neandertallica

neandertallica

Пикабушник
поставил 200 плюсов и 79 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
2124 рейтинг 16 подписчиков 8 подписок 29 постов 2 в горячем

"Работа не волк — в лес не убежит". Почему сменился смысл

Я уже рассказывал про смысл поговорки "в рубашке родился". Теперь очередь пословицы "работа не волк — в лес не убежит".


В обиходе её воспринимают как "работа подождёт, никуда не денется, можно отложить, займусь когда займусь". О её втором смысле на пикабу уже были статьи, где утверждается, что в полном виде эта пословица звучала как

«работа не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо»

или

"работа на волк, в лес не убежит, всё равно делать придётся"

и соответственно имела противоположный смысл.


А истина, как всегда, посередине. Никакого расширенного варианта эта пословица не имеет и никогда не имела, это всё новодел. А смысл как раз такой и был, какой сейчас считывается только в "полном" варианте. Всё дело в разнице восприятия современного человека и наших предков. Мы видим мир не так как они. Если для них, этот смысл считывался сразу и воспринимался как само собой разумеющиеся, то на определённом отрезке отношение к труду и работе изменилось и пословица была вывернута наизнанку, сначала в насмешку, а потом...  Теперь этот простой смысл нужно разжевать, обильно смочить слюной и отрыгнуть как птенцу в практически переваренном виде. Отсюда и появилось это чавкающее «работа не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо».

"Работа не волк — в лес не убежит". Почему сменился смысл Пословицы и поговорки, Русский язык, Менталитет, Смысл

То же самое мы можем обнаружить и у других народов. Например, в английском фольклоре есть на первый взгляд непохожий аналог

"what may be done at any time is done at no time"

буквально "то, что может быть сделано в любое время, не делается никогда". Обратите внимание разные народы подошли к этому вопросу с разных сторон, но если довести обе мысли до конца — сойдутся в одну точку — либо делай, либо откажись.


P.S.

Вообще, все эти новоделы "в полном виде пословица звучала так" откровенно дегенаративны. Пословицы и поговорки не стреляют так в примитивно в лоб. «Работа не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо» — это нудное поучение от родителя, которого все мечтают заткнуть. "Работа не волк, в лес не убежит" — хлёсткий образный подзатыльник от авторитетного человека, к которому хочется прислушаться.

Пожалуйста, не распространяйте этот бред про "полный вид"...

Показать полностью 1

Почему ПДД в нынешнем виде "не алё"

Бытует мнение, что "в ПДД всё есть", дескать, ПДД это такая предельно сконцентрированная логическая схема, где, по большому счёту ни прибавить, ни убавить.  Чтоб показать, что Правила в нынешнем виде далеки от логики и разваливаются буквально за что не схватишься,  я не буду далеко ходить и покажу на примере двух жопоруких терминах: "остановка" и "вынужденная остановка".


Поехали...


Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Не вдаваясь в подробности и различия между терминами "остановка" и "стоянка" можно сказать, что данное определение подразумевает переход участника дорожного движения "водитель" в какой-то другой статус. Он может закрыть глаза и слушать музыку, тем самым пребывая в статусе пассажира, может пройтись в качестве пешехода или отойти в магазин, выбывая из участников дорожного движения вообще. По идее его ТС на это время превращается в "препятствие" (ну, превратилось бы.., если б этот термин в свою очередь был бы корректен).


Кроме выше обозначенного значения встречается ещё и другая "остановка", — это когда ты остановился на красный или перед знаком "движение без остановки запрещено", уступаешь пешеходу и т.п. Т.е. остановка когда водитель хотя и прекратил движение, но "водителем" остался.


Вот так так... Под одним термином срываются два кардинально разных значения... Это называется одно понятие с двумя разными содержаниями и является нарушением первого закона логики "закона тождества".


Далее...


Вынужденная остановка — это прекращение движения из-за опасности или неисправности транспортного средства. Остановка может быть вынужденной при появлении препятствия на дороге, а также из-за неудовлетворительного состояния водителя или пассажиров.

Т.е. по определению остановка в разрешённых для этого местах, но по причине плохого самочувствия будет отличаться от той же самой, но по другой причине... А какая для ПДД разница загружаю я автомобиль или перекладываю груз для лучшего равновесия? Какая разница, чем я занимаюсь, если остановился в разрешённом для этого месте? Никакой! Мои действия ничем при этом не отличаются! Я не выставляю знак аварийной остановки и не включаю аварийку. Но два термина... Два термина для одной ситуации.


Да, определение "вынужденная остановка" шире и включает остановку в запрещённых для этого местах. Так почему бы не ограничить определение в этих пределах? В логике это называется перекрест понятий и в классификации является одним из видов логических нарушений.

