Серия «Прошлые ошибки»

Прошлые ошибки (8)

Заканчиваем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".

Где-то в закоулках Британского музея можно найти вот такую прелестную вещицу:

Прошлые ошибки (8) Книги, Обзор книг, История, Политика, Мифы, Фальсификация, Дикий Запад, Нон-фикшн, Ковбои, Вестерн, Видео, YouTube, Длиннопост

Хрустальный череп Бобана.

Когда-то они наделали шуму в антикварном и научном сообществах. Древний мастер в Центральной Америке вырезал их из хрупкого кварца, унеся секрет мастерства в могилу. Начиная с 1867 года они стали попадать в руки французского антиквара и специалиста по доколумбовой эпохе Эжена Бобана. Майя и ацтеки были не прочь рисовать черепа, но такие вот находки были новинкой. Музеи стали брать их нарасхват, и Британский не остался в стороне. В 1927 году на раскопках в Мексике один подобный череп нашёл известный коллекционер Митчелл-Хеджес. Индиану Джонс смотрели? Это он был прообразом.

По мере роста славы изящных черепов росли, однако, и сомнения специалистов. На изделии стали находить следы вращающегося алмазно-корундового диска. А ведь индейцы, как известно, не знали колеса. Были обнаружены следы и карборунда и других современных абразивных материалов. Кварц оказался родом из Бразилии (или Мадагаскара). Последние сомнения отпали в 2008 году после смерти дочки Митчелла-Хеджеса исследовали артефакт, якобы найденный в 1927 году. И пришли к однозначному выводу: это подделка. По всей вероятности, Бобан заказывал свои черепа у какого-то немецкого мастера. Митчелл-Хеджес не раскопал свой артефакт, а приобрёл на Сотбис в октябре 1943 года. Вообще, он любил бульварные журнальчики и дешёвые сенсации.

Даже сегодня кто-то придаёт этим поделкам магические свойства. Глупости, конечно. Как сказками является трудность изготовления. Да, кварц хрупок, но определённая сноровка обеспечивает его надлежащую обработку. Популярность фейков, легенд с них связанными и прочей псевдоархеологии – бич нашего XXI века. Любит наш народ всякое дерьмо пощекотать себе нервы. Ощутить себя приобщённым к древней тайне. Увлечение к прошлому и его тайнам даёт о себе знать.

Но ведь древних тайн и загадок полно и в современной археологии! Правда, учёные, в отличие от своих псевдобратьев, не стесняются говорить о том, что они чего-то не знают и не могут объяснить пока. Можно понять ненаучные методы на заре дисциплины в девятнадцатом веке, когда охотники за сокровищами только-только стали превращаться в археологов. Не всё сразу, как говорится. Но за полторы сотни лет случился впечатляющий прогресс. А вот псевдоархеологи остались в позапрошлом веке.

Глядя на популярность их в веке нынешнем, призадумаешься, стоит ли смеяться над этим. То внимание, которое им уделяется публикой и СМИ, говорит о кризисе доверия к науке. Это имеет значение, поскольку мы теряем способность судить о своём прошлом, а значит и о настоящем. Тот, кто «доверяет» сооружение пирамид инопланетянам, а не египтянам или индейцам, граничит с расизмом. Желание найти альтернативное объяснение создаёт рынок для фальсификаторов всяческого рода, которые с готовностью полируют всё новые черепа из горного кварца. Недоверие же к науке чревато крупными неприятностями, о чём предупреждал ещё Бертран Рассел в сороковых годах.

Почему псевдонаука так популярна? Касательно мотивов самих псевдоучёных  Брайан Даннинг довольно дельно отвечает на этот вопрос:

Основной мотив, двигающий псевдоархеологами сегодня – вера в заговор «традиционной» археологии, чтобы скрыть или отвергнуть какую-то неудобную истину.

Но вот почему конспирология находит всё больше благодарных глаз и ушей? Автор пеняет на снижение грамотности, но это, на мой взгляд, не объясняет всего. В конце концов, грамотность не падает так резко, как растёт популярность псевдонауки. Могу представить себе ещё несколько факторов: снижение качества научных исследований (см. Научные вымыслы), интернет с его алгоритмами, способствующими группировке и поляризации мнений (см. Неразумная обезьяна), а также рост обеспокоенности в обществе по тем или иным причинам, главным образом, экономическим (см. Заговор).

Последняя глава посвящена американскому культу огнестрела. Вторая поправка к Конституции разрешает приобретение оружия, и американцы этим пользуются. В стране 400 миллионов стволов - больше, чем жителей. В 2019 году от огнестрельных ранений погибало в среднем 42 человека в день. Но есть же другие страны, где тоже много стволов. Например, граждане Швейцарии получают оружие безвозмездно от государства при достижении 20 лет. Или Финляндия, там тоже оружия хватает. Тем не менее, правопорядок в этих странах на уровне. Чем же Америка отличается? Предлагалось много ответов на этот вопрос, но Дэвид решил заняться символической стороной: атмосферой культуры, наследия и свободы Дикого Запада. Вот где коренится авторитет американского ствола: в беззаконии и перестрелках яростных неуправляемых ковбоев, у каждого из которых была пушка за поясом. Но было ли так на самом деле?

Если и было, то не везде и очень недолго. Первые европейцы попали на Дикий Запад в качестве рабов, захваченных во время катастрофической экспедиции Нарваэса. Дальнейшие попытки колонизации подтвердили репутацию этого недружелюбного места вплоть до конца семнадцатого века. Янки же вообще ступили на эту землю лишь в веке девятнадцатом. Им повезло, что Наполеону нужны были деньги: на желание приобрести Нью-Орлеан с прилегающими территориями за 10 миллионов им предложили всю Луизиану за 15 миллионов.

Прошлые ошибки (8) Книги, Обзор книг, История, Политика, Мифы, Фальсификация, Дикий Запад, Нон-фикшн, Ковбои, Вестерн, Видео, YouTube, Длиннопост

Покупка Луизианы

Дикий Запад открыл свои двери. В них устремились фермеры, мизантропы, мормоны и разнообразные иммигранты. Их оказалось не так много: всего 400 тысяч (до 1870 года). Примерно столько же индейцев осталось на территориях современных США и Канады в то же время. Из пяти миллионов. Болезни, войны, депортации... К 1890 году ни единый индеец не жил уже свободно на своей земле. Не был страной возможностей Дикий Запад и для женщин. Они составляли всего порядка десяти процентов населения и делились на две категории: уважаемые жёны и матери и «неуважаемые» с сомнительным родом занятия.

Пару слов о пресловутых ковбоях. До половины из них были цветными, и образ жизни их был далёк от героического. Они зарабатывали на жизнь трудной, скучной и грязной работой по перегону скота для сбыта из Техаса в Канзас. Десять миль в день три месяца подряд. В количественном отношении они явно не тянули на типичного американского персонажа: на каждого техасского ковбоя приходилась тысяча фермеров. Которые не любили этих дурно одетых пропойц и картёжников. Индустриализация быстро положила конец их эпохе, которая продлилась всего практически пару-тройку десятков лет: железнодорожные вагоны-рефрижераторы сделали излишними дальние переходы, а фермеры стали огораживать свою землю недавно изобретённой колючей проволокой. Да и качество пастбищ ухудшилось, а цены на мясо упали. Последним гвоздём, забитым в гроб ковбойства стала суровая зима 1886-7 годов, которую прозвали «адом без жара». Старый Запад кончился.

Но вернулся в качестве легенды. Романтика мифических героев и злодеев будила воображение всей страны. Героями были белые поселенцы и солдаты, злодеями – индейцы. Типичным образцом лубочного Дикого Запада стало шоу Буффало Билла. Историк Ричард Уайт точно выразился на этот счёт:

Это шоу о завоевании Запада, но что видит зритель – это индейцы, атакующие белых. Это завоевание без вины. Мы не планировали его, они нас атаковали.

Прошлые ошибки (8) Книги, Обзор книг, История, Политика, Мифы, Фальсификация, Дикий Запад, Нон-фикшн, Ковбои, Вестерн, Видео, YouTube, Длиннопост

Постер фильма 1912 года

Жанр вестерна получил взрывную популярность. К пятидесятым годам читатель проглатывал 35 миллионов книг ежегодно. Голливуд тоже быстро нащупал золотую жилу, и в двадцатые каждый третий снимаемый фильм был вестерном. Одержимость ковбойскими историями не утихает и сегодня, когда 50 миллионов американцев считает себя энтузиастами вестерна.

