Сообщество - Лига Психоанализа
Добавить пост

Лига Психоанализа

36 постов 307 подписчиков

Популярные теги в сообществе:

О психическом здоровье

О психическом здоровье Психика, Мнение, Длиннопост
Показать полностью 1

Ответ на пост «"Я!" - головка от патефона, или таверна "удар копытом под зад" для популярных психологов, и не только»

В принципе-то сам по себе пост интересно написан, и ответ-вопрос-комментарий, скорее не к самому посту, а к цитируемому ниже.

О чём думают люди, находящиеся в тяжёлой депрессии, за исключением тех моментов, когда они в принципе не о чём не думают, тупо пялясь в потолок, пол или стену? О чём думают запойные алкоголики и, скорее всего, и наркоманы, когда у них абстиненция? В той или иной форме они думают одну и ту же мысль: "Какой я несчастный".

Хм, в какой-то мере с этим можно согласиться. Но у всех этих людей скорее будет преобладать компонент вины. Думая о себе не просто "я несчастен", а обвиняя себя. В этом есть, наверное, достаточно важный нюанс. То есть, "я несчастен и я заслужил это". У человека, находящегося в тяжелой депрессии, мысль о том, что "я несчастен" просто как констатация факта - это уже значимый шаг, он, с одной стороны, признает свою бедственность и, если ему становится жалко себя, он задумывается о собственном я - вот это уже прогресс. То есть, в нем в какой-то момент зарождается вновь часть, заботящаяся об этом "я".

Если взглянуть на формирование самооценки с точки зрения процесса интроекции, то получается, что младенец, изначально даже не обладающий этим "я", учится любить самого себя как его любит мать, хотя его прото-я и объект как мать или даже ощущение "себя и другого" еще в принципе не дифференцированы. Ребенок находится в симбиозе со своей матерью (под матерью может быть в принципе любое лицо, которое о нем заботится).То есть, мать, которая любит себя и любит свое дитя, заботится о нем, передает ему это качество, еще до дифференциации. Далее объект внешний становится внутренним - так появляется самооценка. Естественно, это далеко не единственная теория формирования самооценки.

Возможно, люди, находящиеся на нелюбимой работе, и думают в какой-то момент "какой я несчастный". Но если они не просто остаются на работе из-за безвыходности, но наказывают себя этой работой? А если они получают от этого еще и удовлетворение - им их бичевание приносит удовольствие - тут все еще сильнее усложняется.

В случае с алкоголизмом или наркоманией тоже есть нюансы. В каких-то моментах они являются формой эскапизма, как и трудоголизм - наравне с ним. Есть и момент с тем, что алкоголизм можно интерпретировать как медленный способ суицида - опять же, уйти от реальности, и возможно, даже от этого самого "я", которое не хочется жалеть и вообще размышлять о "себе" или ощущать "себя" как-либо.

Все, что сказано выше, написано не в укор - скорее это попытка показать, что очень сильно важен контекст тех же самых размышлений о себе - как бы часто появляется вопрос - размышление о себе как о каком объекте?

Да и вообще, наверное, тут не совсем корректно вести подобную дискуссию - ведь мы не определяем поле или пространство, в которой эта проблема рассматривается. Ведь что такое "я" и "себя"? Психоанализ и эго-психология "я" или же "эго" видят абсолютно с разных позиций.

Показать полностью

"Я!" - головка от патефона, или таверна "удар копытом под зад" для популярных психологов, и не только

На написание поста натолкнули следующие слова Джордана Питерсона:

"Self-consciousness is indistinguishable from negative emotion".

Это имеет отношение к так называемой OCEAN модели или Big five модели, уходящей корнями к текстам 1936, 1943 годов, и.т.д. Знания не бесплатные, по 19 долларов за источник просят.
К счастью, мистер Питерсон уже оплатил и изучил тему, и выдал своё резюме, которое сильно срезонировало с моими наработками по самопомощи. Давайте переведём:

"Самосознание неотличимо от негативной эмоции" - Питерсон уточняет: мысли, относящиеся к самому себе (Self-conscious thoughts) плотно ассоциированы с негативными эмоциями.

