Eltare

На Пикабу
user9043406 ждёт новые посты
поставил 3563 плюса и 13 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
9738 рейтинг 131 подписчик 10 подписок 22 поста 15 в горячем

Ответ на пост «Используем ChatGPT для по-настоящему важных задач»

Последнее время постоянно пользуюсь нейросетью для переписывания писем. И совсем недавно ржал под столом от одного "перевода".

Запрос я начал так: Перепиши письмо в уважительной форме " Козлина, какого хера... " (ну и так далее).

Ну чатик и переписал:

"Уважаемая Козлина! Бла-бла-бла"

Ответ на пост «Школьник долго провоцировал и оскорблял педагога. Взрослая учительница не выдержала и показала, кто в классе главный»

Да, тут нужно в комплексе менять систему. Сегодня учитель не защищен, по сути, вообще никак, а при этом право на образование гарантировано каждому ученику и поэтому у нас ученика силой пихают в школу, хотя часто ребенку не объясняют, зачем ему это надо (учителя считают, что это обязанность родителей, родителям иногда просто похер, простите). Вот только право (в т.ч. на бесплатное образование) должно даваться только тем, кто соблюдает правила образовательных учреждений. Вот есть у нас, например, право свободного перемещения, но при этом есть частная собственность (куда нас могут не пустить), есть разные закрытые территории (компаний или военные объекты), могут быть врЕменные территориальные или временнЫе ограничения. Также должно быть с учёбой - да, ты имеешь право учиться, но при этом обязан соблюдать требования школы.

Считаю, надо дать учителю право отказываться от обучения любого ученика на основании заявления с пояснением причин (не понимает государственный язык, регулярно срывает уроки, оскорбляет честь и достоинство учителя, не выполняет законные требования учителя, намеренно осуществляет действия, которые могут нанести вред другим ученикам, их имуществу или имуществу школы). Отказ действует минимум 30 календарных дней, а затем автоматически продляется каждый месяц. Да, учитель за каждый отказ потеряет, например, 10% оклада и всех надбавок, вплоть до минимальной з/п (чтобы у учителей был стимул сохранять учеников). Но если учитель отказался, то с сего дня до обычных занятий он не допускается, обязанность обучения возлагается на родителей отпрыска. Экзамен и контрольные отстраненный ученик обязан сдавать вместе со всеми, но если не сдал - это основание оставить его на второй год, а родителей поставить на учёт как неблагополучных (или будьте любезны нанимать персонального учителя, или же умоляйте учителя, отказавшегося от ученика, отозвать свой отказ и учить его дальше).

Да, механизм не должен быть простым и легко "ломаемым" (скажем, не должно быть "учителей", которые отказываются от 100% учеников, а потом просто бездельничают за минималку. Не должно это право отказа от ученика быть "оружием" против неугодных или средством вымогательства. То есть, во всех случаях при подобном отказе должен быть разбор школы (с обязательным привлечением комиссии ПДН и, возможно, минобра региона) и должны делаться соответствующие выводы (или учитель прав; или прав, но не во всем; или же имеет место ошибка, а то и заведомо злоупотребление).

Показать полностью

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения)

Коллеги, доброго времени суток! Да, пост для электриков, точнее даже для тех, кто так или иначе работает со средним напряжением, коим у нас считается 6 и 10 киловольт (и да, я знаю, что бывает и 20, есть и 15, а ещё у нас есть даже 3 кВ).

Короче: очередная детективная история, которая может быть интересной спецам с кучей фоток погоревшего железа (ячейки). Спойлер: ответ "кто убийца" - я не знаю и в самом посте его нет, очень надеюсь, что кто-то жутко умный раскроет эту "таинственную силу электричества".

В общем, исходные данные: Повреждение произошло в сети 6 кВ, в РП (в отдельной ячейке и дальше этой ячейки не пошло). В РП (которой возраст под полтинник) году в 2009-10 примерно врезана новая ячейка с Тавридовским вакуумником (ну и плюс есть линейный и шинные разъединители, пара ТТ и отходящий кабель).