Парадоксально, но факт: творческую продукцию про Запад создавали жители Востока для зрителей Востока же. Вряд ли кто-то заботился о фактической корректности: зрителей привлекала не она, а экшн, приключения и насилие. Пушки, похищения, драки, перестрелки... Этот секрет популярности остаётся в силе. В двухминутном трейлере Red Dead Redemption 2 ангигерой убивает 22 человека.

Пипл занёс в кассу 725 миллионов в первую же неделю.

Для вырастающего на подобной продукции ребёнка полагающийся только на себя маскулинный герой с пушкой наперевес являлся олицетворением американской истории. Продукция масс-медиа затмила собой историческую правду даже для тех, кто был знаком с истинным положением дел. Подобное случилось с новеллами Джейн Остин и Англией времён регентства, Диккенсом и викторианским Лондоном, Стивенсоном и пиратством. Но только вестерн запал в душу рядового американца в качестве народообразующего мифа.

Этим пользуется  Philip Morris, который смог разогнать продажи Marlboro, изначально позиционировавшегося как женская марка, лишь после появления Marlboro Man. Сигареты стали брать так, что не успевали выпускать. Всего за два года марка стала лидером продаж.

Прошлые ошибки (8) Книги, Обзор книг, История, Политика, Мифы, Фальсификация, Дикий Запад, Нон-фикшн, Ковбои, Вестерн, Видео, YouTube, Длиннопост

И, конечно, героический образ помогает торговать огнестрелом. Если до конца прошлого века его брали в основном для охоты и досуга, то сейчас главный мотив – самооборона. Всё больше американцев считает, что пушка в кармане олицетворяет свободу и индивидуальность. Одной из причин этого нового культа и является легенда о Диком Западе. NRA в погоне за прибылями оставила в истории свой упор на благоразумие и сотрудничество с правительством. Сегодня они и их сторонники считают, что нужно полагаться на себя, а не на власть. Даже в таких базовых вещах, как еда, жилище, любовь и безопасность. Так, типа, возмужала страна.

Не так, конечно. Дикий Запад был ужасно скучным местом. За двадцать лет с 1840 по 1860 годы индейцы убили 362 человека из 300 тысяч пришельцев. Которые убили в свою очередь 426 индейцев. Лишь немногие жилища и магазины имели вообще запоры на дверях, и за последние 40 лет девятнадцатого века было ограблено всего не больше дюжины банков. Золотые старатели спокойно спали со своим золотом под подушкой в своих незапертых комнатушках. В самых криминогенных местах число смертей от огнестрела не превышало пяти в год. Кстати, приобрести пушку тогда было гораздо трудней, чем сегодня. Вторую поправку толковали несколько иначе. Вот только вестерны без стрельбы не имели коммерческого успеха...

Заключение. Изложение истории подвержено новым и старым веянием. Большевики-интернационалисты двадцатых не употребляли выражение «российская история», считая его «буржуазной концепцией». Прошло десять лет – и Сталин назвал эту точку зрения «презрением к Отечеству». В восьмидесятых бочку стали катить уже на самого Сталина. Ну а при Путине часы повернули назад, в тридцатые. Мотивы для манипуляций могут быть разные, как мы убедились: евроцентризм Петрарки, стремление пифагорейцев противопоставить своего кумира Христу, поиск героя-основателя для нового североамериканского государства, желание соорудить славный национальный миф или желание срубить бабла на приключенческих романах.

Касательно последнего у меня сомнения: почему вестерны так популярны в основном в США? Что, в других странах нет соблазна заработать на пропаганде насилия? Оно, конечно, и там работает, но далеко не столь эффективно. Так может быть тамошняя публика более восприимчива к этому делу? Что-то в этой истории мне напоминает курицу и яйцо.

Оно даже порой и хорошо, что можно переписать учебники. В конце концов, ошибки надо исправлять. Но ведь можно и намеренно вводить детишек в заблуждение. Обоюдоострый меч, эта манипуляция.

"History matters!" - говорит нам автор. Само желание людей иметь её на своей стороне демонстрирует нам это.

Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, контролирует прошлое.

Это Оруэлл, 1984. Что делать? Как уберечься от манипуляций? Автор советует обращаться к учёным, археологам. Те не соврут. Научный подход позволяет снизить предвзятость. Увы, как мы знаем, учёные тоже люди со своими слабостями. Они тоже сидят у кого-то на грантах или зарплате. К сожалению приходится признать, что стопроцентной гарантии от манипуляций не найти нигде. Приходится с этим жить.

Показать полностью 3 1

Прошлые ошибки (7)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".

Нигде не найти так много мифов, как в повествованиях национальных историй. Там есть всё: неточности, анахронизмы, преувеличения и банальная ложь.

Нация – недавнее изобретение. Национальная идентичность на базе культуры, традиций и языка не была основанием для претензий на политическую автономию. Сколько монарх земли захапал – всё его. Два кита несли на себе политическую легитимность: монархия и религия. Идеально, если монарх – ещё и бог, как у японцев или древних египтян.

Но время шло, научные знания накапливались, и религиозный авторитет начал понемногу крошиться. Кто поверит сегодня, что гроза идёт вследствие прогулки пророка Ильи по небесам? Каждое новое достижение разума, способного на чудеса волшебного исцеления и другие великие вещи, заставлял задумываться философов о применении его в политическом поле. Руссо заговорил о «воле народа», которая должна управлять страной. Декларацию прав человека и гражданина стали переводить на другие языки, и в различных уголках планеты вызов существующей власти стал приобретать местные культурные и национальные черты. Прежде всего это стало заметно в Европе с её философами-романтиками начала девятнадцатого века. Росло убеждение, что твоя свобода возможна только тогда, когда свободен твой народ. Особенно популярно оно было в рамках многонациональных Габсбургской, Османской и Священной Римской империй (замечу, что последняя хоть и называлась с 1512 года «империей германской нации», но включала в себя территорию современной Чехии, например).

Стремление добиться национальной независимости контрастировало с космополитическими устремлениями французских и американских революционеров. Удивительным образом автор считает французов космополитами, тогда как именно во Франции, избавившейся от монархов и клерикалов, и было создано первое в мире национальное государство. Успехи наполеоновской национальной армии с её национально мотивированным составом вдохновили на подражательство многих европейцев.

Здесь и там в Европе стали появляться новые флаги. Бельгия стала откалываться от Нидерландов сперва под французским триколором. Но он долго не продержался, уступив красно-жёлто-чёрному стандарту давно почившего герцогства. Новорожденный национализм не проник поначалу далеко в массы, а был занятием появляющегося среднего класса. Европейские иммигранты, прибывающие в США с 1840 по 1915 год, гораздо чаще говорили, из какой они деревни и какого епископата, а не какой нации. На Украине в пылу сражений 1918 года английский наблюдатель отмечал, что простые смертные называют себя русскими, православными, да и просто крестьянами. Но почти никогда – украинцами.

Короче, 200 лет назад наций по сути не существовало! Это являлось и является проблемой для националистов. Как можно топить за «естественную» нацию, которой толком не видать? Выход: всё, что не хватает, надо изобрести! В том числе историю. Называется это красивым выражением «пробуждение национального сознания». Основатели современной Италии так и говорили:

Италия создана. Теперь мы должны создать итальянцев.

Работа закипела. Собирался фольклор, коллекционировались напевы и одежда, ковалась «аутентичная» культура. Оно и хорошо в свете того, что индустриализация активно погребала под собой местные особенности. Что не подходило под шаблон – редактировалось. Швейцарские националисты переписывали песни, казавшиеся им недостаточно патриотичными, а венгерские музыканты, заботясь о чистоте культуры, упорно не собирали цыганский фольклор. Греческое платье Амалия было вообще придумано королевой в 1838 году, вобрав себя тогдашние модные тренды.

Прошлые ошибки (7) Книги, Обзор книг, История, Политика, Национализм, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Платье Амалия

Шведский национальный костюм был разработан в 1905 и «принят на вооружение» в 1983 году. То, что было, по возможности старилось. Шотландский килт, перенятый англичанами у жителей гор в восемнадцатом веке, сделали древней традицией, да ещё присовокупив клетчатый узор, продвигаемый мануфактурщиками викторианской эпохи. Японскую борьбу сумо придумали в начале двадцатого века, дзюдо – в 1882 году. Традиционная культура, демонстрируемая Узбекистаном в Навруз, приобрела свою сегодняшнюю форму усилиями Министерства Культуры лишь в девяностых годах прошлого века.

