Серия «Заметки»

Лев Толстой и стоики о теле и душе (внутреннем и внешнем)

Давайте прочтем несколько размышлений Льва Николаевича из главы "Жизнь человека не в теле, а в душе", сборника "Путь жизни". Он пишет:

5
Нет такого крепкого и здорового тела, которое никогда не болело бы: нет таких богатств, которые бы не пропадали; нет такой власти, которая не кончалась бы. Все это непрочно. Если человек положит жизнь свою в том, чтобы быть здоровым, богатым, важным человеком, если даже он и получит то, чего добивается, он все-таки будет беспокоиться, бояться и огорчаться, потому что будет видеть, как все то, во что он положил жизнь, уходит от него, будет видеть, что он сам понемногу стареется и приближается к смерти.

7
Делай то, чего хочет от тебя твое тело: добивайся славы, почестей, богатства, и жизнь твоя будет адом. Делай то, что хочет от тебя дух, живущий в тебе: добивайся смирения, милосердия, любви, и тебе не нужно будет никакого рая. Рай будет в душе твоей.

10
Как только почувствуешь страсть, похоть, страх, злобу, вспомни, кто ты: вспомни, что ты не тело, а душа, и тотчас же затихнет то, что взволновало тебя.

А что же говорили по этому поводу античные философы-стоики? Давайте вспомним 23-е письмо Луция Сенеки:

Все, чем тешится чернь, дает наслаждение слабое и поверхностное, всякая радость, если она приходит извне, лишена прочной основы. Зато та, о которой я говорю и к которой пытаюсь привести тебя, нерушима и необъятна изнутри. Прошу тебя, милый Луцилий, сделай то, что только и может дать тебе счастье: отбрось и растопчи все, что блестит снаружи, что можно получить из чужих рук, стремись к истинному благу и радуйся лишь тому, что твое.

<…> Запомни, что тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходимо, чем важно; наслаждения, доставляемые им, пусты и мимолетны, за ними следует раскаянье, а если их не обуздывать строгим воздержанием, они обратятся в свою противоположность. Я говорю так: наслаждение стоит на краю откоса и скатится к страданию, если не соблюсти меры, а соблюсти ее в том, что кажется благом, очень трудно. Только жадность к истинному благу безопасна.

<...> «Но что это такое, — спросишь ты, — и откуда берется?» — Я отвечу: его дают чистая совесть, честные намерения, правильные поступки, презрение к случайному, ровный ход спокойной жизни, катящейся по одной колее.

Или, например, первое размышление из Энхиридиона, с которого начинает Эпиктет:

Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.

<...> Итак, помни: если ты станешь рабское по природе считать свободным, а чужое своим, то будешь терпеть затруднения, горе, потрясения, начнешь винить богов и людей. Но если ты будешь только свое считать своим, а чужое, как оно и есть на самом деле, чужим, никто и никогда не сможет тебя принудить, никто не сможет тебе препятствовать, а ты не станешь никого порицать, не будешь никого винить, ничего не совершишь против своей воли, никто не причинит тебе вреда. У тебя не будет врагов, ибо ты неуязвим.

Интеллигенция всех времен произрастала из античной мудрости!

Лев Толстой и стоики о теле и душе (внутреннем и внешнем) Философия, Мудрость, Философ, Писатели, Мудрец, Лев Толстой, Сенека, Эпиктет, Стоицизм, Античная философия, Античность, Мысли, Цитаты, Душа, Тело, Личность, Критическое мышление

Лев Толстой

Показать полностью 1

"Ловушка роскоши" на примере аграрной революции

Очень понравился фрагмент из совершенно потрясающей книги Юваля Харари "Sapiens. Краткая история человечества", подтверждающий правоту античных мудрецов.

Как в школьном курсе истории преподносится аграрная революция (переход от собирательства-охоты к земледелию-скотоводству)? Ученикам рассказывают про одомашнивание сельскохозяйственных культур и скота, про меткие наблюдения новоиспеченных крестьян, помогавшие увеличивать посевные площади и приплод, про улучшение ремесленных навыков и тд.

