Популярные товары начала девяностых

В начале 1992 года принятый "Указ о свободе торговли" существенно изменил положение отечественного производителя, предоставив импортным товарам беспошлинный доступ на российский рынок.

Впечатляющий ассортимент техники различного назначения, изделий легкой промышленности и продуктов стал полностью доступен не искушенным ранее изобилием гражданам бывшего Советского Союза.

Однако, несмотря на свершившийся переход к рынку, желанный многими высокий уровень потребления оказался сильно ограничен в связи с мерами, предпринятыми в целях реформирования экономики и призванными освободить государство от административного регулирования цен.

Последовавшее за этими решениями удорожание товаров, совместно с денежной инфляцией, обесценившей советские накопления, существенно снизило покупательскую способность в стране.

В ситуации, когда заработная плата могла удовлетворить лишь насущные потребности, значительная часть импортных товаров для большинства была "не по карману", и лишь только экономия финансовых средств позволяла обзавестись модной или статусной вещью, отражавшей потребительские предпочтения граждан России начала девяностых.


Кассетный плеер

Популярные товары начала девяностых СССР, Россия, 90-е, Техника, Промышленность, Производство, Авто, История, Длиннопост

Как и во времена СССР спрос на аудиотехнику оставался высоким.

К тому времени, когда компактный проигрыватель аудиокассет в зарубежных странах уже не вызывал былого интереса, заняв положение лишь одного из многих доступных благ западного потребителя, в России подобные устройства только получали массовое распространение. Те незначительные объемы производства "плееров" советской, а затем и российской промышленностью не могли полностью удовлетворить спрос, что немедленно нашло отклик у мелких иностранных производителей, предложивших посредством ларьков и радиорынков не дорогие, современные и с дизайнерской точки зрения привлекательные устройства. Встроенный радиоприемник, динамик, а иногда и функция записи звука выгодно отличали их от моделей производимых отечественными предприятиями. Позволяя прослушивать любимых исполнителей в любом месте и в любое время суток, а также скрыть от посторонних ушей песни с этически сомнительным текстовым содержанием, получившие хождение с устранением цензуры, доступный  "кассетный плеер" на долгое время стал неизменным спутником школьников и студентов, растеряв былую популярность только с появлением мобильных цифровых устройств.

Японский магнитофон

Популярные товары начала девяностых СССР, Россия, 90-е, Техника, Промышленность, Производство, Авто, История, Длиннопост

Японская и западногерманская акустическая и звуковоспроизводящяя аппаратура была мечтой не только обычного советского человека, но и многих номенклатурных работников, не имевших доступа за рубеж или не обладавшими достаточными финансовыми средствами для ее покупки в комиссионных магазинах или у частных лиц.

В конце восьмидесятых годов, следуя пожеланиям покупателей и совершенствуя модельный ряд, с производственных линий предприятий Советского Союза на полки магазинов начали поступать магнитофоны приближающиеся по своим параметрам к некоторым образцам заграничной техники, но насытить всех желающих приобрести современные отечественные изделия, стоившие весьма не дешево, промышленность СССР не смогла. Сказывалась загруженность производственных мощностей, низкий уровень обеспечения гражданских предприятий современными электронными компонентами и особенности плановой системы хозяйствования.

В условиях открытого рынка, те из производств, сумевших сохранить связь с предприятиями-поставщиками, находившихся к тому времени на территориях уже суверенных государств, даже несмотря на экономические трудности, продолжили выпуск продукции, сумев конструктивно улучшить ее, рассчитывая на традиционную востребованность своих изделий у потребителя.

Однако свободный ввоз сопоставимых по цене импортных магнитофонов явился сильным ударом по планам руководства заводов. К тому же, изменилась и ситуация с доходами покупателей. Те, кто еще совсем недавно был готовы даже переплатить, лишь бы заполучить новый современный магнитофон, расставаться с деньгами уже не спешили, а принимая решение о приобретении аудиотехники, зачастую предпочитали продукцию иностранного производителя.

Таким образом, раздающиеся во дворах многоэтажных домов хиты пионеров российского "техно", а позже и снискавшего популярность у молодежи девяностых "евроденса", звучали преимущественно из пластмассовых колонок купленного на городском рынке у румяного дяди в пуховике японского магнитофона.

Видеомагнитофон

Популярные товары начала девяностых СССР, Россия, 90-е, Техника, Промышленность, Производство, Авто, История, Длиннопост

В Советском Союзе видеомагнитофон был чем-то из разряда не досягаемого. То, что они выпускаются не одним предприятием страны и даже продаются - знали многие, а где именно и в какое время - в основном лишь те, кто был заранее об этом информирован.

