abortubil

abortubil

Пикабушник
Дата рождения: 25 февраля 1992
поставил 2011 плюсов и 223 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
34К рейтинг 100 подписчиков 5 подписок 22 поста 13 в горячем

Савватеев не прав или что такое наука

Попался мне на глаза рекомендацией ютуба ролик с участием Алексея Савватеева, где он позволил себе некоторые высказывания по поводу науки. Вот этот ролик:

В частности, вот некоторые из его цитат:
1:55 "На самом деле, значит, типичная схема, что "Наши модели та-да-та-да-дам, а значит..." и дальше вообще ничего не относящееся к делу — это способ манипуляции не только в математике но и во всех социальных науках"

4:47 "Наука — это получение знания о предмете, в котором возможна не коррумпированная честная экспертиза. То есть в котором есть понятие "мнение учёных" не связанное с выделенными грантами на это"

7:29 "Но мне бы хотелось, чтобы научное было ценным..."

8:37 "Поэтому, если есть разделение, если ты хочешь настоящего разделения, оно только на математику и всё остальное"

8:47 "Я хочу, чтоб богословие было там же, в области науки"

10:41 "В других науках нет такого знания, в которых ты можешь голову положить на отсечение, по тому, что все остальные знания — они приблизительные. Мы сто раз провели эксперимент, но мы не знаем, что будет на сто первый."

Прежде приступить к разбору, давайте договоримся сразу, что не будем касаться личности собеседника Савватеева, ибо иначе мы скатимся в палитату, а такой цели я не преследую.

Итак, касательно ролика. Понятное дело, что Алексей в этом интервью скорее треплется, чем говорит серьёзно. Возможно даже, что это умышленный троллинг оппонента, однако, вышло настолько тонко, что понять троллинг это или Савватеев действительно так думает понять сложно. Ну и, конечно же, так как Алексей — математик, то, понятное дело, что для него математика это вершина знаний, которые постигает человек.

Но, давайте по серьёзному. Для меня очень странно, что человек, который изучал философию в университете (в МГУ её нормально дают, по личному опыту могу сказать), изучал философию и историю науки в аспирантуре (ведь у него кандидатский минимум точно сдан!) опускается в рассуждении о науке до уровня "кухарок".

Наука это то, где возможна некоррумпированная честная экспертиза? Алексей, мне кажется, Вам стоит меньше заниматься политикой и больше математикой, ибо математик Вы "от Бога", а вот политик так себе, если честно. А то Вас уже перекрывать начинает. Тут судя по вашему определению наукой не математику с физикой надо считать, а рейд сотрудников госнаркоконтроля по злачным местам северной столицы с целью установления в каких подвалах толкают наркоту, а в каких нет. Ведь если у нас этот рейд будет проведён по закону некоррумпированными силовиками, то это знание будет научным. Так что ли теперь надо понимать науку??

Вообще, слово наука — это очень интересное слово, так как подобрать ему оптимальное, объективное и всеобъемлющее определение довольно сложно. Это как со словом "любовь". Мало того, что каждый словарь определяет его по разному, так ещё и каждый отдельный человек понимает его по своему. Отсюда и корень всех бед. Вообще, если посмотреть на науку в общем и целом, то наука — это попытки создания моделей и/или конструкций для описания каких-либо событий, ситуаций или явлений, их объяснения и предсказания их поведения.

Примерно об этом говорит википедия:

Нау́ка — деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. [1]

Или здесь:

Science is a rigorous, systematic endeavor that builds and organizes knowledge in the form of testable explanations and predictions about the world. [2]

Или в БСЭ:

Наука, сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. [3]

Однако, нужно понимать, что подходы к этому процессу могут быть абсолютно разные.

И первое, что хотелось бы отметить — это философию. Философию называют фундаментом науки, ибо именно исходя из философии мы понимаем что есть наука, а что есть не наука. Философия даёт определение научности. Философия даёт критерии научности для методов исследования. Философия науки — это в принципе сборник договорённостей того, что наше общество считает наукой. Но отсюда возникает проблема и с самой философией — она не может ссылаться сама на себя (то есть философия не может считаться наукой по тому, что философия так сама себя определила). Поэтому философию необходимо выносить в отдельный вид науки.

Дальше идёт математика. С ней тоже не всё просто. Математика — это, по сути, про символьную систему для количеств и методах работы с ней. Математика определяет, как мы будем называть те или иные количества/размеры/объёмы, а так же выводит алгоритмы работы с взаимодействия этих количеств/размеров/объёмов. Математика, наравне с программированием, на самом деле ничего не изучает и ничего не исследует, а только находит алгоритмы, по которым можно найти результат взаимодействий количеств. Поэтому, математику, программирование, начертательную геометрию и прочие подобные науки нужно также выносить в отдельный вид — так называемые точные науки.

Теперь поговорим о том, что изучает окружающий нас мир. Естественные науки. И тут возникает такая ситуация, что вся философская машина на протяжении нескольких веков работала именно на естественные науки. Именно под них разрабатывались и улучшались определения, инструментарий и теоретическая база. Именно по этой причине очень часто, когда говорят о науке имеют в виду именно естественные науки. В том числе и математика работала на потребности естественных наук, когда нужно было что-то посчитать, а люди не понимали как это сделать. Тем не менее, естественные науки — это точно такой же вид науки, ничем не лучше и не хуже, чем философия и точные науки, хотя и значительно от них отличающиеся.

Гуманитарные науки. Когда человечество наконец достигло такого уровня развития, что появилось время для других вопросов кроме "что покушать?" и "как выжить?", люди начали пытаться искать закономерности в поведении общества. Ну а так как к тому времени естественные науки очень хорошо себя зарекомендовали (во многом благодаря им люди могли думать не только о еде и выживании), было решено использовать инструментарий естественных наук для описания взаимодействий в обществе. Получилось... Мягко говоря не очень. Но, это не потому, что это науки плохие, а по тому, что под них до сих пор нет подходящего инструментария. Поэтому, гуманитарные науки — это тоже отдельный вид науки и их нельзя мешать с естественными науками и математикой. Они просто другие.

Богословие же, которое хочет сохранить в научности Савватеев, это вообще отдельный разговор, ибо оно начинает противоречить в принципе философскому концепту науки, а именно попытка постигнуть непостигаемое и необъяснимое. И если Алексей имел в виду под богословием историю религии или общественно-культурные сдвиги, то тогда нужно говорить не про богословие, а про историю, культурологию, лингвистику и так далее. А если он имел в виду богословие, как науку, которая использует такой инструмент как "личностный опыт веры" (теперь у нас такой метод исследования признан научным и благодаря ему можно защищать диссертации [4]), то у меня к товарищу гражданину Савватееву большие вопросы! Это что получается, мы теперь на личностном опыте веры сюда приплетём, наравне с теологией, эзотерику? Астролигию? Тарологию? Родоведение и кучу других антинаучных концепций? Как бы то ни было, для этих специальных дисциплин тоже есть отдельный вид науки — псевдонаука.

