Сколько вариантов логотипа делать? Очень частый вопрос, ответ на который у всех дизайнеров разный. Кто-то делает один вариант, кто-то три, кто-то шесть, а некоторые персонажи вообще работают «до достижения результата».
Представьте, что дизайнер — это ключник. Приходит к нему клиент (Иван) с запросом: сделать ключ. Первый ключник — Колян. ТЗ Колян не просил, клиента не брифовал. Получилось вот это:
Колян - начинающий ключник без опыта (просиживание штанов с подворотами в мастерской не считается за опыт), логика у него такая: нужно сделать три варианта, значит они должны максимально друг от друга отличаться (чтобы можно было выбрать). На работу он попросил три недели (по неделе на вариант).
Первый вариант — обычный ключ в понимании Коляна. Второй ключ — на всякий случай, вдруг был запрос именно на него. Третий вариант — тупо впечатлить Ивана, мол мы не лыком shit'ы, умеем и в фантазию.
Помним, что опыта у Коляна нет, поэтому и профессию «ключник» он понимает по-своему.
Какой ключ выберет Иван? Скорее всего никакой — даже первый не подходит к его замку. Это худший исход для обеих сторон. Заказчик ещё раз убедится, что ключники придурки. Исполнитель убедится, что придурок именно Иван — не смог нормально объяснить чего хочет.
Исход получше: случится так, что первый ключ подойдёт Ивану и он его заберёт. Есть вероятность, что будет он потом этот ключ сам допиливать.
И вот возникают вопросы:
— Почему вместо трёх вариантов Колян не сделал ни одного, который решал бы задачу?
— Можно ли считать, что Колян сделал три варианта на выбор, если задачу кое-как решает только один вариант?
— Что Колян будет делать с остальными вариантами?
— Зачем Колян тратил три недели на три варианта, если более-менее подходящий ключ был готов уже через неделю?
— Не смущает ли Коляна, что Иван заплатил за один ключ втридорога?
Второй ключник — Василий. Он имеет какой-то опыт в изготовлении ключей, поэтому брифует Ивана. Выясняет, что нужен ключ для замка, недлинный, желательно голубого цвета. И снова — три варианта на выбор.
В этом случае логика Василия будет примерно такой же, как у Коляна, только все варианты будут решать поставленную задачу. Сюда добавляется ещё и более высокая стоимость, ведь делать три варианта — это конкурентное преимущество в понимании некоторых исполнителей. И заказчиков, к сожалению, тоже.
И вот, спустя три недели, Василий показывает результат:
В голове Василия все три варианта решают задачу. Это ключ, им открывают замок. Он короткий, голубого цвета — всё как просил Иван.
Но проблема всё та же: Иван выберет или один, или ни одного. Потому что по сути Василий не предоставляет выбора, а создаёт его иллюзию. Следовательно, Василий сознательно обманывает заказчиков. Колян вот просто заблуждался, что тоже его никак не оправдывает, впрочем.
И снова Иван заплатит втридорога за один-единственный ключ. Остальные ему просто не нужны.
Итог: Иван ждал три недели, пока Василий создавал три ключа, два из которых никому не нужны. Заплатил за один вариант тройную стоимость. Василий радостно втюхал свою работу и теперь при деньгах. Он уверен, что решил поставленную задачу на ура. А если заказчик считает иначе, то он дурак.
Третий ключник — персонаж Сергей. Он работает по схеме «до победного конца». Это значит, что Сергей будет делать столько вариантов, сколько захочет заказчик. Лишь бы платил.
По сути, Сергей пользуется наивностью Ивана, убеждает его в том, что этот метод работы — лучший. Будем же делать, пока не понравится. Так проходит три недели, потом четыре, потом месяц. Все устают, кошелёк у Ивана пустеет, а Сергей продолжает вешать лапшу, выпрашивая всё больше деняк. В итоге Иван соглашается «хоть на что-то». Ему очень нравится, ведь всю работу сделал он сам, просто руками Сергея.
А результат итераций выглядит вот так:
Сначала Сергей предложил обычный ключ. Корявый, невзрачный, но замок он открывал (но не факт). Иван решил, что ключ коротковат. Сделали длиннее. Потом поменяли форму рукояти. Потом сделали ключ более функциональным — встроили открывашку для бутылок, ведь Иван очень любит пиво. После пары бутылок решили, что рукоять слишком скучная, надо поиграть с деталями. Ну и напоследок пометили ключ ключом — это предложение от Сергея Иван одобрил почти моментально. Оригинально и с изюминкой. Такого точно ни у кого нет.
Через месяц пользования ключом собственного дизайна Иван обнаружил, что открывашка цепляется за штаны, ключ постоянно гнётся из-за неоправданной длины, детали на рукояти режут пальцы, а скрипичный ключ стёрся на третий день. На второй месяц ключ просто сломался.
Сергей вообще не заинтересован в результате, ему всё равно заплатят. А если что — все претензии к заказчику, это он попросил. Что, конечно, тоже является обманом. То, что нравится Ивану, он (Иван) мог сделать и сам. Зачем ему тогда обращаться к кому-то и тем более платить ему деньги?
Четвёртый ключник — Фёдор. Опытный, умелый работник. Он на ключах собаку съел. Фёдор тщательно брифует Ивана, выясняет все мелочи. Нужен ключ для замка. Тип замка — английский, соответственно ключ должен быть плоский, с зубцами с одной стороны. Фёдор попросил и сам замок, чтобы будущий ключ подходил именно к нему. Ну и по мелочи: короткий, удобный, голубого цвета. Три варианта на выбор.
