ИГ Фарбен. Часть XIII. Окончательный расчёт
Автор: Алексей Котов.
Читайте ранее:
ИГ Фарбен. Часть I. Немецкая химия
ИГ Фарбен. Часть II. От кошмара Версаля до крупнейшей корпорации Европы
ИГ Фарбен. Часть III. Высокие технологии и высокая политика
ИГ Фарбен. Часть IV. Концерн и нацистские власти
ИГ Фарбен. Часть V. Арийский бензин
ИГ Фарбен. Часть VI. Концерн на пути к войне
ИГ Фарбен. Часть VII. Война началась
ИГ Фарбен. Часть VIII. Концерн и Вермахт
ИГ Фарбен. Часть IX. Фиаско Аушвица
ИГ Фарбен. Часть X. Список обвиняемых по делу ИГ «Фарбен»
ИГ Фарбен. Часть XI. Нюрнберг
ИГ Фарбен. Часть XII. Преступление и наказание
От моральных высей я, пожалуй, перейду к делам земным. Несмотря на все разрушения, нанесенные в ходе боевых действий, ИГ «Фарбен» представлял из себя дорогостоящую, мощную компанию, и, разумеется, победители не могли просто так пройти мимо этакого немецкого пирога. В 1945 году следователи Финансового отдела военного правительства США в Германии оценили внутренние активы ИГ «Фарбен» в 6 миллиардов рейхсмарок, а иностранные активы кампании в 1 миллиард рейхсмарок. К этому счастью, прилагался небольшой бонус – наиболее значимым кредитором концерна было государство, каковое решением держав-победительниц было ликвидировано. Однако участь немецкого концерна была предрешена еще до окончания Второй мировой войны.
Уже в сентябре 1944 года президент США Рузвельт написал госсекретарю Халлу меморандум о том, что "за разгромом нацистских армий должно последовать уничтожение немецких картелей, как оружия экономической войны". Та же политика была поддержана Объединенным комитетом начальников штабов в апреле 1945 года и окончательно закреплена в Потсдамском соглашении три месяца спустя.
Военное оккупационное правительство США, первым среди стран-победителей начало реализацию программы установления контроля над немецкой промышленностью. 5 июля 1945 г. оно приказало конфисковать все имущество ИГ «Фарбен» в пределах своей зоны оккупации, уволить руководство концерна и приостановить действие всех прав акционеров. Эти меры США были подтверждены Контрольным советом союзников в конце ноября 1945 года со следующими условиями: производственные предприятия и активы будут использоваться для возмещения ущерба, нанесенного Германией. Заводы, предназначенные исключительно для военных целей, будут уничтожены. Права собственности на оставшиеся заводы и активы будут разделены, и тем самым будут прекращены все картельные отношения между ними. Научные исследования и промышленное производство будут поставлены под контроль оккупационных властей. Однако реализация этих целей, как и всех других аспектов Потсдамского соглашения, сильно различались между четырьмя зонами оккупации.
Распределение предприятий ИГ «Фарбен» по зонам оккупации
В конце войны 15 предприятий ИГ «Фарбен» оказались в советской зоне оккупации или в советском секторе Берлина. Они были оценены в 520 миллионов рейхсмарок и, таким образом, представляли 26,7 процента активов ИГ «Фарбен». Советская военная администрация превратила большинство этих предприятий (в том числе завод Лойна, завод Шкопау-Буна и заводы в Биттерфельде, Вольфене и Эйленбурге) в советские акционерные общества (Sowjetische Aktiengesellschaften, SAG), предназначенных для производства продукции в счет немецких репараций Советскому Союзу. Поэтому на производство на этих заводах не накладывалось никаких ограничений, за исключением случаев, когда часть оборудования завода демонтировались, как в Биттерфельде, и сразу отправлялись в Советский Союз. Несмотря на это, производство в среднесрочной перспективе только росло. Даже в Биттерфельде производство искусственного топлива в 1948 г. была уже выше, чем в 1936 г., а к 1951 г. превысила пик производства в 1944 г. Заводы подчинялись Управлению делами Советских акционерных обществ в Германии. Доля этих компаний в промышленном производстве ГДР составила в 1947 г. 20%. Компании могли быть поэтапно выкуплены ГДР и переданы в государственную собственность. После народного восстания 17 июня 1953 г. репарационные выплаты были прекращены с 1 января 1954 г., а последние 33 предприятия советских акционерных обществ были переданы в собственность ГДР и организованы как государственные предприятия (Volkseigene Betriebe, ВЭБ).
