Серия «Исторические посты-коротыши»

Занимательные истории голубиной почты

«- "И лично просили передать" - сказал почтовый голубь и нагадил на голову получателя письма»

(вместо эпиграфа)

Никто точно не знает, кто первым придумал использовать привычку голубей возвращаться в родное гнездо для доставки сообщений. Я встречал версии и про древних греков, и про древних персов. В любом случае, человечество пользуется голубиной почтой многие века, и за это время накопилось немало интересных историй, связанных с пернатыми «печкиными». Некоторые из них – в этом посте.

Занимательные истории голубиной почты Голубиная почта, Связь, Длиннопост

Говорят, одним из первых, кто додумался использовать голубей для связи во время военных действий, был Цезарь. Во время Галльской войны он таким образом поддерживал связь со сторонниками в Риме и координировал с ними свои действия. Но все же серьезной роли тогда голубиная почта не сыграла.

Другое дело – эмир Алеппо с 1146 года Нур ад-Дин Занги, успешно боровшийся с крестоносцами. Он хорошо понимал, насколько важна точная и своевременно полученная информация для ведения военных действий. И сделал ставку на голубиную почту. Надо отметить, что почтовый голубь – это не какая-то особая порода, на эту роль отбирали голубей разной окраски, обращая внимание на их физические параметры (самые сильные и здоровые птицы). Так вот, Нур ад-Дин Занги стал скупать таких голубей где только можно за высокую цену, за пару голубей его люди давали 1000 динариев. А по всей территории современных Египта и Сирии строили сеть «голубиных башен». В результате, была создана первая в истории (но не последняя) голубиная почтовая служба. И благодаря ей отряды Нур ад-Дин Занги и его преемников не раз выигрывали сражения, оказавшись в нужное время в нужном месте. Например, в 1249 году благодаря голубям египетский султан узнал, что французы захватили порт Дамиетту и сумел организовать быструю контратаку до того, как к отряду французов подошло подкрепление.

Крестоносцы быстро оценили возможности голубиной почты и перенесли ее на европейскую землю. Правда, здесь она долгое время оставалась частной инициативой: письма с голубями друг другу отправляли многие, а вот аналогов «голубиной почты» пришлось ждать долго. Аккурат до франко-прусской войны.

Занимательные истории голубиной почты Голубиная почта, Связь, Длиннопост

В 1870 году прусская армия осадила Париж. Чтобы наладить связь между осажденной столицей и остальной страной, французы организовали специальный «голубиный почтамт»: из города птиц вывозили на воздушных шарах, а потом они возвращались своим ходом с письмами. 4 ноября 1870 года почтовое ведомство издало специальный декрет, первая статья которого говорила: «Всякий имеет право, живя на территории республики, сноситься с Парижем при помощи голубей управления почт и телеграфов с уплатой 50 сантимов за слово, взимаемых при отправлении, и в пределах, указанных в приказе начальника управления». При отправлении одни служащие «Голубиной почты» переписывали сообщения в сильно уменьшенном виде, а после доставки другие - занимались их расшифровкой перед передачей адресату. Всего с помощью голубей за время осады было доставлено около 150 тысяч государственных писем и более миллиона частных.

Немцы не стали спокойно смотреть на происходящее и попробовали организовать охоту на пернатых почтальонов с помощью соколов. Но, как известно, на каждую хитрую гайку что-то да найдется. Французы стали крепить на хвостовое оперение голубей маленькие свистки, которые издавали громкие звуки при полете, отпугивая сокола от добычи.

Может быть немцы придумали бы еще что-то (какие-нибудь соколиные беруши, к примеру), но война кончилась. После нее благодарные парижане скинулись на памятник почтовому голубю на площади Мейо.

Ну а французская армия не стала распускать «голубиную почту», наоборот, занялась подготовкой специалистов по такому виду связи. Было даже издано специальное пособие по военному голубеводству.

Занимательные истории голубиной почты Голубиная почта, Связь, Длиннопост

Впрочем, про голубей помнили и в армиях других стран. В большинстве из них частные общества любителей голубиного спорта (почтовых голубей еще называют спортивными голубями) обязали в случае начала войны передавать своих птиц на нужды армии. В итоге в год Первой мировой войны воюющими сторонами было задействовано несколько тысяч птиц. Самой известной стал английский почтовый голубь № 888, который доставил несколько сотен сообщений и погиб при выполнении особо важного боевого задания. Ему даже присвоили посмертно звание полковника британской армии. И похоронили с официальными почестями в соответствии с этим чином.

Еще один памятник почтовым голубям (точнее голубке) в Англии появился после Второй мировой войны. Тогда в британской армии служило голубей даже больше, чем в Первую мировую. Одна пара оказалась на субмарине, которая после атаки немецких самолетов была вынуждена лечь на дно. Шансов на спасение без посторонней помощи не было, равно как и возможности передать радиосигнал SOS. Тогда капитан вспомнил про птиц. К их лапкам прикрепили записки с просьбой о помощи и указанием координат подлодки, птиц поместили в специальную капсулу и через торпедный аппарат отправили на поверхность. Самец где-то в пути погиб, а самка долетела до базы и помощь пришла. Вот за это ей поставили памятник, да еще и наградили медалью.

Другой британский голубь по кличке Коммандо был награжден медалью за участие в секретной разведывательной работе. Англичане снабжали своих голубей поддельными опознавательными кольцами и с помощью агентов-людей внедряли их на немецкую голубиную почту. Потом птицы возвращались домой с секретными германскими донесениями. Так вот Коммандо проделал такой путь трижды, а принесенные им сведения оказались очень ценными.

Существовали награды для военно-почтовых голубей и в других странах.
Занимательные истории голубиной почты Голубиная почта, Связь, Длиннопост

Понятно, что голубей использовали не только в военных целях, но и в вполне себе мирных. Например, биржевые брокеры. История о том, как Ротшильд разбогател благодаря тому, что узнал об исходе битвы при Ватерлоо на пару дней раньше своих конкурентов, широко известна. Выручила его как раз голубиная почта. Голубей в XIX веке часто использовали журналисты, чтобы оперативно передавать репортажи с мест событий в печать. А в 1896 году открылись официальные и регулярные голубиные почтовые линии между Оклендом – крупнейшим городом Новой Зеландии - и островами Барьерного Рифа. Правда, вскоре, радио и телефония заметно снизили востребованность голубей в мирной жизни.

В нашей стране первую регулярную почтово-голубиную связь организовал князь Голицын в 1854 г. Трасса длиной в 90 верст проходила между его поместьем в Москве и имением в деревне Симы. В 1887 году в Российской Империи была учреждена военно-голубиная почта. Первым ее подразделением стала Петербургская станция почтовых голубей при воздухоплавательной команде военного ведомства для связи с Москвой. Затем открылся ряд крупных станций постоянной голубиной связи нескольких военных округов (в основном на южной и западной границах).

Советская власть продолжила эту традицию: при Осоавиахиме был создан единый центр голубиного спорта. В конце 1920-х озвучивалась идея передать все голубеводства в стране под контроль РККА, но ходу ей не дали (и, наверное, правильно). Но с началом Великой Отечественной в стране провели «голубиную мобилизацию», изъяв у населения несколько тысяч птиц. Голубей использовали как в регулярных войсках, так и для связи между партизанскими отрядами. Там, где было по каким-то причинам невозможно протянуть линию связи, выручала птица.

