Серия «Деревня Лямоны»

Времена печи

Раньше в деревенском нашем доме жил Гусак. Почему его так звали, знать никто не знал и не интересовался. Деревенские прозвища вообще дело порой необъяснимое, хоть и прилипчивое.

Гусак умер, дом выставили на продажу. Тут-то дед его и купил.

— А кто здесь до нас жил? — спрашивали мы соседей.
— Да Гусак! — отвечали они, как будто это было чем-то само собой разумеющимся.
— А кто он был-то?
— Да Гусак... — похоже, словом «Гусак» определялось и его имя, и род деятельности, и характер, и, конечно, отношение к выпивке.

Деревенская, из круглых брёвен, изба ещё стояла вполне прямо, но в окружении пошедшего винтом сарая, кривоватого дровеника и откровенно косого сортира казалось, что и дом тоже уже начал сползать и заваливаться куда-то назад.

Мне за малостью лет представлялось, что до нас в доме и вправду жил гусак — огромный такой, крикливый, раздражённый гусь. Об этом говорила, например, высота всех косяков и дверных проёмов. Восьмилетний я проходил в них спокойно, а вот взрослым приходилось изгибаться, заныривать и всё равно чесать ударенные макушки. Дверь из сеней в дом была почти квадратная, с высоким порогом, такая, что нужно переступать и пригибаться одновременно. Подпол тоже был какой-то несуразной высоты — на две трети роста и с земляным полом, поэтому пробирались по нему вприсядку, чтобы и не удариться головой, и не вставать коленями на сырую глинистую землю.

Но если подпол ещё можно пережить и такой, то печь в доме — дело первой важности. Печь тут стояла русская, но была в скверном состоянии. Топилась плохо и долго, шелушилась штукатуркой, на перекрышке не то что никто не спал, а даже заглядывать туда было боязно. Труба у нее вся в трещинах, поэтому чердак во время топки слегка заволакивало дымом. Опасное дело.

Поэтому с печью нужно было что-то придумать. У кого бы спросить.

Дед, надо сказать, в любом месте обрастал друзьями и знакомыми с колоссальной скоростью. Знакомые первого круга тут же начинали представлять его своим собственным знакомым, те своим, через несколько месяцев в райцентре его знала каждая собака, а любой выезд туда превращался в череду приветствий и разговоров.

И, конечно же, по причине печки его познакомили с Владимир Палычем. Они быстро и крепко сдружились, мне же довелось бы свидетелем этой дружбы, а заодно и регулярно пожирать крупную садовую малину на участке у «Палыча». Владимир Палыч был печник — и изрядный. Кажется, он клал печь в каждом третьем доме Красногородского района, и в каждом втором — в самом Красногородске.

Потому что печь у него была особая. Уж не знаю, собственной конструкции или общеизвестной, но когда кто-то приходил к кому-то в гости и видел такую печь, он тут же восклицал: «О, и тебе Палыч клал!». После чего случалось то взаимопонимание, которое только и возникает у людей, объединенных чьей-то хорошей работой.

Решили, что печь в нашем доме надо перекладывать. Я ходил и пучил глаза — в моём представлении деревенский дом и печь были хоть и небольшим, но единым куском мироздания, и друг от друга отделяться никак не могли. А даже если бы и могли, то это же как операция по пересадке сердца — последнее средство, да и кто знает, какой будет исход.

Накануне печного предприятия спалось плохо. Я лежал на своём раскладном кресле и таращил глаза в непроглядную черноту летней деревенской ночи, пытаясь разглядеть широкую спину русской печки и представить, как будет выглядеть дом без неё.

А наутро стало ясно, что я буду не просто наблюдателем. Меня возьмут в работу! Мы печники — какой восторг!

Руки в перчатках, лицо в саже, в тот день я не знал устали. О том, чтобы пойти гулять, даже не думал — какое там гулять, когда тут эпохальное дело. Деловито сновал с кирпичами во двор — сначала с чердака, где разбирали трубу, потом из дома, когда спустились до печки. Во дворе я придирчиво выбирал, какие кирпичи еще можно использовать, а какие уже не подойдут. И откалывал с подходящих кирпичей глину специальной острой лопаточкой, которую вручил мне Владимир Палыч.