Политика, принятая во французской оккупационной зоне, была направлена на максимально полный контроль над химической промышленностью. Последствия этой политики наиболее сильно ощущались на сильно поврежденных заводах в Людвигсхафене и Оппау. Руководящие должности на этих заводах занимали французские специалисты. Но французские оккупационные власти были озабочены возобновлением производства в полном объеме, опять же отчасти для получения репараций, а также для приобретения технологических ноу-хау для французской экономики и снабжения Франции немецкой химической продукцией. Поэтому французские управляющие заключили договора с бывшими ведущими менеджерами ИГ. К середине 1948 года производство химикатов во французской зоне оккупации вернулось к 91% от довоенного уровня.
Британские оккупационные власти официально конфисковали заводы ИГ в своей зоне только в ноябре 1945 г., но сохранили компанию «Байер» (с заводами в Леверкузене, Юрдингене, Дормагене и Эльберфельде) как единое целое. Руководителям заводов ИГ «Фарбен» было разрешено остаться на своих постах, в том числе Ульриху Хаберланду, директору завода в Леверкузене, который служил британским оккупантам в качестве советника по экспортному бизнесу. Производство химикатов для войны и взрывчатых веществ было приостановлено, но британские оккупационные власти также преследовали цель увеличения экспорта химических продуктов из своей зоны, чтобы помочь покрыть расходы на оккупацию. В той мере, в какой это казалось необходимым для этой цели, первоначальные производственные ограничения, наложенные на немецкую химическую промышленность Британской контрольной группой, были ослаблены.
Но в целом, «западные союзники» ориентировались на политику США в отношении подконтрольных немецких территорий. Финансовый отдел Военной администрации (Германии) под командованием полковника Бернарда Бернштейна отстаивал стратегию «промышленного разоружения», сформулированную Генри Моргентау-младшим и направленную на полное уничтожение немецкой военной промышленности и ключевых отраслей, связанных с ней. Против этого выступал Экономический отдел Военной администрации под руководством инвестиционного банкира Уильяма Х. Дрейпера, который стремился наладить хорошие отношения с бывшей бизнес-элитой нацистского режима и надеялся сохранить Германию как сильную экономическую державу в начавшейся холодной войне. В этом противостоянии верх одержали экономические соображения. 12 сентября 1945 г. глава Военной администрации генерал Люциус Клей освободил Бернштейна от его обязанностей и приказал распустить Финансовый отдел. Так было задано направление дальнейших отношений с ИГ «Фарбен»: компания будет деконцентрирована, но не ликвидирована. Начиная с января 1946 года все вопросы, связанные с ИГ «Фарбен», были переданы специально созданному отделу декартелизации под командованием Джеймса Стюарта Мартина. Его работа заключалась в разработке руководящих принципов для закона о декартелизации основных отраслей промышленности во всех четырех оккупационных зонах. В этот период все 55 заводов ИГ «Фарбен», расположенные в американской зоне, продолжали работу и получили преимущество в распределении транспортных и энергетических ресурсов. В то время как высшие менеджеры ИГ были арестованы и ожидали Нюрнбергского процесса против ИГ «Фарбен», все прежнее руководство заводами было полностью восстановлено в должностях.
12 февраля 1947 года Военная администрация Соединенных Штатов обнародовала закон, известный как Закон №56, целью которого было как можно скорее устранить из немецкой экономики "концентрацию экономической власти, примером которой, в частности, являются картели, синдикаты, трасты, объединения и другие виды монополистических или ограничительных соглашений, которые могут быть использованы Германией в качестве инструментов политической или экономической агрессии".