И все же Вторая мировая война стала последним вооруженным конфликтом, где голубиная почта применялась массово. Дальше развитие техники сделало свое дело. Но голуби-почтальоны не ушли совсем из нашей жизни. Часто ее используют в каких-то рекламных акциях. Например, в 1996 году, по древних примеру греков, Словакия разослала свои «голубеграммы» в честь Олимпиады, проходившей в Атланте. Они были снабжены памятными марками. А вот в Голландии голуби и по сей день спасают жизни – они доставляют пробирки с донорской кровью в больницы. Это оказалось быстрее и дешевле, чем доставка автомобилем.

Ну и напоследок – некоторые «тактико-технические» характеристики пернатых почтальонов. В конце XX века в Прибалтике провели эксперимент: кто быстрее доставит письмо адресату - самолет, наземная почта или голубь? И первым с поставленной задачей справился голубь. Что, впрочем, не удивительно. Голуби с письмами пролетают до 1000 км, перелет проходит на высоте до 400 м может длиться до 12 часов без отдыха. В СССР в 1929 году был установлен рекорд: одна из птиц пролетела 537 километров за 6 часов 8 минут, развив, таким образом, среднюю скорость в 86 километров в час.

А вот благодаря чему они безошибочно находят дорогу домой, несмотря на расстояния в сотни километров, достоверно до сих пор не установлено. Есть две основные версии: 1) оснащение клюва голубей магнитно-рецепторной системой – ориентация происходит за счет улавливания изменений магнитного поля земли и 2) ориентация за счет слухового восприятия вибраций, колебаний в спектре низкочастотных звуковых волн. Какая из них верная (а может и обе) еще только предстоит выяснить.

Показать полностью 4

Бисмарк: "Я этого не говорил"

В прошлом посте был разбор одной цитаты, приписываемой «Железному Феликсу», в этот раз – вспомним про «железного канцлера» Отто фон Бисмарка. Из его уст вышло немало образных выражений, которые сегодня часто цитируют. Но вот выражение «Сила выше права», как и в прошлый раз, приписано ему другими. Причем, в этом случае, данный факт доказан самим Бисмарком.

В 1862 году прусский король Вильгельм I назначает Бисмарка министром-председателем правительства Пруссии, наделив его широкими полномочиями. Новый глава правительства был, как известно, консерватором и всеми силами стремился к объединению Германии. Но не все члены правительства разделяли подход Бисмарка к этому вопросу, подразумевавший активную внешнеполитическую деятельность и, соответственно, высокие бюджетные расходы на ее поддержку. Эти разногласия вылезли наружу, когда, в январе 1863 года в ландтаге (прусском парламенте) началось обсуждение бюджета. Либеральное крыло, считавшее, что «германский вопрос» надо решать постепенно и всеми силами избегать насилия, противилось утверждению варианта бюджета от Бисмарка.

Бисмарк: "Я этого не говорил" История, Крылатые фразы, Бисмарк, Длиннопост

Чтобы переубедить депутатов Бисмарк взял слово:

– Один искушенный государственный муж сказал, что вся конституционная жизнь представляет собой ряд компромиссов. Если компромисс невозможен… ряд компромиссов прерывается, и вместо них возникают конфликты; поскольку же государственная жизнь не может стоять на месте, конфликты становятся вопросом силы; тот, в чьих руках власть, действует в таком случае по своему разумению.

Вскоре после этого выступления Бисмарк вышел из зала парламента и как раз на это время пришлось выступление министра внутренних дел Максимиллиана фон Шверина, который был неформальным лидером либералов в ландтаге. Фон Шверин заявил, что своим выступлением, дескать, Бисмарк объявил, что сила выше права, а он, напротив, считает право выше силы.

Тут в зал вернулся Бисмарк и начал возмущаться, что его слова переиначили и он говорил и подразумевал совсем иное. Фон Шверин признал, что дословно канцлер такого не говорил, но настаивал, что смысл выступления Бисмарка сводился именно к этой формуле. Затем ряд газет процитировали «краткое изложение» позиции Бисмарка в версии Шверина и с того времени Бисмарку эту фразу регулярно приписывают.

Что интересно, Шверин тоже не первым озвучил эту формулу, как и в прошлый раз, все началось с античных времен. Формально, с поэмы «Труды и дни» Гесиода (кстати, первого древнегреческого поэта, чье существование достоверно подтверждено):

«Правду заменит кулак.

… Где сила, там будет и право».

А поскольку эта поэма очень насыщена пословицами и поговорками той эпохи, можно предположить, что и Гесиод был не первым, кто вывел это «право сильного».

Несколько позже, в IV в. до н. э., в схожей ситуации оказались римляне, эту историю описал Плутарх. Однажды галлы перешли Альпы и вторглись в Италию. Жители осажденного ими города Клузиума призвали на помощь римлян. Римские послы попросили галльского вождя Бренна помириться с жителями этого города, поскольку те были давними союзниками римлян.

Бренн согласился, но потребовал в качестве отступного отдать ему виноградники в окрестностях города. Римляне возмутились: «Но по какому праву вы отнимаете земли у их законных владельцев?» На что Бренн ответил: «Наше право мы носим на конце нашего меча. Сильным принадлежит весь мир!»

Позже эту мысль озвучил Лютер, когда он делал свой вольный перевод Библии с латыни на немецкий. Так фраза из синодального варианта «и восстает вражда, и поднимается раздор», в протестантском превратилась в «Сила берет верх над правом». Оба варианта объединяло то, что примат силы рассматривался как нечто катастрофическое для государства и мира, что вполне соответствовало христианскому взгляду на мироустройство.

Наступило Новое время и мнения по этому поводу разделились. Жан-Жак Руссо сомневался в преимуществе силы над правом: «Самый сильный никогда не бывает настолько силен, чтобы оставаться постоянно повелителем, если он не превратит своей силы в право, а повиновения ему – в обязанность. Сила – это физическая мощь, и я никак не вижу, какая мораль может быть результатом ее действия».

А вот Бенедикт Спиноза - нет: «Каждый человек имеет столько права, сколько мощи».

Что же касается Бисмарка и других политиков, то с присущей им гибкостью, они в зависимости от ситуации выступали то сторонниками, то ярыми противниками такого подхода. Но перед тем, как традиционно обвинять их в лицемерии, подумайте, а сами вы всегда придерживаетесь одной и той же позиции в данном вопросе?)

Показать полностью 1

Кто придумал про «холодную голову, горячее сердце и чистые руки»

Давно не размещал исторических постов-«коротышей». Исправляюсь.

Среди наших сограждан есть устойчивое мнение, что автором фразы «У чекиста должны быть холодная голова, горячее сердце и чистые руки» первым озвучил Феликс Дзержинский. Ну а потом она понеслась по страницам газет, книг, плакатов. Понеслась-то, понеслась, только сам Дзержинский ничего такого не говорил. По крайней мере, под запись.

Эту фразу ему приписал другой чекист Николай Иванович Зубов, написавший биографию своего шефа. Причем, что интересно, в первом издании (1933 года) этих слов еще не было, а в варианте, вышедшем в 1941 году они появились. И дальше уже повторно – в биографической книге 1963 года. В принципе, вся литературная карьера Зубова свелась к написанию нескольких вариантов биографии Дзержинского, которые отличаются объемом и, соответственно, детальностью изложения.

