Серия «Наука»

Лига психотерапии
Серия Наука

Институт Психологии РАН

Академия Наук СССР решила учредить Институт Психологии в 1971 году. Постановление Президиума АН СССР № 1079 увидело свет 16 декабря 1971 года и стало предновогодним подарком поколению шестидесятников.

Запрос на психологию

За четыре года до Постановления, в 1957 г. было создано Общество психологов СССР.

Период 1960-х гг., когда во взрослую жизнь вступило первое поколение, не знавшее военных лишений, ознаменовался не только жаждой нового в обществе, но и появлением спроса на психологическое знание в разных сферах жизни, от школы до высокотехнологического производства.

Психология в СССР начиналась с космической и атомной промышленности, и занимает своё место там и сейчас:

"На базе лаборатории психофизиологического обеспечения Калининской АЭС открылась комната психологической разгрузки. В ней созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального напряжения, восстановления работоспособности",

"Лаборатория психофизиологического обеспечения (ЛПФО) является структурным подразделением службы персонала Ростовской атомной станции. Ежедневно психологи ЛПФО ведут работу, и вся она подчинена единственной цели – свести к нулю вероятность негативного влияния человеческого фактора и обеспечить надежную и безопасную работу атомной станции".

В 1966 г. были созданы факультеты психологии в университетах в Москве и Ленинграде (вместо отделений психологии на философских факультетах).

В 1966 г. в СССР был впервые проведён XVIII-й Международный психологический конгресс.

В 1968 г. психология получила статус научной дисциплины, по которой присваивались ученые степени.

В 1970 г. открылись отделения и кафедры психологии на философских факультетах ростовского, ярославского, тбилисского университетов.

В 1971 году у психологов появилась своя структура в Академии Наук - Институт Психологии. Путь к нему занял пять лет.

Институт Психологии РАН НаукаPRO, Психология, Ученые, РАН, Длиннопост

Битва за влияние

В 1966 г. в организации и проведении Международного конгресса активно участвовала Академия наук СССР: председателем Советского программного комитета был академик П.Н. Федосеев, президентом – А.Н. Леонтьев, а вступительную речь произнес президент Академии М.В. Келдыш.

Именно в процессе подготовки к этому конгрессу была создана рабочая группа, которая продолжала свою деятельность и после его завершения, и в итоге деятельности которой был подготовлен план-проект создания академического Института психологии. Подробнее можно прочесть в статье "История организации и начало деятельности института психологии АН СССР в документах и воспоминаниях современников" в Психологическом журнале https://psy.jes.su/s020595920011085-9-1/

Попытки создать в системе Академии наук учреждение психологического профиля предпринимались и раньше.

Наиболее известная из них приходится на период 1945–1947 гг., когда в рамках Института философии АН СССР был создан Сектор психологии, который возглавил незадолго до этого избранный членом-корреспондентом АН СССР (в 1943 г.) Сергей Леонидович Рубинштейн, перешедший туда с поста директора Психологического института АПН РСФСР.

Работы эти были свёрнуты в связи с политическими решениями 1948 и 1950 годов (сессия ВАСХНИЛ и так называемые Павловские сессии) не допустить "буржуазного" и "идеалистического" влияния на советские физиологию и психиатрию.

Двадцать лет спустя, в 1970, у идеи Института психологии появились новые противники. Резко отрицательную позицию в вопросе создания академического Института психологии заняла Академия педагогических наук СССР в лице ее президента В.М. Хвостова.

Хвостов был членом Президиума АН СССР. Многие ведущие психологи того времени являлись членами его педагогической академии, и В.М. Хвостов, видимо, не хотел их отделения в самостоятельную структуру. В протоколах заседания есть его особое мнение на этот счёт.

Как описывает Б.Ф. Ломов, Президент АН СССР М.В. Келдыш сопротивлялся созданию Института психологии. Однако в начале 1971 г., после многочасового обсуждения в Академии наук программы Института, доложенной Б.Ф. Ломовым, Президент изменил своё мнение об инженерной и социальной психологии, и началась практическая работа по учреждению Института.

Уже 6 мая 1971 года в своем докладе “Решения XXIV съезда КПСС и задачи Академии наук СССР” М.В. Келдыш говорил: “У нас все еще не решен вопрос об организации в Академии наук работ по психологии, которые также играют важную роль”.

Институт Психологии РАН НаукаPRO, Психология, Ученые, РАН, Длиннопост

Бюрократическое оформление

Бюрократическое оформление Института психологии заняло в РАН полгода. Психологов забрали у "школы" и передали в "науку", под крыло главных идеологов советского общества.

У колыбели новой организационной структуры стояли Б.Ф. Ломов (в качестве председателя), А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.К. Анохин, А.Г. Спиркин, В.Д. Небылицын. Распоряжение № 33−893 Президиума АН СССР от 9 июня 1971 г. объединило их в комиссию по подготовке предложений об основных направлениях деятельности Института и его структуре.

Через месяц 15 июля 1971 г. на заседании Президиума было принято Постановление № 691, в котором подчеркивается высокая значимость психологии для СССР, а также нехватка специального научного института: “Ввиду повышения роли психологического фактора в жизни общества в результате научно-технической революции и социальных изменений в современном мире большое значение приобретает развитие психологической науки. Несмотря на определенные успехи, научные исследования в области психологии в целом отстают от потребностей практики коммунистического строительства. В стране отсутствует научный центр, в котором разрабатывались бы фундаментальные проблемы психологической науки. С целью развития научных исследований в области психологии Президиум Академии наук СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Считать целесообразным организовать в составе Отделения философии и права АН СССР Институт психологии”.

Следующим важным этапом стало обсуждение создания Института с ЦК КПСС: сохранилась переписка Президиума АН СССР с ЦК (4 августа – 22 сентября 1971 г.)

