Сообщество - Славянская мифология и сказки
Добавить пост

Славянская мифология и сказки

389 постов 3 392 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Ярило - "бог" солнца (и секса)

Ярило - "бог" солнца (и секса) Славянская мифология, Славяне, Русь, Арты нейросетей, Длиннопост, Telegram (ссылка)

ТГК SLAVCRAFT

На улице весна,
самое время рассказать про "бога" под именем Ярило, который часто ассоциируется с весной, войной и плодородием(и сексом).

Что пишут про Ярило первоисточники?

А в этом и загвоздка - их почти нет.

Первое упоминание о Яриле родом из 1763г. (увещевания Тихона Задонского), где описано празднование Ярилы, которое совершалось жителями Воронежа.
Ярило охарактеризован как "древний идол", без каких-либо деталей.

Почему же его связали с весной, солнцем, войной и плодородием?

Все дело в его имени. Этимология имени Ярило говорит нам следующее:

1) Праславянский корень *jarъ, от которого произошли слова "ярый, яркий", укр. "ярий",болг. яра "блеск, зарево", словенск. járǝn "яростный, энергичный, сильный", и многие другие.

В целом корень jarъ нес в себе смысл какой-то сильной эмоции, чего-то неудержимого, взятие нахрапом, яркое и неостановимое.

2)Связь корня "*jarъ" с весенними словами (ярица - первое пшено,"ярое" / ярь - первый хлеб "яровой")
Ярые пчелы, яркое солнце и так далее.

3) Западнославянский бог Яровит, который является божеством войны и плодородия.

Вот собственно и всё что мы имеем на Ярило.
Если не брать в расчет западнославянского бога то "наш" Ярило это олицетворение какого-то весеннего явления, цветения растений, жары солнца, каких-то сильный эмоций.
То есть если Дажьбог бог солнца, то Ярило - магнитная буря, вспышка. Если леший владыка леса, то Ярило - цветение и пыльца, раскрывшаяся крона.

В целом Институт славяноведения РАН отказывается принимать Ярило как божество восточных славян, так как доказательств этому нет. Академики считают его духом на равне с Мореной, олицетворением праздника.

И лишь связь с Яровитом позволяет неоязычникам возвести Ярило в пантеон богов.

Кто прав - судите каждый сам для себя, источников на Ярило действительно катастрофически мало, и возможно связать его с Яровитом имеет смысл.

Но лично мне больше нравится версия наших академиков, описывающая Ярило как какой-то дух порыва жизненной энергии, ярости, праздника жизни.

Ярило - "бог" солнца (и секса) Славянская мифология, Славяне, Русь, Арты нейросетей, Длиннопост, Telegram (ссылка)
Показать полностью 2

Про сектантскую триаду "Явь Навь Правь"

ТГК SLAVCRAFT

Буков много, но и тема очень важная.

Итак, одно из самых частых заблуждений сектантов (наравне с коловратом) выглядит как словосочетание "Явь,Правь и Навь".

Впервые такая триада встречается в публикации под названием "Велесова книга", признанной фальсификатом (рисунок ниже).

Про сектантскую триаду "Явь Навь Правь" Славяне, Славянская мифология, Русь, Неоязычество, Фейк, Длиннопост

Для начала давайте узнаем какой "смысл" вкладывают в эти слова неоязычники.

Явь - мир живых, реальный мир.
Навь - мир мертвых, обитель злых духов.
Правь - мир богов, некое подобие Асгарда, где проживают высшие существа.

Эта триада является калькой со скандинавской мифологии, где существуют несколько миров, связанных древом Игдрасиль.
Это подтверждается тем, что славянские неоязычники изображают триаду с помощью дерева.

Про сектантскую триаду "Явь Навь Правь" Славяне, Славянская мифология, Русь, Неоязычество, Фейк, Длиннопост

Естественно, их "вера" не имеет никакой реальной доказательной базы и является выдумкой.

Что нам говорит этнография?


а) "Мировое древо" у славян упоминалось, но лишь как некий неразвитый мифологический аспект.

б) слово "явь" означало противовес сну или бреду, настоящую действительность, что-то открытое невооружённому глазу (явное).

в) словом "навь" называли покойника, а так же некоторых злых духов. Данное слово распространено среди индоевропейских народов

г) слово "правь" само по себе отдельно не встречается, но является старославянским корнем "pravъ". Данный корень означает что-то правильное,верное,корректное,не имеющее вины.

В итоге мы видим следующее - неоязычники исковеркали (как обычно) смысл славянских слов и натянули на них свою шизу-сову.
Не имея под собой никаких источников, кроме "Велесовой книги", они с радостью принялись переписывать славянскую историю. К сожалению данные "верования" проникли даже в среду академической литературы (ниже - "Словарь славянской мифологии", в который запихнули "ЯвьНавьПравь")

Про сектантскую триаду "Явь Навь Правь" Славяне, Славянская мифология, Русь, Неоязычество, Фейк, Длиннопост
Показать полностью 2

Белая баба — злой дух судьбы, предсказательница болезни или самой смерти. НЕЙОРОСЕТЬ!