За день мы вынесли из дома всю печь до фундамента — гора кирпичей во дворе была такая громадная, будто в печи вовсе не было никаких полостей, а только сплошная кладка. Запах засохшего печного раствора, золы и копоти тогда полностью выстлал мне изнутри какую-то долю мозга. Так и живу до сих пор — одна мозговая комнатка отвечает за запах глиняного раствора с копотью, а соседняя — за сырую штукатурку.

В несколько следующих дней Владимир Палыч построил новую печь. Сам он был длинный, худой, жилистый и походил на смесь паука и портального крана. Брал крупными ладонями кирпичи, которые казались в его руках мягкими, как буханки хлеба, намазывал их раствором с такой характерной для неторопливого профессионала скоростью. Он аккуратно, без усилий, клал их, иногда только подвернув наружу кисть и вытирая лоб тыльной стороной запястья.

Потом вместе с дедом они привезли на прицепе железный короб. Печь состояла из двух частей — металлической и кирпичной. С лицевой стороны она походила на шкаф из нержавейки на высоких ножках. В нижней части шкафа была дверца духовки — не помню, правда, чтобы мы хоть раз там что-нибудь пекли. В верхней части — от пояса и почти до потолка — были две раскрывающиеся нараспашку дверки. Если их открыть, то перед тобой была плита под кастрюли, а по бокам в несколько ярусов шли металлически полки с бортиками. На них можно было сушить грибы, яблоки, оставлять еду, чтоб не остывала, и просто хранить железную посуду.

С торца располагалась топка, сборник для золы, а под ними — выкатной ящик для дров. Тыльная стена печи была уже кирпичная, с несколькими натянутыми веревочками для сушки вещей. А четвертая, широкая кирпичная стенка, становилась стеной комнаты и отдавала в неё тепло.

Дверцы шкафа регулировали теплоотдачу — если их открыть, волна жара быстро наполняла кухню, а если закрыть, то тепло было ровным и долгим, и тем дольше грела комнату заштукатуренная кирпичная стена. Места при этом новая печка занимала вдвое меньше, поэтому за ней образовался закуток с умывальником, полками для посуда и сушилкой.

По вечерам дед садился перед топкой на табуретку, не спеша растапливал и некоторое время смотрел, как печка сначала потрескивает, а потом начинает тихонько гудеть, разгоревшись. Он доставал из кармана складной ножик со странным, похожим на крючковатый клюв попугая, лезвием, упирался локтями в колени и сидел в полутьме, снимая с березовых поленьев бересту для следующей растопки. А потом шёл на крыльцо курить.

Времена печи Детство, Истории из жизни, Ностальгия, Семья, Воспоминания из детства, Воспоминания, Дед, Деревня, Печь, Память, Родственники, Длиннопост
Показать полностью 1

Шалаши

Когда я был маленький, я строил шалаши. Я тащился от шалашей. Кайфовал. Был, чёрт побери, опьянён шалашами!


Сезон без построенного шалаша просто не шёл в счёт жизни. Стоило мне попасть из города куда-нибудь на дачу или в деревню — тут же начиналось строительство.


Я строил на земле, под землёй и в воздухе. Сколачивал из досок, слеплял из снега, сгибал из живых деревьев или вил из веток, как тетерев.


Самое главное — шалаш мне был не нужен. Нужен был процесс возведения.


Если бы мне дали настоящий дом и сказали: «Он теперь полностью твой», я бы с восторгом разобрал его на запчасти и сделал уродливую халупу в глуши, непригодную вообще ни для чего.

Например, нет ни одной причины, кроме везения, почему меня не завалило насмерть при попытке вырыть подземное убежище. Разве что дождь — пещеру затопило раньше, чем она обрушилась.


Из чистого же везения меня не убило огромным бревном.


Очередной шалаш должен был быть на дереве. Воодушевлённый, я обошёл всю округу и нашёл идеальное. Ветви его были как пальцы доброго божества, которое удержит на ладони моё будущее жилище.


Чтобы построить надёжное основание, нужна была только одна поперечина, но большая — как гипотенуза для огромных древесных катетов.


