Серия «Франчайзинг»

ФРАНЧАЙЗИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ ТОВАРНЫЙ ЗНАК – ВСЕ РАВНО ОБЯЗАН ПЛАТИТЬ РОЯЛТИ

За время своей практики я неоднократно встречался с заблуждением, что если франчайзи, заключив договор франчайзинга (лицензионный договор или договор коммерческой концессии), не использует предоставленные ему блага, которыми как правило, являются товарный знак и ноу-хау правообладателя, то он не имеет никаких финансовых обязательств перед правообладателем.


Однако, реальность более жестока, заключая договор франчайзинга Вы должны понимать, что Вы платите правообладателю не за тот период, когда вы осуществляете использование интеллектуальной собственности правообладателя, а за период, когда Вы были вправе использовать в своей предпринимательской деятельности соответствующие активы.


Это прямо вытекает из положений главы 54 ГК РФ, так как обязанность правообладателя – это именно предоставить Вам на возмездной основе возможность использования его интеллектуальной собственности, а использовать данные объекты или нет – это Ваше право, которое не должно нарушать право франчайзера на получение вознаграждения за предоставленную Вам возможность. Данная позиция подтверждается действующей судебной практикой, например, п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда от 23.04.2019 №10.


Пожалуй, можно выделить две наиболее распространённые ситуации, когда люди руководствуются данным заблуждением в связи с чем несут порой немалые финансовые убытки:


1. Человек купил франшизу, но передумал открываться и забросил договор на дальнюю полку.


Последствия: если договором не предусмотрено, что начисление роялти начинается только с даты открытия франчайзинговой точки, то правообладатель вправе с Вас взыскать роялти за весь период действия договора.


Правильный порядок действий: либо расторгайте заключенный договор коммерческой концессии, что не гарантирует Вам возврат паушального взноса если правообладатель выполнил перед Вами свои обязательства по предоставлению доступа к ноу-хау и праву пользования товарным знаком или договаривайтесь с правообладателем и заключайте, например, соглашение о приостановке действия франчайзингового договора, если ваш отказ от работы по франшизе носит временный характер.


2. Франчайзи принял решение выйти из франшизы и подумал, что снять вывеску и прекратить использование ноу-хау правообладателя более чем достаточно, чтобы не платить роялти.


Последствия: правообладатель вправе с Вас взыскать роялти за весь период, когда Вы, якобы, были вне франшизы.


Также есть риски привлечения Вас к ответственности по таким пунктам, как:· Нарушение положение о неконкуренции (в большинстве договоров франчайзинга есть пункт, запрещающий франчайзи вести аналогичный бизнес не под вывеской правообладателя);· Нарушение стандартов оформления помещения и наружной рекламы, в т.ч. вывески (также встречается в каждом 2 договоре франчайзинга);· Если вы изменили ассортиментный перечень и стоимость услуг.


В большинстве случаев за указанные нарушения предусмотрены санкции финансового характера (штраф/неустойка).


Правильный порядок действий: внимательно изучить договор на предмет условий досрочного прекращения договора и возможности продолжения предпринимательской деятельности после выхода из франшизы и на основании полученных данных разработать стратегию наиболее безболезненного для Вас выхода из франшизы.


Естественно, это не полный перечень ситуаций, когда франчайзи поступают необдуманно, в связи с чем имеют впоследствии финансовые проблемы, однако эти ситуации весьма распространены.

Показать полностью

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВЫ КУПИЛИ ФРАНШИЗУ-ПУСТЫШКУ (КОГДА ВМЕСТО НОУ-ХАУ – НИЧЕГО)?

В интернете есть много информации о том, как анализировать и оценивать франшизу, но почти нет гайдов о том, что делать в первую очередь, если Вы все-таки купили франшизу-пустышку.


Если вам все-таки не повезло, и Вы или ваши знакомые оказались покупателями такой франшизы, то самое главное - не тянем время! Если видим, что правообладатель не желает исполнять свои обязательства в части предоставления ноу-хау, то в первую очередь делаем следующее:


Во-первых, осуществляем одно из следующих действий (тут все зависит от вашей конкретной ситуации):


1. Если вам вообще ничего не предоставили в согласованный срок, то направляем соответствующую претензию, с требованием к правообладателю исполнить принятые на себя обязательства.


2. Если информация (ноу-хау), оказалась неполной/посредственного качества, то пишем мотивированный отказ от приемки такого ноу-хау с требованиями исправить допущенные нарушения и предоставить пояснения по вопросу несоответствия между тем, что предоставили и тем, что обещали.


3. Если все ноу-хау состоит исключительно из информации из открытых источников, то пишем отказ от приемки такого ноу-хау в связи с его несоответствием статье 1465 ГК РФ и просим правообладателя предоставить объяснение по вопросу несоответствия предоставленной информации признакам ноу-хау.


4. Если в рамках ноу-хау вам предоставили чужую интеллектуальную собственность, которая, например, распространяется по открытой лицензии, то просим правообладателя предоставить документы, подтверждающие право правообладателя на использование данной интеллектуальной собственности на коммерческой основе.

В большинстве случаев интеллектуальная собственность по открытой лицензии распространяется только на условиях ее последующего использования в некоммерческих целях, а для ее использования в коммерческих целях необходимо заключить соответствующее соглашение с владельцем исключительных прав. Если же правообладатель не может предоставить соответствующие документы, то также, как и с п. 3 пишем отказ от приемки такого ноу-хау в связи с его несоответствием статье 1465 ГК РФ и невозможностью правообладателем подтвердить право на использование соответствующих объектов интеллектуальной собственности, так как переданные Вам материалы содержатся в открытом доступе и/или не принадлежат правообладателю.


В указанных случаях для нас играет большое значение проведение тщательного анализа предоставленного ноу-хау на соответствие тому, что указано в вашем франчайзинговом договоре. Поэтому перед приемкой ноу-хау тщательно проанализируйте и проверьте, что именно вам предоставили!


Во-вторых, приостанавливаем любые подготовительные действия, которые направлены на проведение подготовительных мероприятий для последующей работы по франшизе, среди которых могут быть: закупка оборудования; поиск помещения и согласование договора аренды; набор персонала; прохождение обучения; регистрация договора и иные действия, которые предусмотрены дорожной картой или вашим договором франчайзинга. О приостановке указанных действий сообщаем правообладателю и мотивируем это тем, что не готовы продолжить работу по франшизе до разрешения вопроса с ноу-хау.