Итогом этой работы стало официальное утверждение Института на самом высоком уровне: сначала 6 декабря 1971 г. Совет Министров СССР утверждает Распоряжение № 2602р: “Принять предложение Академии наук СССР об организации в г. Москве Института психологии Академии наук СССР. Отнести Институт психологии к первой категории по оплате труда работников науки” ;

и, наконец, выпускает Постановление № 1079 от 16 декабря 1971 г., годовщине которого посвящён мой пост в Лиге психотерапии на Пикабу.

"Институт психологии организуется в составе Отделения философии и права АН СССР, а научно-методическое руководство исследованиями Института поручается также Отделению физиологии АН СССР и Отделению механики и процессов управления АН СССР".

Институт Психологии РАН НаукаPRO, Психология, Ученые, РАН, Длиннопост

Вот такой вот диковинный зверь в стиле ампир у РАН получился. Философы, физиологи и управленцы - у каждого из руководителей были свои представления о результате работы психологов.

Материализация

Институту было выделено помещение – цокольный этаж в жилом доме по адресу ул. Вавилова 37а, буквально в 100 метрах от дома, где находилась квартира Б.Ф. Ломова.

В этом помещении ранее находился детский сад, поэтому оно нуждалось в ремонте и перепланировке. Делалось это во многом руками прибывающих на новое место работы сотрудников.

К концу 1972 г. основные строительные работы были завершены. На первом этапе проводить исследования приходилось на оборудовании, переданном на баланс теми организациями, сотрудники которых перешли на работу в Институт. Энергично закупалась новая аппаратура, в том числе импортная.

Новый 1973 г. встречали в зале, приготовленном для уже заказанной современной ЭВМ ЕС 10−20, получить которую удалось с помощью советских космонавтов, рассказывает Психологический журнал Том 41 №5 https://psy.jes.su/s020595920011085-9-1/

Подбор сотрудников осуществлялся Б.Ф. Ломовым и активно помогавшим ему в этом вопросе В.Д. Небылициным с учетом, во-первых, комплексного, многоаспектного характера заявленных направлений исследований (о системном подходе в психологии заговорили чуть позже, в 1973–1974 гг.), а, во-вторых, необходимости соблюсти баланс интересов и соглашений с представителями лоббировавших Институт влиятельных ученых.

23 декабря 1976 года, незадолго до своего 50-летия, Б.Ф. Ломов был выбран членом-корреспондентом Академии наук по отделению философии и права.

Институт Психологии РАН НаукаPRO, Психология, Ученые, РАН, Длиннопост

Книга Б.Ф. Ломова «Человек и техника: очерки инженерной психологии», которая вышла в 1966 году, разошлась большим тиражом и повлияла на многих руководителей-производственников.

От 35 до выхода на пенсию

В самом начале своей деятельности Институт психологии АН СССР был самым молодым в структуре Академии. Средний возраст его сотрудников составлял 35 лет.

Большая часть этих молодых сотрудников первого призыва проработала в Институте по несколько десятилетий, а некоторые продолжают трудиться и по сей день, став докторами наук и профессорами.

Менее чем за год после создания новой организационной структуры штат Института был в почти полностью укомплектован. И, хотя набор продолжался и в 1973 г., общее число сотрудников менялось уже весьма незначительно.

Какие исследования ИП РАН ведёт сейчас

Институт Психологии РАН существует более полувека и ведёт научные исследования и в наши дни. В нём работают:

Лаборатория психологии познавательных процессов и математической психологии

Лаборатория психофизиологии им. В.Б. Швыркова

Лаборатория социальной и экономической психологии

Лаборатория психологии личности

Лаборатория психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях

Лаборатория психологии труда, эргономики, инженерной и организационной психологии

Лаборатория психологии и психофизиологии творчества

Лаборатория психологии речи и психолингвистики

Лаборатория истории психологии и исторической психологии

Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов им. В.Н. Дружинина.

Институт Психологии РАН НаукаPRO, Психология, Ученые, РАН, Длиннопост

Знаете ли вы единственного действующего психолога-академика в России?

Вместо послесловия

Всего в Институте психологии работают 20 докторов психологических наук и 100 кандидатов психологических наук.

Действующий академик РАН Журавлёв Анатолий Лактионович (год избрания 2016) - главный редактор "Психологического журнала", специалист в психологии управления.

Действующих членкоров РАН на сегодняшний день насчитывается 739 человек. Психологов - член-корреспондентов РАН двое:

Петренко Виктор Фёдорович (1997), специалист в психологии сознания и личности, и

Ушаков Дмитрий Викторович (2011), специалист в психологии интеллекта.

На академический Олимп в российских реалиях поднялись лишь трое. Я писала об этом в посте

Есть ли психологи в Академии наук?

Не бронзовейте!

Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Показать полностью 5

Кто и когда впервые употребил термин "психосемантика" в России? (что-то вроде научных мемуаров)

Автор статьи: Александр Шмелёв, источник

В этом году исполняется ровно 40 лет со времени издания двух монографий двух авторов - Петренко В.Ф. и Шмелева А.Г. - с одинаковым названием "Введение в экспериментальную психосемантику", но с разными подзаголовками. Вот что по этому поводу написал в своих воспоминаниях Виктор Федорович:

"Термин психосемантика мы придумали еще в конце 1970-х вместе с аспирантом А.Г. Шмелевым, чтобы как-то «развестись» с группой психолингвистов под руководством А.А. Леонтьева, которые занимались изучением порождения речевого высказывания. Благодаря помощи А.Г. Асмолова мы с А.Г. Шмелевым получили листаж от совета молодых ученых МГУ для издания книги «Введение в экспериментальную психосемантику». Но из-за того, что молодые философы не использовали полученный ими объем, мы смогли издать две книги персонально каждый с добавлениями в заглавии. В дальнейшем наши пути несколько разошлись, и интересы А.Г. Шмелева сместились в психодиагностику и создание тестов."

