Серия «Появление новой научной дисциплины»

Исторические закономерности Джамбаттиста Вико

Джамбаттиста Вико не понимали современники, а слава в последующих поколениях. Буквально следом за ним Шарль Монтескьё поставил перед собой ту же самую задачу — сделать из истории науку. Но при этом он мыслил вместе с эпохой, в духе эпохи и потому был понят и признан. Вико, наоборот, резко разошелся с духом времени, а его идеи нашили признание через 200 лет.

Исторические закономерности Джамбаттиста Вико Творческие люди, День рождения, Личность, История (наука), Видео, YouTube, Длиннопост

1 Джамбаттиста Вико)

В XVII веки в Европе назревали перемены при переходе от феодального прошлого к Новому времени. Сначала была только идея опираться на собственный разум, а не на авторитет веры и исторической традиции. И Вико предлагает новые принципы, доказывает закономерность всего, что происходило в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в будущем. Это позволяет понять «вечный закон», управляющий движением человечества — то, что уже было, повторяется вновь. Если как следует поймешь прошлое, можно прогнозировать будущее. Чтобы издать свой главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725), Вико вынужден был продать фамильные реликвии, предварительно сократив рукопись втрое.

Только Великая французская революция смогла обострить историческое видение и пришло время для признания идей Вико. В двадцатых годах XIX века молодой историк Жюль Мишле случайно натолкнулся на «Новую науку» Джамбаттиста и сразу стал приверженцем нового подхода. Вико стал для него героем, а Мишле умел воспевать героев, одним из которых был для него народ, народ как «историческая субстанция», конкретное воплощение идеи человечества. Мишле увидел в концепции Вико апофеоз народа как единственной исторической силы, дающей жизнь исключительным личностям, так называемым «великим людям», которые вне связи с «субстанцией» никакого значения не имеют.

Благодаря Мишле имя Вико быстро приобретает всеевропейскую известность, а в самой Италии Франческо де Санктис, которого по его роли в итальянской жизни 60 — 80-х годов XIX в. сравнивают с нашим Белинским, торжественно провозглашает: «Сочинение Вико — „Божественная Комедия“ науки, обширный синтез, который охватывает прошлое и открывает будущее и который, однако, еще полон обломков старого, подчиненного новому духу».

Исторические закономерности Джамбаттиста Вико Творческие люди, День рождения, Личность, История (наука), Видео, YouTube, Длиннопост

2 Джамбаттиста Вико

Но это произошло спустя 200 лет. А пока уже на седьмом десятке жизни Джамбаттиста на открытии в 1732 г. очередного курса лекций в Неаполитанском университете обратился к слушателям с торжественной речью «О героическом духе». Вико говорил о высоком стремлении человека к знанию в противовес низменным влечениям натуры и самодовольной ограниченности псевдоученых, кичащихся теми жалкими крохами истины, которыми они располагают по наследству от предшественников. Свойство героического духа — не останавливаясь на промежуточном и частном, восходить к высшему единству знания, ибо только в этом единстве заключена подлинная мудрость, а мудрость — не просто «информация», как бы мы теперь сказали, а сила, преобразующая человека изнутри. Поэтому и знание важно не само по себе, но потому, что служит «благоденствию всего человечества».

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Природа народов сначала жестока, потом сурова, затем мягка, после утончена, наконец, распущена. В роде человеческом сначала рождаются неуклюжие великаны, как Полифемы; потом — великодушные и гордые, как Ахиллы; затем — доблестные и справедливые, как Аристиды, как Сципионы Африканские; ещё ближе к нам появляются великие образцы доблестей, сопровождаемых великими пороками, пользующиеся у толпы шумной славой, как Александры и Цезари; потом рассудочные злодеи, как Тиберий; наконец — неистовые и развратные наглецы, как Калигулы, Нероны и Домицианы

Этот и еще 190 материалов VIKENT.RU по теме Эволюционные идеи

2) Видео: ТВОРЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ

Источники

  1. Джамбаттиста Вико на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/539/

