Серия «Роршах-тест»

Лига психотерапии
Серия Роршах-тест

Секрет компромисса с человеком - правильная подача информации

Подсказки на сайте Пикабу сообщили мне, что комментарий слишком длинный, поэтому лучше оформить его отдельным постом. Что ж, пишу.


В игре С Днём Рождения, Психология I Psychology!

мы разглядывали картинку в посте и писали ответ на вопрос Как это выглядит, что бы это могло быть?

Вы мне - несколько предложений, я - рассказываю, что психолог может узнать об отношении к себе, к миру и к другим людям, из такого ответа, как ваш.

Всего у нас было 55 ответов, и распределились они следующим образом:

Секрет компромисса с человеком - правильная подача информации Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Длиннопост

Локализация (местоположение) ответа – ключ к процессам переработки информации.


Для ЛЛ - кто-то обращает внимание на целое, кто-то на часть, и чтобы договориться с другим человеком, надо уметь вскрывать закономерности, по которым он видит мир и рассуждает.

Дальше много букв.


Когда вы смотрите на кляксу Роршах-теста, вы решаете задачу по структурированию неопределённой информации. Любит-не любит, кстати, тоже пример на неопределённость, и вы точно так же "перерабатываете" информацию о ситуации своим привычным образом.


Психодиагностика пользуется тестом Роршаха сто лет, и за это время разработаны разные системы кодирования ответов. В конце двадцатого века общепризнанной была система Экснера (именно её  я преподаю всем желающим, и о ней главным образом пишу).


«Идеальный для кодирования по Экснеру» ответ, где чётко проговаривается каждое местоположение и детерминанта ответа, выглядит так:


«На переднем плане фотографии выделяется яркий доспех рыцаря, ориентировочно, периода позднего средневековья. Доспех украшен узорами жёлтого цвета "под золото" и чеканкой с преобладающей растительной темой, как минимум один наплечник грубо стилизован под львиную голову.


Шлем доспеха также стилизован под львиную голову, единственными отверстиями для обзора являются "глаза" львиной головы. Сами отверстия крайне малы, и практически не дают обзора, что позволяет предположить, что доспех задумывался как турнирный, либо парадный; забрало поднято. Изготовитель доспеха потрудился изобразить текстуру "шерсти" на шлеме, однако на нижней части забрала изображены растительные мотивы и фигура человека крайне низкого качества, что может говорить о том, что доспех - новодел.


(Доспех рыцаря это D1. Жёлтый цвет это детерминанта цвета FC, чеканка, если бы её увидели в размытой кляксе, была бы детерминантой трёхмерного изображения FV.

Шлем это D2. Рассуждения про ближе-дальше, то есть про смотрящего через отверстия шлема, это детерминанта FD, прямое указание на тактильное ощущение, мохнатость шерсти, это детерминанта текстуры FT.)


На заднем плане слева находится массивная деревянная полка, на которой в три ряда расположены шлемы рыцарских доспехов различных форм и предположительно, прочие части доспехов, большинство из которых оформлены проще, чем "львиный" доспех на переднем плане.


(полка – деталь, которую редко замечают, она была бы Dd в обозначении)


На фоне выделяется фигура лошадиной головы из темного материала в окружении прочих экспонатов или предметов хранения, укрытых тканью.


(фигура лошадиной головы у нас в схеме D3, а детерминанты ответа здесь ахроматическая детерминанта FC’ и снова FD за ближе-дальше ткани и скрытого под ним предмета)


В помещении полумрак, складывается впечатление, что перед нами склад или музейное хранилище».


(ответ про помещение в целом, склад или музейное хранилище – это ответ на пятно целиком W, если кодировать по Экснеру, а упоминание полумрака это снова детерминанта ахроматического цвета C'F).


Процесс переработки информации можно изобразить в виде последовательности:
D1 D2 Dd D3 W

А вот пример заключения «наоборот», «от общего к частному». На уровне мышления такой процесс переработки называется дедукцией. На уровне восприятия это выглядит так:


«Возможно, на фотографии запасник, какого-нибудь Испанского музея.

(Ответ на всю картинку целиком, W)


На переднем плане богато украшенный парадный доспех с необычным шлемом в форме льва, нахмурившего брови.

(D1+D2, в детерминантах у нас человеческая активность Ma)


От него в глубь уходит многоярусный стеллаж с аккуратно расставленными шлемами разных видов и эпох.

(Dd за стеллаж, и детерминанта перспективы ближе-дальше FD за ключевое слово «вглубь».


