Сообщество - В школу - с аутизмом
Добавить пост

В школу - с аутизмом

23 поста 23 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Чебуречная и 50 + 28… и я в шоке

Стою недавно в очереди в чебуречной. Выбираю, что взять из выпечки. Рядом стоит мальчик, тоже выбирает. Потом задаёт вопрос:

М: У меня есть 50 рублей бумажкой и мелочь. На что мне тут хватит?

Спросила сколько мелочи, показал 12 рублей. Перечисляю, что он может купить.

Решает выбрать пирожок с картошкой за 35 рублей. Проходит пару минут.

М: А еще на газировку мне хватит?(28руб)

Я смотрю на него, на вид уже взрослый парень и говорю ты что, посчитать не можешь?

М: У меня по математике 3.

Я: Давай почитаем вместе. Сколько у тебя всего?

М: Я не знаю.

Стою в шоке, продавщица тоже.

Я: Хорошо, у тебя есть 50 рублей и 12 рублей. Сколько всего?

М: Я не знаю.

Думаю ладно.

Я: Пирожок стоит 35 рублей, газировка 28. У тебя 62 рубля. Сложи 35 и 28.

Стоял минуты 3 считал в уме.

М: Я не знаю.

Я: Хорошо, 35+28 = 63. От 63 отними 62.

Вы не поверите. Он опять стоял минуты 2 думал.

М: Я не знаю.

Я: Рубля! Рубля тебя не хватит!!!!!

Я была в шоке ничего не сказать.

В итоге он оплатил своей наличкой 62 рубля и рубль я ему добавила. Он меня поблагодарил, я спросила в каком он классе? В 9. И тут я еще больше была шоке. Ему в этом году сдавать огэ по математике!!!!! Как он будет сдавать огэ за 9 лет учебы, если не может сложить 2+2. Спросила куда пойдет учиться, ответил на сварщика в техникум.

Я: И что ты думаешь там математика не нужна?

М: Сказали не нужна. А вы кем работаете?

Я: Я - педагогом.(педагог-организатор)

М: Это очень хорошая профессия.

Еще раз поблагодарил и ушел.

Чебуречная и 50 + 28… и я в шоке Школа, Математика, Дети, Чебуречная
Показать полностью 1

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?

По «Закону об образовании в РФ» существует две категории детей с Особыми Образовательными Потребностями (ООП) :

➡️ Дети – инвалиды

"Инвалид – это лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты"

Федеральный закон №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"

❗Статус ребёнка - инвалида присваивает бюро медико - социальной экспертизы.

➡️ Дети с ОВЗ

"Дети с ОВЗ (Ограниченными возможностями здоровья) - это дети, имеющие недостатки в психическом или (и) физическом развитии, подтвержденные психолого - медико - педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальный условий."

Федеральный закон №273 "Об образовании в РФ"

❗Статус ребёнка с ОВЗ присваивается после прохождения Психолого - медико - педагогической комиссии (ПМПК). В заключении ПМПК указывается программа, по которой ребёнку необходимо обучаться, условия для обучения, специалисты, которые должны заниматься с ребёнком, а так же направления их работы, срок повторного прохождения ПМПК.

❗Родители могут не предоставлять результаты ПМПК в школу или сад, но они должны понимать, что тогда для их ребенка не будут созданы специальные условия обучения (например, не будет тьютора), с ним не будут работать специалисты, рекомендованные ему ПМПК ( педагог - психолог, учитель - дефектолог, учитель - логопед).

➡️ Различают следующие категории детей с ОВЗ :
1. Дети с нарушением слуха (Глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)
2. Дети с нарушением зрения (Слепые, слабовидящие)
3. Дети с нарушением речи
4. Дети с нарушением интеллекта ( дети с умственной отсталость разной степени)
5. Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
6. Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)
7. Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы (расстройство аутистического спектра)
8. Дети с множественные нарушениями ( сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП).

➡️Категория "Обучающийся с ОВЗ" определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК

В чем разница статусов? Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования. Например, у слабослышащего ребенка может быть статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как он нуждается в специальном техническом приспособлении и в специальных пособиях для обучения. Приу такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.

И не каждому ребенку - инвалиду требуются специальные условия для получения образования. Например, ребенок с сахарным диабетом не нуждается в специальных условиях для обучения. Следовательно он не имеет статус ребенка с ОВЗ.

Статус ребенка с ОВЗ и ребенка – инвалида может быть и у одного ребенка. Например, глухой ребенок получает статус - инвалид и статус ребенка с ОВЗ.