Из обломков развалившейся избы на другом краю деревни я вытащил крепкое, но тяжеленное бревно. Задача подъёма бревна на дерево решалась по системе Скарлетт О'Хара: «Не будем думать об этом сегодня, подумаем об этом, когда притащим бревно на место».


Полдня я катил, толкал и тащил его волоком. Картины высотной террасы в голове придавали мне сил.


Ничего не зная о системе блоков, я изобрёл её заново. Привязанное веревкой бревно сначала оторвалось одним краем от земли, потом встало вертикально, потом приподнялось целиком. Я же растопырился на высоте шести метров, весь красный от натуги, и тянул.


Постепенно один конец бревна достиг нужной ветки, но тут дело застопорилось — бревно зацепилось, а я устал. Сдаваться было нельзя, ослабить хватку значило начать всё сначала.

И я решил, что для финального рывка нужно повиснуть на веревке — тогда бревно затянет наверх, а я спущусь на землю, как Индиана Мауглевич Джонс. Я прикинул высоту, выбрал достаточную длину веревки, схватился покрепче и прыгнул навстречу архитектурным свершениям.


Сначала всё шло по плану — зодчий летел вниз, бревно поднималось вверх, я учёл всё, кроме инерции. Бревно упало на нужно место, подпрыгнуло, проскользнуло вперёд и полетело смотреть, как там у меня внизу дела.


Теперь, когда я вижу ту самую сцену из фильма «Пункт назначения 2», всегда понимающе киваю. Потому что знаю, как выглядит летящее бревно спереди.


По тому, что я вам это всё рассказываю, вы можете догадаться, что бревно промахнулось, хотя и не сильно.


Но со второго раза я его всё-таки затащил, дополнив систему блоков рычагом и даже одним плохим словом. Оно тоже помогло.


А показать результат строительства я вам не могу. Потому что в те времена я ещё жил эту жизнь сам, а не просто делал её фотографии.

Показать полностью

Дорога, ты куда?

Вроде постоянно ездишь по этим дорогам, но всё равно удивляешься каждый раз. Ну ладно, через раз.


От райцентра Опочка до следующего райцентра — двадцать пять километров извилистого шоссе. Этой дорогой я ездил миллион раз. Дед, конечно, купил дом в глухой деревне, но страшно любил человеческое общество и постоянно мотался в райцентр.


И это произвело интересный эффект — тело запомнило всю дорогу. Натурально, профиль шоссе как будто целиком записался где-то в вестибулярном аппарате. Едешь и знаешь, где тряхнёт, а где подбросит и с какой силой. Даже сейчас, когда проезжаешь раз в год.


Дорогу, конечно, ремонтировали понемногу, но асфальт намазывают таким тонким слоем, что ямы и кочки не исчезают, а просто на какое-то время становятся плавнее.


А тут шоссе решили отремонтировать явно волевым решением и бросив все силы. В общем, на пятнадцати из двадцати пяти километров сняли весь асфальт. И, и, и… И оставили так.


Брошенные силы не долетели. Никаких следов дорожной техники там нет, только знак «Ремонт дороги».


Считаю, нужно ввести ещё один дорожный знак типа «Простите ради бога» или «Когда-нибудь это закончится». То есть никаких гарантий, народ, но войдите в наше положение.


Зато ремонт обнажил целый культурный пласт.


Миру открылась древняя дорога. Все и так подозревали, конечно, что в стародавние времена опочане и красногородцы ездили друг к другу исключительно по буеракам и колдобинам, но теперь мы это точно знаем.


Тем и отличаются псевдоисторические домыслы от настоящей археологии.

Показать полностью

Хорошо, когда все дома

Пара фрагментов деревенской жизни для нас, городских. Уехал в глухомань, получил много впечатлений.


Говорил, расскажу, почему был в деревне главным. Говорить особо нечего: я просто был там один. И в этой деревне, и ещё в соседних двух. Как в детском стишке: «...больше в деревне никто не живёт».

Хорошо, когда все дома Деревня, Хтонь, Быт, Провинция, Истории из жизни, Длиннопост

Я вот вечно рассказываю истории, какой я офигенный дачник, но это всё, оказывается, враньё. Ну или это я раньше был так хорош, а теперь цивилизовался и могу только еду через приложение заказывать. А через пограничную реку вплавь за сенбернаром уже не могу.


