Великое имперское похмелье (4)
Заканчиваем знакомиться с книгой Самира Пури "Великое имперское похмелье. Как империи сформировали мир".
Ссылки на предыдущие части: 1 2 3
Ближний Восток
В этом сравнительно небольшом регионе проживают 435 миллионов человек, причём две трети из них - моложе тридцати лет. Почти вся эта молодёжь не имеет имперской памяти, но она решительно настроена принять участие в формировании будущего своих стран.
Эта колыбель человеческой цивилизации явилась свидетелем появления, расцвета и упадка нескольких великих империй. Первыми были египетские фараоны пять тысяч лет тому назад. В Междуречье тон задавали шумеры, ассирийцы, мидийцы и вавилоняне. Персы объединили под своей властью множество народов, обжёгшись лишь на греках. Александр Македонский взял Персеполь и объединил ещё большие пространства под своей властью, которая, однако, долго не продлилась. Прошли века. Империя Сасанидов восстановила статус Персии, а за превосходство в регионе с ней соперничала Восточная Римская империя.
В седьмом веке судьбе было суждено снова перемешать карты. Адепты пророка Мухаммеда вышли из пустыни и стремительно построили новую религиозную империю, строя локальные альянсы и обращая в свою религию других. И если Византий, потеряв Сирию и Палестину, всё же устоял, Сасанидской империи пришёл конец. Обращение народов на захваченных территориях наглядно продемонстрировало силу и связность ислама. Локальные идентичности, однако, никуда не делись, к ним добавился религиозный раскол на суннитов и шиитов. И потому единство, достигнутое было путём завоеваний и распространения арабского языка и культуры, быстро было потеряно. Четыре халифата, конфликтуя и сменяя друг друга, заявляли каждый свои династические претензии. Добиться успеха было трудно без поддержки туземного населения. И если Омейяды опирались на арабов, то вытеснившие их Аббасиды - на "обездоленных" неарабских мусульман, в особенности турок-сельджуков. Триумфальным аккордом сельджуков явилось отбитие Иерусалима от крестоносцев в 1187 году.
Тринадцатый век стал свидетелем "парового катка" монгольского нашествия. Монголы были язычниками, но, вопреки гипотетическим надеждам тогдашних христиан, не стали подавлять мусульманскую веру, а сами обратились и стали одной из опор ислама. Но единства мусульманского мира так и не было: слишком широки были религиозные и национальные разногласия.
Прошло ещё пару веков, и уже турки-османы создали новую империю, объединившую миллионы мусульман под своим началом. Величайшим их триумфом явилось взятие Константинополя и сокрушение Византийской империи. Под власть турков попали и арабы от Аравии до Магриба. А вот персов-шиитов завоевать не удалось. Багдад несколько раз переходил из рук в руки. В конце концов линия противостояния "устаканилась" в районе современной западной границы Ирана. В Европе турки прошли до самой Вены, где были окончательно отбиты в 1683 году. Могущество Османской империи достигло зенита. Столетием спустя российские армия и флот разбили Великую Порту. В состав России был включен Крым. Потом были Наполеон и англичане в Египте, а Первая мировая положила конец существованию империи. Как же удавалось османам держать в подчинении множество чуждых народов на протяжении столь долгого времени? Автор называет причиной систему автономий-миллетов, позволяющих локальным курдским, еврейским, албанским и прочим общинам жить самостоятельно и иметь своё представительство в органах управления всей империи (хоть и в рамках абсолютной лояльности султану).
То, как оказался заполненым вакуум, оставшийся после распада Османской империи, определило современное положение вещей на Ближнем Востоке. Колониальные хищники - Британия и Франция - стали разгрызать на куски бывшую территорию турецкого владычества. Сирия и Ливан достались Франции, а Месопотамия с Палестиной - Британии. Глядя на столь бысстыжий раздел, оттоманский офицер, вошедший в историю под именем Ататюрка, повёл в бой турецкую армию, чтобы избежать раздела Малой Азии. Так было положено начало современной Турции, порвавшей и с халифатом, и с арабским письмом. В Персии действовал казацкий офицер Реза Пехлеви, который хоть и не стал вестернизировать страну, но смог тоже усилить государство. Те же местности, которые не смогли решительно порвать с имперским прошлым, стали добычей капиталистических стервятников в виде подмандатных территорий. Лишь после Второй мировой арабам досталась подлинная независимость. А на палестинской территории в огне вооружённой борьбы c британской метрополией и арабскими соседями возник Израиль.
Ближневосточная нефть по-новому разожгла аппетиты новых сверхдержав в борьбе за влияние в регионе. Адаптация к новым реалиям протекала в этих "осиротевших" землях тяжело. Израильско-палестинский конфликт проходит в тени почившей Британской империи, в то время, как сам Израиль явился ответом на постоянные преследования евреев в Европе. Ушли времена мирного сосуществования религий, подобно тому, как это было в державах прошлого.