Фёдор делает качественные ключи, ответственно подходит к работе. Его логика такова: я знаю, что именно нужно клиенту, но предлагаю три варианта, потому что «так принято».
В отличие от предыдущих исполнителей, Фёдор реально тратит три недели на разработку нужного ключа. Два дня из этого срока он посвящает двум дополнительным вариантам. Снова, потому что «так принято». Результат такой:
По итогу все три ключа подходят Ивану. Все решают поставленную задачу. Значит, можно выбрать любой. Значит, они равнозначны. Значит, это не три варианта, а один, но с незначительными изменениями, которые ни на что не влияют.
И тут Иван впадает в ступор, потому что его заставляют выбирать из трёх одинаковых вариантов. Теперь ему придётся тратить время и думать, чем же один лучше другого. В итоге Иван просит сделать первый ключ, но с формой рукояти как у второго и дырдочкой как у третьего. Зачем? Потому что ему нужно что-то выбрать, а соглашаться сразу на готовое — не солидно.
Или, если Иван не робкого десятка, то напрямую спрашивает у Фёдора: какой вариант лучше и чем они отличаются. Фёдору приходится придумывать на ходу, ведь раньше ему таких вопросов не задавали. В результате получится, что один ключ лучше остальных.
И снова у нас имитация вариантов на выбор. Сознательная, но теперь без обмана, потому что все варианты подходят и сделаны на совесть. Только вот зачем нужно было тратить время на презентацию трёх вариантов, хотя Фёдор в точности знает, какой ключ подходит на 100% и соответствует ТЗ. Зачем запутывать заказчика?
И снова заказчик выберет только один ключ из трёх. Что Фёдору делать с остальными? Они подходят только к конкретному замку, продать их другим людям нельзя, а Ивану они не нужны.
Зачем делают несколько вариантов?
Из страха, что не понравится. Причём так думает и заказчик, и исполнитель.
Заказчик не доверяет дизайнеру, потому что у него уже был какой-то опыт. Может быть собственный негативный, а может он начитался историй в интернете. Ему кажется, что если будет три варианта, то он выберет тот, который ему понравится. Но это не так. Три варианта точно так же ограничивают клиента, как и один. И это не ограничение со стороны дизайнера. Это ограничение со стороны поставленной задачи. А задачу не может изменить даже заказчик (разве что менять замок, а с ним и дверь, а с ней и дверной косяк и т.д.).
Дизайнер боится, что всё равно придётся делать дополнительные варианты, потому что уже сталкивался с подобным. Он делает несколько вариантов потому что так делают все, потому что так принято. Создание нескольких вариантов почему-то считается преимуществом. Хотя настоящие профессионалы сразу делают именно тот вариант, который нужен.
В примерах с ключами есть две части:
Техническую часть менять нельзя. Общая форма диктуется типом замка. Засечки должны быть конкретного вида и размера. Длина не может быть короче (не будет открывать), не должна быть длиннее (удобство использования). Материал должен быть крепким, то есть выбор ограничен парой-тройкой видов металла.
Творческую часть можно менять, но придерживаясь правил. Размер, цвет, материал — на всё это тоже накладываются ограничения, просто выбор шире.
Относительно разработки логотипа, поиграть со шрифтами, добавить род деятельности в образ, поменять синий цвет на "продающий красный" — это всё деструктивные правки, которые ломают техническую часть дизайна, делают его нерабочим.
Я твёрдо уверен, что нужно делать один вариант с возможностью внесения в него правок. И вот почему.
Пример, как вносятся правки после предоставления одного варианта:
Заказчик может изложить свои соображения. Допустим, он увидел ключи с пластиковой рукояткой и рукояткой другой формы. Дизайнер рассказывает, что пластиковая рукоять удобнее и приятнее на ощупь, можно выбрать цвет. Но стоимость выше заложенного бюджета, поэтому такой вариант не рассматривался. Короткая рукоять делается чтобы сэкономить место. Но так как другие ключи в связке заказчика длинные, такой вариант тоже не рассматривался.
В итоге заказчик оплачивает пластиковую рукоять, выбирает цвет и просит сделать дырочку поменьше. Ни одна итерация не противоречит изначальному брифу, техническая часть не затронута. Работа выполнена и все расходятся довольными.
Попытки внести изменения в техническую часть мгновенно пресекаются. Но не коротким «нет» или «нельзя» — это вызовет недопонимание и оставит осадочек. Профессионал всегда объяснит, почему нельзя что-то менять, убирать или добавлять. Профессионал всегда расскажет, что другие варианты рассматривались, какие-то отметались, а итоговый ключ — лучший из лучших. На просьбу «подумать ещё» профессионал не огрызается, а говорит «я уверен, что этот лучший, но для спокойствия пересмотрю ещё раз другие варианты, которые я отмёл». В крайнем случае может даже показать наброски и объяснить, почему они не подходят.
Итог
Я считаю, что стоит тратить время именно на тот вариант, который идеально подойдёт для решения поставленной задачи. Тогда можно будет не отвлекаться на выдумывание альтернатив и их отличий. И не рвать потом на себе волосы, если заказчик выбрал самый плохой вариант из нескольких (а такой всегда есть).
Предлагать варианты можно в процессе правок. Править можно только ту часть, которая не влияет на функциональность дизайна.
Нельзя создавать имитацию выбора — от этого в любом случае пострадает или заказчик, или исполнитель.
Необходимо уметь доносить свои мысли до собеседника. Заказчику — объяснять, чего он хочет и доверять дизайнеру. Дизайнеру — тщательно брифовать клиента и объяснять тонкости работы простым языком.
Все имена персонажей вымышленные, а совпадения случайны (а может и нет)
Первая пояснялка тут
Вторая тут