Проблема многих людей в том, что они стараются договориться с многими правообладателями и тем самым теряют как время, так и возможную доказательственную базу, которая в будущем поможет в суде. Подобные действия франчайзи также являются одной из причин того, что большинство судов выигрывают правообладатели франшиз, в том числе и недобросовестные.


Если мы встречаемся с правообладателем, который изначально не желает исполнять свои обязательства, то я рекомендую направлять письменную претензию, так как своевременно проделанная вами работа повысит ваши шансы на успешное противостояние с правообладателем в суде и наоборот, чем больше вы затягиваете процесс решения проблемы и продолжаете работу по франшизе, тем меньше у вас шансов в последующем выиграть суд.


Было полезно? Пишите, о чем еще хотелось бы узнать?


Как обычно, список тем следующий:

- сделки с недвижимостью;

- готовый бизнес;

- франчайзинг.

Показать полностью

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы

Всем доброго времени суток!


Прошлым постом (Что такое франшиза простыми словами) я открыл цикл статей о франчайзинге.


В прошлом посте я попробовал простым языком дать понимание, что такое франчайзинг и как он работает.


Сегодняшний пост о том, как проверять франшизу тем, кто рассматривает возможность ее покупки


Итак, представим, что Вы, накопив N-ую сумму денег, приняли решение об их инвестировании для их дальнейшего преумножения и остановили свой выбор на приобретении франшизы.

На что же обратить внимание при выборе франшизы?


1. Стоимость франшизы и инвестиций в открытие


Да, на мой взгляд, выбор франшизы стоит начать именно с определения для себя того объема инвестиций, которые Вы готовы потратить на приобретение франшизы и открытие торговой точки.


На текущий момент возможно найти франшизы с совокупными инвестициями от 400 т.р. (например, пункты выдачи в городах с населением до 100 т.ч.) до нескольких десятков миллионов и более. При определении своего бюджета на открытие франшизы Вам необходимо не только понимать, какую сумму денежных средств Вы готовы вложить в открытие франшизы, но и сумму, которую Вы морально готовы потерять.


Сразу извиняюсь за негатив в последнем предложении, но надо понимать, что любые инвестиции (даже консервативные) предполагают некоторую вероятность их потери, существует риск потерять свои инвестиции полностью или частично. Приобретая франшизу, необходимо понимать, что независимо от того, организовываете ли Вы свою предпринимательскую деятельность самостоятельно или с помощью франчайзера, предпринимательская деятельность остается деятельностью, которую Вы ведете на свой страх и риск, в том числе риск потери вложенных денежных средств.


Также я хотел бы обратить Ваше внимание на следующее:


(1) Инвестиции во франшизу нельзя причислить к консервативным способам инвестирования (наиболее безопасным). Франшиза имеет в лучшем случае умеренный уровень риска, при наличии с вашей стороны понимания того, что франшиза - это не пассивный доход, а требует активного вовлечения с вашей стороны, особенно на этапе открытия и первого года с момента открытия.

Франшиза может иметь и высокий риск, если Вы планируете приобретать франшизу в сферах с высоким уровнем конкуренции (пекарни, салоны красоты, медицина) или в сферах, которые не столь востребованы в Вашем населенном пункте, например, химчистка обуви, детская спортивная школа нестандартного направления.

Большинство франчайзеров (правообладателей) дают лишь ориентировочный размер инвестиций в открытие в своих презентациях или на страницах лендингов с предложением о приобретении франшизы или в финансовых моделях, предлагаемых на этапе продажи франшизы. Предлагаемые правообладателем цифры Вы можете брать для себя как некий ориентир, с поправкой до 20 - 30% (в сторону увеличения) при определении размера инвестиций в открытие.

Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание: никогда не осуществляйте подбор франшизы «в упор» озвученной Вам ориентировочной суммы, всегда оставляйте запас денежных средств на:

1) пополнение инвестиций в открытие, так как стоимость строительно-монтажных работ, стоимость необходимого оборудования может измениться в большую сторону от тех цифр, что подсчитаны правообладателем;

2) возможность осуществления работы Вашей франчайзинговой точки в течение 3-4 месяцев за счет ваших личных средств, т.к. независимо от заверений правообладателя о том, что Вы сможете выйти на самоокупаемость в течение 1-2 месяцев со дня открытия, такое не всегда осуществляется на практике.


(2) Если Вы решили приобретать франшизу, то старайтесь рассчитывать именно на собственные денежные средства, а не привлекать заемные денежные средства (неважно, будь то заем у родственников, друзей, денежные средства банка или денежные средства третьих лиц). Это так, поскольку в случае, если Вы по тем или иным причинам будете вынуждены закрыть Вашу франчайзинговую точку до наступления того момента, как она себя окупит, то с высокой степенью вероятности Вы можете остаться не только с фактом утраты собственных денег, но также и с необходимостью гасить задолженность перед кредитором.

Единственным редким исключением могут являться ситуации, когда Вы приобретаете франчайзинговую точку «в складчину» с другим человеком, и в договоре четко указывается, что стороны не будут предъявлять друг к другу финансовые претензии, если точка закрыта по не зависящим от партнеров основаниям.


НО: во-первых, Вам надо найти человека, который готов на такой шаг, ведь неудача в бизнесе может повлечь за собой разрушение отношений между близкими людьми, не говоря уже о без пяти минут незнакомцах. А во-вторых, акцентирую Ваше внимание на формулировке: «…по не зависящим от партнеров основаниям…». Это означает, что в случаях, когда точка была закрыта из-за пренебрежения управлением точкой с Вашей стороны в части Ваших обязательств, то к Вам может быть предъявлен вполне обоснованный иск о взыскании денежных средств.


2. Сфера деятельности


Когда мы определились с примерным бюджетом, то приступаем к выбору сферы, в которой хотели бы начать свою предпринимательскую деятельность.


На сегодняшний день почти в каждой сфере предпринимательской деятельности, где прочно обосновалась модель развития через франчайзинг (общепит, дошкольное образование, сфера красоты, медицина), можно найти от 10 и более различных предложений.