Но и Зубов не придумал эту яркую метафору, а только вложил ее в уста своего героя. А вот кто настоящий автор – вопрос интересный, потому, что у фразы долгая история. Можно сказать, что она рождалась на свет по частям.

Кто придумал про «холодную голову, горячее сердце и чистые руки» История, Чк, Дзержинский

Первыми появились «чистые руки». Этот образ, которым обычно характеризуют честного человека возник так давно, что мы не узнаем, кто же был первым. Может быть, афинский стратег Аристид, якобы, заявивший: «Поистине, подобает полководцу иметь чистые руки» (и это он не про гигиену, а про бескорыстие. Или, скорее, Плутарх, который был автором жизнеописания Аристида, откуда и взята фраза. Или кто-то еще озвучил ее, а Плутарх запомнил и применил. В общем, дело было еще в Античности.

В Новое время возникла вторая часть, про «горячее сердце и холодную голову». Ее тоже применяли изначально как стандарт, которому должны соответствовать офицеры. Например, Вольтер писал графу Моранжье «Вы знаете, что военачальнику нужны холодная голова и горячее сердце».

Британский писатель-моралист Леббок расширил требования до человечества вообще: «Какие качества нужны для совершенствования человеческого существа? Холодная голова, горячее сердце, здравое суждение и здоровое тело».

А затем уже революционеры взяли на вооружение эти «правила для джентельменов», отбросив телесное здоровье. Сначала некий Габриэль Террай, поклонник Огюста Бланки, так описал своего кумира: «Пламенное воображение и расчетливый ум, горячее сердце и холодная голова». Затем Емельян Ярославский – в прижизненной биографии Ленина: «Ленин никогда не терял головы. Это о нем можно сказать словами Огюста Бланки: «Пусть голова ваша будет холодна как лёд, а сердце горячее как пламя»». Так, слова, описывающие Бланки стали его «собственным выражением». Впрочем, в истории такое случалось не раз.

Николай Зубов наверняка был хорошо знаком с текстом Ярославского и, видимо, оттуда и взял понравившееся ему выражение, которое дополнил частью про «чистые руки». Учитывая, что в его книге оно появилось вскоре после ежовских и бериевских «чисток» в НКВД – понятно, почему тема «чистых рук» была актуальной.

Показать полностью 1

Как в Нью-Йорке тайное метро строили

Эта история произошла во второй половине позапрошлого века и, на мой взгляд, отлично отражает дух Америки той эпохи: тяга ко всему новому, сочетание с авантюризма, предприимчивости и огромной веры в технический прогресс.

Впрочем, для начала заглянем в Старый Свет, в Лондон, где в 1853 году была построена первая линия пневмопочты, соединившая Лондонскую фондовую биржу и здание Главного телеграфа. Заказчиками нововведения выступили, понятно, трейдеры, для которых время получения и передачи информации играло немалую роль в зарабатывании денег. Паровой компрессор нагнетал воздух в трубу, разгоняя таким образом по ней цилиндры с телеграммами. Нововведение быстро оценили и стали искать для него новые области применения.

Как в Нью-Йорке тайное метро строили Транспорт, Метро, Техника, Длиннопост

Офис пневматической почты в Филадельфии


Не знаю, кто первым пришел к мысли «если по трубе можно отправить капсулу с письмами, то почему нельзя проделать тоже самое с людьми». Но в 1867 г. на ярмарке Американского института в Нью-Йорке изобретатель Альфред Бич продемонстрировал «надземку» – поезд с пневматическим приводом внутри трубы. Он также придумал проект короткой цилиндрической проходческой машины щита около трех метров в диаметре, сделанной из железа и дерева, которая была способна прорыть круглый туннель под землей и приводилась бы в движение гидравлической силой.

Но и в то время нельзя было просто взять и начать внедрять новый вид общественного транспорта в жизнь крупного города. Предварительно надо было заручиться согласием городских властей. И вот с этим у Бича вышла проблема.

Политикой Нью-Йорка в то время управлял Уильям Твид, который известен как один из самых беспринципных политиков в истории США (получить такой статус было непросто, конкуренция в этой номинации была бешеная). Еще его называют символом коррупции и казнокрадства. Например, строительство суда округа Нью-Йорк, которое он продавил и курировал, благодаря завышенным расценкам и махинациям со сметами обошлось налогоплательщикам в 12 миллионов долларов. Для сравнения, примерно в то же время Америка заполучила Аляску за семь миллионов (и это считалось немалой ценой). Всего же шайка Твида за полтора десятилетия его нахождения во главе организации демократической партии штата Нью-Йорк (которая фактически управляла городом) украла более сотни миллионов долларов.

Одним из источников его доходов были откаты от компаний, занимавшихся маршрутами городского общественного транспорта (конные и автобусы на паровом ходу). Они видели в Биче конкурента, тем более обладавшего патентом на свою технологию, и легко убедили коррумпированных политиков в том, что никакого другого транспорта городу не надо.

Но, поскольку Бич был изобретательным человеком, это его не остановило, и он нашел способ обойти препоны. Сначала он получил разрешение проложить под землей несколько линий пневмопочты. Затем внес изменения в проект, согласно которым вместо нескольких тонких труб надо было проложить одну большую, которая, якобы, объединила бы внутри эти линии.

Имея на руках необходимые бумаги и построенную проходческую машину, Бич приступил к прокладке линии под Бродвеем на глубине в семь метров. Через два месяца, в феврале 1870 года представил публике готовую пробную часть задуманного им «Пневматического транзита Бича». Почетные гости, включая представителей муниципалитета, и репортеры спустились в подвал одного из бродвейских магазинов… и оказались на подземной железнодорожной станции.

Как в Нью-Йорке тайное метро строили Транспорт, Метро, Техника, Длиннопост

Бич понимал значение первого впечатления и потому посетителей ждало необычное зрелище. Вместо темного и сырого подвала, обычного для зданий того времени – освещенное помещение с фонтаном из которого выходил тоннель, облицованный белым кирпичом. Как написал репортер New York Times: «Все ушли удивленные и удовлетворенные… Надежность механизмов и безопасность работающего устройства заставили замолчать тех, кто пришел лишь затем, чтобы выявить какой-нибудь научный или технический изъян в этом проекте».

И уже 1 марта станция открыла двери для всех желающих прокатиться на подземном пневмопоезде Бича. Работал он так: огромный, мощностью в сто лошадиных сил вентилятор, установленный в задней части станции, толкал закрытый вагон поезда по рельсам на расстояние в 90 м, включая поворот, к следующей и единственной станции. Затем инженеры переворачивали вентилятор, чтобы создать в тоннеле отрицательное давление, которое возвращало поезд в исходную точку. Кабина поезда вмещала восемнадцать пассажиров. Прокатиться стоило четверть доллара (больше 10 баксов по современным ценам), но поскольку поезд воспринимался горожанами как любопытный аттракцион желающих купить билет хватало.

Дело пошло, на Бича стали выходить потенциальные инвесторы, и он уже запланировал целую сеть подземных тоннелей под Манхеттеном. Если бы получилось, ньюйоркцы обзавелись бы собственным метро ненамного позже лондонцев. И еще вопрос, чье было бы круче: в Лондоне до 1890 года поезда ходили на паровозной тяге и ввиду слабой вентиляции на посадочных платформах было не продохнуть. И уж понятно, никаких фонтанов в английском метро не было.

