ivaseral

На Пикабу
поставил 298 плюсов и 351 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1208 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 20 постов 3 в горячем

Как снимали фильм первые Звездные войны

Как снимали фильм первые Звездные войны Звездные войны IV: Новая надежда, Джордж Лукас, Фильмы, Съемки, История, Длиннопост

25 мая 2017 года исполняется 40 лет со дня выхода первых «Звездных войн» - одного из самых коммерчески успешных фильмов в истории и, по совместительству, картине, которая изменила кинематограф раз и навсегда. Сейчас «Звездные войны» изучают в киношколах, миллионы людей покупают «тематические» игрушки, а самые преданные поклонники даже выстраиваются перед кинотеатром в километровые очереди, чтобы первыми увидеть премьеру новой части саги. Однако в свое время молодой Джордж Лукас потратил много времени и сил, чтобы, вопреки сопротивлению киноиндустрии, окружавших его людей и вообще судьбы, снять кино своей мечты.


Мечта Бухгалтера


Чтобы понять, почему Джордж Лукас получил прозвище Бухгалтер, нужно отправиться в прошлое – задолго до того, как он начал снимать свои фильмы.


В киношколе Лукас отличался от своих сокурсников – еще подростком, благодаря своей любви к фильмам и ТВ, он понял, что хочет стать режиссером. В отличие от будущих коллег, он проводил много времени за написанием сценариев, разработкой идей и практически не участвовал в молодежной жизни, полной вечеринок и алкоголя. Усидчивость и упорство в работе нравились учителям. Лукас, можно сказать, был не только отличником, но и «на хорошем счету» у преподавателей. Вместе со всеми он отправился на практику – снимать документальный фильм о производстве ленты «Золото Маккенны» Джея Ли Томпсона (1969).


Как и в любой сфере, по большей части все, чему учат в институтах, на практике окажется совершенно другим. Так и Лукас, попав в самую гущу кинопроизводства, распрощался с иллюзиями, увидев раздутый бюджет и ужасающе «скрипучий» съемочный процесс. Начиная от кейтеринга на площадке и заканчивая оператором, осветителем и звукорежиссером – все раздражало впервые попавшего на настоящие съемки молодого Джорджа Лукаса. Еще бы, это был старый Голливуд.


Получившийся у Лукаса документальный фильм при желании можно было бы выбросить на помойку, а затем отчислить нерадивого студента из академии – ведь фильм был даже не о съемках «Золота Маккенны», а о карьерах и пустынях, которые были в тех местах. Однако, в силу его успешной учебы и надежд, которые на него возлагали преподаватели, он все-таки закончил обучение. В то время, как и многие выпускники киношкол, Лукас желал снимать умное кино, наполненное смыслом, отражающее жизнь.


60-е годы XX века были сложным временем для Америки. Граждане США жили в страхе, ожидая, что со дня на день будет нажата пресловутая «красная кнопка», и ядерные ракеты СССР уничтожат их свободную страну. Люди строили бункеры, чтобы спасти себя и свою семью. Обстановка усугублялась унесшей множество жизней войной во Вьетнаме, которая, по мнению американцев, была не нужна стране. Убийство президента Джона Кеннеди в 1963 году также отразилось на мировоззрении взрослеющего Лукаса.


Мрак, окутавший Америку, и самосознание Джорджа Лукаса выльются в провальный дебютный фильм «THX-1138». Гнев Лукаса по отношению к кино тогда усилился: еще бы, без его ведома студия Warner Bros. совместно с продюсером Фрэнсисом Фордом Копполой, режиссером культового «Крестного отца», взяла и на свой лад перемонтировала «THX-1138», в который Лукас вложил собственную оригинальную идею и боль того времени. К счастью, это не повлияло на дружбу Лукаса и Копполы, который был ему словно отец. По слухам, Коппола списал все на то, что студия единолично приняла решение изменить оригинальную режиссуру, а он «был лишь инструментом». Хотя сложно представить себе одного из самых уважаемых в то время режиссеров Голливуда на побегушках у студийных боссов.


Все же Джордж Лукас многим обязан Фрэнсису Форду Копполе. Тот верил в своего «сына» и даже выделил миллион долларов для съемок его следующей картины – ленты «Американские граффити». Фильм, выйдя в прокат, стал успешным: при затраченном миллионе он сумел собрать свыше $50 млн. Успех, с которым «Американские граффити» шли в кинотеатрах, открыл молодому режиссеру формулу, которую он впоследствии применит к «Звездным войнам»: соблюдение баланса качества и прибыли.


Голливуд тогда был еще не таким масштабным, как сейчас – кто-то из новичков шел проторенными путями, беря лучшее из прошлого и представляя это в новой манере, другие же экспериментировали, создавая что-то новое. Вспоминается книга Айн Рэнд «Источник», в которой на схожий манер архитекторы копировали архитекторов прошлого, вкрапляя их идеи в свои монументальные здания, забывая при этом о новых деталях или хотя бы о переосмыслении заимствованного. Первый шаг к новому голливудскому кинематографу сделал Стивен Спилберг, когда его фильм об акуле-убийце «Челюсти» собрал полмиллиарда долларов при бюджете в $7 млн.


Достопочтенный Джедай-бенду из Опуччи



Как Говарда Рорка, героя философской книги «Источник», Джорджа Лукаса тоже никто не воспринимал всерьез. Его жена, Марша Лукас, вообще считала «бредни» мужа детским садом и вместо того, чтобы помогать ему на последних этапах съемок «Звездных войн» ушла монтировать фильм Скорсезе «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где, по ее мнению, и было настоящее искусство кинематографа. «Отец» Лукаса Фрэнсис Форд Коппола настаивал на том, чтобы тот и дальше снимал «привычное» кино, и в очередной раз готов был его финансово поддержать в съемках ленты «Апокалипсис сегодня». Но к ней мы вернемся позже.