В первую очередь определитесь для себя, в какой сфере Вы хотели бы начать ведение предпринимательской деятельности с использованием франшизы. При выборе франшизы лучше всего ориентироваться на следующее:


1) Если у Вас отсутствует релевантный опыт работы в тех сферах, в которых бы Вы хотели начать работу, и у Вас нет опыта ведения какой-либо предпринимательской деятельности, то, на мой взгляд, лучшим вариантом будет обратить внимание на сферы, не требующие большого объема получения новых знаний в короткие сроки, а требующие именно базовых знаний, которые Вы можете приобрести с помощью тех материалов, что предложит Вам Ваш правообладатель, а также в открытых источниках сети «Интернет», например:

(а) розничная торговля товарами бытового предназначения (бытовая химия);

(б) небольшие точки реализации продуктов питания (кофейни, пекарни (готовая продукция));

(в) пункты самовывоза/приема заказов;

(г) некоторые направления в сфере красоты (парикмахерские, студии маникюра и педикюра).


2) Если же у Вас есть релевантный опыт работы в соответствующей сфере, то возможно обратить внимание и на другие (более сложные) виды франшиз:

(а) предприятия общественного питания.

Да, в эту сферу можно войти при поддержке франчайзера, не имея знаний о внутренней кухне, но все-таки к предприятиям общественного питания применим ряд санитарных и технических норм права, отсутствие знаний о которых может привести Вас к проблемам с государственными органами. Это чревато не только штрафами, но и временным закрытием до устранения допущенных нарушений.

(б) область образовательных и развивающих услуг: образовательные центры, секции, частные детские сады и школы;

(в) область медицинских и косметологических услуг.

Исключением, пожалуй, могут быть франшизы центров для взятия анализов (Инвитро, Хеликс и пр.). Такие центры можно отнести к категории франшиз, где не требуется большой объем получения новых знаний.


3) Если Вы заинтересованы в масштабировании Вашего собственного бизнеса, но не имеете необходимых ресурсов и знаний для предложения новых видов услуг в уже знакомой для Вас сфере, то также возможна, при согласии правообладателя, интеграция услуг, в области которых правообладатель предлагает франшизу, в Ваш действующий бизнес:

- как под его товарным знаком,

- так и по модели «White label» (т.е. под Вашим товарным знаком/коммерческим обозначением).

Впереди еще много советов и полезной информации по выбору франшизы. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.


3. Анализ франшизы по публично доступным источникам


Как только Вы определились для себя с параметрами франшизы, указанными в предыдущей статье, приступаем к составлению списка франшиз на основании данных параметров.


Для первичного отбора нескольких франшиз я рекомендую использовать несколько каталогов франшиз, например:

forbes.ru;

businessmens.ru;

franchisemap.ru;

beboss.ru.


После того, как мы отобрали несколько приемлемых для нас вариантов, предлагаю провести первичную проверку нескольких важных для нас параметров, а именно:


(1) Проверяем регистрацию и принадлежность товарного знака.

Если нам известен регистрационный номер товарного знака, то проверяем товарный знак на принадлежность Правообладателю. Это мы можем с Вами посмотреть по следующему адресу: https://www1.fips.ru/registers-web/, выбрав в предложенном списке «Реестр товарных знаков и знаков обслуживания».


Выбираем раздел "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания"

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Выбираем Параметр "Номер регистрации"

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Однако, далеко не всегда правообладатели публикуют номер своего товарного знака, соответственно, перед проверкой товарного знака по базе Роспатента нам необходимо выяснить номер товарного знака исходя, например, из слов, используемых в товарном знаке, что можно сделать несколькими путями:


• Использование сторонних баз для поиска товарных знаков.

Я отдаю предпочтение базе https://onlinepatent.ru/ для данных целей.


Как правило, указания на название франшизы более чем достаточно

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Получаем результат поиска и ищем нашу франшизу

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Также есть иные варианты узнать номер товарного знака:


• Запросить номер товарного знака у правообладателя, но в таком случае Вы должны понимать, что сразу попадаете в обработку к менеджеру по продажам, до принятия решения из открытых источников о том, готовы ли Вы обсуждать условия работы по франшизе конкретного правообладателя.


• Можно использовать функцию браузера - поиск по картинкам. Такой метод менее удобный по сравнению с первым, тем не менее, этот способ также позволяет определить номер товарного знака.


При анализе данных о товарном знаке я рекомендую проверять следующую информацию:


• Соответствие количества регистраций права использования товарного знака и количества точек, открытых по договорам коммерческой концессии/лицензионным договорам, указанных правообладателем в продающей презентации.


Например, в презентации франшизы указывается: «У нас 30 франчайзинговых точек». Потенциальный покупатель думает, что речь идет о наличии 30 франчайзи. Однако, это не всегда так. Например, одному франчайзи предоставлена исключительная лицензия на какую-либо административно-территориальную единицу (район, город, страна) с или без ограничения по открытым точкам на этой территории. Может получиться, что 30 франчайзинговых точек имеют количество франчайзи, меньшее чем 30. Однако, все же, при внимательном подходе к проверке, а также при условии того, что правообладатель осуществляет регистрацию договоров, можно приблизительно соотнести достоверность информации об открытых франчайзинговых точках, заявленных в презентации, с данными, указанными в реестре Роспатента. Как проверить? Заходим в реестр Роспатента и смотрим количество зарегистрированных договоров о предоставлении права использования товарного знака.


В качестве дополнительного инструмента проверки я также рекомендую использовать «Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора», расположенный там же https://www1.fips.ru/registers-web/, такая проверка позволит нам ознакомиться с действиями правообладателя в отношении интересующего нас товарного знака, которые еще не прошли регистрацию, но соответствующие заявления были поданы в Роспатент.


Выбираем раздел "Реестр заявлений о государственной регистрации распоряжения исключительным правом по договору и заявлений о государственной регистрации перехода права без договора"

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Далее выбираем параметр "Номер товарного знака"

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

Получаем доступ к краткой информации о действиях с товарным знаком

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

(2) Проверяем правообладателя или правообладателей (если их было несколько согласно реестру) на наличие судов, нас интересует в первую очередь суды с франчайзи, для проверки используем следующие сервисы:

https://kad.arbitr.ru/ - поиск по базе арбитражных судов;

https://sudact.ru/ – поиск по базе судов общей юрисдикции, в отличии от базы решений арбитражных судов Вам будет отражена только категория спора и суд, далее, Вам имеет смысл найти интересующие вас дела на сайте соответствующего суда, и посмотреть, выложен ли там текст решения суда. Сразу предупреждаю, что: (1) не все решения судов общей юрисдикции публикуются и (2) если у вас есть возможность найти судебные дела судов общей юрисдикции с использование ИПБ «Консультант+» или «Гарант», то лучше воспользоваться ими.


Бесспорно, у большинства правообладателей договоры и бизнес-процессы выверены на достаточно высоком уровне с точки зрения финансовых рисков правообладателя. Однако, изучение судебной истории помогает нам сделать выводы о том, по каким именно основаниям возникают судебные споры между правообладателем и франчайзи, а также наметить пункты, на которые необходимо будет обратить внимание при анализе договора правообладателя и подготовке протокола разногласий. Порой уже по итогу анализа судебной практики мы можем прийти к выводу о том, что правообладатель злоупотребляет своими правами, или что договор никак не защищает интересы франчайзи.


4. Оценка качества услуг франчайзинговой сети со стороны потребителя

Перед звонком в отдел продаж соответствующей франшизы, на мой взгляд, необходимо предварительно оценить продукт правообладателя непосредственно в качестве потребителя и получить представление о стандартах качества и обслуживания именно со стороны потребителя, ведь независимо от красивой витрины возвращаемость потребителя зависит именно от качества сервиса.


По возможности, необходимо осуществить посещение не одной точки, а хотя бы двух точек, одной из которых будет франчайзинговая точка (точка франчайзи), а другой будет точка правообладателя. Это рекомендуется делать исходя из того, что не всегда франчайзи соблюдают те стандарты, которые устанавливает правообладатель. Например, мы можем посетить собственную точку правообладателя и получить обслуживание хорошего качества, т.к. правообладатель следит за качеством и репутацией своих собственных точек, поскольку от этого зависит в том числе и его доход. Но в тоже время, посетив точку, принадлежащую партнеру (франчайзи), мы можем встретиться с ситуациями, когда качество услуг значительно уступает качеству услуг, получаемых у правообладателя, по тем или иным причинам. Причины могут быть разные: начиная от того, что партнеру «надоел» данный вид деятельности, заканчивая ситуациями, когда правообладатель, продав франшизу, перестает оказывать помощь партнеру или осуществлять надзор за качеством услуг. Конечно, в редких случаях бывает и наоборот, когда сервис у партнера лучше, чем у правообладателя.


Для определения для себя списка точек к посещению нам помогут следующие инструменты:

• Google или Yandex карты, которые покажут нам все имеющиеся точки;

• Реестр товарных знаков и знаков обслуживания, который нам поможет отделить точки правообладателя от франчайзинговых, так как зачастую правообладатель регистрирует точный адрес местонахождения франчайзинговой точки. То есть, мы можем найти точный адрес точек франчайзи.


Как описано в п. 3 поста, находим товарный знак правообладателя и смотрим необходимую нам информацию о франчайзи

На что обратить внимание при выборе и оценке франшизы Франшиза, Франчайзинг, Юриспруденция, Бизнес, Малый бизнес, Полезное, Длиннопост

• Некоторые правообладатели указывают свои франчайзинговые точки у себя на сайте, например, в анонсах об открытии новой франчайзинговой точки.


Составив для себя список точек для посещения, посещаем такие точки в качестве клиента, и осуществляем для себя оценку по нескольким параметрам:


(1) оценку стандартов сервиса - привлекает ли нас как клиента такой сервис или нет, а также готовы ли мы организовывать деятельность в соответствии с теми стандартами, которые мы видим как клиент. Не забываем, что есть не только стандарты, применимые к отношениям между правообладателем и франчайзи, но также и внутренние стандарты между работниками и работодателем. Информацию об обеих группах стандартов мы частично получим на этапе обсуждения договора, а полный объем - только после подписания договора с правообладателем.


(2) сравниваем качество услуг в собственной точке правообладателя и франчайзинговой точке.

5. Анализ репутации франшизы и правообладателя


Ну что же, если Вы провели анализ правообладателя (-ей) на предмет изучения товарного знака, его судебной истории, оценили качество услуг правообладателя и имеете желание присоединиться к выбранной Вами сети в качестве партнера, то пришло время анализа бренда.

Блок «Анализ бренда» - наиболее трудоемкий, и знание о качестве услуг и сервисе выбранных Вами франшиз играет не последнюю роль при оценке франшизы.


Почему анализ бренда я ставлю как последний этап, а не, например, перед оценкой качества услуг? Безусловно, блоки «Оценка качества услуг» и «Анализ репутации бренда» можно менять местами, если, например, до наступления 4 этапа у Вас слишком много франшиз к выбору или же в Вашем городе нет представителей выбранной Вами франшизы. Но, на мой взгляд, при проведении блока «Анализ бренда» нам очень помогает информация, которую мы получаем, проведя оценку франшизы по предшествующим четырем блокам. Поэтому я и рекомендую проводить данный этап последним.


Итак, какие у нас есть способы проведения анализа бренда?

(1) Стоит сказать, что все наши первые шаги (1,3,4) необходимы были не только для того, чтобы отсеять те франшизы, которые нам не подходят, но и собрать первичную информацию о том, как работает правообладатель. Соответственно, настало время анализировать плоды наших трудов, а именно:

• Анализируем все действия с товарным знаком (смена правообладателя и др.), соответствие заявленных правообладателем количества франшиз/открытых франшиз, заявленных в презентации, количеству зарегистрированных договоров;

• Анализируем судебную практику, то есть определяем:

- кто чаще инициирует судебные производства (правообладатель или партнеры (франчайзи);

- предмет спора (неисполнение обязательств по договору франчайзинга/расторжение договора франчайзинга);

- выискиваем по судебным решениям информацию и классифицируем на то, что, по мнению суда, является доказанным фактом, а что не смогла доказать та или иная сторона, но присутствует, например, в иных судебных решениях с другими партнерами (франчайзи);

- анализируем результаты рассмотрения судебных споров, желательно делать сводную таблицу для понимания общей картины;

• На манер тайного покупателя делаем оценку полученных нами услуг (чек-листы тайного покупателя можно найти в Интернете практически к любому виду предпринимательской деятельности, действующему в формате B2C, а большинство франшиз и работают именно в этой сфере).


(2) Анализируем продающую презентацию правообладателя, а именно:

- объем инвестиций в открытие,

- объем франчайзингового пакета, т.е. то, что нам предоставляет правообладатель за уплату паушального взноса и роялти,

- выбираем наиболее интересные для нас предложения,

- а также сравниваем предлагаемый франчайзинговый пакет с судебной практикой, т.е. анализируем, возникали ли в процессе рассмотрения дел вопросы о некачественном оказании услуг, их отсутствии или неоказании тех услуг, которые заявлены в продающей презентации.

