Серия «Введение в логопедическую деятельность.»

Введение в логопедическую деятельность. 2 часть

В своем первом посте про логопедию я рассказывал про онтогенез и начальное формирование речи у детей. Давно пришла пора рассказать о более глубинных структурах формирования речи, их предпосылках и значении.

Как Вы помните, формирование речевой деятельности у детей (предпосылки речевой деятельности) обусловлены в ПЕРВУЮ очередь

-НЕ РЕЧЕВОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ребенка.

(это зона ответственности олигофрено-педагога - (дефектолога))

-РЕЧЕВОЙ деятельностью взрослых при их общении с ребенком.

То есть, при нарушении (даже не грубом) одного из этих компонентов, речь у ребенка будет нарушена. Тут стоит пояснить такую вещь. Не речевая предметная деятельность у детей обычно это несколько этапов.

-непосредственно предметная деятельность (берем матрешку и бьем ей о стол)

-предметно-специфическая деятельность (манипулятивная) (берем молоток и им бьем матрешку)

-соотносящая деятельность (Складываем матрешку по размеру, а уж потом бьем ее молотком)

-предметно-опосредованная деятельность (катаем куклу в коляске где раньше была избитая молотком матрешка)))

Что касается Речевой деятельности взрослых при общении с ребенком - тут надеюсь все понятно.

Любая речь строится по подражанию и исключений тут быть не может. При отсутствии Слуховых и звуковых эталонов не будет ни речи, ни даже ее подобия. (Недавно публиковал работу по системе слухового восприятия. Если будет интересно - тут продублирую). Опять таки в пример дети маугли (где нет даже связанных звукокомплексов, а только отдельные звуки).

Ну и обязательный учет речевого онтогенеза (мой первый пост) и языковых кодов.

Про языковые коды я сейчас и расскажу. Тема трудная, но нужная.

Любую нашу мысль мы реализуем через Язык.

Речь - способ выразить мысль, а язык - средство выражения мысли. Для примера - не только речь СПОСОБ выразить мысль, но еще и пантомима, картина, письмо (как письменная речь). Это все СПОСОБЫ выразить мысль, а вот язык - СРЕДСТВО выражения мысли. Язык может быть любой - русский, китайских, хинди, язык жестов, да хоть язык бинарной логики.... Здесь необходимо очень четко разделять Способ и Средство выражения мысли.

И поскольку в ЯЗЫКЕ реализуется мысль человека (напомню что вербализуется через речь), то для реализации мысли существует 4 основных языковых кода.

-Фонематический

-Лексический

-Грамматический

-Синтаксический

Эти коды выделены в русском языке искусственно. И иерархия их относительна, но (поскольку русский язык паралингвестический и, иногда, иррационален и ситуационен) она принята такой.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ КОД

Это система парных (Бинарных) смысловых противопоставлений.

С их помощью мы различаем смысл слова, словосочетания, предложения, текста.

Ярким примером здесь будет лингвистическая сказка Петрушевской.

1. ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Тут вы должны оценить то, что ни одно из слов в этой сказке не используется в Русском языке, но смысл слов понятен, смысл сказки понятен и даже вывод из сказки мы сделать можем. А все потому что в основе каждого из слов в этой сказке лежит ФОНЕМА (узнаваемая минимальная часть слова или слога). (При вычитке понял что это не совсем так. В данной сказке скорее применен морфологический код с ассоциативным подходом, хотя и фонематический имеет место быть....)

Точно на том же принципе основана часть мемов в интернете.

- С ДР КРЧ.

(тут правда опора на согласные которые несут информативную функцию в русском языке, а гласные нужны только для организации ритма и напевности в данном случае. Есть, кстати, и обратные примеры. Когда смысл несут гласные, а согласные не используются вовсе (Если угадаете в комментах - честь вам и хвала, а не угадаете - как нибудь расскажу))).