Почему ПДД в нынешнем виде "не алё" ПДД, Определение, Логика, Теория, Длиннопост

Что к примеру стоило сформулировать так:


Остановка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, загрузки или разгрузки транспортного средства, из-за опасности или неисправности транспортного средства, либо из-за неудовлетворительного состояния водителя или пассажиров.


Вынужденная остановка — это прекращение движения в местах, где остановка запрещена из-за опасности или неисправности транспортного средства. Остановка может быть вынужденной при появлении препятствия на дороге, а также из-за неудовлетворительного состояния водителя или пассажиров.

Всё! Первое определение мы расширили причинами, второе окоротили фразой "в местах, где остановка запрещена". Теперь термины класса разделены и закрывают поле значений.


Вы видите? Всего два термина, а авторы ПДД сумели заблудиться в трёх соснах. Одному термину присвоили два содержания, первому дали определение, о втором забыли. Потом это определение поставили внахлёст с третьим термином . О каком качестве при таком отношении может идти речь?


И ведь точно такой разбор можно провести и с другими, упомянутыми здесь терминами "препятствие", "водитель", "пассажир", которые в нынешнем виде, прямо скажем, не лезут ни в какие ворота. Казалось бы, подумаешь, определения.., к мелочам придираешься. Нет, не к мелочам. С этих мелочей всё только начинается и дальше развивается лавинообразно. О каком хорошем доме можно вести речь если ваш фундамент весь потрескался и покосился? А сколько перекосов там на этажах.., одному Богу ведомо.


отсюда

Показать полностью 1

Ответ на пост «Правила применения внешних световых приборов»

мне кажется такой вариант удобнее:

Ответ на пост «Правила применения внешних световых приборов» ПДД, Автошкола, Фары, Дальний свет, Ответ на пост

Необходимые пояснения к таблице:


1. По Правилам нет разницы когда нас застигла недостаточная видимость: в светлое ли время суток, тёмное или сумерки. Недостаточная видимость и точка.


2. ПТФ и ЗПТФ (противотуманные фары и фонари): в правилах не сказано, что в какой-либо ситуации мы обязаны их включить. Никогда не обязаны, а только "можем". Так как условия недостаточной видимости бывают разные это решение отдано на откуп водителям. В таблице это сформулировано как "включить при необходимости".


3. Вообще, из всех этих световых приборов обязательных только два: фары ближнего света и задние габариты. Причём ближний является универсальным: он всегда разрешён и всегда достаточен для соблюдения Правил.


4. Задние габариты при движении включать не требуется, они включаются автоматически при включении любых фар, поэтому я применил формулировку «работают».


5. Сумерки тоже могут быть с «хорошей видимостью» и с «плохой», например, сумерки с туманом. По ПДД это одинаково условия недостаточной видимости, но понятно, что при «хорошей» видимости включать ЗПТФ (фонари) не стоит, дабы не слепить едущих сзади.

Показать полностью

Дистанция общения (самая суть)

"Видимо, юноша что-то почувствовал, потому что остановился, существенно не дойдя до Автолика. Постороннему наблюдателю эта пара показалась бы презабавной – голый, коренастый, могучий, словно вросший в землю мужчина в самом расцвете зрелости, и длинноногий, длиннорукий юнец в ярко-голубой хламиде поверх белоснежного хитона, застенчиво моргающий и переминающийся с ноги на ногу.


Однако, не будучи посторонним наблюдателем, Автолик мигом сумел оценить скрытую силу, таившуюся в юноше, – и плечи учителя Автолика расслабились, а на бородатом лице доброжелательно блеснули черные глаза.


– Меня зовут Ифит, – торопливо представился юноша. – Ифит из Ойхаллии. Да вы знаете небось – это на острове Эвбее…


– Неблизкий путь, – кивнул Автолик. – Учиться приехал, что ли, Ифит Ойхаллийский?


– Вряд ли, – равнодушно ответил юноша. – Скорее уж учить. А откуда вы знаете, что я Ифит Ойхаллийский? Вы что, с моим отцом знакомы?


Автолик почувствовал себя неловко – а это с ним случалось крайне редко. Ифит Ойхаллийский? С отцом знаком? Учить приехал?! Ведь сам же только что заявил: я, мол, Ифит из Ойхаллии… это что, не то же самое, что Ифит Ойхаллийский?


– С каким отцом? – вырвалось у борца.


– С моим, – повторил Ифит. – С Эвритом, басилеем Ойхаллии. Знакомы, да?