Как выяснилось, в нашей по сравнению с ненашей литературой есть путаница и не совсем ясно как лучше стыковать термины при переводе. В целом Самосознание и Self-conscious являются эквивалентами:
https://plato.stanford.edu/entries/self-consciousness/
https://bigenc.ru/c/samosoznanie-f36418

Мысленный эксперимент: если взять испытуемого, предъявлять ему разный материал и изучать ассоциативную реакцию, мы увидим, что разницы между чем-то негативным для испытуемого и чем-то связанным с самим испытуемым в его ассоциациях нет. Ну, примерно так это работает.

И так, чем больше вы думаете о себе, тем больше негативных эмоций вы пробуждаете из памяти и, соответственно, переживаете их ежедневно. Как вам кажется, о чём думают несчастные люди? Ну, такие, например, которые вкалывают, не жалея себя, не получая удовлетворения от этого и отклика от близких людей, и.т.д. О чём думают люди, находящиеся в тяжёлой депрессии, за исключением тех моментов, когда они в принципе не о чём не думают, тупо пялясь в потолок, пол или стену? О чём думают запойные алкоголики и, скорее всего, и наркоманы, когда у них абстиненция? В той или иной форме они думают одну и ту же мысль: "Какой я несчастный". Они думают только о себе! Во всех контекстах, которые несчастный человек рассматривает, он делает это через себя в чём-то или по отношению к себе где-то.

У нормальных людей происходит наоборот. По крайней мере, пока они не начинают читать "психологов" в инсте или на бэ17.

Вспоминается комментарий одного из читателей моей статьи, где предлагается с помощью альтруизма преодолеть тему психологических долгов: не вредно ли это для самооценки? Посовещавшись с мистером Питерсеном, могу сказать, что "думать о самооценке" это и есть самое вредное для самооценки.

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Проекция - Интроекция

Ммм, может я тупой (интроекция), но большинство описаний этих явлений плохо сделаны (проекция). Здесь интересно, откуда растут ноги? Вообще, это не конкретные явления, а классы процессов, с ключевой особенностью в виде их диаметральной противоположности (как часто бывает в психике, не устану повторять). В интернете можно встретить термины вроде проективной идентификации или защитного интроекта, описывающие феномены как раз относящиеся к этим двум классам. Ещё, мне хочется рассказать, как выглядят эти вещи на моём субъективном языке, т.к. до меня это доходило долго.

"Вы на меня кричите!" - орёт один человек на другого, не сказавшего ни слова повышенным тоном ранее. Проекция. Наверное можно было бы назвать это когнитивным искажением, но в призме психоанализа это говорит о том, что индивид не способен признать, что орёт именно он. Я вижу в других собственные желания, мысли, чувства, эмоции. Думаю, именно наглядность проекции, хоть и неочевидная, даёт ключ к пониманию интроекции.

Потому что в интроекции всё наоборот, я вижу у себя: желания, мысли, чувства, эмоции - других людей. Кто-то когда-то, в детском возрасте сказал мне, что "может я тупой". Даже не то, чтобы вижу, а не отличаю от своих собственных. Следовательно, считаю своими собственными.

Если проекцию можно аккуратно проверить экспериментом, то с интроекцией придётся отправиться в занимательное путешествие из рефлексии и самоанализа, чтобы понять, что вряд ли я, во взрослом возрасте, стал бы всерьёз считать себя "может тупым", имея прожитую на данный момент биографию для самооценки. Так же как и гением я бы себя не счёл. Так же, как и не стал бы считать тупыми всех вокруг себя, хотя иногда хочется, но я понимаю, что это тоже не так. Интроекция.

