Серия «Философские комментарии»

Редукция в материалистической аналитической философии

В ХХ веке в неопозитивизме и аналитической философии нормой стало сведение любых высказываний или духовных явлений к описанию определенной конфигурации атомов, которая соответствует изучаемой ситуации. Эти попытки свести любое изменение к движению атомов обладают существенными недостатками, среди которых можно выделить два: мнимое редукционистское упрощение картины мира и реальное усложнение описания событий.

Редукционизм (от лат. reductio – возвращение, приведение обратно) – методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами).

Материалистическая философия стремится объяснить все возможные ситуации и их изменения поведением атомов, редуцировать все явления к движению атомов. В эпоху Ньютона, когда считалось, что движение атомов объясняется тремся простыми законами Ньютона, подобная редукция действительно казалась упрощением. В наше время, когда атомная физика является одной из сложнейших областей человеческого знания, никакого упрощения в этой ситуации нет. Довольно простые вещи, данные человеку в ощущениях, с которыми он легко справляется в повседневной жизни, редукция к поведению атомов объясняет с помощью сложного математического аппарата, доступного немногим представителям научного сообщества. Упрощение оказывается мнимым, а усложнение описания – совершенно реальным, и необходимость объяснять природу именно так повисает в воздухе.

В настоящее время аналитические философы обходят это возражения ссылкой на специализацию: они сами не обязаны разбираться в этой математике, доверяют этот вопрос специалистам, а их задача – свести все к движению атомов, с которым будет разбираться атомная физика без их участия. Такой отказ от решения проблемы только вредит философии, но ничего другого материалистическая философия предложить не может. Для решения этого вопроса нужен философский анализ категорий материя и движение, которого материалисты предпринять не могут, не разрушив всю свою систему.

Показать полностью

Движение в материалистической философии

Движением со времен Аристотеля считается любое изменение. Движение объявляется неотъемлемым свойством материи, без которого она не существует.

Качественно различным видам материи соответствуют свои особые, качественно различающиеся между собой формы движения.

Наиболее общепризнанными формами движения в материалистической философии являются:

– механическая форма движения (изменения положения тел в пространстве);

– физическая форма (расширения металла);

– химическая форма (мобильность молекул, движение и изменение химических связей);

– биологическая (рост растений, организмов);

– социальная (реформы, процессы воспитания, политические события).

Особенностью классического материализма является попытка свести все эти формы движения к первой – к механической.

Психоаналитическая антропология

Психоаналитическая антропология является гуманистической, то есть исходит из того, что человек по природе хорош. Хотя сам Фрейд был крайне низкого мнения о человеческой природе, но его последователи пришли к однозначному гуманизму: человека портят травмы и комплексы, а без этого он был бы хорош, поскольку такова его природа. Человека можно окончательно вылечить, и он станет добрым и хорошим. Эта гуманистическая парадигма не выдерживает критики, но неявно используется в психоанализе.

Христианская антропология утверждает, что если человека избавить от травм и комплексов, он не станет хорошим, а останется моральным, то есть существом, способным к моральному выбору, выбору между добром и злом. Этот выбор нужно будет делать и с его последствиями сталкиваться. Психоанализ интериоризирует внешнее духовное влияние на человека, склоняющее его к тому или иному решению. Это внешнее влияние психоанализ представляет в виде комплекса и травмы, в чем и заключается кардинальная ошибка:

«Как пишет Д. В. Новиков, психотерапевту, даже глубоко верующему, бывает трудно уйти от соблазна, интерпретировав эту двойственность как внутриличностный конфликт, использовать в своей работе соответствующие психотехники интеграции. Вместе с тем, данные христианской антропологии показывают, что такой терапевтический процесс обречен в подобном случае на неудачу просто потому, что данный конфликт не может быть разрешен на психологическом уровне. Ведь интегрировать можно то, что было изначально единым или, по крайней мере, принадлежащим одному роду. В данном же случае стремления, определяющие внутриличностный конфликт, имеют, согласно антропологическим воззрениям, совершенно разный онтологический статус» (Светлана Лурье. Существует ли бессознательное?).

Психоаналитическая антропология Антропология, Психология, Психотерапия, Гуманизм, Психиатрия
Показать полностью 1

Четыре всадника в борьбе антропологий

Светлана Лурье в своей статье (Лурье, С. В. «Картезианский театр» в американской аналитической философии и православной антропологии и культурологии / С. В. Лурье // Тетради по консерватизму. – 2021. – № 2. – С. 208-245. – DOI 10.24030/24092517-2021-0-2-208-245. – EDN KABXCJ) замечает, что нет какой-то отдельной научной антропологии вне религиозных учений. То, что выдается за таковую сторонниками аналитической философии, представляет собой на самом деле классическую буддистскую антропологию, в которой субъект мысли, воли и решений отсутствует. И я здесь полностью согласна.

Не зря Честертон столько стрел метал в эту цель. Сто лет спустя дракон жив и вдохновил Новых атеистов, которых назвали в 2006 году «четырьмя всадниками» (Ричард Докинз, Кристофер Хитченс, Дэниел Деннет, Сэм Харрис). В их работах не наука борется с религией, а одна религия борется с другой.

Четыре всадника в борьбе антропологий Философия, Антропология, Наука, Буддизм

Режимы наблюдения в картинах и стихах

В начале XIX века, после Канта, в науке и искусстве Европы познающий субъект сменяется субъектом наблюдающим. Появляется три режима наблюдения (скопические режимы) – позиции наблюдателя по отношению к объекту, в случае географического описания – к пейзажу.

Скопические режимы:

1. нидерландский картографический – наблюдатель смотрит на пейзажный объект сверху, с высоты птичьего полета;

2. итальянский перспективный – наблюдатель находится на одном уровне с пейзажем, смотрит на него издалека;

3. барочный – наблюдатель находится внутри географического объекта.

Эти три режима существуют в произведениях живописи и литературы до сих пор.

Из книги «Гоголь и географическое воображение романтизма» Инги Видугирите.

Режимы наблюдения в картинах и стихах Литература, Живопись, Философия
Отличная работа, все прочитано!