– Нет уж, не сподобился, – Автолик мало-помалу приходил в себя. В конце концов, что тут особенного – закончив занятия в фиванской палестре, лицом к лицу встретиться со старшим сыном басилея Ойхаллии (кто, кроме наследника, так спокойно назовет себя Ойхаллийским?), специально приехавшим сюда с Эвбеи и собиравшимся не учиться, а учить…


Кого?


Его, что ли, Автолика?!


Тогда – чему?!


Борьбе? Нет, только не борьбе – стоит далеко… Автолик по себе знал, что опытные борцы даже при дружеском разговоре стараются держаться поближе к собеседнику, на расстоянии вытянутой руки; это въедается в плоть и кровь, становится второй натурой, привычкой, потому что дальше – неуютно, ближе – опасно, а вот так, полшага до захвата – в самый раз.


Нет, Ифит – не борец.


И не воин-щитоносец – потому что тот же Кастор всегда держится на расстоянии копейного удара, четырех-пяти локтей от собеседника, стараясь иметь запас пустого пространства (не такого, как любит его брат Полидевк, кулачный боец, а раза в полтора больше), и Автолик не раз замечал, что при разговоре с Кастором теснит последнего к ближайшей стене, машинально стараясь подойти поближе, что, в свою очередь, заставляло Кастора делать шаг назад.


А этот гость еще дальше стоит, чем Кастор, и чувствуется, что ему так удобно беседовать…


Кифаред? Так лучше Лина юнцу не бывать!


Колесничий? Повадка не та.


Просто юный нахал? Непохоже…


Раздумывая, Автолик нечаянно посмотрел переставшему моргать Ифиту прямо в глаза – и вдруг все понял, понял еще до того, как увидел, что за предмет приторочен к ограждению Ифитовой колесницы. Уж больно пронзительный прищур оказался у юноши, и морщинки не по возрасту лихо разбегались от уголков глаз; не взгляд – стрела, та стрела, которую видишь уже в себе, в первый и последний раз видишь…


Лучник."


©Генри Лайон Олди "Герой должен быть один"

Показать полностью

Дистанции общения (на примере отрывка из к/ф "Меняющие реальность")

Небольшое предисловие


Психологи выделяют три дистанции при общении между людьми. Почему есть эти дистанции, их суть и характеристики в рамках данного разбора значения не имеют, достаточно лишь:

1. чем ближе человек, тем короче расстояние; 

2. дистанции имеют чёткие границы.

Продемонстрировать эти дистанции можно показательным отрывком, в котором движение во внутрь от одного края (незнакомые) до другого (интимная зона) состоялось в рамках одного фрагмента.

1. Социальная зона

Элиза появляется из кабинки и идёт объяснение с Дэвидом, кто она и как здесь оказалась. По сути они представились друг другу и выяснили жизненные обстоятельства, в которой находится каждый. Далее Дэвид делает пару шагов вперёд, рвёт дистанцию.


2. Личная зона

Официальное представление состоялось, разговор перетекает на более глубокий уровень. Он заканчивается тем, что Дэвид снова рвёт дистанцию и целует Элизу.


3. Бамс! Интимная зона!


Как вы думаете, кто был инициатором в этом процессе? Кто был ведущим, а кто ведомым?


Ну конечно, ведущей была Элиза. Как только наступал момент для сокращения дистанции она подавала знак и Дэвид шёл вперёд. Если не вести речь о невербалике, голосе и т.п. вещах, которые заслуживают отдельного разбора; Элиза меняла позу с началом нового раунда разговора (хотя разговор выглядит цельным, но на самом деле он состоит из нескольких законченных фрагментов). Она стоит, садится, снова встаёт и смена позы здесь довольно мощный приём. Дело в том, что более близкий допуск невозможен в рамках одной "серии", нужно поменять обстановку, чтоб подсознанию показалось, что прошло довольно времени и ты достаточно её узнал. Элиза сделала это филигранно и смена позы, помимо остальных использованных средств, это контрольный выстрел, штамп "утверждено/ принять к исполнению".


Элиза вскрыла Дэвида как пират консервную банку, вот какая история.

Показать полностью

Гибкость

Намедни смотрел ролик Алексея Капранова, где он рассказывал о психосоматике, т.е. системе где все психологические проблемы, переживания и т.п. соотносится с конкретным участком тела и уже по тому что у тебя болит можно понять, что у тебя в жизни происходит.  Поскольку это всё где-то на границе психологии и эзотерики, а пикабу превратилось в цитадель воинствующего атеизма, с разъяснениями  покончим.


Варилось это у меня в котелке, значит, варилось и сегодня я вдруг вспомнил одну любопытную вещь. В далёкие времена молодости я работал тренером с мелкими 6-10 лет. Они, конечно, по физическим кондициям все очень разные, но какая-никакая гибкость у детей присутствует. Дети всё таки...