Время перемен

Наверное в психике что-то меняется созвучно временам года. Затёртая фраза про время разбрасывать камни и собирать их тоже этому близка. Кто-то говорит про "весеннее обострение", но это скорее частный случай. "Бывает так, пацаны" - что весна как бы время перемен, лето - время действий, осень время "приуныть", в т.ч. через трудоголизм, а зиму надо как-то пересидеть, пережить. Вполне естественный цикл, связанный с биологическим выживанием всех видом на Земле. Мы не исключение. Сейчас весна. То, что было тяжело до невозможности раньше теперь стало возможным, стало легко. Только вот из-за инерции мышления нам будет казаться, что всё так же тяжело, как и зимой. А, это уже изменилось. Эту перемену мы чувствуем на грани сознания. Осталось лишь немного подтолкнуть себя, чтобы руки делали. Попробуем?

Долги, задолженности, психоэмоциональные

Ситуации или "расклады", когда вас предали, кинули, оскорбили, и.т.п. Случаи, для которых "психологи" рекомендуют написать письмо, не вручая адресату, отпустить, и.т.п. Что плохо работает. Потому что вам была причинена боль другим человеком, причинена вполне сознательно. Разумеется, этот человек в своих глазах себя легко оправдал и даже считает себя правым. Вы это понимаете, либо догадываетесь. Отсюда, сколько бы неотправленных писем вы не писали этой "твари", положение дел будет меняться от этого крайне медленно, если и будет. Просто за счёт того, что вы медленно "разряжаете" эмоции таким образом. Но, в глубине души будет сидеть потребность в некой "компенсации" от данного индивида. Желание отомстить в той или иной форме. Око за око, зуб за зуб. А, теперь нах*р психологов, вот мой вариант решения.

Блокировать такой глубокий, архетипичный порыв бесполезно, как реку не остановить. Его можно "трансформировать". А, как такие вещи работают в бессознательном? Почему-то там часто происходят повороты на 180 градусов. Лакан и Фрейд говорили о речевом изменении залога или падежа - формы речи. Желание отомстить, оно таким же образом рождается. Глагол: кинули - кину, обманули - обману, предали - предам. Т.е. "Око за око" это когда бессознательное стремиться "произнести" то же предложение, но в обратной форме, чтобы "закрыть" таким образом другое предложение, которое уже было произнесено кем-то Другим в ваш адрес и теперь живёт в вашей психике. А, теперь рецепт.

Обманули на деньги? Дайте этому человеку немного денег. Вроде как проще сказать, чем сделать, но люди так поступающие часто бывают падки на деньги. Для вас это типа как с барского плеча, только не надо это показывать, просто спокойно и уверенно даёте. Работает.
Оскорбили - тот же алгоритм. Человек преступает через мораль (если она у него есть), чтобы забрать у вас что-то: деньги, здоровье(т.е. причинение вам боли, физической или душевной, я интерпретирую как отбор здоровья), предали(форма отвержения через обесценивание, вы обесценены, а обесцененное не зазорно предать). Если у человека нет морали, то она есть у вас, поэтому принцип тот же. Если и у вас морали нет, то вы - перверт, такой рецепт может и не помочь, тут я не уверен. Если не поможет, ну и слава Богу, горите в аду твари перверсивные :)

В общем, как ни странно, этот принцип уже был озвучен очень давно, называется: "подставь другую щёку". Следовательно, оскорбили - согласитесь в шуточной форме. Предали - обесценьте себя в шуточной форме. Разумеется, это если другие варианты вам по какой-то причине недоступны. Не всегда, но часто это даже лучше общепринятых вариантов "наказания подлеца", т.к. вы не понесли урона, подлец не извлёк своей извращённой выгоды, а последнее причинит ему самому некоторую боль.

Вывод, Иисус был красавчиком, а мы все дебилы, реально, ну вот прям реально, 2000 лет прошло, а мы до сих пор не допёрли...

P.S. Если ударили тебя в левую щёку, подставь правую, уклонись и сделай хук слева.