А османские имперские амбиции по-прежнему греют сердца в современном Стамбуле. Страна, служащая мостом между Европой и Азией, не пришлась ко двору в Европейском Союзе. После этого Эрдоган монополизировал власть, совершенно в традициях сильного центрального правления. Но надо сказать, что имперскому сознанию нелегко снова прорасти в умах турецких граждан. Они в большинстве своём неспособны даже прочесть надписи на могилах своих предков. Проблема курдов, потерявших автономию и даже право называться отдельным народом, высвечивает ещё одну болячку, не зажившую с имперских времён.
Религиозное противостояние шиитов с суннитами определяет конфликт между Саудовской Аравией и Ираном. И противостояние это - тоже отголоски прежних имперских баталий между османами и персами. При этом Ирану удаётся проецировать свою власть через Ирак, Сирию и Ливан в сторону Средиземного моря. Конечно, США, Израилю и Саудовской Аравии это не нравится. В отличие от саудов, дружащих с Западом, Иран, наевшись иностранного вмешательства, сделал антиамериканизм одной из основ своей государственной политики. Иранцы легки на подъём, вспоминая успешно отражённые завоевания древности в ответ на трамповские твиты. В то же время сами же США сработали на пользу Ирану, уничтожив их злейшего врага - Саддама Хусейна. Они поплатились жертвой собственного невежества.
Антизападничество и антиамериканизм служат главным мотивом объединения и для мусульманских радикалов Аль-Каиды и ИГИЛа. Главной идеей террористов стало принести смерть в дома нео-колонизаторов, чтобы отвратить их вмешиваться в дела на Востоке. Ещё одним (безуспешным) начинанием стало стремление покончить со старыми границами, прочерченными Британией и Францией в двадцатом веке. ИГИЛ воскрешает в памяти своих сторонников далёкое исламское прошлое. Своей агрессивностью оно разозлило множество сильных мира сего. Десятки стран отправили свои войска на борьбу с ним. Территория "Халифата" была утрачена, чего не скажешь об идее. Идея продолжает жить в умах.
Кто же виноват в этом непрестанном бардаке? Легко обвинить в этом американцев, русских или европейцев. Можно также кивнуть и в сторону почившей Османской империи. Но нельзя списывать со счёта и историческую память жителей Багдада, Каира, Дамаска и Тегерана. Они помнят о прошлом величии. Как помнят о нём и настоящие и будущие джихадисты.
Африка
Каждая африканская страна может рассказать свою уникальную постколониальную историю. Сами их очертания на карте носят отпечаток правления европейцев. Сама непосредственная колонизация длилась порядка восьмидесяти лет, однако история завоевания чёрного континента гораздо длиннее. Она включает и работорговлю, в которой отметились и арабы, и грабежи, и захваты территорий. И сегодня многие объясняют текущее незавидное положение тяжёлым прошлым. Одни говорят, что колонизаторы двигали прогресс и подпитывали национализм. Другие - что именно европейцы принесли в Африку коррупцию и прочие "вредные привычки". На самом деле истина лежит где-то посередине. Иначе как объяснить, что спустя уже 60 лет после независимости африканские страны находятся в хвосте человечества? Но и закрывать глаза на печальное наследие колониализма тоже нельзя.
Вопреки распространённому мнению колонизаторов и их потомков, континент имеет богатую историю цивилизаций. Древний Египет развился не на пустом месте, а в тесном контакте с чёрными нубийскими соседями. И в других местах можно увидеть возникновение, рост и упадок всевозможных царств: Гана, Мали, Зимбабве, Бенин. Лишь столетия спустя они пали жервами хищников из Европы и Аравии, которые были более продвинуты технически, но не политически.
В погоне за прибылями португальцы и прочие дельцы придумали выгодную цепь сделок, приведшую к порабощению африканцев на плантациях Нового Света. Для работорговли не нужно было углубляться в континент, достаточно просто скупать живой товар на берегу, и потому до конца девятнадцатого века внутренние земли Африки сохраняли независимость. К тому времени рабство было уже запрещено, да ещё "подросли " новые хищники. Мне кажется, автор упускает ещё один важный фактор: прогресс медицины. Он позволил сравнительно безопасно ступить ноге колонизатора на кишащую паразитами землю Африки. Наряду с прибылями, колонизаторами двигало и христианское миссионерство, пишет Самир. Вот здесь я тоже усомнюсь: в конце девятнадцатого века бог, по словам Ницше, уже умер в Европе. Прошли буржуазные революции. Власть была светской. Миссионерство, хоть и имело место, служило в основном для успокоения совести колонизаторов. Этому же служила приятная мысль о цивилизаторской роли европейцев. Сегодня африканцы открыто насмехаются над этими претензиями, вспоминая, как цивилизаторы их сгоняли с земель в Кении или травили газом с самолётов в Эфиопии.