Конструкторы национальных историй тоже работали, не покладая рук. Каждой нации – свою историю, и чем длиннее – тем лучше! Многие из историков девятнадцатого века с радостью восприняли национальную риторику. Кто-то додумался представлять новую независимость продуктом исторической необходимости. Джузеппе Мадзини вообще утверждал, что нации были предопределены Господом и отказывать им в независимости – значит нарушать Божьи предустановления на Земле.

Весна наций 1848 года стала демонстрацией национальных движений по всей Европе. Правда, многого достигнуть тогда не удалось, а то немногое тоже было откачено назад. Во Франции воцарился Наполеон III, Австрия и Италия тоже получили своих монархов обратно. Но эти и другие монархи поняли мобилизационный потенциал новой идеологии и поставили её себе на службу. Национализм показал себя верным слугой любого установившегося режима. Получив в своё распоряжение госаппарат, его деятели взялись за дело с удвоенным рвением. Патриотизм стали вбивать в головы детишкам в школе и крестьянам на военной службе. Начало двадцатого века стало триумфом национализма, проникшего во все слои населения и шагнувшего далеко за пределы Европы. Детище романтиков одержало верх над интернационализмом Просвещения.

Желание написать прославленную историю было не новым. Испокон веков цари были не прочь приобщиться к деяниям великих предков. Тутмос Четвёртый раскопал занесённого песками древнего Сфинкса и поставил рядом свою стелу для потомков о своём скромном деянии.

Прошлые ошибки (7) Книги, Обзор книг, История, Политика, Национализм, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Стела Тутмоса IV

С ростом национализма интерес к истории пробудился не на шутку. Ею стали интересоваться не только одни лишь фрики-ботаники. Прошлое стали уважать, и это уважение сохранилось до наших дней. К сожалению, процесс имел и негативные стороны. Победы раздувались, достижения преувеличивались, а поражения и прочие бесславные события охотно забывались или даже отрицались. Мигранты, женщины как будто не существовали, если верить историческим книгам. Нашлось место выдумкам наподобие изобретения китайских иероглифов древними корейцами или происхождения валлийцев от троянцев. Греки девятнадцатого века архаизировали свой язык, переименовали города на древний манер и стали строить в стиле неоклассицизма. Детей стали называть Периклами и Фемистоклами. Вклада славян, франков, венецианцев в греческую историю как будто бы не было. В Финляндии изобрели финских викингов. Надо же как-то сравниться с соседями. Чехи превозносили фальшивку XIX века о народных героях Забое и Славое. Турецкое правительство провозгласило в 1935 году, что первое слово, сказанное человеком, было турецким. Чего уж мелочиться, на самом деле?

Национализм оказался не столько пробуждением древних наций, сколько намеренным их созданием из ошмётков местной культуры. Большинство существующих стран имеют весьма юную историю. Возьмите Турцию, Монголию, Пакистан, Бангладеш, Беларусь или Индонезию. Но все, все без исключения гордятся своей древней историей! Саддам Хусейн подражал вавилонским царям, не обращая внимание, что его страна была слеплена из кусков подмандатных территорий англичанами через два с половиной тысячелетия после падения Вавилона. Жители Северной Македонии гордятся Александром, не имеющим с ними ничего общего, кроме географии. Как не имеет ничего прошлого современный Египет с его древним аналогом. У Македонии хоть название страны совпадает. Французы кукарекают галльскими петушками, хотя галлы растворились столетиями раньше появления первого франкского королевства.

Национальные мифы были бы безвинными академическими упражнениями, но последствия у них весьма реальны. Основываются партии, организуются протесты, льётся кровь. Ксенофобы вроде греческой Золотой зари предлагают минировать границы, а Орбан не пускает беженцев. Венгрия якобы была бастионом защиты христиан от мусульман. В Индии разрушается древняя мечеть (см. Почему мы дерёмся), которая якобы стояла на месте разрушенного индуистского храма. Когда есть возможность, свидетельства присутствия чужих культур – храмы, могилы, мосты, архивы, библиотеки – попросту уничтожаются, как это происходило во время войн в бывшей Югославии. Увы, грань между фарсом и трагедией слишком тонка.

Национализму долгие годы пророчат скорую кончину. Пожалуй, первыми предсказателями её были Маркс и Энгельс с их Манифестом. Им вторил историк Эдуард Карр в 1945 году. И что? С тех пор число только лишь признанных национальных государств выросло почти вчетверо.

Националистические кампании продолжаются. Индия переименовывает города (Бомбей – Мумбай, Мадрас – Ченнай, Аллахабад – Прайяграй...). Китай переписывает учебники истории, включая захват Манчжурии в японо-китайскую войну. Тем же занимается Бразилия, представляя военный путч 1964 года «суверенным решением общества». История по-прежнему стоит на вооружении. Людей учат не отмечать и сохранять историю, а выхолащивать её. На самом деле предки наши много такого накурочили, что не укладывается в прямолинейный канон национальных историков. Это надо иметь в виду.

История – это беспорядок.

-------------------------

Видно, что автор разбирается в теме. Неудивительно: Дэвид получил два образования. Сначала он учил биологию и геологию, а потом подался в политологи. Грыз гранит науки в Эдинбурге и специализировался как раз в национализме. Манипуляция истории политиками – интересная, многогранная тема. Академик Покровский справедливо считал, что история – политика, опрокинутая в прошлое. Он же предлагал «милитаризацию» высшего образования для этих целей.

У него осталось масса последователей, приходится признать. Когда-то давно я читал книжку Марка Ферро «Как рассказывают историю детям в разных странах мира». Вывод, который я сделал для себя: объективного изложения истории своей страны не найдёшь днём с огнём. Что делать? Читать всё подряд: и придворный персонал, и злоязычных супостатов. И делать выводы для себя. Радует то, что доступны многие точки зрения. Не радует – что доступ этот начинает сокращаться.

Показать полностью 2

Прошлые ошибки (6)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".


Сегодня речь пойдёт о женской эмансипации и мифах, с ней связанных. Борьба за равноправие берёт начало в событиях Великой французской революции. Женщины имели своих вождей, свои революционные клубы. Была опубликована Декларация прав женщины и гражданки. Уже известный нам маркиз де Кондорсе требовал предоставления полных политических прав женщине.


Но не получилось. Якобинский Конвент зарубил все инициативы, запретив женщинам политическую деятельность. Им предложили оставаться женщинами, а именно сидеть по домам, смотреть за детьми и оставить серьёзные дела мужчинам. Как это было всегда. Или нет?


Присущее женщинам природное домоседство – миф, конечно. Испокон веков они активно участвовали в жизни общины. В той же Европе не далее, как при феодалах Высокого Средневековья крестьянки смолоду наравне с мужьями отрабатывали барщину и несли прочие повинности. Лишь посев и плуг были чисто мужскими занятиями. В городах типичное место женщины было среди прислуги. Те же, которые были замужем за ремесленником или купцом, учились делу и были надёжными, незаменимыми помощницами, способными встать у руля, овдовев. Женский труд доминировал в целых отраслях вроде пищевой или текстильной. И даже на стройках пятнадцатого века женщин часто было больше, чем мужчин. Медицина, купечество... Женщину можно было встретить повсюду! Были даже чисто женские цеха, например прядильщиц шёлка. При этом домашний труд никто не отменял, хоть и прислуга была дешёвой. А ещё детей рожать. Беременность и материнство не являлись основанием прекращать работу. «Кто здоров и не работает – прочь из города!» – провозгласил французский король в 1351 году.
Прошлые ошибки (6) Книги, Обзор книг, История, Политика, Феминизм, Женщины, Эмансипация, Нон-фикшн, Длиннопост

Швейная мастерская XVIII века.