Но в дело вмешался Билл Твид, которого изрядно разозлил обман со стороны Бича. Он заблокировал строительство и распорядился профинансировать из казны штата строительство надземной железной дороги на западе Манхеттена (откуда планировал начинать строительство своей сети Бич).

Бороться с могущественным политиком изобретателю было явно не под силу. Инвесторы исчезли «как с белых яблонь дым». По сути, у Бича осталась лишь 90 метровая подземная труба, катание по которой очень быстро наскучило горожанам (было бы странно выстроить успешный бизнес на демонстрационном образце). И в 1873 году его кампания обанкротилась. Вскоре на закрытой станции случился пожар. Хотя, когда уже в начале ХХ века, рабочие случайно вскрыли замурованный тоннель, построенный Бичем, он, согласно отчету, находился в превосходном состоянии.

Бич урок из истории извлек и больше бизнесом не занимался, сосредоточившись на работе редактора Scientific American. Официальное открытие метро в Нью-Йорке произошло лишь 27 октября 1904 года.

Показать полностью 2

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда

Текст ниже не будет попыткой описать биографию великого древнегреческого ученого. Во-первых, мы не так уж много знаем достоверных фактов о его биографии. А разных вариантов ее реконструкции хватает и без меня. И это - во-вторых. Мне же хочется уделить внимание некоторым его научным результатам, многие из которых вам, наверняка, известны, но надеюсь удастся рассказать и что-то новое. Ведь это биография его до нас не дошла, а вот труды – сохранились, целых тринадцать книг.

История первая. Как взвесить корону

Эту историю все знают из школьных учебников. Правитель Сиракуз (города на Сицилии, где, собственно, и жил Архимед) Гиерон заподозрил, что ювелир, изготовивший ему новую корону, украл часть золота, заменив его серебром. И попросил Архимеда внести ясность в этот вопрос, не разрушая саму корону. Согласно легенде, мудрец долго искал способ как измерить плотность материала короны и в результате, открыл свой знаменитый закон: каждое тело, погруженное в жидкость, теряет столько своего веса, сколько весит вытесненная им жидкость.

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда Архимед, Античность, История науки, Длиннопост

Я тоже помню эту историю по школе. Но как мы, школьники, представляли себе процесс экспертизы короны. Архимед ставит сосуд, наполненный водой до краев, в таз, потом погружает в сосуд корону и замеряет, сколько воды вылилось, узнав тем самым ее объем. Потом взвесил корону, узнал ее массу. Поделил массу на объем вылитой воды, узнал плотность материала, сравнил с плотностью золота… Вопросом, откуда Архимед знал значение плотности золота в школе я не задавался.

Уже позже я услышал совсем другое описание этого эксперимента. Архимед взял рычажные весы, на один конец поместил корону, на другую некий вес, равный ей (например, песок). Потом поднес снизу к короне полное ведро воды и погрузил ее в ведро, не отцепляя от весов. Корона, понятно, потеряла часть своего веса и, чтобы снова уравновесить планку, груз надо было передвинуть ближе к центру весов. Замерив расстояние, на которое пришлось сдвигать противовес, Архимед повторил опыт с куском чистого золота, равным тому, что выдали ювелиру. Иначе говоря, Архимед придумал простой, но действенный способ сравнения плотностей разных веществ.

Легенда гласит, что опыт разоблачил жульничество ювелира, потому что противовес пришлось сдвигать иначе. Впрочем, это имело значение для Гиерона, а для науки, конечно, важнее сам принцип, который стал основным законом гидростатики.

История вторая. Как перевернуть корабль

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир», - это выражение Архимеда, наверное, так же знаменито, как и его «Эврика». Вообще-то, скорее всего так он не говорил, но нам в данном случае интересны обстоятельства, при которых это заявление, якобы, прозвучало. Как известно, речь шла о неограниченных возможностях рычага.

Сам рычаг был известен человечеству задолго до Архимеда (например, строителям египетских пирамид). Но именно Архимед сформулировал первую механико-математическую теорию рычага в трактате «О равновесии плоских фигур» и успешно применял ее на практике, создавая довольно сложные рычажные конструкции.

Когда по приказу все того же Гиерона был построен тяжелый многопалубный корабль «Сиракузия» (считается, что он весил более полутора тысяч тонн), встала проблема – как спустить его на воду, не разломав при этом. Понятно дело, снова привлекли Архимеда. В итоге, мудрец соорудил грузоподъёмное устройство, состоящее из собранных в подвижную и неподвижную обоймы блоков, последовательно огибаемых канатом – полиспаст.

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда Архимед, Античность, История науки, Длиннопост

По легенде, с помощью этого устройства он смог в одиночку приподнять корабль и перетащить его к воде. Тогда, дескать, он и выдал свой знаменитый афоризм.

Так это или нет, но Архимеда принято считать изобретателем этого устройства, которое по сей день широко используется, причем не только для перемещения грузов. Кстати, по другой легенде, когда римляне осадили Сиракузы, полиспастам нашлось и другое применение: защитники города цепляли крюками борта римских кораблей, приближавшихся к городским стенам и с помощью полиспастов (к которым крепились канаты с крюками) поднимали и переворачивали их. Такие устройства называли «коготь Архимеда».

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда Архимед, Античность, История науки, Длиннопост

История третья. Тела небесные

В 1900 году водолазы обнаружили в Эгейском море затонувший античный римский корабль. В течение следующего года с корабля подняли массу артефактов, самый известный получил название Антикитерского механизма. Это устройство и история его изучения заслуживают отдельного поста. Здесь же ограничусь кратким определением: он считается самым древним механическим вычислительным устройством, использовался для расчёта конфигурации движения всех известных в древности планет, включая Марс, Юпитер, Сатурн. Причем тут Архимед? Дело в том, что такое сложное устройство «на пустом месте» не построить, и одним из предшественников его создателей был как раз мудрый грек из Сиракуз.

Астрономия не относилась к главным научным интересам Архимеда. Но он все же написал астрономический трактат «О строении сфер», который, увы, до нас не дошел. Поэтому о его концепции мироустройства мы знаем только со слов других. Архимед в целом был согласен с геоцентрической картиной мира от Аристотеля, где в центре мироздания расположена Земля. Но при этом он считал, что Венера, Марс и Меркурий – обращаются вокруг Солнца и уже вместе с ним – вокруг Земли. В общем система получалась сложная, и чтобы сделать ее более наглядной Архимед (по свидетельству Цицерона) построил механическую модель движения Солнца, Луны, планет и звезд. Модель представляла собой большую металлическую конструкцию и называлась – планетарий.

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда Архимед, Античность, История науки, Длиннопост

Причем, они не просто двигались в произвольном порядке, модель Архимеда позволяла рассчитывать фазы Луны и предсказывать даты затмений. По крайней мере, так уверяли очевидцы. После того, как римляне все-таки взяли Сиракузы (Архимед погиб во время штурма), планетарий в числе трофеев увезли в римский храм Доблести. И если одних этот трофей просто развлекал, то других, видимо, подтолкнул к созданию аналогов и даже более сложных вещей, что в итоге и вылилось в создание римлянами Антикитерского механизма. Но это уже исключительно моя версия.