И всё, что сказано выше должен понимать любой образованный человек, не обладающий специальным образованием, званиями и регалиями (Доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН, профессор МФТИ, профессор Адыгейского государственного университета, ведущий научный сотрудник ЦЭМИ РАН).

И очень смешно, когда с одной стороны Алексей говорит, что знание должно быть не коррумпированным (то есть не вестись в интересах конкретных лиц) и тут же, через три минуты заявляет свои хотелки на то, как она должна выглядеть? Алексей, Вас ничего не смущает? Противоречия не видите?

Деление на математику и всё остальное ровно туда же. Да, математика, как мы выяснили выше, это отдельный вид науки со своими особенностями и тонкостями. Но это не делает математику "научнее" всех остальных наук. Ибо точно такими же передёргиваниями, переворачиваниями и манипуляциями я могу доказать что математика вообще не наука, а символьная система (философия мне в помощь!). Скромнее, скромнее надо быть!

Высказывание о том, что математика точна а всё остальное приблизительно — это вообще никакой критики не выдерживает! Ибо в рамках модели, которую устанавливают учёные, всё работает ровно с той точностью, которую и вычислили учёные. Или что, не один физик не даст голову на отсечение, что гравитация существует и кирпич, сброшенный с 9 этажа многоэтажки (если никто не будет мешать и вклиниваться в условия эксперимента) не упадёт на землю? Ни один биолог не даст голову на отсечение, что если спарить двух кошек, то у них родится кошка, а не мышка или собака (или вы допускаете, что на сто первый раз свинья бобра таки родит?). Ни один химик не даст голову на отсечение, что если поджечь смесь водорода с кислородом, то после взрыва на стенках реактора сконденсируется вода, а не ртуть? Серьёзно?

А на самом деле, Алексей сделал в этом ролике ровно то, о чём говорил на самых первых минутах: по моей модели та-та-та-та-та-та-та! И потом на основании этого нагородил то, что не имеет отношения к науке в целом и тому, о чём он говорил в частности.

Стыдно должно быть, Алексей Владимирович, стыдно!

Источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука

  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Science

  3. http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/080/405...

  4. https://phdru.com/mydocs/2017_autoreferat_khondzinsky.pdf

Показать полностью

Вы нам главное комиссию занесите или тренинги жадности от PROFI.RU

О том, что PROFI.RU жадные до денег дятлы, которым наплевать что на клиентов, что на своих сотрудников, я писал несколько лет назад, в самом начале пандемии (Profi.ru: Мы делаем деньги на ваших жизнях!). Пост мне быстро заминусили, а сам profi.ru меня забанил. Нет, конечно, они написали, что мы расторгаем с Вами сотрудничество по тому, что... По тому, что по договору мы не обязаны говорить почему. Но учитывая, что никаких взаимодействий с ними у меня не было, а письмо пришло через два дня после публикации поста... Что сказать, оперативно работают!

Бан — баном, а денег они всё равно хотят! Поэтому рассылку на мою почту они не остановили (благо почти вся автоматом уходит в спам). И вот, пару дней назад, приходит мне от них интересное письмо следующего содержания:

Вы нам главное комиссию занесите или тренинги жадности от PROFI.RU Мошенничество, Развод на деньги, Репетитор, Длиннопост, Негатив
Вы нам главное комиссию занесите или тренинги жадности от PROFI.RU Мошенничество, Развод на деньги, Репетитор, Длиннопост, Негатив

Эти ребята предлагают получить 161 ученика всего за 8 месяцев! Не хило да? Но, репетитор — это не мастер на час, который взаимодействует с учеником один-два раза. Как минимум — это занятие на несколько месяцев, а как правило, с хорошим репетитором занимаются по несколько лет.

Если Сергей хороший репетитор и все его ученики остались с ним заниматься хотя бы по одному часу и один раз в неделю, то, получается, что на еду, сон, душ и туалет Сергей имеет 7 часов в неделю! То есть, чтобы провести 161 занятие в неделю, нужно работать по 23 часа в сутки! Вот это я понимаю работоспособность — терминатор!

Более того, со своих 161 ученика Сергей, как нам сообщают, зарабатывает более 1 миллиона рублей в месяц! А это значит, что его услуги стоят более 6200 за час. Очень сильная ставка, существенно выше средней по рынку.

Насколько реально на практике реализовать такую систему пусть каждый решит сам. Но если включить разум и критическое мышление, то понятно, что, скорее всего, этот миллион Сергей зарабатывает не на учениках, а на доверчивых лохах, которые понесут за этот инфоцыганский вебинар кучи денег.

Внимательные могут заметить, что почтовый ящик не соответствует официальному профирушному, нет фирменного оформления и так далее. Так при чём здесь профи, спросят они, если тебе пишет какая-то левая организация?

А ещё более внимательные им ответят, что если прочитать письмо, то площадка профирушников упоминается там аж целых 7 раз! Видимо, чтобы до самых тупых дошло, с кем нужно работать. Сколько раз упоминаются другие площадки? Ни разу! Хотя их достаточное количество с довольно ощутимым охватом (одна ассоциация репетиторов имеет довольно большую долю). Будет ли человек, который заинтересован в максимально эффективном поиске учеников привязываться к одной площадке? Нет, не будет. А значит этот семинар проплачен площадкой, которую так пиарят. При том пиарят так, как любит профи — есть только мы и больше никого.

Так а почему они не сделают рассылку от своего имени? Да всё очень просто: их рассылка автоматом попадает в спам. Даже письмо о том, что мой аккаунт снесли я случайно нашёл в папке спама через 3 недели после того, как оно пришло, пока искал другое письмо. А так, благодаря подмене почтового ящика, письма сразу в спам не попадают.

Более того. Кому выгодно выдать 161 ученика за 8 месяцев? Да конечно площадке, которая и знакомит учеников и репетиторов. Чем больше через репетитора пройдёт учеников, тем профикам лучше! Им не выгодно, когда ученик нашёл репетитора и занимается с ним несколько лет. Тогда они получат только одну комиссию. Им выгодно, когда ученик меняет репетитора каждый месяц. Тогда они и комиссию получают каждый месяц.

В общем, контора profi.ru вновь показала своё истинное лицо, которое очень напоминает жопу, считая своих сотрудников просто кучкой тупых дегенератов.

Выводы? Выводы о том, что это за контора и стоит ли с ней связываться что с одной, что с другой стороны, думаю, каждый способен сделать сам.

Показать полностью 2

Химическая ёлочка

Вот тут все итоги года подводят, подарками хвастаются, желания загадывают. А я вот что хочу показать:

Химическая ёлочка Химия, Елочные игрушки, Новогодняя елка, Ёлки

Вот такая вот красавица стоит у нас в школе.

Вообще это не просто ёлочка, а ещё и викторина. Школьникам предлагалось угадать, какие вещества в какую колбу налиты. Все вещества, дающие окраску, неорганические. Красители и индикаторы не использовались.