Короче, легко быть крутым, когда приезжаешь на готовенькое.


Сейчас не так: дом всю зиму простоял пустой и нужно его реанимировать. Я хоть и на два дня приехал, а все равно надо как-то жить.


Открываешь дверь — и изнутри дома веет могильным холодом и кислой сыростью. Долго кормишь печку бумажками, как будто заново приучая её пользоваться тягой. Потом долго раскачиваешь газовый баллон (у нас элитное жильё), пока газ из него просочится в плиту.


Все деревянные предметы, которые трогали руками, покрыты пушистой плесенью — стулья, ножи, разделочные доски, подставки под горячее. То же с полотенцами, тряпками и мылом. Наверное, всё остальное плесенью тоже покрыто, только не так явно. Брр.


Идёшь на колодец за водой и в сарай за дровами. Передвигаться по дому и всем придомовым постройкам нужно строго пригнувшись — везде стерегут низкие дверные косяки. В детстве я разок пытался въехать на велике прямо в сарай. И в некотором роде таки въехал. Прямо в сарай.


К вечеру в доме наступает уют: жарко, светло, необходимый минимум предметов очищен от плесени, готова еда и чай налит. Можно отдыхать.


У меня с собой ещё книжка была по древней истории, но я, ей-богу, читать её больше не стану. Полчаса чтения — и что, вы думаете, я теперь знаю?!


Австралопитеки — не из Австралии.

Неандертальцы — не наши прямые предки.

Древние люди перешли из Евразии в Америку пешком по земле.


Нафиг мне такие культурологические потрясения.


Кстати о потрясениях. Ночью в полной темноте слышно, как по одеялу, громко шурша, переставляет лапы какой-то жук. Даже можно различить, что он прихрамывает на заднюю лапу. Вот так лежишь во тьме, совершенно один в этом мире, и тут неплотно закрытая створка шкафа берёт и — ИИИИИИИИИИИИИиииии! — медленно открывается.


Психологический эффект не хуже, чем от падения гитары у изголовья кровати. Только гитара производит испуг сразу во всём организме, а скрип шкафа проходит от горла по пищеводу до самого твоего, кхм, дна, и дальше расползается по рукам и ногам ледяными иглами.

Но засыпается от пережитого особенно сладко.


День в деревне очень длинный. Вот ты проснулся, стряхнул с себя всех крылатых насекомых, которые за ночь налетели с потолка, повалялся всласть. Потом встал, затопил печку, умылся, приготовил завтрак, принёс воды, принёс дров, чего-то там ещё прибрался, обошёл дозором деревню, ещё чайку попил, на крыльце посидел — а на часах только одиннадцать утра.

А в городе только присядешь почту проверить — и хоп, пять часов прошло.


Я ещё гулял по окрестностям, но про это уже как-нибудь потом и в фотографиях. Будет серия «Русские хтоники».

Хорошо, когда все дома Деревня, Хтонь, Быт, Провинция, Истории из жизни, Длиннопост
Хорошо, когда все дома Деревня, Хтонь, Быт, Провинция, Истории из жизни, Длиннопост
Показать полностью 3

В дорогу

Я и так не слишком стремлюсь к человеческому обществу, а тут была редкая удача остаться на время вообще одному. Так что это история про везение, но ничего особенного


Поехал на три дня в деревню, чтобы просто там побыть. Это надо на машине ехать шесть часов, просто — жжжж! — ехать, и радио подпевать. Если есть в жизни что-то более захватывающее — вы расскажите, я, может, потом как-нибудь попробую.


Сначала я подготовился, купил в дорогу новые дворники. И это были самые шумные дворники в мире. Когда включаешь медленный режим, то они раз в шесть секунд делают ШИХ-ШИХ — а я уже успеваю забыть о них и каждый раз вздрагиваю от неожиданности. А когда включаешь быстрый режим — они делают ШИХ-ШИХ-ШИХ-ШИХ-ШИХ и бесят вообще непрерывно.