По итогу, люди выходят на экстенсивный рост популяции, стоянки перерастают в города и появляются зачатки государств. Мы воспринимаем этот процесс как благо, как торжество прогресса, ведь рост популяции и новые технологии - это всегда хорошо. Или всё же нет? Харари приводит другую сторону медали, делая это весьма убедительно.

Дело в том, что жизнь охотника-собирателя была гораздо здоровее, свободнее и беззаботнее, чем у земледельца. Люди жили небольшими группами до 100 человек, зная друг друга в лицо и хорошо координируясь, поэтому конфликтов было меньше, ведь никто не хотел быть изгнан. Пропитания всегда было вдоволь, и даже в самые трудные климатические периоды можно было просто сменить стоянку, всегда что-то отыскав. Поиск пропитания занимал небольшую часть дня, а запасы впрок даже оставляли свободное время для досуга. Наш организм, приспособленный к всеядности, благодаря богатому рациону получал все необходимые макро и микроэлементы, а физические параметры, эволюционно приспособленные к активному движению, использовались по-максимуму, что укрепляло тело и иммунитет.

Чтобы ориентироваться в дикой природе, нужны были обостренные чувства и уникальные навыки по выслеживанию добычи; навыки залечивания ран и укусов; навыки ориентира на местности, изготавливания ловушек, и других приспособлений. Охотник-собиратель был не менее, а даже более подкован по самому широкому спектру проблем, касавшихся выживания, чем земледелец уже проживавший в городе.

Рассуждая сегодня, мы пониманием плюсы аграрной революции, но взглянув на процесс глазами тогдашнего земледельца, картина представляется совершенно не радужной.

Помимо роста численности и образования общества, отдельный человек обзавелся только проблемами. Новый скудный рацион, состоявший в основном из выращенных злаковых, сказывался авитаминозом в виде упадка сил, плохих зубов и т.п. Более пассивный образ жизни со "скрюченной" позой и долгим стоянием в полях привнес новые болезни, вроде артрита, застоя крови в ногах, грыжи, смещения позвонков и др. Растущая плотность населения с проживанием на одном месте благоволила распространению инфекций. Женщины стали рожать каждый год, чтобы перекрывать растущую детскую смертность, давая сильную нагрузку на собственный организм. Дети стали слабее, поскольку молоко матери раньше заменялось на злаковую кашу и как следствие - все то же недополучение витаминов, хрупкость костей, снижение иммунитета. С появлением частной собственности распространялось воровство, ведь не каждый в городе был знаком в лицо, а также вооруженные набеги на склады и амбары.

Что еще хуже, сделавшись зависимыми от пшеницы и других злаковых, человек положился на природу с её климатическим непостоянством. Наступившая засуха, вредители пожирающие урожай, наводнение и др., приводил к голоду и вымиранию огромных поселений, ведь уже не получалось оставить имущество, нажитые предметы быта, и отправиться за пропитанием на другую стоянку. В отличие от не обремененного охотника-собирателя, земледелец вел действительно тяжелую, болезную жизнь, полную лишений.

Харари пишет:

Со временем невыгодность «сделки с пшеницей» становилась все более очевидной. Дети умирали, взрослые в поте лица добывали хлеб насущный. Жизнь иерихонца в середине IX тысячелетия до н. э. стала явно тяжелее, чем в X или XIII, но никто так и не понял, что происходит. Поколения жили почти в точности как их отцы, разве чуточку более «эффективно». Множество «усовершенствований», каждое из которых для того и предназначалось, чтобы сделать жизнь легче, в совокупности превратилось в жернов на шее каждого земледельца.

Как могли люди просчитаться столь роковым образом? По той же причине, по которой они вечно обманываются. Люди не способны предугадать последствия принятого решения во всей полноте. Всякий раз они вроде бы подписывались на незначительное усложнение работы – скажем, не просто рассыпать семена, а еще и мотыжить предварительно землю. Они говорили себе: «Да, придется поработать. Но зато какой мы соберем урожай! Не придется волноваться из-за будущего недорода. Наши дети никогда больше не будут голодать. То-то заживем!» Звучит убедительно: поработаешь – будешь жить лучше. Таков был изначальный план.