Победитель конкурса (который получит книжку и шоколадку) верно отгадал 5 из 10 растворов. А сколько получится у вас?

Показать полностью 1

1 + 1 > 2, возможно ли?

Приветствую всех читающих!

Меня зовут Артём, мне 30 лет и я алкоголик в поиске девушки/боевой подруги/будущей жены (в зависимости от обстоятельств).

Будет очень круто, если мы вместе сможем ходить на metal-концерты (Тапок, Багира и Обелиск — это то, что я хочу посетить в ближайшее время), играть в настольные (больше люблю логические и стратегические, нежели компанейские. Root, Серп, Индустрия, эволюция (красная) и вот это вот всё. Неплохо играю в шахматы) и компьютерные  игры. Готов выделять время для прогулок, катания на велосипедах и коньках.


Бронзовый призёр последнего чемпионата России и чемпион последнего кубка вызова по квиддичу (и нет, мы не бегаем с мётлами между ног!!).

1 + 1 > 2, возможно ли? Мужчины-ЛЗ, Москва, Химки, Зеленоград, Длиннопост

Занимался историческим фехтованием (но сейчас на это практически нет времени), театральным искусством и даже успел поиграть на сценах ВДНХ и Ростова Великова (хоть и в детских спектаклях, но не теряю надежд и на взрослые!). В меру зануден (уровень можно оценить по постам в профиле).

Работаю учителем химии, репетитором по химии, ведущим мастер-классов по химии. В общем — преподаватель химии. Не курю, к алкоголю отношусь достаточно ровно (могу выпить за компанию, но особо не тянет последние несколько лет). По настроению пишу научно-популярные посты или разборы.


В разводе, бывшей женой не интересуюсь с момента оформления всех необходимых документов (для меня она не существует от слова совсем уже несколько лет), детей и алиментов нет.

1 + 1 > 2, возможно ли? Мужчины-ЛЗ, Москва, Химки, Зеленоград, Длиннопост

Территориально проживаю в Химках, работаю в Москве, часто бываю в Зеленограде.


Кого и зачем ищу? Ищу человека, вместе с которым мы сможем больше, чем в сумме каждый из нас по отдельности. Ищу ту, которая не стеснятся попросить поддержки в трудную минуту, но и сама будет готова поддержать, если вдруг что-то пойдёт не так. Ну а когда (и в основном) всё хорошо — радоваться жизни и радовать друг друга, путём проведения совместного досуга по строго и заранее запланированным (но далеко не всегда!) сценариям.


Контакт для связи: https://t.me/gilev_chem

Буду рад новым знакомствам!

P.S. И да, девушки, к чёрту отважных лётчиков и моряков! Любите химиков — они хотя бы посуду мыть умеют!

Показать полностью 2

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик?

Дисклеймер: данный пост посвящён анализу нобелевских премий по естественным наукам. Обсуждать нобелевские премии по экономике, литературе и остальные мы не будем в силу совсем другой специфики. Прошу отнестись к этому с пониманием.


Несколько дней назад были объявлены очередные лауреаты Нобелевской премии по химии. По сути, сегодня Нобелевская премия — это высшая степень признания заслуг учёного. Лауреат нобелевской премии автоматически становится неоспоримым авторитетом в своей области и имеет почёт и уважение во всём мире.


Нобелевские премии влияют, например, на такой фактор, как мировой рейтинг ВУЗов. В частности, в рейтинге ARWU (Академический рейтинг университетов мира) 30% веса рейтинга университета зависит от Нобелевских премий (10% за выпускников и 20% за сотрудников)[1]. Согласитесь, вклад довольно весомый. Однако, давайте посмотрим на это немного с другой стороны.


Вот, например, перед Вами портрет лауреата Нобелевской премии по химии за 1905 год:

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик? Научпоп, Обзор, Нобелевская премия, Длиннопост

Все узнали этого выдающегося учёного? Правильно, это Адольф фон Баер, немецкий химик-органик (не путать с Фридрихом Баером, основателем немецкой компании BAYER). Адольф фон Баер получил Нобелевскую премию "За заслуги в развитии органической химии и химической промышленности благодаря работам по органическим красителям и гидроароматическим соединениям"[2]. Заслужил ли Баер Нобелевскую премию своими открытиями? Безусловно! Однако, вот Вам портрет того, кому не дали Нобелевскую премию, хотя он был номинирован на неё уже не в первый раз:

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик? Научпоп, Обзор, Нобелевская премия, Длиннопост

Знакомьтесь! Этот малоизвестный учёный — Дмитрий Иванович Менделеев. Известен, в основном, тем, что открыл периодическую систему химических элементов, да так, что не только исправил атомные массы 9 уже открытых элементов, так ещё и предсказал атомные массы для трёх неоткрытых. И это опуская другие заслуги (да, да, да, про водку мы все помним, но там было не совсем об этом и давайте про это как-нибудь в другой раз, если кому-то это интересно).[3]


Но почему, спросите вы, Дмитрий Иванович не получил Нобелевскую премию? А всё очень просто. У него был личный конфликт со Сванте Аррениусом, который на тот момент являлся председателем Нобелевского комитета по химии. Не будем сейчас углубляться в историю конфликта и искать виновных. При любом раскладе, при оценке заслуг учёного не должно быть личных оценок. Когда научному сообществу фактически удалось продавить упёртость Аррениуса в этом вопросе и получить подтверждение тому, что Менделееву таки дадут нобелевскую премию, случилась оказия. Дмитрий Иванович умер, не дождавшись премии. А мёртвым учёным премию не дают.


Споривший с Аррениусом Вальтер Нернст получил свою нобелевскую премию только после смерти Аррениуса, а Пауль Эрлих, создатель первого лекарства от сифилиса и самой концепции химиотерапии заболеваний, полемизировавший с работами Аррениуса по иммунологии, вместо Нобелевки по химии получил в 1908 году Нобелевку по физиологии и медицине, потому что на деятельность этого комитета Аррениус попросту не смог повлиять.[4]


Вот ещё один учёный — Михаил Семёнович Цвет:

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик? Научпоп, Обзор, Нобелевская премия, Длиннопост

Этот русский ботаник-физиолог и биохимик растений, в частности, изобрёл метод хроматографии, без которого современный химический анализ просто не смог существовать бы. Он смог разделить два типа хлорофилла у растений, написал много чего по фотосинтезу. И да, он тоже был номинирован на Нобелевскую премию мира и тоже получил отказ. В итоге 26 июня 1919 года умер от сложных жизненных обстоятельств (по одним источникам от голода, по другим — от осложнений после операции). Ему было 47 лет. Получи Михаил Семёнович Нобелевскую премию, а вслед за ней всемирную славу и известность — скорее всего, его жизнь сложилась бы совсем по другому.[5]


А вот этот прекрасный учёный — Николай Дмитриевич Зелинский

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик? Научпоп, Обзор, Нобелевская премия, Длиннопост