В те времена так называемая «тинейджер-революция» только зарождалась в США, и многие смотрели на это как на попытки пингвина взлететь. Платежеспособной считалась аудитория старшего возраста – взрослые работающие люди могли обеспечить себя, чтобы в тихий свободный вечер отправиться в кино, дабы насладиться очередным фильмом, отражающим реальность. Лукас же противился традициям и настаивал на совершенно другом подходе: он хотел сделать фильм для молодой аудитории, который, при желании, можно будет смотреть всей семьей. Естественно, его нередко настигали мысли о том, а нужно ли вообще такое кино, учитывая, что до него все попытки снять что-то подобное толком не приживались.


Мечтой Джорджа Лукаса было снять фильм о космическом путешествии. Он даже хотел сделать ремейк «Флэша Гордона» Алекса Рэймондса, однако его идею с пересъемкой отклонили. Тем не менее, натыкаясь на препятствия, Лукас еще сильнее горел своей мечтой, и в начале 70-х он сделал первые наброски своей будущей саги. Лукас писал каждый день, по утрам, сценарий, а вечером занимался изучением сказок, мифологии и разных других книг. В частности, он читал «Героя с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла и «Сказки о Силе» Карлоса Кастанеды (да, именно оттуда и появилась та самая Сила, которой обладают герои «Звездных войн»). Помимо этого Лукас также «поглощал» много научной фантастики, начиная от Эдгара Берроуза и заканчивая Айзеком Азимовым. Написание сценария шло тяжело. Позже режиссер признается, что у него «проблемы с переносом идей на бумагу». К 1973 году, т.е. почти за год работы, он написал 13-страничный документ, который отражал его видение фильма. Текст начинался с фразы:


«Это история Мейса Винду, достопочтенного Джедай-бенду из Опуччи, связанного с Усби Си Джей Тапе, лидером падаванов известного Джедая».


Когда это прочли агент Лукаса Джефф Берг и его адвокат Том Поллак, они сказали, что не поняли ни единого слова, но все же решились отправить его идею в United Artists. Там, в свою очередь, отказались браться за проект под названием «Звездные воины», опасаясь его стоимости. В студии Universal Pictures, контракт с которыми Джордж Лукас подписал для съемок «Американских граффити», также ответили отказом, несмотря на то, что одной из строк их контракта была «съемка следующего фильма режиссера».


В конце концов, Лукас встретился с Аланом Лэдом из студии 20th Century Fox, и рассказал ему о своей идее своей «космической оперы». Концепт «Звездных войн» Лэд категорически не понял, однако знал толк в поиске молодых талантов. Он согласился заключить с убедительным и настойчивым Джорджем Лукасом контракт, по которому ему платили $50 тыс. за написание сценария и $100 тыс. за съемки фильма, который должен будет собрать в прокате $250 млн. Позже контракт дополнили новыми требованиями режиссера: бюджет картины увеличивался до $12 миллионов, а себе Лукас просил права на распространение атрибутики и «сопутствующих» товаров. Тогда еще индустрия товаров, основанных на медиакультуре, вообще не была развита, так что студия согласилась на новые условия без сожалений. Спустя годы все поймут, что именно этот предприимчивый и дальновидный ход сделал молодого Джорджа Лукаса одним из самых богатых режиссеров, навсегда закрепив за ним прозвище Бухгалтер.


«Я хотел создать футуристическую историю, меня поражала идея космических кораблей и лазеров против тех, у кого в руках только палка», - говорил Лукас.


Однако у режиссера все еще были проблемы с визуализацией идей. Вдохновлялся он всем, чем мог: сериалом «Флэш Гордон», небесными городами, космическими мечами, бластерами, цифровыми экранами, средневековыми костюмами и «битвами в космосе» из 30-х годов. У Айзека Азимова он позаимствовал идею политических интриг в галактическом масштабе. У «Дюны» Фрэнка Герберта – межгалактических торговцев, гильдий и пустынных планет. У своего фильма «THX-1138» - робота-полицейского (штурмовики в «Звездных войнах») и подземных жителей (Джава). «Звездные войны», казалось, были «сборной солянкой» идей всех великих фантастов. И в то же самое время они были уникальны.


Около двух с половиной лет Джордж Лукас занимался сценарием картины, которая давалась ему с огромным трудом. В общей сложности было написано четыре варианта сценария, каждый из которых он сам критиковал, в результате переделывая их вновь и вновь. В итоге он пришел к финальной четвертой идее, которая, однако, показалась ему слишком большой для одного фильма. Он разделил ее на две части, а каждую из частей – на три эпизода. Оригинальная трилогия «Звездные войны», которую мы сейчас знаем, была той самой второй частью огромной истории.


Одной из причин, помимо непонятного сюжета, по которой студии не решались браться за проект, было требование режиссера использовать молодых актеров, а не знаменитостей. Это, по мнению «бухгалтера», здорово сокращало бюджет, давая больше свободы ему как постановщику. На ключевые роли пробовались многие актеры. Курт Рассел и Сильвестр Сталлоне, например, хотели быть Ханом Соло, а Джоди Фостер мечтала исполнить роль принцессы Леи. Однако режиссер продолжал искать «непримелькавшиеся» лица. Немногими исключениями стали, пожалуй, Алек Гиннес (Оби-Ван Кеноби) и Питер Кушинг (Гранд-мофф Таркин).