На территории Бизонии (от лат. bi — два и англ. zone — территория, зона — часть Германии, после Второй мировой войны оккупированная войсками США и Великобритании) был создан двусторонний контрольный офис ИГ «Фарбен» (BIFCO) для проведения декартелизации концерна. Его консультировала группа немецких экспертов, известная как Bizonal IG Farben Dispersal Panel (FARDIP). Таким образом, члены экономической элиты национал-социалистического режима стояли рядом с официальными лицами британского и американского военного правительств, признанными равными партнерами в принятии решений о будущем ИГ «Фарбен».
Бывший «фюрер военной экономики» Густав Брехт был председателем группы FARDIP из пяти человек. Еще одно место занимал Оскар Лёр, бывший директор ИГ, который во время войны, среди прочего, руководил захватом химической промышленности в оккупированной Франции. Основной интерес FARDIP заключался в восстановлении конкурентоспособности химической промышленности Западной Германии, и с этой целью они выступали за максимально возможное сохранение рационализации, достигнутой ИГ «Фарбен» путем объединения множества отдельных фирм. Другими словами, в своих отношениях с BIFCO (которая вскоре стала Трехсторонней контрольной группой ИГ «Фарбен» или TRIFCOG после того, как французская зона оккупации была присоединена к Бизонии) члены FARDIP надеялись повлиять на усилия по декартелизации, чтобы разделить ИГ на как можно большие по размеру предприятия.
Первоначальные планы BIFCO предусматривали создание на базе ИГ «Фарбен» 50 независимых примерно равноценных подразделений. Предложение FARDIP от 29 июня 1950 г. заключалось в разделении концерна на три главные группы: «Байер» с его заводами в Леверкузене, Юрдингене, Эльберфельде и Дормагене), группа Майнгау ( «Хохст» с химическим заводом в Грисхайме, заводом в Оффенбахе, районными заводами в Бобингене, Касселле и Кнапсаке) и группу БАСФ в Людвигсхафене (Фактически производственная группа ИГ «Фарбен» Верхний Рейн) и 9 более малых предприятий. Этот проект стал отправной точкой для реорганизации концерна.
Верховный комиссар США Джон Макклой 17 августа 1950 г. обнародовал Закон № 35 о «распределении активов ИГ «Фарбен». Он предусматривал, что новые компании, возникающие в результате роспуска концерна, должны быть жизнеспособными и конкурентоспособными, а акционеры старой ИГ могли обменивать свои акции на акции компаний-преемников. В начале 1951 года правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром назначило новую консультативную группу по декартелизации ИГ. Наряду с Густавом Брехтом и Александром Менне (президент Немецкой ассоциации химической промышленности) в группу входили Герман Йозеф Абс и Гельмут Вольтат, (оба - государственные функционеры Третьего Рейха которых работали с ИГ «Фарбен»), а также Герман Гросс, бывший директор «экономического отдела» венского офиса ИГ. В Министерстве экономики при Людвиге Эрхарде был создан еще один отдел, занимавшийся роспуском ИГ, который был укомплектован бывшими руководителями ИГ.
18 января 1952 года в соответствии с законодательством Германии для ликвидации концерна ИГ «Фарбен» были назначены три ликвидатора: Фриц Бринкманн, Франц Ройтер и Вальтер Шмидт. Они приступили к выполнению требований FARDIP. 23 мая Верховная комиссия союзников издала первый исполнительный приказ в соответствии с Законом № 35, который предусматривал создание 12 формально независимых организаций-преемников ИГ. Запрет на торговлю акциями ИГ был снят 20 июня 1952 года. Тем временем ликвидаторы ИГ форсировали «перегруппировку» запланированных компаний-преемников, так что в итоге, из 12 компаний осталось только четыре, каждая с собственным капиталом, соответствующим полученной доле активов ИГ. «Байер» получил активы стоимостью 387,7 млн немецких марок, «БАСФ» - 340,1 млн немецких марок, «Хохст» - 285,7 млн немецких марок и «Каселла» - 34,1 млн немецких марок. «Организации- преемники» ИГ унаследовал акционерный капитал в размере 1,64 миллиарда немецких марок, что эквивалентно 90 процентам «западных активов» ИГ «Фарбен».