Человек, который подарил миру активированный уголь и противогаз. Мы привыкли восторгаться Александром Флемингом, человеком, подарившим миру пенициллин, который спас жизни большого количества людей. Но какое количество людей было спасено изобретением противогаза? Устройством, которым можно было противостоять химическому оружию, которым убивали людей массово, мучительно, без разбора и неотвратимо. До сих пор использование химического оружия запрещено женевской Конвенцией. А Николай Дмитриевич придумал, как с таким оружием можно бороться. И это не считая большого количества других его заслуг. Он умер в 1953 году. Нобелевскую премию по химии, как  вы понимаете, он так и не получил.[6]


А вот это Сергей Васильевич Лебедев:

Нобелевские премии — объективная оценка заслуг учёных или сомнительный междусобойчик? Научпоп, Обзор, Нобелевская премия, Длиннопост

Человек, который предложил промышленный метод синтеза синтетического каучука из этанола. При дальнейшей переработке каучука получали резину — стратегически важный продукт. Так вот, его даже не номинировали на Нобелевскую премию.[7]


И это я перечислил лишь нескольких учёных-химиков первой половины XX века. А сколько таких же учёных физиков, биологов было в нашей стране? А сколько их было ещё в других странах?


А теперь давайте посмотрим на ещё одну интересную закономерность. Я думаю, что ни для кого не секрет, что сегодня есть очень много учёных- выходцев из Китая и Индии. Если посмотреть на фамилии авторов научных статей, то мы увидим там очень много китайских фамилий. А сколько китайцев получило нобелевскую премию по химии за последние 22 года? Правильно, ни одного! По физике есть только один представитель Китая и тот с двойным гражданством (угадайте, какой страны). Нобелевскую премию по физиологии и медицине получил только один представитель Китая. А теперь давайте посчитаем тех, кто получил эту премию и так или иначе относится к США:

Физика: 30 из 49 (более 60%)

Химия: 35 из 59 (чуть более 59%)

Физиология и медицина: 29 из 55 (более 50%)


И в то же время, например, японцев:


Физика: 4 из 49

Химия: 6 из 59

Физиология и медицина: 4 из 55


Мне одному кажется странным такое распределение? [8-10] В общем, я думаю, тут есть над чем поразмыслить.


О чём я хотел сказать этим постом? О том, что нобелевские лауреаты незаслуженно получили свои премии? Нет, они действительно выдающиеся учёные. О том, что что открытия этих учёных не так уж и важны? Нет, их открытия внесли серьёзный вклад в развитие науки. Этим постом я хотел лишь сказать, что Нобелевская премия не является объективным критерием оценки деятельности и заслуг учёного. Она не являлась им раньше, не является им и сейчас. Это небольшой междусобойчик определённого круга лиц, которые решают, кого из своих знакомых они похвалят в этом году.


Я не говорю о том, хорошо это или плохо это. Это данность. Я не могу сейчас назвать методов и критериев, которые позволяли бы объективно выделить действительно лучшее открытие и лучшего учёного. Да и, по правде говоря, не верю, что такие методы вообще существуют. Однако, отсутствие таких методов не позволяет нам считать объективным то, что им, по сути, не является.


В общем, лауреаты Нобелевских премий — действительно выдающиеся и заслуженные учёные. Их исследования актуальны (в моменте) и интересны. Но говорить о том, что это самые выдающиеся учёные этого времени, а нобелевская премия — непогрешимая оценка деятельности учёного — это неправильно и некорректно.

Спасибо всем дочитавшим!


Список ссылок на источники:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Академический_рейтинг_универси...
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Байер,_Адольф
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Менделеев,_Дмитрий_Иванович
4. https://habr.com/ru/post/582872/

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Цвет,_Михаил_Семёнович

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Зелинский,_Николай_Дмитриевич
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лебедев,_Сергей_Васильевич

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_лауреатов_Нобелевской_п...

Показать полностью 5

Ответ на пост «На руках остаётся металл?»

Если вы в школе не будете учить химию и физику, то вся ваша оставшаяся жизнь будет наполнена чудесами!


Вообще интересно наблюдать, как одни любители плюсов собирают по помойкам интернета всякий шлак, и даже не удосужившись просто немного проверить на адекватность льют его на пикабу, а другие любители радостно это всё плюсуют.


Докладываю. Альдегиды  — это очень большой класс органических соединений. Да, многие из них пахнут. Например, формальдегид имеет свой характерный запах. Кто был в анатомичках, тот его знает. Ацетальдегид имеет запах "прелых яблок". Акролеин — непредельный альдегид — так вообще является лакриматором (веществом, вызывающим сопли, слюни, слёзы). Если у вас что-то сгорало на плите "в дым", так что аж слёзы лились — поздравляю, вы столкнулись с акролеином! Так что не существует запаха альдегида, как и не существует запаха ягод, так как ягод много и пахнут они все по разному. Но, при контакте кожи с металлом запах всё же есть. Так откуда он берётся? Обратимся к книге "Жизнь замечательных веществ" за авторством Аркадия Курамшина. И в ней на 133-135 страницах написано следующее:

"...объединённая исследовательская группа из Университета Лейпцига и Политехнического института Виргинии, возглавляемая Дитмаром Глиндеманном, пришла к выводу о том, что запах металла — иллюзия и на самом деле мы ощущаем запах собственного тела, точнее — результатов превращений, которые железо претерпевает с веществами, выделяемыми нашим организмом.

Добровольцы, согласившиеся принять участие в эксперименте, практически моментально узнали "запах железа" при соприкосновении их рук с металлическим железом или обработке рук растворами двухвалентного железа. Вместе с тем обработка кожи добровольцев растворами, содержащими ионы железа (+3), не вызывала появления запаха. Хромато-масс спектрометрический анализ образцов веществ, отобранных с кожи добровольцев, показал, что на кожных покровах человека, контактировавших с железом (0) или железом (+2), содержится целый набор органических веществ, ответственных за "металлический" запах. Ключевой компонент этой смеси — сопряжённый кетон 1-октен-3-он, растворы которого обладают сильным "металлическим" запахом даже при сильном разбавлении:

Ответ на пост «На руках остаётся металл?» Познавательно, Интересное, Факты, Научпоп, Обзор, Ответ на пост, Длиннопост

Прекурсорами молекул "металлического" аромата являются перекиси липидов, образующиеся при окислении жиров кожи ферментами-оксидоредуктазами, при облучении кожи ультрафиолетом или в результате других процессов. Перекиси липидов разлагаются под действием двухзарядных ионов железа, которые в свою очередь окисляются до инертных по отношению к перекисным соединениям ионов железа (+3). Незаметной для глаз коррозии железного изделия под воздействием влаги кожи оказывается достаточно для генерации количества ионов железа (+2), требуемого для окисления перекисей липидов.