Белая баба The Black FOX Написано НЕЙРОСЕТЬЮ! Удивительно! Жесть! 18+ - YouTube

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Леший! Песня написана НЕЙРОСЕТЬЮ! Красивая баллада

Леший Black FOX Современный очерк и повествование в стиле рок-баллады! Сказка (youtube.com)

Особинка первая. Русальная неделя

Особинка первая. Русальная неделя Приключения, Деревня, Фэнтези, Славянская мифология, Славянское фэнтези, Русалка, Егерь, Лес, Рассказ, Длиннопост, Текст

Истории эти я начал записывать давно, лет тридцать назад, когда познакомился с Василием Матвеевичем Шушпановым. В то время, закончив с отличием техникум, я только-только приехал по распределению в наш заповедник работать егерем и был назначен, по существующим там правилам, на полугодовую стажировку. Это меня ужасно расстроило. Был я по молодости лет крайне самоуверен и считал этот этап в своей карьере совершенно лишним. Сергей Иванович, директор заповедника — человек весьма деликатный и дипломатичный — терпеливо объяснил мне, что в моём профессионализме никто и не думал сомневаться, а стажировка нужна для того, чтобы я мог узнать нюансы работы конкретно нашего заповедника.

— Поймите, Слава, в каждом хозяйстве своя особинка есть, да не одна.

“Особинка” — забавное слово. Мне понравилось, и я кивнул.

— Вот и славно, — Сергей Иванович облегчённо вздохнул, — тем более что Вам очень повезло с наставником. Он наш самый старый, в хорошем смысле, и самый уважаемый егерь.

Наставником и был Васи́ль-Матве́в. Именно так его все называли. Так он и сам мне представился при встрече.

Лет Василь-Матвеву в то время было уже хорошо за шестьдесят, но глядя на высокого, стройного мужчину с лёгкой походкой, я с трудом в это верил. Видимо, и он лет своих не чувствовал, потому что на пенсию выходить не собирался, а продолжал бегать по лесу. Дело он своё знал досконально, и я вдохновенно принялся перенимать его опыт.

По закрепившейся ученической привычке я завёл специальную тетрадку, и первые дни таскался с ней по пятам за наставником, то и дело распахивая её, стоило ему открыть рот. Но, к моему разочарованию, Васи́ль-Матве́в оказался довольно скуп на слова, так что от науки тетрадка, прямо скажем, не пухла. Через неделю мой энтузиазм подувял, и вскоре я предстал перед ним с пустыми руками. Васи́ль-Матве́в эту перемену заметил.

— Тетрадку забыл? — спросил он, искоса оглядев меня.

— Нет, — буркнул я.

Наставник вопросительно поднял брови.

— Так а что писать-то?! Вы ведь ничего не говорите, — решил я излить своё недовольство, — я у Вас вторую неделю стажируюсь, а мы только и делаем, что кормушки чиним.

— А ты что хотел?

— Ну... — замялся я, пытаясь сформулировать свои ожидания, — опыт перенять.

— На. Перенимай, — Василь-Матвев сунул мне в руки ножовку. Мы с ним только что приехали к лосиным кормушкам и разгружали нашу “буханку”.

— Я не о том.

— А о чём?

— О нюансах.

— Чего? — не понял Василь-Матвев.

— Ну ведь есть же у нашего заповедника какие-то особинки? — напросилось забавное слово.

— М-м, — Василь-Матвев поджал губы и покивал, — вон ты о чём. Особинки есть.

На этом разговор и закончился.

В тот день мы, как всегда в полном молчании, чинили кормушки в своём обходе и так же молча в конце дня выдвинулись домой.

По пути нас захватил мощный ливень, и когда до асфальтовой дороги оставалось совсем немного, машина прочно увязла в грязи. Несколько минут я обречённо следил за тем, как мой наставник безуспешно пытается вырваться из густой жижи, и порядком приуныл. Толкать машину по колено в дорожной хляби мне, конечно же, не хотелось, как и брести на трассу в поисках помощи. Но хочешь не хочешь, а выбираться надо. И я уже было собрался наружу, как Василь-Матвев меня остановил жестом.

— Сам, — бросил он и полез через сидение в салон кузова.

Следующие пятнадцать минут я наблюдал, как он в плащ-палатке и болотных сапогах проворно орудует лебёдкой.

Когда дело было сделано, и мы снова двинулись в путь, Василь-Матвев, указав на меня пальцем, наставительно изрёк:

— Без лебёдки в лес не выезжать!

— Угу, — кивнул я.

— “Угу”, — передразнил меня Василь-Матвев. — Не “угу”, а пиши.

Я, не веря своим ушам, мигом достал из рюкзака свою тетрадку и замер в ожидании.

— Хотел писать — пиши, — хмуро повторил он. — Особинка первая.

Обрадованный тем, что меня наконец-то стали учить, я старательно записал. Василь-Матвев, чуть подумав, продолжил диктовать:

— Русальная неделя.

Моя рука было дёрнулась, но тут же замерла. Да он издевается?! Я закрыл тетрадь и с осуждением глянул на наставника, ожидая увидеть довольное от розыгрыша лицо. Но он и не думал смеяться, а совершенно невозмутимо вёл машину. Сбитый с толку, я всё же решил уточнить:

— Издеваетесь?

Василь-Матвев не ответил.

Я сунул в рюкзак тетрадку и отвернулся к окну.

Некоторое время мы продолжали молча ехать, как вдруг Василь-Матвев заговорил.

— Был у меня по молодости случай. Так же вот, после хорошего дождичка сел я под Передельцами на брюхо. Хвать! А лебёдки-то и нет. Кто-то из мужиков, видно, брал, да на место не положил, а я перед выездом не проверил. Ну что делать? Попробовал я и так, и эдак, да быстро понял, что самому мне не выбраться и надо идти за помощью.

До деревни там было недалеко: чуток по лесу да речушку переплыть. Можно было б и через мост, но это крюк километров семь. А уже смеркаться начало. Поэтому долго я не думал и побежал напрямик.

На берег вышел, когда уже стемнело. Правда, ночь тогда выдалась хорошая: на небе ни облачка, луна полная и речка блестит. Знаешь, такая полоска света на воде?

— Лунная дорожка, — подсказал я.

— А?

— Говорю, это называется лунная дорожка.