Не смотря на то, что в позднем СССР уже существовали коммерческие видеосалоны, а предлагаемые к просмотру кинотеатрами художественные киноленты были намного разнообразнее по жанру, чем еще несколько лет назад, желание смотреть кино дома на выбор пересиливало любые разумные доводы. За видеомагнитофон готовы были отдать автомобиль, участок в дачном кооперативе и даже личную библиотеку, если продавец являлся букинистом, что не шло ни в какое сравнение с утвержденной государством ценой на данное изделие.

Свободные рыночные отношения сделали технику доступнее, но не для всех. Большинство российских граждан могло позволить себе только с любопытством рассматривать витрины торговых точек, где продавались видеокассеты, привлекая в помощь свое воображение в случаях, если название фильма имело замысловатое или чересчур вызывающее название.

Учитывая то, что обеспеченные сограждане тоже любили достижения киноискусства и могли позволить себе поменять громоздкую советскую аппаратуру на более компактную иностранную модель, приобретенные когда-то с помощью знакомых, отечественные видеомагнитофоны без особого труда находили новых владельцев.

К середине девяностых годов ситуация частично изменилась. Период ажиотажного спроса уже заканчивался, снизился и уровень цен, оставаясь, однако, еще достаточно высоким для свободного приобретения обычными российскими рабочими и тружениками села.

Даже в последствии многие семьи не смогли приобрести видеомагнитофон, довольствуясь кинофильмами, демонстрируемыми региональными или городскими телеканалами.

С приходом нового формата цифровой оптической видеозаписи, а так же распространением компьютерной техники, продажи видеомагнитофонов резко "поползли вниз". Вскоре за ними последовал и рынок видеокассет.

Владельцы перевезя за ненадобностью их на дачи и в гаражи, не сильно торопятся выбрасывать видеомагнитофоны, как остальные ненужные вещи, что еще раз подчеркивает ценность этой покупки в прошлом.

Персональный компьютер

Популярные товары начала девяностых СССР, Россия, 90-е, Техника, Промышленность, Производство, Авто, История, Длиннопост

Инженерно-технические работники и специалисты ведущих предприятий СССР еще в начале семидесятых годов могли убедиться, что ЭВМ - это не просто аббревиатура из журналов обозначающая электронно-вычислительную машину, находящуюся где-то в распоряжении ученых, а реальное устройство, активно внедряемое на производстве, и позволяющее упростить проектные задачи или способное управлять технологическими процессами.

Даже когда габариты устройств уменьшились до размеров привычного системного блока, многие и не помышляли иметь компьютер в личном распоряжении. Сотрудники научно-исследовательских институтов полностью удовлетворяли свое любопытство на рабочих местах, а работники промышленных предприятий еще не видели в нем насущной необходимости.

Однако, за мировой научной мыслью следовали и деловые интересы, направленные прежде всего на поиск коммерчески успешной продукции, желательно с большой аудиторией потребления. Учитывая, что любители уже давно приспособили компьютер для нужд развлечений, производство и продажа доступных персональных компьютеров и игровых программ стало очень перспективным видом деятельности.

После 1992 года на территории России получили распространение персональные компьютеры на базе ZX Spectrum. Это были как оригинальные, изготовленные за рубежом компьютеры, так и отечественные, выпускаемые мелкими производственными фирмами в промышленных центрах России. Данные устройства хоть и имели меньшую память, но "обходили" оригинальное изделие по цене, что зачастую являлось определяющим моментом.

Вместе с этим киоски и торговые точки предложили увлекающимся гражданам аудиокассеты с записанными на них игровыми программами. Издательства крупных городов тоже не остались в стороне, выпустив книги с подробным описанием сюжета игр и способами прохождения. Почти в каждом городе возникали клубы, где наигравшиеся вдоволь, но жаждущие новых впечатлений подростки и взрослые обменивались кассетами, передавали друг другу опыт и демонстрировали свое мастерство.

Не секрет, что масштаб нового увлечения оказал влияние на экзаменационные оценки выпускников средних школ, успеваемость студентов высших учебных заведений, а так же сказался на уровне межличностного общения молодых женатых мужчин.

Чуть позже на рынке игровых устройств начали появляться первые игровые приставки, "оттянувшие" на себя часть целевой аудитории, однако не получившие уважения владельцев персональных компьютеров по принципиальным соображениям.