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Это РП, соответственно, уставка на отходящей линии около 1-1,5 сек, уставка со стороны подстанции (в "голове"), точно не скажу, лишь предположу, что в районе 1,5-3 сек. Каких-то "не расчётных режимов", на сколько я знаю, не было.

Реле на ячейке работали (на обоих выпали блинкеры).

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Вот, стал быть, чего видим внутри (в верхнем отсеке - фальшпанель, за ней - вакуумник, который покажу ниже):

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Откуда всё началось - загадка. Очень сильно (долго, явно в районе секунды, а может и дольше) горела дуга в кабельном отсеке. Начисто "срезало" наконечники кабеля:

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост
И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

От внутренней "дуги" поотлетала краска на внешней стеке ячейки в районе горения дуги:

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Собственно, основные разрушения - в отсеке линейного.

И да, это 100% не попытка включения ЗН под напряжением - заземлители закопчены, но признаков КЗ на них (оплавления) нет:

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост
И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост
И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост
И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Но, к слову, есть признаки, что ЗН включали уже после отключения ячейки, судя по стертой саже на нижних контактах разъединителя, но... А чего бы нет, вполне можно и заземлить ЗН, если есть необходимость, а уже потом, после заземления кабеля "с другой стороны", отключили ЛР , подразделали и заземлили кабель уже здесь.

Кстати, сама заделка кабеля, вроде, "чистая", хотя есть подозрение, что с неё могло начаться (но признаков - не видно, да, есть потемнение, но если бы там горела дуга - срезало бы жилы).

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Выше ЛР - пара ТТ (на фазах "А" и "С", для РЗА), визуально не повреждены.

Но что интересно - выше ещё "сюрприз":

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

Смотрим на красную фазу и видим от такую "красоту". Весь "вакуум вытек..." ((

И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост
И снова "горелое железо" (нужна помощь спецов среднего напряжения) Электричество, Авария, Электрическая дуга, Дуга, Короткое замыкание, Электрика, Длиннопост

От такая вот "таинственная сила электричества".

Вот точно ясно, что "горело" снизу, в кабельном отсеке, в месте подключения кабеля. Но с чего "зажглась" дуга? Не понятно, то есть, не вижу никакой причины.

Второй вопрос - почему поврежден вакуумник. И если он вдруг поврежден давно (например, из-за того, что не протянут как следует контакт в ячейке, был такой опыт) - могло ли это как-то повлиять? Не понимаю, как эти два фактора связаны.

В общем, коллеги! Ай нид хелп! Если у кого был подобный опыт или кто-то что-то подобное уже видел - поделитесь, пожалуйста в комментах!

Показать полностью 13

Беру! Тащу! Обманываю!

Быстро пробежался по тегам и понял, что не один я такой "удачливый", попавший в замечательный (в больших кавычках) интернет-магазин Беру! (не реклама, скорее наоборот).


Итак, захотелось мне приобщиться к современному чуду инженерной мысли под названием робот-пылесос. Фирму выбрал (не реклама), мониторил цены и тут бац, ценник показанный на известном агрегаторе сильно так ниже среднерыночного. И ссылка на этот самый, так называемый, простите за грубость, маркетплейс "Беру!"


Опыт заказов через и-нет у меня есть, как правило, раньше всё проходило быстро, гладко, без претензий, за одним редким исключением. Там тоже ценник был невысокий (но я там ни копейки не оплачивал, поэтому не особо переживал).


И вот я радостный выбираю нужный товар и сразу его оплачиваю (это ж не "шухры-мухры", не неизвестная фирма-однодневка, это ж Яндекс + Сбер). Короче, заплатил полную стоимость.

Беру! Тащу! Обманываю! Без рейтинга, Негатив, Беру, Интернет-магазин, Длиннопост

Это такие "красивые" письма приходят от "Беру!". Вроде всё круто, но чёт закрадываются в мою голову сомнения, что всё пройдет хорошо. Потому как ценник ну очень невысокий.