1 октября 1953 года состоялась «Одна из крупнейших сделок с ценными бумагами, когда-либо имевших место в Германии». В обмен на каждые номинальные 1000 рейхсмарок в акциях ИГ «Фарбен» акционеры получили 285 немецких марок в акциях «Байер», 250 немецких марок в акциях БАСФ, 210 немецких марок в акциях «Хохст» и 25 немецких марок в акциях «Каселла». Они также получили «ликвидационный сертификат на акции», который представлял собой требование на ожидаемый в будущем «остаток расчетного излишка» после урегулирования претензий к «Ликвидационной компании ИГ «Фарбен». Эта последняя ценная бумага все еще была номинирована в рейхсмарках, ее стоимость оценивалась в 145 немецких марок. Короче говоря, за каждую 1000 рейхсмарок в акциях ИГ «Фарбен» бывшие акционеры получали ценные бумаги преемников на сумму 915 немецких марок. Для сравнения, в ходе денежной реформы в Западной Германии в 1948 году владельцы сберегательных книжек обменивали рейхсмарки на немецкие марки по курсу 1/10.
С согласия правительства Западной Германии Верховная комиссия союзников 21 января 1955 г. издала Закон об «Окончании ликвидации ИГ», который заменил Закон № 35. Новый закон, в частности, отменил статью 10 [Закона № 35], которая запрещала будущие слияния между компаниями-преемниками, а также запрещала бывшим руководителям ИГ, осужденным на Нюрнбергском процессе, занимать руководящие должности в компаниях-преемниках
Еще до конца 1955 года бывший член правления ИГ «Фарбен» Фридрих Йене, осужденный в Нюрнберге, был нанят председателем совета директоров «Хохст» АГ. В 1956 году бывший член правления ИГ Фриц тер Меер, также осужденный в Нюрнберге, взял на себя ту же функцию в «Байер» AG. Бывший член правления ИГ «Фарбен» Карл Вурстер, который был «фюрером военной экономики», кавалером «Рыцарского креста за военную службу», но был реабилитирован в Нюрнберге, уже занимал пост главного исполнительного директора «БАСФ» AG с 1952 года.
В 1970 году «Каселла» была поглощена «Хохст», так что всего через 20 лет после «декартелизации» «большая тройка» немецкой химической промышленности предстала в первоначальном виде. Это были те самые три компании, которые участвовали в соглашении ИГ 1916 года и инициировали создание концерна ИГ «Фарбен» в 1925 году.
В 1999 году «Хохст» объединился с «Рон Пулен» (да, тем самым французским концерном, который разогнали немцы в 1941 году) и образовался новый фармацевтический гигант «Авентис». В 2005 году Хохст была преобразована в компанию с ограниченной ответственностью, выступающую в качестве посредника в группе компаний без собственного операционного бизнеса. Но промышленный парк в городе Хохст остается штаб-квартирой компании и крупнейшим заводом группы. Штаб-квартира «Байер» по-прежнему находится в Леверкузене, и сегодня, в 2008 году, ей принадлежит около 350 компаний по всему миру. В 2007 году выручка Bayer от продаж составила 32,385 миллиарда евро. Штаб-квартира БАСФ по-прежнему находится в Людвигсхафене, и сегодня у нее около 150 производственных предприятий по всему миру.
Компании-наследники считали себя свободными от каких-либо юридических обязательств, вытекающих из истории ИГ «Фарбен» и отклоняли все требования о компенсации со стороны бывших подневольных рабочих до конца 1990-х годов. Они утверждали, что декартелизация ИГ «Фарбен» привела к созданию «трех организационно и совершенно новых и независимых компаний», которые «не несут ответственности за зверства нацистского террора против подневольных рабочих». Ситуация изменилась, когда выжившие подневольные работники подали коллективные иски против своих бывших «работодателей» в суды США. Сопровождающие протесты привлекли внимание международных СМИ. Увидев угрозу своим продажам за границей, три компании присоединились к другим немецким корпорациям в рамках Инициативы фонда немецкой экономики. В результате долгих переговоров немецкие компании согласились создать фонд в 10 млрд. немецких марок, используемых для компенсационных выплат бывшим подневольным работникам.