В дали у окна видим ростовой макет лошади, а это даёт возможность предположить, что под белой тканью находится седло.

(D3 за лошадь и Dd6 за окно, ключевое слово «в дали» это та же самая детерминанта перспективы, «под белой тканью седло» это тоже FD).

Процесс переработки информации можно изобразить в виде последовательности:
W D1+D2 Dd D3+D6

Смысл сего действа с обозначениями Whole или Detail? Процесс переработки информации - это в некотором роде привычка. Она не меняется с годами. Её нужно принимать в расчёт, как любую другую индивидуальную особенность.


Чтобы найти компромисс с человеком, нужно подавать ему информацию так, как ему легче всего её воспринимать.

Соответственно, ответившие распределились на две группы, на индуктивных и дедуктивных товарищей:


Примеры на «развитие» ответа от частного к общему:

«Женские праздничные доспехи. А находятся на складе музея».


«Сначала увидел изображение головы пумы ). Хотя возможно это другая большая кошка. Пума выглядит симпатично. Потом я увидел, что это часть доспеха. Первая ассоциация - терракотовые войны. Доспехи вызывают интерес. Потом увидел - лошадь на заднем фоне, правда не понял это доспех для лошади или макет лошади. Потом уже смотрел на полки с частями доспехов. Мне показалось, что это хранилище какого-то музея или реставрационной мастерской )».


«Выглядит как королевские доспехи, судя по золоту. По сюжету в орнаменте - Европа, Средиземноморье, скорее. 15-16 век. А в целом на картинке кладовая музея, или частной коллекции».


Примеры на «развитие» ответа от общего к частному:

«Это выглядит как мастерская реставратора, все доспехи и другая атрибутика принесены на реставрацию».


«Похоже на мастерскую кузнеца, но не саму кузню, а место, где он хранит свои изделия и инструменты. Тот конь, который стоит в углу, возможно нужен для того, чтобы на нем, как на манекене, примерять всякие изделия в процессе».


«Может быть подготовка к съемкам исторического фильма. Спереди статуя какого-то Бога, с левой стороны, на полках лежат шлемы рыцарей или воинов. На заднем плане статуя лошади. И позади статуи Бога ящики нераспечатанные, которые недавно привезли из аэропорта».


«Это склад для хранения всяких жестяных изделий. Справа стоят боевые доспехи. Сзади есть коробка для транспортировки. На полках шлемы. На заднем фоне металлическая лошадь».


«Запасники музея, на переднем плане - экземпляр либо предназначенный для транспортировки (в другой музей по обмену), либо только что поступивший. Сфотографирован, чтобы задокументировать внешний вид до (после) пересылки».


«Комната безумного коллекционера средневековых доспехов, где он хранит разные их виды на все случаи жизни) А на переднем плане - парадно-выходной доспех, который он приготовил, чтобы надеть».


«Это выглядит как склад для реквизита для комедийного фильма или спектакля. Крупным планом доспехи главного героя, который по сюжету амбициозный добряк с отличным чувством юмора».


Не знаю, приходила ли вам на ум мысль о существовании тем-"конфликтогенов". Даже если вы избегаете таких заряженных спорами и конфликтами тем, вы можете переругаться из-за пустяка, если ваши стратегии переработки информации радикально отличаются друг от друга.


Кто-то видит в ситуации только деталь, а кто-то только целое. Здесь трудной сойтись на компромиссном решении (стратегии переработки информации, изложенные выше, более адаптивные в этом плане).


Примеры на ОДНУ ГЛАВНУЮ ДЕТАЛЬ


«Это выглядит забавно. Судя по всему, чьи-то парадные доспехи. Наверное, их хозяин был богатым эксцентричным человеком, который любил котиков)»


«Это доспех рыцаря с забралом в виде львиной головы. Не уверен, что я правильно понял правила, т.к. всё комнату описывают».


«Это парадно-выходные, нарядные тигро-доспехи».


«Думаю, это выглядит как средневековый доспех, и, подозреваю, что это могло бы быть средневековым доспехом».


Примеры на ОДИН ОТВЕТ В ЦЕЛОМ


«Выглядит как хранилище музея, где всё на своих местах».


«Склад в мастерской кузнеца, который делает всё ради удовольствия, но покупателей пока не нашёл».


«Это шоу-рум для рыцарей. "Здравствуйте! Доспехи смотрим? Вам парадно-выходные или чтоб покрепче?" :)»


«Это выглядит как склад какого-нибудь музея с тематикой про рыцарей».


