Как переправить 47-тонный тяжёлый танк по тонкому льду
Однажды зимой 1941-1942 года на Ленинградском фронте была поставлена интересная задача - нужно было доставить 23 танка КВ на другой берег Ладожского озера. Ехать 32 километра, толщина льда непостоянна на всём протяжении пути, от 50 до 80 см, и этого явно маловато для такого агрегата.
Что было сделано... С танков сняли башни.
Затем обезглавленную машину откатывали и подкладывали сани. Далее бригада сапёров аккуратно укладывала башни так, чтобы маховики поворотного механизма не попадали на балки саней, ибо под весом башни их бы просто выгнуло.
Установленная на сани башня прочно прикреплялась тросами к саням, а они прицеплялись к танку тросами сечением до 30 - 40 мм и длиной до 50 м. Боевая укладка, боеприпасы, задняя броня танка перевозились на транспортных машинах.
Ну а дальше самоходное шасси танка брало на буксир сани со своей башней и спокойно двигало к точке сбора.
Демонтаж всего этого добра выполнялся за пять-шесть часов.
Кадры из документального фильма "Ленинград в борьбе" (1942).
Во время войны наращивали лед, делал опалубку и заливали водой.
- А голову ты не забыл?
- Так вот она, в санках.
Как ни крути, инженерный подход.