Эту цитату я взял на страницах "Психологической газеты" по следующей гиперссылке: https://psy.su/feed/11088/

Вчера я впервые навестил статью "Психосемантика" в русскоязычной Википедии. И... немного взгрустнул, так как не заметил  в перечне рекомендуемой литературы ни одной моей публикации.  Там только публикации Петренко,  Артемьевой, Серкина, Митиной. Все эти авторы безусловно заслуживают упоминания, но не понимаю, почему там никто не додумался вспомнить про Шмелева... А ведь у нас с Виктором Петренко в течение многих лет действовала джентльменская договоренность - цитировать друг друга в публикациях статей по психосемантике (и тем более при опубликовании книг). Конечно, мне самому следовало бы пораньше поинтересоваться, что происходит в Википедии на тему "Психосемантика", но еще раньше меня слишком утомила безуспешная борьба с этим ресурсом (монополизированным во многом украинцами и поляками) за опубликование статьи на тему "Тестология" (только на сайте Большой Российской Энциклопедии в этом году удается продвинуть этот термин).

Нам  (участникам ТГ-канала https://t.me/compdia ) принципиально важна связка "Психосемантика и психодиагностика", которую предложил именно А.Г. Шмелев... Говорю об этом сейчас (на старости лет), отбросив ложную скромность, но только дела ради. В связи с названием этого нового ТГ-канала "Компьютерная психодиагностика и психосемантика" я решил эту ситуацию как-то ... прокомментировать для подписчиков.

Кто и когда впервые употребил термин "психосемантика" в России? (что-то вроде научных мемуаров) НаукаPRO, Искусственный интеллект, Психодиагностика, Длиннопост

Полез я сегодня в англоязычную Википедию. Отдельной статьи "Психосемантика" я там вообще не обнаружил.  Есть подзаголовок отдельного абзаца в рамках статьи «Semantics (Psychology)» (да и то эту статью во многом написала именно выходец из России - I. Trofimova):

Впрочем, меня это не удивило. Не сложилось в англоязычной психологии такого единого направления исследований. Оно оказалось разорванным между:

·  классической когнитивной психологией (исследования семантической памяти);

·  психолингвистикой (исследования коннотативных аспектов значений слов и фраз в контексте речевого поведения);

·  направлением, связанными с именем Чарльза Осгуда (метод "семантического дифференциала", который широкое применение нашел в разных прикладных областях - от маркетинга до психотерапии);

·  направлением, связанным с именем Джорджа Келли (теория личностных конструктов и метод репертуарных решеток тоже нашли применение и при построении экспертных систем, и в исследованиях когнитивных стилей, и в исследованиях межличностного восприятия, и в клинической практике);

  • направлением неклассической когнитивистики, которое неявным образом завязано и на нечеткие множества (в духе Заде), и на концептуальную картографию (conceptual mapping), и на семантические нейросети, на что опираются ныне немало специалистов по системам ИИ (искусственного интеллекта).

Но... не видно было работ, в которых содержалась бы попытка обобщения всех этих разрозненных направлений в рамках какой-то единой теоретико-методологической парадигмы.  Например, трудно было найти авторов на Западе, которые усмотрели  бы единую логику анализа и интерпретации так называемых "семантических пространств" (semantic spaces). Небольшие исключения встречались, но они скорее подчеркивали правило (это работы, например, психолингвистов Филленбаума и Рапопорта, а также личностника Боркенау).

Когда я просиживал дни и месяцы в Ленинке (при подготовке кандидатской в конце 70-х годов), отыскивая в западных журналах работы по моделированию семантических пространств, я наткнулся на следующую статью  Чарльза Перфети:

Perfetti, C. A. (1972). Psychosemantics: Some cognitive aspects of structural meaning. Psychological Bulletin, 78(4), 241–259. https://doi.org/10.1037/h0033172

Тема моей кандидатской диссертации, утвержденной в 1977 году Ученым советом факультета психологии МГУ под председательством А.Н.Леонтьева, звучала так «Психологическое исследование субъективных систем значений». Научный руководитель - Елена Юрьевна Артемьева (годы жизни 1940-1987). Тогда это был наш математический психолог номер 1 на факультете, один из любимых учеников Александра Романовича Лурия, который взял ее совсем молодой (выпускника мехмата МГУ) на свою только открывшуюся кафедру "нейро- и патосихологии". Кстати, нынешний заведующий этой кафедрой Александр Тхостов (мой однокурсник) тоже защищал кандидатскую под руководством Артемьевой, а начал еще с курсовой под ее руководством.

Мне очень понравился сам емкий термин "Психосемантика".  Хотя... как видим, имя Перфетти  в Википедии тоже не упоминается (как и у нас имя Шмелева). Я же попытался  уже в кандидатской диссертации выделить как самостоятельный подход и новую парадигму  "Построение субъективных семантических пространств" (методами многомерного шкалирования или многофакторной статистики).  Петренко, который защитил на полтора года раньше меня свою кандидатскую, тоже знал о работе Перфетти, но  сам не решился использовать в своей кандидатской "буржуйский термин". Мою смелость он одобрил, но выразился философски: "Посмотрим, что из этого выйдет на твоей защите". Научным руководителем у Петренко был сам декан А.Н. Леонтьев, а он не слишком жаловал западную математическую психологию и соответствующую терминологию (говаривал так: «Позитивизьм это все!»), хотя сам толкал идею исследования "пятого квазиизмерения в образе мира" (в своей последней прижизненной статье). Виктор защищает в 1978 году свою кандидатскую, в которой термин "психосемантика" так и не появляется, его тема звучит так: «Психологическое исследование значения на словесном и образном уровнях». В январе 1979 года Алексей Николаевич умирает. И… термин «Психосемантика» появился именно в моей кандидатской, которую я защитил в январе 1980 года уже при новом декане, которым стал А.А. Бодалев. Надо сказать, что Бодалев с огромным уважением относился к Артемьевой (ценил ее как куратора НСО, в частности, то есть за работу с талантливыми студентами и молодыми учеными). У Бодалева не было никаких возражений против термина "Психосемантика".