Ну и наконец, "люди-конфликтогены". Современная наука отрицает их существование, но мы-то знаем, что они есть ) А причина в том, что они видят мир "не как все" и либо отстаивают своё право видеть его именно так, либо уходят от социальных контактов, чтобы никому ничего не доказывать.


Примеры ответов, которые выходят за рамки "перцептивного консенсуса", то есть соглашения о том, что мы видим на картинке:

"Выглядит, будто девушка в стрингах присела на барный стул голой попой".


"Кувшин, с головой льва".


Искренне ваша,

Ольга Викторовна
админ Лиги психотерапии и сообщества Психология

Показать полностью 1

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха

За новостными сводками о специальной военной операции (СВО) потерялась памятная дата - 2 апреля 2022 года исполнилось сто лет со дня смерти человека, который сделал психодиагностику мировым трендом, - Германа Роршаха.


О биографии швейцарского врача-психиатра, подробно и с фотографиями, я рассказывала в посте Герман Роршах был женат на русской и свободно говорил по-русски ,

о месяцах работы Роршаха в Российской Империи и основных научных интересах в швейцарской клинике - в посте Роршах, Фрейд, Юнг и сектанты

а о теме, которой Роршах занимался после тридцати, "Психодиагностика: Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия" (сейчас эта методика называется его именем, тест Роршаха), подробно рассказала в посте

Роршахиана: вчера и сегодня, в России и в мире


Сегодня я хочу устроить день памяти этого замечательного человека и отвечу на любые ваши вопросы по тесту Роршаха.
Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

На этом фото Герману Роршаху и его жене, Ольге Штемпелин, едва за тридцать. В 36 лет талантливого доктора не станет. Разрыв аппендикса, перитонит. 2 апреля 2022 года.


Семья

В 1917 году у супругов родилась дочь Лиза, в 1919 году - сын Вадим. Лиза изучала английский и романские языки в Цюрихском университете и потом преподавала в бизнес колледже в Цюрихе. Она никогда не выходила замуж. Вадим изучал медицину в Цюрихе, практиковал как психиатр. Биограф сообщает, что детей у него никогда не было.


Вадим умер бездетным https://www.wikitree.com/wiki/Rorschach-8

Wadim Rorschach (1919 - 2010) Born 1 May 1919 in Herisau, Appenzell Ausserrhoden, Switzerlandmap. Son of Hermann Rorschach and Olga (Stempelin) Rorschach, Brother of Elisabeth Rorschach. Died 2010 at about age 90 in Buchs, Sankt Gallen, Switzerland.


Wadim studied medicine in Zurich, eventually had his own psychiatric practice, and died in 2010 at the age of ninety-one. He did not have any children.


Лиза тоже прожила всю жизнь одна https://www.wikitree.com/wiki/Rorschach-7

Elisabeth Rorschach (1917 - 2006) Elisabeth "Lisa" Rorschach born 18 Jun 1917 in Herisau, Appenzell Ausserrhoden, Switzerlandmap. Daughter of Hermann Rorschach and Olga (Stempelin) Rorschach, Sister of Wadim Rorschach. Died 15 Aug 2006 at age 89 in Appenzell, Appenzell, Appenzell Innerrhoden, Switzerland.


Known as Lisa, the only daughter of Hermann and Olga studied English and Romance languages at the University of Zurich and worked as a teacher at the Business College of the Commercial Association at Zurich. She remained single during her life, and died in 2006 at the age of eighty-nine.


Ольга Штемпелин больше никогда не вышла замуж и умерла в возрасте 82 лет. https://www.wikitree.com/wiki/Stempelin-1

Olga (Stempelin) Rorschach (1878 - 1961) Olga Rorschach formerly Stempelin born 27 May 1878 in Kazan, Tatarstan, Russia. Wife of Hermann Rorschach — married 21 Apr 1910 in Zürich, Switzerlandmap. Mother of Elisabeth Rorschach and Wadim Rorschach. Died 1961 at about age 82 in Zürich, Switzerland.


Роршах-тест вот уже сто лет остаётся одним из самых популярных в мире:
Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Гугл-трендс показывает, что интерес к теме Роршах-теста стабильно выше среднего и не зависит от сезона в течение года (подавляющее большинство психологических тем имеет два пика интереса в году, в зимнюю и летнюю студенческую сессию):

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Сравнение теста Роршаха с тестом MMPI (СМИЛ) и тестами интеллекта (по данным Гугл Трендс) подтверждает, что методика была и остаётся королём психодиагностических инструментов, самым популярным тестом в мире:

Сто лет со дня смерти Германа Роршаха Роршах, Тест Роршаха, Годовщина, Длиннопост

Хотите узнать что-то о тесте Роршаха?
Спросите меня в комментариях.