И вот я близко уже, подъезжаю. Деревня — она типа в самом конце шоссе, дальше ничего нет. Асфальт тут дрянь, конечно, но зато на всей дороге я один, а по бокам лес.


И деревья уже в зеленоватой весенней дымке, и подснежники по обочинам, и в приоткрытое окно пение птичек, и остался последний километр, и в ю-ю-юном месяце апреле, в ста-а-аром парке... БДБДБДБД-БЫД-БЫД-быд-быд...


Я остановился и открыл дверь. Весенняя тишина нарушалась громким шипением выходящего воздуха.


Так.


Мне нужно было проехать пятьсот километров. И на четыреста девяносто девятом я поймал болт в колесо. Не шуруп, не гвоздик остроконечный. Огромный болт с тупым концом, толщиной с мой мизинец и длиной с два.


Колесо закончило шипеть. Вокруг бушевала зеленоватая дымка весенних деревьев, пели птички. С обочины смотрели ебучие подснежники.


Ну ладно, делов-то, это же история про одиночество и самостоятельность, правильно?

Достал домкрат, ключ-баллонник и докатку. Докатка, если вы не имели счастья столкнуться — это такое маленькое запасное колесо, с которым машинка выглядит юродивой и её жалко.


И вот тут выяснилось, что комплектного вольвовского баллонника хватает только на три гайки. А потом он выходит из строя. Особенно неприятно, учитывая, что всего гаек пять. И колесо мне не снять.


Самый крупный и наглый подснежник с обочины оглушительно захохотал.


Короче, я стою в километре от латвийской границы, машины здесь не ездят, люди не ходят, до шиномонтажа двадцать пять километров и телефон еле ловит. А, и ещё у меня целый вагон самоиронии.


Но поскольку это история о везении, мне удалось на обрывках латвийского роуминга дозвониться до единственного знакомого в райцентре, и он меня узнал, и привёз нормальный баллонник, и показал, где автосервис.


Так что со второго раза я таки до деревни доехал. И был там главным, но это я потом может расскажу, почему.

В дорогу Дорога, Авторский рассказ, Авто, Поломка, Мат, Длиннопост
Показать полностью 1

Дачное искупление

Знаете ли вы, каково это — убить человека. Я знаю, потому что однажды уже убил.


Ну то есть как убил, не совсем, конечно. Но почти целый час — а это очень долго! — этот человек для меня был мёртв. И пал он от моей руки, в прямом смысле. От левой, потому что я левша.

Я гостил у бабушки на даче, в дачном поселке. Мне было, кажется, лет десять, а жертву звали Даня. Он был мой приятель и сосед.


Мы с Даней носились по улицам, ходили на речку, катались на тарзанке и без всякого сожаления тратили те невероятно длинные, не в пример нынешним, дни.


А на соседней улице меняли трубы. Трубы проходили прямо вдоль проезжей части под землёй, поэтому одна половина улицы представляла собой длинный котлован, а вторая — горную гряду.

На дне котлована лежали две толстые трубы, а по бокам и между ними стояла вода. Коммунальные службы точно знают, как должно выглядеть место для игр. Мы прыгали по трубам, взбирались на кучу земли, снова спускались с неё и так часа три. И вообще не скучно, идеально!


А потом мне остро понадобилось кинуть камень и я сразу его взял и кинул. Потому что когда тебе десять лет и до школы еще два летних месяца, ты обычно так и поступаешь. Берёшь и делаешь.


План был перебросить камень через насыпь, чтобы он упал в котлован за ней и сделал плюх. Камень я взял побольше, чтобы плюх был посильней.


Размахнулся и метнул так сильно и высоко, как мог — даже пальцы на руке немного закололо! В этот момент на вершине насыпи появился Даня и встал в полный рост.

Как говорится, друг оказался вдруг.


Камень как раз заканчивал крутую дугу и врезался точно Дане в макушку. Самым острым своим углом.


Даня пружинно выпрямился ещё сильнее, схватился обеими руками за голову, заорал ААААААА! и в таком виде улетел назад в котлован.


И там, в котловане, крик оборвался.


Вместе с криком оборвалась та часть моей жизнь, в которой я не убиваю друзей.