Однако шли годы, и женщин стали вытеснять с рынка труда. Их никогда не считали столь же годными работницами, что и мужчины. Автор считает, что процесс начался после сокращения населения Европы вследствие чумы, когда труд оказался в дефиците. Это привело с одной стороны к укреплению позиций трудящихся. Но с другой стороны ответ на конкуренцию цеха теснее сомкнули ряды и сделали более строгими требования к профессии. Вдовам стали запрещать продолжать дело мужа, дочерям – работать в мастерской отца. Даже в такой области, как акушерство, стало оказываться давление. Женщин вплоть до конца девятнадцатого века не брали на медицинскую учёбу, а повивальных бабок клеймили как опасных дилетанток. Это привело к тому, что в восемнадцатом году стало модным рожать в присутствии доктора-мужчины. Как следствие всё больше женщин ограничивались домашним трудом и занятиями, на которые мужчины не претендовали, вроде шляпниц или кружевниц.


Идея о «естественном» женском труде в четырёх стенах жилища далеко не нова. Об этом писали и Аристотель, и апостол Павел. Такие взгляды превалировали и в Средневековье. Но это не мешало женщинам трудиться по факту. Однако в ходе роста благосостояния всё больше народу стало получать достаточно, чтобы обеспечить всю семью, включая супругу. Неработающая жена стала признаком достатка и заняла центральное место в концепции идеальной семьи деятелей Просвещения. Сердце семьи – жена и мать, (с восторгом) жертвующая карьерой и посвящающая себя детям и мужу. Жан-Жак Руссо писал:

Женщина специально создана, чтобы угодить мужчине. Это – закон природы.

Растущие ряды среднего класса приняли эту философию. Жилища превратились из публичных мест в частные «святилища», где мужья отдыхали после трудного дня. Женское образование тоже претерпело изменения. Иммануил Кант выдал в своё время:

Трудное учение или слишком отвлеченные рассуждения (даже если бы женщине удалось достигнуть в этом совершенства) сводят на нет достоинства, присущие женскому полу... Женщине, у которой ... голова полна греческой премудрости или которая ... ведет ученый спор о механике, не хватает для этого только бороды — борода, быть может, еще отчетливее выразила бы глубокомыслие, приобрести которое стремятся такие женщины.

Агитация работала: к концу XVIII века женщины вступали в брак в среднем в 23 года, а не в 30, как столетием раньше. Правда, этому скорее способствовали проблемы на рынке труда. Часто было проще выскочить замуж, чем найти приличную работу вне мастерской, куда женщин не брали. У этого процесса были и положительные стороны: детство стали считать значимым отрезком жизни, а также продвинулась идея брака по любви.


Итак, революция 1789 года не оправдала надежд слабого пола, которому отказали в политических правах. Кодекс Наполеона укрепил неравенство замужних женщин. В XIX веке идеология сидящей дома жены и матери достигла своего апогея. Этому способствовала индустриализация, ещё более осложнившая жизнь ремесленницам-одиночкам, а также поднявшая доходы мужей, многие из которых способны были уже прокормить неработающую супругу. Век колониальных захватов видел в жене-домохозяйке не только символ богатства, но и признак цивилизованности общества. Рост доходов имел, однако, неприятную сторону для домохозяек: прислуга тоже стала дороже, и заботы по хозяйству приходилось нести всё больше на своих плечах. Конечно, это касалось более-менее обеспеченных слоёв населения. У бедняков выбора по-прежнему не было. Более того, надомный труд становился неконкурентоспособным, и пришлось идти работать на фабрику, где ценили проворные женские пальцы. Но и выжимали все соки.


Книжки писали, однако, не пролетарии, а средние и высшие классы. Потому наше понимание прошлого формировалось под влиянием той самой системы ценностей викторианской эпохи. Нашли археологи ступу в женской могиле – значит она готовила для своей семьи. В мужской – это значит, похоронен каменщик. Действительность – не столь однозначна. Прошло почти сто лет после находки 1878 года, прежде чем учёные смогли прийти к выводу, что раскопанный высокопоставленный викинг был женщиной.
Прошлые ошибки (6) Книги, Обзор книг, История, Политика, Феминизм, Женщины, Эмансипация, Нон-фикшн, Длиннопост

Воительница из Бирки.


Каждая женщина вправе принимать решения сама, оставаться дома или работать. Но называть домохозяйство «истинным призванием» женщины или натягивать стиль жизни викторианского среднего класса на весь глобус – значит игнорировать столетия человеческой истории.


---------------------------------


Нам, рождённым в СССР, далеки такие рассуждения. У нас почти у всех матери работали. А вот на Западе – там по-другому. Как говорил один известный вегетарианец: «Kinder, Küche, Kirche!» Дети-кухня-церковь. Не стоит удивляться столь яростному западному феминизму. Он вырос не на пустом месте. Когда стиральная машина, пылесос и прочая бытовая техника разгрузили женщину от тяжестей быта, она дала знать обществу о том, что желает делать более весомый вклад в его жизнь. Ну и слава Богу, пусть дерзает!

Прошлые ошибки (6) Книги, Обзор книг, История, Политика, Феминизм, Женщины, Эмансипация, Нон-фикшн, Длиннопост

Агитация за права женщины на голос перед референдумом. Цюрих, 1971.

Показать полностью 3

Прошлые ошибки (5)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".


Уже сотни лет учебники всего мира посвящают свои страницы Христофору Колумбу, прославляя великого мореплавателя. Между тем его современники имели на его счёт особое мнение. Да и не был он ни первым человеком, ни даже европейцем, ступившим на американскую землю.

Моряком он был, конечно, классным. Ему повезло родиться в эпоху великих европейских открытий. Можете полюбоваться на карту мира, вышедшую за пару лет до его рождения:
Прошлые ошибки (5) Книги, Обзор книг, История, Политика, США, Колумб, Мифы, География, Нон-фикшн, Длиннопост

Карта мира XV века. Европа внизу, Африка вверху.


Обратите внимание на грифона внизу слева и многочисленных горных драконов. Это не экзотика в картах того времени, наряду с райскими садами и мифической страной Гога и Магога. Впрочем, этому трудно удивляться, зная, что тогдашние карты служили не для навигации, а для изображения христианской теологии. Знания, сохранившиеся на Востоке, потихоньку пробивали себе дорогу на Запад в виде рукописей Птолемея с содержащейся в них концепцией географических координат. Тем не менее, легенды об отдалённых странах изобилия наподобие Антилии с её мощёными золотом улицами или острова блаженных Бразила продолжали будить воображение тогдашних авантюристов.


Особенно в свете истощения золотых месторождений Европы. Кристофоро Коломбо не стал исключением. В погоне за славой этот бывалый моряк и задумал свой план пересечения океана с запада на восток к богатствам Востока, сообщение с которым оказалось затруднено. Зачем переть вокруг Африки, если можно напрямки? Слишком далеко? Обратимся к географии сомнительного качества с якобы огромной Азией и скажем нагло, не моргая в лицо монарху: эти жалкие три тыщи миль от Лиссабона до Китая – посильная задача.

Прошлые ошибки (5) Книги, Обзор книг, История, Политика, США, Колумб, Мифы, География, Нон-фикшн, Длиннопост

Восстановленная карта Тосканелли с нанесёнными на ней контурами неоткрытых Америк.


И потом, может Земля – не шар, а груша? Тогда тем более лучше напрямки. Мало кто повёлся на этот сомнительный прожект: отказали и португальские, и французские, и английские королевские дворы. Отказала его родная Генуя и даже Папа римский. Дураков не было. Казалось бы. Но он нашёл Изабеллу и Фердинанда, которые с третьей попытки, но дали добро и снарядили два корабля.Третий пришлось снаряжать самому Колумбу, экономя на всём, включая матросов, которых набрали в тюрьмах, предварительно помиловав.


Команда стала нервничать с первого дня, а потом даже сам Колумб стал удивляться, насколько велик Атлантический океан. Он стал вести два судовых журнала: один для себя, а другой для команды, где он занижал расстояния. Кстати, потом оказалось, что журнал для команды оказался точнее из-за ошибок Колумба при определении координат. Прошло уже несколько «лишних» недель. Горячие головы уже предлагали выкинуть этого «бешеного иностранца» за борт. Этого, как мы знаем, не случилось. Вперёдсмотрящий Хуан Родригес Бермео увидел землю, радуясь при этом обещанной пенсии из 10 тысяч монет ежегодно (которую он так и не получил – капитан всё захапал себе).