Первая часть плана прошла как по маслу. Люди и в самом деле хорошо поработали. А потом вмешались непредвиденные факторы и все испортили. Люди не смогли предугадать, что число детей тоже вырастет и придется кормить больше ртов. И уж вовсе не могли первые земледельцы знать, что, когда дети вместо материнского молока будут получать кашу, их иммунитет ослабеет. Постоянные деревни стали рассадниками инфекционных болезней. Не предвидели люди и того, что, увеличивая свою зависимость от одного-единственного источника пищи, подвергают себя огромному риску в случае стихийных бедствий. К тому же переполненные амбары привлекали воров и врагов, и пришлось строить стены, вооружаться и сторожить свое добро.

Почему же люди не отказались от этого проекта, убедившись в его минусах? Отчасти потому, что, пока все минусы стали ясны, сменились поколения, и уже никто не помнил, как люди жили раньше. А также потому, что люди, усердно размножаясь, сожгли за собой мосты: если благодаря земледелию население деревни увеличилось со 100 человек до 110, то десяти «лишним» пришлось бы умереть с голоду, чтобы их сородичи вернулись к добрым старым обычаям. Выхода уже не было – ловушка захлопнулась.

Дальше автор приводит куда более знакомый нам всем пример:

Погоня за легкой жизнью завела в тупик – это был первый опыт такого рода, но далеко не последний. Как часто молодые люди после окончания учебы поступают на работу в известные фирмы, давая себе при этом слово, что будут работать как проклятые, чтобы накопить достаточно, только до 35 лет. Затем займутся делом своей мечты. Но в 35 у них ипотека, дети в приличной дорогой школе, необходимость содержать две машины, оплачивать домработницу… и ощущение, что без приличного вина и отдыха за границей и жить-то не стоит. Неужто возвращаться к примитивному существованию. Нет, выход один – работать больше и продолжать пытаться откладывать.

Человечество собственноручно, небольшими шажками с малозаметными изменениями, загнало себя в долговую кабалу перед теми условиями, которые само и нагородило. Здесь Харари делает замечательный вывод в духе стоицизма:

Один из немногих «железных законов» истории: роскошь превращается в необходимость и порождает новые обязанности. Как только человек привыкает к новому удобству, он принимает его как само собой разумеющееся, а потому рассчитывает на него. Наступает момент, когда уже и обойтись без привычного невозможно.

Вспомним, что стоики говорили о страстях и невозможности их утоления? Эта гонка на уровне человечества не прекратиться никогда. Её можно остановиться только для себя самого.

Дальше идет еще один замечательный пример:

За последние десятилетия люди изобрели всяческую бытовую технику, существенно экономящую время: стиральные машины, пылесосы, посудомойки, а также мобильные телефоны, компьютеры, Интернет. Предполагалось, что жизнь станет приятнее и спокойнее.

Раньше приходилось, написав письмо, класть его в конверт, покупать марку, нести письмо как минимум до почтового ящика. А потом проходили дни и недели, а то и месяцы, пока дождешься ответа. Ныне я печатаю электронное письмо, отправляю его на другой край света, и, если адресат сейчас тоже сидит перед компьютером, минуту спустя он уже отреагирует. Вот сколько времени и усилий я сэкономлю – но могу ли утверждать, что моя жизнь и впрямь сделалась приятнее и спокойнее?

Вот уж нет. В эпоху «бумажной почты» люди писали письма лишь тогда, когда требовалось сообщить нечто действительно важное. Они не бросали на бумагу первые пришедшие в голову мысли, а тщательно продумывали, что нужно сказать и как это сформулировать. И на ответ рассчитывали столь же продуманный. Обычный человек за месяц отправлял и получал примерно с полдюжины писем, и никто не чувствовал себя обязанным отвечать в ту же минуту. Сегодня я каждый день получаю не полдюжины, а полсотни писем, и все ждут от меня немедленного отклика.