Показать полностью

Разбираем труды З. Фрейда: "Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи"

Также работа З. Фрейда " Eine Kindheitserinnerung des Leonardo da Vinci" известна под следующими названиями:
«Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»
«Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве»
«Одно детское воспоминание Леонардо да Винчи»

Список литературы
1. Фрейд, З. "Одно раннее воспоминание Леонардо да Винчи"

Показать полностью

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть двенадцатая

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть двенадцатая Толкование снов, Фрейд, Психоанализ, Эзотерика, Психология, Посоветуйте книгу, Что почитать?, Психотерапия, Обзор книг, Разбор книги, Сонник, Бессознательное, Длиннопост

Так как разбор книги З. Фрейда "Толкование сновидений" идет в хронологическом порядке в соответствии с представленными главами и их пунктами, мы на этот раз коснемся аффектов и эмоциональных состояний, переживаемых в сновидениях.

«Если я в сновидении боюсь грабителей, то пусть разбойники и воображаемые, зато страх реален»

Фрейд заключает, что тот аффект, который переживается в сновидении, является, во-первых, действительным душевным переживанием; во-вторых, аффекты в сновидениях не подвергаются смещению и сгущению в отличие от содержания, то есть, они остаются незыблемыми.

В некотором смысле аффект является помощником при толковании сновидений. То, что подвергается воздействию цензуры, ее сопротивлению, может быть верно интерпретировано через аффект. Например, истерик боится "какого-то пустяка" в сновидении, это его удивляет. А другой, страдающий от навязчивых представлений, мучается от угрызений совести за какое-то мелочное событие. Как заключает З. Фрейд, психоанализ позволяет дать принятие этому аффекту, он признает аффект оправданным. Психоаналитик ищет то, что было замещено этими "пустяком или мелочью". Психоанализ позволяет доказать, что не во всех случаях аффект неразрывно связан с содержанием представления.

Фрейд выводит заключение, что аффект, который присутствовал в сновидении, будет присутствовать и в мыслях сновидения. При этом сны чаще "бесцветные", бедны на аффекты. Отсюда Фрейд предполагает, что работа сновидения также и подавляет аффекты. С другой стороны, чуть ниже следует предположение, что подавленные аффекты - следствие самого состояния сна. Сложные по структуре сновидения являются компромиссным результатом столкновения психических сил. Мысли сновидения образуют желание, но вынуждены бороться с сопротивлением цензуры. Фрейд предполагает, что аффект является сам по себе результатом торможения, появившегося в результате столкновения противоположностей. Аффекты в сновидениях, как заключает Фрейд, являются вторым "продуктом" работы цензуры, а все же первичный результатом ее работы является искажение во сне.

Также работа сновидения может обращать аффекты в их противоположность относительно мыслей сновидения. Отсюда следует, что истинный между противоположными аффектами можно определить по контексту.

Но как сновидение обращает аффект в противоположность? Это становится возможным благодаря внутренний ассоциативной связи, заключает З. Фрейд. Но кроме того, что замещение служит целям цензуры (как и любое смещение), также замещение аффекта может исполнять желание сновидца. Желание в данном случае заключается в том, чтобы обратить в противоположность неприятное чувство. Фрейд отмечает, что замещение и подавление аффекта реализуются из служения притворству. Чтобы как-то продемонстрировать это на примере, обратимся к тому, что приводит Фрейд.

Стало быть, цензура заставляет меня прежде всего подавлять свои аффекты, и если я хороший актер, то, притворяясь, продемонстрирую противоположный аффект: буду смеяться там, где мне хочется возмущаться, и буду ласковым там, где мне хочется уничтожить.

Откуда сновидение берет этот противоположный аффект? Она находит его в мыслях сновидения, но усиливает его благодаря психической энергии, пока он не будет пригодным для образования сновидения.

Есть класс сновидений, особо претендующих именоваться «лицемерными» и подвергающих теорию исполнения желаний трудному испытанию. Я обратил на них внимание, когда госпожа доктор М. Хильфердинг представила для обсуждения в Венском психоаналитическом объединении следующий сон из ...произведения Розеггера.