Важно: в практически любом предложении о покупке франшизы (презентация, лендинг) вы можете видеть ссылку на доходность франшизы. Данный вопрос я как юрист не анализирую и оставляю его на откуп экономистам. Как ранее я сказал, предпринимательская деятельность – это в любом случае риск, в том числе и риск того, что могут возникнуть убытки (вложенные денежные средства не окупятся). 97% из 100% франшиз не будут давать Вам документальную гарантию доходности, обещанной в презентации, так как это «средняя температура» по рынку внутри соответствующей сети или средняя доходность в соответствующей сфере бизнеса (если речь идет о совсем молодой розничной сети, у которой открыто 2-5 своих собственных точек до начала продажи франшизы). Остальные 3% если и обещают гарантию доходности, то в большинстве случаев это или недобросовестные правообладатели или единороги (встретить таких – редкая удача).


(3) Пробуем самостоятельно выйти на связь с действующими партнерами (франчайзи) (желательно с несколькими).

Почему с действующими? На мой взгляд, действующие партнеры (франчайзи) могут предоставить наиболее объективное мнение о работе правообладателя. Причем нам необходимо собрать мнение у нескольких партнеров, так как получение отзыва только от одного-двух франчайзи не даст нам возможности полностью отсеять личное мнение от объективной ситуации. Получение же информации от как можно большего количества действующих партнеров даст возможность рассортировать полученную информацию на объективную (на основании одинаковых отзывов и паттернов) и личное мнение.

Почему не попросим контакты действующих франчайзи (партнеров) у правообладателя на этапе переговоров? Слишком высока вероятность того, что правообладатель даст Вам контакты наиболее лояльных партнеров, а также предупредит соответствующих партнеров о Вашем звонке/визите. В связи с этим есть риск получения относительно односторонней информации, причем не обязательно позитивной, но и негативной (если партнёр опасается конкуренции с Вашей стороны, что характерно для маленьких населенных пунктов).


Почему не опрашиваем бывших франчайзи? В большинстве случаев бывшие партнеры (независимо от того, осуществился ли выход из франшизы полюбовно или же состоялся суд) осуществляют выход из франшизы в связи с низкими финансовыми показателями, убыточностью точки или по иным личным причинам. Соответственно, в большинстве случаев (не всегда) Вы встретитесь только с негативом в отношении франшизы и правообладателя, так как в данном случае вероятнее всего будет превалировать именно личная оценка на основании своего негативного опыта без критического самоанализа собственных действий партнера. Это нам также не подходит для оценки правообладателя, так как мы получим с большей долей вероятности именно негативную личную (субъективную) оценку.


Как искать партнеров? В блоках 1, 3, 4 я коротко говорил, как работать с базой Роспатента, нам интересно не только посмотреть информацию количестве зарегистрированных договоров и правообладателе товарного знака, но и узнать данные о действующих партнерах (франчайзи). Тут можно предложить несколько способов:

Первый вариант – попробовать найти контакты на соответствующих франчайзинговых точках в уголке потребителя (если данная точка находится в Вашем населенном пункте или у Вас есть возможность ознакомиться с этой информацией иными способами).


Второй вариант – можно попробовать связаться через сотрудника данной точки, (не обязательно скрывать от работника причину своего интереса) связаться с его работодателем. Да, не всегда это может получиться, но это тоже способ найти контакты.


Третий вариант – мы живем в век цифровых технологий, имея на руках идентификационные данные (ФИО человека и адрес осуществления им предпринимательской деятельности), всегда можно попробовать найти интересующего нас человека через социальные сети, общих знакомых или иные публично доступные источники информации (в рамках действующего законодательства, разумеется).


Анализ бренда через отзывики.

Многие, занимаясь анализом франшизы, изучают отзывы на всевозможных тематических сайтах, неважно, будь это отзывы в отношении самой франшизы или отзывы сотрудников о работодателе.


Я крайне скептически отношусь к подобным сайтам, так как неоднократно встречался с ситуациями, когда сайты специально наполняются отзывами от несуществующих людей (возможно, и вполне себе существующих, но которые не приобретали франшизу или не работали у правообладателя).


Если при осуществлении своего анализа Вы решили делать ставку подобные отзывы, то необходимо учитывать следующие моменты:


Во-первых, процент негативных отзывов в большинстве случаев будет больше, чем процент положительных отзывов, ведь люди склонны публиковать в первую очередь негативный опыт, а не позитивный опыт. Существуют и исключения из этого правила, например, когда:

1) страница франшизы/работодателя заполнена заказными отзывами или над этими страницами работает SERM-специалист;

2) мы читаем отзывы на сайте, подконтрольном правообладателю, ведь в таком случае именно правообладатель выбирает, какие отзывы публиковать, а какие нет;

3) мы нашли единорога, то есть правообладателя, который если и не всем нравится, но превалирующему большинству, и люди находят время писать о нем искренние положительные отзывы.


Во-вторых, проверяйте информацию о составителе отзыва, например, увидели, что Иванов Иван Иванович недоволен своим опытом работы по франшизе в г. Санкт-Петербург. Не поленитесь, сверьте данную информацию, задайтесь следующими вопросами и поищите ответы на них:

1) существовала ли соответствующая точка по соответствующему адресу (если указан был адрес), если существовала, Вы сможете найти анонс о ее открытии на страницах правообладателя?

2) был ли зарегистрирован договор с соответствующим франчайзи в Роспетенте?

3) может, был суд с этим партнером?


Относитесь критически к информации, представленной на сайтах-отзывиках. Для этого и необходимо проводить всесторонний анализ франшизы, сравнивая данные, полученные из нескольких разных источников (собственные выводы, обратная связь, отзывики (если решили ими воспользоваться). В итоге Вы сможете получить более-менее объективную картину о интересующем Вас правообладателе.


Как я ранее говорил, франшиза – это не пассивный доход, а именно ведение предпринимательской деятельности, с тем условием, что в организации и ведении соответствующей деятельности нам помогает правообладатель, но при этом мы лишаемся части свободы своего усмотрения, то есть ведем деятельность по правилам, установленным правообладателем (до выхода из франшизы), даже если не согласны с этим (исключая случаи, когда правообладатель разрешает нам отклонение от общего курса), и платим часть денежных средств (выручки) за право работать под соответствующим брендом и за право получения консультаций, помощи и использование некоторых ресурсов правообладателя.