  2. М.А. Киссель, Джамбаттиста Вико, М., «МЫСЛЬ», 1980

Фото:

  1. Джамбаттиста Вико)

  2. Джамбаттиста Вико

Показать полностью 2 1

Эвропатология Г.В. Сегалина

Врач и преподаватель УПИ (Уральского Политехнического института) Григорий Владимирович Сегалин (родился 16 мая 1878) издавал сборники работ с 1925 по 1930 год о патологии творчества «Клинический архив гениальности и одаренности (эвропатологии), посвящённый вопросам патологии гениально-одаренной личности, а также вопросам одарённого творчества, так или иначе связанного с психопатологическими уклонами».

Эвропатология Г.В. Сегалина Творческие люди, День рождения, Исследования, Видео, YouTube, Длиннопост

1 Архив Национально Электронной Библиотеки

Издатели разделяли гипотезы итальянского психиатра Чезаре Ламброзо, автора книги «Гениальность и помешательство». В публикациях были попытки исследовать гениальных людей прошлого — Л.Н. Толстого, М. Горького, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Н. Скрябина, С.А. Есенина, М.А. Врубеля и других с точки зрения психических патологий в их биографиях. Г.В. Сегалин считал, что большинство случаев проявления творчества происходит при слиянии психопатии и одаренности. При этом психопатическая компонента личности освобождает из подсознания компонент одаренности и помогает творцу реализовать себя.

Выступая против популярного в те годы направления по оздоровлению человека — евгеники, Г. В. Сегалин писал: «...если в смысле стерилизации людей от плохой наследственности мы достигнем хороших результатов, зато в смысле рождения великих людей у нас будут отрицательные результаты, — не будет ни одного великого человека, ибо... генез великого человека связан органически с патологией, понимая патологию не как болезнь, а как биологический фактор, который является одним из сопутствующих биологических рычагов генетики в создании природы великих людей»

Работа Г.В. Сегалина над «Клиническим архивом гениальности и одаренности» была в тот период времени единственной в мировой литературе практикой концентрации и систематизации накопленного историей материала по патологии клинико-психиатрического и литературно-биографического творчества. Задачей ставилось не только изучение гениев, но и оказание им поддержки, попытка научной организации творческого труда. Всего было выпущено 5 томов, после чего журнал был закрыт одновременно с Русским евгеническим обществом.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «...мы отметили на целом ряде примеров из генеалогии великих и замечательных людей, что данному реактивному явлению или, иначе говоря, данному великому или замечательному человеку всегда предшествуют (с закономерностью биологического закона) два условия: одно условие — у ближайших предков по одной из восходящих линий (отцовской или материнской) имеются всегда симптомы скрытой одарённости, как бы ни были мало замечательны эти предки — всегда имеются симптомы наличия невыявленной или мало выявленной энергии, называемой одарённостью (resp. гениальностью). Следовательно, имеется наследственная одарённость в скрытом виде.

Второе условие — у ближайших предков по другой из восходящих линий (или же по обеим линиям — отцовской и материнской) имеется наследственный психотизм».

Этот и еще 117 материалов VIKENT.RU по теме Психология творчества

2) Видео: ПРОБЛЕМЫ / ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА & КРЕАТИВНОСТИ

Источники

  1. Сегалин Григорий Владимирович на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/808/

  2. Шувалов А. В. Безумие и гениальность: к истории изучения феномена http://characterology.ru/patographia/about/item_3987.html

Благодарю И.Л. Викентьева за присланный фрагмент

Фото:

  1. Архив Национально Электронной Библиотеки

Показать полностью 1 1

Гениальность по наследству, тесты и дактилоскопия Фрэнсиса Гальтона

Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарльза Дарвина, чья теория происхождения видов стала широко известной и популярной, стал одним и убежденных дарвинистов. В поисках ответы на собственные вопросы о наследственности гениальности, он создал один из часто применяемых инструментов современной психологии — тестирование.