Далее Фрейд припоминает ряд сновидений, в которых он проводил анализы в лаборатории. Для Фрейда эти сновидения были такими же неприятными как и сновидения об экзаменах. Анализы, которые Фрейд проводил во снах, как бы были "обратны", анализам Фрейда в текущей жизни - "психоанализам". Но если Фрейд был доволен психоанализом, то те сновидения были скорее напоминанием о тяжелом времени. Эти сны З. Фрейд именует как "наказание выскочки". Но ведь при этом мы помним о том, что любое сновидение исполняет желание. Конечный тезис вновь подтверждается, когда в 1930 году З. Фрейд делает примечание о том, что в работе «Психология масс и анализ Я», психоанализ разделил личность на Я и Сверх-Я, отсюда следует, что подобные сновидения нацелены на исполнение желания супер-эго.

Фрейд выделяет и те сны, в которых происходит примирение с теми людьми, с которыми дружеские отношения сошли на "нет" ранее. Однако, как пишет З. Фрейд, при анализе таких сновидений выясняется, что находятся поводы не для укрепления дружбы с "бывшими друзьями", а для того, чтобы относится к ним как к последним людям.

Фрейд отмечает, что чувство удовлетворения в сновидениях и в мыслях сновидений может иметь разные источники. Часто источник, который можно выделить в мыслях сновидения, подавляем цензурой. Но само чувство удовлетворения не становится при этом вытесненным, потому что имеется и первый источник, имеющийся в сновидении. Аффекты в сновидениях сверхдетерминированы материалом, содержащимся в мыслях сновидения. Работа сновидения позволяет источникам, дающим удовлетворение, соединяться воедино и также приносить удовлетворение.

Также в контексте этого раздела Фрейд вновь обращается к своим воспоминаниям о детских взаимоотношениях со своим племянником, который был старше его на год. Они дружили, но постоянно дрались и ябедничали друг на друга. Близкий друг и заклятый враг были в одном лице. Далее подобные отношения, как отмечалось и ранее, преследовали З. Фрейда в лицах разных его друзей, все дружеские отношения в определенном смысле были воплощением той детской дружбы Зигмунда и его племянника.

Далее по тексту З. Фрейд еще не раз обращался к каким-то собственным воспоминаниям. И в принципе далее Фрейд заключает, что толковать и рассказывать собственные сны - достаточно тяжело. Это для Фрейда как показывать что именно он плохой среди всех остальных "хороших".

Фрейд уходит в достаточно интересные размышления:

«Незаменимых людей не бывает. Есть только ревенанты; все, что утрачено, возвращается». И теперь ассоциативная связь между противоположными составными частями мыслей сновидения становится более тесной благодаря тому случайному обстоятельству, что маленькая дочка моего друга носит такое же имя, как и подруга моей юности, одного со мной возраста сестра моего самого давнего друга и противника. Я с удовлетворением услышал имя «Паулина» и, чтобы указать на это совпадение, заменил в сновидении одного Йозефа другим и счел невозможным устранить начальные звуки в фамилиях Фляйшль и Фл. Отсюда нить мыслей ведет к именам моих собственных детей. Я настоял на том, чтобы называть детей не модными именами, а в память о близких людях. Их имена делают детей «ревенантами». И наконец, разве не через детей мы получаем единственный для всех нас доступ к бессмертию?

Фрейд заканчивает текущий раздел следующими заключениями. В психике спящего человека сновидение может быть детерминировано аффектом. Аффекты могут иметь как источники из настроений предыдущего дня, так и иметь соматические истоки. С актуальным настроением сновидение обходится как с ощущениями, возникающими во время сна: либо игнорирует его, либо это настроение истолковывается в смысле исполнения желания. Неприятное настроение во время сновидения становится его движущей силой. При этом, тот материал, который соединяется с неприятным настроением, перерабатывается до тех пор, пока не становится пригодным для исполнения желаний в сновидении. Чем более доминирует неприятное настроение в мыслях сновидения, тем надежнее находят для себя возможность найти выход подавленные импульсы желания. Как бы работа этих импульсов упрощается, так как в ином случае, им бы пришлось самостоятельно оказывать влияние на настроение. Но этим Фрейд вновь затрагивает тему возникновения кошмаров.

На этом заканчивается обсуждение аффектов в сновидениях в контексте шестой главы "Толкования сновидений".

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!