— А-а. Да. Вот она. Красиво в общем: звёзды, река...

— И тишина, — вспомнил я известный фильм.

— Какой там, — не понял шутки Василь-Матвев, — когда это в начале июня ночью тишина бывала? Да ещё в лесу. Птицы гомонят, гнус гудит. Шум стоит такой, что шагов не слышно. Ещё и рыба плещется. Да как! То тут, то там: шлёп, шлёп!

Постоял я пару минут, полюбовался и стал искать подход к воде. Нашёл быстро. Там что-то наподобие песчаного пляжика было, а на противоположной стороне мостки разглядел. Вот туда я курс и наметил.

Одежду и сапоги снял, в узел сложил и полез в речку.

Окунулся я в прогретую за день воду с удовольствием, если не сказать с наслаждением, и поплыл потихоньку: одной рукой загребаю, а вторую с узлом над водой держу.

А вокруг рыба играет — вот что значит заповедник — вообще ничего не боится. Наоборот, всё ближе и ближе плещется.

Доплыл я примерно до середины, вижу прямо передо мной — плюх! — я от неожиданности воды хлебнул и закашлялся. Слышу, на берегу вроде как девчонка хихикает. Смотрю — никого: лужок, мостки, да старая ветла изогнулась до самой воды. Думаю: “Ну проказница, наверняка за деревом прячется и камешки бросает. А я, дурачок, радуюсь: “Рыба играет”.

А рядом опять — плюх! И снова смех.

Решил я тогда немного схитрить.

— Можешь не прятаться, — кричу, — я тебя видел. Дай только до берега добраться. Поймаю и…

Я замялся, потому что не успел придумать, чем ей пригрозить.

А со стороны берега снова смех и голосок девичий:

— И что сделаешь?

Глянул я снова на ветлу, а на ветке — она. Сидит в одной нательной сорочке, ногами болтает, да волосы длиннющие в реке мочит. И такая вся… В общем, загляделся я так, что забыл про вопрос. А она смеётся и опять спрашивает:

— Так что сделаешь, коли поймаешь? А?

— Поцелую, — говорю.

А она снова хохочет.

— Вот уж напугал. А ну как я сама тебя поймаю, не забоишься?

Я в это время к берегу уже близко подплыл и дно под ногами почуял. Встал, руки раскинул и говорю:

— А чего меня ловить? Вот он я, иди.

А моя красавица волосы через плечо перекинула — и в воду.

Не успел я опомниться, как она уже возле меня показалась. Руками меня обвила, а волосы словно водоросли по воде расплылись.

— Пришла, — говорит, — ну, целовать будешь или передумал?

А я передумал.

Смотрю я на неё вблизи — девчонка совсем, лет пятнадцать, не больше.

— Не рано тебе с мужиками целоваться? — спрашиваю.

— В самый раз, — говорит.

“Ну уж, — думаю, — нет. Такого мне не надо”.

— Как же тебя зовут?

— А кто как. Кто Марусей, кто Манечкой, а тебе и вовсе звать не надо: пришла уже.

И всё ближе ко мне льнёт, а сама холодная, словно ледышка.

“Нет, — думаю, — что-то не то с девчонкой творится. Не в себе она”.

— Давай-ка, Манечка, я тебя домой отведу. Замёрзла ты совсем.

— Вот и согрей, — говорит.

А я будто не слышу:

— Что же ты, Манечка, одна ночью на речке делаешь? Родители твои, наверное, беспокоятся?

— Нет у меня родителей. Померли. Тиф. Мне дядька Ермолай, перевозчик здешний, заместо отца. А ты мне гостинцы принёс?

“Странно. Не слышал я никогда ни про вспышки тифа, ни про перевоз в Передельцах”, — подумал я так, а вслух другое сказал:

— Нет у меня для тебя гостинца. Не знал я, что тебя встречу, а так бы обязательно взял. Я ведь в деревню вашу за помощью шёл. У меня в лесу машина застряла. Ты меня к дядьке Ермолаю проводи, будь добра.

— Нет, — встрепенулась она, — Он меня ругать будет.

“Конечно, — думаю, — будет. Какому понравится, что девчонка малолетняя со взрослыми мужиками обнимается”.

— Хорошо, — говорю, — тогда хотя бы дорогу укажи. И пойдём уже на берег. Холодно.

Вода, которая мне поначалу казалась тёплой и согревала, сейчас была будто колодезная. У меня даже зубы стучать начали.

А она всё о своём:

— Сначала поцелуй.

И так она это сказала: еле слышно, одними губами, что противиться невозможно. Телом ко мне приникла, головку запрокинула, губки приоткрыла и в глаза мне так заглянула, словно в душу посмотрела. И такая сладость от её взгляда у меня по телу разлилась, такое тепло — вечность бы в эти глаза смотрел.

“Разве может так ребёнок смотреть? — думаю, — Нет, внешность обманчива. Лишь сердце правду чует. Лишь оно не лжёт. Что же ты, дурак, сопротивляешься? Вот же счастье, рядом. Само к тебе пришло. А ты его от себя гонишь. Обними. Возьми. И не отпускай. Двумя руками крепче держи”.

Спас меня мой узел с одеждой. Забывшись, разжал я руку, он в реку и шлёпнулся. От неожиданности Манечка глаза от меня отвела, и я будто очнулся. Очнулся, и сам себе испугался, потому что понял, не свои мысли я сейчас думал.

Выловил я из воды свой промокший узел и говорю:

— Давай так сделаем. Сначала мы из реки выйдем, а то у меня скулы от холода сводит. А там решим, что делать дальше.

Меня действительно тогда озноб бить начал.