Если вы думаете, что я изо всех сил рванул на помощь или за помощью, то пришло время узнать меня немного лучше. Мозг быстро сложил размер камня, силу удара, крик, падение и сказал, что помощь не понадобится, всё и так предельно ясно: «Андрюха, у нас труп, возможно криминал». По коням.


Так что я действительно рванул, но в обратную сторону — домой. С воем пробежав по комнатам, я бросился на диван, зарылся в него лицом, закрыл голову подушками и заревел.

Мама с бабушкой, заслышав эти звуки падающего прямо на дом Мессершмитта, пришли проверить, уцелел ли экипаж.


— Да что случилось-то?! — спрашивали они.

— ЫЫЫЫЫЫЫ! — безутешно выл я в ответ.


Быть убийцей оказалось невыносимо тяжело. И хуже всего то, что освободиться от этого чувства было уже нельзя — роковая ошибка совершена, нет никакого смысла в раскаянии.


— А где вы играли? — опытная бабушка как-то смогла расшифровать завывания.

— ЫЫЫЫЫЫ! — не вынимая головы из под подушки, я рукой объяснил следствию, где искать тело.

— Ну что ты, что ты, тихонько... — меня ласково погладили поверх подушки и ушли. Видимо, на опознание.


Через день Даня вышел из дома.


Он сидел там же на насыпи с забинтованной головой и даже заговорил со мной первым. Выглядел он при этом, как чистое прощение.

Показать полностью

Собака сенбернар и государственная граница

У нас однажды был сенбернар и звали его, конечно, Бетховен. Ну а как ещё могут звать сенбернара в России во второй половине девяностых годов?


На 85 килограммов сенбернарьего веса приходилось 20 кило бело-рыжей шерсти и не менее 10 литров слюней в сутки. Бетховен жил у деда в деревне, вкусно ел, сладко спал и главное — исправно подходил чесать бок.

Собака сенбернар и государственная граница Истории из жизни, Собака, Детство, Реальная история из жизни, Пограничники, Мат, Длиннопост

Бок у собак предназначен для любви — об этом все знают. Там, в боку, находится душа и они щедро поворачиваются ею к хозяину.


Просто начните чесать собаке бок и сразу увидите, как ваша благодать из бока постепенно распространится на всю остальную собаку, сопровождаемая потягиваниями, подёргиваниями и даже иногда похрюкиваниями.


У отдельных собак душа может смещаться в сторону пуза или жопы, но это нюансы, которые не помеха настоящей любви.


Регулярные начёсывания привели к тому, что всей семье связали из сенбернарного чёса шерстяные варежки, шерстяные носки и кажется даже сваляли одни валенки. Так Бетховен оберегал нас зимой.


Летом собака работала по-другому. Когда на деревню надвигалась гроза, все домашние узнавали о ней по грохоту. Но это был гром не от грозы.


Это был гром от сенбернара.


Бетховен чуял грозу раньше всех и мчался, слепой от ужаса, в дом, сшибая стулья, вёдра и людей. Он влетал под кровать и крупно дрожал вместе с ней и ещё с половиной дома, пока гроза не стихала вдали.


Но однажды Бетховен ушёл.


Он и раньше ходил гулять по деревне — все его знали и приветствовали. А тут уже день к вечеру, а Бетховена нет. И мы решили, что он нашел себе любовь, но не ту вечную, хозяйскую, которая входит через бок. А другую — временную, собачью. Ближайшая такая любовь жила в соседнем селе Голышеве, только село это было в Латвии, а значит, за границей.


Мы импульсивно, но твёрдо решили — надо за Бетховеном идти, потому что мало ли куда может завести мужчину любовь. Да и вдруг гроза близко, а мы не знаем.


Дед взял меня и поводок, я взял двоих друзей и мы пошли на речку. Вообще у нас прямо в конце деревни погранзастава, через которую нормальные люди попадают в нормальную стра... в Латвию.


Но там как-то всё сложно, документы эти, паспорта заграничные — у нас их не было. Зато была тропинка в обход погранзаставы и до реки. На нашем берегу реки Россия, а на том — уже Латвия.