▶️Причины возникновения нарушений:

- Эндогенные - генетические, наследственные ( болезнь Дауна, синдром Тернера и тп)

- Экзогенные - факторы среды:

* Внутриутробные (пренатальные) факторы (нарушение функций плаценты, применение некоторых лекарственных препаратов на ранних сроках беременности, несовпадение резус факторов матери и ребенка, инфекционные болезни матери во время беременности, физические и психические травмы, вредные и противозаконные привычки, интоксикации токсичными веществами, инфекционные заболевания),

* Родовые (натальные) факторы ( асфиксия, гипоксия, травмы во время родов, стремительные или затяжные роды),

* Послеродовые (постнатальные) факторы ( черепно - мозговые травмы, инфекционные заболевания, интоксикации, воздействие запрещенных препаратов, а так же никотина и алкоголя).

▶️ Формы обучения детей с ОВЗ:

✅ в инклюзивном классе или инклюзивной группе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

✅ в коррекционной группе или коррекционном классе общеобразовательного сада или общеобразовательной школы,

✅ в коррекционном саду или коррекционной школе,

✅ надомное образование (организация учебного процесса на дому или в медицинском учреждении),

✅ семейное образование.

Дети с ОВЗ обучаются в садах и школах по Адаптированным основным общеразвивающим программам. По тем программам, которые указаны в заключении ПМПК. Если, конечно, родители предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию.

❗Подробнее про ПМПК и про Адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ по всем уровням обучения я расскажу в отдельной статье.

Статью подготовила Мяснянкина Ольга Романовна, учитель - дефектолог и педагог - психолог.

Показать полностью

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22

Как я уже писала, Мирослава теперь ходит в школу каждый день. Очевидно, это стало для нее неожиданностью: шалтай-болтай загрустил в потаенном углу Мириной вселенной. Уроки с Еленой Георгиевной начинаются в 12.00, в промежутке между двумя сменами. Попутно оказалось, что наша "классная", только наша, индивидуально. В 1"Ж" классе новый учитель, а Елену Георгиевну разгрузили, и теперь у нее только один класс, 2-й. Попробуй разберись в школьной арифметике.

Сначала она хотела отказаться от занятий с Мирой, но потом передумала. Интерес и желание попробовать свои силы взял верх. Вероятно, Мирослава ее чем-то зацепила. Но два последних урока были нелегкими. Во-первых, Мира до уроков ничего не ест, только чай пьет. Но те занятия проходят утром. А в 12 дня организм уже требует свое, и это сказывается на поведении. Да хоть у кого скажется. Во-вторых, эти уроки непохожи на занятия с дефектологом и логопедом. В-третьих, у нашей Е.Г. нет готовых планов уроков, ей приходится все конструировать на ходу. Как добросовестный и опытный педагог, она изучила массу информации по детям с аутизмом, пересмотрела много видео - и едва не впала в отчаяние. "Да они все такие разные!" Даша говорит: "Давайте все в кучу не сваливать, а понемногу, потихоньку, мелкими шагами".

В общем, на третий урок решили, что мама таки будет присутствовать на первых порах, чтобы объяснять особенности ребенка. Елена Георгиевна оказалась способной ученицей, да простит она это сравнение. Честно сказать, когда Даша рассказывает о школьных делах, я сама чувствую себя ученицей (а у меня, на минуточку, педагогическое образование) но, с другой стороны, радуюсь, что моя дочь почти профи в этой теме. Такие они, жизненные университеты.

Вчера Мирослава, окинув опытным глазом фронт работ, всем свои видом показала, "какая гадость все эти ваши прописи". Исписать целую простыню "прописного" листка не сильно вдохновляло. Елена Георгиевна разрезала лист пополам - и Мира воодушевилась. "Ой, у меня получается" - радовалась Елена Георгиевна. А накануне Мира со смирением приняла решение учительницы не поощрять ее за невыполненное задание. Даже не возмутилась. Это важно, когда приходит понимание.