Бред и спецэффекты


Нанятые в съемочную группу работники и актеры до съемок подозревали, что работать с Джорджем Лукасом будет не слишком легко, однако уже на самой съемочной площадке стало понятно, что «творится какой-то детский сад». Харрисон Форд позже скажет, что совершенно не боялся потерять роль и даже в какой-то момент просил Лукаса убить его персонажа, ведь «Напечатать такой бред можно, Джордж, но как, б@%£*, мне это произнести!?».


Безразличие всех и вся на съемочной площадке росло наряду с неуважением к Лукасу, которого и так раздражало все в киноиндустрии. Его упрямый характер и трезвый ум не позволяли идти кому бы то ни было на уступки. Он постоянно кричал на съемочной площадке и в один момент даже потерял контакт со всеми, кого он сам нанял и утвердил, включая актеров и съемочную группу. Джорджа Лукаса постигла участь Стивена Спилберга, которого тоже считали идиотом во время съемок «Челюстей» и обещали ему грандиозный провал с последующим изгнанием из профессии и Голливуда. Ведь до него никому не удавалось снять качественный зрительский блокбастер.


Негатив актеров, между прочим, можно заметить и в самой «Новой надежде». По мнению критиков, актерская игра в фильме притянутая за уши, и с таким же успехом можно позвать на роль «человека с улицы». Это еще аукнется актерам, которых после «халтуры» не будут приглашать в другие крупные проекты, указывая, что играть они не умеют и «выехали» только за счет идеи Джорджа Лукаса. Однако если Спилберг на съемках «Челюстей» все же не был так упрям, то Лукас не мог позволить себе «сюсюканья» со своей группой. Даже Спилберг, видя, через какие круги ада проходит его друг, предложил свою помощь, пообещав оставить все заслуги Лукасу, однако тот был непреклонен и даже спорил с ним, намекая, что его «Звездные войны» обгонят во всех отношениях ужастик про какую-то там акулу-убийцу.


Съемки были завершены, настало время пост-продакшена, однако проблемы у режиссера продолжались. Студия из четырех человек (Industrial Light & Magic), занимавшаяся спецэффектами для фильма, понятия не имела, как им воплотить в жизнь идеи режиссера – до него никто не просил ничего подобного.


Работа очень медленно шла в гараже Лукаса, и ребята чуть не потратили весь выделенный на спецэффекты бюджет всего лишь на несколько секунд вспышек и полетов. Ярость Лукаса теперь перекинулась на них. ILM была лишена всех премиальных и, согласно требованиям режиссера, ее сотрудники должны были закончить работу на оставшиеся деньги. Конечно, в будущем Джордж Лукас вновь позовет их делать «Звездные войны», и тогда студия, наученная прошлым опытом, сделает все как надо (и получит огромную прибыль). Однако во времена создания «Новой надежды» их отношения напоминали власть и народ в мультфильме «Чиполлино». Чтобы добиться своего, Лукас с его упрямым характером мог бы даже ввести налог на воздух в гараже, лишь бы они больше работали, не отвлекаясь на дыхание.


Как вспоминает Стивен Спилберг, у Лукаса все шло наперекосяк, и он его понимал. Спилберг был чуть ли не единственным, кто верил в успех картины. По слухам, после того, как он отсмотрел ранний монтаж картины, он заявил Лукасу: «Черт! Это будет бомба!». По его мнению, «Звездные войны» были фильмом на стыке «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, с его великолепными кадрами, и истории о Баке Роджерсе.


«Этот фильм понравится всем, кому не противна фантастическая сказка», - говорил Спилберг.


Революция свершилась


К счастью, все работы были завершены в срок, и студия 20th Century Fox объявила дату выхода «Звездных войн». И выбранная дата стала очередным ударом по нервам режиссера. Фильм выходил в один день с лентами «Бездна» Питера Йетса и «Колдун» Уильяма Фридкина, и Лукас боялся, что при такой конкуренции многие зрители решат пойти на «привычное» кино, нежели на «фантасмагорию».


25 мая 1977 года «Звездные войны» вышли в прокат, а грустный Джордж Лукас вместе со своей женой обедали в ресторане «Гамбургер Хемлит», который находился напротив знаменитого кинотеатра «Китайский театр Граумана» в Лос-Анджелесе. За окном они видели толпу – да что уж там, ораву – людей, столпившихся перед дверьми кинотеатра и кричащих что-то непонятное. Лукас уже тогда стал понимать, что он натворил. Однако успех его еще ждал.


После долгой работы над осуществлением своей мечты Джордж Лукас вместе с женой уехал в заслуженный отпуск. По одним данным, это был двухнедельный отпуск, по другим трехнедельный, однако мы остановимся на том, что, вернувшись домой, они обнаружили то, чего никак не ожидали.


Лукас по привычке проверил мигающий на телефоне автоответчик и сначала не мог поверить своим ушам. Десятки звонивших и оставивших записи на автоответчике пели ему дифирамбы и просили включить телевизор, по которому шли «безумные новости». Джордж Лукас, включив телевизор, впал в ступор и находился в этом состоянии все время, пока шли новости. Он был в шоке от того, что по всем каналам говорили о его «Звездных войнах», рассказывали о людях, которые по много раз смотрели его, и о сходящих с ума новоиспеченных поклонников. На все это Лукас безмолвно смотрел и потихоньку понимал, что речь идет о его мечте.


Все заявления Джорджа Лукаса о том, что его фильм обгонит «Челюсти», сбылись. Его вера в то, что надо снимать кино для молодой аудитории, над которой смеялись, оправдалась. Люди хотели простого и яркого кино, а не «продолжения серых будней». Своим фильмом Лукас поставил точку в «умном» кино, и даже Мартин Скорсезе, вспоминая те времена, скажет, что от коммерции он далек, в отличие от Джорджа Лукаса, знающего, как снять финансово успешный фильм, снабдив его всеми необходимыми сценами.