Туземцы не прятались по кустам, а с радостью выбежали к пришельцам. Кто-то не утерпел и поплыл навстречу шлюпкам. Один старик даже умудрился влезть в лодку к самому Колумбу. С готовностью они обменяли на бусы, шляпы и колокольчики на хлопок, попугаев и какие-то листья. Колумб был удивлён тёплым приёмом и здоровым видом туземцев, у которых не было видно признаков рахита, типичных для Европы тех лет. Переводчик вроде бы выяснил, что дальше на запад расположен китайский порт Ханчжоу. Вперёд, за восточными пряностями! Увы, в Карибском архипелаге успех был весьма скромен: немного чили-перца, немного корицы да несколько украденных туземцев. И даже табак (вот что это были за листья) команда выкинула за борт.


Всё же на Эспаньоле (он же Гаити), где потерпела крушение Санта-Мария, обнаружилось золото. Миссия была выполнена. Колумб гордо хвастал новым маршрутом в Китай перед королевской парой. Впрочем, в этом ему мало кто верил. Но артефакты говорили сами за себя. Вперёд, за сокровищами! Всего было четыре путешествия Колумба в Новый свет, и начиная со второго, фортуна всё больше отворачивалась от знаменитого мореплавателя. Все 39 матросов, оставленных на Гаити, были убиты, их лагерь сожжён. Туземцы быстро признались в содеянном: уж больно охочи оказались поселенцы, они же бывшие осуждённые, до местных золота и женщин. В отместку Колумб повесил местного вождя и организовал прочие зверства. В течение года остров оказался ввергнут в войну, в которой у коренных жителей не было шансов. Вместе со своим братом Бартоломео он убил десятки тысяч человек в серии своих походов. Выжившие были обращены в собственность короны и принуждены к труду, в том числе сексуальному. Каждый, кто был старше 14 лет, был обязан платить дань золотом и хлопком. Многие умерли от истощения, а кто не подчинился – того покалечили или казнили. Итогом двухлетнего правления братьев на острове стала смерть 50 тысяч человек от истощения и болезней. Всего за полсотни лет после открытия Испаньолы коренное население упало с нескольких сот тысяч человек до 500.


Вина Колумба, одержимого рабством, в этом бесспорна. Уже через пару дней после первой высадки он написал восторженное письмо Изабелле и Фердинанду о грядущей пользе туземцев в качестве слуг, в которых их можно легко обратить силой оружия. Он мечтал организовать широкую трансатлантическую работорговлю, которая, впрочем, не могла принести большой пользы ввиду высокой смертности при перевозке. В любом случае монархи не разделяли рвения мореплавателя, потребовав обращения туземцев в христианство, что исключало рабство. Это не умерило рвение Колумба на местах, и к 1500 году монархи потребовали освободить всех без исключения.


Но не обращение с туземцами погубило его, а тираническое правление братьев со своими же соотечественниками. Они вешали даже за малые провинности. Поток жалоб игнорировать стало нельзя. Королевский инспектор был шокирован зрелищем виселиц с телами испанцев, «украшавших» порт. За шесть лет братья покрыли цветущий остров сетью шахт и плантаций. Болезни, недостаток еды и свежей воды мучили оставшееся население. Имущество Колумбов было конфисковано, их самих заковали в цепи и отправили судить назад за океан. На «той стороне» ему удалось пробудить жалость монархов своими оковами, и его помиловали, лишив, правда, статуса Высокого Адмирала и прочих прав. Ему даже позволили снова отправиться на поиски сокровищ Нового Света (запретив появляться на Гаити). Да что я пишу, не Нового Света, а Азии. Ведь он был по-прежнему уверен, что нашёл дорогу в Китай. Последнее его странствие обернулось бедствием с ураганами, малярией, враждебными туземцами и гниющими судами. Мало помогло его искусство морехода, когда их выбросило на Ямайку. Они запросили помощи с Гаити, но там слишком хорошо знали бывшего хозяина и не отзывались целых семь месяцев. Умер Колумб через полтора года после возвращения в Испанию, в полном расстройстве и без титулов. Почти никто не заметил его смерти.


Прошли столетия, и сегодня каждый второй понедельник октября по всем Соединённым Штатам организуются торжественные шествия в честь жестокого, себялюбивого и сбитого с толку генуэзского моряка, которого быстро забыли в его время. Но вспомнили, когда понадобилась героическая фигура из прошлого для новорожденной страны. Конкурентов у него было немного: Джона Кабота снаряжали ненавистные англичане, а Америго Веспуччи пал жертвой компании очернения в родной Испании. Так родился миф о практичном, рассудительном и приземлённом американском пионере. Религиозный недалёкий фанатик превратился в дальновидного новатора. Писатели, прославлявшие Колумба, не стеснялись рассказывать о том, что европейцы были плоскоземельщиками, которым Колумб открыл глаза на правду. Чего не соврёшь, чтобы поднять патриотический дух у соотечественников! Именем Колумба называются города, площади, улицы и округ, где расположена столица государства.
Прошлые ошибки (5) Книги, Обзор книг, История, Политика, США, Колумб, Мифы, География, Нон-фикшн, Длиннопост

Парад в Нью-Йорке на День Колумба 2021


Если присмотреться, можно увидеть итальянский флаг во главе парада. Не зря: популярность его поддерживается итальянской диаспорой, считающая его днём итало-американской культуры.


Не всем нравился и День Колумба. А вернее иммигранты-католики, его празднующие. Стали искать подходящих протестантов-первооткрывателей. И нашли! Правда, викинги протестантами не были, но имели вполне англосаксонское прошлое. Только вот трудно было найти доказательства: древние саги – так себе подтверждение. Норвежцы были не одиноки в своих «претензиях»: в открытии Америки подозревали древних финикийцев, египтян, греков и китайцев. В 2014 году кто-то даже додумался приписать вояж на Аляску самому Марко Поло. Тогда же не остался в стороне турецкий президент Эрдоган, который торжественно объявил о высадке мусульман в 1178 году и найденной Колумбом мечети на Багамах. Менее фантастические предположения включают полинезийцев. Гипотеза опирается на похожую флору. Впрочем, эта гипотеза не подтвердилась. Но вот жилище викингов всё-таки нашли. Саги не врали! Данные радиоуглеродного анализа остатков поселения на Ньюфаундленде дали рубеж первого и второго тысячелетия.Точно, как в легенде.


Так или иначе, но заслуга Колумба в установлении долговременной связи между континентами бесспорна. Даже то, что он оказался способен сеять споры о себе столетия спустя, говорит о его влиянии на нашу культуру. Жестокое обращение его с индейцами не забылось, и сегодня один штат за другим переименовывают День Колумба в День Коренных Народов. Сносятся памятники, где-то планомерно, где-то в рамках акций протеста. Потомки итальянских иммигрантов в союзе с правыми популистами встают на защиту мореплавателя. В пылу баталий встаёт вопрос: как относиться к своему противоречивому прошлому? Прославлять? Скорбеть? Забыть? Игнорировать?

Фактом останется то, что для многих Колумб ещё долго будет в пантеоне героев и злодеев. И как следствие – его образ будет неустанно подвергаться искажениям в ту или иную сторону. Мы не можем иначе.


-----------------------------------


Вот и по ту сторону океана рушат памятники. Правильное отношение к прошлому, на мой взгляд – помнить хорошее, но ни в коем случае не забывать и плохое. Иначе – оно вернётся обратно в новом обличье. А опрокинув чугунного болвана, его идеи не опровергнешь.

Показать полностью 3

Прошлые ошибки (4)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".


Если варвары были не такие уж и варвары, то и Тёмные века – тоже не столь темны на самом деле. Деятели Просвещения называли Средневековье «долгим периодом неведения», «детством человечества», в котором люди пели, не зная музыки и слагали стихи, не ведая о поэзии. Высказывания о тёмном тысячелетии, начавшемся после падения Рима можно услышать и сегодня.


Снижение уровня жизни и сокращение населения Европы тех лет бесспорны. Так же бесспорна деградация классического образования в годы, когда учёные потеряли контакт друг с другом, а школы попали во власть клерикалов, враждебно относившихся к языческому знанию своих предков. Тертуллиан восклицал:

Итак: что Афины – Иерусалиму? что Академия – Церкви? что еретики – христианам?

Тем не менее, не всё было так плохо на этой планете. Рим пал, но не пал Константинополь. Византийцы гордились своим классическим наследием. Они сохранили и перестроили старые греческие храмы и продолжали переписывать сочинения древних. Благодаря их трудам, практически любой дошедший до нас фрагмент древнегреческих сочинений, будь то Платон, Аристотель, Плутарх или Аристофан, может быть отслежен до какой-нибудь византийской копии. Византийцы любили и уважали классику. И допускали даже некоторый плюрализм мнений. Правда, это продлилось не вечно. Начиная с Юстиниана, это дело пошло потихоньку на убыль.