Некоторые почитатели Елены Юрьевны Артемьевой считают, что первой монографией по психосемантике была ее монография:

Артемьева Е.Ю. «Психология субъективной семантики». - М: МГУ, 1980.

Кстати, вспоминаю сейчас, что  в этой самой первой монографии Артемьевой 1980 года (а начала она над ней работу намного раньше, только вышла монография в 1980 году, а написана была в 1978 году)  тоже еще не было компактного термина "Психосемантика" (из одного слова) - ни в названии, ни в тексте книги. А главный для меня важный момент заключается в том, что Вы не найдете в этой монографии "семантических пространств". Елена Юрьевна предпочитала работать с низкоинтегрированными моделями вроде "семантического кода перцсптивных универсалий", но не строила сама двух- или трехмерных семантических пространств, которые, например, строил Чарльз Осгуд вроде трехмерного пространстве "Оценка-Сила-Активность" (EPA).

Примерно в феврале 1980 года (вскоре после моей защиты) мы подготовили с Виктором Петренко совместные тезисы для выступления с докладом на конференции по личности.

Петренко В.Ф., Шмелев А.Г. Теоретические предпосылки психосемантического подхода к исследованию личности. - Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске "Личность в системе коллективных отношений." - М.: АНП СССР, 1980, с.124-125.

Видимо, эти короткие тезисы - это и есть первое упоминание термина "психосемантика" в печатных изданиях на русском языке.

Идеи применения методов психосемантики именно к исследованию личности и именно в контексте задач психодиагностики я развил в статье, которая пролежала больше года в редакции «Вопросы психологии» (так тогда было принято поступать со статьями молодых ученых), но, несмотря на скепсис главреда Матюшкина, все-таки в 1982 году была опубликована:

Шмелев А.Г. Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигмы анализа данных. - Вопросы психологии, 1982, 5, с. 36-46.

А в своей диссертации я ссылался  не раз на новую деятельностную трехуровневую интерпретацию теории установки, в которой Александр Асмолов проинтерпретировал с позиции теории деятельности более операциональные представления и методы Дмитрия Узнадзе. Я конкретизировал понятие установки до "категориальной установки", выделив три уровня и три механизма в формировании категориальных установок: операциональные (ситуационный уровень, учет условий), целевые (уровень действий) и мотивационные (уровень целостной деятельности).

Отчасти поэтому, а отчасти из объективного признания новаторских достоинств моей диссертации, будучи тогда членом Совета молодых ученых МГУ, Александр Григорьевич Асмолов активно продвинул мою диссертацию на Всесоюзный конкурс научных работ молодых ученых, на котором она получила диплом лауреата, а также бесценный ресурс - листаж объемом в 10 печатных листов, дающий право опубликовать диссертацию как монографию в издательстве Московского университета. Вначале я планировал использовать этот листаж для совместной монографии с Виктором Петренко (он тоже увлекся именно построением и интерпретацией семантических пространств, а Артемьева отнеслась к пространственным моделям весьма скептически тогда). Но... в ходе начатой совместной работой над текстом у нас возникли с Виктором серьезные творческие разногласия (я, по мнению Петренко, уж слишком увлекся психодиагностическим направлением внутри психосемантики, а ему были ближе работы более когнитивистского содержания – направленные на структуры и формы сознания), так что мы не без тяжелых споров (на которые потеряли почти год) решили воспользоваться предложенной главредом издательства возможностью опубликовать одновременно 2 отдельные монографии:

Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. – 175 с.

Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1983. - 158 с.

Я начал эту статью с цитирования воспоминаний Виктора Петренко. Но стоит, наверное, здесь упомянуть важную деталь, почему Шмелева "увело" в область психодиагностики. В один год - в 1979 году - завершили обучение в очной аспирантуре сразу три аспиранта факультета психологии МГУ (победители разных студенческих и молодежных конкурсов), которых всех оставили на должности ассистентов и было поручено персонально отвечать за три раздела обновленного общего практикума по психологии: Чингиз Измайлов - раздел "Измерение в психологии", Татьяна Корнилова - "Эксперимент в психологии", Александр Шмелев - "Психологическая диагностика". Я вел этот раздел на самом деле еще в годы аспирантуры - в рамках "педнагрузки, положенной аспирантам". И сразу в 1980 году в ходе часов практикума я начал читать полуподпольные вводные лекции именно по психодиагностике. До этого такого курса в МГУ не было, так как многие члены Ученого совета постоянно со страхом вспоминали постановление ЦК ВКП(б) от 1936 года, в котором была разгромлена молодая отечественная тестология и психодиагностика. Смелость проявил именно новый декан Алексей Александрович Бодалев, пришедший из Ленинграда, где психодиагностику не боялись, ибо ЦК ВКП(б) был от них там на 700 км подальше... Впрочем, именно у Бодалева был тогда более тесный личный контакт с людьми из "Отдела науки ЦК" (Грибанов), без этого и его смелости было бы...гм... недостаточно. Именно Бодалев "прикрыл" тогда инициативу Столина и Шмелева по внедрению в практикум в МГУ определенных западных методик (это был, в частности, перечень MMPI в версии Березина ММИЛ-377).

* * *

Моя докторская диссертация (защищена была в 1994 году) называлась так "Психодиагностика и психосемантика личности". Но ... когда я взялся после разрухи 90-х годов опубликовать ее в виде монографии, то редакция "Речь" (Санкт-Петербург), которая уже подготовила монографию к выпуску (на этот процесс ушел год совместной работы с их редакторами) вдруг стала настаивать на том, чтобы убрать термин "Психосемантика" из названия. Мотивировка: "Распугаем читателей, никто не купит". Я сдался и монография вышла с такими выходными данными:

Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – Спб: Речь, 2002.- 480 с.