Устаревшие к середине девяностых годов компьютеры на базе ZX Spectrum уже не могли конкурировать с набирающими популярность новыми моделями игровых приставок, что привело к почти полному их вытеснению с рынка и существенно повлияло на сбыт. Реализуемые энтузиастами в дальнейшем компьютеры были модернизированными версиями базового устройства собранного из комплектующих оставшихся не востребованными на складах фирм изготовителей.

Автомобиль

Популярные товары начала девяностых СССР, Россия, 90-е, Техника, Промышленность, Производство, Авто, История, Длиннопост

Производство и реализация автомобилей в Советском Союзе было очень выгодно с разных точек зрения. Одновременно изымалась денежные сбережения у тех, кто по ряду причин не держал их на сберегательной книжке, увеличивалась продажа топлива и самое важное, создавались рабочие места, занимая граждан СССР различной квалификации полезным трудом.

Чем выше была стоимость транспортного средства, тем больше денег поступало в экономику страны.

Однако сильно завышать цену тоже было не выгодно. Самый дорогой автомобиль, выпускавшийся серийно - "Волга" для учреждений и автопарков обходился в шестнадцать тысяч рублей, а оказавшись на рынках Закавказских республик, мог стоить пятьдесят тысяч рублей.

Оснащенность граждан легковыми автомобилями была низка до самого начала 1992 года, когда границы России начали пересекать первые иностранные автомобили, если не принимать в расчет машины, привозимые ранее моряками и загранработниками.

Челноки – одни из первых обзавелись иномарками на деньги, вырученные от реализации в Польше и других бывших социалистических станах инструмента и товаров народного потребления. Ввозить на территорию России жвачки и шоколадки в багажниках автомобилей было куда сподручнее, чем в салонах автобусов.

Появилось и понятие "перегонщик". Данный вид деятельности манил многих, уже не занятых, по работой на производственных предприятиях людей, а так же тех, кто желал быстро преуспеть в условиях свободного рынка.

Не отставали и обычные граждане. Накопив минимально достаточную сумму, часто в компании знакомых или попутчиков, они выезжали на авторынки Западной Европы.

На месте, присмотревшись к предложениям продавцов, с которым легко было найти общий язык и поторговаться, мнения покупателей во взглядах на приобретаемые транспортные средства расходились.

Одни были сторонниками покупки автомобиля отечественного производства, реализованного советской внешней торговлей в станах западного мира, другие, наслышанные об исключительной надежности иностранного автопрома, с их позицией соглашались частично, не изменяя своих предпочтений.

И одни и другие были по-своему правы. Низкая стоимость запчастей, появившихся в достаточном количестве на прилавках магазинов различных форм собственности, предполагала дешевую эксплуатацию отечественной машины, по сравнению с прилично устаревшими на момент покупки иномарками, выставленными на продажу владельцами по сходным ценам, лишь незначительно превосходящих в комфорте классические "жигули", и не сравнимые по техническому уровню с популярной и воспетой звездами эстрады "девяткой". Однако сторонники импортного автотранспорта тоже приводили убедительные доводы. Стоимость "пригнанной" иномарки на вторичном рынке была высока, особенно при относительно малом пробеге, а более дорогие модели иностранных машин, вообще не имели конкурентов в России.

Дополнительное оборудование и опции, мало интересовали не искушенных выбором покупателей. Главное оставалось за ценой транспортного средства.

Тогда на еще просторных улицах российских городов, помимо популярных и конструктивно простых моделей, стали появляться и автомобили уникальных комплектаций или ограниченных серий, приобретенных по случаю, и подвергавшихся порой варварскому использованию в хозяйственных нуждах. Почти не примечательные в девяностые годы и не имевшие почитателей, они оказались востребованными ценителями в современной России.

Изображения из интернета приведены для наглядности.

1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня отец вот такой купил за 1040000р.
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий

Про популярность БМВ я сомневаюсь, а вот двухкасетный магнитофон - это была тема, можно было кассеты новые записывать.

раскрыть ветку
1
Автор поста оценил этот комментарий

Плейер - был

Магнитофон - был, но не японский

Видак - был

Спектрум - был

Автомобиля не было только.

Автор поста оценил этот комментарий
Японский магнитофон
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Изображения из интернета приведены для наглядности.

и все же - на картинке про видеомагнитофон, изображен видеоплеер, чуть ли не самой низкой ценовой категории,к тому же - без функции записи.

но очень популярный и ппц какой надежный)

раскрыть ветку