ЛЕКСИЧЕСКИЙ КОД

Лексический код - это наше с вами хранилище слов. Причем все это хранилище завязано на систему ассоциаций. Для немного знакомых с темой тут все понятно - вся наша память ассоциативна и выделяется несколько типов ассоциаций (это работа хорошего дефектолога (теперь - олигофрено-педагога))))))))) - память, мышление, ассоциации + отдельно выделяют память на линейный ряд и ФЭМП).

Но для нас, как логопедов, важно понимать, что овладение лексическим кодом - показатель мыслительной деятельности (в том числе). Так как все слова в нашей памяти связаны между собой ассоциативно.

Тут еще надо выделить парадигматические и синтагматические связи слов между собой, но боюсь не подготовленные люди уже начали терять нить повествования....

Важно помнить что Парадигматика характерна для детей, а Синтагматика только для взрослых.

То есть (В очень грубом приближении) лексический код = словарь.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ КОД

Морфологический код обеспечивает всю грамматику указывая на пространство, время, количество.

В этом коде организован процесс словообразования путем приращения частей к корневой морфеме.

Примером тут будет выше указанная сказка про пусек бятых.

Калуша - калушата

калушата - калушаточки

и т.д.

Точно так же будет примером

дочь - дочери - дочки

и т.д.

СИНТАКСИЧЕСКИЙ КОД

Синтаксический код на прямую связан с формированием фразы. В разных источниках его связывают так же с планированием и программированием. В работах Хомского (А.Н.Хомский) описывается, что фраза зарождается в виде клубочка (дерево Хомского), аморфной структуры (что характерно для большинства языков), а вербализируется в виде линейной структуры. И только такая штуковина как наш мозг может(практически на лету) развернуть аморфную структуру мысли в линейный ряд предложения, фразы.

Понимаете всю сложность задачи? Из тысяч слов составить линейную ассоциированную цепочку с предикатом. Наполненную по смыслу, с учетом места, времени, числа и падежа, с учетом местоимений, с учетом рода конечных существительных, окончаний и даже форм глаголов.....

На этом заканчиваю рассказ про языковые коды.

Важно так же понимать, что языковые коды не имеют мозговой локализации (Работы Института мозга им. Бехтеревой, ФМБА РФ) и характерны только для психической деятельности ЧЕЛОВЕКА.

И РЕЧЬ человека использует языковые коды через рече-слуховой гонзис и артикуляционный праксис.

Но об этом чуть позже.

Надеюсь не через 3 года ))))))))))))))

Так же стоит напомнить всем, что специалист, который при разговоре с Вами (родителем) не сможет сформулировать 1 предложением чем он занимается с Вашим ребенком - СПЕЦИАЛИСТОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ!!!!

Подсказка - )))

Логопед - формирует вербальную коммуникацию средствами родного языка.

(А формирование длительного произвольного ротового выдоха, формирование произнесения гласных первого ряда, формирование звукопроизношения согласных раннего онтогенеза, формирование слогов, формирование слов на основе согласных раннего онтогенеза, формирование слогов с согласными позднего онтогенеза, автоматизация звуков позднего онтогенеза, формирование фразы, автоматизация фразы с согласными позднего онтогенеза, формирование категорий числа, падежа и (к 6-7 годам) рода, помимо формирования структуры предложения, распространенного предложения (всех типов) и умения рассказа связного текста - вот это все ЭТАПЫ работы логопеда...)

Олигофрено-педагог (дефектолог) занимается развитием высших психических функций (память+мышление+память на линейный ряд (сейчас отдельно выделяют) + Формирование Элементарных Математических Представлений (ФЭМП))

Психолог - Формирование и коррекция психо-эмоциональной сферы.

А то натолкнулся тут на пост про курсы логопеда+дефектолога (хотя такой профессии по кодам классификатора давно нет, а есть олигофрено-педагог.)+нейропсихолога и все это за 65к и 10 месяцев. И прямо зло взяло. На фиг я тогда 11 лет учился.. (2 вышки + магистратура)...... Может стоило просто курсы пройти и аля - я и логопед и дефектолог и вообще не пойми кто.....

P.S.

Логопед-дефектолог это примерно как Окулист-гинеколог... Не хотел бы я свою жену отправить к ТАКОМУ врачу.....