Были чума, были войны, а потом пришли арабы с исламом. Они-то и переняли эстафетную палочку древней науки. Их калифы стремились овладеть мудростью империй, которые они подчинили и запустили масштабную программу сбора и перевода на арабский сочинений персов, греков и римлян. Титанический труд, на самом деле. Переводческое движение было сконцентрировано в Багдаде, ставшим одной из мировых культурных столиц.

Прошлые ошибки (4) Книги, Обзор книг, История, Древний Рим, Средневековье, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Сократ с учениками


В отличие от византийцев, заботливо хранивших древнее знание, арабы решили развивать его. С чем-то поспорить, что-то переосмыслить, а где-то пойти дальше. Результатом стал Золотой век ислама, подаривший миру россыпь блестящих учёных. Арабы не только заимствовали цифры из Индии, но и придумали десятичную точку для них. Аль-Хорезми заложил основы алгебры. И пусть их астрономы, уточнив движения планет, всё же не отважились поставить под сомнение геоцентризм, Копернику их сочинения пришлись весьма кстати в своё время. И уж конечно, они не отрицали, что Земля круглая. Они даже вычислили её диаметр с погрешностью 0,16%. Замечательный прогресс был достигнут в медицине. А зоолог Аль-Джахиз «дописался» до мыслей об эволюции, которая движима тремя механизмами: борьбой за существование, изменчивостью видов и окружающей средой.


Конечно, их методы были по сегодняшним меркам далеко не идеальны. Но подход к учению у них был подлинно научный: вера в строгие повторяемые эксперименты и нежелание принимать всё на веру. Аль-Кинди писал:

В оценке истины и получении её нас не должно смущать то, откуда она приходит, даже если она приходит от отдалённых рас и других народов. Ничто не должно быть дороже ищущему истину, чем сама истина.

Золотые слова. Почему же, при всём при этом, тогда вообще заговорили о «тёмных веках»? Зачинателем концепции оказался Франческо Петрарка. Традиционно христиане считали тёмными веками время до Христа. Но этот поэт настолько был одержим Древним Римом, что перевернул эту парадигму с ног на голову: всё, что было после падения Рима – «сон забвения». Идея прижилась. Ему стали вторить современники, историки и писатели. Этим деятелям Возрождения было лестно считать себя просвещёнными учёными. Не то, что не столь далёкие предки. Что уж говорить о деятелях Просвещения, народившихся пару веков спустя? Вольтер, Кондорсе, ДАламбер гордились своим разумом, эрудицией и знакомством с античной классикой. Тёмные века в их изображении стали воплощением суеверий, иррациональности, произвола, грубости и ненаучности.


По иронии судьбы, разумом, эрудицией и образованностью они были обязаны как раз византийским и арабским учёным из того самого «тёмного» времени. Итальянское Возрождение было начато византийскими беженцами, принёсшими с собой древние сочинения. А без Возрождения не было бы и Просвещения. Всё их презрение к Средневековью – не что иное, как европоцентризм и самовозвеличивание. Именно по этой причине турок и арабов описывали нецивилизованными варварами


Тема, конечно, получила дальнейшее развитие. Настоящая история – это то, что на Западе, оказывается. А арабы только испортили взятое у греков знание. К концу XIX века многие археологи и историки дописались уже до концепции расовой иерархии. Надо же как-то убедить себя в биологической неполноценности исламской цивилизации. Современные историки описывают этот процесс не иначе, как «воровством истории» неевропейского мира. Знаменитый Гегель написал как-то:

У Африки нет истории.

Ему вторили оксфордские профессоры уже в середине двадцатого века, объяснявшие студентам, что нечего заниматься Африкой – ведь её история не имеет отношения к Европе.

И даже если ограничиться только лишь Европой – всё равно нельзя говорить о том времени, как безнадёжно тёмном. Речи не может быть о развале искусства, которое развивалось и принимало другие формы. Развивалась и грамотность. Монахи шестого века стали писать слова отдельно, а также изобрели пунктуацию. При Карле Великом добавились прописные буквы. Древние же римляне писали вот так:

Прошлые ошибки (4) Книги, Обзор книг, История, Древний Рим, Средневековье, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Scriptura continua


В то время, когда Петрарка восторгался Древним Римом с его грамотностью в 10-20%, в итальянских городах было порядка 70% грамотных. В плоскую Землю уже давно мало кто верил, начиная с арабов, рассчитавших размер земного шара. Популярнейший астрономический трактат средневековых университетов не зря носил название «О сферах».


Даже к ведьмам в «тёмное» время относились не в пример человечнее. Во Франции девятого века королевский эдикт объявлял преступлением сжигание предполагаемой ведьмы на костре. Не то, что века спустя. Что же касается суеверий – так и в двадцать первом веке их навалом! Если посчитать процент образованных людей, который верит в астрологию или даже в плоскую Землю, то не факт, что мы опередим те давние времена. Давайте не будем льстить себе: люди прошлого были не хуже нас, они просто имели другие заботы. А взлёты и падения цивилизаций – случались и случаются не только в Европе, но и за её пределами.

Показать полностью 2

Прошлые ошибки (3)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".


Варвары. Вандалы. Готы. Гунны. Названия этих народов стали именами нарицательными. Которые означают тьму, ярость, необузданность, безжалостность. Почём зря. На деле эти племена стали жертвами одной из самых ранних и масштабных кампаний по очернению.


Кто-то сказал, что историю пишут победители. Не всегда. Когда победитель неграмотен, за него может написать грамотный и мастеровитый побеждённый. Как это делал епископ Идаций в пятом веке:

Варвары, вторгшиеся в Испанию, убивали и опустошали страну... Со своим обычным коварством они, нарушив мир, убивают многих людей обоего пола, разрушают святые церкви, рушат алтари, уничтожают всякое священное украшение, уносят обнаруженное. Два епископа со всем клиром уводятся в плен. Более слабых уводят в печальный плен. Предав огню оставшиеся пустые дома, они опустошают поля.

Ненависть к варварам в Римской империи росла по мере роста угрозы с их стороны. Их называли тупыми и упрямыми, дикими и жестокими, жадными пьяницами, ненадёжными изменниками, неопрятными аварами, купающимися в моче кантабрийцами и вечно покрытыми грязью славянами. А ещё безобразными волосатыми огромными уродами.


Отвращение древних авторов было перенято и историками Нового времени, начиная с Эдварда Гиббона. Но всё же дотошность современников даёт свои плоды, и мы узнаём о чистоплотности вандалов, музыке и поэзии в варварской культуре. Ненавидимые римлянами франки имели кодекс законов, в котором два десятка статей содержали описание различных видов свинокрадства. Причём типичное наказание за разные преступления, не секир-башка, а штраф.


Да, их не любили, запрещая даже носить по их примеру штаны. Но веками жили с ними бок о бок. Варвары являлись отделимой частью римского мира.


Конечно, бессмысленно отрицать за ними жестокости. Но сами римляне тоже были далеко не ангелами. Эта цивилизация уничтожила три миллиона гладиаторов на аренах и ещё три - на поле боя. Римляне были непревзойдёнными мясниками. Современник Цезаря предлагал предать его суду за зверства в Галлии, поход в которую стоил жизни 700 тысячам человек. Империю с её религиозными суевериями нельзя было назвать светочем разума и рациональности. Варвары пытали римских граждан? Ай-яй-яй, как нехорошо. Как будто имперская власть не пользовалась пытками для наказания и извлечения признаний. Ещё почище. Варвары хоть детей не пытали.


Одним словом, лицемерные римские авторы рукоплескали побоищам и разрушениям своих побед, но обличали то же самое, делаемое врагами Империи. Всё, как всегда.


В кампаниях очернения досталось не одним только варварам. Не щадили никого, включая собственных императоров. Калигула хоть был и жесток, но не делал своего коня сенатором и не спал со своей сестрой. Как только стало известно о пожаре, Нерон не стал слагать свои вирши, а лично взял ответственность за тушение пожара и открыл свои сады для размещения бездомных. А как умер, так его недоброжелатели взялись распускать слухи о поджоге. Которые с готовностью были поддержаны христианами, которым от Нерона досталось. Выдумкам недоброжелателей и впоследствии нашлось место в исторических сочинениях. Екатерине Великой "досталось" умереть от секса с жеребцом, Наполеону - прослыть карликом при нормальном для его времени росте в 168 см.