И, блин, да! Прошло полдня и получаем ответ:

Беру! Тащу! Обманываю! Без рейтинга, Негатив, Беру, Интернет-магазин, Длиннопост

Естественно, я тут же строчу в поддержку письмо, типа, ничё не знаю, давайте мой товар. Ответ, правда, заставил себя ждать (при декларируемых 60 часах, ответ шел 103 - ещё один "звоночек").


Вот, собственно, "ответ":

Беру! Тащу! Обманываю! Без рейтинга, Негатив, Беру, Интернет-магазин, Длиннопост

В переводе на русский язык - "нам так жаль, что вы переслали нам свои деньги, так прям жаль, спать-кушать не можем, переживаем за ваши деньги (у нас). И может быть, мы вам их вернем, но не за 2 минуты, как вы нам перечислили, а за 10 рабочих (!!!) дней.


Это ж сколько труда то требуется платформе Беру!, чтобы вернуть мне мои личные деньги, которые я им перечислил не ради их "понимания", а для того, чтобы получить конкретный товар.


К слову, в законе о Защите прав потребителей нет ни слова про "рабочие" дни. В законе всё сказано предельно однозначно - "10 дней", то есть, календарных дней.


Потом была ещё небольшая переписка с поддержкой (по итогам которой я честно 5* поставил, потому как претензий к оператору у меня, собственно, никаких). Если кому-то прямо очень-очень интересно - можно почитать переписку на следующей картинке.

Беру! Тащу! Обманываю! Без рейтинга, Негатив, Беру, Интернет-магазин, Длиннопост

Короче, та ещё "шарашкина контора". По итогам:

- товар не доставлен

- деньги не возвращены до сих пор (идут 13е сутки с момента отказа в товаре)


Вчера на эту тему написал петицию в Роспотребнадзор с просьбой провести проверку с приложением всех документов и чека. Надеюсь, не "отмахнуться" и хоть немного, чуть чуточку, но вынесут мозг "эффективным". Может быть (очень хочется надеяться), изменит отношение к клиентам, хотя я, честно говоря, в это (в положительные изменения на Беру) не верю.


Короче, в жизни моей ноги (руки, пальца, глаза) у них не будет. И тебе, уважаемый читатель, не советую. И повторюсь - моя история не единственная - таких последнее время по тегу "Беру" на Пикабу имеется в достатке.


По планам. Завтра, наверное, напишу заявление в мировой суд. Со всеми документами и с требованиями возмещения 0,5% за каждый день просрочки возврата (оказывается есть такое требование) и "вдогонку" - компенсацию морального вреда. Тысяч так на пять, чтоб успокоить свои пошатнувшиеся в результате этого безобразия нервы. Ну и очень надеюсь, что это станет ещё одним "толчком" к тому, чтобы эта контора изменила своё отношение к клиентам с показушно-равнодушного на положительно-конструктивное.


(А если кто вдруг даст ссылочку на "рыбу" качественного заявления в мировой суд с подобной проблемой - тому прям всякого хорошего в карму!)


Ну и небольшой комментарий для представителей Беру. Ну как, "нормально вы гульнули", не? Минус клиент, недовольный клиент, который рассказывает о ваших косяках другим людям (чтоб они не "нарвались"), претензия в Роспотребнадзор и вишенкой на торте будет иск. Выводы то сделаете какие-нибудь, а?

Показать полностью 4

Электробудка, переменный ток!

Ну, ну классно же! ;)


(не моё, обнаружено на просторах и-нета)

Музей горелого

Как известно, в электричестве может существовать всего две проблемы:

- есть контакт там, где его быть не должно (короткое замыкание);

- нет контакта там, где он должен быть ("обрыв")


Эт я к чем? Зашел на днях к мастеру в РЭС и он "похвастался" своим музеем. Теми "косяками", которые он успел собрать (то есть, устранить причины) за время своей, не очень то и продолжительной работы (несколько лет).


Человек реально заморочился, получил премию (за другие заслуги) и потратил её на то, чтобы заказать себе шкаф, где и начал раскладывать, если можно так сказать, трофеи. Выглядит это пока не то, чтобы уж вообще круто, но всё равно - здорово. Общий вид пока такой:

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

"Экспонатов" пока мало, но это дело наживное (к сожалению). Вот некоторые из них, поближе.