Гениальность по наследству, тесты и дактилоскопия Фрэнсиса Гальтона Творческие люди, День рождения, Ученые, Британские ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

1 Ф. Гальтон в юности

Будучи любознательным, Гальтон увлекался разными направлениями — метеорология, антропология, география, биология, математика, история... Но в центре его научного интереса был он сам, а точнее изучение гениальности. Гальтона можно было считать вундеркиндом — он начал читать, когда ему не исполнилось и трех лет, после трех — писать. В шестилетнем возрасте читал Овидия в оригинале, а многие произведения Шекспира знал наизусть. Но это не способствовало успешной учебе в Кембридже, где он начал изучать медицину — другие студенты проявляли больше способностей.

Раннее проявление своих способностей Гальтон приписывал наследованию от своего деда Эразма Дарвина, известного медика и поэта. Успешную учебу своих однокурсников Гальтон пытался объяснить тем, что и них в роду тоже были талантливые врачи. Учение Чарльза Дарвина о происхождении видов убедило Гальтона в обоснованности своей идее о наследственности интеллектуальных способностей. К сожалению, его брак и семьи ближайших родственников были бездетными и проверить на них свои догадки простым наблюдением было невозможно.

Гальтон пошел другим путём — начал изучать генеалогию выдающихся людей. И заметил закономерность: в семье, где родители были талантливыми музыкантами, дети тоже проявляли одаренность в музыке, дети героических личностей становятся венными полководцами, а потомки гениальных людей имеют в себе заряд гениальности. Как следствие из этого, Гальтон сделал вывод, что гениев можно выводить путем селекции через браки одаренных мужчин и женщин.

С учетом того, что человек обычно добивается признания своего таланта в зрелом непродуктивном возрасте, возникла необходимость в ранней диагностике врожденных способностей человека. Так Гальтон подошел к идее создания методики, позволяющие математически точно выявлять гения и отличать его от обычных людей. Он называл свою методику test , что в переводе с английского означает «испытание, проверка».

Гениальность по наследству, тесты и дактилоскопия Фрэнсиса Гальтона Творческие люди, День рождения, Ученые, Британские ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

2 Image by Freepik

Некоторые факты биографии

Фрэнсис Гальтон родился 16 февраля 1822 года в семье преуспевающего банкира Сэмюэля Гальтона. А его мать была дочерью известного философа и поэта Эразмуса Дарвина. В детстве Фрэнсис пропадал в химической лаборатории своего отца, который ставил разные эксперименты, напоминающие скорее алхимию.

В подростковом возрасте Гальтон часто встречался и разговаривал со своим дедом Эразмусом Дарвином и дядей Робертом Дарвином, врачом и финансистом, членом Лондонского королевского общества. Они серьезно занимались образованием молодого Фрэнсиса, не сомневаясь, что он станет достойным продолжателем семейных традиций в медицине.

Когда Фрэнсис понял, что медицина не станет его делом жизни, он стал изучать математику. Сначала она ему не давалась, но будучи крайне самолюбивым и упорным человеком, он за три года добился того, что его работы стали печатать в математических журналах. По его словам, в этот период он спал по 3-4 часа в сутки, и постоянно расширял круг своих интересов от антропологии до биологии. Тогда он и заинтересовался наследственностью интеллектуальных способностей и не только стал основателем евгеники, но и придумал термин.

Развивая теорию эволюции своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, он пытался доказать, что она совершенно не противоречит религиозным представлениям о сотворения мира.

«Так что материалисты, сладко потиравшие руки и восклицавшие „Бога нет!“, были сильно огорчены, услышав несколько звездных докладов Фрэнсиса, убедительно доказавшего теософские корни теории своего кузена. К тому, что делал и говорил Гальтон, было приковано всеобщее внимание. Фрэнсис Гальтон был первым человеком, предложившим научное доказательство существования Бога» [3].