Прошлые ошибки (3) Книги, Обзор книг, История, Древний Рим, Варвар, Древняя история, Пропаганда, Нон-фикшн, Длиннопост

Нерон смотрит на горящий Рим


Злоязычие в источниках слишком часто служит собственным целям. Ещё Аристотель объявлял варваров "рабами по природе", с чем с готовностью согласились и римляне. Прошли века, и писания римских классиков стали снова читаться европейцами, которые с готовностью напялили на себя мантию цивилизаторов. В эпоху колониальных захватов - самое то. И если вы думаете, что сегодня всё кончилось - как бы не так. Поглядите, что стали писать про мусульман после терактов 9/11, ага.


Несправедливо винить одних только варваров в падении прогнившего Рима. Знаменитые готы пришли в Империю в 376 году не как захватчики, а как беженцы. К которым отнеслись с презрением. Когда закончились запасы еды, им предложили собачье мясо. Но не даром, а в обмен на детушек в рабство. По курсу один ребёнок за собаку. Вам бы это понравилось? Получайте Адрианопольскую битву, в которой погиб сам император и которая стала началом конца Западной Римской империи. За готами последовали другие народы, которые были не столь уж многочисленны: редко какая их армия превышала 25 тысяч человек. Но жизнь в империи стала настолько тяжёлой для большинства её обитателей, что перспектива варварского правления выглядела для них меньшим злом.


В 410 году готы взяли Рим. Но за два года до того на полуострове прокатилась волна зверств по отношению к семьям германцев, служившим в римских легионах. 30 тысяч оскорблённых мужей дезертировали со службы и присоединились к готам в их походе. Римлян это не смутило, и они надменно отвергли предложение о мире, сделанное предварительно Аларихом. Готы подходили к Вечному городу, а навстречу бежали тысячи рабов, чтобы поучаствовать в штурме. Аларих, будучи христианином, пощадил город и не стал жечь по традиции. Жертв было мало, и город по сути не пострадал. Варвары, захватывая римские города, очень часто рассуждали здраво: зачем разрушать то, что принадлежит тебе? И поддерживали администрацию, законность и веротерпимость.


Короче, к писаниям Идация следует относиться со здравым скептицизмом. Он и конец света на 482 год назначил, если что. Но апокалиптические его строки надолго запали потомкам в душу.


----------------------------------------


Ничто не ново под Луной. Вчера средоточием зла были варвары, сегодня "виноваты" Пушкин и Чайковский, а также русские продукты в магазине. Слава Богу, сегодня все грамотны, и перевирать становится всё труднее. Каждый пишет свою историю. Дело за малым - победить, чтобы сжечь то, что написал про тебя враг.

Показать полностью 1

Прошлые ошибки (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Дэвида Маунтина

"Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение".


Со школьной скамьи нам известен образ гениального математика Пифагора, который и теорему доказал, и простые и иррациональные числа открыл, и даже само слово «математика» придумал. А ещё он стандартизировал меры веса, изучал движение планет, а также первым догадался, что Земля круглая. Коперник, Кеплер, Галилей считали его основателем гелиоцентризма. Коперник даже назвал свою теорию «Пифагорейской астрономией». А ещё он был знаменитым философом и путешественником, обсуждавшим этику с дельфийским оракулом, символизм с египетскими жрецами, а науку о снах с древними евреями. Он учил о переселении душ и призывал к вегетарианству, чтоб не съесть себе подобного ненароком. Вегетарианство впоследствии долго называли «пифагорейской диетой». Цицерон считал, что «высшая мудрость» его учения «принесла гармонию в мир».

Прошлые ошибки (2) Книги, Обзор книг, История, Пифагор, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Пифагор на фреске Рафаэля


Всё враньё, и фреска тоже. Историки уже давно стали подозревать, что не может простой смертный совершить такую массу подвигов. Правило у них простое: хочешь правды – копай глубже. Ищи ранние свидетельства. И оказалось, что чем раньше источник, тем более блёклый образ у нашего героя. Аристотель считал его основателем нескладной математической философии. Живший ранее Платон же вообще не знал о его связи с математикой. Для него Пифагор был лишь таинственным религиозным гуру. Короче, никакой он не светоч науки. А страдавший манией величия чокнутый жулик. Неудивительно, что не сохранилось его сочинений: он ни слова и не написал (вопреки Рафаэлю). И, конечно, не доказывал теорему, которая была известна задолго до его рождения. А имя своё получила через 400 лет после его смерти. С давних времён наличие математического таланта необязательно, чтобы прослыть великим учёным. Надо всего лишь иметь толпу верных поклонников.


И если для начала не надо было что-то из себя представлять, чтобы довериться босому горлопану, то со временем неофитам нельзя было раскрывать рот. Сдай всё своё добро в общак и слушай Великого Господина из-за занавески. Вот пройдёт пять лет – и коммуна примет решение, проанализировав твою личную жизнь. И если повезёт, тебя примут и можно будет смотреть гуру в глаза. Но нельзя будет совокупляться ради удовольствия, отливать в направлении солнца, чистить зубы лавровым листом и публично купаться. А также есть яйцекладущих животных, подбирать крошки и употреблять алкоголь. И упаси Господи есть бобы!


Нумерология его больше похожа на религию, чем на математику. Десятка – счастливое число, семёрка – несчастливое. Хотя пожалуй, представление о том, что цифры правят миром, подвигнуло кое-кого из его учеников на подлинные находки в математике. Филолай даже стал отрицать, что Земля – центр Вселенной.

Короче, какое-то наследие этот прощелыга оставил, но назвать это школой нельзя. Это была скорее секта, восхваляющего своего основателя и приписывающая ему свои и чужие заслуги, будь то иррациональные числа или гармонические пропорции. В Средние века по Европе циркулировали уже сотни псевдопифагорейских трактатов.


Да, Древняя Греция – это не только философы и демократия. И не только Афины. Это большое количество слабо связанных между собой колоний на утёсах Средиземноморья. Греки тратили больше времени, истребляя друг друга, чем борясь против иноземных захватчиков. Несмотря на это, начиная с эпохи Возрождения, они стали предметом поклонения со стороны европейцев, которые строили дома в любимом стиле, изображали себя в плащах на холсте и эллинизируя свои языки. Всё хорошее превозносилось, о плохом умалчивали. Как можно говорить плохо о колыбели цивилизации!


А что в этой колыбели пасть жертвой покушения или побивания камнями было проще простого – это так, бывает, сэр. Что хвалёная афинская демократия распространялась лишь на граждан, которыми был лишь каждый десятый – ну, всё ж лучше олигархии! Олигархия, кстати, пользовалась поддержкой подавляющего большинства знаменитых философов. Тот же Платон, являясь богатым аристократом, презрительно относился к тем, кто был «низшими в добродетели и породе». Восхваляемая им в Государстве система была, по словам автора, «авторитарным, тоталитарным и коммунистическим кошмаром».


Презрение к демократии и массам вообще было не единственным родимым пятном Древней Греции. В копилку должны пойти дичайшие суеверия, магии, вера в сверхъестественные и таинственные феномены. Вся эта пифагорова чушь была вполне в духе своего времени. Самозваных пророков было хоть отбавляй. Эпименид умер якобы в возрасте 157 лет. Аристей якобы умел путешествовать во времени. Абарис обходился без еды. Якобы. Амфион якобы двигал скалы силой мысли, а Эмпедокл прыгнул в кратер Этны в попытке доказать своё бессмертие. Последний мог, впрочем, и взаправду это сделать. Был ещё такой Александр Пафлагонец, который заклинал божественного змея Гликона, воплощение легендарного Асклепия.

Прошлые ошибки (2) Книги, Обзор книг, История, Пифагор, Мифы, Нон-фикшн, Длиннопост

Гликон


На самом деле его Гликон был куклой, надеваемой на руку, как в детский передачах. Но пипл схавал, и культ прижился на пару столетий. Как видите, скульптуры красивые потомки наваяли.


В принципе, иногда можно было и не совершать рискованных поступков. Достаточно было провозгласить себя сыном Зевса, как это сделал Александр Македонский. Многие верили. Обожествляли и Платона, правда после его смерти.