История четвертая. Простые вещи

Когда мы говорим о наследии Архимеда, надо помнить, что оно нас окружает в буквальном смысле слова. Я уже писал, что он написал математическую теорию рычага. Но это не все. Его считают автором теории пяти механизмов, известных в его время и именуемых «простые механизмы». Это – рычаг, наклонная плоскость, блок, лебедка и бесконечный винт. Последний механизм он изобрел и одновременно придумал резьбовое соединение элементов – винта и гайки. А теперь попробуйте представить себе жилье, в котором нет ни одного резьбового соединения. Так что все мы постоянно пользуемся плодами научного наследия Архимеда, даже не подозревая об этом.

История пятая. Математические достижения

Математика была главной наукой в жизни Архимеда. И он добился в этой области потрясающих результатов. О его вычислениях числа π я рассказывал в одном из постов. Есть мнение, что он продолжал эту работу, когда римляне ворвались в Сиракузы и не пожелал прерваться, что и стало причиной его гибели. Но вот сам Архимед считал своим главным математическим достижением – расчет соотношения объемов цилиндра и вписанного в него шара (оно равно 3/2). Это при условии, что диаметр шара равен диаметру основания цилиндра и его высоте. Такое же соотношение и у площадей их поверхностей. Кому-то может показаться, что это не такая уж сложная задача. Но, напомню, в то время не было алгебры, греки не знали десятичных дробей, не оперировали понятием ноля, иррациональных чисел и многими другими привычными нам элементами математики. Так что решение этой задачи вылилось в целый трактат «О шаре и цилиндре», который содержал еще кучу важной геометрической информации, полученной Архимедом в качестве промежуточных результатов.

Великий механик: пять коротких историй из жизни Архимеда Архимед, Античность, История науки, Длиннопост

Архимед настолько гордился этой работой, что просил выбить на своей могиле изображение цилиндра с вписанным в него шаром с отношением их объемов. Много лет спустя, посетив Сиракузы, Цицерон утверждал, что нашел это надгробие с выбитым кубом, в который были вписаны цилиндр и шар. И не просто нашел, а распорядился привести заросшую могилу в порядок и ухаживать за ней. Увы, затем все вновь пришло в запустение, и могила была повторно утеряна, теперь уже навсегда.

Сегодня память об Архимеде живет в виде множества картин, почтовых марок и проч. А еще профиль Архимеда и его слова «Превзойти свою человеческую ограниченность и покорить Вселенную» выбиты на медали лауреата премии Филдса – аналога Нобелевской премии для математиков.

Показать полностью 5

Горячие античные девушки-2

Как я уже говорил в прошлом посте, афинские гетеры не только знали толк в развлечениях (спалить царский дворец, прокатиться верхом на известном философе), но и занимали довольно высокое место в социальной иерархии того общества. Конечно, гетерами список горячих античных девушек не исчерпывается, но перед тем, как перейти к другим категориям, вспомним еще одну гетеру, удачно конвертировавшую свои внешние данные.

Я имею в виду Фрину. Как и у Таис с Кампаспой, в биографии этой барышни сложно отделить выдуманное от реального (а порой встает вопрос – да и надо ли?).

Считается, что она была дочерью уважаемого врача из союзного афинянам городка Феспии (это именно там Геракл завис как-то почти на два месяца, поскольку гостеприимный правитель города каждую ночь посылал ему в качестве подарка одну из своих пятидесяти дочек). Фрина, повторю, царской дочкой не была, да и звали ее тогда по-другому – Мнесарета (что переводится как «Помнящая о добродетелях»). Но потом, по итогам очередного политического переворота, ее семья была изгнана, отец лишился возможности зарабатывать врачеванием. И «помнящая о добродетелях» подалась в гетеры. Там она и сменила имя на Фрину («Жабу»). Говорят, так ее прозвали добрые товарки по ремеслу за светлую кожу. Альтернативная версия гласит, что отца ее никто не изгонял, а девушка сама сбежала в Афины в поисках приключений.

Но самое интересное началось дальше. Фрина стала пользоваться огромной популярностью. Согласно легендам, царь Крёз (про него я писал в серии про легендарных богачей Древнего мира), чтобы добиться ее благосклонности, был вынужден ввести новый налог на своих подданных. А вот Диогену она отдалась, дескать, и вовсе бесплатно, ну а с Праксителем и вовсе вышла драматичная история. Только незадача, судя по годам жизни упомянутых персонажей, карьера Фрины должна была длиться около двух столетий, что понятно ни в какие ворота не лезет. Эту нестыковку принято объяснять тем, что было несколько гетер с таким именем, живших в разные времена. Может и так. Нас интересует та, которая задружилась с Праксителем и было это в 4 веке до н.э.

Пракситель – известный скульптор, а в числе его самых выдающихся работ - «Афродита Книдская», которую считают самой знаменитой статуей богини любви античной эпохи.

Горячие античные девушки-2 Античность, Гетеры, Длиннопост

Насколько это было заслуженно, мы можем только догадываться, поскольку статуя до нашего времени не сохранилась, дошли лишь ее копии. Однако, по копиям можно понять, что модель для статуи была выбрана действительно симпатичная.

Творческое решение Праксителя было смелым по двум причинам. Он первым из греков изобразил богиню полностью нагой. И в качестве модели пригласил гетеру Фрину. Не удивительно, что его работа вызвала ажиотаж, вылившийся в судебное разбирательство. Причем, судили не Праксителя, а Фриду, отвергнутый клиент гетеры обвинил ее в кощунстве и оскорблении богов (видимо, считая, что это она соблазнила Праксителя и убедила его ваять Афродиту с нее). Дальше снова есть две версии. По одной, Фрина исполнила сеанс стриптиза прямо в ходе суда и своей красотой произвела такое впечатление на судей, что её оправдали, дескать, не может быть в таком красивом теле злобная душа. По другой, озвученной Посидиппом в одной из своих комедий, Фрина накануне приговора посетила всех судей и сумела вымолить у них помилование. Как именно, деньгами, лаской или красноречием – автор версии умолчал.

Горячие античные девушки-2 Античность, Гетеры, Длиннопост

Как бы то ни было, Фрину оправдали, ее популярность (а вместе с ней и доходы) выросли в разы, и она еще долгое время продолжала резвиться в качестве популярнейшей афинской гетеры. Например, дважды в год, во время Элевсинских и Посейдоновых мистерий, приходила в храм Афродиты, сбрасывала с себя одежду и под восхищенными взглядами собравшихся шла к морю и окуналась в его волны, уподобляясь рождающейся из пены богине. Позировала Праксителю и Апеллесу для новых работ, включая собственную статую. На спор пыталась соблазнить ректора афинской Академии Ксенократа (неудачно).

Когда Александр Македонский разрушил Фивы (столицу Беотии, где располагался и ее родной городок), говорят Фрина предложила городским властям восстановить при условии размещения на новой стене логотипа спонсора надписи: «Разрушено Александром, восстановлено Фриной». Отцы города, подозревая, что новый правитель троллинг не оценит, отказались. Вообще, после того, как Афины легли под Македонского, карьера Фрины покатилась под горку (да и постарела она к тому времени). Но она успела оставить свой след как в античной литературе, так и в изобразительном искусстве более поздних веков.

