Серия «Выбор будущей профессии»

На кого учиться, чтобы зарабатывать по специальности

Лето - период начала активной подготовки к зачислению, сдаче тестов в топовые вузы за рубежом. Поэтому сейчас вопрос выбора специальности актуален для многих абитуриентов и родителей.

Чтобы помочь вам выбрать правильно, мы сравним статистику трудоустройства выпускников в области медицины, экономики и информационных технологий, как наиболее перспективных отраслей. Возьмем данные самых популярных стран для получения образования за рубежом - США, Великобритания, Канада и Германия.

Медицина

В этой сфере лидер - Германия. По данным Федерального статистического офиса страны примерно 93% выпускников медицинских факультетов были трудоустроены в течение первого года после окончания учёбы. В Германии есть система оценки качества высшего медицинского образования - Agentur fr Qualittssicherung durch Akkreditierung von Studiengngen. AQAS оценивает программы и сами институты,  используя множество критериев - квалификация преподавательского состава, организация учебного процесса и качество научных исследований. Таким образом, студенты получают высочайшее качество подготовки, которое позволяет легче найти работу.

Более 92% медиков в Канаде находят работу по специальности в течение двух лет после вуза (отчёты Канадской медицинской ассоциации и правительства Канады "Трудовой рынок в Канаде: выпускники").

В Великобритании ситуация - также благоприятная. Согласно данным Higher Education Statistics Agency и Национального статистического института, занятость выпускников медицинских вузов составляет около 91% через 6 месяцев после получения диплома.

В США этот показатель чуть ниже - 80% (источники - Bureau of Labor Statistics и Национальный центр статистики образования, исследования о трудоустройстве выпускников медицинских школ через 12 месяцев после окончания учебного заведения).

Компьютерные науки и IT  

В Канаде примерно 85% выпущенных программистов, системных аналитиков и разработчиков ПО успешно устраиваются по специальности (Statistics Canada "Labour Force Survey").

По исследованию Национального центра статистики труда США занятость выпускников в области информационных технологий составляет около 83%.

Согласно компании Deloitte более 80% выпускников вузов Германии, получивших квалификацию в ИТ, трудоустроены по специальности. Исследование было основано на опросе более 500 IT-компаний.

В Великобритании этот показатель – тоже около 85% (Higher Education Statistics Agency). В последние годы согласно отчёту компании Hired самыми востребованными IT-профессиями в стране были:

Разработчики программного обеспечения - Software Developers

Системные администраторы - Systems Administrators

Специалисты по информационной безопасности - Cybersecurity Professionals

Аналитики данных - Data Analysts

Инженеры по тестированию - Test Engineers

Специалисты по облачным технологиям - Cloud Specialists

Специалисты по искусственному интеллекту - AI Specialists

Веб-разработчики - Web Developers

Мобильные разработчики - Mobile Developers

Инженеры сетей - Network Engineers

Экономические специальности

В области экономики, процент выпускников, работающих по своей специальности, зависит от конкретной профессии и вида диплома выпускника. Выпускники экономических факультетов имеют широкие возможности для трудоустройства в различных областях, включая бизнес, финансы, государственное управление и другие.

Согласно данным национального центра статистики труда США занятость выпущенных бакалавров в области экономики составляет около 81%, а магистров - около 90%. П ри этом большинство из них работают в сфере научных и технических услуг, правительстве или в бизнес-секторе.

Эти же цифры в Великобритании составляют 74% и 87% соответственно. Согласно отчету Higher Education Careers Services Unit (HECSU) наибольшее количество выпускников экономических факультетов трудоустраиваются в банковской и финансовой сферах, в области консалтинга и управления.

Канада также не отстаёт: согласно отчёту вуза Humber College 71% выпускников с дипломом бакалавра и 81% магистров успешно трудоустроились по профессии. По данным Statista средняя зарплата для экономистов составляет около 85 000 CAD в год, при этом наиболее востребованы специалисты, работающие в государственных учреждениях и банковских институтах.

Немецкий институт занятости (Institut fr Arbeitsmarkt- und Berufsforschung) определяет, что около 75% выпускников экономических факультетов трудоустроены в соответствующей области. Эти данные основаны на опросе IAB-Betriebspanel, проведённом среди выпускников экономических факультетов в Германии. Согласно отчету Institute for Employment Research многие из них работают в сферах бизнеса, консалтинга и финансов.