Гениальность по наследству, тесты и дактилоскопия Фрэнсиса Гальтона Творческие люди, День рождения, Ученые, Британские ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

3 Фрэнсис Гальтон. Художник Charles Wellington Furse

Его превозносили и восхищались как служители церкви, так и ученые... А потом он создал дактилоскопию...

Побочный результат многолетних исследований

В 1884 году на Лондонской международной выставке 1884 года был павильон, в котором любой желающий мог за небольшие деньги измерить и оценить свои физические данные. Измерялся рост человека, вес, физическую силу, реакцию. Проверяли зрение, слух, способность различать цвета. Помимо персонала, который производил эти манипуляции и фиксировал результаты, там иногда находился и создатель павильона Фрэнсис Гамильтон.

Занимаясь вопросом наследственности интеллектуальных способностей, Гамильтону были нужны статистические данные. Развлекательный павильон на выставке был создан для их сбора. Когда в 1885 году выставка закрылась, он открыл постоянную лабораторию при музее Саут-Кенсингтон, где продолжил собирать данные со всех желающих. Именно в этой лаборатории и была впоследствии создан метод дактилоскопии.

В своём докладе 25 мая 1888 года о способах идентификации личности он упомянул об отпечатках пальцев, как одной из возможности опознавания. Но это была пока только идея и нужны было доказать, что папиллярный узор уникален и не меняется в течении жизни. Один из его друзей, служа в полиции, собрал за 30 лет большую коллекцию отпечатков пальцев разных людей, но не делал их анализ. К этой картотеке Гальтон добавил новый источник из своей лаборатории, где помимо измерений, с посетителя снимали отпечатки пальцев.

Гениальность по наследству, тесты и дактилоскопия Фрэнсиса Гальтона Творческие люди, День рождения, Ученые, Британские ученые, Видео, YouTube, Длиннопост

4 Сэр Фрэнсис Гальтон, автор Джанет Кэролайн Fisher

Часами изучая с помощью лупы полученные папиллярные узоры, Гальтон убедился, что они образуют всего 4 основных типа рисунков.

«Математический расчет вероятности совпадения отпечатков пальцев, сделанный Гальтоном, показал, что отпечаток пальца одного человека может оказаться идентичным отпечатку пальца другого в отношении 1:4. Если же брать отпечатки 10 пальцев, то получалось невероятное число вариантов −1:64 млрд. Гальтон считал, что население Земли составляет 16 млрд., а это означало, что совпадение отпечатков пальцев двух людей невозможно. Но он исходил из того, что сравнивается каждый палец в отдельности. Если же сравнивать два пальца каждого из двух лиц, то 64 млрд. надо возводить в квадрат. При трех пальцах — в куб. А если сравнивать все 10 пальцев (как это обычно и делается), то число вариантов составит 6410 млрд. Впоследствии Гальтон разработал сложнейшие формулы для идентификации отпечатка. Учитывались мельчайшие детали -угол наклона папиллярной линии, коэффициенты ее закругления, форма треугольника, который составляют линии. Криминалисты пользуются этими формулами и по сей день» [3].

В 1892 году вышла книга Гальтона «Finger prints», где он предстваил результаты своего метода идентификации в результате исследований. Предложенная система опознавания по отпечаткам пальцев Фрэнсиса Гальтона позволило в течении первых месяцев ее использования раскрыть сотни нераскрытых дел. Это была настоящая сенсация конца XIX века. Дактилоскопия за несколько лет завоевала весь мир.

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Юноша, обладающий дарованиями степеней F и G (то есть, высокого уровня — Прим. И.Л. Викентьева), почти совершенно независим от обыкновенного школьного воспитания. Ему не нужен учитель, который постоянно сидел бы над ним, объясняя ему трудности и подбирая подходящие для него уроки. Он, напротив, сам воспринимает знание всеми порами своего существа. Он научается из намёков, схваченных на лету, с быстротою и основательностью, для других непостижимыми. В деле умственной пищи он является всеядным, поглощая гораздо более потребного количества, но при этом выделяя всегда небольшой процент питательного материала, что в общей сложности составляет громадный запас. Лучшее, что может сделать учитель для такого мальчика, — это предоставить его самому себе, давая ему лишь там и сям некоторые указания и удерживая его от бесполезных стремлений.