Кровь, содержащая железо в составе гемоглобина, также характеризуется узнаваемым "металлическим" ароматом, формирующимся за счёт тех же органических молекул. Исследователи считают, что способность человека "чувствовать запах металла" сложилась эволюционно и ассоциируется с запахом крови. Возможно, что, ориентируясь на этот запах, наши предки выслеживали раненных жертв или членов племени..."

Итак, что мы видим по итогу?

Действительно, запах принадлежит не металлу, а веществам, выделяемым нашей кожей. Только это совсем не альдегиды. Ключевое соединение — это непредельный кетон. Да и реагирует не само железо, а его соли (железо (+2)).


В общем, большая просьба к тем, кто пытается постить научпоп — проверяйте найденную вами информацию, а то:

Ответ на пост «На руках остаётся металл?» Познавательно, Интересное, Факты, Научпоп, Обзор, Ответ на пост, Длиннопост

P.S. В исходное сообщество "интересные факты" не могу добавить по правилам этого сообщества — им короткие картинки подавай, длинные посты просят публиковать в других местах.

Показать полностью 2

Лабораторные работы в школе: "Провести нельзя игнорировать"

Немного о наболевшем.

Меня очень сильно расстраивает современная тенденция по игнорированию учителями естественных наук лабораторных практикумов. Очень больно смотреть на высохшие рН-электроды, на совершенно новые газоанализаторы с вышедшими из строя датчиками (некоторые имеют срок годности и со временем портятся), слежавшиеся в камень реактивы, запылившиеся микроскопы. Понятное дело, порой причина кроется в преподавателях — кому-то лень, кому-то некогда. В той школе, где работал я — на это было плевать всем, вплоть до директора. У меня были дорогущие цифровые лаборатории с современными датчиками, но не было даже нормального количества стаканов, не говоря уже о весах и бюретках. Директор школы предлагал мне пользоваться рычажными весами с гирьками, а слежавшиеся реактивы из стеклянных пузырьков с узким горлышком выковыривать карандашом. За 4 месяца пинания разных управленцев мне так и не смогли повесить дистиллятор (он всё это время валялся по вытяжным шкафом).


И я прекрасно понимаю, что таких школ много. Как бороться с этим изнутри я не представляю. Но! Сейчас я учусь в магистратуре и темой своей дипломной работы я взял экспертизу качества проведения лабораторных практикумов в средней школе. На мой взгляд, повысить количество и качество практикумов на сегодняшний день можно лишь в том случае, если создать нормативную базу, а так же регулярно проверять школы на исполнение этой нормативной базы, заранее рассказав всем что и как будет проверяться.


На мой взгляд, только так можно увеличить скорость закупки реактивов и оборудования. Только так учитель может донести до руководства необходимость наличия тех или иных приборов. Только так можно содействовать появлению мотивации учителей реально проводить практические работы.


С другой стороны, я очень часто слышал, мол, а зачем всё это надо? Кто хочет — найдёт практикум на стороне, нам главное на ЕГЭ натаскать, да и вообще, лабораторные работы — это лишний геморрой. А так — "Праки реже — деньги те же!"


А как Вы считаете, есть ли другие методы улучшения ситуации с лабораторными работами? И нужно ли вообще в этой области что-то делать?


Ну и бонусом, буду признателен всем, кто ответит на небольшой опросник. Он анонимный. Хотелось бы видеть хотя бы примерный масштаб трагедии.


https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeudxssA_Ppi_rAZ7dY...

UPD: Пост не призывает куда-то писать, кому-то жаловаться и так далее. Я сам лично буду проталкивать наверх проекты нормативок. А здесь мне больше интересно, насколько это вообще важно для обывателя. Для родителей, дети которых ходят или пойдут в школу, для тех, кто работает по ту сторону баррикад. Насколько вообще то, что я делаю, нужно для общества.

Лабораторные работы в школе: "Провести нельзя игнорировать" Обучение, Образование, Химия, Лабораторная работа
Показать полностью 1

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2

Первая часть доступна по ссылке: Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 1

9:37 «… Проблема самой воды. Самой обычной, привычной. Той самой, что H₂O и безо всяких суперсвойств. Она до сих пор продолжает удивлять учёных, хотя казалось бы, простейшее вещество изучено вдоль и поперёк. Так нет же, с ним связано слишком много научных загадок и вопросов...» 9:53

Ну начнём с того, что простейшим веществом вода не является. Она даже не является простым веществом в строгом понимании этого термина, так как состоит из атомов разных химических элементов (водорода и кислорода), тогда как простое вещество состоит из атомов только одного химического элемента. Да и вообще, мне казалось, что многие свойства воды хоть и признаны «аномальными», но уже давно объяснены при помощи квантовой механики и методов молекулярного моделирования и не являются удивительными. Но давайте послушаем, что нам расскажут.

9:53 «…Например, исследователи рассматривают её как две разные жидкости одновременно…» 9:58

Простите, что??

9:58 «...Во второй части ролика я расскажу про эти странности с точки зрения современной науки подробнее…» 10:03

Хорошо, ждём!

13:00 «… Самое знакомое вам свойство воды — одно из самых странных: лёд плавает в воде. Это единственная жидкость во вселенной из тех, что известно науке, которая при переходе в твёрдое агрегатное состояние становится менее плотной…» 13:12

Галлий, кремний, германий, сурьма, висмут и плутоний, по видимому, науке неизвестны.

13:27 «…У воды известно уже 18 видов льда и их продолжают открывать…» 13:30

Ну… Да. Полиморфизм в твёрдых телах — это довольно популярная тема и множество веществ может похвастаться различными упаковками. Например, сегодня известно о множестве различных модификаций, например, оксида кремния, их более 20 модификаций[10]. Чего тут особенного?

13:45 «… А вот вообще потрясающая особенность. Если же по капле воды ударить одним из самых мощных лазеров на планете, то получится микроударная волна, которая создаст запредельное давление в миллион атмосфер, а температура подскочет до тысяч градусов. Что же вода? Она не станет сверхгорячей жидкостью или газом, нет. Парадоксальным образом её атомы замрут, образуя кристаллический лёд, чёрный и горячий. Его называют суперионным. Его предсказывали теоретики ещё тридцать лет назад, а в 19 году учёные впервые получили его в лаборатории. В таком состоянии в воде ионы кислорода образуют жёсткую решётку, а ионы водорода перемещаются по ней как жидкость…» 14:24

К сожалению, поисковик не даёт информации о наличии статьи, предложенной в ролике. А вообще здесь разговор идёт ещё об одном из полиморфов воды, который называют лёд XVIII. Это один из вариантов, так называемого «металлического» состояния, когда кристаллические решётки веществ начинают быть похожи на решётки металлов. Да и ионы кислорода не замирают, а, всё же, колеблются вокруг определённых точек. Как и в любой тверди. Точно такими же свойствами, к примеру, обладает чистый водород, который при высоких давлениях и температуре также становится проводником.[11] Я, к сожалению, не нашёл данных в научных статьях, но то же самое моделирование вполне может предсказать условия, когда такое же поведение продемонстрируют аммиак, сероводород и, например, фтороводород. Они же ничем не хуже!