Мы хотели сэкономить время, а вместо этого переключили беговую дорожку на следующую скорость, понеслись в десять раз быстрее, и наши дни больше прежнего наполнены хлопотами, мы все больше нервничаем и не контролируем происходящее.

<...> История о ловушке роскоши содержит важный урок. В поисках легкой жизни человечество высвободило мощные преобразующие силы, которые стали менять мир в непредвиденном и даже нежеланном для человека направлении. Никто не планировал аграрную революцию и не добивался умышленно зависимости человека от зерновых. Был принят ряд несложных решений с простой ближайшей целью – наполнить желудки, обеспечить какую-никакую безопасность, – но в совокупности эти решения вынудили древних охотников-собирателей таскать под палящим солнцем бесчисленные сосуды с водой и поливать эту клятую пшеницу.

Не пора ли нам, насколько позволяют жизненные обстоятельства и ответственность перед близкими, перестать поливать эту клятую пшеницу и немного притормозить?

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

"Ловушка роскоши" на примере аграрной революции Философия, Мудрость, Критическое мышление, Земледелие, Собирательство, Охота, Античность, Человек, Sapiens, Эволюция, Прогресс, Цивилизация, Развитие, Длиннопост

Обложка

Показать полностью 1

Самопрощение и благодарность

Первая книга (скорее глава) императора и философа-стоика Марка Аврелия в его дневнике "К самому себе" - это выражение благодарности всем людям, от кого он унаследовал те или иные добродетели, получил ценный опыт, и чьим примером вдохновлялся. Выглядит оно так:

От Вера, моего деда, я унаследовал сердечность и незлобивость.


От славы моего родителя < отца > и памяти о нём - скромность и мужественность.


От матери - благочестие, щедрость, воздержание не только от дурных дел, но и дурных помыслов. А также - простоту образа жизни, далекую от всякой роскоши.


От прадеда - то, что не пришлось посещать публичных школ; я пользовался услугами прекрасных учителей на дому и понял, что на это стоит потратиться;


От воспитателя - равнодушие к борьбе между зелеными и синими, победам гладиаторов с фракийским или галльским вооружением. Неприхотливость, выносливость в трудах, несуетливость и стремление к самостоятельности в решении дел, невосприимчивость к клевете.


И т.д.

Дело в том, что я отношусь к тем самобичующимся натурам, у которых в голове постоянно всплывают сцены из прошлого, даже самые незначительные.

Исаак Ньютон, например, был известен неряшливостью и эпизодическим погружением в себя. Он мог, проснувшись с утра, сесть на кровать, и просидеть в своих мыслях до вечера. Я, конечно, не Ньютон, но подобие "выпадания из реальности", когда очнувшись от "внутреннего просмотра" какого-либо события, я не сразу понимаю где оказался или сколько так просидел, случается.

Так вот. Бывали у меня проступки, пусть и незначительные, к которым я регулярно возвращался. Вспоминая Ньютона, у него тоже был дневник, в котором ученый однажды написал "список грехов", перечислив свои провинности. Например, что-то вроде: "съел сладкое перед обедом".

Избавиться хотя бы от этих удушающих мыслей-диалогов мне помогла простая техника. Нужно взять дневник, вспомнить все свои пригрешения, которые были раскрыты или удачно сошли с рук, и совершенно искренне извиниться перед людьми, перед которыми провинился. Пусть даже на бумаге.

Для этого требуется максимально быть честным с собой, прочувствовать вину, погрузиться в неё, представив чувства обиженного или разозленного человека в тот момент... и попросить прощения + описать, в чем именно ты был неправ. Именно осознание неправоты, самой причины - ключевой фактор, который нужно проговорить (в данном случае выписать). Возможно это звучит как глупость и выглядит наивно, но вы удивитесь, как хорошо это работает!