Подхватил я её свободной рукой и к берегу двинулся. А сам на неё не смотрю, хотя хочется мне этого больше всего на свете. Сил нет, так и манит меня снова в эту тёплую негу окунуться.

А она тем временем по щекам меня ладошками гладит и всё в глаза норовит заглянуть:

— Посмотри на меня, — шепчет. — Неужели не нравлюсь? Вся деревня говорит, что я красавица. А тебе неужто нехороша, что ты ни посмотреть, ни поцеловать не хочешь.

— Хочу, — говорю, — очень хочу. И красавица ты, так и есть. Только подрасти тебе надо годков пять. Вот тогда, если не передумаешь, я тебя и поцелую, — а сам в сторону глаза отвожу.

Соврал тогда, конечно. Не собирался я к ней ни через пять, ни через пятнадцать лет возвращаться.

А она будто поняла. Взвилась как пружина, в голову мне пальцами впилась. А голос будто ветер по листве:

— Посмотри на меня — шелестит.

А сама к моим губам тянется. Я лишь мельком на неё глянул, не удержался, и словно жаром меня обдало. Испугался я тогда не на шутку; столько в этом лихорадочном взгляде хищного желания было.

Оттолкнул я её от себя, но куда там, вцепилась, как капкан. И откуда в такой девчушке столько силы взялось?

— Врёшь, — шипит. — Вы все врёте.

— Да что ты? — кряхчу, — Не вру.

А она знай своё:

— Нет. Ты останешься здесь. Со мной. Навсегда.

И чувствую я, что так оно и будет. Сила меня какая-то в глубину тащит, словно течением от берега толкает.

— Нет, — говорю, — не останусь.

А сам понимаю, что вырваться уже не смогу: волосы её мне руки-ноги опутали. Ещё миг, и под воду вместе с ней уйду.

Не знаю я, что тогда на меня нашло. Но вдруг искрой вспыхнули в уме её слова: “Он меня ругать будет”. И я, от отчаяния, что ли, завопил:

— Дядька Ермолай! Дядька Ермолай! По…

Закончить я не успел, захлебнулся. Последнее, что помню, это как посмотрел на неё под водой, и какая она была — красивая и пугающая, и как кожа её в лунном свете словно перламутр переливалась.

Потом — только боль. Помню, как голову зелёный туман разрывал, да как лёгкие словно огнём жгло. И всё.

В себя я пришёл в лодке. Минут десять от рвоты и кашля заходился, а когда немного очухался, наконец разглядел, кто меня спас. Обычный деревенский мужик. Не старый и не молодой. Небольшой такой, жилистый, загорелый и с бородой.

Мне хоть тогда говорить и тяжело было: голова дико болела, и горло саднило — но слишком много вопросов мне покоя не давало.

— Спасибо, — прохрипел я и снова зашёлся кашлем. — Где она?

— На своём месте, а ты — на своём, — ответил хмуро дядька Ермолай. В том, что это именно он, я не сомневался ни секунды.

— А она… — меня перебил новый приступ, — она кто?

— Давай-ка сначала я тебя на берег отвезу. Ты куда шёл-то? В деревню или из деревни?

— В дере…, — я опять закашлялся и просто махнул рукой в нужном направлении.

— Вот и ладненько. У меня как раз там шалашик. А ты помолчи, помолчи пока.

Он взялся за вёсла, а я обхватил себя руками и продолжил трястись от озноба и кашлять.

— Сейчас костёр разведём. Согреться тебе надо, — смерил меня угрюмым взглядом дядька Ермолай, — да и вещи просушить.

Только тогда я заметил, что рядом мокрой кучей валялась моя одежда.

Причалив к мосткам, он ловко выбрался из лодки, привязал её к одному из столбиков и направился по тропинке прочь от берега. Я подхватил одежду и немедля поспешил за ним. Задерживаться у воды мне совсем не хотелось.

— Я летом тут часто ночую, — бросил он не оборачиваясь. — Как коров в пойму переводят, так я здесь. С деревни не набегаешься. А сенокос когда начнётся, то и вовсе. Затемно косарей перевези, со светом — баб на дойку.

Я шёл, слушал, а сам всё думал о том, что со мной произошло, и кто это был.

Тем временем мы обогнули ту самую разлапистую ветлу и подошли к шалашику, возле которого чернел круг кострища. Строго говоря, это был не шалаш, а навес, обустроенный на ветвях обломанной берёзы. То ли ураганом, то ли по другой причине переломило её в паре метров от земли, но не до конца, потому как ветви её были в свежей листве. Вот так, уткнувшись кроной в землю, она и продолжала жить, пригодившись даже своим увечьем.

Дядька Ермолай на миг скрылся в темноте времянки, а когда вернулся, то подал мне шерстяное солдатское одеяло.

— Накинь пока.

Я поблагодарил, но прежде чем укутаться, отжал свою одежду и развесил всё на ту же берёзу. В одеяле мне стало значительно теплее, но дрожь не проходила. Вероятно, сказывалось пережитое недавно утопление.

Дядька Ермолай в это время занимался костром. Он уже соорудил из толстых сучьев подобие колодца и сейчас складывал в середину тонкие берёзовые веточки и полоски бересты.

— На-ка, разжигай, — он постучал коробком спичек по бревну, на котором сидел, как бы показывая, куда их положил, а сам пересел на другое бревно, ближе к реке. — Грейся да сушись.

— Я бы выпил сейчас, — сказал я с надеждой. Но дядька Ермолай в ответ недовольно хмыкнул:

— Лишь дураки пьют у реки. Слыхал поговорку?

— Нет, — признался я.

— Ну вот теперь слыхал. Тебе бы сейчас чайку́ горячего. Вот это было бы дело. Ох, ты, батюшки!