Искренне ваша,
Ольга Викторовна

Показать полностью 4

Машинка!

Как видят тест Роршаха члены одной семьи:

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост

Как это выглядит, что бы это могло быть?

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост

... и сын:

Машинка! Тест Роршаха, Юмор, Психология, Длиннопост
Показать полностью 3

Какое ружьё? Не было никакого ружья!

В известном проективном тесте ТАТ, где требуется составлять рассказы по картинкам, есть задание 8ВМ, где нарисовано ружьё. Его в упор не замечают и никак не включают в сюжет, игнорируют, не видят, - обследуемые, которые не в ладах со своим собственным отношением к агрессии. Виноватят себя за свою сильную злость, боятся возмездия за враждебные мысли, и всё, что обычно входит в невротический компот.


Соответственно, избегают называть ружьё - ружьём, выстрел - выстрелом, рану - раной, убийство - убийством.


Киндер, который выполнял задание, вряд ли что про взрослый ТАТ знал. Но, похоже, с темой агрессии не в ладах. Да и с темой кастрации, - отпиливанием прямостоящего дерева до пенька, тоже. Вот ожидаемый текст - ответ на школьное задание:


Охотник с ружьём ходил по лесу и присел отдохнуть на пенёк.

Вдруг затрещали сучья, и из леса появился лось.

Он осторожно вышел из кустов, а потом остановился.

Охотник залюбовался животным.

Он и не думал стрелять в лося.


А вот что написал киндер (картинка из ВК):

Какое ружьё? Не было никакого ружья! Тест ТАТ, Агрессия, Дети, Упражнения, Лига психотерапии, Текст, Длиннопост

Вполне логично, мы тоже не думали.

Думаете, это так просто, упражнения выполнять?


Хорошо, давайте проверим!

Сочините связный рассказ на 5-10 предложений по картинке, где речь идёт о прошлом, настоящем и будущем, и напишите свою версию в комментариях, а мы почитаем :)

Какое ружьё? Не было никакого ружья! Тест ТАТ, Агрессия, Дети, Упражнения, Лига психотерапии, Текст, Длиннопост

Баянометр ругался на картинки, что их уже ставили. Из уважения к правилам добавлю в пост Бонус про Тематический Апперцептивный Тест.


Рассказ по картинам ТАТ может отражать:

(1) актуально переживаемый клиентом конфликт, то, что волнует его сейчас,

(2) внутриличностный конфликт клиента, который он не осознаёт,

- в буквально-признательном, автобиографическом выражении,

- в проективном выражении, как приписанный персонажам другого, чем обследуемый, пола,

(3) отношение клиента к психологу, которое он не выражает прямо.


Протокол ТАТ можно сравнить с тортом. В основании – «тортница», картины стимульного материала, внутри каждой есть два-три провоцирующих стимула, на основании – «слоёный пирог», где слои популярных сюжетов – это общепринятые конфигурации совладания с агрессивными, сексуальными, нарциссическими, пугающими и искушающими импульсами, поверх – «крем», оригинальные сюжеты. Коржи сами по себе не составляют торта, и крем – это ещё не весь торт.

Все стимулы и все популярные сюжеты перечислены у психологов в таблице.


Вопросы, которые помогают при интерпретации проективного материала:

1) Имеется ли в наличии достаточно проективного материала? Больше пяти предложений,

2) Кто побуждает героя СНАЧАЛА действовать так, как он действует, Я (внутренние импульсы) или Другой (внешние стимулы)? Рассуждаем как киносценаристы, внешние наблюдатели,

3) Контролирует ли обследуемый свои эмоции? Судим по поступкам героя,

4) Принимает ли герой решения преимущественно зрелые, адекватные его интересам и нуждам других, или эгоцентричные, незрелые? Судим по соответствию поведения героя его возрасту,

5) Является ли мышление героя реалистичным или оно фантазийно/ абстрактно/ символично? Оцениваем происходящее с позиции правдоподобия, бывает ли так в жизни, социокультурная норма или сказка- небылица.


(кстати, по этим критериям можно оценить и рассказик школьника про лося в торговом центре)


Для картины 8ВМ "провоцирующие стимулы" это:

- страх агрессии

- агрессия

- поток света


Популярные сюжеты, покрывающие отклик на стимул (по Томкинс, 1947)

(1) операция на войне или в партизанском отряде,

(2) драма на охоте. Мальчик – сын раненого.


