Почему высокое искусство не для всех?

Иногда художниками становятся от скуки. От того, что мир кажется обыденным. Здесь тебе ни синего солнца, ни собак, играющих в покер. Но мы не рождаемся с этой скукой.


Наоборот, большинство считает, что мир должен быть таким, каким его мы видим. И должен быть везде: на картинах, в кино и в книгах.


Эта странная (и вредная) тенденция – ещё одно проявление наивного реализма. Только на этот раз в отдельно взятой сфере – в искусстве.


Напомню, наивный реализм означает, что при наблюдении за любым объектом мы думаем, что воспринимаем его таким, какой он есть, и не добавляем к нему субъективных свойств.


Говоря об искусстве, особенно важно остановиться на первой части утверждения. То есть наивный реалист ставит знак равенства между объектами в жизни и тем, что должен показывать художник. Трава зелёная, море голубое, а кролики едят только морковку.


Всё остальное для него – не искусство.


И опять же, на простых примерах это прозвучит очевидно. Например, «Звёздная ночь» Ван Гога вряд ли покажется вам вызывающей. Ну да, синее небо, страшный чёрный кипарис и гигантские звёзды. На реальность мало похоже, но глаз не режет.


Дело в том, что мы допускаем себе небольшие вольности в том, как видеть произведение искусства. Но если перед нами что-то совсем противоречивое, мы агрессивно сопротивляемся.


Теперь представьте, что вы стоите перед картиной с подписью: «Художник поджёг себе ногу и рисовал ей на этом полотне». Скорее всего, если вы встретитесь с автором этого шедевра, ваш первый вопрос к нему будет: «Что же ты такое курил?» И всё потому, что в борьбу вступил наш внутренний наивный реалист.


Поднимите руку те, кто считает, что у искусства есть «объективные законы»?


Если вы это сделали, у меня для вас две новости (и обе плохие). Во-первых, вы наивный реалист. Во-вторых, вы выглядите смешно (опустите уже руку).


Я веду к тому, что любой реализм становится наивным, если начать искать в искусстве объективность.


Значит ли это, что каждый человек должен видеть смысл в чёрном квадрате?


Нет, но этому можно научиться, чтобы не распространять это когнитивное искажение на все стороны своей жизни.


Первый и самый простой способ – расширять свой кругозор в творческих темах. Если вы смотрите только фильмы Marvel, «Сталкер» Тарковского может показаться вам нудятиной. Но чем больше и разнообразнее багаж увиденного, тем проще вам будет получать удовольствие от поиска отдельных смыслов.


Это всё равно, что учиться разбираться в вине.


Если выпить всего 2-3 вида, оно так и останется прокисшим виноградом. Но, если попробовать 50 разных (и не спиться), можно научиться отличать хорошее вино от плохого.


Второй способ – искать в произведениях искусства художественные образы.


Вначале с этим могут помочь профессионалы, их рецензии и обзоры. Вы узнаете о том, как интерпретируют искусство другие люди, и пытаетесь уловить их смысл. Не важно, согласны вы с трактовкой образа или нет, главное – научиться замечать его за картинкой.


Ипполлит полез в душ в шубе, чтобы доказать, что он может быть бесшабашным как Лукашин и вернуть Надю?


Кобб отвернулся от волчка в конце «Начала», потому что вернул свою семью и ему не важно, реальность это или сон?


В контексте кино (которое я особенно люблю) можно почитать о режиссёрах и их стилях. В литературе – познакомиться с биографией писателей, которая отражается на книгах (как у Хемингуэя и Лондона).


И третий способ – найдите тех, с кем можно обсудить искусство. В идеале, с другими взглядами на произведение. Споры о трактовках лучше всего помогают понять, что реализм в искусстве может быть только наивным.


С каждым текстом я понимаю, что ловушки мышления есть во всех сферах нашей жизни. С одной стороны, это значит, что скорее всего нет одного гарантированного способа избавиться от когнитивных искажений. С другой, мы можем наносить удары «точечно» – решать проблемы с самооценкой, призванием или… пониманием искусства.


Каждый маленький шаг будет приближать вас к общей цели – здоровому отношению к себе и окружающим.


Начните с малого. Мир окажется гораздо интереснее, если вы привнесёте в него чувственный опыт.


Если посмотрите на него иначе.


Так, как можете только вы.


Источник.

Психология | Psychology

19.8K поста59.1K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Очень хорошо. Если Вы выложили этот текст, предположу, что Вы с ним солидарны. Каким же образом следует воспринимать картину, которая представляет собой бессвязную мешанину цветов и мазков? Единственный чувственный опыт, который я переживаю - раздражение от того, что кто-то посчитал подобный мусор достойным для траты моего времени.

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, вот можете называть меня наивным реалистом, серым обывателем и даже быдлом (если душа требует), но мне абсолютно не нравится современное искусство (которое квадраты и прибивание мошонки к брусчатке). При этом я признаю право одних людей это все создавать, а других людей этим восхищаться. Но взамен я хочу, чтобы окружающие признали мое право на собственное мнение. Почему я должна совершать над собой титанические усилия и пытаться заставить себя полюбить то, что не любится?


Типа вам не нравится брюква, но если вы перелопатите тонну статей про брюкву, подпишетесь на инстаграм производителей брюквы и будете 6 раз в день втирать брюкву в десны, то вы ее непременно полюбите. Может оно и так, только вот нахрена? Почему нельзя продолжать жить не любя брюкву?


С искусством то же самое. Зачем мне пытаться понять, что имел в виду автор, создавая на холсте брызги с помощью клизмы с краской, если у меня есть Айвазовский и Левитан? Зачем пытаться продраться через то, что кажется наркоманским бредом, если у меня есть Стругацкие и Достоевский? Солярис мне, кстати, нравится, но не потому что я мучительно заставляла себя, а просто потому что "зашло". А вот "Внутренняя империя" вообще не зашла и у меня нет никакого желания читать биографию режиссера и опять пересматривать этот опус. Можно мне этого не делать? Можно? Ну пожааааалуйста!!!

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

Искусство - метод вызывания эмоций. Эмоции у всех вызываются разными триггерами, поэтому универсального метода не существует. У меня всё.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот и дожили до того времени когда реализм для некоторых вдруг стал "когнитивным искажением" или так всегда было...

раскрыть ветку
3
Автор поста оценил этот комментарий

я не наивный реалист, но мне кубизм все равно не заходит, как и Черный квадрат. все таки на вкус и цвет все фломастеры разные