На этом закончим с греками и посмотрим, как обстояли дела с горячими девчонками в античном Риме. Обоснованно считается, что в Римской республике нравы были намного строже, чем в Элладе. Но «основной инстинкт» никто не отменял. Другое дело, что не всегда для девушек все заканчивалось так благостно, как для Фрины или Аспасии.

Помимо casta puella (добропорядочных жен, матерей семейств) в Риме были проститутки, на закате республики и позже – уважаемые всеми наложницы. Тогда же некоторые матроны становились куртизанками, иногда весьма знаменитыми; или же начинали вмешиваться в политическую карьеру своих мужей и сыновей и обретали славу другого рода. Во времена империи статус подобных женщин сильно вырос. Редко какая имперская семья не имела своих выдающихся женщин. А уж про Клеопатру и Мессалину слышали и совсем далекие от истории люди. Правда, вот про них, как раз, и без того много написано и не вижу причин повторяться.

Лучше вспомнить некоторые истории, имевшие место в пуританские (относительно имперского периода) времена Республики. После успешного разгрома Ганнибала в Риме жить стало веселее, женщины, через мужей понятно, добились отмены закона Оппия, запрещавшего им иметь много украшений, носить разноцветную одежду и ездить по городу на повозках. Отмена сопровождалась многочисленными скандалами и даже митингами матрон возле Сената. Кто-то типа Катона Старшего увидел в этом упадок нравов и угрозу Республике, а кто-то, напротив, возможности.

А через девять лет случился вакхический скандал. Сначала – пару слов про вакханалии. Так называли оргии, которые устраивала женская половина Римской республики в честь бога виноделия Вакха.

Горячие античные девушки-2 Античность, Гетеры, Длиннопост

Приехала эта традиция на римскую землю вместе с неким греком-эмигрантом. Сначала эти праздники были чисто женскими, участницы под покровом ночи пили вино и впадали в состояние близкое к экстазу, но потом на праздники стали привлекать и мужчин, а само мероприятие стало типичной оргией с неким мистическим фундаментом. Организаторов и активных участниц этого безобразия называли вакханками (также, как и мифологических спутниц Вакха-Дионисия).

Власти первое время не обращали внимания на эту «веселуху», считая ее безобидным развлечением молодежи (поскольку участники предпочитали помалкивать о том, что там происходило). Но все равно закончилось скандалом.

А запустила его одна жадная до денег вакханка. Дамочку звали Дурония (честно, ее так и звали), она была замужем за неким Семпронием Рутилом. А еще у нее был пасынок Эбутий, которому от покойного отца (первого мужа Дуронии) досталось некоторое состояние, благополучно промотанное мамой и отчимом. Парень об этом не знал, но близилось его совершеннолетие и неизбежно возникли бы неприятные вопросы. Вот тогда Дуронии пришла в голову мысль, что надо бы сына вовлечь в вакханалии и так вовлечь, чтобы он и не подумал спрашивать про деньги.

Проблема была в том, что у парня была любовница, бывшая рабыня, затем содержанка нескольких богачей, Гиспала Фецения. Она прекрасно знала, что происходит на таких мероприятиях и боялась, что после пары оргий она лишится парня, к тому же, как известно, многие бывшие проститутки с выходом в тираж становятся ярыми моралистками. Сначала она пыталась отговорить парня, но, когда поняла, что тому не удалось переспорить родителей, Гиспала отправилась к консулу Постулию. И в красках рассказала ему, что, собственно происходит на вакханалиях, в том числе о ритуалах, которые совсем не вписывались в тогдашние римские религиозные нормы. А также о том, как некоторые участники вовлекали других молодых римлян и римлянок в эти оргии, чтобы потом шантажировать, лишать имущества, а то и жизни. В общем, в изложении Гиспалы, «горячие вечеринки» превратились в опасную преступную секту, стремящуюся вовлечь в свои ряды и развратить как можно больше римской молодежи.

В итоге консул инициировал сенатское расследование, ставшее первым крупным религиозным скандалом в римской истории. В числе обвинителей самым ярким оратором оказался опять же Катон Старший, увидевший отличный повод разоблачить тлетворное влияние «греческого мира». А итогом процесса – запрет культа Вакха на территории Римской республики и аресты нескольких сотен его приверженцев. Эбутий и Гиспала получили щедрое денежное вознаграждение (что косвенно подтвердили археологические находки, связанные с этим процессом).

Тем не менее, искоренить совсем греческое влияние Катону и его единомышленникам не удалось, равно как и прекратить рост влияния женщин и их вмешательства в мужские дела древних римлян. Впрочем, как говорится, это совсем другая история.

Показать полностью 3

Горячие античные девушки

Проституцию не зря называют древнейшей профессией. Публичные дома были привычной частью уже для древних египетских городов (есть как минимум один папирус в красках описывающий похождение одного из верных слуг фараона в борделе). Храмовая проституция на Древнем Востоке была распространена еще шире. Тысячи безымянных тружениц этой отрасли продавали свое тело от Вавилона до Карфагена. А ведь были еще и, скажем так, «дамы полусвета», которые формально не занимались проституцией, но «постель» была важной составляющей их карьеры. Но лишь единицам из всей этой «армии продажной любви» удалось войти в историю персонально. Дальше несколько примеров (внося поправку, что многое в их биографии «пруфами» не подтверждалось и осталось на совести тех, кто эти биографии составлял).

Номер первый – барышня, которая вошла не только в мировую историю, но и в отечественную литературу. Да, да – я про Таис Афинскую, о которой известный фантаст Иван Ефремов написал целый исторический роман. В его описании Таис – спортсменка, комсомолка добрая, мудрая, красивая и мужественная женщина. Впрочем, два последних качества вполне сочетаются с ее биографией, из робких и некрасивых вряд ли получались успешные гетеры (а Таис однозначно была успешной гетерой).

Горячие античные девушки Древняя Греция, Гетеры, Александр Македонский, Длиннопост

Портрет Таис Афинской, XIX век


Известно, что Ефремов пользовался книгами античных историков Плутарха и Диодора Сицилийского. Но они не были современниками Таис, да и писали о ней довольно скупо (в основном про то, что это она подговорила пьяных македонцев спалить царский дворец в Персеполе, что сложно назвать добрым и мудрым поступком).

Что же еще можно узнать о жизни Таис. Известно, что она была гетерой. Вообще современные историки считают, что проституток (причем, не храмовых) в Афинах было немало и делят их на три категории. Диктериады – низшая категория, работницы государственных публичных домов, созданных по решению правителя Афин – Солона. Авлектриды (преимущественно чужестранки) – были артистками, музыкантшами, танцовщицами, выступающими на различных празднествах. Они будили чувственность художественно-выразительными средствами – музыкой, танцами, но их работа подразумевала и сексуальные услуги. И наконец, гетеры – элита этой социальной группы, многие из них были тесно связаны с жречеством, что добавляло им авторитета.

Гетеры были образованы, располагали некой жилплощадью, где устраивали древнегреческие «пати» с участием известных людей. Каждая имела своего богатого покровителя, но считалось, что гетера сама выбирает, под чье крыло ей залезть. Причем, жениться на гетере не считалось чем-то из ряда вон выходящим. Демосфен так и вовсе как-то заявил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта. Но то Демосфен, а что касается покровителей гетер, то они получали душевный комфорт вместе с чувственными утехами. Что и позволило включить Таис в этот список.