Показать полностью

Введение в логопедическую деятельность

Поскольку уже больше 50 человек на меня подписались, то пришла пора написать небольшой пост.

Итак!


Коррекционно-логопедическая работа с детьми с ведущей речевой патологией.


В настоящее время в психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами:

-Не речевой предметной деятельностью,

-Речевой деятельностью взрослых и их общением с ребенком.

Мы с вами должны понимать, что речь - явление социальное и может сформироваться у ребенка ТОЛЬКО в социуме.

Как пример здесь можно привести отсутствие речи у детей - маугли.

В их случае системы коммуникации (их еще иногда называют сигнальными системами) не развились дальше 1 уровня (1 сигнальная система - реакция на ощущения, события. Обычно выражается примитивно - рычание, вой, лай и т. д. 2 сигнальная система присуща лишь людям и представляет из себя язык, слово.)

Сам механизм появления речи и ее дальнейшего развития заложен в нас природой и в норме он не требует специальных приемов для формирования. Но при речевых патологиях различного генеза (происхождения) для появления речи и ее дальнейшего развития необходим ряд факторов:


* Раннее начало коррекционной деятельности - чем раньше начата работа, тем в большей степени можно предупредить развитие вторичной патологической симптоматики (это вторичные нарушения речевой функции, вторичное нарушение интеллекта и т.д.) и тем успешнее и полнее можно использовать сохраненные механизмы речи. В некоторых образовательных учреждениях работа логопеда с ребенком начинается с 2-х месяцев жизни.


* Планирование и ведение коррекционной работы путем использования специальных, обходных (на первый взгляд ничего общего с речью не имеющих) приемов.


* Системная организация всего комплекса коррекционных мероприятий (охват всех сторон личности). То есть работает не один логопед, а команда специалистов, которая обеспечивает:

-Физическое развитие - специалисты в двигательной сфере, которые не просто формируют движения, но и обеспечивают его характеристики.

-Психическое развитие - психологи для коррекции эмоционально-волевой сферы.

-Интеллектуальное развитие ребенка - олигофренопедагоги (дефектологи), формирующие когнитивную (познавательную) сферу развития.

-Вербальная коммуникация - логопед.

Развитие всех этих сторон личности это необходимое условие так как речь это высшая психическая функция и базируется она на ниже лежащих (низших) психических функциях.


Для успешной логопедической работы каждый логопед ОБЯЗАН соблюдать 2 простых правила:

- Нужно знать и учитывать речевой онтогенез (Онтогенез – последовательность развития чего-либо (органа, функции, строения) у организма от зарождения (то есть ещё до рождения) до смерти. Применительно к нашей дисциплине – последовательность развития разных сторон речи у ребенка от рождения до 10 лет.).

- Необходимо опираться в работе на языковые коды (о них я подробно расскажу позже так как тема это трудная да и не для специалистов не интересная).


Давайте разберем с вами основные этапы речевого онтогенеза.


3-4 мес. - гуление.

6 мес.  - лепет.

к 1 году - до 10 слов.

Примерно так выглядит (в норме) ранний период речевого развития ребенка. Отклонение от этой периодизации более чем на 2-3 месяца это уже повод показаться логопеду и сообщить о себе. И ни в коем случае не слушайте тех, кто говорит -"Ничего. К пяти (3 или 7 или еще какой возраст укажут) годам заговорит". Первоочередная задача логопеда - ФОРМИРОВАНИЕ вербальной коммуникации средствами родного языка. Если логопед говорит -"как заговорит, тогда и приходите", то это не логопед а не пойми что. Основной работой логопеда как раз и является помощь в ФОРМИРОВАНИИ речевой функции, вызывании речи, в помощи НАЧАТЬ и ПРОДОЛЖИТЬ говорить и делать это правильно, с соблюдением всех особенностей родного для ребенка языка.


Первый этап речевого онтогенеза - гуление (3-4-й месяц). Гуление принято относить к до речевой стадии развития и подробно останавливаться на нем нет особого смысла. Кому интересно - залезьте в википедию. Там неплохая статья и даже видео есть.