Впоследствии Джордж Лукас стал заложником своей мечты и был вынужден заниматься исключительно продюсированием фильмов. Однако имя его уже вошло в анналы истории кинематографа.


Напоследок вернемся еще раз в прошлое, когда «отец» Фрэнсис Форд Коппола просил своего «сына», чтобы Джордж Лукас снял «Апокалипсис сегодня». Свой настоящий успех, как признался Лукас, он почувствовал, когда Коппола, решивший после его отказа самостоятельно ставить фильм, прислал телеграмму из Азии, в которой была всего одна фраза:


«Вышли денег. Фрэнсис.»

Как снимали фильм первые Звездные войны Звездные войны IV: Новая надежда, Джордж Лукас, Фильмы, Съемки, История, Длиннопост

По материалам сайтам soyuz.ru https://www.soyuz.ru/articles/730

Показать полностью 1

Терри Пратчетт: Хозяин плоского мира

Терри Пратчетт: Хозяин плоского мира Терри Пратчетт, Плоский мир, Текст, История, Биография, Длиннопост

28 апреля могло бы исполниться 69 лет Терри Пратчетту – одному из самых ярких и плодовитых писателей, подарившему любителям фэнтези воистину неохватный цикл романов о Плоском мире. Soyuz.Ru отдает дань памяти автору, книги которого можно не только читать, но и смотреть, а иногда даже слушать – желательно в определенном порядке, чтобы было интереснее.


Писательский дар проявился у Терри Пратчетта удивительно рано: первый свой рассказ он опубликовал в 15 лет в журнале Science Fantasy, а пару лет спустя бросил школу и устроился на работу в местную газету. Многие в итоге так и остаются рабами газетных полос, но только не Пратчетт. Делая интервью с одним из директоров небольшого издательства Colin Smythe Limited, он упомянул о том, что написал роман «Люди ковра». В нем, к слову, уже проглядывали некоторые черты Плоского мира: конфликт между традиционным и новым, сложившаяся цивилизация со своим истэблишментом, бюрократами и налогами, и опасность, перед лицом которой вынуждены объединиться прежние враги.


«Было очевидно, что перед нами автор, которого мы обязаны опубликовать», - вспоминал позднее директор издательства Колин Смайт.


Вслед за этим Терри Пратчетт написал еще несколько романов в жанре научной фантастики, однако идея, создавшая ему имя в литературном мире, пришла много позже.


По словам самого Пратчетта, Плоский мир возник как противоядие от плохого фэнтези. В конце 70-х случился настоящий бум жанра, но, как всегда и бывает, многие из этих книг были довольно неважно написаны, а мир, показанный в них, довольно вторичен. Ведь в фэнтези со времен как минимум Толкиена важен не только сюжет, но и сам придуманный мир.


История Ринсвинда: как все начиналось


Первый роман «Цвет волшебства», вышедший в свет в 1983 году, повествует о приключениях «первого туриста Плоского мира» по имени Двацветок и его незадачливого гида – волшебника-недоучки Ринсвинда. Пародийный характер первых книг подчеркивался нарочитым «заимствованием» у других писателей. Так, одним из эпизодических героев в «Цвете волшебства» и его продолжении «Безумная звезда» является некий Коэн-варвар – 90-летний старик, продолжающий совершать подвиги, несмотря на почтенный возраст. Возможно, именно в силу откровенной пародийности, понятные по большей части фэнтези-фану, первые романы Плоского мира не так привлекают читателя, как прочие. Но быть первым не всегда означает тут же получать «лавры» – дорога первопроходцев зачастую трудна и крайне неблагодарна. Однако помнить и уважать их стоит хотя бы потому что они – первые. Вероятно, это и побудило британских телевизионщиков снять в 2008 году фильм «Цвет волшебства», роли в котором исполнили в том числе Кристофер Ли, Тим Карри и Джереми Айронс, а российских издателей – выпустить аудиокнигу в исполнении знаменитого Александра Клюквина.


Цвет волшебства

Цикл «Ведьмы»: не так страшны, как их малюют


Успех первых романов подвиг будущего сэра Терри на продолжение серии. Однако если средний писатель так и множил бы незадачливых волшебников, то Пратчетт решил взглянуть на проблему как бы с другой стороны, поставив в центр повествования ведьм. Как и в случае с «Цветом волшебства», первая книга так называемого «ведьминского цикла» под названием «Творцы заклинаний» стала введением в новый мир и знакомством с его обитателями. Именно здесь впервые появляется главная героиня цикла – матушка Ветровоск, и проявляется фирменный юмор, одним из «проводников» которого становится… смерть. Точнее, даже так: СМЕРТЬ, в русском переводе изъясняющийся (в Плоском мире это именно «он») БОЛЬШИМИ БУКВАМИ. А начинается история с того, что волшебник по имени Драм Биллет, отходящий в мир иной, должен передать свой дар некоему восьмому сыну восьмого сына. Дар-то он передает, только вот этот сын оказывается… девочкой.


Творцы заклинаний


"Какой же я дурак, - произнес чей-то голос, но слова эти не мог услышать ни один смертный. - Я думал, магия сама знает что делать".


– ВОЗМОЖНО, ТАК ОНО И ЕСТЬ.


"О, если бы я мог что-нибудь изменить..."


– НАЗАД ХОДУ НЕТ. НАЗАД ХОДУ НЕТ, - прогудел глубокий, тяжелый голос, похожий на грохот закрывающихся дверей склепа.