Возвращаясь к Марку Аврелию, философ сделал не менее полезную вещь - признал заслуги других в формировании себя, и выразил им искреннюю благодарность. В жизни есть много ужасных поступков, но неблагодарность и забывание добра - это одна из самых изощренных форм свинства. А скольких людей мы как следует не отблагодарили, восприняв их доброту как должное!

Очень важно развивать в себе способность быть благодарным. Я бы даже сказал, что благодарность - это форма стоической справедливости; одно из её проявлений. Кроме того - это еще и форма разумности, ведь Марк Аврелий понял всю глубину отношений с близкими людьми и повлиявшими на него фигурами; проник в сущность этих отношений, в то же время качественно углубив самовосприятие. Недаром его магнум опус "К самому себе" начинается именно с благодарности.

Предлагаю взять на заметку обе техники, подключить к ним память с воображением, и тем самым лучше познать себя.

End.

Самопрощение и благодарность Философия, Мудрость, Критическое мышление, Личность, Психология, Марк Аврелий, Император, Философ, Мудрец, Античная философия, Древний Рим, Telegram (ссылка)
Показать полностью 1

"Исправление имён" в конфуцианстве

В учебнике "Философия" Михайлова и Гречева есть беглый обзор на мысль Древнего Востока. В главе "Конфуцианство" наткнулся на дивный фрагмент, который нельзя не отметить:

В духе теории "золотого века" конфуцианцы признают, что нравы имеют обыкновение с течением времени портиться, нормы - соблюдаться всё хуже, понятия о них - смешиваться, подлинные ценности - девальвироваться и т.д. Поэтому в целях социальной и культурной безопасности нации необходимо произвести ревизию, привести вещи и явления в соответствие с их былой, истинной сущностью и предназначением, а для этого их надо назвать своими именами (речь о конфуцианской концепции "исправления имён").

Например, имеется чиновник, который нечист на руку. Его почему-то именуют "начальник", "должностное лицо" и т.д. Но поскольку он берет взятки, он уже не является чиновником, ибо свойство "брать взятки" противоречит самой сути понятия "человек, состоящий на госслужбе (иными словами, на службе у народа)". Он является вором. Поэтому и надо "исправить имя", назвать вещь правильно, то есть во всеуслышанье заявить: "Он - вор".

Предположим, что кто-то решил самовыразиться способом, оскорбляющим принятые традиции, нравственные устои общества, гуманистические ценности, чувства культурных людей и т.д. Тогда и надо так и сказать: "Это - не нестандартно мыслящий человек, а обычный хулиган, и это не творческая инициатива, а девиантное поведение".


Вспомним с какой дотошностью античные греки подходили к языку, к проработке понятийного аппарата, к формализации процесса выражения мыслей. Слово должно с необходимостью и точность отражать смысл сказанного, а тем более общие для всех категории.

Первая строка Евангелия от Иоанна гласит: "Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Бог "говорил" и создавал тем самым тварной мир. Совершенно необязательно, что реальность создавалась буквально, "из ничего" (хотя христиане со мной не согласятся). Важнее здесь, что Бог словом "определил" эту реальность, "обозначил" её границы, отделив свет от тьмы, небо от земли, дал всему наименование и оно по парменидовому принципу "тождества бытия и мышления" подлинно актуализировалось. Позже уже человек будет "творить", давая имена животным и растениям.

А теперь вспомним, что происходит, когда издевательство над языком и смыслами приобретает дьявольские очертания. Пропаганда "Третьего Рейха", или совершенно безумный геноцид в Руанде, распространившийся строго на той территории, которая покрывалась радиовещанием.

И что происходит в наше дни, когда преступно подменяют понятия ради достижения политических амбиций и денег, когда извечные, казалось бы непререкаемые ценности намеренно переворачивают с ног на голову, оскотинивая язык, а вместе с тем и его носителей.

End.

Подписывайся на Telegram-канал Гераклитовы слёзы

"Исправление имён" в конфуцианстве Философия, Мудрость, Критическое мышление, Личность, Пропаганда, Слова, Понятие, Конфуцианство, Древний Китай, Религия, Смысл, Telegram (ссылка), Политика

Конфуций

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!