Отдельно надо рассказать о компании «Ликвидируемая ИГ «Фарбен», которая была создана в качестве единственного и прямого правопреемника ИГ. Руководил ей конечно же бывший менеджер ИГ – Август фон Книрим. Перед ликвидационной компанией стояли две задачи. Во-первых, он должен обеспечить претензии на зарубежные активы бывшей ИГ, в том числе активы в ГДР. Заводы в Восточной Германии оценивались ликвидаторами как «более половины общей стоимости ИГ в Германии». Поэтому они считали необходимым, чтобы бывшая ИГ сохранялась как юридическое лицо до тех пор, пока возможное воссоединение Германии не позволит претендовать на собственность в ГДР. Если это произойдет, «владельцы сертификатов на ликвидационные акции получат выгоду от всего, что будет возвращено в качестве собственности с востока». Эта надежда на «восточные активы» поддерживала ценность ликвидационного сертификата на Франкфуртской бирже.
Во-вторых, ликвидационная компания должна была уладить кредитные и прочие юридические требования к ИГ «Фарбен». С этой целью Трехсторонняя контрольная группа IG Farben (TRIFCOG) опубликовала в 1950 году объявления в газетах, призывая выступить со своими требованиями потенциальных истцов к бывшему концерну. Это уведомление вызвало несколько судебных процессов, в которых бывшие подневольные работники требовали в частном порядке компенсации от ИГ «Фарбен». В рамках урегулирования этих претензий в 1957 году «Ликвидационная компания ИГ Фарбен» выплатила «Конференции по материальным претензиям евреев к Германии» единовременный платеж в размере 27 миллионов немецких марок в качестве компенсации претензий еврейских подневольных рабочих к ИГ «Освенцим». Получатели, в обмен на компенсацию должны были отказаться от всех дальнейших претензий к ИГ «Фарбен». Ликвидаторы также выплатили дополнительные 3 миллиона немецких марок бывшим подневольным работникам нееврейского происхождения, работавшим в ИГ «Освенцим». После того как Федеральный суд Германии отклонил иск польского подневольного работника, на основании того, что все претензии между Германией и союзниками по Второй мировой войне были урегулированы заключением мирного договора, «Ликвидационная компания ИГ «Фарбен» оказалась защищена от подобных требований в будущем.
В последующие десятилетия ликвидационные сертификаты на акции IG, все еще номинированные в рейхсмарках, вели теневое существование на Франкфуртской бирже. В годы холодной войны надежды на претензии на «восточные активы» постоянно откладывались. И лишь после окончательного присоединения ГДР к Федеративной Республике в 1990 году «Ликвидационная компания ИГ «Фарбен» увидела в последующие годы новые возможности для реализации своих старых претензий на активы в Восточной Германии.
После присоединения Германской Демократической Республики к Федеративной Республике в 1990 году стоимость ликвидируемых сертификатов акций IG Farben увеличилась в три раза за год, с 10 до 30 рейхсмарок. Но 13 февраля 1995 года Федеральный административный суд отменил надежды на удовлетворение претензий компании на восточногерманские активы ИГ «Фарбен» постановлением, подтвердившим законность экспроприацию имущества ИГ по приказу магистрата Восточного Берлина в 1949 г., поскольку это было сделано в соответствии с законами, регулирующими оккупацию союзников. Таким образом, всякая надежда на то, что акционеры м получат прибыль от бывшей собственности ИГ в Восточной Германии, была похоронена. В 2003 году компания потратила остатки своего капитала на выплаты акционерам, после чего заявила о своей ликвидации. Таким образом последний прямой правопреемник концерна ИГ «Фарбен» прекратил свое существование.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Значок рубля под постом или по ссылке, если вы с приложения.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!