Струйка небытия, которая некогда была Драмом Биллетом, задумалась.


"Но у нее будет куча проблем".


– НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, В ЭТОМ И ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ. ХОТЯ МНЕ ОТКУДА ЗНАТЬ?


Цикл «Смерть»: гуманизм в Плоском мире



В итоге неудивительно, что СМЕРТЬ настолько полюбился как публике, так и автору, что заслужил собственный подцикл, первый роман которого называется просто и незатейливо - «Мор, ученик СМЕРТИ». А следующий за ним – «Мрачный Жнец», ставший одним из лучших романов подцикла, повествует о том, как СМЕРТЬ, по решению высших сфер, был вынужден оставить пост и стать работником на ферме. Что из этого вышло, предугадать нетрудно.

«Он постучал в крышку гроба:


– Эй! – крикнул он. – А потише нельзя? Здесь люди умереть пытаются».


Будь это просто фантасмагория на тему того, как люди вдруг перестали умирать, а у каждого вида Плоского мира появился собственный Смерть, книга затерялась бы среди разного рода развлекательного чтива. Роман же Пратчетта неожиданно обретает гуманистически-философское звучание, характерное и для других книг этого подцикла (под Новый год поклонники обязательно перечитывают или пересматривают «Санта-Хрякуса», а поклонники рока еще души не чают в третьем по счету романе «Роковая музыка»).


«ГОСПОДИН, НАМ ИЗВЕСТНО, ЧТО МЫ ЕСМЬ ПОРЯДОК И МЫ ЕГО СОЗДАЕМ…МЫ ЕСМЬ НАДЕЖДА. МЫ ЕСМЬ МИЛОСЕРДИЕ. И МЫ ЕСМЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. НЕТ НИЧЕГО. ЕСТЬ ТОЛЬКО МЫ. ВСЕ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ, ЭТО МЫ. НО МЫ ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ. ИБО ЕСЛИ МЫ НЕ ЛЮБИМ, ЗНАЧИТ, НЕ СУЩЕСТВУЕМ. А ЕСЛИ МЫ НЕ СУЩЕСТВУЕМ, ЗНАЧИТ, НЕТ НИЧЕГО, КРОМЕ СЛЕПОГО ЗАБВЕНИЯ. ГОСПОДИН, НА ЧТО ОСТАЕТСЯ НАДЕЯТЬСЯ УРОЖАЮ, КАК НЕ НА ЛЮБОВЬ ЖНЕЦА?»


Цикл «Городская стража»: служи, но не усердствуй



...И все же своего рода центром Плоского мира, как ни крути, является город Анк-Морпорк, порядок в коем наводит Стража, принципы которой на взгляд человека постороннего довольно своеобразны.


«Если совершено преступление, должно последовать наказание. Если процесс наказания осуществляется именно над тем преступником, который и совершил данное преступление, это можно считать счастливой случайностью; если нет, сойдет любой преступник. Так как каждый человек обязательно в чем-нибудь да виноват, правосудие в итоге все равно торжествует».


Главным же в Анк-Морпоркской страже является капитан Сэмюэль Ваймс, которому по долгу службы (а часто и без него) приходится влипать в неприятности (в частности, расследовать убийство, совершенное из некоей палки, которая делает «Бах!») и иметь дело с большой политикой. А большая политика – дело не то чтобы очень чистое, в особенности когда имеешь дело с главой города, патрицием Хэвлоком Витинари. Названный персонаж – своего рода кардинал Ришелье Плоского мира, мыслящий на несколько шагов вперед, умудряющийся обратить любые промахи на пользу себе и городу... а еще он когда-то состоял в Гильдии убийц. Именно о превратностях жизни в большом городе (а еще о долге, чести, жизни, Вселенной и всем остальном) повествуют восемь книг цикла о Городской Страже. Первая из них, «Стража! Стража!», была экранизирована на BBC, а вторая, «К оружию! К оружию!», стала основой для российской аудиокниги.


К оружию! К оружию!


«Если преступность неизбежна, то пусть она хотя бы будет организованной».


«Нет ничего более бесполезного в мире, чем жених перед свадьбой».


«Если у вас достаточно денег, вы просто не можете совершить преступление. То, что вы творите, - всего-навсего маленькие невинные шалости».


И так далее, и так далее, и так далее – добрых пятьсот страниц печатного текста или двенадцать часов звука в наушниках, если вы едете куда-то и нужно скоротать время. Ручаемся – лучшего времяпрепровождения попросту не придумать.


Автор текста: Сергей Князев. По материалам www.soyuz.ru

Терри Пратчетт: Хозяин плоского мира Терри Пратчетт, Плоский мир, Текст, История, Биография, Длиннопост
Показать полностью 2

Несколько по-настоящему забавных историй из жизни Георгия Вицина

Несколько по-настоящему забавных историй из жизни Георгия Вицина Георгий Вицин, Факты, Биография, Как скучно я живу, Текст, Советские актеры, Длиннопост

100 лет назад родился легендарный актер советского театра и кинематографа – Георгий Михайлович Вицин. Он запомнился зрителям по уморительно смешным и остроумным ролям Труса в комедиях Леонида Гайдая, Васи Веснушкина в «Запасном игроке», главной роли в «Женитьбе Бальзаминова» и многим другим фильмам. Однако в жизни Георгий Вицин был совсем не таким, как на экране – ответственный и смелый человек, увлекающийся живописью и скульптурой, убежденный трезвенник, ведущий здоровый образ жизни и практикующий йогу. По его словам, его всегда влекла стезя актера-комика, но вот саму суть смешного он понял лишь на закате жизни: «Смех – это великий дар… Смеяться – естественная потребность нормального человека. Отсутствие чувства юмора сродни болезни…»

В нашей подборке – несколько историй и актерских баек из жизни Георгия Вицина, которые позволят с новой стороны взглянуть на жизнь и творчество артиста.


Вицын из Териоки


Родился Георгий Михайлович Вицин 18 апреля 1917 года в поселении Териоки (ныне Зеленогорск в составе Санкт-Петербурга). Согласно церковной книге Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской улице, крестили маленького Гошу 23 апреля, как раз в день Святого Великомученика Георгия. В газетах советского времени годом рождения Вицина часто называли 1918 год – все из-за того, что Мария Матвеевна, мама будущего актера, пытаясь пристроить слабого здоровьем сына на лечение в санаторий, «омолодила» его, исправив год рождения с 1917-го на 1918-й (место было только в младшей группе).

Кстати, фамилия Георгия Михайловича в своем первоначальном виде звучала как Вицын, однако из-за ошибки паспортистки буква «ы» сменилась на «и».


Вольтеровская улыбка Вицина


Театр и «лицедейство» Георгий Вицин открыл для себя еще в школе – тогда мама работала билетершей в Колонном зале Доме Союзов и часто брала его с собой «дежурить». Мальчик, поняв, «что в происходящем на сцене есть что-то совершенно привлекательное» для него, после перехода в среднюю школу записался в театральный кружок, чтобы бороться со своей стеснительностью и играть на настоящей сцене:


«Я рос очень застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, решил научиться выступать. Пошел в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее средство, об этом даже психолог Владимир Леви писал. Я с ним знаком, он так лечит заик, людей со всякими комплексами — устраивает дома театр, распределяет роли, и они импровизируют. Вот и я вылечился…»


В школьном драмкружке Георгия Вицина хвалили – пусть даже он и играл там почти одних только злодеев. Когда он в 1935 году стал студентом студии МХАТа-2 (после нескольких лет учебы в театральных училищах при Малом театре и при Театре им. Е. Вахтангова, причем в последнем он уже играл на сцене), одним из его преподавателей была знаменитая театральная актриса и режиссер Серафима Германовна Бирман. Несмотря на то, что Бирман часто «цеплялась» к Вицину, она много сделала для того, чтобы «зажечь» его талант, и о ней Георгий Михайлович всегда вспоминал с благодарностью:

«Одна из моих преподавательниц на студии МХАТ, Серафима Германовна Бирман, была очень строгой и требовательной. Она постоянно всех одергивала и очень бдительно следила за нашим поведением, и я помню такие ее фразы в мой адрес: "Вицин, изящнее!", "Вицин, уберите свою вольтеровскую улыбку!", "Вицин! Вы как заядлый халтурщик на радио! Откуда у вас такое резонерство?"»


«Сексуальный старичок» Выпин


В 1937 году на сцене Театра им. М.Н. Ермоловой с аншлагом шла пьеса «Укрощение укротителя» Джона Флетчера, где роль озабоченного старика-импотента играл 20-летний Георгий Вицин. Причем народ валил валом именно тогда, когда на сцену выходил Вицин – публика заранее уточняла у кассиров, кто будет играть роль, и благодаря «сарафанному радио» около театра к вечеру собиралась огромная толпа, жаждущая «лишнего билетика».

Вицин любил вспоминать связанный с этим спектаклем случай, когда к нему за кулисы ворвался двухметровый разгневанный генерал, чуть ли не при параде, за спиной которого маячила тоненькая бледная девушка, очевидно, испуганная и растерянная. Оказалось, генералу рекомендовали спектакль как «прекрасное культурное времяпрепровождение», а оказалось, по его мнению, что это просто «похабщина». На вопрос Вицина, чего же он, собственно, хочет от труппы и режиссера, генерал ответил, что «решительно необходимо убрать весь "неприличный текст", а то его 16-летняя дочь совершенно расстроилась». Генерала и его дочь проводили к выходу, пообещав, что подумают, как это лучше сделать – но, конечно же, менять ничего не стали, потому что текст пьесы и без того был сокращен и «морализован» настолько, что Флетчер в нем еле узнавался.

Свой театральный опыт Георгий Вицин умело использовал для ролей в кино. Именно из «Укрощения укротителя» затем вышел сэр Эндрю из фильма Яна Фрида «Двенадцатая ночь». Любопытно, что после того, как фильм показали в Великобритании, критики в один голос похвалили «русского актера Выпина» («Russian actor Vupin» - не смогли правильно транслитировать фамилию Вицин), точно ухватившего специфику английского юмора.


Львы смелых не кусают


Несмотря на знаменитый образ Труса, Георгий Вицин был очень смелым человеком. Например, на съемках сцены со львом из фильма «Она вас любит» по недосмотру дрессировщика хищник открыл клетку и подошел к актеру со спины очень близко. Вся съемочная группа в момент отбежала на безопасное расстояние, и только Вицин остался на месте. На глазах испуганных режиссеров и ассистентов актер погладил спокойно сидящего льва со словами:

-Не бойтесь, львы смелых людей не трогают.


Кляуза Вицина на Вицина


Однажды Георгий Вицин сбежал с гастролей Театра им. М.Н. Ермоловой, проходивших в Киеве, приехал в Москву и подал заявление об уходе. Вскоре вывесили приказ, посмотреть на который приходили чуть ли не все служащие театра:

«За неоднократное нарушение дисциплины уволить артиста Вицина. Основание: заявление артиста Вицина».

Георгия Вицина так тогда и не уволили.