Мы должны считать только простой случайностью то, что человек с самой молодости попадает в ту профессию, к которой он имеет призвание. Ниже, из моих кратких биографических заметок, читатель увидит, что самые знаменитые люди нередко бросали то жизненное поприще, которое было назначено им их родителями, и, несмотря ни на какие жертвы, следовали неодолимому внушению своей собственной природы: словом, они сами воспитывали себя».

Этот и еще 203 материала VIKENT.RU по теме История изучения творческих личностей

2) Видео: ГЕНИИ, ТВОРЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ: ИЗУЧЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ

3) Видео: Онлайн-консультация VIKENT.RU № 304 «КРЕАТИВНЫЕ / ТВОРЧЕСКИЕ КОЛЛЕКТИВЫ»

Источники

  1. Фрэнсис Гальтон на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/4/

  2. Театр мимики и теста // Журнал «Коммерсантъ Деньги» 23.01.2006 https://www.kommersant.ru/doc/642606

  3. Елена Антонова. Фрэнсис Гальтон // Еженедельник «Коммерсантъ-Деньги» N 45, 1999. https://tests.pp.ru/library/people/galton.phtml

Фото:

  1. Ф. Гальтон в юности

  2. Image by Freepik

  3. Фрэнсис Гальтон. Художник Charles Wellington Furse

  4. Сэр Фрэнсис Гальтон, автор Джанет Кэролайн Fisher

Показать полностью 4 2

Роль природных способностей и внешней среды в появлении творческой личности по Фрэнсису Гальтону

Данная статья относится к Категории 📈 Эффекты усиления творческой деятельности

Роль природных способностей и внешней среды в появлении творческой личности по Фрэнсису Гальтону Творчество, Творческие люди, Теория гениальности, Способность, Воля, Воспитание, Личность, Личные качества, Социальная психология, Видео, YouTube, Длиннопост

Фрэнсис Гальтон — английский антрополог. Заложил основы евгеники, дактилоскопии и дифференциальной психологии. Двоюродный брат Чарлза Дарвина

«Гальтон искал как раз различия, а не однородность, —
ему нужна была
Клеопатра, а не среднестатистическая женщина»

П. Бернстайн, Против богов: укрощение риска,
М., «Олимп-Бизнес», 2006 г., с.182.

Полемизируя с выводами, сделанными Альфонсом Декандолем о значимости внешней среды для формирования учёных, Фрэнсис Гальтон формулирует:

«Повторю всё изложенное вкратце. Я пытался доказать в применении к выдающимся литературным и художественным известностям, что:

  1. люди, одарённые высокими дарованиями […], легко возвышаются, преодолевая все препятствия, представляемые низким общественным положением;

  2. страны, в которых такого рода препятствий менее, чем в Англии, дают гораздо большую пропорцию людей образованных, но не таких людей, которых я называю выдающимися;

  3. люди, поддерживаемые общественными преимуществами, не могут сделаться людьми выдающимися, если они в то же время не обладают высокими природными дарованиями.

К этому небесполезно будет присовокупить несколько дополнительных замечаний о незначительном влиянии хорошего воспитания на умы высшего разряда. Юноша, обладающий дарованиями степеней F и G (то есть, высокого уровня – Прим. И.Л. Викентьева), почти совершенно независим от обыкновенного школьного воспитания. Ему не нужен учитель, который постоянно сидел бы над ним, объясняя ему трудности и подбирая подходящие для него уроки. Он, напротив, сам воспринимает знание всеми порами своего существа. Он научается из намёков, схваченных на лету, с быстротою и основательностью, для других непостижимыми. В деле умственной пищи он является всеядным, поглощая гораздо более потребного количества, но при этом выделяя всегда небольшой процент питательного материала, что в общей сложности составляет громадный запас. Лучшее, что может сделать учитель для такого мальчика, – это предоставить его самому себе, давая ему лишь там и сям некоторые указания и удерживая его от бесполезных стремлений.