И вот мы решили дотуда дойти и тихонечко с берега покричать, чтоб никто не услышал. А Бетховен чтоб услышал и пришёл. Потому что недалеко ведь — прямо сквозь кусты на том берегу смутно виднеются деревенские дома.


Мы дошли до речки и постояли там немного, испуская в сторону Голышева хозяйские флюиды. Но сенбернара этим, видимо, никак не привлекли.


Тогда в активную фазу вступила вторая часть плана: перейти речку, взять там Бетховена за жопу и вернуть на родину. Дед остался на берегу, а мы с Ванькой и Мишкой пошли.


Раздеваться не стали. В чем были, зашли в реку, перешли, держась друг за друга — глубины там всего по грудь, а вот течение приличное, сносит.


Ширины у речки Лжа — десять метров в дождливую погоду, но одно дело нейтральная речка, и совсем другое — латвийский берег. Даже воздух там был какой-то чужой. Не наш воздух.

Мы двинулись через кусты, чувствуя себя диверсантами в тылу врага, и даже почти дошли до края зарослей.


— Стой, — сказал откуда-то сбоку спокойный голос с акцентом. — Стрелять буду.


Ни один диверсант ни в одном известном мне фильме не обнаруживал себя так быстро, как мы. И не бегал так стремительно в резиновых сапогах через кусты. И уж тем более не прыгал с берега сразу на середину речки.


Мы уже выбрались из воды, когда одинокий латышский пограничник только выбежал на прибрежный песок. Из огнестрельного оружия у него с собой была только рация.


— Стрелять он будет, ёптвоюмать!!! По пацанам! — орал на пограничника дед, пока мы наскоро выжимали на себе шмотки.


План по международной контрабанде сенбернаров с треском провалился.


На полпути обратно в деревню нас уже встречали свои — четверо знакомых погранцов с овчаркой подождали, пока мы подойдём поближе, весело поздоровались и повели на заставу. Там уже стояли на ушах: весть о злостных нарушителях государственной границы разнеслась по всему Северо-Западному пограничному округу.


75-летний атаман и его разбойничья шайка!


Начальники звонили друг другу и орали в трубки, на УАЗиках приезжали какие-то люди с папками подмышкой, все чего-то обсуждали, выходили курить, вытирали пот под фуражками и снова звонили.


Но всё обошлось. Деда не посадили, а нас с Ванькой и Мишкой даже не расстреляли как предателей родины — только потому, наверное, что мы не сдались врагу, а храбро сдриснули от него без потерь среди личного состава.


И даже прихватили кусок вражьей колючей проволоки с того берега, правда, в лоскуты изодрав ей резиновые сапоги.


Одно только грустно. Никто больше не видел старого сенбернара ни в латвийском Голышеве, ни в наших Лямонах, ни где-то ещё. Пропал наш Бетховен и чёсанный-перечёсанный его, большой бело-рыжий бок.

Показать полностью 1

Тем, кого в детстве учили водить машину

Когда в первый раз сел за руль — пошёл дождь. Дед сказал, что хороший знак. Показал, куда жать и как, подложил подушку — одну, другую. Выехали на разбитой грунтовки дугу и… «Отпускать сцепление надо плавно, знай».

То была какая-то взрослая новизна.

Я тянусь к педали носком, и лесную дорогу вижу едва, а дорога — сказка. Промелькнет косуля в кустах, над прогалиной кружит ястреб или, может, сокол, не умею их различать. Вот доедем — и нас позовут обедать, поставят чай.

Обязательно кто-то поставит чай.

Под рукой поворотник, и дворники под рукой. Поворотник нужен, чтоб видел тебя другой. Дворники — чтобы самому разглядеть дорогу. Лобовое от капель плавится понемногу. Дождь пылит по песку и над лесом висит парчой.

Ты включи на один щелчок.

Дворник смахивает вправо и держит послушно паузу, как фагот. За окошком лето. Ткань сидений нагрета и ветра ладонь нагрета — мне ерошит волосы. Я вдыхаю его, но тут кончается пауза.

Дворник смахивает влево.

Дождь идёт — и нам без него никак. Память тоненько жжёт, как на сгибе ладони порез бумажный. Дождь любой прекращает идти однажды. Но пока идёт.

И это хороший знак.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!