Второй этап речевого онтогенеза - лепет (примерно 6-й месяц). Лепетная речь является ритмически организованной и тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых он по несколько минут подряд может ритмически повторять слоги "та-та-та", "га-га-га" и т.д.

Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком, то есть необходима сохранность слуха (в первую очередь) и зрения (во вторую очередь). На этом этапе онтогенеза лепетного языка у детей с сохранным слухом прослеживаются явления аутоэхолалии (аутоэхолалия —  многократное однообразное повторение отдельных слогов, слов или предложений). Ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог (ва-ва-ва, га-га-га, ба-ба-ба, ма-ма-ма). При этом можно заметить, как он сосредоточенно слушает себя.


К 1 году у детей начинают появляться некоторые различия в темпах развития речи. В норме, к этому возрасту, у ребенка присутствует до 10 слов, но есть исследования доказывающие, что у девочек слова появляются на 8-9-м месяце жизни, а у мальчиков - на 11-12-м месяце (привет феминисткам с их идеей одинакового развития и равных возможностей )))).

Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Все исследователи детской речи  единодушны в том, что фонетический (звуковой) строй речи и словарь (набор слов которым пользуется ребенок) дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Освоение и развитие фонетической (звуковой) системы языка идет вслед за появлением слов, как семантических (смысловых) единиц.


К 1 году и 8 мес. у детей появляется первая фраза. Вообще в коррекционно-логопедической работе фразе (предложению) уделяется особое внимание. Основная цель работы логопеда - Формирование вербальной коммуникации средствами родного языка, то есть формирование навыка общения, а основной единицей общения является фраза (предложение).

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи (это предложения типа: мама на, папа дай, баба ам, миша бах, киса ап и т.д.), то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. В этом возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. к 2-м годам речь (в норме) становится основным средством общения со взрослыми. Язык жестов, мимики начинает постепенно угасать.


К 6 годам в развитии речи принято выделять этап окончания формирования правильного речевого дыхания, но большинству этот раздел будет не интересен. Можно только сказать, что в этом возрасте дети начинают говорить полностью на выдохе в течении произнесения слова)).


И к 10 годам у ребенка в норме заканчивают формироваться все компоненты речи: плавность, напевность, ритм, структура, фонетика, фонематика, семантика, грамматика и правильный цикл речевого дыхания.


Итак,  мы с вами рассмотрели основные этапы речевого онтогенеза у детей. Это нам необходимо для того, чтобы понимать соответствует ли развитие речи ребенка норме или нет. Конечно тут же вы мне скажете -"А как же возрастные нормы звукопроизношения? Где же особенности развития речи у детей с 2,5 и до 10 лет?", но я сегодня уже выдохся.

Основная мысль, которую я хотел донести - не ждите у моря погоды. Если в раннем возрасте вы заметите у своего ребенка хоть небольшое, но речевое нарушение, немедленно бегите к логопеду. Теребите этого логопеда до потери его пульса, если не этого, то идите к другому. Кроме Вас о вашем ребенке никто заботиться чрезмерно не будет! И помните, что чем раньше начать коррекционную работу, тем больше вероятность выйти в норму по развитию.


Возникла необходимость дополнить пост.

Я, конечно, постараюсь ответить на все комментарии, но вы же должны понимать, что заочно я не смогу дать оценку или проконсультировать Вас!!! И нарушения у всех разные и этиология нарушений тоже разная и симптомакомплекс разный. Так что уважаемые подписчики.

Пожалейте меня и себя.

Не требуйте от меня постановки диагноза и рекомендаций к реабилитации в онлайне.

Ни как этого нельзя сделать не видя ребенка ОЧНО!!!

А я, к сожалению, сейчас не принимаю. У меня много детей с которыми я и так работаю. Да и московские ограничения по ковиду дают о себе знать.

Спасибо за Ваше понимание.

Если уж Вам совсем необходимо, то в ответах на комменты я могу поделиться координатами коррекционных учебных заведений, но дабы меня не обвинили в ангажированности, то я буду давать только координаты государственных учебных заведений и только по личной просьбе.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!