Это, наверное, главный экспонат. Мало кто узнает в этой "блямбе" - шинный разъединитель:

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

А вот брат того самого "сурового Российского светодиода" (очень похож на неподвижный контакт ПН-держателя РПС):

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

Ещё несколько таких-же (почти):

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

А вот ещё, даже с предохранителем (ПН-2):

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

И ещё ПНы

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

Ну а это - зажимы с воздушных линий (ими провода соединяют, если вдруг кто не в курсе):

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

А вот и СИП-овские зажимы. Убитые, конечно же:

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

Трансформаторы тока вот вам:

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

Ну и ещё фигня какая-то, предположительно, остатки рубильника 0,4 кВ (или шинка, на которой ТТ крепился)

Музей горелого Энергетика (производство энергии), Электросети, Длиннопост

Зачастую этому мастеру (и другим мастерам), а также монтерам приходится ехать на работу вечером, ночью или в выходной, чтобы снять этот лом и поставить устранить аварию и дать свет в дома людей. Так что давайте пожелаем ему хороших рук монтажников и эксплуатационщиков, которые не будут допускать такого впредь и пусть он спокойно работает в будние дни.


ЗЫ: Сори за качество фоток, снимал на индикаторную отвертку.

Показать полностью 10

Электросети по Германски

В одном из крайних постов в лиге электриков коснулись темы цифровизации и реформ Россетей. Писать мои размышления в комменте мне показалось... бесполезным (ну прочитают пост 2-3 человека - а толку то?), так что решил запилить отдельный пост.


Интересно будет тем, кто работает в сетевой электроэнергетике и имеет то или иное отношение к электрическим сетям. Остальным - скорее всего, будет не понятно и не интересно. Ну и вообще очень много текста, так что дальше - на свой страх и риск.


Итак, в исходной точке у нас есть пара десятков крупных ТСО в виде МРСК иже с ними (МОЭСК, Ленэнерго иже с ними), находящиеся под контролем управляющей компании Россети (ранее - Холдинг МРСК). Россети - это управляющая компания (по поручению государства - владелец большей части акций МРСК иже с ними), которая сама по себе ничего не производит, а только управляет ДЗО (дочерними зависимым обществами, т.е. МРСК иже с ними) и  выполняет прямые поручения президента и министерств. Дал президент команду "вперед - к цифровизации!", Россети принимают её к исполнению. Потому, что если не примут - завтра там сменится руководство и так до тех пор, пока команды не будут приниматься и исполнятся. Вот сейчас команды принимаются и исполняются. Просто потому, что у них простой выбор - иди куда посылают заниматься чем сказали или пойдешь искать работу в другом месте.


Если я правильно понимаю (я очень-очень далек от Топов, то есть, руководителей даже МРСК, не то, что Россетей), правительством очень давно была поставлена задача реформирования отросли (сетевых компаний). И уже много-много лет назад, проанализировав опыт коллег, в том числе, зарубежный, было решено присмотреться к опыту Германии и начать его перенимать. Вот и погнали массово руководителей из МРСК, филиалов и даже ПО к немцам. Кое какая информация от них дошла и до меня, вот я и хочу ей поделиться. Но информация у меня далеко не первой свежести, да и мог я что-то напутать или забыть, так что кто может уточнить - уточните, пожалуйста, в комментариях.


Ездили мои коллеги в Берлин (не только, но Берлин запомнился). В Берлине есть диспетчерская служба - это от 8 до 15 диспетчеров в одном месте в смене. Количество зависит от времени суток, то есть, когда нагрузка диспетчеров высокая (в период ремонтов и т.д.) на смене максимум, а когда нагрузка невысокая (скажем, ночью) - выводят меньшее их количество. Берлин - это 3,5 млн. жителей (для понимания масштаба), но возможно, эти диспетчера обслуживают не только город, а пригороды и загород.


Оперативка. Это один человек (на самом деле их много, конечно, но "бригада" - это один человек). "Оперативщик" сидит дома (экономия на помещениях). У него есть, скажем так, сетевой принтер, на который приходят команды (заказ-наряды) от диспетчера. Что ещё хотел сказать про Германию и их сети. Возвращаясь к охране труда. Да, оперативщик один (без контролирующего лица). И с тремя бумагами, что он а) обучен по профилю; б) ознакомлен с инструкцией предприятия (на целых 300-500 страниц, вот только это ОДНА инструкция - сложи все, которые, скажем, я должен знать - получится страниц тысяч на 30-50, но скорее даже больше); в) здоров и готов выполнять свои обязанности. И всё. На нем полная ответственность. Не на мастере, начальнике РЭС, главном инженере и т.д. А на одном монтёре. И монтёр это прекрасно понимает и не "косячит". Но это, на секунду, немецкий менталитет и педантичность. У нас в РФ всегда есть "Вася", который будет нарушать по десятки причинам "от него не зависящим" (обычно - нет). Да, есть и у нас адекватные, ответственные и педантичные, но их далеко не 100% оперативщиков. Читая обзоры травматизма так вообще иногда волосы дыбом встают от пофигизма и откровенного нежелания обеспечить собственную безопасность. Ну это вообще другая тема.


Получив задание, оператищик берет бланк наряда, выходит из дома, садится на рабочую машину с железной лестницей на крыше (не АГП/АПТ - просто приставная железная лестница) и едет выполнять задание. Один. Определяет, что происходит на месте и если может выполнить задание - выполняет, а если не может (ну, например, сгорел силовой трансформатор) - дефектует. Результаты сообщает диспетчеру. Тот уже, при необходимости подключает подрядные организации для выполнения аварийно-восстановительных работ (далее - АВР).


Да, у них (в Германии) эта схема (с подрядными организациями для АВР) работает. В Берлине, как я слышал, было 6 крупных подрядчиков (выходцев из тех же сетей), которые выполняли все плановые ремонты и АВР. Результаты их деятельности оцениваются сетевиками и чем лучше оценка, тем более "жирный" кусок они получат на следующей период, так что эти компании заинтересованы в качестве.


Наши топы насмотрелись на это и решили повторить. Что получилось - все кто давно работают в структурах МРСК знают прекрасно: персонал вывели, создали разные Авто-тресты, Энергобалансы, ...энергострои, ...энергоремонты и так далее. Продали производственные базы, разрушили существующие связи и так далее, в общем, проявили себя "эффективными менеджерами" в самом плохом смысле этого слова. По итогам у нас сейчас на подряде остались только охранники и уборщицы (и те и эти, естественно, сильно потеряли по деньгам и по социалке). В лучшем случае этот персонал в течение последних лет вернулся обратно в сети, но дожили до этого "светлого дня" - "не только лишь все". Плюс базы потеряны, связи разрушены и так далее, в итоге уже людям на местах пришлось решать вопросы, которые "нарешали" "эффективные менеджеры". Ну штатка к тому моменту уже сократилась. Ну да это я отвлекся...


Сети в Берлине есть и новые и "не очень", но всё более-менее приличное (ну, мы бы тоже выбирали бы, куда возить экскурсантов ;) ). Но, к слову, когда у нас цена 1 кВт час была около 2 рублей, в Берлине стоимость была 12-15 рублей за кВт час. Львиная доля - это генерация (там в связи с закрытием АЭС очень большие дотации микрогенерации и экологичной генерации), однако подозреваю, сетевая доля там тоже "не слабая". По крайней мере, как я услышал, реновацией/обновлением своих сетей они реально занимаются, а не как мы - из 500 "древних" ТП заменили или реконструировали 1-2 за год и радуемся.


Теперь о диспетчеризации. Как я писал, на Берлин 8-15 диспетчеров. У на же есть ОДГ (оперативно-диспетчерская группа: диспетчер + ОВБ) в РЭСах (по крайней мере, у нас). Есть ОДС (оперативно-диспетчерская служба) в ПО. И есть ЦУС (центр управления сетями) в филиалах МРСК. Ну и как я понял, в поисках денег на цифровизацию, руководство Россетей решило: а давайте мы уберем диспетчеров с уровней РЭС и ПО и нужное количество посадим в филиалах. Вроде бы, логика есть. И экономия будет существенная (предположу, что сменный дис получает не меньше 40 тыр в месяц, итого с ЕСН за год экономия будет примерно 650 тысяч рублей с одного человека). Типа, Берлин же справляется, значит и мы сможем. Вот и источник под цифровизацию.


Да только диспетчера ЦУС, ОДС и ОДГ - это совершенно разные диспетчера. У них разный функционал. Да, похожий, но совершенно разный. И диспетчер ЦУС с ходу не разберется с аварией в городской сети, а диспетчер ОДГ только глазами будет хлопать при словах "просчитать режимы сети". Плюс диспетчер сельского РЭС и диспетчер городского РЭС - это две колоссальные разницы в силу специфики и там и здесь. Плюс потеря качества как первое время, так и в последующем. Просто потому, что в ОДС всегда брали лучших из РЭС. А в ЦУС брали лучших из ОДС. Уровень и подготовки и качества людей совершенно разный. То есть, для реализации этого перехода переводимых диспетчеров надо очень серьезно готовить, как и очень серьезно готовить придется персонал ЦУС, потому как они получат новую, непривычную для себя нагрузку и функционал. Это решаемо. Но есть риски и очень большие. Подозреваю, первое время после перевода ЦУСы будут за один день косячить больше, чем за всё время своего существования. Незавидно, в общем.


Но с этим нам придется как-то жить. Так что, "держитесь, братья".


Ладно, чёт много писанины. Если интересно - напишу про цифровизацию, как я её вижу (по тем скромным обрывкам информации, которые до меня долетают).

Показать полностью

Горелого железа на миллион

Чёт давненько никто горелого электрожелеза не выкладывал. Ну так вот вам убытков на полтора ляма:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Это оборудование, напряжением 10 киловольт (10 тысяч вольт) после технологического нарушения. Называется RM6. Является "моноблоком", так как в одном корпусе находится 4 присоединения (ещё бывает три и пять, бывают "приставыши" по одному отсеку). Собственно, хорошо тем, что является малогабаритным (аналог на стандартных ячейках займет минимум 3200 мм ширину, то есть, вдвое больше и 800 мм в глубину) и практически необслуживаемым (по инструкции надо иногда пыль смахивать). Но это так, в ознакомительных целях. Дальше - больше горелого.


Больше всего пострадала вторая слева ячейка. Это видно, как минимум, по почернению верхней панели. Остальные ячейки повредились от перегрева внутри этой ячейки (а самая правая повреждена меньше всего). Плюс сразу видны следы короткого замыкания (в решетке, что в нижней части на уровне фальшпола, хорошо видно, что часть ячеек оплавилась)


Крышки сняты, кстати, для понимания, снятая с поврежденной ячейки крышка снаружи выглядит так:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

"Лицевая" панель моноблока в районе поврежденной ячейки. Видны следы серьезного нагрева. Прям вообще серьезного (а ещё - индикация КЗ и да, тут не типовая схема, с этой ТП идет резервное питание на РП, поэтому АльфаМ на соседнем присоединении показывает КЗ между фазами А и В):

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

А вот сама ячейка (смотрим вниз, в сторону кабельного приямка):

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

На этой фотке вблизи основная поврежденная ячейка (и даже следы короткого замыкания на дальней стенке). Собственно, проблема возникла именно в этой ячейке, с ней и разбирались. Хорошо видны обгоревшие кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена (основная жила), а то, что внизу - это осевший медный экран.


Та же ячейка, фотка верхней части:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Сверху красные - это изоляторы бушингов (проходных изоляторов в корпус моноблока). Кстати, моноблок наполнен элегазом - шестифтористая сера (SF6), являющийся хорошим диэлектриком и изолятором. И он, падлюка, естественно, "убежал" через обгорелые бушинги.