А у вас в комментарии какой сюжет? Популярный или оригинальный?

Показать полностью 2

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор"

Режиссёр Юрий Мороз, полюбившийся зрителям ещё в 1990-е, когда он снял детективный сериал "Каменская", стал культовой для современной кинокультуры фигурой в 2007, когда спродюсировал сериал "Ликвидация".


Многосерийный детективный телевизионный художественный фильм "Инквизитор" он снял в 2014 году на украинском телеканале "Интер". В России премьерный показ идёт сейчас, с 1 по 9 августа 2018 года.


Бонусом для психологов в этом фильме выступает тест Роршаха.


Повеселить психологов решили двое. Художник-декоратор Константин Ляхов посчитал, что "доски" теста с кляксами психологи и психиатры не дают в руки клиенту, чтобы задать вопрос "Как это выглядит, что бы это могло быть?", а развешивают на стенах.


Ну, а ассистент режиссёра по реквизиту Дениел Андерсон выполнил поставленную художником задачу и подыскал подходящие кляксы в интерьер.


Наслаждаемся, сериал "Инквизитор", 9 серия, сцена в кабинете главврача психиатрической клиники:

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

Использованы кляксы из тестового набора и экспериментальные кляксы Германа Роршаха, не вошедшие в итоговый набор стимульного материала теста.

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

Вторая и шестая таблицы Роршах-теста висят на стене вверх ногами.


Ещё вам в ленту скриншотов, украшенные проективными тестами и сертификатами интерьеры:


Сериал "Инквизитор", 11-я серия, сцена в кабинете главврача психиатрической клиники,

Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост
Тест Роршаха в детективном сериале "Инквизитор" Тест Роршаха, Сериалы, Длиннопост

К сожалению, оператор фильма, Николай Васильевич Ивасив, ушёл из жизни в декабре 2016 года и не дожил до российской премьеры. Фильм снят им, не побоюсь этого слова, завораживающе.


Да и сама история захватывающая, смотреть однозначно стоит.


Источник https://rorschach-club.livejournal.com/269506.html

Показать полностью 4

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский

Пост в Лигу психотерапии.


Слово лоск происходит от ремесла, - лощение это обработка натурального камня абразивами, промежуточный этап полировки.


В переносном смысле навести лоск на что-нибудь значит придать чему-нибудь блестящий или безукоризненный вид. Обычно так говорят о манерах или внешнем виде, однако навести лоск можно и на вашу речь.


Как отполировать ваш психологический английский? Здесь есть три секрета, и сегодня я о них расскажу.


Мне пришлось работать в одном коллективе с нью-йоркскими психоаналитиками и поддерживать отношения с англосаксами, с кем знакома по психологическим конференциям, поэтому ниже - только личный опыт человека, который учил английский в России в вузе, а потом стал работать за пределами России.


Задача кажется неподъёмной, но это только на первый взгляд.

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский Роршах, Тест Роршаха, Английский язык, Психология, Длиннопост

Секрет первый. Зазубрите правильное произношение имён.


Да, так просто. Однако проверку на "свой - чужой" проходят именно по способности правильно называть великих психологов. Хорошо знакомый психологам Герман Роршах, автор всемирно известного теста, произносится вообще без "р" в середине своей фамилии. Он "рооошак", и только так. Или "ёман роошак", никаких "р" в середине имени и фамилии.


Фрейд произносится только "фройд", фрейдистская революция (никак не меньше) звучит как "фройдиан революшн". Цюрих это "зиюриг", Вена это "виена" и так со всеми ключевыми фигурами и местами, где работали отцы-основатели психологических направлений и движений, в том числе "кал юн".


Эйген Блейлер - человек, который ввёл термины "шизофрения" и "аутизм" в научный оборот, заведующий клиникой в Бургхёльцли в Швейцарии, никакой не "евгений", как нам хотелось бы думать по немецкому написанию его имени Eugen Bleuler, а "южин" "блюле" и работал он в "бёгоузли".


В общем, сначала придётся разбираться с "Федот, да не тот" в именах и произносить их так, как принято в англосаксонском мире.


Секрет второй. Научитесь тянуть гласные в словах.


В русском языке длительность гласной даёт комический эффект (ну оооочень большие), поэтому навык на полном серьёзе произносить "прииихожууу я тааакааая на прооошлогоооодний кооонгресс" в деловом разговоре приходится вырабатывать долгими и упорными тренировками.


Что делать, для англосаксов длительность гласной - это про чувство языка, в котором а,и,е,о бывают длинные и короткие.