14:24 «…Возможно, большая часть воды во вселенной существует именно в этой форме…» 14:28

Смелое заявление. Хотелось бы узнать на каком основании это утверждается. Скорее всего, разговор идёт о недрах каких-нибудь звёзд или гигантских объектах, внутри которых и имеются те самые высокие давления и температуры. Но ведь в таких условиях у нас быстро возникнут примеси других ионов, которых будет существенно больше, чем кислорода. Мы же не можем поверить в то, что это будет космический гигант, состоящий только из воды?

14:28 «…Такие условия существуют на Нептуне, Уране, других планетах — ледяных гигантах, разбросанных по бескрайнему космосу…» 14:35

Давайте посмотрим, что написано, например, про Уран[12]:


«…Ледяная оболочка фактически не является ледяной в общепринятом смысле этого слова, так как состоит из горячей и плотной жидкости, являющейся смесью воды, аммиака и метана…»

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

Или, например, про Нептун[13]:


«…Внутреннее строение Нептуна напоминает внутреннее строение Урана. … В нижних слоях атмосферы найдено много метана, аммиака и воды...»

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

Так почему же здесь были упомянуты эти планеты? А всё просто. Как и было сказано, и Уран и Нептун относятся к классу ледяных гигантов. А кто такие эти ледяные гиганты? А вот кто[14]:


«Ледяной гигант (также встречается Холодный нептун) — класс планет-гигантов, которые в основном состоят из элементов тяжелее водорода и гелия...». И тут же важное дополнение: «...В астрофизике вещества с температурами замерзания выше или порядка 100 K — в частности, воду, метан и аммиак — называют «льдами» ... По этой причине и за планетами закрепилось название ледяных гигантов, несмотря на то, что там эти элементы находятся в состоянии сверхкритической жидкости...».

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

Думаю, очевидно, что сверхкритические жидкости, состоящие из воды, аммиака и метана это не то же самое, что твёрдое вещество состоящее из воды. Но, откуда растут корни у этой ошибки, думаю, всем понятно.

14:35 «…Нет до сих пор даже согласия, почему обычный лёд скользкий…» 14:38

Ну как нет согласия? Как и положено науке — есть пара-тройка гипотез, объясняющие наблюдаемые экспериментально явления. Появляются новые экспериментальные данные — гипотезы пересматриваются. Одни погибают, другие наоборот, зарождаются. Вот, к примеру, статья от 2019г, в которой много чего интересного по этому поводу написано [15].

14:47 «…Иногда вода словно нарушает законы физики. Мы знаем, что металл плотнее воды и должен тонуть в ней…» 14:53

Литий с плотностью 0,533 г/см³ (практически в 2 раза меньше, чем у воды) с этим утверждением будет категорически не согласен.[16].

14:53 «…Но положите, например, скрепку или что-то такое небольшое в воду. И предмет останется на поверхности. Вода ведёт себя как гибкая мембрана. Это происходит из-за аномального поверхностного натяжения. При комнатной температуре оно одно из самых высоких среди жидкостей. Выше только у ртути, которая вообще-то металл, хоть и жидкий…» 15:11

Ну с одной стороны непонятно, всё же нарушает вода законы физики или не нарушает, а просто свойства несколько аномальны? Да и насколько аномально это поверхностное натяжение у воды? Давайте сравним:

Ртуть имеет величину поверхностного натяжения равное 485 мН/м, в то время как вода всего 72,8 мН/м. То есть поверхностное натяжение ртути более чем в 6,5 раз больше, чем у воды.

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

Но, может, вода тоже имеет колоссальный отрыв от других жидкостей? Давайте сравним с соседями по таблице: так глицерин имеет поверхностное натяжение 64,2 мН/м, формамид — 58,2, диэтиленгликоль — 44,7 мН/м.

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

То есть да, у воды довольно высокое поверхностное натяжение, но оно не сильно выделяется среди других жидкостей.

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост
15:27 «…Всего у воды учёные насчитали сегодня 66 свойств, которые отличают её от большинства известных науке жидкостей…» 15:33

А было бы интересно посмотреть на этот список. Ведь, как мы видим, предложенные выше особенности и уникальности являются не такими уж особенными и уникальными.

Вообще, удивительно, что нам так много рассказали о разных необычных свойствах воды, но не упомянули о том, что вода имеет аномальные температуры плавления и кипения. Давайте сравним температуры плавления и кипения воды с аналогичными водородными соединениями как соседей по периоду, так и по группе:

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост
Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

И вот здесь, как раз, мы действительно наблюдаем весьма аномальное поведение воды, которое, впрочем, объясняется как раз наличием сильных Ван-дер-Ваальсовых взаимодействий, о которых говорилось выше. Вообще, практически все феноменальные свойства воды объясняются высокой силой межмолекулярного взаимодействия и особого удивления уже давно ни у кого не вызывают. Поэтому да, вода — жидкость довольно уникальная, но ничего необъяснимого, загадочного, таинственного и волшебного в ней нет. Ну… Разве что магическое… А точнее дважды магическое. Дважды магическое ядро атома кислорода… Но, это уже совсем другая история.

15:40 «…Возможно, потому что это на самом деле не одна жидкость, а две в одной…» 15:44

Две в одной? Интересно! Две жидкости в одной — это уже явно раствор. Раствор может быть истинный и коллоидный. Так как и одна и другая жидкость — это одно и то же вещество, то истинного раствора (то есть раствора, где частицы одного вещества равномерно распределены в объёме другого) быть не может чисто по определению. Значит, это должен быть коллоидный раствор, где некоторые объёмы воды с одной структурой равномерно распределены в объёме воды с другой структурой. Но ведь тогда же должна появляться граница раздела фаз и все вытекающие из этого последствия. А как мы знаем, у воды такое обнаружено не было. Но, смотрим дальше.

15:47 «…Безумная на первый взгляд теория одна из самых серьёзных, что предлагают учёные сегодня, для ответа на многие вопросы о странностях воды…» 15:53

Ерунда какая-то. Как уже говорилось ранее, все странности, что были озвучены, легко объяснимы межмолекуляркой. Здесь городится явно что-то избыточное.

16:02 «…Он (Рентген) считал, что вода — это микс из вещества, находящегося в двух разных фазах одновременно…» 16:07

Я, к сожалению, о таких утверждениях Рентгена нигде не читал. Вообще, учитывая то, что он серьёзно занимался наукой с 1871 по 1923 год, а основной закон гетерогенных равновесий был сформулирован Гиббсом в 1873-1876 годах, очень странно было бы слышать от Рентгена подобное. Впрочем, здесь очень важно знать когда, в каком контексте и почему он так утверждал.