Есть у нас прибор ценой нового авто отечественного производства:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Вот этот прибор на фото показывает ppm (частиц на миллион), т.е. в данном случае прибор умудрился проанализировать, грубо, 1 миллиард частиц воздуха и нашел в нём 1883 частиц элегаза (и это не внизу, там, где скапливается тяжелый элегаз, а на уровне около метра).


Просто для понимания - в центре города возле элегазового оборудования он показывал 3-6 тысячных ppm, на окраине, тоже возле элегазового моноблока - 1-3 тысячных ppm, а тут - 1,9 (целых, не тысячных). Явно есть учетка элегаза (и прибор эти утечки видит), но суть не в этом, а в том, что это смертельный диагноз для моноблока. Закачать в него элегаз обратно мы уже не сможем, а значит пациент отправится на свалку.


Да, вот вам соседние ячейки. Тут есть подсказка (для тех, кто захочет попытаться сам разобраться в причине аварии):

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Ну чё делать, полез изучать кабельный приямок (подвал то есть). Интересно же, чё там (да аккуратно я лазил, чтоб не задохнуться, если что и меня страховали, и да, по стационарной штатной лестнице, не волнуйтесь).

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Основные пострадавшие кабели (слева-сверху - совсем живые и не пострадавшие). Очаг повреждения был именно в районе моноблока, на средней фазе. Когда стекший полиэтилен пыхнул, немного погорело внизу, но затем погасло. И да, кабели были заложены не "нг" (косяк проектировщика усугубил, так сказать, ну и мы этот момент упустили).


Вот, собственно, подъем кабеля в ячейку (фотка из кабельного приямка - вверх, в моноблок):

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Кстати, обратите внимание. Средняя фаза "висит" на экране. Сама жила оплавилась и позже мы это увидим. Зато крайние (боковые) фазы пережили и даже не коротнули.


А вот снова вид сверху (внутренности вводной ячейки):

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

И вот тут то прекрасно видно основную жилу средней фазы, как она идет до хомута. А ниже хомута её нет. Ибо оплавилась и "ушла" вниз под собственным весом. Вот тут мы, как раз, очень близко к разгадке причины повреждения.


Вот то же место, ближе:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Вот тут уже чётко видно место место обгорания основной жилы кабелям. А ещё видно следы короткого замыкания на болту для присоединения поводка заземления (в нижней правой части).


Вот этот болт ещё ближе (просто фотка неплохо получилась ;)

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Ну затем мы позвали монтажников (у которых действовали гарантийные обязательства) и при них продолжили разбор. Подозрение о причинах того, что же случилось у нас уже было. В общем, при представителях монтажников сняли тот самый хомут средней фазы. Ничего особо нового не увидели:

Горелого железа на миллион Электроэнергетика, Короткое замыкание, Разбор, Трансформа, Длиннопост

Обратите внимание - в правой части жилы прямо "сопля", то есть, не похоже, что кабель отгорел "одномоментно".


Вот, собственно, и все горелости (данного случая). Дальше - только для энергетиков, которым интересно докопаться до причины этого "инцидента". Собственно, вводные, которыми мы также располагали на момент начала расследования:


- собственно, сеть 10 кВ. С компенсированной нейтралью (кабельная сеть);

- была "земля", причем точно не помню сколько по времени, но более часа. То есть, более часа было однофазное замыкание на землю (все потребители были с напряжением);

- емкостной ток в момент повреждения - около 8 ампер;

- в ТП было возгорание (без последующего горения). ОВБ прибыли уже после отключения, по звонку (до этого оказались заняты на другом объекте)


Фотки мои, писал, внезапно, я, так что моё. Собственно, если реально интересно - есть ещё несколько интересных (и не очень) разборов.


Если кому-то важно и интересно, мы это свалили на монтажников. А поскольку те отморозились, мы отдали вопрос страховой компании, в которой застраховано наше оборудование, передав им право востребовать убытки с монтажников. Сделали они это или нет - без понятия, нам не сильно интересно потому, что у нас уже всё работает (но... моноблок второй секции они нам также сожги).

Показать полностью 13
Отличная работа, все прочитано!