Вот прекрасный материал, аудиоподкаст в спокойном темпе, от 24 марта 2017 года. "Гардиан" рассказывает о тесте Роршаха в течение 35 минут:


https://www.theguardian.com/news/audio/2017/mar/24/can-we-tr...


Это для нас "анатомический" с короткой "о" посередине норм, а в английском он "анатоооомикл" и никак иначе. Попробуйте прослушать хотя бы десять минут из этого рассказа, приподнимая руку каждый раз, когда слышите "длинный" гласный звук. Вы убедитесь, что они без этого вообще не могут. Устанете рукой дирижировать.


Главное, не забывать потом переключаться на нормальную русскую речь, а то после "передоза" общения с англосаксами начинаешь говорить с их интонациями русские слова, и приходится отбиваться от окружающих, которые уверены, что ты над ними стебёшься.


Секрет третий. Сайко! Сайко! Сайко!


Это тоже придётся зазубрить. Психолог, психиатр, психотерапевт, психологический, психиатрический, психотерапевтический, - во всех этих словах пишется ps, а произносить нужно s.


В русском языке греческая буква "пси" в корне "психо" произносится как "пс", про неё в Лиге был даже пост, ну а в английском ps пишется, а s слышится. Засада здесь в другом. Мы привыкли, что безударная "о" легко превращается в "а", например,


пишем "психОлогический", а слышим "психАлогический". И так во всех словах,

пишем "катастрОфический", а слышим "катастрАфический", нам это не мешает :)


А им мешает, и ещё как. Поэтому нет другого способа себя надрессировать, кроме как выучить сайкО - сайкО- сайкО и всегда говорить только так.


Перфекционисты могут прослушать все 35 минут подкаста и подсчитать, сколько раз за это время прозвучало сакраментальное сайкО в рассказе:


https://www.theguardian.com/news/audio/2017/mar/24/can-we-tr...


Бонус. Если вы студент-психолог и вам нужно сдавать прослушивание по английскому - вот текст про Роршаха, современный и актуальный. Выше была ссылка на аудио подкаст, это его текстовая версия от 21 февраля 2017 года


https://www.theguardian.com/science/2017/feb/21/rorschach-te...


Бонус. Если у вас есть желание потроллить кого-то, кто называет психологию "псевдонаукой", вспоминайте, что не так давно видели рецензию в авторитетном научном журнале Science на книгу про Роршах-тест:


Revealing Rorschach

Erin McKay

The Inkblots Hermann Rorschach, His Iconic Test, and the Power of Seeing Damion Searls Crown, 2017. 416 pp.


Science 10 Feb 2017: Vol. 355, Issue 6325, pp. 588 DOI: 10.1126/science.aal2877


Скриншот страницы из журнала:

Три секрета, как навести лоск на ваш психологический английский Роршах, Тест Роршаха, Английский язык, Психология, Длиннопост

Собственно, на волне этой публикации "Гардиан" и публиковала свою статью :)


Удачи!

Показать полностью 2

Роршах-тест и отсебятина

К 132-й годовщине со дня рождения Германа Роршаха в телестудию пригласили психолога, чтобы он рассказал о тесте Роршаха.


Инструкция "Как это выглядит, что бы это могло быть?" в изложении гостя прозвучала как "Вот, например, вам нравится? Какие мысли вам приходят в голову, что вы видите?"


Третью таблицу показали ведущим кверх ногами :) Потом таблицу показали телезрителям, точно так же кверх ногами :) Промолчим про то, что вместо таблиц на твёрдом картоне, отчего на сленге психодиагностов они называются "доски", вот так они выглядят в реальной жизни,

Роршах-тест и отсебятина Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Ляпы, Видео, Длиннопост
гость студии показывал распечатки с принтера. Дальше он показал перевёрнутой ещё и пятую кляксу :)


Ведущие оказались стойкими ребятами и дали популярный ответ, и про людей, и про бабочку, и про летучую мышь, несмотря на ненадлежащее исполнение гостем процедуры обследования.

https://youtu.be/Np3H2aRSan0

Интерпретация теста гостем - это подарок телепрограммы психологам, отличный юмористический скетч на тему Роршах-теста.


Имярек явно сэкономил 90 долларов на покупке первого издания книги "Принципы интерпретации Роршах-теста" или 240 долларов на втором издании, и 400-страничную монографию Ирвина Вайнера в глаза не видел. Иначе он бы знал, что после предъявления таблиц следует этап расспроса, что создаёт такое впечатление? Без расспроса невозможно закодировать ответ и подсчитать ту самую статистику, которая интерпетируется и про которую имярек всё же упомянул.

Роршах-тест и отсебятина Психология, Психодиагностика, Тест Роршаха, Ляпы, Видео, Длиннопост

Вот эта книга, проштудированная клиническими психологами во всём англоязычном мире и русскоговорящими психологами, которые учили Роршах-тест.


- Вы в своей практике пользуетесь этим тестом? - спрашивают психолога ведущие.

- Нет, - отвечает гость. - Чтобы этим тестом пользоваться, надо им активно заниматься.


И тут же показывает вторую таблицу кверх ногами :)  Притом ведущая снова даёт популярный ответ, а ведущий "поплыл" и даёт ответы похуже качеством формы.


День рождения Германа Роршаха - 8 ноября 1884 года. Спасибо, что так весело его отметили!

Показать полностью 2 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Изюминка в работе с проективными тестами

Двенадцать картин, три предъявления, одна женщина


Как лоцман, видят хорошие психологи подводные мели и своевольные глубоководные течения, а не одни лишь буруны волн и извивы береговой линии реки по имени психотерапия. Видят благодаря владению проективной психодиагностикой, методу исследования бессознательного.


Проективных методик известно немало, среди популярных, - рисунок Дом, Дерево, Человек и Несуществующее животное, среди академически признанных, - Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) и Роршах-тест.


Несомненным достоинством проективной техники является уникальность, "правильных" и "неправильных" ответов в проективном материале не бывает. Несомненным ограничением - уровень квалификации психолога, который интерпретирует материал. Уровень варьирует от убогого через неуверенный к профессиональному и достигает виртуозного.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

Разные люди увидят в одном и том же коротеньком тексте разное: наивный наблюдатель обратит внимание на настроение, которым проникнут рассказ, мастерски владеющий интерпретацией психолог, - на суть. Слова, - вода реки-психотерапии, - в текстах людей почти одни и те же, а вот идеи, - подводные течения, направляющие проективный материал, разные.


Работа, о которой пойдёт речь, рассказывает о том, как менялся внутренний мир пациентки, начавшей занятия с психологом. Три раза она смотрела НА ОДНИ И ТЕ ЖЕ КАРТИНКИ, однако воспринимала происходящее по-разному до работы с психологом, в процессе работы с психологом и после проработки глубинных проблем с психологом.


Вы можете сами сравнить три тестирования, - правильно говорить test administrations, и сделать свои выводы. На приёме ранний климакс, прекращение месячных в тридцать восемь лет. Расстройство здоровья подтверждено медицинскими обследованиями. Историю болезни пропустим, нам интереснее


История выздоровления


Оксане (имя изменено) тридцать девять, образование высшее, работает дизайнером интерьеров. Состоит во втором браке, бездетна. Мечтает родить любимому мужу ребёнка. 30-часовой семинар по холотропному дыханию, в котором она приняла участие от безысходности, - до приговора врачей психологические методы коррекции психосоматических нарушений не вызывали у Оксаны такого доверия, как медицинские, - запустил процесс изменений, результатом которого стало восстановление овуляции и месячного цикла. Потребовалось на это чуть больше месяца.


Оксана обратилась через три месяца после первого семинара, с жалобами на внутреннее напряжение и навязчивое стремление всё в жизни контролировать, которое, по её мнению, мешало ей забеременеть и родить ребёнка. Она занималась на повторном трёхдневном семинаре по холотропному дыханию и телесно-ориентированной терапии "Соприкосновение" и получала индвидуальные занятия. Спустя месяц занималась на третьем семинаре цикла.


Психологу порой нужно знать больше, чем ему рассказывают, - хорошего психолога отличают единство знания и деяния, помогать человеку методом перебора разных техник удел дилетантов, - поэтому Ирина предложила Оксане пройти психодиагностическое обследование, частью которого был Тематический Апперцептивный Тест.


ТАТ был проведён перед вторым семинаром, через два дня после него, и после третьего семинара.


Я прокомментирую ключевые моменты в некоторых картинах (предъявляется двенадцать, однако обсуждать их все мы не будем).


Отчёт на шестнадцать страниц, который лёг в основу предлагаемого вашему вниманию эссе, работа моей коллеги. Три теста в процессе работы с пациенткой, - её идея и её труд. Настойчивое пожелание опубликовать результаты работы, супервизия материала и написание эссе, - мой вклад.


Картина 1. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Что я хочу сказать по этому поводу. Такое впечатление, что родители мучают музыкой детей. А она им не нужна ни для здоровья, ни для чего… Это как утеха для родителей, того что не было у них, в том, что они себя не реализовали, они заставляют детей. Хотя дети не имеют к этому не желания, не способностей. Мальчик сидит и думает: «Нафига мне это надо?». Но он сядет и будет делать уроки на этой скрипке, потому что он так должен, так хотят родители. В этом возрасте авторитет родителей силен и он должен подчиниться."


После второго семинара: "Первый урок музыки. Мальчика привели к учителю на урок. Учитель начал рассказывать об инструменте и вдруг его кто-то или что-то отвлекло. Он вышел, а мальчик смотрит на эту диковинку и думает: "Как я смогу на этом играть?" Но вернётся учитель и урок продолжится."


После третьего семинара: "Идет занятие по музыке. Во время небольшого перерыва мальчик задумался о завтрашнем выступлении на концерте. Он немного волнуется перед своим первым выступлением. Но его ждет неизбежный успех и аплодисменты. И это будет только начало его блестящего пути музыканта."


Обратите внимание, скрипка - символическая репрезентация тела. В процессе терапии отношение меняется: от неприятия к любопытству, от любопытства к овладению.


Картина 2. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Девушка приехала в село. Как в кино с Тихоновым. Песня там была «А я люблю женатого», по моему, «Дело было в Пенькове». И она такая же чужая среди всего окружения, среди сельских жителей. Остальные в своей естественной среде, заняты своим делом. А она в своих мыслях, сама в себе. Точно как сельская учительница, направленная из города после института. Не знаю, долго ли она там задержится, т.к. это все не ее и скорее всего она вернется в город."


После второго семинара: "Весна. Девушка - сельская учительница идет по селу, с интересом наблюдая за сельской жизнью. Мужчина занимается посевом на огороде. Женщина оперлась о дерево передохнуть на минуточку. И дальше пойдет помогать мужчине на огороде."


После третьего семинара: "Возвращаясь домой девушка зашла к мужу, занятому работой на участке вместе со своей матерью. Она спросила, что им приготовить на ужин. Ей хочется побаловать его чем–то вкусненьким после тяжелой работы. Заглядывается на его широкую, мускулистую, загорелую спину и думает как вечером, возможно, у него хватит сил и на нее."


Обратите внимание на переживание "исключённого третьего". От психологических защит по типу изоляции к заинтересованному наблюдению за посевом (!) и паре с мужчиной.


Картина 17 ВМ. Популярный сюжет.

Изюминка в работе с проективными тестами Бермант-полякова, Психодиагностика, Тест, Бесплодие, Отношения, Люди, Психология, Длиннопост

После первого семинара: "Акробат в цирке. Которые лазят вверх по канату и прыгают?... О! Канатоходцы. Как у них называется тренировка? Нет, репетиция."


После второго семинара: "Цирковой воздушный акробат на репетиции. Лезет по канату вверх, чтобы отработать какой-то номер. Кто-то окликнул его и он перенёс всё своё внимание с каната на человека, который позвал его."


После третьего семинара: "Воздушный акробат пришел на репетицию. Он лезет по канату вверх, ощущая как напрягается его мускулистое тренированное тело. Это же видит и девушка из его акробатической группы. Она заинтересованно наблюдает за ним. А он, заметив ее интерес к нему старается произвести на нее впечатление. После репетиции он пригласит ее на свидание."


Обратите внимание на смену приоритетов во внутреннем мире. Упор на деятельность сменяется готовностью вступать во взаимодействие с другими людьми, а затем - эмоциональной заинтересованностью в отношениях пары.


Upd 2016 года. В статьях о психологии отношений читателям наверняка встречалось слово "интроект". Ни потрогать, ни понюхать, ни попробовать на зуб интроект нельзя. Однако с помощью проективных тестов можно увидеть, как интроект (представление о чём-либо) меняется. Как любой специалист, превосходно знающий, что именно трудно и ценно в его работе, психолог обращает внимание на самую изюминку всего дела  - на изменения, которые произошли во внутреннем мире клиента за время психотерапии.


В фильмах про гипнотизёров изменение происходит драматически-внезапно. Взгляд! Приказ властным голосом! Исцелён! В реальности изменения происходят не столь кинематографично. Новое в поведении появляется обычно незаметно для самого человека за несколько месяцев и вырастает из нового отношения к другим и к самому себе. Проективные тесты позволяют уловить это изменение и наглядно увидеть, что в психотерапии уже "проработано", а что ещё не сдвинулось с места. Вот за это я проективные тесты и люблю.


Искренне ваша,

Ольга Викторовна

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!