Бороться против угнетателей оказалось, однако, в определённом смысле легче, чем построить новую жизнь. Искусственно, "по живому" прочерченные границы создают питательную почву для конфликтов. Но почему новые лидеры не начертили новые границы, чтобы жить в согласии? Красочной иллюстрацией этому служит судьба Организации Африканского Единства, созданной вроде бы для укрепления единства и солидарности и превратившейся со временем в "клуб диктаторов". Рисовать новые границы - это для кого-то значит поступиться частью своей власти. Далеко не каждый готов покинуть свой (доставшийся на время) трон. Пример Мугабе - тому подтверждение. Кто виноват? Африканцы? Нет, сами колонизаторы, которым местные царьки служили надёжной опорой. Даже там, где укоренилась демократия, она не умерила коррупцию и хищнические интересы местных элит, как это случилось в Кении. Тем не менее, время колоний уже довольно далеко в прошлом. И если африканцы не избавились за столь долгое время от порочных практик, это говорит о том, что валить всё на колонизаторов - неверно.
Время шло, и новая беда ожидала независимые африканские страны: долговая "яма" МВФ и Всемирного Банка, куда свалились многие после того, как занятые средства, будучи частично разворованы и неэффективно вложены, не принесли отдачу. И в наше время можно услышать голоса на Западе, что Африка неспособна нормально обращаться с "подаренной" ей независимостью.
В настоящее время одними из главных тем, с которыми имеет дело Африка, являются гражданские войны, мигранты и китайское влияние. Касательно первых, часть упрёков автор адресует бывшим колонизаторам, "пренебрегавшим" правлением в некоторых частях своих колоний, например в Южном Судане. С другой стороны, трудно предположить, что в отсутствие колониального прошлого местные народы не стали бы всё равно воевать за те или иные ресурсы. Мигрантов можно разделить на две категории: экономических и беженцев. Те, кто отправляется за лучшей жизнью в Европу, могут рассматривать себя как своего рода "ответку" за высадку белых в Африке или претензию на свою долю в богатствах, накопленных в том числе и за счёт грабежа колоний. Вовлечение Китая, строящего дороги и порты в обмен на ресурсы, в африканские дела знаменует новую эру иностранной зависимости. Самир озабочен, что авторитарный Китай может подать нехороший пример для политического развития африканских стран.
------------
В заключении автор в очередной раз повторяет, что наследие имперских времён живо и продолжает влиять на умы правящих элит. Хорошо это или плохо, с этим надо жить и принимать к сведению. Те, кто склонны гордиться имперским прошлым своей страны, любят закрывать глаза на плохое или придумывать отговорки типа "время было такое". "Зато мы победили Гитлера" - такое можно услышать и от англичанина, и от русского. С другой стороны, те, кто натерпелись от метрополий, склонны возводить страдания своей страны в абсолют, забывая, что в своё время тот же Лондон был для местной элиты примером для подражания.
Нынешние времена неспокойны. Лондон пикируется с Москвой. Вашинктон - с Пекином. Самир пишет, что в наши дни сталкиваются не цивилизации, а имперские наследия. То есть историей двигают "остаточные изображения" былых империй. Чтобы преодолеть имперские наследия, нужно сделать первый шаг - осознать их.
------------
Подход автора взвешен и нейтрален, это плюс. Он не топит за своих, как большинство авторов, а это многого стоит. Но аналитикой это назвать трудно. Всякий может раскрыть учебник истории и посмотреть, где когда какая империя существовала, чтобы представить, что себе воображают элитарии в том или ином уголке Земли. Книга, однако, претендует на осознание мотивов действия национальных элит. Без основательного культурного погружения в ту или иную нацию это задача будет непосильной. Там, где автор имеет хороший опыт (США, Британия, Индия, Африка) его повествование внятно. Остальные главы пестрят банальностями и повторениями.
Далее, я не согласен, что историю двигают некие образы прежнего величия некоторых стран. Никакие это не образы! На самом деле империализм с его зонами влияния и границами - живее всех живых. Он никуда не делся, как никуда не делась погоня капиталиста за прибылью. Именно она служит мотором строительства современных империй. Сама концепция империи как интеграционного образования базировалась и базируется на извлечении прибылей из периферии.
Даже если страны решаются на какую-то более-менее равноправную интеграцию, в ней часто случается "перекос пользы" в сторону некоторых из них. Получается если не империя, то гегемония какой-то группы стран. Это по сути неизбежно в силу свойств капитализма. Проигравшим это не нравится. В наши дни мы становимся свидетелями развала интеграционных образований и демонтажа глобализации. Наступит депрессия, станет хуже - процесс пойдёт ещё быстрее, и хорошо будет, если "развод" окажется мирным. Конечно, эксплуатация одних стран другими - не есть хорошо. Будем надеяться, что когда-нибудь имперские дрязги уйдут в прошлое. Но, увы, время это ещё не пришло. Будем жить с тем, что есть.
Телеграм-канал, где я это добро начитываю для занятых и ленивых: