Как подать потребительский иск
Поскольку в Лиге юристов, да и просто на Пикабу часто возникают вопросы, вытекающие из закона о защите прав потребителей, такой пост назрел.
Итак, вас обманули на маркетплейсе? Отменили заказ в интернет-магазине? Приобретенная в магазине вещь оказалась с браком?
Что ж, рассмотрим разные ситуации, для разрешения которых предусмотрены разные сроки.
Ситуация 1. Обмен товара надлежащего качества.
Товар вам не подошел? Приобретенная куртка оказалась велика? Ботинки малы? Просто при ближайшем рассмотрении поняли, что вещь вам не идет/не нравится/не подходит по каким-то критериям? Такую вещь вы можете обменять в течение 14 дней.
Условие: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.
Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
Оговорка: обменять можно товар, который не входит в список технически сложных товаров и товаров, не подлежащих обмену и возврату.
Нормативное обоснование: ст.25 Закона о Защите прав потребителей.
Ситуация 2. Возврат товара ненадлежащего качества.
Что вправе сделать потребитель, если в товаре обнаружатся недостатки:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Претензии можно предъявлять по своему выбору, как продавцу, так и производителю в течение гарантийного срока/срока годности, а если таковые не установлены, то в пределах 2 лет.
Условие: Продавец (изготовитель) обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель) обязаны провести экспертизу товара за свой счет.
Оговорка: Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю) расходы на проведение экспертизы.
Нормативное обоснование: ст.ст.18-19 Закона о защите прав потребителей.
Ситуация 3. Дистанционное приобретение товара (через интернет-магазин, маркетплейс и др.)
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя такого документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
Оговорка: Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Тут в основном речь идет об изготовленных на заказ по вашим размерам вещи (например, пошив платья, или изготовление мебельного гарнитура)
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Еще одна оговорка: если товар ненадлежащего качества, то возврат его осуществляется по условиям, изложенным в ситуации 2.
Нормативное обоснование: ст.26.1 Закона о Защите прав потребителей.
Алгоритм ваших действий в любой из ситуаций таков.
Обратитесь к продавцу или производителю товара с претензией. Претензионный порядок не обязателен для этой категории споров, но позволит вам вычислить сроки, в течение которых не были удовлетворены ваши законные требования (поможет при расчете неустойки с ответчика). Обратиться можно в той форме, которой вы сможете доказать дакое обращение. Удобнее всего - заказным письмом (или ценным с описью вложения). Квитанцию об отправке сохраняйте, пригодится.
Получив не удовлетворяющий вас ответ, или не получив его вовсе в разумный срок (пару недель-месяц), можно обращаться в суд.
Подсудность - по месту жительства потребителя. Если цена иска не превышает 100 тр, то иск подается мировому судье вашего судебного участка. Если превышает 100 тр, то в районный суд.
Госпошлиной такие иски не облагаются.
Как подать иск?
В исковом заявлении должны быть указаны:
наименование суда, в который подается заявление;
сведения об истце: для гражданина - фамилия, имя, отчество , дата и место рождения, место жительства или место пребывания, один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта);
сведения об ответчике: для гражданина - фамилия, имя, отчество (при наличии), дата и место рождения, место жительства или место пребывания, место работы (если известно), один из идентификаторов (СНИЛС, ИНН, серия и номер паспорта), ОГРИП, ; для организации - наименование, адрес, ИНН, ОГРН. В случае, если истцу неизвестны данные ответчика, об этом указывается в исковом заявлении и такая информация по запросу суда предоставляется ;
в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых сумм;
сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику,
перечень прилагаемых к заявлению документов.
Что приложить?
К исковому заявлению прилагаются:
квитанцию о направлении претензии (если вы ее направляли) с копией самой претензии и ответом, если он поступал;
документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (чек или квитанция о приобретении товара, если проводилась экспертиза по некачественности - то ее заключение);
расчет взыскиваемой суммы, подписанный истцом с копиями в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;
почтовая квитанция о направлении всем лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов.
Подать иск можно, направив его заказным/ценным с описью письмом, или зарегистрировав лично в суде (тогда вам нужен еще один экземпляр искового заявления, чтобы в суде поставили отметку о принятии на вашем экземпляре).
Исковое не забудьте подписать!
Образец иска
Мировому судье с/у №8 Советского судебного района г.
Истец:
Ответчик: [
Цена иска:
Исковое заявление
о защите прав потребителей
[Число, месяц, год] [наименование ответчика] и [наименование истца] заключен договор N [значение] о [вписать нужное].
Стоимость оказанных услуг по указанному договору составила [сумма цифрами и прописью] рублей. [Число, месяц, год] денежные средства в сумме [сумма цифрами и прописью] рублей поступили на расчетный счет Ответчика, что подтверждается платежным поручением от [число, месяц, год] N [значение].
Со стороны Ответчика претензии в отношении исполнения мною обязанностей по договору не предъявлено.
[Число, месяц, год] мною обнаружены недостатки, включившие в себя нижеследующее:
[перечислить недостатки оказанных услуг с указанием подтверждающих документов].
[Число, месяц, год] в адрес филиала [наименование] направлено уведомление о наличии выявленных недостатков с предложением устранить их. Однако до настоящего времени Ответчик недостатки не устранил.
В соответствии сост.4 Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии с п.6 ст.29 Закона о защите прав потребителей в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:
- соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
- отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.
Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги) или предъявления потребителем требований.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). В соответствии с прилагаемым расчетом размер неустойки составляет [сумма цифрами и прописью] рублей.
Неправомерными действиями Ответчик причинил мне моральный вред, который оценивается мной в размере [сумма цифрами и прописью] рублей и должен быть взыскан в мою пользу в соответствии сост.15 Закона о защите прав потребителей.
В целях примирения сторон [указать сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались].
Учитывая изложенное, руководствуясьп.2,7 ст.29 ГПК РФ, ст.ст.4,5,17,29 Закона РФ от "О защите прав потребителей", прошу:
1. Обязать Ответчика безвозмездно устранить существенный недостаток, а именно: [вписать нужное].
2. Взыскать с Ответчика в мою пользу неустойку в размере [сумма цифрами и прописью] рублей.
3. Взыскать с Ответчика в мою пользу [цифрами и прописью] рублей в качестве компенсации морального вреда.
Приложение:
[подпись, инициалы, фамилия]
[число, месяц, год]