Выживание в капиталистическом лесу с патентными троллями. Интермедия с доменами.

Это продолжение моих попыток написать небольшой гайд по защите от патентных троллей. Начало здесь. Этот пост посвящен одному конкретному случаю, который показывает, насколько глубоко мы с вами со своим здравым смыслом можем заблуждаться относительно наших прав. Конкретно – наших прав на домен.

Представим себе ситуацию. Интернет-магазин, входящий в 50 крупнейших в Рунете, имеет зарегистрированный в 1998 году домен. В 2008 году маленькая контора из совсем другой области торговли регистрирует аналогичный товарный знак. И вот большой интернет-магазин сходится с торговой конторой в суде. Кто должен победить согласно здравому смыслу? У кого раньше приоритет и больше прав на использование имени? Вот и не угадали.


Посмотрим, как работают права на домены и товарные знаки в реальной судебной практике.

В 1998 году был зарегистрирован домен names.ru

https://www.whois.com/whois/names.ru

В 2010 году был создан полноценный интернет-магазин с этим названием и к 2016 году он имел оборот в 2 миллиарда рублей. Магазин торговал брендовой одеждой и головной офис его находился в Питере.

http://www.ruward.ru/ecommerce-index-2016/


А в 2008 году некое ООО «Неймс» из Москвы зарегистрировало на себя товарный знак NAMES под номером 383389.

http://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&DocN...

Среди областей регистрации - продвижение товаров [для третьих лиц]; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]. Очевидно, под эту категорию легко попадает и любая торговля.


Питерцы, видимо, об этом долго не подозревали, но в 2015 году решили зарегистрировать свой товарный знак. И тут они прозрели. Пришлось подавать иск об аннулировании уже существующей регистрации товарного знака.

Вот он иск

http://kad.arbitr.ru/Card/d10ee272-2759-494f-a6bb-0094a052d0...

Но суд иск отклонил, указав, что московский Неймс использует свой товарный знак и никаких оснований нет для того, чтобы лишать его этого права.

Причем верховный суд РФ подтвердил этот вывод.


Очевидно, что интернет-магазин оказался в несколько подвешенном состоянии, все-таки у непонятных людей оказался товарный знак с областью регистрации, под которую четко попадал их интернет-магазин. Но пока вроде ничего страшного – домен-то принадлежал им, и он был зарегистрирован аж в 1998 году, намного раньше товарного знака.


Но тут почуяли добычу москвичи.

Они подали встречный иск

http://kad.arbitr.ru/Card/9f3a8d4c-af93-4958-a9aa-0950982b8b...

о том, что домен и все упоминания интернет-магазина Names нарушают их законные права на товарный знак.

Дело рассматривал питерский арбитраж, который сначала отклонил иск, сославшись на то, что фирмы торгуют разным товаром, ну и вообще-то домен зарегистрирован намного раньше. Но суд по интеллектуальным правам поправил питерских коллег, указав, что доменное имя не является средством индивидуализации (статья 1225 ГК РФ), которое защищается способами, предусмотренными ГК РФ, поэтому дата его регистрации правового значения для разрешения спора по существу не имеет, за исключением тех случаев, когда лицо, к которому предъявлено требование о защите исключительных прав на товарный знак, зарегистрировало и лично начало активно использовать доменное имя задолго до регистрации товарного знака.


То есть, если вы купили у кого-то домен, или если ваш домен зарегистрирован на владельца компании, а не на юрлицо – владелец одноименного товарного знака имеет больше прав, даже если его знак зарегистрирован позже.


А таких случаев, как мы понимаем, большинство. Домены сплошь и рядом принадлежат физлицам, а уж старые и подавно либо остались за физиками, либо перепродавались. Все они беззащитны.

И вот, 6 февраля питерский арбитраж удовлетворяет требования московского ООО «Неймс», и оставляет интернет-магазин без домена, площадок во ВКонтакте, Инстаграме и т.д.


По состоянию на сегодня сайт names.ru не работает, сроки подачи апелляции, видимо, прошли.


Этот пример я собираюсь использовать как опорный, когда через некоторое время постараюсь все-таки осилить краткую инструкцию для владельцев небольшого бизнеса по технике патентной безопасности в области товарных знаков.


Дисклеймер: все написано не юристом, а собственником небольшого смежного бизнеса, поэтому в юридических тонкостях могут быть ошибки.

Бизнес

2.4K поста32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

москвичи прям забрали себе names.ru или только заблокировали его работу? не понятна формулировка - оставили без домена

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Автор, ну "патент" и "товарные знаки" - всё-таки разные вещи, не нужно смешивать терминологию, чтобы не путаться и не запутывать других.

Что касается кейсов - судебная практика, в том числе по доменам, в том числе даже в пределах СИПа, бывает очень разная и подогнать её при желании можно под свои тезисы. Делать выводы по одному-единственному делу о том, что дата регистрации доменного имени не имеет значения вообще - очень смело.

По тому же известному делу lad-m (A40-53937/08) это вполне себе учитывалось. Были и другие кейсы,  в т.ч. недавние, где даже UDRP (Единообразная политика по разрешению споров в связи с доменными именами, одобренная Интернет-корпорацией по присвоению названий и номеров ICANN) и "законный интерес" суды вполне себе учитывали и применяли.
Например, http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/0eddf0dd-3b68-45e8-a9e3-5f4...

А вообще доменных споров рассмотрено десятки, и во многих - натуральные откровения, что тянут на целую книгу (а книги по доменным спорам в РФ есть, например, Доменные споры. Судебная практика в России - Елена Герцева, Андрей Гринкевич).

Опять же, товарный знак регистрируется не "вообще", а по определённым классам (гуглите МКТУ). Не учитывать это тоже нельзя.

Это то, что пришло в голову сразу. В действительности поправлять нужно очень многое из написанного Вами - тема очень объёмная.

Посыл верный - завели бизнес, домен - зарегали знак. Тут всё правильно. А вот с теорией и обоснованием в Вашем материале как-то не очень получается, увы.

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий
Кто писал четвертую часть гк конченый идиот
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

a товарный знак pikabu зарегистрирован?

раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Читал как-то законы о товарных знаках. Так там написано, что тот, кто пользовался торговым названием до оф.регистрации другими, тот может оставить её себе, не расширяя границы его пользования.