Уэй Тлатоани каждый должен был носить простые одежды, независимо от того, насколько он богат или влиятелен. Даже Совету Четырёх и сиуакоатлю приходилось переодеваться.
Ещё одно правило: никогда не смотреть в глаза императору!
Мотекусома II Шокойотцин / Кодекс Товар
Страница 43
«Владыка Тройственного союза...»
Тройственный союз — объединённая империя городов-государств трёх народов: ацтеки (мешика) в Теночтитлане, тепанеки в Тлакопане и акольуа в Тескоко. Долина озера Тескоко, она же Долина Мехико, на науатле называется Анауак (Anahuac). Семанауак (Cemanahuac) — это название всего известного на тот момент для местного населения мира. Сегодня Семанауак — это Мексика и Центральная Америка.
C точки зрения ацтеков, их империя действительно контролировала почти весь мир. На севере — непроходимая пустыня; на юге — непроходимые джунгли. Хотя очаги сопротивления со стороны соседей и были (например, тлашкала и более отдаленные народы майя), ацтеки были уверены в неизбежности их завоевания.
«Господин, о, мой господин, о, мой великий господин...»
По словам Берналя Диаса, так ацтеки начинали формальную речь. Что-то вроде военного «разрешите обратиться». Формальности в целом были чрезвычайно важны для ацтеков. Чтобы размер пузырей реплик в этой истории был удобоварим, авторы решили свести к минимуму разглагольствования среди знати.
«Через две недели...»
260-дневный ацтекский календарь состоит из 20-ти недель по 13 дней в каждой (тресена — исп. «тринадцатидневка»). В комиксе же в целях повествования упомянутые две недели соответствуют примерно 14 дням.
Страница 44
«...новый отвар.»
Перед определёнными церемониями или сеансами медитации иногда принималось небольшое количество галлюциногена. В данном случае напиток Мотекусомы представляет собой щепотку грибного порошка в подслащённом медом шоколадном напитке.
На фрагменте выше из Кодекса Vindobonensis Mexicanus изображены божества, держащие грибы. В левом нижнем углу сидит бог ветра Эхекатль с птичьим клювом. В этом сюжете Эекатль дарует человечеству божественные грибы. Фигура, сидящая перед Эекатлем и держащая грибы, — это Пильцинтекутли. Это божество олицетворяет исцеление, видения и галлюцинаторные растения. На этой же странице комикса есть фреска с Пильцинтекутли: она находится на стене рядом с синим занавешенным входом в комнату Мотекусомы для медитации.
Страница 45
Комната Мотекусомы для медитации располагалась в северо-восточном крыле его дворца (или, скорее, дворцового комплекса). Это была комната без окон, сделанная из черного базальта. Конкистадоры назвали её Casa Denegrida, имея в виду, что это место было не просто тёмным в буквальном смысле слова, но и очернённым, порочным.
Кристаллы базальта сверкали даже от небольшого источника света. Очень даже подходящая среда для попыток войти в контакт с космическими силами. А если ещё приправить опыт грибами...
К сожалению, фотографий комнаты в интернете практически нет — взял это фото у автора комикса:
Комната для медитации Мотекуcомы была обнаружена в 2008 году во время реконструкции северо-восточной части Национального музея культуры Мехико
«Нет, не навсегда мы на земле...»
Предполагается, что это стихотворение написал Несауалькойотль (1402–1472). Он был воином, философом и архитектором. В 27 лет Несауалькойотль стал правителем Тескоко, входящего в ацтекский Тройственный союз. Он преобразовал политическое устройство Тескоко, создав советы по финансам, войне, правосудию и даже культуре. Интерес правителя к философии, поэзии, истории и праву привёл к тому, что в Тескоко была собрана крупнейшая библиотека империи. Ещё он спроектировал и построил массивную систему акведуков.
Несауалькойотль правил 43 года, которые стали известны как Золотой век Тескоко.
Изображение Несауалькойотля в кодексе Иштлильшочитль
Страница 46
«Дом рисунков.»
Мастерские художников-писцов назывались тлакуилокалитек (tlacuilocalitec), а сами писцы — тлакуило (tlacuilo). Как правило, это ремесло передавалось по наследству, и вся семья была вовлечена в него. Кто-то измельчал красящие пигменты, кто-то смешивал их, другие делали бумагу, кисти и т. д.
Страница 47
Сокровищница Мотекусомы напоминала кадр из фантастического фильма. Очевидцы событий писали, что вдоль стен и по углам дома были сложены золотые предметы, а также многочисленные сундуки с изящными изделиями, украшениями и необработанными драгоценными камнями.
Берналь Диас описывает комнату как содержащую «такое огромное количество безделушек, толстых и тонких золотых пластинок и других драгоценных вещей, сваленных вместе, что мы были изумлены и потеряли дар речи при виде такого огромного богатства. Вся остальная часть мира, вместе взятая, не могла бы создать такую огромную коллекцию».
«...головным убором с пером цапли и моим верёвочным плащом...»
Эта фраза означает, что говорящий полностью посвятит себя выполнению задания, поставленного вышестоящим лицом. В противном случае он отправится в тюрьму.
Головной убор символизирует статус человека и его честь. Верёвочный плащ — это одежда из недорогого материала: например, волокон агавы, используемых для изготовления верёвок и одежды для простолюдинов. Одежда знати изготавливалась из хлопка.
Иначе говоря, человек ставит всё, что у него есть (и материальное состояние, и честь), на то, что задание будет выполнено.
Страница 49
«...подконтрольной Тройственному союзу.»
Как империя ацтеки позволяли подчинённым им территориям иметь самоуправление. До тех пор, пока налоги исправно платятся. Такое положение дел достигалось путём запугивания, а не постоянного военного присутствия. Ни в одном регионе, который контролировал Тройственный союз, не было значительных сил ацтеков. В испанских текстах упоминаются гарнизоны по всей империи: это были не форты, а административные здания с наместником-представителем ацтеков, штатом работников и охраной.
Главными фигурами в таких учреждениях были наместник, петлакалькатль (petlacalcatl), и сборщик дани, кальпишке (calpixque). Так описывается в кодексе Мендоса земли акольуа: «двадцать шесть городов, в которых мешикская знать посадила кальпишке. В столице провинции всеми ими правил петлакалькатль, сохраняя мир и справедливость... и чтобы те не восставали».
Страница 50
«...мы, господа, бывавшие здесь раньше...»
И Портокарреро, и Альварадо уже были здесь раньше в составе экспедицииГрихальвы.
«Опыт Франции — Гора судеб!»
(пер. Д. Н. Егорова; А. Р. Захарьяна по изданию: Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании. М. Форум. 2000)
Берналь Диас был свидетелем того, как Портокарреро цитировал «Романс о Монтесиносе и Дюрандарте» на палубе корабля «Сан-Себастьян».
По сюжету романса Монтесинос, убив своего врага в Париже, был оправдан, поскольку был под покровительством короля. Словно повторяя сюжетные повороты романса, Кортес, заручившись протекцией короля для своего предприятия, мог без проблем игнорировать своё непосредственное начальство в лице губернатора Кубы Диего Веласкеса. Портокарреро знал о надеждах Кортеса, возлагаемых на эту часть света, а также о его мыслях избавиться от контроля со стороны Веласкеса.
Выше — обложка рыцарского романа XVI века о рыцаре Дюрандарте, приятеле Монтесиноса. Он состоял из восьми страниц и около 500 стихов. Такие эпические поэмы назывались «Верёвочная литература», потому что их продавали, подвешивая за сгиб на верёвочках, растянутых над проходами и между дверных косяков. Сервантес высмеял этот жанр в своем романе «Дон Кихот».
«Коль Бог не обделит счастьем наше оружие, как паладина Роланда...»