Не делаю никаких выводов. Мне трудно, мысли цепляются одна за другую, и могут разматываться, как нитки из клубка, закручиваясь в тугие узелки трудностей. А надо держаться за одну верную нить - только вперед.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22 Аутистические расстройства, Учеба, Школа, Учитель, Длиннопост
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 21, 22 Аутистические расстройства, Учеба, Школа, Учитель, Длиннопост
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело)

Я не успеваю записывать, вернее, усваивать, поэтому пишу очень поверхностно. Сегодня Мира запрещала Даше снимать ее на камеру. Чувствует себя не очень хорошо, вероятно от перемены погоды. Ухо потирает, когда ее беспокоит внутричерепное давление. Включила на уроке свой "ультразвук". Это такой высокочастотный крик (от которого мороз по коже), одна из форм протеста. Потом сосредоточилась и старалась выполнять задания. Читать слоги ей легче по буквам на кубиках, чем по картинкам, они отвлекают.


Даша говорит, что им несказанно повезло с педагогами, которые очень внимательны, привлекают к сотрудничеству маму, стараются прояснить подходы к обучению ребенка, и проявляют чудеса терпения и включенности в общую задачу.


Со своей стороны, Даша старается рассказывать о реакциях Миры на различные поводы. Вспомнилось вдруг, как до 5 лет Миру приходилось одевать, как манекен. Ребенок вообще не понимал и не реагировал на происходящее. А после поездки в челябинский НИИ педиатрии и неврологии началась новая жизнь. Там Мире специалисты "включили" тело. Она стала его осознавать и осязать. Даша вспоминает, к каким удивлением Мирослава разглядывала свою руку - моя рука!


Сейчас педагоги Мирославы стараются выработать у нее причинно-следственное восприятие окружающего мира.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело) Учитель, Школа, Логопед, Аутистические расстройства, Тело
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 20 (как "включали" тело) Учитель, Школа, Логопед, Аутистические расстройства, Тело
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 19 (при чем тут кока-кола)

Сегодня был первый индивидуальный урок с нашей классной руководительницей Еленой Георгиевной. История умалчивает, как он проходил, потому что маму Дашу из класса вежливо попросили. Но начало было многообещающим. Мира поздоровалась и даже обняла Елену Георгиевну, чем привела ее в восторг. Потом сфотографировались для нашего дневника. Мира прошлась по классу, потрогала игрушки и пособия, как хозяйка. И все. Мама - за дверь.


Пока Мира училась, Даша ожидала ее в коридоре, где уже собиралась вторая смена. Дети так бурно радовались друг другу, как будто виделись не только вот вчера, подавали друг другу верхнюю одежду, девочки обнимались. Одежда у них, хотя и белый верх-черный низ, но у всех разная. Выглядят нарядно, девочки даже кокетливо, как им и положено. После урока Мира выглядела веселой, хотя испытывала на учителе некоторые способы манипуляции. Впрочем, безуспешно. Не на ту напала. Елена Георгиевна тоже казалась довольной. Наконец-то, встреча тет-а-тет состоялась, а она ее слегка побаивалась. Первый ребенок у нее такой.


Предвижу вопрос: почему на столе стоит кока-кола? Занятия с такими детьми сопровождаются поощрениями. Чаще всего, они пищевые, шоколадки, в основном. На игрушках можно разориться, как в последнее время на поппитах и спиннерах. Поэтому используется то, что ребенок ест с удовольствием. Таких продуктов, которые Мирослава ест, можно перечислить на пальцах одной руки. Это постоянная родительская боль, увы.

Теперь Мира будет ходить в школу каждый день. Она еще об этом не знает, и пока радуется разным новшествам.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 19 (при чем тут кока-кола) Школа, Учитель, Аутистические расстройства, Учеба
Показать полностью 1

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед)

Сегодня было два урока - у логопеда и дефектолога. По ощущениям (моим, удаленным) дефектолог Нина Александровна - мастер, имеющий уже "черный пояс", уверенный в себе. У логопеда Натальи Валерьевны все впереди. Конечно, с Мирославой. Мы ничуть не сомневаемся в ее профессионализме, но каждый особенный ребенок требует своего особого подхода. Впрочем, как и любой другой. Просто нормотипичные дети быстрее обучаемы из-за отсутствия ментальных проблем. И хорошо, что именно эти два специалиста, задачи которых сходны, работают в паре с одним ребенком.


Дефектолог занимается сенсорным развитием, налаживанием связей с внешним миром, коррекцией отношений с окружающими, развитием моторики с помощью творческих игр и заданий. Логопед нормализует связную речь, исправляет произношение звуков, развивает фонематический слух, устанавливает связь между вербальными и невербальными (жестовыми) способами общения. Конечно, я это объясняю на пальцах, как сама понимаю, не заглядывая с гугл.