Надо сказать, что в психосоматике гибкость, подвижность суставов это гибкость мышления, между лютая прямая взаимосвязь.


Ну так вот, привели ко мне как-то шестилетку, у которого родители погибли и его воспитывала бабушка. Вспоминается, от неё шёл запах старости и затхлости, который передался и внуку. Никак не могу вспомнить типаж для примера, но я думаю вы все таких встречали. При этом упаси вас Бог подумать, что я имею в виду, что внука она не любила. Не припомню, чтоб я усомнился в этом. Приводила его, сидела до конца тренировки, собирала и уводила.


Гибкий он был как кочерга, этакий юный 90-летний бабушка. Уже не помню сколько конкретно, но я какое-то дикое время убил, чтоб научить его кувырку, тогда как другие дети за то же время начинали если не фляки, то перевороты назад крутить (сейчас пишу это и у меня от чего-то сердце щемит). Потом я ещё пару раз встречался с такими случаями и каждый раз гибкость у таких детей была в ужасающем состоянии. Меня тогда очень заинтересовала эта взаимосвязь, но всё на грани предположений и туманных догадок.


И тут пробило, у таких старых людей гибкость мышления нулевая, всё у них ясно-понятно, рассуждения категоричны, открытость новому пылится где-то в запертом сундуке и мнение их не поколебать (попробуйте вспомнить как вы учили бабушку пользоваться мобильником). Это косное мышление дети перенимают, отсюда и удручающая негибкость.



Потом за время преподавательства замечал ещё и другие закономерности этого плана. Например, что случается с детьми родителей, у которых патологическая склонность к чистоте и контролю, но это уже совсем другая история...

Показать полностью

Условие-решение (ч.2)

"Раз правильно прочитанное условие это половина задачи, то верно и обратное: условие (а следовательно и сама задача) не может быть понято в принципе, если решение не входит в зону ближайшего развития. ...


Алгоритм всех решений в общем рассмотрении таков: общие сегменты условия, отличные друг от друга сегменты, разница отличных сегментов.


Сокращать больше было нельзя, и я стал думать, как решить задачу. Сначала я подумал, что если 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, то надо сложить все топоры и пилы вместе и 84 поделить на то, что получилось. Я сложил 12 топоров и 3 пилы, получилось 15, Тогда я стал делить 84 на 15, но у меня не поделилось, потому что получился остаток. Я понял, что произошла какая-то ошибка, и стал искать другой выход. Другой выход нашелся такой: я сложил 12 топоров и 5 пил, получилось 17, и тогда я стал делить 100 на 17, но у меня опять получился остаток. Тогда я сложил все 24 топора между собой и прибавил к ним 8 пил, а рубли тоже сложил между собой и стал делить рубли на топоры с пилами, но деление все равно не вышло. Тогда я стал отнимать пилы от топоров, а деньги Целить на то, что получилось, но все равно у меня ничего не получилось. Потом я еще пробовал складывать между собой пилы и топоры по отдельности, а потом отнимать топоры от денег, и то, что осталось, делить на пилы, и чего я только не делал, никакого толку не выходило. Тогда я взял задачу и пошел к Ване Пахомову.

— Слушай, — говорю, — Ваня, 12 топоров и 3 пилы вместе стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила? Как, по-твоему, нужно сделать задачу?
— А как ты думаешь? — спрашивает он.
— Я думаю, нужно сложить 12 топоров и 3 пилы и 84 поделить на 15.
— Постой! Зачем тебе складывать пилы и топоры?
— Ну, я узнаю, сколько было всего, потом 84 разделю на сколько всего и узнаю, сколько стоила одна.
— Что — одна? Одна пила или один топор?
— Пила, — говорю, — или топор.
— Тогда у тебя получится, что они стоили одинаково.
— А они разве не одинаково?
— Конечно, не одинаково. Ведь в задаче не говорится, что они стоили поровну. Наоборот, спрашивается, сколько стоит топор и сколько пила отдельно. Значит, мы не имеем права их складывать.
— Да их, — говорю, — хоть складывай, хоть не складывай, все равно ничего не выходит!
— Вот поэтому и не выходит.
— Что же делать? — спрашиваю я.
— А ты подумай.
— Да я уже два часа думал!
— Ну, присмотрись к задаче, — говорит Ваня. — Что ты видишь?
— Вижу, — говорю, — что 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля, а 12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
— Ну, ты замечаешь, что в первый раз и во второй топоров куплено одинаковое количество, а пил на две больше?
— Замечаю, — говорю я.
— А замечаешь, что во второй раз уплатили на 16 рублей дороже?
— Тоже замечаю. В первый раз уплатили 84 рубля, а во второй раз — 100 рублей. 100 минус 84, будет 16.
— А как ты думаешь, почему во в горой раз уплатили на 16 рублей больше?
— Это каждому ясно, — ответил я, — купили 2 лишние пилы, вот и пришлось уплатить лишних 16 рублей.
— Значит, 16 рублей заплатили за две пилы?
— Да, — говорю, — за две.
— Сколько же стоит одна пила?
— Раз две 16, то одна, — говорю, — 8.
— Вот ты и узнал, сколько стоит одна пила.
— Тьфу! — говорю. — Совсем простая задача! Как это я сам не догадался?!
— Постой, тебе еще надо узнать, сколько стоит топор.
— Ну, это уж пустяк, — говорю я. — 12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля. 3 пилы стоят 24 рубля. 84 минус 24, будет 60. Значит, 12 топоров стоят 60 рублей, а один топор — 60 поделить на 12, будет 5 рублей.