Автор предполагает, что культ героев является неотъемлемой частью нашей психики. Ну не можем мы жить, не сотворив себе кумира, несмотря на вторую Заповедь. Томас Карлейль в девятнадцатом веке написал монументальную историческую панораму, состоящую почти целиком из деяний великих людей, ведущих человечество от свершения к свершению. Он просто принимал данностью, что немногие рождаются героями, многие же им поклоняются.

Мы все любим великих людей, разве не чувствует каждый настоящий человек себя выше, когда ссылается на что-то, что реально выше его?

И хотя историки называют его теорию «романтической болтовнёй», она очень влиятельна, эта болтовня. Как итог – раздутые поклонниками биографии и всё новые мифы, в этот раз про героев сегодняшних дней, будь то композитор Игорь Стравинский, на премьере которого якобы подрались зрители или якобы непобедимый стратег Джордж Вашингтон. А история... Она по-прежнему будет оставаться комбинацией больших и долгих процессов и способности личностей и групп на эти процессы адекватно реагировать.

Показать полностью 2

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Прошлые ошибки (1)

Многие слышали, что белоснежные античные статуи, дошедшие до нас через тьму веков, были когда-то совершенно не такими. Греки и римляне любили их раскрашивать для реалистичности. Но мы так привыкли к этой белоснежности, что она сама по себе стала эталоном красоты. Прошли века – и этот монохромный миф послужил основанием для фашистов думать, что средиземноморская античность была местом и временем исключительно высшей белой расы. Как бы не так.

Прошлые ошибки (1) Книги, Обзор книг, История, Мифы и реальность, Прогресс, Древняя история, Нон-фикшн, Длиннопост

Уцелевший портрет римского императора Семптимия Севера


На самом деле статуи просто или выцвели со временем, или их отчистили от «грязи» средневековые реставраторы. Греки, римляне, викинги, ацтеки, китайцы – все любили краски и использовали их. И не их вина, что пигменты не выдержали проверки тысячелетиями. Сегодня мы начинаем постигать мировосприятие предков.

Прошлые ошибки (1) Книги, Обзор книг, История, Мифы и реальность, Прогресс, Древняя история, Нон-фикшн, Длиннопост

Этрусский антефикс до и после реставрации


Примеров мифов, искажающих наше историческое восприятие, много. С некоторыми из них познакомил читателя молодой британский автор Дэвид Маунтин в своей книге.

Прошлые ошибки (1) Книги, Обзор книг, История, Мифы и реальность, Прогресс, Древняя история, Нон-фикшн, Длиннопост

Прошлые ошибки. Как мы неправильно истолковываем историю и почему это имеет значение.


Эта книга – не про прошлое. А про то, как неправильно порой мы его понимаем. Вопрос этот не праздный. Сегодня правые радикалы требуют под лозунгом возвращения к красоте древних избавиться от пришлого элемента в стране, а старые и новые исторические мифы служат материалом для постановки всё новых бойцов под знамёна националистов. Автор призывает нас обратиться к истории, чтобы мы увидели себя, какими мы являемся на самом деле. Может быть, мы получим тогда шанс исправиться к лучшему.


Привычная картина развития человечества включает в себя тысячелетия прозябания в пещерах и хождения с дубинами на охоту. Когда ледники ушли в последний раз, открылись новые возможности. Люди изобрели земледелие и скотоводство и перестали кочевать. Появилось много еды и свободного времени. Это изобилие было употреблено на развитие ремёсел и торговли. Деревни росли и превращались в города, которые становились центрами политической власти и местом концентрации религиозной и бюрократической аристократии. Так несколько тысяч лет исторического прогресса воспитали из недалёких кочевников грамотных горожан. Появилась цивилизация.


Эта приятная картина на самом деле имеет отдалённое отношение к действительному развитию событий. В процессе выработки исторических концепций мы делаем это так, чтобы сохранить и оправдать то, во что верим. Верили же мы издавна в основном в собственные мифы. Нашли древнее рубило в земле – это, должно быть, молния ударила когда-то. Ну а если это наконечник для стрелы – там без ангелов или эльфов не обошлось.


Время шло. Европейцы стали осваивать мир и натыкаться на племена, ведущие примитивный образ жизни и использовавшие на охоте чуть ли не те самые орудия эльфов. Если так, то быть может, и мы когда-то были такими, как они? Быть может, всё было не так, как сказано в Ветхом завете? Европейские учёные в конце восемнадцатого века начали классифицировать первобытные орудия по типу материала: камень, бронза или железо. Так археологи стали разделять прошлое на века согласно этим веществам. Окончательный разрыв с библейской хронологией произошёл в начале девятнадцатого века. К этому времени сам объём находок не позволял втиснуть их в те жалкие несколько тысяч лет, отведённых нам Священным Писанием.


Когда мы получили в своё распоряжение миллионы лет, история стала terra incognita для исследователей. Узколобых исследователей, приходится признать. Они исследовали не столько для того, чтобы постичь прошлое, сколько для лучшего понимания «прогрессивной природы человека» в процессе становления цивилизации. Сильное влияние оказал Дарвин. Если виды могут эволюционировать от низших к высшим, то почему это не могут делать культуры? Прогресс стали считать фундаментальным законом природы, двигающим нас из троглодитовых пещер к вершинам (западной, конечно) цивилизации с её городами, заводами и железными дорогами. Приятно сознавать, что ты являешься венцом творения, как считал Джон Леббок. Если ты – на вершине творения, то это подразумевает, что другие культуры – «примитивные», «инертные» или «тупиковые». То есть не заслуживающие признания. А заслуживающие колонизации. Так интерпретация исторического прогресса Леббоком, Морганом и им подобными послужили оправданием имперских завоеваний Запада. Так и надо индейцам с их отсталой культурой.


Наша вера в прогресс крепла параллельно развитию производительных сил. Пока недавно дотошный Клаус Шмидт раскопал в Турции большой религиозный комплекс, который построили не земледельцы-животноводы, а охотники-собиратели. Сделали они это 11500 лет назад, когда городами и не пахло. Это как же получается – эти жалкие троглодиты имели не только сложные религиозные верования, но ещё и дофигища времени и средств для постройки монументальных сооружений? Опа...

Прошлые ошибки (1) Книги, Обзор книг, История, Мифы и реальность, Прогресс, Древняя история, Нон-фикшн, Длиннопост

Реконструкция храма Гёбекли Тепе


Можете убедиться, что подобное должно строиться координированными усилиями сотен, тысяч людей. Но доступ оно может обеспечить лишь немногим. Вывод: религиозная элита у них тоже была.


Это был не первый шок подобного типа. Уже в девятнадцатом веке знаменитый французский археолог Мортилье отказывался верить в подлинность наскальных росписей Альтамиры.
Прошлые ошибки (1) Книги, Обзор книг, История, Мифы и реальность, Прогресс, Древняя история, Нон-фикшн, Длиннопост

Полихромный бизон Альтамиры


Ну не мог троглодит написать такое! Это явно сделали зловредные клерикалы, чтобы дискредитировать научные исследования прогресса цивилизации. Потом были открытия городов, в которых отсутствовали гончарные изделия. Тоже не укладывается в концепцию. Сначала должны быть горшки, а уж потом – башни!


Короче, нескладно получается, с прогрессом-то. У древнего охотника оказался несколько другой образ жизни, чем предполагалось. В принципе, не надо было так долго копать в турецких холмах, чтобы догадаться. Многие современные дикари тратят на добывание еды от силы двадцать часов в неделю. Куда уж нам до них. И они, подобно предкам, предпочитают жить в собственных хижинах, а не в пещерах. Так что гипотеза о сельском хозяйстве как основе цивилизации оказалась серьёзно подорвана. Не так уж легка жизнь крестьянина: ешь монотонную пищу, подрываешь себе здоровье непрерывными трудами. А ещё болезни вследствие скученного проживания и контакта с животными. А ещё неурожаи случаются. Это всё отражается на здоровье, конечно: рост крестьянина по сравнению с охотником оказался по данным исследователей ниже на несколько сантиметров.


Какого же лешего наши предки занялись этим вот всем? На этот вопрос наука ещё не нашла однозначного ответа. Ясно лишь, что решение это оказалось непростым, и сотни, тысячи лет охотники-собиратели жили бок о бок с земледельцами-животноводами. