Серия «Франчайзи на грани нервного срыва»

Он давно уволился с Пикабу?

Давным-давно, в начале двухтысячных, я был в Москве на курсах по системе документооборота "Дело". Мы тогда готовились распространять эту программу в Башкирии. И для получения такой возможности нужно было пройти учебный курс.

Неделю мы ходили в учебный центр. Загружали и изучали программу. Уже на второй день я спросил у преподавательницы:

- А почему у программы такой убогий и устаревший интерфейс? Такое чувство, что ее написали для Windows 3.11.

Он давно уволился с Пикабу? Программирование, Пикабу, Предложения по Пикабу, Юмор, Длиннопост

- А потому, - ответила преподаватель, - что программист, который написал ядро системы, давно уволился. И прихватил с собой тексты программ.
- А как же вы выпускаете обновления каждый год?
- Ну, мы делаем, что можем. Хитрым способом, немножко сбоку. Но кардинально ни функционал, ни интерфейс поменять не можем.

Так к чему я вспомнил эту историю?

Ребяты, я понял. В Пикабу давно уволился программист, написавший мобильное приложение! Поэтому вот что я вижу уже больше года, когда читаю посты на Пикабу:

Он давно уволился с Пикабу? Программирование, Пикабу, Предложения по Пикабу, Юмор, Длиннопост

Аха, "пока" ))

И теперь, когда я понял, что происходит, я не очень-то верю вот этому обещанию:

Он давно уволился с Пикабу? Программирование, Пикабу, Предложения по Пикабу, Юмор, Длиннопост

Неа. Не исправят. Нет уже того человека, который мог бы это исправить ))

Устал это видеть. И стыдно за тех, кто забил на мобильное приложение.

Показать полностью 3

Хорошая спецификация спасает от китайского качества

Недавно столкнулся с такой ситуацией. Заказчик проводил конкурс на предпроектное обследование. Согласно технического задания нужно было описать 12 бизнес-процессов в нотации BPMN или IDEF0. "Как есть" и "как будет". Включая планирование производства, регламентированный учет, казначейство и бюджетирование. До уровня функций отдельных сотрудников, документов, отчетов. Бюджет - чуть больше миллиона.

Как честный человек, я понимаю, что такую большую и сложную работу нельзя сделать качественно в рамках заявленного бюджета. Как человек с жизненным опытом, я вспоминаю одну забавную историю.

Работал я тогда в Сотовой связи. Послали моего коллегу, начальника абонентского отдела, в Китай, обмениваться опытом с китайскими товарищами. Там он общался с нашими бизнесменами, один из которых и рассказал случай из своей жизни.

Решил он заказать партию офисных стульев в Китае. Друзья посоветовали ему никогда не соглашаться на первую цену китайцев, и жестко торговаться. Поэтому, когда китайцы прислали коммерческое предложение: "Один стул - 10 долларов", товарищ ответил вопросом: "А за 9 долларов сможете сделать?". Китайцы задумались, но на следующий день прислали ответ: "Да, сделаем за 9". Тогда бизнесмен продолжил торг: "А за 7?". Китайцы взяли 3 дня на подумать и посчитать. Прислали новое предложение: "Один стул - 7 долларов". Так они торговались еще некоторое время, и, в конце концов договорились на 3 долларах. Через некоторое время прислали первую, пробную партию стульев. Стулья как стулья. Красивые. Но при попытке сесть на такой стул - ножки подламываются, а тряпочка на сиденье - рвется. Выяснилось, что китайцы, чтобы уложится в запрошенную цену, в каждом новом предложении уменьшали толщину металла трубок, из которых делался каркас стула. И меняли материал обивки на более тонкий и дешевый. В итоге ножки сделали из фольги, а обивку - из марли.

Пришлось бизнесмену всю первую партию стульев выкинуть, написать хорошую спецификацию на стулья, и заплатить реальную цену.

P.S. Конкурс не состоялся, никто из подрядчиков не заявился. Считаю, что заказчику повезло. Спасла его хорошая спецификация. Иначе ножки у стульев подломились бы.

Хорошая спецификация спасает от китайского качества Истории из жизни, Заказчики, Жадность, Тендер

Кандинский 2.2. так видит стулья из фольги и марли

Показать полностью 1

Как победить воровство с помощью автоматизации. Часть 2

Как победить воровство с помощью автоматизации. Часть 2 Программирование, Сотовая связь, Водоканал, Кража, Автоматизация, IT юмор, Длиннопост

Начало тут
Как победить воровство с помощью автоматизации. Часть 1

Третий случай произошел со мной во время работы в сотовой связи. Там я был и разработчиком, и пользователем биллинговой программы (программы по начислениям за связь). И даже иногда общался с особо дотошными клиентами. А клиенты были очень интересные. В те времена тарифы на сотовую связь были весьма существенными, и счета часто превышали тысячу долларов. Помню, как один из абонентов, получив такой счет, пришел в мой кабинет и бросил на стол детализацию звонков на 20 страницах.

- Вы все посчитали неправильно, исправляйте, - заявил абонент.

- А какие именно звонки посчитаны неправильно?

- Да тут их тысячи! Вы специалист, вот и скажите, какие неправильно посчитаны.

- Хорошо. - Я взял в руки распечатку и медленно перелистал все 20 страниц. - Я внимательно все проверил. Все звонки посчитаны правильно.

- Что? Да не может быть, я никогда столько не платил!

- Если вы считаете, что расчеты сделаны неправильно, возьмите маркер и отметьте неправильные расчеты.

После чего абонент что-то понял, с тоской посмотрел на распечатку, выматерился и пошел в кассу гасить долг.

Но некоторые абоненты не успокаивались, просто погасив долг. Один из них пришел в мой кабинет, сел напротив, и начал издалека.

- Вы знаете, я ужасно много плачу за сотовую связь.

- Да, тарифы высокие, я вас понимаю.

- Если так дело пойдет, я и вовсе выброшу трубу. Ваша компания потеряет клиента.

- Не хотелось бы. Что мы можем сделать?

- Ну, у меня тут знакомые в техническом отделе. Я все узнал. Это вы написали программу, которая выставляет нам счета.

- Да, и что?

- А то, что раз вы ее написали, то можете и немного дописать.

- В смысле?

- Ну, поставьте там в коде галочку. Если это ИП Самохвалов, пусть она некоторые звонки пропускает. Не начисляет за них. Я в Москву часто езжу. Если программа проигнорирует роуминг, счета будут вполне приемлемыми по сумме.

- Здорово придумано. И в самом деле, если просто снизить тариф Самохвалову, кто-нибудь, да заметит. Но если пропустить пару звонков — совсем другое дело. На нет и суда нет! Правда, я одного не понимаю, зачем мне это делать?

- Так ваша контора сохранит клиента. А вам я буду платить наличными, скажем 20% от полученной экономии. И еще друзей приведу. С миру по нитке, и вы разбогатеете!

- Спасибо, конечно. Весьма заманчиво. Но нет.

- Нет? Точно нет?

- Абсолютно точно. Мне репутация дороже денег, да и в тюрьму я не тороплюсь.

Я не рассказал об этом случае директору, посчитав случай неважным. И, как выяснилось позже, совершенно зря. Уже уволившись из Сотовой, я от друзей узнал, что директор меня вся время подозревал. И вздохнул он с облегчением только тогда, когда заменил программу с открытым исходным кодом на новую биллинговую систему. Которую разработала и сопровождала московская фирма по договору.

Поэтому я не удивляюсь, сталкиваясь с такими случаями в практике наших клиентов. Вот о чем мне рассказывают знакомые директора ИТ.

В одном из российских водоканалов внедрялась новая программа. При внедрении проводился этап опытной эксплуатации. На этом этапе оказалось, что расчеты по многоквартирным домам одной из управляющих компаний сильно расходятся в старой и новой программах. Новая программа считала по показаниям счетчиков на вводе в дом. Старая — по нормативам. Расхождение не в пользу Водоканала, на сотни тысяч рублей каждый месяц. При разборе ситуации выяснилось, что директор Управляющей компании еще несколько лет назад приходил, жаловался на то, что приборы учета вечно выходят из строя. И договорился со старым руководством Водоканала вести расчеты за воду по нормативам. В старой программе была сделана соответствующая настройка. За несколько лет предприятию был нанесен ущерб, исчисляемый миллионами рублей.

В другом городе произошла похожая история. При внедрении новой программы были выявлены значительные расхождения между новыми и старыми расчетами по одной из управляющих компаний. Анализ расхождений показал, что ни по одному из домов, обслуживаемых этой управляющей компанией, не начислялись расходы на ОДН (общедомовые нужды). Зато, как выяснилось позже, руководитель управляющей компании заносил наличными каждый месяц 20% в качестве компенсации. Ущерб составил 30 миллионов рублей.

Какой вывод можно сделать в этом случае? Зачастую устаревшие программы могут содержать в себе «зловредный код». Который, как правило, выявляется при внедрении новой программы. Конечно, полностью избежать риска сговора сотрудников предприятия с покупателями или абонентами — трудно. Но значительно сократить такой риск можно, внедрив современное, регулярно обновляемое программное обеспечение. Содержащее, к тому же, хорошие отчеты для детального анализа отгрузки.

А в вашей практике были случаи воровства с использованием программного обеспечения? Поделитесь в комментариях.

Показать полностью 1

Как победить воровство с помощью автоматизации. Часть 1

Как победить воровство с помощью автоматизации. Часть 1 Программист, Кража, Автоматизация, Истории из жизни, Длиннопост

Еще в те времена, когда мы автоматизировали ламповый завод на Foxbase, я столкнулся с воровством, в котором использовалось программное обеспечение. Происходило все так. Первоначально потенциальному покупателю выставлялся правильный счет на полную сумму. После чего с ним связывался ушлый работник отдела сбыта. И предлагал выполнить поставку лампочек по другой, намного более привлекательной цене. Но при условии, что половину разницы клиент перечислит на указанный счет. После поступления этой разницы и предоплаты по новой цене, клиенту отгружали лампы со значительной скидкой. Для этого в старом счете и в товарно-транспортной накладной цену незаметно для всех меняли на новую. Чтобы осуществлять хищение, ушлый работник сбыта привлек в свое преступное сообщество программиста завода, сопровождавшего отдел. Полученную таким образом выручку они обналичивали и делили пополам.

Всю эту химию обнаружила через пару месяцев начальник отдела сбыта. Анализируя причины не выполнения плана, она проверила отгруженные позиции в отчете по отгрузке. И обнаружила несколько записей с демпинговыми ценами. После чего подняли копии выставленных счетов, которые, по счастливой случайности, собирала у себя главный бухгалтер при согласовании. На работника отдела сбыта и программиста завели уголовное дело. А нас попросили написать программу, сравнивающую отгрузку с установленными в прайсе ценами.

Тогда я понял, что в программном обеспечении обязательно должны быть отчеты, анализирующие цены. Поэтому, когда мы автоматизировали Автодор, я сам предложил руководству компании сделать специальный отчет по закупкам. В этом отчете цены и объемы из спецификации каждого договора сравнивались с ценами и объемами поставок в счетах-фактурах. В результате несколько поставщиков были пойманы с поличным при попытках поставок материалов по завышенным ценам и сверх договорных объемов.

Второй случай произошел уже со мной. В ту зиму 92 года я автоматизировал гостиницу. Программа для оформления поселения и расчетов с гостями была только-только запущена, и в ней встречались ошибки. По просьбе администраторов мы поправляли ее прямо за стойкой, чтобы не останавливать оформление заезжающих. Сбои в первые дни происходили часто, и изменений вносилось довольно много. Этим и решила воспользоваться администратор Лада. Вечером она на моих глазах сверила кассу и "обнаружила" недостачу на 100 долларов. Столько тогда стоил номер в гостинице для иностранца. «Думаю, в программе произошел сбой, - сказала Лада. - Поправь кассовый отчет, убери расхождение, а завтра мы разберемся, что не так. Скорее всего, ошибочно начислили за номер, от которого отказался гость». Я удалил лишнюю запись, на которую указала администратор. А утром рассказал об этом случае на оперативке в кабинете директора. После оперативки меня попросила задержаться главный бухгалтер.

- Послушай, Рустэм, - сказала Галина Александровна, - Ты еще очень молодой, а у нас тут работают весьма прожженные леди. Никогда, запомни, никогда, не исправляй данные в кассовом отчете. Вчера дежурила Лада. Я ее хорошо знаю. И внимательно со всем разберусь. Мы составим реестр номеров, которые она заселила. И я заново сведу кассу.

Через два дня Ладу уволили, а я понял важную вещь. Что я никогда больше не полезу исправлять данные, введенные пользователями. Мы отвечаем за программу, это верно. Но за данные в ней отвечают пользователи. Пусть они самостоятельно разбираются с кассой, которая не сошлась. Все, чем мы можем им помочь — сделать отчет для анализа данных. Такое разделение ответственности гарантирует, что мы, автоматизаторы, не станем пособниками при нанесении экономического ущерба предприятию.

Показать полностью 1

Как не надо оптимизировать бизнес-процессы в снабжении

Как не надо оптимизировать бизнес-процессы в снабжении Автоматизация, Офисные истории, Консалтинг, IT юмор, IT, Длиннопост

Я перенес в гараж последний компьютер из багажника своей шестерки и с грустью посмотрел на кучу мониторов и системников. Долго они тут не пролежат, максимум –  до осени. Вряд ли они переживут зиму в неотапливаемом помещении. Заржавеют к чертям, а техника – дорогая. Значит, нужно быстро найти новый офис. А как же все хорошо начиналось! Прекрасный заказчик, десяток консалтинговых договоров, семеро сотрудников. Почему же все пошло не так?

Мы встретились с ним в кафе год назад, в самом конце 90-х. Мой старый друг, топ-менеджер Большого предприятия. Пили кофе, и я рассказывал ему о моделях «как есть», «как будет» и о реорганизации бизнес-процессов. Было видно, что он очень заинтересован. Большое предприятие к тому времени сильно выросло, в нем было уже более 3 000 сотрудников, и даже описание существующего документооборота было нетривиальной задачей. А какие возможности открывались для оптимизации!

Звезды, как говорится, сошлись. В то время в Большое предприятие пришел молодой и очень активный директор, с которым мой старый друг нашел общий язык. Мы быстро заключили наш первый договор. Тендер? Нет, в то время никаких тендеров не было. Для заключения договора достаточно было доверия и приемлемой цены. По условиям контракта надо было смоделировать все бизнес-процессы финансово-экономической службы (ФЭС) и разработать инструкции для сотрудников.

Было очевидно, что один я не справлюсь с проектом. Чтобы выполнить договор в срок, я нанял двух первых сотрудников. Для построения схем процессов мы использовали программный продукт BpWin, обкатанный на электроламповом заводе. На главной диаграмме был изображен перечень отделов, входивших в структуру ФЭС. На диаграмме отдела – перечень функций, которые выполнял отдел. А вот диаграммы функций были поинтереснее. На каждой такой диаграмме изображались наборы данных (документы, отчеты и базы данных), операции по их обработке и исполнители. Информационные потоки моделировались стрелочками. По картинке можно было легко понять, кто и в какой последовательности производит операции по регистрации документов, вводу данных в программы и получению отчетов. Благодаря тому, что BpWin позволял описать связи между диаграммами, можно было отследить весь путь документов между отделами. И посмотреть пример каждого документа – для этого мы сделали около тысячи сканов образцов.

Наблюдение за маршрутами документов привело к небольшому казусу. Как выяснилось, часть отчетов, что отделы делали друг для друга, никогда не использовалась. Вот какой разговор произошел однажды на совещании. Я спросил руководителя планового отдела:

– Вот отчет по начислениям в разрезе отраслей, который для вас делает отдел сбыта. Расскажите, что вы с ним делаете?

– С этим отчетом? Ничего не делаем, мы его не используем в работе.

Я переключился на начальника отдел сбыта:

– Скажите, зачем вы делаете отчет, который не нужен плановому отделу?

– Не знаю ничего, когда я сюда пришла, мне сказали, кому и какие отчеты делать, я и делаю.

– Но ведь они у вас его даже не просят?

– У меня никто ничего не просит. Я сама все делаю. А разносит все по отделам и складывает в лотки техник.

– Плановый отдел, что же вы делаете с отчетами отдела сбыта из лотка?

– Ну это же не единственный их отчет. Некоторые отчеты мы используем. А этот просто выбрасываем в корзину.

– Отдел сбыта, ну вы можете теперь не делать этот отчет.

– Не можем, я по графику документооборота его обязана делать и сдавать в срок.

В день окончания нашей работы директор Большого предприятия лично пришел на презентацию. И был очень впечатлен тем, что в готовой модели службы ФЭС мог быстро «заглянуть» в любой отдел, понять, чем он занимается, как именно выполняет свои функции и даже посмотреть на образцы отчетов, которые готовил отдел. Для нового человека в организации это было очень удобно. А мой друг – начальник ФЭС – был доволен подробными, понятными и единообразными инструкциями, которые мы разработали на основе модели для десятков разных должностей службы.

Но ФЭС – это было только начало. Довольный результатами, директор поручил нам смоделировать все предприятие. Но не просто смоделировать. Анализируя ситуацию с отчетами, он понял, что в такой большой и разветвленной структуре можно выявить и другие неоптимальные действия сотрудников. И тогда мы заключили первый договор на оптимизацию бизнес-процессов. Начать решили с бизнес-процесса снабжения, который был не очень прозрачным и сильно волновал нового директора.

Отдел материально-технического снабжения находился в структуре главного технолога. Как я уже писал, Главный технолог был мощной личностью, влияние которого на предприятии было огромно. Под его началом Большое предприятие сильно выросло технически, и он отвечал за надежную работу современного оборудования. Когда мы начали обследование, он вызвал меня к себе. Попросил рассказать о той «шпионской» деятельности, что я веду. И предупредил, что результаты должны быть согласованы с ним до того, как будут представлены директору и начальнику ФЭС. Тогда я понял, что новый директор и главный технолог «не подружились», и наш консалтинговый проект – оружие в борьбе двух топ-менеджеров между собой. «Простите, – сказал я. – Меня сюда привел начальник ФЭС. С ним я все и согласую». Главный технолог промолчал, но дальнейшие события показали, что он мой поступок запомнил и сделал для себя определенные выводы.

В процессе обследования службы снабжения стало понятно, что ее, прежде всего, нужно автоматизировать. Но это не все. Одно из наших предложений состояло в том, чтобы внедрить в ОМТС автоматический выбор наилучшего поставщика из альтернативных. А раз выбор должна была делать программа, то нужны были понятные и прозрачные критерии выбора. Предложение с энтузиазмом поддержал директор. Единственное, что меня беспокоило – довольно кислое лицо начальника ОМТС на презентации. Понятно, что идею с прозрачными критериями выбора он донес до главного технолога, и меня снова вызвали «на ковер».

– Понимаешь, никакая машина не сможет решить, надежный поставщик или нет. Глупость это. Ты хочешь, чтобы предприятие положилось на программу? А вдруг она не все учтет? Или в ней окажется ошибка? И поставленное оборудование даст сбой и остановит работу предприятия?

– Я думаю, что и люди могут ошибаться.

– Вот, вот. Очевидно, что ты сейчас ошибаешься.

А тем временем моя консалтинговая фирма набирала обороты. И хотя заказчик у меня был один, но с ним было заключено сразу несколько договоров. Компания выросла до 7 человек, у меня появилась помощница, и мы заняли просторную комнату на Большом предприятии. Вся работа выполнялась на территории заказчика. В договорах был пункт, что заказчик организует рабочие места для исполнителя на время проведения работ. Столы и стулья мне выдали, только компьютеры я купил сам.

И тут случилось неожиданное. Приплыл «черный лебедь», как сказали бы последователи учения Нассима Талеба. На Большом предприятии сменился директор. Новый директор оказался человеком главного технолога. Не прошло и недели, как был уволен мой друг – начальник ФЭС. Я понял, что скоро придут и по нашу душу. Поэтому я не стал дожидаться выселения и в один из вечеров тихонько съехал сам. Перевез временно всю технику в гараж, хорошо, что было лето. Уже на следующий день меня вызвали на совещание.

Совещание проходило в кабинете директора. Там же были главный технолог, начальник ОМТС и новый начальник ФЭС. Новый директор попросил меня рассказать о нашей работе. Внимательно выслушал, повернулся к главному технологу и сказал, что он не понимает, чем мы тут вообще занимаемся? И что никакой консалтинг ему не нужен, а нужно двигатели купить для насосов. После чего распорядился все договоры на моделирование процессов и оптимизацию завтра же расторгнуть, а нас немедленно выселить из помещения. Оно как раз срочно потребовалось собственным службам. Главный технолог только кивал в ответ.

Единственное, что меня порадовало, что я угадал ход событий. Погрустил заранее и предусмотрительно съехал. Поэтому на совещании я только улыбался.

Тогда я понял несколько важных вещей.

Во-первых, в бизнесе у тебя должно быть больше одного клиента. Иначе настанет такой день, когда единственный клиент отвалится, и день этот будет последним для бизнеса.

Во-вторых, сложившиеся бизнес-процессы предприятия – это всегда результат борьбы интересов разных политических групп, и с их оптимизацией надо быть очень осторожным. Или топ-менеджеры должны прийти к согласию, что и как менять, или ты будешь втянут в политическую борьбу с непредсказуемыми последствиями.

Добавлю еще, что я много раз мысленно возвращался к нашему первому разговору с главным технологом. И постепенно понял, что был неправ, гордо отказавшись от сотрудничества. Руководители не должны чувствовать угроз со стороны автоматизаторов, иначе их противодействие станет разрушительным.

Показать полностью 1

Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Сотрудники любят обращаться к руководителям с такими вопросами:

– Будем мы принимать участие в этом тендере или нет?

– За какую цену купить стол – за 4 или за 5 тысяч?

– Какой банк нам выбрать – «Безкредитбанк» или «Снятьштаныбанк»?

Как будто руководители - это волшебники, знающие ответы на все вопросы этого мира.

В такой ситуации хорошо работают «Законы исходных данных Спенсера» (один из разделов законов Мерфи):

1. Каждый может принимать решение, располагая достаточной информацией.

2. Хороший руководитель принимает решение и при ее нехватке.

3. Идеальный – действует в абсолютном неведении.

В глазах сотрудников руководители – это те самые Данко, готовые вырвать пылающее сердце из груди и вести компанию в абсолютной темноте к полной и окончательной победе!

Но, увы и ах. Средние руководители - совсем не такие.

Поэтому после таких вопросов они чувствуют последовательно:

• страх и желание избежать ошибки;

• беспомощность;

• злость от того, что невозможно принять решение в полной темноте.

Как же быть? Что делать, чтобы избежать взаимных обид, сделать сотрудничество подчиненных и руководителей плодотворным и получать удовольствие от общения? Может быть, сотрудникам вообще перестать обращаться к руководителям с просьбой принять решение? Принимать их самим?

Нет, так делать нельзя. А вдруг решение будет неверным? И приведет к потерям? Например, дорогой договор не заключится – слишком дорого для клиента? А недорогой заключится, но его нельзя будет сделать без убытка? Или, скажем, стол за 4 тысячи развалится через месяц? Или банк лопнет и деньги пропадут? Кто будет отвечать?

Вызовет после такого решения руководитель подчиненного и скажет ему:

– Тааак... решение ты, значит, принял... Можно, значит, это сделать за недорого... Молодец! Ну, иди... делай. А зарплату получишь, когда все сделаешь.

Поэтому прийти за решением к руководителю – это лучшее, что может сделать сотрудник, если сам не уполномочен принимать решение.

Но если сотрудник хочет уйти с быстрым и верным решением, этого недостаточно. Решение нужно готовить. Давайте рассмотрим подготовку такого решения на примере покупки стола.

Предположим, вы решили купить стол домой. И у вас есть на выбор два стола. Один за 4 тысячи, другой – за 5. Какой вы выберите?

Ответ зависит:

• от качества и дизайна;

• наличия стола в магазине и сроков поставки;

• стоимости доставки и сборки.

Предположим, вам в салоне ответили на эти вопросы. И теперь вы знаете, что:

• стол за 5 тысяч – отличного дизайна, в стоимость включена сборка и доставка, но его нет в наличии;

• стол за 4 тысячи – качественный, правда, цвет только белый, в стоимость не включена сборка (500 руб.), но включена доставка, и он есть в наличии.

Достаточно ли этой информации, чтобы сделать выбор? Пока еще нет. Решение – какой стол купить – зависит не только от того, что вы узнали про эти два стола. Но и того, что для вас важно в столах вообще. Если в столах важен темный цвет, но неважны цена и наличие на складе, вы возьмете стол за 5 тысяч. Если важны цена и наличие, а цвет неважен, то вы возьмете стол за 4 тысячи (+ 500 руб. за доставку).

Так и руководитель – он может принимать быстрые и эффективные решения, если действует по следующему алгоритму:

• определить перечень критериев, которые важны для решения, и определить их вес (важность);

• прояснить значения таких критериев для конкретного варианта;

• вычислить решение с учетом весов критериев и их значений.

В том случае, если подчиненный хочет любящего и поддерживающего его руководителя, он должен:

• выяснить, каковы критерии руководителя для принятия решения;

• поработать и прояснить варианты по критериям;

• собрать все требования в табличку и написать значения для каждого варианта по каждому требованию;

• придти к руководителю с такой табличкой и попросить принять решение.

Примерно так:

– Вы вчера говорили, что вам нужен недорогой номер с завтраком в гостинице возле метро ("недорогой", "с завтраком", "возле метро" - это и есть критерии, и они все важные). Есть два варианта – за 4 тысячи в «Космосе» и за 3500 в «Измайлово» (конкретные значения цен и местоположение). Какой заказать (просьба принять решение)?

– За 3500 в «Измайлово» (решение).

Вот тогда решения будут приниматься быстро и качественно, и к удовольствию всех сторон.

А напоследок – байка про двух работников.

«Один работник зашел к барину и говорит:

– Барин! Почему ты мне платишь всего пять копеек, а Ивану всегда пять рублей?

Барин смотрит в окно и говорит:

– Вижу я, кто-то едет. Вроде бы сено мимо нас везут. Выйди-ка, посмотри.

Вышел работник. Зашел снова и говорит:

–Правда, барин. Вроде сено.

– А не знаешь, откуда? Может, с Семеновских лугов?

– Не знаю.

– Сходи и узнай.

Пошел работник. Снова входит.

– Барин! Точно, с Семеновских.

– А не знаешь, сено первого или второго укоса?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай!

Вышел работник. Возвращается снова.

– Барин! Первого укоса!

– А не знаешь, почем?

– Не знаю.

– Так сходи, узнай.

Сходил. Вернулся и говорит:

– Барин! По пять рублей.

– А дешевле не отдают?

– Не знаю.

В этот момент входит Иван и говорит:

– Барин! Мимо везли сено с Семеновских лугов первого укоса. Просили по 5 рублей. Сторговались по 3 рубля за воз. Я их загнал во двор  и они там разгружают.

Барин обращается к первому работнику и говорит:

– Теперь ты понял, почему тебе платят 5 копеек, а Ивану 5 рублей?»

Показать полностью

Как работать с программистом-перфекционистом

Как работать с программистом-перфекционистом Психология, Истории из жизни, Перфекционизм, Программирование, Длиннопост

– Альберт, ты сделал справочник для расчета накладных расходов?

– Я даже не начинал.

– Слушай, нам эта доработка уже неделю, как нужна. В чем проблема?

– Дело в том, что так, как вы придумали, делать нельзя. Идея позволить пользователям вводить формулы для расчета накладных расходов в строку – никуда не годится. Они будут писать туда все, что захотят, используя несуществующие переменные и ошибочные выражения. Программа на этом месте будет постоянно вылетать.

– А что ты предлагаешь?

– Нам нужен конструктор формул. Предлагаю разработать специальное табло для него. Пользователи смогут выбирать только определенные переменные и ограниченный набор операторов, кликая по ним мышкой. Программа будет собирать формулу сама, одновременно проверяя получаемый результат и выдавая сообщения об ошибках.

–  И сколько времени займет эта разработка?

– Думаю, дня за три сделаю.

– Да, Альберт, это классное решение. Проблема только в том, что заказчик согласовал нам всего 40 часов на новый документ «Плановая себестоимости изделия». Из них на справочник «Формулы для расчета расходов» выделено 4 часа. Давай попробуем обойтись без конструктора формул.

– Это невозможно! Ваше решение с редактируемыми формулами в строке – нерабочее!

– Ну, слабое место ты увидел правильно… Вот что мы сделаем. Над строкой для ввода формулы мы напишем текстом, какие переменные и выражения с ними можно использовать. А еще ты запрограммируешь простую проверку введенной формулы. До того, как программа начнет вычислять реальные накладные расходы по ней. Пользователь сможет поправить ее вручную после сообщения об ошибке. Сколько времени займет такая разработка?

– Пару часов. Но я не уверен, что это хорошее решение.

– Я уверен. Я отвечаю за этот проект. Сделаем так, как я говорю.

– Смотрите сами. Я сделаю, конечно, то, что вы просите. Но я вас предупредил.

К вечеру справочник был готов. Без конструктора. С подсказкой и проверкой введенной формулы. Не очень удобный, не очень красивый. Но вполне работоспособный.

Вот такой у меня был сотрудник. Перфекционист. Он предъявлял очень высокие требования к результатам своей работы. Стремился к совершенству. У него получался прекрасный код. Возможно, самый лучший в компании. Заказчики его тоже очень любили. Он видел все слабые стороны обсуждаемых решений. И предлагал лучшие варианты. Но в стремлении к совершенству Альберт не учитывал реальные требования и возможности заказчиков. И часто откладывал начало работы. Не только потому, что долго продумывал совершенное решение. Но и потому, что у него рука не поднималась делать то, за что заказчики готовы были заплатить. Денег на совершенство никогда не хватало.

...

– Рустэм, снимите меня с проекта.

– Альберт, да ты что?! Как я тебя сниму, ты – руководитель этого проекта!

– Я не справляюсь. Гузель – негодный консультант. Я вчера посмотрел, что она пишет в инструкциях пользователям, и ужаснулся. Мы завалим этот проект, точно. Я опозорюсь!

– Ты говорил с ней?

– Говорил. Но это бесполезно. Если человек не умеет писать инструкции, за два дня ее не научить. Она не чувствует, в чем может быть проблема пользователя. Не описывает все возможные ситуации.

– Погоди, давай порассуждаем. А что произойдет, если пользователи получат несовершенные инструкции? Не секрет, что они в них не часто заглядывают.

– Техподдержка будет сходить с ума. Они перегрузят ее звонками. Но это еще ладно. Хуже то, что многие в техподдержку просто не позвонят. Плохо обученные, они введут неверные данные! В итоге мы не закроем опытную эксплуатацию в срок! Я очень не хочу во все это вляпаться.

– Но у меня нет ни одного свободного руководителя проекта. Я просто не могу тебя заменить!

– Вам придется. Если вы не хотите катастрофы.

– Ладно. Я не могу заменить тебя. Но я могу заменить твоего консультанта. Евгения как раз освободилась. А Гузель переведем на проект попроще.

Мы заменили консультанта и после пары-другой истерик Альберта проект был все же завершен. Но каких нервов мне это стоило!

...

– Альберт, поздравляю.

– С чем?

– С успешным завершением проекта. Акт подписан. И отзыв получен. Тебе полагается премия.

– Премия? За что? Да заказчик просто не понимает, как там все плохо.

– В смысле – плохо?

– Налоговый учет не поставлен. Пользователи косячат. Да, главбух все подписала. Но она просто не понимает, как все ужасно.

– Погоди. Постановка налогового учета не входила в рамки проекта. Как-то же она его ведет? Нам не жалуется. Пользователей мы обучили. Я лично подписал сертификаты на допуск к программе двум десяткам специалистов. Конечно, они будут косячить, это неизбежно. Но техподдержка в отделе ИТ организована. Они точно справятся.

– Нет, все плохо. Я не могу получить премию за такую работу.

– Прости, конечно. Но премию тебе не я начисляю. По системе оплаты труда, если руководитель проекта подписал акт и отзыв, он получает премию. Так что распишись. И еще. Лично я очень доволен полученными результатами. Проект сделан в срок и в бюджете. Это значительное достижение. Не на каждом проекте нам это удается. Так что ты можешь гордиться собой.

Попробуем понять, что же «не так» с перфекционистом и как с ним работать.

Во-первых, стремясь к совершенству, перфекционист часто устанавливает завышенные требования к будущей разработке. Ему трудно самостоятельно снизить критерии успешности выполняемой работы. Помогите ему, сделайте это за него. Определите новые, приемлемые и для него, и для вас результаты. Тогда он сможет, наконец, взяться за работу. И сделает ее, как всегда, хорошо.

Во-вторых, требуя совершенства от других, перфекционист не может руководить сотрудниками средней квалификации. Поэтому никогда не ставьте перфекциониста руководить проектом. Люди – не идеальны, не стоит собирать их в команду к тому, кто не сможет смириться с этим. Если же в безвыходной ситуации, вы поручили руководство проектом перфекционисту, будьте аккуратны с командой проекта. В нее должны войти ваши лучшие сотрудники.

В-третьих, перфекционист всегда недоволен результатами уже сделанной работы. Конечно, мы все знаем, что идеал недостижим. Но перфекционист не может применить это знание к себе. Он корит себя за то, что реальность не идеальна. В этой ситуации не спорьте с ним и не критикуйте его. Дайте ему почувствовать себя в безопасности. Покажите, как вы цените его труд и поделитесь с ним своим представлением об идеальном.

Показать полностью 1

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

Как запустить новую программу на заводе за 10 дней

Дело было в 2010 году. В октябре месяце к нам в компанию позвонил ИТ-директор другого завода и пригласил в гости. Пообщаться на тему внедрения 1С. Я тут же сел в машину и поехал, всего-то 200 километров до заказчика. «Десяточка» моя пролетела их за два часа.

Когда я вошел в кабинет начальника АСУ, и мы проговорили буквально 10 минут, я понял, что Василий Иванович – наш человек. Специалист с большим опытом автоматизации, который всю свою жизнь проработал на заводе. Знает и его боль, и всех своих пользователей как облупленных. Решает поставленные задачи теми средствами, которые ему доступны. И весьма неплохо справляется, несмотря на ограничения бюджета. В общении с такими людьми у меня возникает ощущение, что мы понимаем друг друга с полуслова, и сразу устанавливается доверие.

Заводу нужна была новая система складского и бухгалтерского учета. Планировалось запустить ее с нового года. Василий Иванович заметил, что до конца года остается немного времени, и нам придется поторопиться с предпроектным обследованием и коммерческим предложением.

Ну, надо – так надо. Я попросил посмотреть структуру завода. Василий Иванович посетовал, что она часто меняется и действующий вариант никто не знает. Точно известно только одно, что реальная структура не совпадает с официально утвержденной. Но после пары звонков он все же распечатал мне огромную портянку формата A1.

На ней мы тут же ограничили организационные рамки проекта, обведя те отделы, которые будем автоматизировать, шариковой ручкой. Думаю, поработать ручкой над структурой предприятия – самое первое и простое, но самое важное действие, которое надо произвести при обследовании. Одним росчерком пера вы выявите основных стейкхолдеров – это руководители помеченных подразделений. И отсечете от проекта тех, кто появится со своими требованиями позже. В список автоматизируемых отделов, кроме бухгалтерии, попали финотдел, служба реализации, отдел снабжения и склады.

После этого я попросил принести положения об отделах, попавших в периметр автоматизации. На мое счастье, они нашлись в одном из шкафов в отделе труда и заработной платы. Пыльные немножко и пожелтевшие. Поэтому никто не гарантировал их актуальности. Но, зная, какой консервативной структурой является завод, я был уверен, что все основные функции в них отражены. Мы с Василием Ивановичем сели и за полчаса отметили те функции, которые нужно автоматизировать. Так мы разобрались с функциональными требованиями.

И, наконец, я взялся за штатное расписание по нужным отделам. Попросил вариант с фамилиями, и мне его, конечно же, дали. Но только посмотреть. Пришлось переписывать реальное количество работающих по отделам прямо в структуру завода. Нужно же было как-то узнать, сколько лицензий 1С поставить.

После этого мы с Василием Ивановичем решили, что «1C:Управление производственным предприятием» им вполне подойдет, так как следующим этапом предусматривалась автоматизация производственного планирования и учета.

Покончив с обследованием за пару часов, я уехал с завода. На следующий день Василий Иванович прислал мне свое техническое задание на автоматизацию на трех страничках. В нем был перечень отчетных форм, которые нужно получать из системы. Очень полезное дополнение к тем документам, что я привез с завода.

Почему нам удалось так быстро сформулировать требования, и мы обошлись без интервью со всеми стейкхолдерами? Не только потому, что и я, и Василий Иванович были специалистами с опытом автоматизации заводов, и использовали легко доступные документы. Но и по той простой причине, что автоматизируемая область – бухгалтерский и складской учет – в России почти полностью регламентированы. И возможностей типового решения вполне достаточно для удовлетворения почти всех требований. А перечень выходных форм снимал большинство оставшихся рисков.

Коммерческое предложение и договор были готовы за три дня. Ну а дальше началось то, что всегда происходит в серьезных конторах. Согласование проекта со стейкхолдерами. Не прошло и двух месяцев (друзья, согласитесь, в нашей предпроектной жизни – это просто миг), как мы уже подписали договор. Естественно, в редакции, подготовленной еще в октябре, и только слегка скорректированной под реалии декабря. С остановкой старых программ 31 декабря и запуском всей системы с 1 января.

Когда я собрал проектную команду и показал им подписанный договор, установилась тишина.

– Как вы вообще это представляете? – спросил меня руководитель проекта Азат. – Контрольный пример не проведен, пользователи не обучены, остатков нет. Ну, остановим мы старую программу. А новая-то как заработает?

– Давай вместе подумаем. Представим нашу будущую систему в динамике, начиная прямо с 1 января. Точнее, с 10 января. Какие документы нам понадобятся в первую очередь?

– Так. Отгрузка продукции должна происходить. И оприходование материалов. Банк и касса должны обрабатываться.

– Правильно. Это человек 10–20 складских работников, бухгалтеров и финансистов. И четыре-пять видов документов. Стандартных, которые всем подходят. Если мы сделаем инструкции и попросим пользователей выйти на работу не десятого января, а, скажем, восьмого, успеем мы их обучить? Успеем. А еще мы организуем техподдержку на месте прямо с 10 января, и они смогут получить ответ на любой вопрос сразу.

– Но у них должны быть реальные остатки, иначе как они отгрузят продукцию?

– Согласен, значит, надо остатки перенести из старой системы в новогодние каникулы. Успеем?

– Успеем, только они декабрь будут закрывать до 20 января. Остатки съедут. Раньше двадцатого переносить нельзя.

– Можно, если переносить их два раза. Поэтому программу переноса нужно написать правильную. Такую, что прежде чем что-то перенести повторно, она поищет это в новой системе, исправит и допишет, но ничего не удалит.

– Ну ладно. Оперативный учет с грехом пополам мы запустим. А что делать с бухгалтерским? Мы в январе точно не автоматизируем всю бухгалтерию. А им в начале февраля сдавать отчетность за месяц.

– Не переживай. Я поговорю с главным бухгалтером.

И я поговорил. Специально для этого съездил на завод.

– Знаете, Анна Петровна, должен вас предупредить – мы не сможем сделать вам полноценный отчет за январь в новой системе.

– Ладно, я получу его из старой.

– Не получите. Мы остановим ее 31 декабря на ввод новых данных. Иначе мы не сможем запустить новую систему с 1 января. Народ просто не будет работать с новой системой, если все, что он делал раньше, он сможет делать в старой. Я уже договорился с Василием Ивановичем. Он перепишет код в старой программе и запретит ввод документов с датой старше 31 декабря. Помните, как Александр Македонский сжег корабли, когда его войско высадилось в Персии? Он не оставил своим бойцам другого шанса, кроме как разбить врага на его территории. Так и мы – сожжем мосты. То есть корабли. То есть старую программу.

– Вы что, думаете, что отчетность завода в контролирующие органы – это шутка? Как, по-вашему, я ее должна сделать и сдать?

– Не знаю даже, что сказать. Ситуация, и правда, необычная. У вас будут данные по отгрузке, приходу материалов, банку и кассе. НДС в отгрузке и к зачету тоже посчитаем. Это все.

– Понятно. Ладно, придумаем что-то, используем доступные данные и статистику за прошлые периоды. Да, придется сделать корректировки позже. Ну ладно, все равно мы их делаем регулярно. В этот раз объясним, что внедрялась новая система, и в ней произошел сбой. Но когда я смогу получить реальную отчетность?

– Вы получите ее в середине апреля. Сразу за весь первый квартал.

Анна Петровна кивнула. Я понял, что она приняла предложенную технологию внедрения. Когда из-за сжатых сроков заказчик идет на отказ от этапа опытной эксплуатации. И сразу запускает систему в промышленную. Осознавая все связанные с этим риски ошибок и неверной отчетности.

И мы начали. Всей команде проекта пришлось активно поработать три дня до нового года и все новогодние каникулы. За это время был составлен и выполнен план быстрого запуска, включающий в себя следующие задачи:

• выявление пользователей, работу которых нельзя остановить;

• выявление справочников, документов и отчетов, которые они будут использовать;

• написание кратких технологических инструкций по работе с нужными объектами;

• обучение задействованных в запуске пользователей;

• программирование обработок по переносу данных;

• перенос и сверку перенесенных данных;

• создание службы техподдержки и системы обращения в нее прямо из программы.

10 января 2011 года завод работал уже как обычно. Но в новой программе. Это был самый быстрый запуск УПП в промышленную эксплуатацию в моей жизни.

История из моей книжки "Франчайзи на грани нервного срыва". Еще больше историй в одноименной серии, подписывайтесь

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!