Хотя едва ли не основным продуктом, освещенным в монографии, явился именно психосемантический "Атлас личностных черт", реконструированный с помощью методов экспериментальной психосемантики (термин краудсорсинг тогда еще совсем не был в ходу, но ТЕЗАЛ-85 - это был фактически краудсорсинговый проект: коллеги заполняли матричный тест для экспертов-психологов, бланки которого получали и высылали назад обычной почтой).

Наверное, термин «Компьютерная психодиагностика» я тоже предложил на самом деле в РФ (в СССР) едва ли не первым. Это было еще в моей статье 1984 года (задолго до выхода одноименной монографии Вячеслава Дюка, который, к счастью, тоже уже подписался на этот наш канал):

Шмелев А.Г. На пути к компьютерной психодиагностике. - Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 1984, №2, с. 13-17.

Но про предысторию появления понятия "компьютерная психодиагностика", видимо, нужен отдельный разговор....

Конец цитаты.


Спасибо Александру Георгиевичу за мемуар!

Показать полностью 1

Кандидат психологических наук

Попался в руки любопытный ежегодник, https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/GOyirKPV/Rus_2020.p... РОССИЯ В ЦИФРАХ

2020

Краткий статистический сборник


Традиционно поинтересовалась высшим образованием в сфере психологии. Выяснилось, что на десять тысяч взрослых (занятого населения) диплом о высшем образовании в наши дни имеют 126 человек.


Динамика в таблице показывает, что много каких сомнительных учебных заведений позакрывалось и еще закроют, халява с выдачей сомнительных дипломов закончилась.

Кандидат психологических наук Психология, Диссертация, Длиннопост

Кандидат психологических наук в наше время - по-настоящему редкая птица. Отсев из аспирантурных рядов (приняли 25 тысяч, выпустили 15 тысяч) всегда был огромным. А довести исследование до конца и защитить диссертацию в год смогли 1629 человек, один из девяти!

Кандидат психологических наук Психология, Диссертация, Длиннопост

Сколько диссертаций написано на психологические темы? Тут важно сравнение с другими направлениями подготовки, поэтому скриншотов будет сразу три:

Кандидат психологических наук Психология, Диссертация, Длиннопост

Как видим, разброс огромный: от 1 кандидата наук в год по архитектуре или эксплуатации ракетно-космической техники до 157 диссертаций по клинической медицине или 153 кандидатов по физике и астрономии.

Кандидат психологических наук Психология, Диссертация, Длиннопост

А что психологические науки? 23 диссертации в год.

Кандидат психологических наук Психология, Диссертация, Длиннопост

Про аспирантуру в прошлом десятилетии, в 2000-2013 годах, я писала здесь

https://m-d-n.livejournal.com/588402.html
Тогда в среднем один из трёх выпустившихся защищал диссертацию.


Как думаете, почему из 361 аспиранта заканчивают исследование с ожидаемым результатом - защитой диссертации - только 23? (около шести процентов)

Показать полностью 5

Старая психологическая гвардия: учёные-психологи эпохи СССР

Гвардия - это лучшие, отборные войска. Вокруг слова "гвардия" в культуре давно и прочно обосновались несколько ментефактов.


Ментефакты - это то, что знают все и каждый в данной культуре. Если вам ничего не говорят слова "Красная гвардия всех сильней" (речь о боевых отрядах рабочих, организованных большевистской партией в 1917—1918 гг.), кто такие "молодогвардейцы" (советская подпольная антифашистская комсомольская молодёжная организация юношей и девушек, действовавшая в годы Великой Отечественной войны (с сентября 1942 года по январь 1943 года), в основном, в городе Краснодоне Ворошиловградской области Украинской ССР), в каком фильме действуют "гвардейцы кардинала" (личная гвардия кардинала Ришельё, известная главным образом благодаря роману Дюма «Три мушкетёра»), и что делает Росгвардия,  то вы, скорее всего, - иностранец.


В рядах гуманитариев тоже есть своя старая гвардия. О том, как строились отношения между академическими психологами эпохи СССР, рассказывает любоытное интервью.


Доктор психологических наук, профессор Вера Александровна Лабунская отвечает на вопросы, подготовленные научным психологическим обществом имени С.Л. Рубинштейна при Институте психологии РАН.

https://youtu.be/SHSNz2zwz1U

Показать полностью 1

Как психологи перепроверяют исследования

Пост в Лигу психотерапии.

Много букв и очень заумно.


Есть в английском языке словечко weird. Означает "странноватый, странный". В академическом мире из него сделали сленговое словечко, вернее акроним WEIRD, имея в виду факт, что испытуемые в психологических исследованиях все как один

Western, - из стран западного мира,

Educated, - образованные, а не малограмотные или неграмотные люди,

Industrialized, - горожане, а не деревенщина,

Rich, - люди при деньгах, а не бедняки, and

Democratic societies - выросли в государствах с избираемой властью, а не наследуемой.

Как психологи перепроверяют исследования Психология, Исследования, Текст, Зефир, Длиннопост

С какой такой радости результаты, полученные на исследованиях WIERD выборок, распространяются на всех людей во всех странах? Таким вопросом задались академические исследователи (этим вопросом безопаснее задаваться, чем спрашивать, почему 95% авторитетных научных журналов англоязычные и американские).


И решили объединиться в сеть университетских лабораторий, которые перепроверяют результаты психологических исследований на местных выборках. Назвали они свою инициативу "Акселератором", и сейчас в системе 387 лабораторий, 491 активный исследователь из 60 стран со всех 6 населённых континентов.


“The Accelerator” has now grown into a global research network with 387 laboratories, 491 active researchers in 60 countries, representing all 6 populated continents.