Пятидесятилетний юноша


В 46 лет Георгий Вицин сыграл 25-летнего Мишу Бальзаминова (сам актер шутил: «Женитьба забальзамированного»), причем актриса Людмила Шагалова, игравшая его мать, была на 6 лет младше него. В 37 лет - 18-летнего Васю Веснушкина в фильме «Запасной игрок». В 36 лет изобразил древнего деда Мусия в картине «Максим Перепелица». Сам актер шутил, что это у него с рождения - мол, как меня в пять лет мама «омолодила» на год, так все и сбилось.


Клава, ради вас хоть на водных лыжах


В комедии «Она вас любит» Георгию Вицину предложили сняться в эпизоде, где его герой мчится на водных лыжах по Днепру. Вицин наотрез отказался – мол, не умею, расшибусь. Тогда режиссер Рафаил Суслович пошел на хитрость и отправил актеру любовное письмо, якобы от преданной поклонницы:

«Дорогой товарищ Вицин! Вы мой идеал, я мечтаю познакомиться с Вами! Слышала, завтра Вы снимаетесь на акваплане? Какой Вы смелый! Я обязательно посмотрю и после съемок подойду к Вам. Поверьте, Вы не разочаруетесь. Клава».

На следующий день Вицин, не успела съемочная группа прийти на место, уже стоял в ожидании с водными лыжами. Весь день он отважно носился по водной глади, падал в воду, но упорно поднимался и продолжал играть.

Суслович думал, что его замысел удался, и рассчитывал вдоволь посмеяться, когда Вицин после съемок будет искать в толпе Клаву. Однако каково было его удивление, когда Вицин, прощаясь, заявил ему:

-А имя могли бы придумать и покрасивее!


Груши, которые яблоки


Эту историю вспоминал сам Георгий Вицин:

«Были мы как-то с Моргуновым в гостях у Юрия Никулина в цирке на Цветном. Рядом Центральный рынок, и бабушка яблоками торгует. Моргунов предложил розыгрыш. Подходит к бабушке:

-Бабуля, почем груши?

-Да это же яблоки, сынок.

-Да ладно, почем?

-Рубль.

Затем подходит Никулин с тем же вопросом:

-Почем груши?

-Да это же яблоки, - уже менее уверенно говорит она.

И тут подхожу я

-Почем груши, бабуля?

-Да вы что сегодня, ошалели, что ли? Яблоки это!

Завершал наш розыгрыш поэт Леонид Хуксо. Подходит, разглядывает, спрашивает:

-Почем яблоки сегодня?

-Да ты что не видишь, что ли, груши это, груши!!! - заверещала бабка.


«Диагноз» от Нонны Мордюковой


Многие режиссеры и коллеги Георгия Вицина, узнавая настоящий возраст актера, искренне удивлялись, как ему удается оставаться в такой хорошей форме и так молодо выглядеть. Вицин рассказывал им про правильное питание и спорт, но многие махали на это рукой – мол, надо чувствовать вкус жизни, а не хлеб с водой по расписанию принимать. Однажды Нонна Мордюкова, известная своей вспыльчивостью и прямолинейностью, после эпизода поцелуя купчихи Белотеловой с Бальзаминовым заявила Вицину при всей съемочной группе:

-Да разве ж ты мужик? Не пьешь, не куришь, к женщинам не пристаешь! Труп ты!

Вицин на это только улыбнулся, а через полчаса, прервав съемочный процесс, уже сидел в позе лотоса – даже на площадке он никогда не пропускал время медитаций, и режиссеры, с которыми он работал, с этим поневоле мирились. Вообще, Георгий Вицин был одним из немногих людей в СССР, кто занимался диковинным по тем временам «хобби» - йогой. Актер объяснял, что именно благодаря йоге, помогающей ему расслабляться, у него так легко получалось играть своих героев:

-В ожидании, когда тебя снимут, можно просидеть целый день, притом утомиться так, что весь юмор из тебя сам собой выдохнется. Как тогда играть?


Рефлексы против вредных привычек


Как вспоминали друзья актера, его первое (и последнее) его знакомство с табаком произошло в восемь лет. Он гулял во дворе с мальчишками, и те где-то умудрились достать длинную цигарку. Принесли спички, спрятались под лестницу, зажгли, начали по очереди втягивать дым – кашляли жутко, но уж очень хотелось быть «как взрослые». Когда очередь дошла до Вицина, он неловко втянул дым, подавился, закашлялся, почувствовал, как бешено заколотилось сердце, заслезились глаза, а во рту появился неприятный «жженый» привкус и отбросил окурок, давясь дымом. С тех пор у него на всю жизнь остался антиникотиновый рефлекс.

Что касается алкоголя, то от него Георгий Вицин отказался уже будучи студентом. Как-то под новый год (впрочем, не известно, под какой именно) актер, переживая не лучшие времена, решил выпить, чтобы «проветриться». Однако, когда он проснулся утром 1 января, он понял, что ему не только не стало спокойнее на душе, а стало теперь вдобавок плохо физически. И тогда он решил: «Если на утро хочется удавиться, то лучше не пить!». Так что почти всю жизнь Георгий Вицин был убежденным трезвенником, хотя играл в кино заядлых алкашей, а на улицах и в магазинах к нему приставали «поддатые» - мол, третьим будешь?

Вот как об этом вспоминал друг Георгия Вицина Владимир Цукерман:

«"Самое страшное, что придумало человечество, - это застолье", - говорил Вицин. В киношной среде даже ходила такая байка. Один актер говорит другому: "Был вчера на презентации. Стол был шикарный. Все были, все пили. Леонов, Папанов, Миронов, Никулин, Моргунов, Вицин…" - "Стой, — прервал второй, - не ври". — "Ну все были, и все пили. Кроме Вицина, конечно…"».