Роль природных способностей и внешней среды в появлении творческой личности по Фрэнсису Гальтону Творчество, Творческие люди, Теория гениальности, Способность, Воля, Воспитание, Личность, Личные качества, Социальная психология, Видео, YouTube, Длиннопост

Мы должны считать только простой случайностью то, что человек с самой молодости попадает в ту профессию, к которой он имеет призвание. Ниже, из моих кратких биографических заметок, читатель увидит, что самые знаменитые люди нередко бросали то жизненное поприще, которое было назначено им их родителями, и, несмотря ни на какие жертвы, следовали неодолимому внушению своей собственной природы: словом, они сами воспитывали себя. Д'Аламбер представляет поразительный пример такой самостоятельности.

Он был найдёнышем (впоследствии оказалось, что относительно даровитости он был хорошего происхождения) и отдан на вскормление жене бедного стекольщика. Неодолимое влечение ребенка к высшим наукам не уступало ни насмешникам, ни убеждениям женщины, заменившей ему мать, ни поддразниваниям школьных товарищей, ни охлаждающим внушениям учителя, который был не способен оценить его, ни даже горькому разочарованию, которое он испытывал не раз, узнавая, что идеи, выработанные им вполне самостоятельно, вовсе не новы и были гораздо ранее открыты другими.

Без сомнения, мы должны ожидать, что мальчик такого рода вынесет десять, а может быть, и более лет, по-видимому, безнадёжной борьбы, но равным образом мы должны ожидать, что в конечном результате он достигнет своей цели. И действительно, Д'Аламбер добился успеха, сделавшись двадцати четырёх лет от роду знаменитостью первого разряда. Читателю нужно только перелистать страницы моей книги, чтобы найти множество других примеров такого возвышения из темного положения, несмотря на величайшие препятствия в ранней молодости».

Френсис Гальтон, Наследственность таланта: законы и последствия, М., «Мысль», 1996 г., с. 38-39.

Источник — портал VIKENT.RU

Фрагмент текста цитируется согласно ГК РФ, Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

+ Плейлист VIKENT. RU из 20-ти видео: МЕТОДИКИ КРЕАТИВА / ТВОРЧЕСТВА

+ Ваши дополнительные возможности:

Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию третье воскресенье каждого месяца в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь:

https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Фрэнсис Гальтон — английский антрополог. Заложил основы евгеники, дактилоскопии и дифференциальной психологии. Двоюродный брат Чарлза Дарвина / Public Domain & На фоне — Изображение от Vectorarte на Freepik

  2. Изображение от upklyak на Freepik

Показать полностью 2 1

1725 год. Джамбаттиста Вико издаёт книгу: Основания новой науки об общей природе наций

Данная статья относится к Категории: Появление новой научной дисциплины

1725 год. Джамбаттиста Вико издаёт книгу: Основания новой науки об общей природе наций История, Философия, Социология, Цикличность, Видео, Длиннопост

Джамбаттиста Вико издал книгу: Основания новой науки об общей природе наций / Principj di una Scienza Nuova intorno alla natura delle nazioni.


Он был одним из первых, кто предположил, что социальная жизнь и история могут изучаться наукой и что можно открыть их закономерности.


В указанной выше книге автор выдвинул теорию исторических круговоротов - развитие всех наций идёт по циклам, состоящих из трёх эпох:


- божественной (безгосударственность, подчинение жрецам);

- героической (аристократическое государство);

- и человеческой (демократическая республика или представительная монархия).


Каждый цикл, по мнению Дж. Вико, кончается общим кризисом и распадом данного общества. Смена эпох осуществляется в силу общественных переворотов, борьбы между отцами семейств и домочадцами - в патриархальной общине, позднее - борьбы феодалов и простолюдинов...


«Перед нами система итальянского мыслителя Дж. Вико, написавшего в начале XVIII в. книгу «О новой науке». В ней он изложил спои воззрения на ход всемирной истории и человечества. Вико впервые попытался дать систематический обзор всей истории человечества, отыскать, уразуметь смысл истории - не только форм правления, их возникновения, развития, но и истории вообще, истории в ее целом. В какое отношение должен был стать Вико к той умственной атмосфере, которую мы пытались очертить выше? Если мыслитель задумал представить последовательный ход развития человечества, он должен неминуемо столкнуться с тем вопросом, который для теоретика «естественного права» был второстепенным, а для него первостепенным. Это был вопрос о телеологии в истории - другими словами, о целесообразности в истории. Вико цели в истории в том смысле, как мы её понимаем, но устанавливал совершенно, и в этом оригинальность его построения. По его мнению, вначале люди жили в неопределенном состояния, потом стали выбиваться из животного состояния и жить в состоянии естественного варварства. Понемногу у них стали складываться обще от ценные формы, появляться главари данной группы общества, народа, племени, скажем скотоводческого, - словом, группы так или иначе организованных людей. В дальнейшем их власть ослабевает. Она сменяется владычеством немногих, раздробляется, переходит к аристократии. Власть аристократии переходит во власть многих, в республику, уже не аристократическую, по демократическую. Власть немногих ещё дальше раздробляется и становится властью всех, общество опять переходит в состояние, близкое к первобытному. Затем наступает новый хаос варварства, в который погружается общество, ведущее к озверению худшему, нежели в первый период варварства. Потом люди опять из состояния варварства, ужасающего озверения понемногу начинают переходить вновь в состояние, напоминающее естественное варварство.

1725 год. Джамбаттиста Вико издаёт книгу: Основания новой науки об общей природе наций История, Философия, Социология, Цикличность, Видео, Длиннопост

Такова схема Вико. Она, на наш взгляд, представляет собой нечто смутное, аляповатое, потому что основывается только на примере истории Рима, да и тот чрезвычайно упрощен и произвольно выбран. Но в чем были важные черты этой теории?


Во-первых, в выдвижении чрезвычайно глубокой по своим последствиям идеи круговращения, круговорота, беспрерывной эволюции, повторяемости исторических событий. Утверждая, что общество проходит одни и те же этапы, что народы живут и развиваются по общим для них внутренним законам, Вико заложил первый камень того фундамента науки, на котором зиждется современная социология.


Во-вторых, в схеме Вико отсутствует телеологический взгляд на историю. Правда, у него можно найти чрезвычайно странное положение, что когда общество впадет в состояние варварства, само провидение посылает спасителя, который берет все в свои руки и устраивает правильное общество. Этого спасителя провидение если и не берет из недр того народа, который нуждается в спасителе, то посылает в виде другого народа, который завоёвывает его и дает ему свои закон и порядок. Но это дела не меняет. Не случайные выражения, не отдельные мысли, а вся схема Вико показывает, что телеологии в исторических явлениях Вико не видел».


Из литературного наследия академика Е.В. Тарле / Сост.: Дунаевский В.А. и др., М., «Наука», 1981 г., с. 135-136.


Источник — портал VIKENT.RU


Дополнительные материалы

«Закон трёх стадий» Огюста Конта о развитии научных представлений

ИСТОРИЯ ТЕОРИИ ТВОРЧЕСТВА — плейлист из 13-ти видео

Изображения в статье

Джамбаттиста Вико — итальянский учёный, основоположник философии истории и этнической психологии. Предложил новый подход к изучению истории / Public Domain

Изображение Devanath с сайта Pixabay

Показать полностью 2 1
Отличная работа, все прочитано!