Как психологи перепроверяют исследования Психология, Исследования, Текст, Зефир, Длиннопост

По материалам англоязычного блога https://sciencetrends.com/the-psychological-science-accelera...


Одним из популярных экспериментов, который взялись перепроверить учёные, был "зефирный тест".


В этих исследованиях детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, предоставляемым немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут терпеливо ждать её в течение короткого периода (примерно 15 минут) во время которого экспериментатор покинул комнату, чтобы вернуться после ожидания.


В качестве вознаграждения использовался зефир, печенье или сухарик. В последующих исследованиях учёные обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно.


Зефирный эксперимент пере-провели, и в 2018 году опубликовали статью

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29799765


Revisiting the Marshmallow Test: A Conceptual Replication Investigating Links Between Early Delay of Gratification and Later Outcomes.


Акцент сделали на детях, чьи мамы не сумели закончить школу. Это были дети, которые способны отложить вознаграждение и дождаться зефира. Но, увы, зефирная теория не сработала. Выяснилось, что четырёхлетние дети таких матерей к возрасту 15 лет показывали всего 1/10  стандартного отклонения от уровня успехов (статистически незначимо). То есть гораздо более успешными во взрослой жизни они вовсе не стали.


Concentrating on children whose mothers had not completed college, we found that an additional minute waited at age 4 predicted a gain of approximately one tenth of a standard deviation in achievement at age 15.


Противные молодые исследователи добавили ещё такие переменные, как достаток в семье, кружки в дошкольном возрасте и всё, что принято считать эмоциональным благополучием в семьях среднего класса. И контрольная группа из  семей с достатком при любом отношении к зефиру показала лучшие успехи в учёбе и взрослой жизни...

Показать полностью 2

Психология на пороге 2020-х годов

Откликаясь на горячее обсуждение во вчерашнем посте о психологах-шарлатанах и о том, наука ли психология https://pikabu.ru/story/kheyteram_ligi_psikhoterapii__587876...


Из моих комментариев в сообществе "Наука" месяц назад:


Критерии научности психологии лучше вводить не метафорами, а с опорой на современный аппарат. Как известно, в России психология - наука университетского цикла с 1912 года, а предтечей этого были несколько событий.


В 1885 году при Московском университете было основано Московское психологическое общество, с 1889 по 1918 годы общество издавало журнал "Вопросы философии и психологии", вдохновителем и первым главным редактором которого был Н.Я. Грот.


К слову, Издателем стал член Психологического общества А. А. Абрикосов, совладелец кондитерской фирмы "А.И. Абрикосова сыновья" (ныне концерн "Бабаевский"), располагавший необходимым для такого предприятия начальным капиталом. Да, русская психология начиналась с денег шоколадного магната ) В 1893 году журнал был передан в собственность Психологического общества. На этот же год приходится пик популярности журнала, когда число подписчиков превышает 2 000, после чего начинается постепенный спад популярности, и число подписчиков стабилизируется на уровне 1100 экземпляров.


Сравните с популярностью сообществ по психологии на Пикабу )) где десятки тысяч подписчиков у Психологии и Лиги психотерапии.


Мировые тренды задают в современной психологии США. Гляньте, например, 2005 года положение про доказательную психологию (по аналогии с доказательной медициной) вот тут:

http://www.apa.org/practice/guidelines/evidence-based-statem...


и Национальный регистр психологических практик, имеющих доказательную экспериментальную базу и опубликованный для публичного ознакомления всех желающих

https://nrepp.samhsa.gov/about.aspx


The purpose of NREPP is to help people learn more about available evidence-based programs and practices and determine which of these may best meet their needs.


Там по ключевым словам вводите свою проблему, и вам выдают квалифицированный ответ на подходящую психологическую практику.


Так что современная психологическая наука идёт по стопам медицины и информированного согласия человека на то, какое вмешательство в его психику предлагается.

Показать полностью

Есть ли психологи в Академии наук?

Знакомая всем лесенка Молодой специалист - Хороший работник - Заслуженный деятель - Именитый профессор - Академик, в психологии имеет свои особенности.


Хотя в структуре Российской Академии Наук (РАН) действует Институт психологии, основанный аж в 1971 году, плеяды академиков у нескольких поколений университетских учёных-психологов нет.


Всего в Институте психологии работают 20 докторов психологических наук и 100 кандидатов психологических наук. На академический Олимп поднялись лишь трое.


Академиков выбирают из числа членкоров, звание присваивается пожизненно, свидетельствует об общественном признании (и влечёт за собой добавку в сто тысяч рублей к ежемесячному жалованью).


Знаете ли вы единственного психолога-академика в России?


Всего в России сейчас 932 академика, самому молодому на момент избрания - физику Александру Скринскому - было 32 года, когда он был удостоен этого звания. Академиками по линии общественных наук являются 4 человека. Полпроцента.


Академик РАН Журавлёв Анатолий Лактионович (год избрания 2016) - главный редактор "Психологического журнала", специалист в психологии управления.


Отделение общественных наук РАН, объединяющее секции философии, политологии, социологии, психологии и права, состоит из 4 учёных-академиков и 10 учёных со званием член-корреспондентов РАН.


Помимо Журавлёва, звание академика имеют политолог Кокошин А.А. (2006), философ Лекторский В.А. (2006), философ Степин В.С. (1994).


Членкоров РАН на сегодняшний день насчитывается 739 человек. Психологов - член-корреспондентов РАН двое:


Петренко Виктор Фёдорович (1997), специалист в психологии сознания и личности, и

Ушаков Дмитрий Викторович (2011), специалист в психологии интеллекта.


Сайт РАН в числе членкоров называет также правоведа Баглая М.В. (год избрания 1997) , социолога Иванова В.Н. (1997), философа Касавина И.Т. (2003), правоведа Клеандрова М.И. (1997), социолога Кузнецова В.Н. (2003), социолога Лапина Н.И. (1987), правоведа Лукашеву Е.А. (1997) и правоведа Яковлева В.Ф. (2003).