Он подхватился с места и споро зашаркал по траве, бормоча под нос:

— Как же я сразу не подумал? Совсем из ума выжил.

Дядька Ермолай качнул недовольно головой и уже для меня продолжил:

— Девясил! — он торжественно потряс указательным пальцем, — Девясил — девять сил. Слыхал?

Я отрицательно покачал головой.

— Ну что ты, — авторитетно протянул он, — девясил при недуге — это первое дело.

Снова нырнув в шалашик, он вернулся с закопчённым чайником.

— Вот. Полный. Закипятишь.

Огонь занялся быстро и горел жарко. Я повесил чайник, поставил на просушку кирзачи, и всё думал, как опять подступиться к расспросам, но дядька Ермолай начал разговор сам.

— Ты чей будешь-то? И зачем тебе ночью в Передельцы? По делу или так, к бабе шёл?

— По делу. Егерь я. Машина у меня застряла неподалёку. Бежал в деревню помощью разжиться. И…

— И в новую беду угодил.

Я кивнул.

— Ну так немудрено. Кто ж на русальной неделе в реку-то лезет?

— На русальной? — о таком я слышал впервые.

— Ну да. На русальной. После Семика три дня, да потом ещё неделю русалки с того света на землю выходят. К людям тянутся. А молодого мужика могут и к себе утащить.

— Так это что?! Русалка была?! У них же хвост.

Дядька Ермолай осуждающе покачал головой:

— Комсомол… Порядков не знаете, уклад не блюдёте, вот и гибните по дурости своей. Сколько уж говорено: “Не суйтесь к реке по эту пору, а если неминуче уж, то хоть с гостинцами: гребешки, пряжа, лоскуты всякие. Они хоть и русалки, а всё одно — бабы: рукоделие любят”.

— Дядя Ермолай, а почему они Вас боятся?

Он как-то сразу поник. И заговорил медленно, словно через силу:

— Не они, а она. Дочка это была моя. Приёмная, — разговор давался ему тяжело. Дядька Ермолай делал длинные паузы, вздыхал, тряс головой. — Сиротка. Взял вот, а не уберёг. Такая судьба видно. Сирота — она ж всегда к ласке тянется. А я что? Не умею я это. Может, потому и не женился. Мне бы как-то помягче с ней: пошутить или ободрить лишний раз. А я… эх, что уж теперь. Но ты не подумай, я её не обижал. И жалел, и берег, как родную дочь, а всё ж не мать. Вот она на ласку-то и купилась. Хлыщ столичный к нам в колхоз приезжал. Он поманил, а она и поверила. А потом… в воду. Позор, значит, смыть. А то ведь грех пострашнее. Кабы она мне сказала, а не топиться пошла, разве ж я б её оттолкнул? И что обидно, рядом был, а не видал. Услыхал, когда она кричать стала. Звать меня, значит. Отчаянно так: “Дядька Ермолай”. Выходит, в последний миг испугалась на грех-то идти, спасения у меня искала. А я не поспел. Нырял, нырял. Нет моей Машеньки. Видно, подводным течением унесло. У нас ведь здесь не смотри, что речушка, а омута встречаются. Так и не нашёл её. И потом много дней искал, чтобы, значит, похоронить. Всё дно облазил — нет.

Дядька Ермолай надолго затих. Молчал и я, не зная, как можно утешить, возможно ли это и нужны ли ему слова утешения от чужого человека.

Тишину прервал закипевший чайник. Дядька Ермолай встрепенулся, но с места своего не встал:

— Ты это, кулёк в шалашике возьми. Прям у входа, в кружке. И её тоже бери.

Найти названное труда не составило, поскольку под навесом никаких других вещей не было, только белая обливная кружка и засунутая в неё газета.

Дядька Ермолай следил вполоборота за моими действиями.

— Нашёл, гляжу? Прям в чайник сыпь. Во-от. Да отодвинь малясь, чтобы не бурлило.

Воздух наполнился ароматом с тонким мятным оттенком.

Дядька Ермолай снова отвернулся к воде.

— Понял я тогда, что её Речной Хозяин в русалки забрал. Вот с тех пор, чуть теплеть начнёт, я на берегу и ночую. Всё надеюсь её увидеть, прощения попросить. А она, вишь ты, боялась, стало быть, хоть и знала, что я рядом. Умеют они это: и глаза, и слух отвести. Рядом будешь, а не увидишь и не услышишь.

— Дядька Ермолай, а как же Вы меня услышали?

— Так ты меня по имени позвал. То совсем другое. Имя — оно ключ ко многому даёт. От веку каждый своё имя берег и по людям не трепал. Это сейчас на прозвище обижаются. Потому как уклад не блюдут. А прозвище — оно первый оберег. Ты это запомни, парень.

— Хорошо, запомню. А почему Вы к костру не идёте? От реки сыростью тянет.

— Я привыкший. Столько лет на перевозе. Да и от огня глаза слепнут. Отвернёшься от него, и вроде как темнота гуще, не видно, что на реке делается.

— Это да, — согласился я.

— Привык я ночами на реку смотреть. Всё её ждал. Дочку. Теперь вот уж и не надо. А я всё смотрю.

— А почему сейчас не надо?

— Так свиделись мы с ней. Спасибо тебе, свиделись.

— Мне-то за что? Я ничего не сделал.

— Вот за то и спасибо. Что перед чарами устоял и на красоту не соблазнился. Что пороку не поддался и сироту не обидел. Она же не тебя первого в соблазн вводила. Сколько парней да мужиков в этой речке за похоть свою поплатилось — у-у. Посчитай, кажный год кто-нибудь да топнет. А ты устоял, не поддался, значит. И её тем от зла освободил. А что меня позвал, то отдельная тебе благодарность. Простила она меня. И у меня прощения попросила. Ушла она. А стало быть и мне тут боле дела нет.