Также известно, что гетерами не рождались, а становились. Поначалу их тоже набирали из рабынь (что также говорит не в пользу демосфеновского подхода), но по мере роста популярности у этой группы, в гетеры стали подаваться и вольные гречанки. Вскоре этот тренд привел к появлению специальных школ для гетер, куда рабынь, понятно не отдавали. А вот Таис такую школу, похоже, закончила, что говорит в пользу ее происхождения из небедной афинской семьи.

Горячие античные девушки Древняя Греция, Гетеры, Александр Македонский, Длиннопост

Еще одна версия того, как выглядела Таис Афинская


Она только начала «работу по специальности», когда Афины посетил Александр, сын македонского царя Филиппа. Афины как раз покорились македонцам и царевич осматривал новые владения. Тогда же, если верить Плутарху и Ефремову он познакомился с Таис. По итогам знакомства юная гетера примкнула к македонскому войску. Правда, несколько следующих лет она провела не при Александре, а вместе с его гарнизоном в Египте. Ефремов, кстати, называет ее имя египетским и намекает на египетские корни семьи, но это, понятно, версия.

В 331 году до н.э. Таис снова встречается с Александром, приехавшим в Египет и после бурной ночи любви уже сопровождает самого Македонского, а не его подчиненных. В следующем году армия македонцев захватывает столицу персидского царя Дария – Персеполь. Там и случается эпизод, благодаря которому Таис вошла в исторические трактаты.

В разгар пира по случаю победы, пишет Диодор Сицилийский, «одна из присутствовавших женщин, по имени Таис, уроженка Аттики, сказала, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, самым прекрасным будет сожжение царского дворца: пусть он отправится веселой компанией вместе с ними, и женские руки заставят в один миг исчезнуть знаменитое сооружение персов». Сказано – сделано и дворец спалили, что говорится «по пьяни».

Правда, известно, что Таис была не единственной гетерой при ставке Македонского, так что не факт, что именно она повторила способ Герострата войти в историю.

Также упоминают, что она родила нескольких детей соратнику Александра Птолемею. И уже после смерти легендарного полководца, с Птолемеем же (который воссел на египетский престол) вернулась в Египет. Но как известно, спустя еще шесть лет Птолемей снова женился и совсем не на Таис, а гетера, которой было уже около сорока лет, оставив детей при дворе, уехала в неизвестном направлении. По версии Ефремова, в основанный философом Алексархом Уранополис («небесный город»), чтобы жить там свободно и счастливо. Ну а как там на деле было, кто его знает, может и вовсе не уезжала никуда, а прикопали ее в Египте в качестве свадебного подарка новой жене Птолемея.

Как я уже говорил, Таис была не единственной гетерой при ставке Македонского. Второй номер в нашем списке – Кампаспа. Правда, эта девушка еще больше похожа на выдуманный персонаж, зато ей приписывают любовную связь с Македонским (а не разовые свиданки как у Таис), про нее тоже писали книги (Джон Лили, «Кампаспа (Блистательная комедия)») и рисовали картины. А биографию гетеры изложил Гай Плиний Старший.

Горячие античные девушки Древняя Греция, Гетеры, Александр Македонский, Длиннопост

Самый известный подвиг Кампаспы - прокатиться верхом на Аристотеле


В 335 году до н.э. Александр со своим войском успешно подавил мятеж в Фивах и на обратном пути в Македонию остановился в городе Ларисса в Фессалии. В честь победителя Фив местная аристократия устроила роскошный пир, на котором Александр и познакомился с гетерой Кампаспой и увёз её с собой.

Близкие царя отнеслись к новому лицу в свите с пониманием, недовольным, по преданию, был только его учитель Аристотель, считавший, что развлечения с гетерой отвлекают Александра от по-настоящему важных дел. Задолго до персонажа «Место встречи изменить нельзя», Аристотель заявил царю что кабаки и бабы доведут до цугундера женщины могут погубить даже сильных мужчин.

Александр отмахнулся, а вот его новая подружка решила, что с враждебным отношением Аристотеля надо что-то делать. И намекнула тому, что оставит царя в покое, если Аристотель позволит ей прокатиться на себе верхом. Согласно легенде, Аристотель согласился, встал на четвереньки, а довольная гетера взгромоздилась сверху. В таком виде их и застал Александр, вынужденный после этого признать, что женщины могут повергнуть сильных мужчин, даже таких сильных, как его учитель.

Вскоре после этого Александр (опять же согласно легенде) сначала поручил некоему Апеллесу нарисовать Кампаспу обнажённой. А потом подарил гетеру художнику. Что интересно, картина Апеллеса до нас не дожила, зато есть сразу несколько более поздних картин о том, как он рисовал гетеру и просил Македонского подарить ее.

Горячие античные девушки Древняя Греция, Гетеры, Александр Македонский, Длиннопост

К слову, о статусе гетер: их покровители ими восхищались, осыпали подарками, но потом могли отдать кому-то, Таис – Птолемею, Кампаспу – Апеллесу, что как-то плохо вяжется с заявлениями о «сильных и независимых женщинах». Впрочем, возможно такое позволялось только Александру Македонскому.

Вот, например, номер три сегодняшнего списка – Аспасия стала женой уважаемого афинского политика Перикла (хотя по другой версии официально они в брак так и не вступили). Но обо всем по порядку.

Про ее происхождение говорили разное, но археологи утверждают, что она была дочерью афинянина, изгнанного из города (и потому лишенная гражданства), более того – дальней родственницей Перикла.

Как бы то ни было, уже девушкой она возвращается в Афины, где выступает в роли гетеры. Причем, ей удалось выделить свой дом среди схожих заведений: у Аспасии собирались не только ее очередной покровитель с друзьями, а художники, поэты, философы, которые вели там застольные беседы, так гетера изобрела «салон» за пару тысяч лет до его возрождения на французской земле. В ее доме встречались Сократ, Фидий, Анаксагор, Платон и другие выдающиеся деятели Древней Греции. И как-то раз туда зашел Перикл, потом еще. И еще. А когда он развелся со своей первой женой, Аспасия переехала в его дом, где стала жить на положении супруги. Она родила ему сына – Перикла младшего. Правда тот тоже не был афинским гражданином, но, когда его старшие братья умерли от чумы, Перикл старший обратился с ходатайством к народному собранию и в качестве награды отцу, сын гражданство получил (стать афинским гражданином тогда было сложнее, чем американским - сейчас).

Горячие античные девушки Древняя Греция, Гетеры, Александр Македонский, Длиннопост

В отличие от Кампаспы, Аспазия не стремилась залезть верхом на Сократа, а вела с ним светские беседы, чем, вероятно, и пленила сердце Перикла. А может тот просто решил, что она ему подходит по статусу (раз уж Сократ ей так восхищен)


Самой Аспасии это популярности, увы, не прибавило. Наоборот, ее обвиняли в том, что она по ночам нашептывает Периклу идеи, которые тот после оформлял в виде непопулярных решений. Комедиограф Аристофан и вовсе называет ее виновницей Пелопоннесской войны. Но так ли это было?

Есть мнение, что первый брак Перикла был совершен по расчету, чтобы породниться с влиятельным кланом. А после, когда он «перерос» этот клан, политик стал тяготиться родством и развелся, чтобы обрести именно политическую независимость. Соответственно Аспасия ему нужна была совсем не как политический советчик и он ее особо к своим делам не подпускал. Как было на самом деле, кто знает.

Известно, что гетера надолго пережила своего супруга, вроде бы после Перикла сошлась с афинским скототорговцем Лисиклом, чьей политической карьере поспособствовала. Если так, то возможно и Перикл тоже пользовался ее советами.

Список этот можно продолжать, причем, включив в него не только гетер, что я и сделаю, но отдельным постом, чтобы не было совсем уж многабукв.

Показать полностью 5

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Как совершенствовали римские дороги

Кто о чем, а я о дорогах. Тем более, в прошлом посте обещал развить тему изменений в дорожном строительстве после Римской империи.

Сначала изменения были в основном к худшему. Варварские королевства не имели таких ресурсов для дорожного строительства, как Римская империя. Поэтому пользовались теми, что достались им в наследство. Но это не могло продолжаться вечно. Во-первых, как бы хорошо ни строили римляне, спустя столетия эксплуатации дороги начинали приходить в совершенную негодность. А во-вторых, политическая карта менялась, и старая сеть дорог уже не всегда и не везде соответствовала реалиям, одни города перестали быть центрами товарооборота, зато возникли новые, к которым римляне дорог построить, понятно, не успели.

Как совершенствовали римские дороги История, Средневековье, Дорога, Длиннопост

В общем, средневековые правители, рано или поздно пришли к мысли, что от масштабного дорожного строительства не отвертеться. Но хотелось бы как-то снизить расходы, при этом сохранив пристойное качество исполнения работ. В общем, хорошо знакомая всем подрядчикам история. И вполне логично, что развитие технологий дорожников пошло именно в этом направлении.

Я не ставлю задачей в одном посте рассказать всю историю этого процесса. Назову лишь несколько важных персон и нововведений.

Итак, Европа, позднее средневековье. Дороги надо строить, но мало сырья (камня), ну относительно мало, на соборы и замки хватает, а вот мостить километры трасс в четыре слоя – на это уже не хватает. С бесплатной рабочей силой в виде рабов тоже напряг. Но есть умные люди. Такие, как англичанин Томас Проктер, которй даже специальный трактат написал о том, как правильно строить дороги. И потом больше двухсот лет этим трактатом многие дорожные строители и руководствовались.

Для чего нужно так много камня – чтобы сквозь толстое многослойное дорожное покрытие вода уходила глубоко в грунт и не размывала саму дорогу, рассуждал он. А как это можно обойти? А давайте строить дороги на насыпи из щебня высотой не более полуметра, а вдоль дорог наоборот рыть дренажные канавы в метр глубиной. Это было равноценной заменой римской дороге-траншее, но требовало гораздо меньше материала и работы. Так он изобрел кюветы. А еще рассчитал, для какого грунта из камней какого размера лучше делать «подушку» для дорожного покрытия. Ну и попутно предложил, чтобы строить дороги забесплатно обязали жителей территорий, через которые они проходят, ведь они же с этой дороги будут потом кормиться. Я же говорю, умный человек.

Умников хватало не только в Англии, но и на континенте. В конце XVIII века француз Пьер Трезаге предложил свою конструкцию дорожного полотна. Основание делали из пакеляжа (камней 10 на 20 см) которые широкой частью укладывали на слой песка, а то и вовсе на грунт. Щели между камнями засыпали щебнем и затем утрамбовывали молотом. Потом сверху насыпали слой гравия сантиметра в четыре. Да еще и делали все это, начиная с грунта или песка выпуклой формы в поперечном разрезе, чтобы вода стекала с дороги к ее краям. В итоге, дорога по проходимости для транспорта была не хуже римской, служила долго, но поскольку толщина покрытия была чуть не в три раза меньше, экономия на строительстве получалась изрядная.

Спустя еще несколько десятилетий шотландский инженер-дорожник Джон МакАдам придумал, как строить дороги, которые были не только дешевле, чем по методу Трезаге, но еще и долговечнее. Он, как и Проктер, делал ставку на насыпь, чтобы грунт оставался сухим. А саму дорожную одежду надо делать из необработанного щебня одинаковой фракции с острыми краями. Щебенка, под весом транспорта немного усаживалась и заклинивала друг друга. По большому счету, современные щебеночные дороги так и строят по методу Джона, а в англоязычных странах дорожное полотно еще называют макадам. Ну как у нас все копиры называли ксероксами, а подгузники памперсами…

Как совершенствовали римские дороги История, Средневековье, Дорога, Длиннопост

McAdam Road Source: http://en.wikipedia.org/wiki/Macadam


Изменения касались не только технологии строительства, но и условий эксплуатации дорог. У римлян, как помните, большинство дорог были бесплатными. А вот европейские правители и феодалы спустя некоторое время пришли к мысли, что раз они эти дороги чистят и местами даже ремонтируют, то надо бы как-то все компенсировать. Так появились платные участки (обычно в наиболее оживленных местах) с шлагбаумами и взиманием платы за проезд. Причем, шел этот процесс очень быстро. В Англии, например, первая платная дорога появилась в 1706 году, а через 120 лет там было почти полсотни тысяч километров платных дорог.

Ну и напоследок, несколько слов о русских дорогах. На территории России римских дорог практически не было (крымские участки не в счет, потому что Крым стал частью России только при Екатерине Великой). Строили сами и это были стихийно-проложенные грунтовые дороги. Что в условиях нашего климата не могло не отразиться на их проходимости. Поэтому дорожное обращение самым оживленным было зимой. Но зато, еще со времен ордынского ига сложилась отлично работающая система почтовых станций – ямов и целое сословие ямщиков, их обслуживающих, и получавших за это государственное жалование. В результате посол Священной Римской империи (уже европейской, понятно) Сигизмунд Герберштейн с восхищением писал, что проделал путь из Новгорода в Москву с помощью ямской службы всего за трое суток (это было очень быстро по европейским меркам). Понятно, что такие рекорды удавалось ставить только в зимнее время.

Нельзя сказать, что русская власть не задумывалась о строительстве каменных дорог по европейскому образцу. Но вот беда, на Русской равнине не было каменных гор и камня, соответственно, было еще меньше, чем в Европе. Но затем на трон взошел Петр I, предпочитавший тактику «вижу цель – не вижу препятствий». В 1722 году он запускает строительство дороги от Москвы к своей новой столице – Петербургу. Сначала ее строили по старинке, а уже год спустя принимается решение – дороге быть каменной. Для этого специально искали карьеры, в которых начали добывать щебень. А в болотистых местах возводили насыпи. Все, как учил Проктер. После этого, медленно и понемногу, но в Российской империи стали появляться хорошие (по меркам того времени) каменные дороги.

Прошло полвека и у нас появился свой стандарт, в 1786 в качестве обязательной была утверждена конструкция «дорожной одежды» капитана Баранова: двухслойная, внизу щебень размером с куриное яйцо, вверху прочные камни размером в два-три дюйма. Слои рекомендовалось укладывать тяжелыми катками. Уже в следующем веке деревянные мостовые в российских городах тоже стали заменяться булыжными. Ну а дальнейшее совершенствование дорожного строительства – это уж совсем новейшая история и пусть лучше о ней рассказывают специалисты.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!