Итого, на долю отделения общественных наук приходится 1 (один) процент членкоров.


Согласитесь, перспектива не вдохновляет.


Не имея перед собой сияющих вершин академической карьеры в качестве ориентира, психологи обратились к психоаналитическим глубинам.


С точки зрения самосовершенствования, а не общественного признания, у каждого из психологов свои недостатки. И основные типажи психологов (с психоаналитической точки зрения) выглядят так:


психолог-хамелеон, замкнутый психолог, заискивающий психолог, заботливый психолог, заумный психолог, психолог-садист, добренький психолог, психолог-мазохист.


Источник https://zen.yandex.ru/media/etalon/est-li-psihologi-v-akadem...

Показать полностью

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Медицина, основанная на доказательствах и психология, идущая по её стопам

Пост в Лигу психотерапии.


Международная система медицины, основанной на доказательствах (evidence-based medicine), она же "доказательная медицина", начала развиваться в 1990-е годы. Про то, как она устроена, не так давно был на Пикабу пост.


Смысл новых правил игры в доказательную медицину и доказательную психологию состоит в том, что любой научный факт теперь ранжируется в зависимости от того, с каком контексте он получен. Ранг определяется буквами A, B, C, D.


На уровне D располагается выработка группой экспертов консенсуса по определённой проблеме.


На уровне C располагаются нерандомизированные исследования (всех сравнили со всеми, сплошные выборки). Большинство курсовых на факультетах психологии в университетах и у нас в России, и на Западе, делаются именно на этом уровне.


На уровне B находятся небольшие контролируемые рандомизированные (где респонденты, по которым будет обсчитываться итоговая статистика, выбраны случайным образом из сплошных массивов, которые сравнивали между собой) исследования.


На уровне А находятся контролируемые большие двойные слепые плацебо- исследования, а также данные, полученные при мета-анализе нескольких рандомизированныхисследований. При испытании новых лекарств современная медицина полагается именно на "двойные слепые" рандомизированные испытания.

Медицина, основанная на доказательствах и психология, идущая по её стопам Психология, Доказательная медицина, Наука, США, Длиннопост, Кот

Доказательная психологическая практика


От психолога требуется опираться на лучшее научное доказательное знание, то есть на рандомизированные контролируемые исследования уровней А и В.


В США для того, чтобы клиент мог принять решение самостоятельно и дать добровольное информированное согласие, правительство создало ресурс, где описаны научно доказанные методы психологической практики. Он так и называется, Национальный реестр.


Допустим, вы придумали технику, которая работает и помогает людям как психологическая практика и хотите, чтобы материалы о ней разместили на правительственном сайте так, чтобы каждый гражданин страны имел достоверную и официальную информацию о ней. Вам нужно выполнить ряд требований. Во-первых, нужно провести хотя бы одно научное исследование, где будут статистически значимые результаты с вероятностью р меньше или равной .05. Это может быть экспериментальное или квази-экспериментальное исследование. Для экспериментального вы выбираете клиентов, которые уравнены по социо-демографическим характеристикам, делите их на две группы, тестируете их ДО исследования, потом с одной проводите свою технику, а с другой не проводите, они служат как контрольня группа, и тестируете их ПОСЛЕ исследования. Затем наугад берёте несколько случайных людей из первой группы и из второй, считаете средние и сравниваете, есть ли разница. Взятые наугад люди это и есть рандомальный, случайный выбор, а всё исследование так и называется – рандомизированное, уровень В в медицине.


Для квази-экспериментального вы делаете то же самое, только сравниваете всех подряд из первой группы со всеми подряд из второй группы. Это нерандомизированное исследование, уровень С в медицине.


Результаты своего хотя бы одного исследования со значимыми результатами вы должны опубликовать хотя бы в одном профессиональном журнале, где статьи перед публикацией читают независимые эксперты, обычно это два человека, кто видят анонимизированный текст и принимают к публикации или отклоняют, или в монографии в специализированном издательстве.


Вы должны подготовить материалы для практической работы так, чтобы их можно было выдать людям, кто захочет практиковать вашу технику, по первому требованию. Когда эти требования выполнены, вы подаёте свою технику на рассмотрение комиссии, она присваивает ей балл за Качество исследования и Готовность к распространению, а затем включает её в Национальный реестр, который доступен всем желающим онлайн:


National Registry Evidence-Based Programs and Practices

https://www.samhsa.gov/nrepp


В 2015 году в реестре было 325 практик, в 2016 было 340 таких психологических практик, на сегодня их 455, они перечислены вот здесь http://nrepp.samhsa.gov/AllPrograms.aspx


Искать можно по любым ключевым словам,  Find an Intervention переводится как "найти вмешательство". Разрабатывают их обычно университетские коллективы в сотрудничестве с учреждениями, на базе которых проводятся научные исследования. Давайте посмотрим, как выглядит описание психологической техники или психотерапевтического вмешательства, на примере одной практики.

Медицина, основанная на доказательствах и психология, идущая по её стопам Психология, Доказательная медицина, Наука, США, Длиннопост, Кот

Вот программа работы с детьми 2-7 лет, родители которых жалуются на плохое поведение отпрысков. Она называется Parent-Child Interaction Therapy и делает акцент на детско-родительских отношениях и улучшает их качество.


Родителей учат заботиться о детях или делать это лучше, чем они делали это прежде, поощрять просоциальное поведение и не поощрять антисоциальное. В программе два направления работы, с ребёнком и с родителями соответственно.