Мы опять помолчали.

Я постепенно отходил от пережитого, переваривал в голове услышанное и пытался принять то, с чем столкнулся.

— Значит, на пенсию пойдёте? А как же перевоз? — я пододвинул бревно поближе к костру и снова уселся, поплотнее укутавшись. — Что-то никак я не согреюсь.

— Ты это… парень… наливай из чайника-то, наливай. Да пей. Настоялся уже, — забеспокоился дядька Ермолай.

Я так и сделал. Настой оказался горьким и совершенно невкусным. И я, обхватив руками горячую кружку, просто дышал его ароматом. Дядька Ермолай это сразу заметил:

— Нет-нет, ты пей. Выпить непременно надо. Ты ж с того света вернулся, за Кромку заглянул. Тебя тамошним холодом обдало, а это без следа не проходит. Корень девясила он не тело, душу греет. Потому, парень, пей, чтобы душа не простыла. Ты его теперь под рукой держи. Я тебя потом научу, как правильно корень из земли взять, чтобы в нём сила была. Тебя ведь теперь там знают. А стало быть эта встреча не последняя.

— В смысле не последняя? Мне теперь к воде подходить нельзя?

— Да нет, к воде-то как раз можно. От воды тебе никакого вреда теперь не будет. Вода с сегодняшнего дня твоя защитница, но про подарки для русалок ты всё же не забывай.

— Погодите, а там и другие русалки есть?

— Есть, как не быть. Штук двадцать, а может, и поболе. Тут же испокон веку люди жили. Уж набралось горемык. Но вредить они тебе теперь не будут, раз ты их сестрице такую услугу оказал. И помогут — зарок дали. Но подарочек лишним не будет. Понял ли?

— Вроде понял, а вроде и нет. А в чём они мне помогать будут?

— Когда помощь понадобится, сам поймёшь. Ты, главное, не скупись и про русальную неделю помни.

— И ты помни. — это уже Василь-Матвев ко мне обратился. Он заглушил двигатель и подытожил:

— Такая вот, брат-егерь, особинка. Всё. Приехали.

Он дал финальный аккорд, хлопнув ладонями по рулю, и уже вознамерился покинуть кабину, но я остановил:

— То есть как “всё”?! Чем закончилось-то?

— Что закончилось? — Василь-Матвев посмотрел на меня с недоумением.

— История с дядькой Ермолаем. Вы с ним ещё виделись? И про машину недосказали, и про корень, как его из земли брать? И про других этих… — я неопределённо покрутил в воздухе рукой. Называть их нечистью я постеснялся, вдруг Василь-Матвев обидится, а как по-другому сказать, не знал. — Лешего, кикимору, кого Вы ещё видели?

Василь-Матвев недовольно мотнул головой и захлопнул дверцу кабины, которую всё это время держал приоткрытой, и очень серьёзно продолжил:

— Во-первых, Слава, это не история. Это и есть наш заповедник. И чем быстрее ты это поймёшь, тем лучше, — он сделал паузу, — если, конечно, хочешь здесь работать. Это, Слава, во-вторых.

Я неуверенно кивнул.

— А относительно дядьки Ермолая… Мы с ним досветла тогда проговорили. Он мне и про корешок рассказал и ещё много чего полезного. А когда светать стало, да одежда подсохла, я в деревню пошёл. Нашёл тракториста. Он мне и подсобил машину вытащить.

— А Вы к нему ещё ходили потом?

— Нет. Зачем? Я с тех пор без лебёдки в лес не выезжаю, зачем мне тракторист?

— Да нет! К дядьке Ермолаю.

— А-а, ну да, ходил. Тем же летом. Думал, может, помощь какая нужна. Только выяснилось, что перевоза в Передельцах ещё до войны не стало. Как мост построили и летнюю ферму к нему перенесли, так в перевозе надобность и отпала. Я тогда у стариков местных поспрашивал, и некоторые припомнили, что да, была вроде такая история после революции. Пошла, мол, у перевозчика дочка топиться, а он как-то прознал и её спасать бросился. Только вот, и её не спас, и сам потонул.

— Так он что? Не живой был, когда с Вами разговаривал?

— Выходит, что так. Был я и на том месте, где он меня настоем отпаивал. Ветла и берёза есть, а мостков нет. Как нет ни тропинки, ни кострища — всё вековой травой заросло. Вот так, брат-егерь.

Показать полностью 1

Происхождение домового в славянской мифологии

Происхождение домового является предметом долгих споров и размышлений. Для того чтобы понять, кто он и откуда появляется в домах, рассмотрим наиболее распространенные теории.

Одно из объяснений состоит в том, что домовой представляет собой воплощение духа огня, олицетворяющего домашний очаг. Данная теория нашла подтверждение в народных преданиях нашего и западных славян, где огонь занимает важное место. Обряды, связанные с бадняком и гаданиями по пламени, углям, золе и лучинам, лишний раз подтверждают эту точку зрения. Сначала народ поклонялся самому очагу, но в дальнейшем эти верования смешались с языческой мифологией и нашли воплощение в образе домового.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

В качестве доказательства этой теории можно привести запись обряда, связанного с переездом молодой семьи в новый дом. В этом обряде свекровь кладет горячие угли в горшок и накрывает его скатертью, после чего обращается к заднему куту, где говорит: "Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье". После этого она отправляется в новый двор с горшком, где встречают дедушку-домового с хлебом и солью у растворенных ворот. Свекровь постукивает в верею и спрашивает: "Рады ли гостям?". Хозяева отвечают с низкими поклонами: "Милости просим, дедушка, на новое место". Затем свекровь идет в избу, ставит горшок на загнетку, трясет скатертью по всем углам, словно выпуская домового, затем высыпает угли в печурку, а горшок разбивают и зарывают ночью под передний угол дома.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Эти обряды символизируют перенос углей из старого очага в новый, подтверждая идею "переселения" домового.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Итак, можно заключить, что дух-хранитель дома пребывает в очаге и, возможно, является персонифицированным образом огня. Возникает вопрос, почему городские квартиры лишены домовых и почему в городском фольклоре они не встречаются. Можно предположить, что с переездом из деревень в города люди забыли старые верования, так как без очага не может быть и души у дома.

Таким образом, происхождение домового связано с языческим почитанием очага и его связи с огнем. Обряды переезда и переноса углей являются доказательством этой теории и подтверждают, что домовой является духом-хранителем дома. В то же время, его отсутствие в городских квартирах может быть обусловлено забвением и утратой старых верований при переезде из сельской местности в города.

Домового обычно представляли в облике хозяина или хозяйки дома живого или умершего (последнего умершего либо самого старшего человека в семье). Облику присущи некоторые звериные черты, указывающие на его потустороннюю природу: длинные торчком стоящие уши (либо только одно), покрыт шерстью (в цвет волос хозяина дома), длинные когти. Лохматость и косматость домового сулила богатство дому, поэтому у бедняков домовой ходил голый. Одежда домового — зипун или синий кафтан, белая или красная рубаха подпоясана кушаком. Если домовой показывается в чёрном — это предвещает беду.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Считается, что домовой — злобная сущность (черт, слуга сатаны). Хотя большинство исследователей все же склоняются к тому, что домовой — добрый дух, но существует и противоположный взгляд, согласно которому он изначально принадлежит к ордам бесов. Его характеризуют по-разному: то он весьма безвредный шутник, то истинный адепт зла, от которого не стоит ожидать ничего хорошего. Домовой представляет собой невидимого, бесплотного и рогатого духа, который обитает в каждом доме, в каждой семье. В отличие от сатаны, он не совершает злодеяний, а только шутит время от времени, и даже оказывает услуги, если полюбит хозяина или хозяйку.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

В образе человека домовой появляется у себя в доме по ночам. Если полюбит какую-то скотину, то старается ее покормить и ухаживает за ней, а если не полюбит, то наоборот, скотина приникнет и исхудает.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Скорее всего такие версии о бесовском происхождении домового появились в более поздние времена, когда все языческие верования, обряды и традиции были отмечены как зло. Ведь культ предков или почитание огня уже не соответствовали новому мировоззрению и представляли собой возвращение к старым верованиям, которые было нельзя совместить с новой верой — кроме как именовать их чем-то «от лукавого».

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Образ домового и связанные с ним обряды были важной частью повседневной жизни наших предков. Народная память всегда сохраняет только то, что имеет значение и смысл. Значит, все эти традиции также следует воспринимать серьезно. Нам сегодняшним предстоит еще разобраться в них.

Происхождение домового в славянской мифологии Домовой, Славянская мифология, Фольклор, Фильмы, Длиннопост

Одну из таких попыток экранизации образа Домового, опираясь на русский фольклор, предприняли создатели фильма «Домовой», премьера которого состоится 4 апреля 2024 года. Сценарий российского мистического фолк-хоррора построен на глубоком понимании фольклора, поднятии образа домового из культурного пласта и воплощении его на экране в таком виде, в котором он непривычен, т.к. не ассоциируется со всеми любимым, беззаботным и дружелюбным домовенком Кузей, которого, кстати, также можно будет увидеть в кино в конце года. 19 декабря на экраны страны выйдет семейная картина «Домовенок Кузя» по мотивам сказок Татьяны Александровой. Именно эти сказки легли в основу широко известной советской мульт-тетралогии 80-х: «Дом для Кузьки», «Приключения домовенка», «Сказка для Наташи» и «Возвращение домовенка».

Ну очень интересно будет сравнить эти два фильма – про Домового и Домовёнка!

Показать полностью 8

Блины на скорую руку

Простите-извините, но готовить здесь и сейчас мы не будем. Мы будем выражать ЯЯЯЯРОООООСТЬ.

Развеивать мнение, что гуманитарии – милые цветочки. Как было в старом анекдоте: “а на вашей могиле они ещё и спляшут”. Тут такое дело, ребята. Многие люди транслируют вокруг себя неверную информацию, и, казалось бы, бог с ними (Шива). Но они ещё и агрессивно настаивают. И, собственно, триггером к написанию этой статьи послужила фраза “а я хочу думать так!”.

Блины на скорую руку Фольклор, Славяне, Познавательно, Мифология, Масленица, Блины, Длиннопост

Не могу не обратиться к тексту одного из интервью замечательного учёного, к сожалению, ныне покойного А. Зализняка. Точнее, из речи при принятии Солженицынской премии. Речь называется “Истина существует”, позвольте привести важную выдержку из неё.

“Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:

1) истина существует, и целью науки является ее поиск;

2) в любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:

1) истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов);

2) по любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке. <...>
Источники этих ныне модных положений ясны: действительно, существуют аспекты мироустройства, где истина скрыта и, быть может, недостижима; действительно, бывают случаи, когда непрофессионал оказывается прав, а все профессионалы заблуждаются. Капитальный сдвиг состоит в том, что эти ситуации воспринимаются не как редкие и исключительные, каковы они в действительности, а как всеобщие и обычные".

Позвольте наглым образом с приведённым отрывком полностью согласиться, пусть даже это можно обозвать ссылкой на авторитет.