Соответственно, если Вы решили начать работать по франшизе, необходимо внимательно подойти к выбору франшизы перед тем, как приступить к переговорам с правообладателем. Это такой же ответственный шаг, как например, крупная покупка (квартира или машина), решение о вступлении в брак, выбор профессии. И, что не менее важно, Вы должны понять для себя, готовы ли Вы вести предпринимательскую деятельность по чужим правилам и стандартам. Ведь в случае, если Вы поймете, что работа по чужим правилам - это не для вас, то выход не из каждой франшизы является свободным.


В следующей статье мы поговорим о том, как вести переговоры с правообладателем.


Надеюсь, что информация, предоставленная мной, оказалась для Вас полезной и что при ее помощи Вы сможете подойти к вопросу выбора франшизы взвешенно.


Также в качестве бонуса оставляю ссылку на разработанный мной чек-лист по выбору франшизы, который дополняет данный пост: https://drive.google.com/file/d/18E-0LoN6oObPUHA_70l8SmJv6wx...

Показать полностью 8

Что такое франшиза простыми словами

Сначала будет небольшой оффтоп

Хочу извиниться перед своими подписчиками за задержку следующего поста по вопросу проверки недвижимости перед ее покупкой. Пост в работе, я про него не забыл и будет выложен в воскресенье-понедельник, т.е. 7-8 августа. Он написан примерно на 75-80 процентов и нуждается в шлифовке и вычитке, будет посвящен проверки следующих объектов недвижимости: 1. Покупка квартиры, приобретенная продавцом с использованием средств мат. капитала и 2. Покупка квартиры, полученной продавцом в рамках наследства.


Теперь к теме поста


Последние 7 (Семь) лет я занимаюсь юридическим сопровождением франчайзинга как на стороне франчайзеров (правообладателей/собственников франшизы), так и на стороне франчайзи (покупателей франшизы). Проанализировав тенденции и изменения на рынке франшиз, я подготовил и начал публиковать цикл статей, которые, надеюсь, помогут людям, рассматривающим возможность ведения предпринимательской деятельности по модели франчайзинга, понять для себя, что такое франшиза; как работает современный франчайзинг; избежать основных ошибок при выборе франшизы и начале деятельности.

В своих статьях я буду рассматривать следующие вопросы, возникающие у людей при принятии решения о покупке франшиз:

• Что такое франшиза простыми словами и ее механизм работы;

• На что обратить внимание при выборе и оценке франшиз;

• Как вести переговоры с франчайзером при согласовании условий сотрудничества, на что обратить внимание и как проверить франчайзера;

• Как вести переговоры с арендодателем при согласовании условий договора аренды, на что обратить внимание;

• Наглядный разбор ряда франшиз на основании данных из открытых источников.


В своих статьях я намеренно не буду углубляться в законодательное регулирование, чтобы не вводить вас в замешательство от некоторых коллизий (разночтений), допущенных нашим законодателем, казалось бы, по одному и тому же вопросу. Впрочем, желание читателя для меня – закон, поэтому если захотите юридических деталей – не вижу препятствий.


Итак, начнем с того, что же такое франшиза с точки зрения бизнес-процессов (или простыми словами)


С точки зрения франчайзера, франшиза – это один из способов масштабирования своего бизнеса за счет привлечения других людей, которые готовы своими силами и за свой счет осуществлять открытие торговой точки на основании полученной от франчайзера системы построения/организации бизнеса, а также, конечно, является дополнительным источником дохода (паушальный взнос, роялти и иные платежи, поступающие от франчайзи), который порой становится основным.


С точки зрения же франчайзи, франшиза – это приобретение готовой бизнес-модели по построению и ведению предпринимательской деятельности под протекторатом франчайзера.

Что же из этого верно?


Если брать идеалистичную картину, то под франшизой стоит понимать возможность ведения предпринимательской деятельности под товарным знаком правообладателя с использованием концепций и наработок, созданных правообладателем на основании его опыта, взамен франчайзи осуществляет определенную оплату за использование соответствующих нематериальных активов.


То есть, приобретя франшизу, франчайзи, как правило, рассчитывают получить за определённую плату следующее:

• Право работать от имени конкретного бренда;

• Возможность получения стабильного дохода;

• Помощь франчайзера в открытии торговой точки (подбор помещения, помощь в решении вопросов с арендодателем, помощь в ремонте (дизайн-проект, подбор оборудования для закупки), помощь в найме и обучении персонала;

• Помощь франчайзера в операционной деятельности (помощь в разрешении вопросов с государственными органами, контрагентами и пр.).


Однако, получая вышеперечисленные блага/активы, франчайзи надо быть готовым к необходимости выполнения ответных обязательств.


• Финансовые обязательства франчайзи включают в себя следующее:

(1) Обязательные платежи, среди которых:

- уплата паушального взноса – это единоразовый платеж, уплачиваемый франчайзеру за право открыть торговую точку под товарным знаком франчайзера, а также получить от франчайзера помощь в подготовке к открытию торговой точки.

Как правило, паушальный взнос выплачивается:

1) за право открытия одной торговой точки, однако, возможны случаи, когда паушальный взнос позволяет занять конкретную территорию (город, район, округ и иную административную единицу) на эксклюзивных правах (то есть правообладатель не продаст такие права в отношении конкретной локации, выбранной вами, никому, пока вы там осуществляете деятельность под товарным знаком правообладателя);

2) за получение от правообладателя помощи в открытии торговой точки (в большинстве случаев ограничивающейся консультационной помощью, реже помощью в согласовании договоров аренды, помощью в найме персонала, обучении);

3) и за доступ к «базе данных», объем которой может варьироваться от информации, собранной правообладателем из различных бесплатных справочных систем, до самописной с полноценными руководствами, советами и формами документов, «заточенными» под деятельность бизнеса правообладателя.

- уплата роялти – это регулярные ежемесячные платежи, которые вы платите правообладателю за право работы под его брендом, а также за консультационную и порой операционную поддержку (маркетинг, претензионный отдел, колл-центр и пр.). Роялти, как правило, имеют или фиксированный размер или рассчитываются как процент от оборота вашей точки. Для упрощенного понимания, что такое роялти, его легче всего сравнить с такими понятиями как арендный платеж или абонентская плата вашему провайдеру интернета. Собственно, если посмотреть, под какими ОКВЭДами действует большинство франчайзеров при реализации франшиз, то мы зачастую можем увидеть ОКВЭД 77.40 (аренда интеллектуальной собственности), хотя договор франчайзинга, в большинстве случаев, более многогранный, чем просто аренда и включает в себя не только аренду интеллектуальной собственности, но еще и положения договоров оказания услуг, соглашений о совместной деятельности и пр.


Помимо уплаты паушального взноса и роялти могут существовать дополнительные платежи от франчайзи в пользу франчайзера:

(2) Вариативные платежи, которые платит пользователь (франчайзи) правообладателю (франчайзеру) и которые могут присутствовать или не присутствовать у того или иного правообладателя:

- маркетинговые взносы – плата правообладателю за то, что он за вас ведет аккаунты в социальных сетях вашей торговой точки, что не включает в себя сам бюджет на рекламу (расходы на таргет, привлечение блогеров и пр.), или некий взнос за проведение правообладателем глобальных акций, направленных на рекламу всего бренда в целом;

- плата за обучение вас и вашего персонала работе в сфере предпринимательской деятельности франчайзера;

- плата за использование информационных ресурсов правообладателя (CRM-систем и пр.).


Также среди обязательств, которые вы обязаны соблюдать при работе под франшизой правообладателя, на практике могут встретиться следующие:

- работать исключительно по методике, утвержденной правообладателем;

- не приобретать франшизы и не открывать самостоятельно предприятия, которые могут конкурировать с деятельностью правообладателя, например (общепит, салоны красоты, розничная торговля и пр.);

- работать с конкретными поставщиками (характерно для товарных франшиз и франшиз общепита, но все чаще и чаще встречается и в иных франшизах).


В РФ, к сожалению, данный пункт нередко вызван не заботой о франчайзи, чтобы они не попадались на недобросовестного поставщика, а целью правообладателя заработать сверх роялти/паушального взноса, так как такой поставщик может оказаться подконтрольным или аффилированным с правообладателем лицом. Однако, нельзя отрицать, что порой данный пункт существует для сохранения единого товарного ассортимента и качества реализуемой продукции (такая политика в большинстве случаев проводится в товарных франшизах). Перед покупкой франшизы просите у правообладателя стоимость отпуска для франшизы и операционной сети, чтобы понять, зарабатывают ли на вас или же сохраняют единый ассортимент и качество.


Классическими видами договора франчайзинга для России являются:

• Договор коммерческой концессии, отношения по которому регулируются ст. 1027 – 1040 Гражданского кодекса РФ.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Данная форма договора содержит, как правило, в себе все права и обязательства сторон как в самом тексте документа, так и посредством ссылок на регламенты и правила работы правообладателя, доступ к которым вы получаете после подписания договора коммерческой концессии.


Порой в комплекте подписываемых документов мы также можем встретить следующие виды договоров, подлежащих подписанию совместно с договором коммерческой концессии:

- договор поручительства,

- агентский договор (актуально для открытия по франшизе отдела продаж, в то время как изготовление продукта/оказание услуг осуществляется правообладателем самостоятельно);

- договор на оказание маркетинговых услуг (если не предусмотрено договором коммерческой концессии или для этих целей у правообладателя существует отдельный исполнитель);

- договор поставки бронированной продукции или продукции к реализации (как правило, для этих целей у правообладателя существует отдельное юридическое лицо).


• Комплекс договоров, во главе которого будет стоять лицензионный договор (ст. 1489 Гражданского кодекса РФ) по которому одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.


Зачастую совместно с лицензионным договором подписываются:

- договор возмездного оказания услуг (включает в себя: консультационную помощь правообладателя, маркетинговые услуги);

- договор поставки (включает в себя поставку брендированной продукции или поставку продукции к реализации);

- агентский договор (актуально для открытия по франшизе отдела продаж, в то время как изготовление продукта/оказание услуг осуществляется правообладателем самостоятельно).

Независимо от вида (договор коммерческой концессии или же лицензионный) оба вида договоров подлежат государственной регистрации в Роспатенте (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), иначе право пользования товарным знаком будет считаться несостоявшимся (непредоставленным). О рисках, связанных с нерегистрацией указанных видов договоров, будет рассказано в одной из следующих статей.


Также можно встретить следующие виды договоров, под которыми правообладатели продают свою франшизу:

• Договор о предоставлении ноу-хау/франчайзинговой лицензии/предоставления коммерческих технологий и пр.названия – такая форма договора в большинстве случаев выглядит как договор коммерческой концессии, единственным существенным отличием является то, что правообладатель не имеет зарегистрированного товарного знака, а передает вам лишь право пользования своим коммерческим обозначением (логотип/наименование, незарегистрированное в качестве товарного знака.

Приобретая франшизу по такому договору, нужно знать об определенном риске.

Так, есть риск предъявления со стороны третьих лиц, претензий как (1) материального характера (например взыскание денежных средств на основании ст. 1515 Гражданского кодекса РФ за незаконное использование чужого товарного знака), (2) так и нематериального характера, например, понуждение к прекращению использования вами чужого товарного знака. Это ведет вас к возмещению правообладателю товарного знака судебных расходов (гос. пошлина, юридические услуги иные расходы в рамках досудебного порядка и искового производства), а также влечет для вас расходы на демонтаж, утилизацию рекламных материалов со спорным товарным знаком, необходимость ремонта помещения в целях удаления чужого товарного знака и пр.

Подобные ситуации возможны в случаях, когда используемое вами коммерческое изображение будет зарегистрировано третьим лицом в качестве товарного знака (и ваш франчайзер решит не оспаривать данный факт регистрации), или ваш франчайзер изначально заключил с вами договор в отношении чужого товарного знака, а вами соответствующий аудит проведен не был. Да, конечно, всегда можно попробовать «перевести стрелки» на вашего франчайзера или взыскать с него понесенные вами расходы, но никто не сможет гарантировать вам, что даже если вы выиграете дело, то сможете получить свои денежные средства обратно.


• Еще одной из форм договоров, которую приходилось несколько раз встречать – это продажа франшизы под видом договора индивидуального/комплексного инвестирования.

В таких случаях, как правило, правообладатель продает вам идею получения вами пассивного дохода, а именно вы инвестируете N-ую сумму денег под открытие пекарни/кафе/магазина/салона красоты под товарным знаком «****», а правообладатель осуществляет управление данной точкой и осуществляет выплату вам соответствующего дохода ежемесячно/ежеквартально/ежегодно в течение N лет. То есть, по факту вам под видом франшизы продают идею о предоставлении займа правообладателю или третьему лицу в обмен на процент от прибыли соответствующей точки, который будет являться вашей прибылью, а управление точкой будет осуществлять правообладатель или иной поставленный им управляющий.

Идея, действительно, заманчивая, мы получаем пассивный доход, не вникая в особенности купленной нами «франшизы».

Давайте говорить на чистоту, я ничего не имею против такой формы сотрудничества самой по себе, тем более, что договоры займа или схожие с ними конструкции уже плотно стали частью нашей жизни и бизнеса (лизинг, факторинг, кредит, заем и пр. конструкции) и часть правообладателей действительно так открывают свои точки или помогают своим франчайзи открывать таким образом свои точки.

НО в данном случае есть те правообладатели, которые прямо говорят, что это не франшиза, а договор инвестирования/займа, а также есть те недобросовестные правообладатели, которые преподносят такой договор под видом франшизы.

Нужно понимать, что заключение такого договора, во-первых, лишает вас той или иной (полностью или частично) степени корпоративного и управленческого контроля за точкой, открытой на ваши денежные средства. А во-вторых, недобросовестные правообладатели еще дополнительно возлагают все финансовые риски на вас в случае, если точка покажет отрицательный финансовый результат.

Конечно, есть возможность вернуть как «тело долга», так и проценты в судебном порядке, но это потеря как временного ресурса, так и «заморозка» ваших денежных средств на неопределенный срок без права полноценного контроля своих имущественных активов в отличие от классических договорных форм франшизы.


Приобретая какую-либо франшизу, вы должны для себя четко понимать, что вы обязуетесь не только платить определённые деньги правообладателю за право пользования франшизой, но и вести деятельность по определенным условиям, с которыми вы в определенный момент можете стать несогласными (о проблемах выхода из франшизы я расскажу в другой статье).

Поэтому, выбирая франшизу, вам необходимо изучать не только финансовые аспекты сотрудничества с правообладателем, но и проверять добросовестность правообладателя в части выполнения им слов, транслируемых вам в презентациях и отделами продаж франшиз. Как понимаете, красивые обещания с целью продажи, не зафиксированные юридически, силы не имеют. Продажа – всегда эмоциональный процесс. Поэтому очень важно на старте с холодной головой и с привлечением юриста изучить все юридические документы - систему и правила, на которые вы подписываетесь, и понять для себя, на сколько вы согласны с такими правилами.

В следующих статьях мы детально рассмотрим, как осуществлять подбор франшизы, и на что обратить внимание до того, как вы оставите свой номер телефона отделу продаж соответствующей франшизы и получите на руки для ознакомления договор правообладателя.


Итак, почему я взялся за написание цикла статей о франчайзинге? (Немного лирики)

В 2014 году я, молодой специалист, придя на работу в компанию, которая осуществляла консультационные услуги в области сопровождения сделок с готовым бизнесом и франчайзингом, включая упаковку франшиз, достаточно быстро обратил внимание, что люди, приобретшие готовый бизнес или франшизу, очень удивлялись, что сделанная ими покупка не приносит так называемый «пассивный доход», а требует времени и внимания, иначе приобретение грозило превратиться в тыкву.


Часть покупателей по каким-либо причинам полагала, что, вложив деньги в франшизу или готовый бизнес, им достаточно обращать свое внимание на приобретение раз в месяц, заходя за прибылью, а все остальное время покупка будет функционировать самостоятельно. Бывали и такие случаи, когда люди сразу после приемки новой покупки уезжали на длительный срок в отпуск, даже не познакомившись с персоналом, думая, что ничего не случится. И я был бы рад сказать, что с того времени многое изменилось, но к сожалению, да, пусть таких людей и стало меньше, но говорить о том, что их совсем нет, увы, в корне неверно.


Моей целью является дать потенциальным покупателям франшизы объяснение простыми словами, что такое франшиза, как она работает, как выбирать франшизу, так как путь к цивилизованным отношениям в сфере франчайзинга – это понимание обеими сторонами, на что они договариваются и на каких условиях, а не случаи, когда только одна сторона сделки понимает, что происходит на самом деле.


Франчайзер, осуществляя упаковку франшизы, как минимум, имеет на это следующие причины:

• Количественные и географические (увеличение количества населенных пунктов, в которых присутствуют предприятия его сети; развитие своей сети);

• Извлечение дополнительного дохода.


Однако, не каждый потенциальный покупатель франшизы понимает, что именно он приобретает. Разберемся, почему так.

Нередко рекламные проспекты с предложением о покупке франшиз фигурируют со следующими лозунгами:

• «Пассивный доход от N-рублей!»;

• «Создай свой бизнес под брендом «Х» и получай ежемесячно N-рублей!»;

• «Научим/поможем зарабатывать от N-рублей в месяц/в год».


Согласитесь, достаточно завлекающие лозунги и верные для продаж. Далеко не все франчайзеры, правда, расскажут вам что для достижения указанных финансовых показателей надо будет приложить немало сил и времени для освоения новых навыков и организации процессов на своем предприятии. В частности, это удел недобросовестных франчайзеров, целью которых является выгода на короткой дистанции в виде паушального взноса.


Конечно, большинство из нас понимает, что чтобы что-то получить, надо что-то отдать, в случае покупки франшизы – это деньги, время, силы. К сожалению, некоторые люди, покупая франшизу, думают, что достаточно дать только деньги, и франчайзер все остальное сделает за вас.


Безусловно, франчайзер, заинтересованный в успехе своей франшизы не только с точки зрения количества открытых точек, но и заинтересованный, чтобы эти точки работали и не закрывались, а значит заинтересованный, чтобы франчайзинговые точки работали «в плюс», поможет, подскажет, даст необходимые материалы. Однако, франчайзер не будет все делать за вас, роль франчайзера – это роль наставника, а не няни, поэтому, если вы решились на покупку франшизы, то вы должны четко для себя осознавать, что выбор франшизы и подписание договора - это только первые шаги, причем самые легкие. А дальше вам необходимо будет приложить множество времени и сил, чтобы ваш новый бизнес начал приносить вам доход.


Надеюсь, было интересно и познавательно, хотя это только вводная статься, дальше я расскажу об инструментах для проверки франшиз, которые позволят минимизировать риски наткнуться на недобросовестных правообладателей или пустышки.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!