Как (и зачем) читать Евангелие? Наблюдения Льва Толстого
Как (и зачем) читать Евангелие? Наблюдения Льва Толстого
Практически каждому образованному россиянину известно, что в самом начале XX столетия – в феврале 1901 года, – прославившийся на весь мир русский прозаик Лев Толстой был отлучен от Православной Грекороссийской Церкви в связи с публичным высказыванием противоречащих ее догматам убеждений. Однако это вовсе не означало, что Толстой решительно отвергал христианское учение: классик недурно разбирался в истории религии, знал наизусть многие библейские тексты и призывал образованных современников читать Священное Писание – но воспринимать написанное критически, не боясь рассуждать и делать собственные выводы.
Wine&Prose делится наблюдениями Льва Николаевича из заметки «Как читать Евангелие и в чем его сущность?». Эти советы покажутся интересными и верующим христианам, и убежденным атеистам:
Не стесняйся своих сомнений – каждая Церковь трактует единое Священное Писание по-своему
«В том, что преподается как учение Христа, так много странного, неправдоподобного, непонятного, даже противоречивого, что не знаешь, как надо понимать его. Кроме того, понимается это учение не одинаково: одни говорят, что всё дело в искуплении; другие, что всё дело в благодати, приобретаемой через таинства; третьи, что всё дело в повиновении церкви. Церкви же опять различные, понимают различно учение: католическая признает происхождение духа от отца и сына и непогрешимость папы и считает спасение возможным преимущественно через дела; лютеранская не признает этого и считает спасение возможным преимущественно верою; православная признает происхождение духа только от отца и для спасения считает необходимым и дела и веру»
Помни, что Евангелие (а не его трактовки священнослужителями) – единственный достоверный источник учения Христа
«И действительно, истина находится в евангелиях для всех тех, кто с искренним желанием познать истину и без предвзятой мысли и, главное, без мысли о том, что в них находится какая-либо особая, недоступная человеческому уму мудрость, будут читать их. Так я читал евангелия и нашел в них вполне доступную, как и сказано в евангелиях, младенцам истину, И потому, когда у меня спрашивают: в чем состоит мое учение и как я понимаю христианское учение, я отвечаю: у меня нет никакого учения, а понимаю я христианское учение так, как оно изложено в евангелиях»
Читай не чужие объяснения сути Евангелия, а его текст
«Для того, чтобы, понять христианское учение, каково, оно в действительности, нужно, главное, не толковать евангелий, а понимать их так, как они написаны. И потому на вопрос о том, как надо понимать учение Христа, я отвечаю: если хотите понять учение Христа, читайте евангелия, читайте, отрешившись от всякого предвзятого понимания, с одним желанием понять то, что сказано в евангелиях. Но именно потому, что евангелие есть священная книга, ее надо читать обдуманно, с толком и разбором, а, не как попало, подряд, приписывая одинаковое значение всякому слову, которое в ней находится»
Относись к Евангелию, как к любой другой книге, смысл которой тебе нужно постичь
«Для того, чтобы понять всякую книгу, необходимо выделить из нее все вполне понятное от непонятного и запутанного, из этого выделенного понятного составить себе понятие о смысле и духе всей: книги, и тогда на основании вполне понятного выяснить для себя места, не вполне понятные и запутанные. Так мы читаем всякого рода книги. Тем более так необходимо читать евангелие, книгу, прошедшую через многосложные соединения, переводы и переписки, составленную 18 веков тому назад людьми малообразованными и суеверными»
Отметь в Евангелии все, что тебе кажется понятным, и на основании собственных пометок сделай вывод о воле Христа
«Пусть каждый, читая евангелие, подчеркнет всё то, что ему кажется вполне простым, ясным и понятным, – синим карандашом, отметив, кроме того, красным карандашом из отмеченного синим слова самого Христа, в отличие от слов евангелистов, и пусть перечтет эти отмеченные красным места несколько раз. И только после того, как он хорошо поймет эти места, пусть снова перечтет и остальные, раньше не понятые им и потому не отмеченные им, места из речей Христа и пусть подчеркнет красным и те из них, которые стали ему понятны. Места же, содержащие слова Христа, оставшиеся совершенно непонятными, а также непонятные слова писателей евангелий, пусть оставит совсем не отмеченными. Отмеченные таким образом красным места дадут читателю сущность учения Христа, – дадут читателю то, что нужно всем людям, и что поэтому Христос сказал так, чтобы все могли понять. Места, отмеченные только одним синим, дадут то, что писатели евангелий говорят понятного от себя».