Я пошел домой, и очень мне было досадно, что я не сделал эту задачу сам. Но я решил в следующий раз обязательно сам сделать задачу. Хоть пять часов буду сидеть, а сделаю.
Показать полностью

Условие-решение (ч.1)

Перелистывал старую методичку из моего пед. колледжа и наткнулся на слова, которые, как я только сейчас понял, относятся ко всем задачам в жизни вообще:


"...и мы снова возвращаемся к "правильно прочитанному условию задачи, которое и есть половина задачи". Разобранного и понятного условия всегда достаточно, чтоб решение обрело контур само. Многие родители и учителя "разжёвывают" решение вместо того, чтоб направить всё внимание именно на условие. Такой подход сравним с беспорядочным блужданием по лабиринту вместо движения по карте. Ещё раз : понимание условия — ключ к решению и действия здесь всегда одни: извлеки главное, отсеки лишнее, разбей на смысловые блоки.


Недолго думая я раскрыл задачник и принялся читать задачу:

«В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше. Одной бригаде плотников продали половину топоров и три пилы за 84 рубля. Оставшиеся топоры и пилы продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?»

Сначала я совсем ничего не понял и начал читать задачу во второй раз, потом в третий… Постепенно я понял, что тот, кто составляет задачи, нарочно запутывает их, чтобы ученики не могли сразу решить. Написано: «В магазине было 8 пил, а топоров в три раза больше». Ну и написали бы просто, что топоров было 24 штуки. Ведь если пил было 8, а топоров было в три раза больше, то каждому ясно, что топоров было 24. Нечего тут и огород городить! И еще: «Одной бригаде плотников продали половину топоров и 3 пилы за 84 рубля». Сказали бы просто: «Продали 12 топоров». Будто не ясно, раз топоров было 24, то половина будет 12. И вот все это продали, значит, за 84 рубля. Дальше опять говорится, что оставшиеся пилы и топоры продали другой бригаде плотников за 100 рублей. Какие это оставшиеся? Будто нельзя сказать по-человечески? Если всего было 24 топора, а продали 12, то и осталось, значит, 12. А пил было всего-навсего 8; 3 продали одной бригаде, значит, другой бригаде продали 5. Так бы и написали, а то запутают, запутают, а потом небось говорят, что ребята бестолковые — не умеют задачи решать!

Я переписал задачу по-своему, чтоб она выглядела попроще, и вот что у меня получилось:

«В магазине было 8 пил и 24 топора. Одной бригаде плотников продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде плотников продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит одна пила и один топор?»

Переписавши задачу, я снова прочитал ее и увидел, что она стала немножко короче, но все-таки я не мог додуматься, как ее сделать, потому что цифры путались у меня в голове и мешали мне думать. Я решил как-нибудь подсократить задачу, чтоб в ней было поменьше цифр. Ведь совершенно неважно, сколько было в магазине этих самых пил и топоров, если в конце концов их все продали. Я сократил задачу, и она получилась вот какая:

«Одной бригаде продали 12 топоров и 3 пилы за 84 рубля. Другой бригаде продали 12 топоров и 5 пил за 100 рублей. Сколько стоит один топор и одна пила?»

Задача стала короче, и я стал думать, как бы ее еще сократить. Ведь неважно, кому продали эти пилы и топоры. Важно только, за сколько продали. Я подумал, подумал — и задача получилась такая:

«12 топоров и 3 пилы стоят 84 рубля.
12 топоров и 5 пил стоят 100 рублей.
Сколько стоит один топор и одна пила?»
Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!