(пер. Д. Н. Егорова; А. Р. Захарьяна по изданию: Берналь Диас де Кастильо. Правдивая история завоевания Новой Испании. М. Форум. 2000)
Кортес, судя по воспоминаниям Берналя Диаса, любил щегольнуть историческими или литературными отсылками. Паладины — это рыцари Карла Великого, прославившиеся в «Песне о Роланде». Это баллада XI-го века о католическом рыцаре Роланде, который вёл долгий и утомительный бой против превосходящих мусульманских сил в Ронсевальском ущелье. Занятно, что Кортес упомянул это как пример «счастья» в бою, ведь Роланд и его товарищи-паладины были убиты. Это был их последний бой, что-то вроде «300 спартанцев».
Роланд, Монтесинос и Амадис Гальский — рыцари-искатели приключений из эпических поэм, песен и историй, любимых конкистадорами. Кортес и его люди считали себя живыми воплощениями таких фантастических персонажей. Экстраординарные события, которые им предстояло пережить, только укрепляли их восприятие.
Обложка поэмы о Амадисе Гальском
Если у вас остались какие-либо вопросы к данному эпизоду - пишите письма! :)
Уставшая Кэрри Фишер прикорнула во время съёмок "Звёздных войн".
Во время съемок «Звездных войн» в 1976 году у Фишер случился непродолжительный роман с Харрисоном Фордом. Кэрри в то время было 19, а Харрисону — 33, он был женат и имел двоих детей. Сама Фишер описывала это так:
«Пять дней в неделю мы были влюбленными Ханом и Леей, а остальные два — Кэрри и Харрисоном».
Таким образом, «химия» между актерами на экране была вполне настоящей. При этом самыми любимыми эпизодами Фишер в фильме были те, где Хан и Лея ссорились.
В то время, как в Сицилии римляне осаждали, без особого успеха, Сиракузы, события происходили и на другом , может быть даже более важном, театре действий - в Испании.
Испания римского периода. яндекс картинки.
В это время в Испании действовали целых три карфагенских армии, которыми командовали Магон, Ганнибал, сын Бомилькара и Гасдрубала сына Гискона. Магон и Гасдрубал разбили испанскую армию, противостоящую карфагенянам, что поставило племена дальней Испании на грань отпадения от Рима. Однако, младший из Сципионов, Публий, без промедления переправился со своей армией через Ибер. Этот маневр успокоил союзников и обеспечил их верность. Первоначально Публий остановился у Белой Крепости.
Эстепа. Остатки арабской крепости. Наследник Белой крепости.
Этот городок был известен тем, что именно здесь был убит Гамилькар Барка, отец Ганнибала. Сейчас на этом месте стоит городок Эстепа. Но территория вокруг принадлежала племенам, не дружественным римлянам . Римские войска постоянно подвергались нападениям и несли потери. После того, как потери достигли двух тысяч, римляне перенесли лагерь к горе Победы, где жили дружественные племена. Сюда же подошел со своими армией Гасдрубал. Остановка в этом месте едва не стоила Публию жизни : Выйдя из лагеря с небольшим отрядом легковооруженных воинов для рекогносцировки подвергся нападению, и только вовремя подошедший старший брат выручил его.
Здесь когда то был город Кастулон. яндекс картинки.
В это время на сторону Рима перешел тесно связанный с Карфагеном город Кастулон. Известно, что из него происходила жена Ганнибала.
Затем был деблокирован город Илитургис, в котором карфагенянами был осажден римский гарнизон. Гнею Сципиону сначала удалось пройти в город, а затем, после сражения, карфагенские войска вынуждены были уйти. Осада другого горда, Бигерру, была снята при одном появлении римлян.
Карфагенская армия отошла к Мунде. Да, это та самая Мунда, где Цезарь одержал свою последнюю победу в гражданской войне.
г. Сьюдад-Рондо. Предположительно, здесь находилась античная Мунда. яндекс картинки.
Римляне подошли следом и завязалось сражение. Оно длилось четыре часа, римляне побеждали, как вдруг прозвучал сигнал к отходу. Причиной этого было ранение Гнея Сципиона, окружающие его воины решили, что он убит. Если бы не этот эпизод, то карфагенская армия была бы полностью уничтожена. А так она получила возможность отступить к городу Авринге. Несмотря на это карфагеняне понесли большие потери : 12 000 человек и 39 слонов.
Римляне не отставали, шли за карфагенской армией буквально по пятам. Вновь разразилось сражение. Гней Сципион приказал вынести себя на носилках в первые ряды бойцов, чтобы те видели своего военноначальника. И вновь была одержана победа.
К карфагенянам подошло подкрепление из набранных Магоном отрядов испанцев. Из текста Тита Ливия не ясно через какое время произошло новое столкновение, соответствующий фрагмент Полибия до нас не дошел. Как бы то ни было победа вновь осталась за римской армией. Ливий пишет, что кроме 8 000 солдат убиты в этом сражении были два известных галльских вождя, Мениапт и Висмар. Захвачено было восемь слонов, три убито. В конце всех этих боёв был освобожден Сагунт. Тот самый Сагунт, осада которого Ганнибалом послужила формальным поводом для начала Второй Пунической войны. Город, бывший под властью карфагена почти восемь лет, был вернут его гражданам.
В начале 1960-х годов, прошлого века, этот танец стал набирать популярность. Предполагается, что начали его исполнять в Тринидаде, на поминках, ( середина-конец 19 века)... а означал он якобы погружение в трюм невольничьего корабля, для последующей перевозки в рабство.
Многие говорят, что в Африке подобных танцев нет... что этот танец, который еще называют "Танец под веревкой", происходит из стран Карибского бассейна.
Аринка рыдала навзрыд: свёкор хотел большего. Его взгляды, намеки, ухмылки преследовали бедняжку повсюду. Теперь Аринке стало ясно: Никифор Сидорович - снохач. Глотая слезы, бедняжка повторяла это липкое, холодное как жаба, слово: "Он снохач, снохач".
Близилась ночь, а мужа на полатях больше не было - сослал отец 13-летнего Потапа...
Художник Н. Богданов-Бельский.
15-летняя крестьянка Аринка Матфеева из села Маминское Екатеринбургского уезда Пермской губернии не знала, радоваться ей или печалиться. Батюшка нашел ей жениха из соседнего села Кисловское, и, с одной стороны, заманчиво было обзавестись собственной семьей, а с другой, женишок был больно молод - всего 13 годков. Аринка видела суженого всего один раз, и Потап, - так звали парня, - показался ей совсем мальчишкой, еще младше своих лет.
В родительском доме Аринке жилось худо: у отца и матери было семеро детей мал-мала-меньше, пропитание добывали тяжким трудом, и все равно не хватало: иной раз в доме даже тюри не было. Дети работали с ранних лет, а Аринке, как старшей, приходилось гнуть спину больше других.
Проплакав всю ночь из-за малого возраста жениха, Аринка смирилась. Впрочем, ее согласия никто и спрашивать не собирался: батюшка сказал жениться, - и баста!
"Жалко тебя отпускать, Аринка, - сказал. - Работница ты хорошая, но да пора тебе на мужнины харчи".
Летом 1842 года сыграли свадьбу в селе Кисловское, после чего родня Аринки уехала восвояси, а девочка осталась в родительском доме своего юного супруга.
Дом семьи Ялуниных был не чета матфеевской избушке, накрытой соломой. Большой дом, с покатой крышей, покрытой осиновыми дощечками, с резными ставнями на окнах, с просторными сенями и клетью. Одни полати между стеной избы и русской печью были такими огромными, что Аринке чудилось, будто только они больше всего домишки ее отца и матери. В подклете - просторном, холодном - хранились съестные припасы. Соленья, варенья, сало - Аринка отродясь столько еды не видела.
В.М. Максимов "Крестьянская изба", 1869 год.
Но девочка быстро поняла, что у Ялуниных, несмотря на изобильный подклет да полный амбар - не разжиреешь. Ели скудно, но не от бедности, как Матфеевы, а от скупердяйства. Скупердяйства хозяина дома, Никифора Сидоровича Ялунина.
Никифору Сидоровичу было за пятьдесят. Это был крупный мужчина с окладистой бородой да черными очами, грозно смотрящими на домочадцев из-под вечно нахмуренных бровей. Ох и боялась бедная Арина грозного свекра!
А трудиться у Ялуниных приходилось не меньше, чем у родителей. Причем, - Аринка сразу заметила, - ее Никифор Сидорович нагружал работой несравнимо больше, чем жену старшего сына, 20-летнюю Степаниду. Муж Степаниды давно был забрит в солдаты, но девица не бедствовала. И наряды у нее были, и пряники печатные порой ела да хвасталась.
Арина, которой и хлеба не всегда доставалось, завидовала, расспрашивала Степаниду: откуда такой почет? Та улыбалась загадочно, но ничего не говорила.
Вскоре Арина узнала, откуда пряники да наряды. Отправила ее свекровь в амбар за грузом для бочки с капустой, и вот там, на мешках с зерном и увидала крестьянская дочь, как Степанида заслужила у свёкра такое ласковое отношение.
В.Е. Маковский «Свёкор», 1888 год.
Перепуганная Арина возвратилась в дом, в глаза свекрови не смотрит, лицо горит стыдливым огнем.
"Увидала чего в анбаре? - усмехнулась свекровь. - Не пужайся. Пусть их помилуются, дело молодое".
Никифор Сидорович, и правда, выглядел гораздо моложе своей жены: та была сухая, сморщенная, совсем старуха.
С того случая в амбаре Арина стала все чаще замечать на себе взгляд свёкра. Тяжелый взгляд, но, вместе с тем, мелькало в нем как будто и что-то ласковое. И вот эта ласковость и пугала Арину.
В 1843 году Никифор Сидорович отослал Арининого мужа в город, где тому предстояло стать учеником приказчика мясной лавки. Потап юной женой практически не интересовался и относился к ней, как к батрачке родителей. Тем не менее, Арина сильно убивалась, плакала, когда Потапа провожали. Свекор смотрел на страдания невестки с ухмылкой, соломинку жевал.
Полотно И.С. Куликова.
Спровадили Потапа, а как настала ночь, Никифор Сидорович забрался к Арине на полати.
"Сдайся, невестушка, - прошептал. - Гостинцев дам получше, чем Степаниде".
Арина голой пяткой взбрыкнула, вырвалась, с полатей соскочила. Глотая слезы, выпалила негромко, чтобы не разбудить никого:
"Закричу, Никифор Сидорович! Как есть закричу!".
Свекор - страшный, огромный, на медведя похожий с горящими глазами, - отступил, проворчав:
"Ну, погодь же ты у меня. Я тебе устрою жисть!".
И устроил. Работы у Арины стало намного больше, а еды - гораздо меньше. И свекровь, до того приветливая, вдруг словно с цепи сорвалась: кричит на невестку, понукает, один раз волосы драть кинулась. Свекор тоже не отстает, - нет-нет, да и поколотит бедняжку - нечего задарма чужой хлеб есть.
Арина чужой хлеб есть не захотела, и, улучив момент, сбежала к родителям. А там... Отец с порога кнут схватил, кричит:
"Убирайся к законному мужу, чтобы глаза мои тебя не видели! Ишь, чего удумала!".
В иллюстративных целях.
Пришлось Арине возвращаться к свекру. Вскоре стала она носить сарафаны дорогие, пряники есть, бруснику моченую, сахарок. Свекор то волком смотрел, да вдруг подобрел, улыбается, мимо пройдет, погладит, приголубит. И свекровь подобрела враз - работой не нагружает, щей наливает погуще.
Одно худо: на улице дразнить Арину стали. Парни молодые обидные песни пели, бабы "утехой снохача" обзывали.
В 1844 году Арина родила девочку, из-за чего на семью Ялуниных обратил внимание священник Петропавловской церкви села Кисловского, сообщивший властям следующее:
"...Дошло до сведения нашего, что крестьянина Потапа Никифорова Ялунина жена Ирина Матфеева занимается предосудительной прелюбодейной связью с свекором своим Никофором Ялуниным, от которой и принесла младенца женского полу, чрез что и соблазняет людей нашего прихода".
Таким образом, в глазах священника виновной в снохачестве оказалась Арина, а Никифор Сидорович вроде как был не при делах.
До волостного суда дело о снохаче Ялунине и его красавице-молодице так и не дошло. Судьбу Арины и Никифора Сидоровича решили на сельском сходе. Крестьяне потребовали, чтобы снохач "выделил" сына со снохой - то есть, купил либо построил им отдельную избу.
Ялунин согласился, но дочку от Арины он отдать отказался, оставил в своей семье.
В 1847 году из города вернулся повзрослевший, возмужавший Потап. Арина со страхом ждала возвращения мужа: боялась, что тот либо устроит ей "вывод", либо отца на вилы посадит.
К счастью, ничего этого не случилось. Потап в городе общался с молодыми разночинцами и смотрел теперь на крестьянскую жизнь совершенно иначе. Своей молодой жене, оказавшейся игрушкой в руках отца, Потап сочувствовал.
Семейная жизнь Арины в новой избе оказалась вполне благополучной. Муж не попрекал супругу прошлым, не бил. Вскоре у Ялуниных родился сын, затем - дочь.
И.С. Куликов «Семья лесника», 1909 год.
В 1850 году внезапно скончался Никифор Сидорович, и Потап согласился забрать в свою семью дочь жены и своего отца.
Сведения о семье Ялуниных содержатся в материалах знаменитого "Этнографического бюро" русского фабриканта и мецената князя В.Н. Тенишева. К сожалению, мы не знаем, что произошло с Ариной, ее мужем и детьми впоследствии. Хочется верить, что все у них сложилось хорошо. Насколько это вообще было возможно в тех исторических реалиях...
Дорогие мои читатели! Моя книга о русских женщинах в истории вышла благодаря вам! Сердечное вам спасибо! В честь приближающегося праздника 8 Марта на Вайлдберрис большая скидка на мою книгу!
Они приезжают в метель, ливень и невыносимый зной. Они могут пробежать марафон с тяжелой сумкой на плечах. Они выносливы, быстры и вежливы. Они — курьеры Ozon fresh. И в этой профессии все серьезно, даже есть свой негласный кодекс, которого придерживается каждый сотрудник службы доставки. О нем и расскажем.
Екатерина и Анастасия — курьеры Ozon fresh. Они живут в разных городах, одна девушка предпочитает автомобиль, другая выбирает велосипед. Но обе следуют одинаковым принципам в работе.
Заповедь 1. Клиент всегда прав. Вообще всегда
Помимо доставки заказов, работа курьером — это еще и общение с людьми. Иногда клиенты бывают чересчур разговорчивыми. Или недовольными. Или все сразу. Иногда могут что-то забыть или перепутать. Как и в целом в сфере обслуживания, здесь выход один: вдохнуть, выдохнуть и вспомнить, что все мы люди.
Екатерина: Например, был у меня заказ: попросили доставить подарок. В назначенный день я звоню адресату, очень долго ему объясняю, в чем суть. Но молодой человек отказывается от сюрприза и утверждает, что это не может быть для него. Пришлось разбираться: выяснилось, что заказчик адресом ошибся.
Анастасии тоже приходится работать с возражениями клиентов, иногда — весьма странными.
Анастасия: Например, одна из постоянных клиенток жалуется, что я слишком тихо говорю в домофон и меня не слышно. Частенько заказчики сами выбирают тайм-слот для доставки, забывают его и ждут нас в другое время. Или спрашивают, почему не оставили посылку просто у дверей, хотя сами выбирали опцию «лично в руки».
Находить подход к каждому клиенту помогает общение с супервайзером и тренинги от Ozon fresh, где учат находить выход даже из самых непростых ситуаций и правильно выстраивать коммуникацию.
Заповедь 2. Не забывай смотреть по сторонам
Для курьера важно привезти заказ точно в срок, а иногда и немного раньше, поэтому скорость играет решающее значение. Но ей можно пожертвовать, если кому-то рядом нужна помощь. Не пройти мимо ближнего в трудной ситуации — для них само собой разумеющееся.
Екатерина: Мы всегда стараемся максимально быстро доставить заказ клиенту, но не забываем смотреть вокруг, ведь иногда прохожим нужна помощь. Чаще всего такое случается в непогоду: сильный дождь, гололед, мороз. Недавно как раз случай был. Я парковала велосипед и услышала вскрик. Обернулась — а там женщина поскользнулась на льду и упала. Я подбежала к ней, подняла, спросила, не нужна ли помощь. Слава богу, все обошлось. Поэтому сроки сроками, но и об окружающих надо помнить.
Анастасия тоже нередко надевает плащ супермена (или дождевик, тут уж как придется).
Анастасия: Да, помочь прохожим — обычное дело, а так как я развожу заказы на машине, то и автомобилистам иногда могу подсобить. Недавно мужчина застрял на своем авто в одном из дворов: дороги перекопали, и задние колеса попали в яму. Троса с собой у меня не было, но я просто нашла тех, кто смог помочь. А иногда и людей случается подвозить. Буквально на днях, когда очень скользко было, дедуля постучал мне в стекло и попросил подбросить его. Я и подбросила, хотя не совсем по пути было.
Заповедь 3. Не можешь дозвониться — допишись. Или достучись
Привезти заказ вовремя — задача выполнимая, а вот вручить посылку клиенту уже сложнее: кто-то не отвечает на звонок, кто-то игнорирует домофон, а кто-то просто не хочет открывать дверь.
Анастасия: Очень помогает, если указан точный адрес: тогда я без раздумий звоню в домофон, а если удастся, то захожу в подъезд и стучу в дверь. Правда, и это порой не помогает. Однажды мне не открывали дверь, хотя я отчетливо слышала в квартире шум и крики ребенка. Оказалось, девушка думала, что оформила доставку на другое время, никого не ждала, и поэтому на упорный стук никак не реагировала. Но кое-как я ее все же дозвалась.
Заповедь 4. Не урони!
Курьеры перевозят все: от телевизоров до хрустальных ваз, от тортов до велосипедов и перфораторов. Но дороги не везде ровные: иногда асфальт внезапно пропадает, а на его месте появляются кочки и ямы. Поэтому «полосу препятствий» лучше изучить заранее. Навыки игры в тетрис тоже пригодятся: сложить несколько заказов в сумку так, чтобы ничего не помять и не повредить, надо уметь.
Анастасия: Иногда приходится попотеть и разложить заказы филигранно. Например, если в заказе есть торт, то его, конечно, надо класть на самый верх. Что-то хрупкое тоже стараюсь прижать — чтобы не шаталось, не выпадывало. Словом, тут нужна работа и головы, и рук. Но сложить правильно — лишь полдела: надо ведь и довезти до места в целости и сохранности. Я уже на опыте и знаю, где какие ухабы, ямы, кочки, и старательно их объезжаю. Но поначалу трудно приходилось.
Заповедь 5. Следи за железным конем (или не железным), как за собой
Машина, велосипед, самокат — транспорт у курьера может быть любым, главное, чтобы он был на ходу. Поэтому одно из главных правил — забота о том, на чем ты передвигаешься.
Екатерина: Мое хобби — езда на велосипеде, поэтому и заказы я развожу на нем. Периодически отвожу байк на техобслуживание, постоянно его мою, иногда даже на автомойке, смазываю цепь, слежу за шинами. В общем, забочусь о нем, как о домашнем питомце.
У курьеров на машинах процедура сложнее, но она ничем принципиально не отличается от того, что и так должен делать любой автолюбитель: вовремя менять масло, проходить ТО. А еще в Ozon даже опытные водители-курьеры все равно проходят тесты на знание ПДД. Велосипедистов это тоже касается.
Заповедь 6. Работаешь курьером? Купи дождевик!
Курьеры доставляют заказы в любую погоду, поэтому одежда — то, о чем нужно позаботиться особенно тщательно. Даже если вы на машине.
Анастасия: Конечно, водителям проще, чем велосипедистам, но выходить из машины приходится каждые 10 минут, и далеко не всегда в это время светит солнце. Поэтому я, посмотрев на коллег, запаслась плащом-дождевиком. И потом себя за это хвалила, потому что недавно, например, ветер дул со скоростью 18 м/с, и такая защита была очень кстати.