Брат Вицина


Уже став знаменитым, Георгий Вицин не пользовался привилегиями «кумира миллионов» и вообще избегал широкого общественного внимания:

«Я всегда старался не привлекать внимания других к себе. Чего мозолить глаза народу?».

Когда ему надо было ехать на общественном транспорте, он надевал серый плащ, надвигал на глаза кепку и старался слиться с толпой. Но однажды в метро его все же узнали, стали уступать место.

-Я не Георгий Вицин, я его брат! - попытался отговориться актер.

-Мужик, у тебя такой великолепный брат, что ты тоже имеешь полное право пользоваться его славой. Проходи вперед!

Правда, история умалчивает, сел ли актер на место, или все же уступил кому-то другому.


Еще одни штаны


Когда в Москве открывался Музей трех актеров, Юрий Никулин приехал на машине за Георгием Вициным, чтобы отвезти на презентацию. Однако если сам он уже был в костюме, Вицин лежал на диване и, казалось, в ус не дул:

-Гоша, вставай, поехали, твой же музей открывается! – попытался растолкать его Никулин.

-Так это же надо штаны надевать… - протянул Вицин, натягивая на голову одеяло.

-Что, ты совсем без штанов ходишь?

-Так это надо другие штаны надевать… - И Вицин перевернулся на другой бок.

Однако он все же «собрал волю в кулак», как шутил Юрий Никулин, и приехал на открытие – пусть даже на метро.


Две любви на всю жизнь


Георгий Вицин не был идеальным красавцем (даже сам он о себе говорил «Нос у меня длинный, фигура тощая да нескладная, поэтому режиссеры долго не замечали, да и к девушкам я всегда сам подходил»), однако никогда недостатка в поклонницах у него не было. Друзья актера вспоминали, что до встречи с актрисой Надеждой (Диной) Тополевой он любил женское внимание и водил «интрижки», но поняв, что такое семья, Вицин уже никогда не возвращался к «мимолетным» романам.

35-летнюю Дину Тополеву 19-летний Вицин буквально увел у своего преподавателя, народного артиста СССР Николая Хмелева. Как ни странно, даже после этого дружба между Вициным и Хмелевым сохранилась – они хорошо общались как на работе, в Театре им. Ермоловой, так и в жизни.

Вместе Вицин и Тополева прожили почти 20 лет, но затем, в Театре им. М.Н. Ермоловой, он встретил Тамару Федоровну Мичурину, племянницу известного советского биолога и селекционера Ивана Мичурина, работавшую за сценой бутафором. Вот как об этом вспоминала сама Мичурина:

«Мы познакомились как раз на Пасху. Я пришла в реквизитор­скую, куда все принесли куличи и пасху. Накрываем на стол, красиво расставляем все с девушками, и тут в кабинет заходит мужчина с крашеным яйцом в руке: "Девочки, я пришел похристосоваться!"».

По ее словам, это была любовь с первого взгляда – они, как требовала традиция, трижды поцеловались «в щечку», обменялись парой фраз, заглянули друг другу в глаза и… поняли, что это судьба.

Впрочем, даже уже будучи в браке с Мичуриной, Вицин не оставил Дину Тополеву, которая к тому времени осталась совсем одна и сильно заболела – всю жизнь он помогал ей, как мог. При этом Тамара Мичурина приняла такое решение мужа, общалась с Тополевой как с подругой и охотно отпускала дочь Наташу в гости «к тете Дине». Вот как об этом вспоминает Александра Воинова, дочь близкого друга Вицина – режиссера Константина Воинова:

«Он выстроил совершенно потрясающую систему взаимоотношений. Он хотел ребенка, но в семье с Диной ничего не получалось. Вот у тети Тамары ребенок родился. Ребенок обожаемый, он свою дочь Наташу просто боготворил. Но он сумел устроить так, что Наташа была вхожа в тети Динин дом. Он приводил ее туда, потому что у него как бы было две семьи. Потому что он тетю Дину содержал всю жизнь. И ее, и ее сестру, с домработницами, с дачей на лето… Вицин не мог бросить Дину, она была старше и нуждалась в опеке».


Отношение к животным


Георгий Вицин очень любил животных – подкармиливал и птичек, и кошек, и собак, некоторых даже брал домой и выхаживал (так, дворняжка Мальчик прожил с актером более 12 лет – до самой его смерти). Как вспоминала Тамара Мичурина, все бездомные животные, жившие окрест дома на Староконюшенной улице, где последние годы провел Вицин, точно знали, когда он выходит на прогулку, и в «назначенный» час собирались около определенной лавочки – и голуби, и кошки, и собаки. Птиц Георгий Вицин кормил с утра – брал кулек с пшеном и хлебными крошками и в любую погоду шел гулять. Собакам и кошкам «носил обед» ближе к вечеру – для них он специально собирал косточки и мясные обрезки, которые ему оставляли в местных магазинах.

У самого Вицина в квартире очень долго жили два попугая (одного из которых актер научил говорить фразу «Что ты все бегаешь? Пойди поспи!»). При этом пес Мальчик умел «произносить» слово «Мама» - по крайней мере, на него было похоже его отрывистое мягкое гавканье «ама-ама».


По материалам сайта https://www.soyuz.ru

Показать полностью

Завтрак для чемпионов. Курт Воннегут. Аудиокнига

В прекрасном прочтении.

Лесков. Язвительный. Рассказ об отношении крестьян к чиновнику со слишком либеральным подходом

Коран. Первые две суры.

Как преодолеть тревогу и стресс. Карнеги. Очень помогло.

2048. Мечеть Парижской Богоматери. Аудиокнига

Антиутопия о том, что власть во Франции захватили мусульмане.

Отличная работа, все прочитано!