Меня тут спрашивали, зачем неговорящему ребенку логопед? Мира может произносить слова, повторять услышанное, но, во-первых, невнятно, во-вторых, сам факт повторения слов еще не говорит о том, что они произнесены со смысловой нагрузкой. Чаще всего, это эхолалия, автоматическое произношение. Но! Еще недавно Мира не могла говорить, от слова "совсем". Мы слышали сплошную "абракадабру". И думали, не о том, как она пойдет в школу, а пойдет ли в школу вообще. Такое длинное у меня отступление, но я знаю, что этот "дневничок" читают и учителя, и родители с похожей историей.


Чем удивляли нашего нового педагога? На вопрос умеет ли она считать, писать, различать цвета, Даша рассказала, что умеет с 5-и лет, при том, на двух языках. Наталья Валерьевна обнаружила у нее произношение американского английского. Ах, если бы энергию да в правильное русло. А так - типичное влияние англоязычного ютуба. Даша говорит, что сама не знает, каким объемом знаний Мира обладает. Но память и смекалка у Мирославы работают отменно. Занятие с логопедом Мире понравилось, потому что все новое, и новый кабинет. А это интересно на первых порах. Два урока с двумя педагогами прошли на "ура". Учимся дальше. С Божьей помощью.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Дети, Длиннопост
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 18 (зачем неговорящему ребенку логопед) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Дети, Длиннопост
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021)

Мы болели. При чем, всей семьей. Писать не было никакого вдохновения. Моя школьная муза хлюпала носом и шумно дышала, как старый самовар. Фактически дней десять Мирослава в школу не ходила. Последнее посещение я не описывала, потому что сама свалилась с температурой. Так что, на этих фото и видео два события - до и после болезни. Собственно особо нового ничего нет, кроме того, что у нас появился логопед Наталья Валерьевна. Она тоже робеет, поэтому попросилась на занятие Мирославы с дефектологом. Кабинет логопеда также над спортивным залом, а слышимость такая, будто дети ходят вверх ногами по потолку. Но это мелочи. Не каждая школа может похвастать таким набором узких специалистов для внеклассных занятий.


Даша ругает себя за то, что стала записывать занятия на видео, потому что Мира часто просто позирует, а иной раз сердится, что видео отражает не лучшие моменты ее учебы, и требует сделать дубль. Мне же кажется, что съемки нужны, хотя бы для анализа динамики речевого развития. С ним пока не очень прогрессивно. Звуки на слух Мира угадывает без проблем, но название не говорит. Подозреваю, из-за многозначности понятий. График занятий на следующей неделе уплотнится. Дай Бог всем участникам учебного процесса здоровья, а нам еще и хорошей погоды.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Учитель
ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК: 16-17 (ноябрь, 2021) Школа, Учеба, Аутистические расстройства, Учитель
Показать полностью 2

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК-15 (итоги первой четверти)

Каникулы дали о себе знать. Накануне Мира показывала маме картинку с каруселями и говорила "школа", намекая, что уже пора, но как бы с условием развлечений. Реальность же показалась Мире не такой привлекательной, поэтому возле школы ее пришлось буквально выковыривать из машины. Тем не менее, 40 минут у дефектолога она высидела, и даже получила похвалу. Да и Нина Александровна воодушевилась тем, что Даша рассказала ей об итогах первой четверти. Учителю ведь важен результат, а видит она Миру только 80 минут в неделю.

В школе наметились перемены. Классного руководителя Елену Георгиевну "разгрузили", приняв еще одного учителя начальных классов. И еще будет логопед. Одна досада - помещений для занятий в школе не хватает, так что неизвестно, как все будет проходить. Например, школьный психолог еще ни разу с Мирославой не занималась, видимо по этой причине. Так же и для занятий с учителем 1-го класса будет небольшой интервал между первой и второй сменой. А еще страх или робость, или неуверенность. И у Даши, и у Елены Георгиевны. С чего начать, если опыта совсем нет. "Вы начните, говорю я, а оно потом само покажет, как пойдет". Умная я, да. Советы давать легко. Не смотря на свое педагогическое образование, я сама учить не умею, нет такого дара. Собственно, и не собиралась. Но восхищаюсь теми, кто умеет. Вот у Даши получается. Жизнь - еще тот университет.
И ждем, ждем открытия нового корпуса школы.

ШКОЛЬНЫЙ ДНЕВНИК-15 (итоги первой четверти) Школа, Учитель, Учеба, Аутистические расстройства
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!