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост
16:09 «… В начале 90х попытались построить компьютерную модель воды, чтобы воспроизвести её поведение…» 16:14

И, к сожалению ни слова о том, на каких приближениях строилась эта модель. Даже сегодня вся мощь суперкомпьютеров не сможет посчитать, как будет себя вести, положим, порядка 10 000 молекул воды при помощи точного решения уравнения Шредингера для данной системы. Поэтому приходится вводить какие-то допущения, пренебрежения и т.д. Это приводит к появлению методов молекулярного моделирования. И таких методов — великое множество. И каждый имеет свои ограничения и недостатки.

16:15 «…В симуляцию заложили молекулы воды, которые образовывали соединения более низкой и более высокой плотности…» 16:20

Ну то есть мы в эксперимент вводим не отдельные молекулы воды и смотрим за их поведением, а сразу две разные структуры и предлагаем им конкурировать! Нет, для квантовой и математической химии эти исследования, конечно, крайне интересны, но к реальной воде они отношение имеют постольку поскольку.

16:36 «…Доля одной воды и другой постоянно меняются. Чем ниже температура, тем больше воды низкой плотности и наоборот…» 16:39

Ну тут вообще, страшное нарушение правила фаз Гиббса налицо! Ведь у нас только одна степень свободы и мы не можем менять температуру, не меняя давление, чтобы сохранять равновесие между двумя фазами.

16:45 «… Поэтому, максимальная плотность воды достигается при плюс четырёх градусах по цельсию, а когда приближается к нулю — наоборот начинает быстро падать...» 16:52

Подождите! А что тогда происходит при температуре выше +4 градусов? Ведь по информации, которую нам предоставили, чем температура выше, тем больше у нас воды «высокой плотности». Но при +4 плотность максимальна, то есть при увеличении температуры после +4 плотность воды начинает падать, хотя доля плотной воды должна расти! Противоречие!

16:53 «… Поэтому лёд плавает, а вода имеет другие, как бы аномальные свойства по меркам остальных жидкостей…» 16:57

Эмм… Что-то я, например, здесь связи вообще не уловил. А даже если она и есть, то здесь спутаны причины и следствия. Не разные структуры дают воде аномальные межмолекулярные взаимодействия, а аномальные межмолекулярные взаимодействия дают воде разные структуры, также, как дают аномальное поверхностное натяжение, температуры плавления и кипения и т.д.

17:26 «…И вот пять лет назад команда исследователей неожиданно продвинулась. Они смогли, как считают, найти где проходит граница между двумя фазами воды…» 17:35

Так, ладно. А теперь давайте поговорим об этом по серьёзному. А ситуация у нас здесь следующая. Исследования, которые проводились учёными нашей академии наук чётко показали, что не может существовать никаких долговременных структурных ассоциатов в объёме воды[17]. А те, которые образуются, живут не более наносекунды. Как и в других жидкостях. То есть по сути вода однородна и не имеет никаких долговременных структур в совеем составе. Однако, эти ассоциаты, образующиеся и мгновенно распадающиеся, можно ловить при помощи спектральных методов, собственно, об этом в статье и речь. Но говорить о том, что у нас в воде есть две фазы — это значит не понимать что такое фаза и что такое термодинамика вообще. Но как же быть тогда с утверждением, что учёным удалось их разделить? А вот тут всплывает ещё одно непонимание спикером изложенного в статье. Потому как в статье говорится о том, что спрогнозированы не условия, в которых жидкости разделятся, а условия, в которых начнётся граница раздела фаз на фазовой диаграмме. Эта граница раздела называется линий Видома[18]. Вообще о границе раздела фаз жидкость-жидкость у веществ стали говорить недавно и информации о таких линиях не сильно много. Известно несколько соединений, где нашли такую линию у веществ в области сверхкритического флюида, когда появляются состояния, где вещество скорее газ, чем жидкость и где вещество скорее жидкость чем газ, если говорить простым языком. Было бы логично предположить, что скорее всего такие же переходы возможны и у границы твёрдое-жидкость, но это, к сожалению, немножечко запрещает термодинамика. Однако, поиски в метастабильных состояниях (то есть в состояниях, когда вещество находится не в термодинамически стабильном при данных условиях состоянии) нашли подобное и у границы твёрдое-жидкость. То есть, по сути, найдена координата тройной точки в метастабильном состоянии. И вода в таких условиях будет находиться либо в одном, либо в другом состоянии. Ну или займёт какое-то равновесное, но только если создать условия, соответствующие условиям на линии фазового перехода (ну, примерно как лёд и вода в одном стакане). При этом мы будем чётко видеть границу раздела между двумя фазами.

И да, стоит заметить, что во всех этих экспериментах, облучая воду, мы невольно сообщаем энергию системе, что может приводить к возникновению локальных аномалий, которые мы в итоге и зафиксируем. Поэтому к использованию таких методов для столь тонких структур необходимо относиться с некоторой долей скепсиса.

А вообще, почитайте статью [17] по ссылке:


http://www.mathnet.ru/links/c77c6b5bd63ac8f3a4a7bc2d84f0c25a...


Она, хоть и большая, но очень интересная и на русском языке!

17:59 «…Мы до сих пор не понимаем, откуда на земле столько воды…» 18:02

Ну как откуда. Взрыв сверхновой. Синтез элементов. Водород первый по распространённости элемент во вселенной. Гелий второй — но он абсолютно инертен. Получить истинное химическое соединения гелия до сих пор никому не удалось. Он даже клатратов не образует. Ну а третий по распространённости — это кислород[19]. Ну а дальше образование планет, реакция между кислородом и водородом, конденсация, все дела. Теперь мы знаем!

18:05 «…И она не могла образоваться, когда планета только формировалась 4,5 миллиарда лет назад…» 18:10

Именно! Она образовалась немного позднее, когда планета начала остывать и её температура стала ниже, чем 1000 ℃. Ибо выше 1000℃ вода разлагается на водород и кислород.

18:10 «…Тогда здесь было слишком горячо и вода должна была просто испаряться, а значит она прибыла или появилась тут намного позже…» 18:17

Эмм… А что, гравитация не действует? Тогда почему, например, с нашей планеты до сих пор не испарился азот, который кипит при -196℃ и кислород с температурой кипения -183℃. Для них даже сейчас на нашей планете слишком жарко, не говоря уже о том, что было тогда.

18:19 «…Одна из теорий гласит, что доставили воду астероиды и различные обломки ранней солнечной системы, когда много всякого летало ещё вокруг молодых планет…» 18:27

То есть вы понимаете? Из-за того, что планета слишком горячая, вода с неё убегает, а астероиды бегают по всей солнечной системе, ловят её и возвращают обратно. Правильно?

18:27 «…Предлагалась теория воды из хвостов комет. Они как бы щедро рассеивали влагу на подлёте к Солнцу, а та уже попадала на землю…» 18:34

А вот и космические маршрутки подъехали. При том, обратите внимание, что вода рассеивалась из кометы и начинала ровными рядами следовать по направлению к Земле. Ещё немного, и в этой гипотезе появится невидимая рука творца, направляющая молекулы воды на богоизбранный камень для сотворения там жизни!


«…И создал Господь кометы, и наделил он их живительною влагою и отправил в систему Солнечную. И пролетели кометы рядом с Солнцем и испарило солнце влагу святую с комет. И направил Господь эту влагу на Землю и кометы следом. И упали на землю кометы, и поубивали всех динозавров. А потом явилась и влага священная, да залила она планету собою, и назвал это человек потопом всемирным и спасся он от него на ковчеге Ноевом…»


Как-то вот так, видимо было, да?

18:34 «…Но проверили водород в воде кометы и он оказался не тем, что в нашей земной воде. Другой изотоп…» 18:40

Ну… Наверное не другой изотоп, а другой изотопный состав? Ибо, и протий и дейтерий присутствуют в нашей земной воде, а других стабильных изотопов водород не имеет. Более того, а на каком основании утверждается, что состав нынешних комет и состав комет того времени одинаковый? Что состав исследованной кометы или нескольких комет соответствует среднему составу комет во вселенной? У нас что, есть достаточная выборка? Опять какие-то фантазии.

18:41 «…Серьёзные доказательства появились в пользу теории воды, которую генерирует Солнце. Не само, конечно, а из пыли с астероидов. Из кремния там протонами выбиваются атомы кислорода, они связываются с водородом, вот и вода!...» 18:54

Ну это уже совсем смешно. Вопрос номер один: Почему на астероиде такой процесс происходит, а например, на земле — нет? У нас ведь на планете тоже очень много кремния! Вопрос номер два — а откуда астероид берёт водород в таких количествах и вообще почему образующийся атом кислорода должен с этим водородом взаимодействовать? Почему он не окисляет тот же самый кремний, например? Ну и вопрос номер три — зачем вода после этого уходит с астероида на конкретную планету?


Скорее всего, в данной статье говорили о возможных ядерных реакциях на поверхности астероидов под воздействием Солнечного излучения. А вот то, что вода появилась именно таким образом — это уже большая глупость, ибо у нас и так во вселенной кислорода ну очень много. Зачем его ещё синтезировать?

18:55 «…На астероиде Итокава, с которого зонд собрал образцы пыли, воды насчитали до 20 литров на кубометр породы…» 19:00

То есть 2% от объёма. Сильно. Если, конечно, не учитывать, что вода как-то связана. Но, не стоит забывать, что, во первых, до 20, не значит, 20. А во-вторых, чтобы принести на землю 1458,38 миллионов кубических километров воды, или порядка 1458,38∙10¹⁸ литров, нам потребуется 72,919 10¹⁸ кубометров астероидов. Зная массу астероида, равную 3,51∙10¹⁰ килограмм и среднюю плотность, равную 1,9 г/см³ или 1900кг/м³ [20] легко посчитать, что примерный объём астероида равен 18,5∙10⁶ м³. А это значит, что для того, чтобы насытить нашу Землю водой необходимо полностью осушить примерно 3,942∙10¹² таких астероидов! То есть практически четыре миллиона миллионов астероидов! И вся вода гарантированно должна долететь до земли! Уж действительно, серьёзные доказательства!

Простая вода или новые мифы в научпопе (обзор ролика от канала SciOne). Часть 2 Научпоп, Обзор, Познавательно, Критика, Псевдонаука, Длиннопост

Итак! Какой вывод из этого всего мы можем сделать?


Первое: Вода — это действительно уникальная жидкость с довольно интересными свойствами, однако, на сегодняшний день в ней не осталось никаких таин и загадок как таковых. Вода в стабильном состоянии однорода и не имеет долгоживущих структур.


Второе: Изучение классической термодинамики и её применения к объектам окружающего нас мира позволит понимать многие вещи, но, к сожалению, убьёт в вашей жизни чудеса и магию.


Третье: Даже к научным статьям необходимо относиться с некоторой долей скепсиса. Изучать, анализировать и думать своей головой. А научно-популярные источники вообще могут быть как просто некомпетентной интерпретацией научных статей, так и политической агиткой.


То есть, перестаньте верить в чудеса, совершенствуйте свои знания о мире, учитесь пользоваться своей головой, критическим мышлением, логикой и здравым смыслом, а так же никогда не полагайтесь слепо на авторитеты и будет вам счастье!


Всем спасибо!


Литература:


1) Храмов Ю. А. Гиббс, Джозайя Уиллард // Физики : Биографический справочник / Под ред. А. И. Ахиезера. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Наука, 1983. — С. 83. — 400 с.

2) Еремин В. В. и др. Основы физической химии: учеб. пособие: в 2 ч //О-75 Теория и задачи. – 2013.

3) Петрянов-Соколов И. В. и др. Популярная библиотека химических элементов. Книга вторая: серебро-нильсборий и далее. – Москва: Наука, 1983. Стр.431.

4) Mann, Martin (July 1961). "Facts and Fallacies of World War III". Popular Science. 179 (1): 92–95, 178–181. ISSN 0161-7370

5) Щукин Е. Д., Перцов А. В., Амелина Е. А. Коллоидная химия. – Москва: высшая школа, 2004г. Стр.55

6) Д. Шрайвер, П. Эткинс. Неорганическая химия. В 2-х т. Т. 1/ Пер. с англ. М.Г. Розовой, С.Я. Истомина, М.Е. Тамм. — М.: Мир, 2013. Стр.108-134

7) Лидин Р.А. и др. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. Пособие для ВУЗов. 3 изд., испр. М.: Химия, 2000. Стр. 253, реакция 12

8) Гинзбург В.Л. УФН 103 87 (1971).

9) Derjaguin B. V. and Churaev N. V. Nature of «Anomalous Water» (англ.) // Nature. — 1973. — Vol. 244, no. 5416. — P. 430—431. — doi:10.1038/244430a0

10) http://crystallography.net/cod/search в графе поиска по химической формуле вбить «O2 Si».

11) https://ru.wikipedia.org/wiki/Металлический_водород

12) https://ru.wikipedia.org/wiki/Уран_(планета)

13) https://ru.wikipedia.org/wiki/Нептун

14) https://ru.wikipedia.org/wiki/Ледяной_гигант

15) Canale L. et al. Nanorheology of interfacial water during ice gliding //Physical Review X. – 2019. – Т. 9. – №. 4. – С. 041025. https://doi.org/10.1103/PhysRevX.9.041025

16) https://ru.wikipedia.org/wiki/Литий

17) Г. Р. Иваницкий, А. А. Деев, Е. П. Хижняк. Может ли существовать долговременная структурно-динамическая память воды? // Успехи физических наук. — Российская академия наук, 2014. — Т. 184, № 1. — С. 43—74. — doi:10.3367/UFNr.0184.201401b.0043

http://thermophysics.ru/pdf_doc/MeWa.pdf

18) https://en.wikipedia.org/wiki/Supercritical_liquid–gas_bound...

19) https://ru.wikipedia.org/wiki/Распространённость_химических_...

20) https://ru.wikipedia.org/wiki/(25143)_Итокава

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!