Родители должны посетить одну установочную лекцию, где им расскажут об изучаемых навыках, и потом придти с ребёнком на несколько коучинговых сессий, где научатся применять эти навыки. Коучи учат родителей играть с детьми и общаться с ними посредством прямых, соответственных возрасту, указаний. На этапе отработки взаимодействия между родителем и ребёнком специалист наблюдает за происходящим из-за зеркала Геззела и может подсказать какие-то слова или действия родителю, того на ухе есть соответствующая гарнитура. Обычно требуется 15 часовых сессий в поликлинике.


Программа была разработана для семей, где есть поведенческие нарушения у детей и к детям применялось физическое насилие, либо мать ребёнка во время беременности принимала наркотики, либо у детей есть задержки психического развития.


Обратите внимание, что зачитанное с сайта описание вмешательства дано языком, понятным человеку с любым уровнем образования, - ведь законодательная норма двадцать первого века про информированное согласие на вмешательство подразумевает, что человек полностью понимает, на что подписывается.

Медицина, основанная на доказательствах и психология, идущая по её стопам Психология, Доказательная медицина, Наука, США, Длиннопост, Кот

Дальше сайт рассказывает про Качество исследования и называет рейтинговую оценку, она составляет 3,2 по 4-балльной шкале.


Здесь же перечислены публикации в научных рецензируемых экспертами журналах, посвящённые доказательству эффективности вмешательства. Они публиковали результаты в Child and Family Behavior Therapy, Journal of Child Clinical Psychology, в Journal of Consulting and Clinical Psychology и в Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology.


Как вы помните, я перечисляла минимальные требования, что должна быть хотя бы одна публикация, в данном случае речь идёт о пяти оригинальных статьях, посвящённых программе, в разных журналах.


Здесь же размещено пояснение, как исследователи собирали данные. Все сессии были трёхчастно структурированы: деятельность с ребёнком, деятельность с родителем, подведение итогов.


Взаимодействие ребёнка и родителя снимали на видео и потом кодировали поведение по заранее известной схеме: речевое поведение (команды, фразы, критика), голосовое поведение (смех, крики, пронзительный крик) и физическое поведение (будь то позитивные, например объятия, прикосновения, или негативные, например шлепки). Подсчитывалась частота по каждой категории и в итоговой части обсуждалось, как каждое действие родителя и ребёнка воспринималось партнёром по взаимодействию.


Помимо видеофиксации, применялся ещё опросник для родителей, где они рассказывали, как поддерживают дисциплину, он выявлял сверх-авторитарные стили родительства.


Дальше материалы Национального реестра рассказывают общественности о результатах научных исследований по программе. Для данной практики таких результатов было четыре, первый в сфере детско-родительских отношений (число негативных стилей родительства значимо уменьшалось после прохождения программы).


Вывод: статистика подтвердила, что эта программа работает.


Второй результат относился к нарушениям поведения у детей. Спустя четыре месяца после прохождения программы родители сообщали о том, что поведение детей улучшилось и эффект сохраняется.


Третий результат относился к стрессу у родителей и их локусу контроля. Родители заполняли опросники на уровень стресса и локус контроля до исследования, после и спустя четыре месяца. Уровень стресса значимо снижался, а локус контроля смещался в сторону внутреннего, то есть родители принимали на себя ответственность.


Четвёртый результат касался рецидива физического посягательства. Эти данные давали исследователям социальные службы.


Выборку родителей, которая получала только Parent-Child Interaction Therapy, сравнили с выборкой родителей, которые получали эту терапию плюс индивидуальную работу со специалистом, и с выборкой родителей, которые получали только беседы социального работника в формате группового занятия.


Спустя 850 дней после проведения вмешательства, в группе родителей, кто прошёл программу, 19% родителей совершили рецидив физического посягательства и побили ребёнка.


В группе тех, кто получал эту терапию плюс индивидуальную психотерапию, рецидив совершили 36%.


В группе тех, кто ходил на группы не к психологам, а к соцработникам, рецидив совершили 49%. Различия статистически значимы.


Я оставлю вам эти данные "на подумать" о людях.

Медицина, основанная на доказательствах и психология, идущая по её стопам Психология, Доказательная медицина, Наука, США, Длиннопост, Кот

Другие разделы.

Стоимость материалов для программы её разработчики оценили в тысячу долларов, а работу в программе, то есть неделю тренинга и потом 100 часов консультаций в течение 12 месяцев, в 3-4 тысячи долларов на одного человека.


Американскую разработку продублировали в Австралии, раздел "Репликация" сообщает о результатах сравнительного исследования.


Контактная информация сообщает об именах и должностях разработчиков программы.


Практический смысл размещения своей исследовательской работы на государственном сайте, - деньги. Страховая медицинская компания и социальные службы будут финансировать только программы, сертифицированные правительственной комиссией.


Собственно, подробно процитированное выше научное обоснование позволяет просить у государства бюджет в 3-4 тысячи долларов на одного пациента. Как мы помним, войти в программу и стать её участником может  семья, где детям применялось физическое насилие, либо мать ребёнка во время беременности принимала наркотики, либо у детей есть задержки психического развития.


В статье Отберёт ли робот вашу работу? я приводила данные о том, сколько людей работают в этой реабилитационной индустрии. Занято в этой сфере на 2016 год 360,650 человек.


Новый формат резко изменил "инвестиционный климат" в профессии. От теоретического осмысления наука психология качнулась в статистические замеры всего и вся.


Эрик Швитцгебель, профессор философии Калифорнийского университета, называет эту тенденцию "Забавно! Полезно! Твитабельно!"


Ирония профессора будет понятнее, если знать, что Твиттер – это социальная сеть, где обмениваются сообщениями длиной в 140 букв, "твит" по-английски что "чик-чирик", чириканье. В эпоху социальных сетей о науке чирикают между собой, а не читают полный текст статьи, утверждает профессор. Каждый год на тему психологии публикуется около 50,000 научных работ.


Подавляющее большинство из них - нерандомизированные, то есть по медицинским меркам уровня С.


(продолжение в следующем посте)

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!