А вообще, как говорят девушки, ко всему привыкается, в том числе и к погодным капризам. Поэтому курьеров Ozon fresh вполне можно назвать дожде- и ветроустойчивыми (возможно, и сейсмо- тоже, но проверять мы это, конечно, не будем).
Заповедь 7. Вежливость — главное правило курьерского клуба
Это самое простое правило курьеров Ozon fresh, которое работает в обе стороны: и клиенту приятно, и сам курьер может рассчитывать на доброжелательное отношение.
Анастасия: Перед устройством на работу мы проходили обучение: нам рассказывали о том, как правильно себя подать. Впрочем, это общечеловеческое правило, не только курьерское. Я всегда улыбаюсь тем, кому привожу заказ, и в большинстве случаев клиенты отвечают мне тем же. Мелочь, а приятно, настраивает на рабочий лад.
Некоторые приходят в Ozon fresh в поисках сезонной подработки, но для многих она становится большим: возможностью получать достойную зарплату, заниматься любимым делом, прокачать навыки коммуникации и стать частью большого сплоченного сообщества, где каждый друг за друга горой.
Канадские военные, изображающие немецкие войска, едут по улице канадского города Виннипег (Winnipeg) на бронетранспортерах Universal Carrier во время постановочного вторжения нацистских войск в Канаду.
If Day (англ. «Если однажды», «А если так», «День Если») — мероприятие, проведённое 19 февраля 1942 года в Канаде в городе Виннипег, провинция Манитоба, и прилегающих к нему районах. Представляло собой имитацию вторжения войск нацистской Германии и оккупацию ими этой территории. Мероприятие было организовано силами общества «Большой виннипегский военный заём» (Greater Winnipeg Victory Loan), возглавлявшегося видным виннипегским бизнесменом Джоном Перреном (John Draper Perrin; 26.08.1890 — 19.09.1967) и канадским правительством в целях сбора средств для военной промышленности и привлечения добровольцев в армию. Мероприятие стало крупнейшим военным учением в Виннипеге из проведённых к тому времени. В постановке принимали участие порядка 3500 человек из местных армейских частей и ветеранских организаций. Добровольцы молодежной организации Young Men’s Board of Trade, переодетые в германскую форму, доставленную из Голливуда, с нарисованными сабельными рубцами на лицах, изображали нацистов. Грандиозная акция, не имевшая по масштабу в мире аналогов, была продумана до мелочей: в «захваченном» Виннепеге спускались канадские флаги и менялись на свастики; в честь «победы» прошел военный парад, по центральной улице города Портедж-авеню (Portage Avenue) проехала бронетехниеа с крестами на броне, за ней шла пехота; были арестованы премьер-министр провинции Манитоба и члены его кабинета, в лагерь для интернированных отправился мэр города, лейтенант-губернатор и норвежский посол, гостивший у него; Виннипег был переименован в Гиммлерштадт, а центральная улица Мэйн (Main) стала называться Гитлерштрассе; газету «Виннипег Трибьюн» (Winnipeg Tribune) на один день переименовали в Das Winnipeger Lügenblatt (Газета виннипегских лжецов), ее тираж вышел с первой страницей на немецком языке, другие полосы были набиты материалом на плохом английском; у входа в публичную библиотеку было устроено сожжение книг. «День Если» (If Day) всколыхнул общественность. Организаторами планировалось собрать в Манитобе 45 млн долларов. Для этого выпустили облигации военного займа. Первый же день принес рекордную сумму в 3.2 млн. долларов. Всего за пять дней Виннипег собрал 24 млн., а со всей провинции поступило 60 млн. Мероприятие широко транслировалось в национальном масштабе. По стране люди приобрели военных облигаций на сумму около 2 млрд. долларов. Эта сумма превзошла самые оптимистичные ожидания организаторов акции по сбору средств. Но несмотря на грандиозный успех по сбору средств, правительство не достигло другой цели — массового набора добровольцев для отправки на фронт.