Так чего тут про блины? А, собственно, честно достал уже стереотип, что масленичные блины являются символом солнышка. И ладно бы просто люди молча себе так думали, так они агрессивно начинают это продвигать, а на ответ “извините, не так, научные данные с вами не согласны” начинается “душно” (это пофиг, я здесь для того, чтобы просвещать, кому не нравится – выйти в окно могут самостоятельно. Косплей пражских дефенестраций, чо). Но когда тебе буквально говорят “а я хочу думать так” – это вообще как воспринимать можно в качестве аргумента? Какая разница, что Вася Пупкин (все имена и совпадения случайны) думает о квантовой физике, если он литинститут окончил?

Так вот. Блины. Простая штука из муки, воды (молока) и какого-нибудь сахара по вкусу. А ещё они круглые и, в современном мире, в основном, массово пекутся именно на Масленицу, которая ассоциируется с приходом весны, а, значит, они являются символом солнца! Логично? Не очень, мы уже не живём в XIX веке и не являемся представителями т.н. мифологической школы.

Главным образом, блины являются традиционным блюдом у восточных славян, более того, бОльшее значение имеют именно у русских, так сложилось. В других славянских зонах им соответствуют другие разновидности хлеба. Блины являются ритуальным блюдом, которое приготовляют в похоронных и поминальных обрядах, а также календарных, которые так или иначе связаны с тематикой смерти.

На похоронах и поминках их посвящают умершим. Паром от разорванного первого горячего блина питается душа умершего, иногда блин кладут покойнику на грудь или в гроб, ими же поминают на могиле. 

В Беларуси и Полесье блины пекут на Дзядов (Дедов) “шоб дедам пара пошла” (которой, собственно, деды, они же покойники, они же предки и питаются). В украинских похоронных и поминальных обрядах блины менее употребительны, чаще их заменяют кусками первого хлеба, испеченного в этот день.

В основном, на Масленицу блины являются главным блюдом у русских. Первый блин кладут “родителям” (те же самые деды, предки, покойники) на слуховое окно, на могилу, отдают нищим, либо сами съедают за упокой и т.д. В Прощёное воскресенье на кладбище несут блины “прощаться с родителями”.

Поминовение в принципе является характерным элементом больших годовых календарных праздников.
На Вознесение пекут блины, которые называют “христовыми онучами” (онучи – портянки), пекут их и на Рождество. В селениях Брянской области под Рождество хозяин зовёт мороз на ужин с кутьёй (надеюсь, тут никто не хочет поспорить, что она – традиционно поминальное блюдо?) и блинами.

Блины присутствуют и в свадебном ритуале (в этой статье не место для длинных рассказов о свадьбе как о переходном ритуале и о смерти невесты-девки, но это тоже как бы намекает).
На Святки и не только девушки гадают с блинами. В местах у Рязани при выпекании первого блина зовут предков есть блины.

В восточнославянских сказках из блинов построены избушки, которые герой видит на небе, также избушки на курьих ножках. Блины в фольклоре устойчиво ассоциируются со смертью и другим миром. А ещё, внезапно, с эротизмом (выше см. про свадьбы и гадания на женихов), но, опять же внезапно, эрос и танатос (простите невольную отсылку на господина Зигмунда нашего Фрейда. Думаю, все и так знают, что его положения на данный момент подвергнуты пересмотру, осовремененны и всё такое, но…) в народной культуре вот вообще друг другу не противоречат. Возможно, я даже когда-нибудь соберусь написать статью про эротические игры при покойнике.

Веселой вам Масленицы!
_____________________________________________________________________________________
Этнографический словарь “Славянские древности”, т.1, статья “Блины”.
А. В. Александрова “Символика блина как ритуальной пищи…” https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-blina-kak-ritualnoy-pischi-v-obryadah-i-obychayahvostochnyh-slavyan/viewer
П.Н. Демченко “Поминовение усопших, ряжение…” https://cyberleninka.ru/article/n/pominovenie-usopshih-ryazhenie-i-obilnaya-eda-kak-aktsionalnye-bloki-v-maslenitse
А.Б. Мороз “Про блины, зятя и тёщу…” https://inslav.ru/sites/default/files/zhs-2016-2.pdf

Показать полностью 1

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

С Масленицей!

ТГ SLAVCRAFT

С Масленицей! Масленица, Праздники, Русь, Славяне, Россия, Арты нейросетей, Длиннопост

Восточно-славянский праздник берущий свое начало с языческих времен.
Масленица - праздник окончания зимы и прихода весны,ранее отмечаемый славянами в период равноденствия, а ныне привязанный к Великому Посту.
Даты начала празднеств - с 11-го марта по 17-е марта.

С Масленицей! Масленица, Праздники, Русь, Славяне, Россия, Арты нейросетей, Длиннопост

Традиционные масленичные развлечения и обряды связаны с символами плодородия, жизни и смерти.
Славяне в древности сооружали маски в виде различных животных («козел», «бык», «тур», «медведь» и др.), сжигали (топили/побивали камнями) чучело духа зимы - Морены.
Традиционной пищей в пору Масленицы считаются блины. Блины являлись поминальной пищей, славяне оставляли их на курганах своих умерших родственников в дни праздника дабы задобрить своих предков.

С Масленицей! Масленица, Праздники, Русь, Славяне, Россия, Арты нейросетей, Длиннопост

В Масленицу славяне могли петь похабные песни, разыгрывать сценки ("прилюдное парение в бане") на потеху публике.
В целом праздник был и остается полным веселья, радости жизни и уважения к предкам.

Всех с Масленицей,с наступлением весны!

С Масленицей! Масленица, Праздники, Русь, Славяне, Россия, Арты нейросетей, Длиннопост
Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!