Россия

Самые низкие показатели демонстрирует Россия. У нас общая информация о занятости выпускников обычно представляется Рособрнадзором в рамках ежегодной "Государственной итоговой аттестации". Однако, в отличие от других стран, подобная статистика не разбивается по конкретным специальностям. В среднем по последним данным о трудоустройстве в РФ - около 61% выпускников вузов работают по специальности.

Распределение выпускников вузов в России по отдельным областям выглядит примерно так:

  • медицина: по профессии трудоустраивается около 71% выпускников (Федеральная служба государственной статистики РФ Росстат)

  • IT: по данным исследования "Аналитический обзор рынка труда в сфере информационных технологий" компании Superjob, только 63% выпускников, получивших квалификацию в области информационных технологий, работают по специальности

  • экономика: по данным Росстата занятость составляет около 61%.

Стремятся ли российские выпускники сохранить профессию? Да, в том числе часть таких специалистов уезжают за границу в поисках лучших условий работы и жизни. Вот статистика на эту тему:

  • По данным Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) около 20% российских выпускников вузов готовы работать за границей. Кроме того, согласно отчёту РСПП "Человеческий капитал: Россия-2030" каждый четвёртый выпускник готов рассмотреть возможность переезда за границу.

  • По данным Международной организации труда (МОТ) Россия является одной из стран, чьи высококвалифицированные кадры будут искать работу за рубежом в ближайшее время.

Так кем же стать, чтобы трудоустроиться и зарабатывать по специальности?

В рассмотренных сферах выпускники имеют очень высокие шансы удачно трудоустроиться за рубежом. Но это возможно только при условии получения образования в потенциальной стране работы.

Однако при выборе специальности, помимо статистики трудоустройства, необходимо учитывать и другие факторы. В первую очередь, это - индивидуальные интересы и склонности человека. Нельзя выбирать профессию только из-за высокой зарплаты, если работа не приносит удовлетворения.

Также нужно иметь в виду, что медицинские профессии почти не позволяют сменить страну после получения всех разрешений и лицензий на деятельность, в то время как IT-специалисты фактически имеют потенциал всего глобального рынка труда.

И, наконец, почти все сферы сейчас требуют быть готовым к постоянному обучению новым навыкам и знаниям.

Шпаргалка по некоторым вузам по странам и отраслям, где российские студенты имели успешный опыт поступлений и работы:

США

Медицина

Arizona State University

Berkeley University of California

Cornell University

Florida International University

Gannon University

Green River College

Harvard University

Princeton University

Sacred Heart University

Santa Barbara City College

St Francis University

St Thomas University

University of California Los Angeles UCLA

University of California San Diego

University of Michigan-Ann Arbor

University of Texas at Austin

Yale University

IT

Berkeley University of California

Florida International University

Green River College

Harvard University

Marconi International University

Massachusetts Institute of Technology MIT

New Jersey Institute of Technology

Princeton University

Sacred Heart University

University Of New Haven

Yale University

Экономика и бизнес

Berkeley University of California UCB

Boston University

California Institute of Technology Caltech

Carnegie Mellon University

Columbia University

Cornell University

Duke University

Florida International University

Gannon University

Harvard University

Lincoln University

Manhattan Institute Of Management

Marconi International University

Massachusetts Institute of Technology MIT

New Jersey Institute of Technology

New York University NYU

Northwestern University

Pace University

Princeton University

Sacred Heart University

San Ignacio University

Santa Barbara City College

South Seattle College

St Francis University

St Thomas University

Tennessee Tech University

University of California Los Angeles UCLA

University of Chicago

University Of New Haven

University of North Alabama

University of Pennsylvania

Канада

Медицина

Conestoga College

George Brown College

Georgian College

Sheridan College Institute Of Technology & Advanced Learning

University of Calgary

University of New Brunswick

University of Victoria

Wilfrid Laurier University

IT

Canadian College

Conestoga College

George Brown College

Kwantlen Polytechnic University

Sheridan College Institute Of Technology & Advanced Learning

UBC

University of Toronto

Экономика и бизнес

Acsenda School of Management

Canadian College

Conestoga College

Dorset College

George Brown College

Georgian College

Royal Roads University

Sheridan College Institute Of Technology & Advanced Learning

University Canada West

University of Toronto

Vancouver Island University

York University

Великобритания

Медицина

Anglia Ruskin University

Brighton and Sussex Medical School

Cambridge University

Edinburgh Napier University

Glyndwr University

Guildford College

King’s College London

Middlesex University

Oxford University

Robert Gordon University

Solent University

University of Birmingham

University of Essex

IT

Cambridge University

Edinburgh Napier University

Glyndwr University

Middlesex University

Oxford University

Robert Gordon University

Sheffield Hallam University

Solent University

University of Essex

University of Gloucestershire

University Of West London

Экономика и бизнес

Anglia Ruskin University

Aston University

Cambridge University

King’s College London

London School of Economics and Political Science LSE

Loughborough University

Middlesex university

Oxford University

University College London UCL

University of Essex

Германия

Медицина

Albert Ludwig Universitaet Freiburg

Arden University

Charite - Universittsmedizin Berlin

Eberhard Karls Universitat Tubingen

Heidelberg University

RWTH Aachen University

Technical University of Munich

The Julius Maximilians University of Wurzburg

TU Dresden

University Magdeburg

University of Cologne

University of Hamburg

University of Lubeck

University of Mnster

Witten/Herdecke University

IT

GISMA business school

ISM International School of Management

Jacobs University

SRH Berlin University of Applied Sciences

Technische Universitat Berlin

Technische Universitat Dresden

University of Bonn

University of Hamburg

Экономика и бизнес

Arden University

Berlin School of Business and Innovation

Cologne Business School

Ecla of Bard - A Liberal Art University

EU Business School

Gisma Business School

Hochschule Bremen University Of Applied Sciences

Hochschule Esslingen

ISM International School of Management

IU International University of Applied Sciences

IUBH Sсhool of Business and Management

Jacobs University

Macromedia University for Media and Communication

SRH Berlin University of Applied Sciences

Technical University of Munich

Показать полностью

Профориентация

Профориентация - важный этап в жизни каждого человека. Одним из ключевых ее элементов является проведение тестирования, которое помогает учащимся определить свои склонности, возможности и профессиональные интересы в различных сферах.

В России в последние годы было сделано значительное усилие для улучшения профориентационной работы в школах. Они используют различные тесты, такие как "Профессиограмма", "Профиль профессий", "Карта успеха" и другие. Каждый из них предназначен для определения интересов и склонностей учеников в разных областях деятельности. Но не всегда учитываются современные тенденции и изменчивость на рынке труда, а также индивидуальные особенности каждого ученика. Например, тест "Профессиограмма" помогает учащимся определить свой профиль личности и подходящие им профессии. "Профиль профессий" позволяет оценить потенциал ученика в разных сферах и рекомендует конкретные профессии, которые могут быть наиболее подходящими для него.

И вне школ сейчас существует множество различных профориентационных тестов, в том числе очных и онлайн. Однако не все они одинаково эффективны.

В средней и юго-восточной Азии также существуют различные тесты для профориентации и трудоустройства. Например, в Южной Корее проводится тестирование на уровень знаний по математике, языку и науке, которое помогает школьникам определить свои сильные и слабые стороны в этих областях. В Японии проводятся испытания на умение работать в группе и принимать решения. Один из примеров таких тестов - Strong Interest Inventory (Сильный Информационный Опросник), который широко используется для оценки интересов и предпочтений студентов в отношении будущей карьеры. Этот тест был разработан в США, но также популярен в странах Азии. В Пакистане есть онлайн-тесты, которые оценивают карьерные интересы и личностные характеристики, а также предоставляют информацию о доступных профессиях и курсах обучения. В Индонезии разработаны онлайн-тесты для профориентации, основанные на общих навыках и компетенциях.

В Азии большое внимание уделяется практической части профориентации и применяются и другие инструменты. В школах проводятся мастер-классы, тренинги и практические занятия, уроки и мероприятия, где учащиеся могут попробовать себя в профессиях и областях деятельности, познакомиться с различными профессиями и возможностями карьерного роста. В некоторых странах Азии, например, используется формат "умений и знаний" (skills and knowledge), где учащиеся должны продемонстрировать свои знания и навыки в конкретных областях. Например, в Малайзии проводится программа Majlis Sambutan Hari Keluarga Kerjaya (Family Career Day), в Таиланде - Career Day, которая включает в себя лекции и мероприятия, направленные на помощь подросткам определить свои цели и получить необходимые навыки для достижения успеха в будущем.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!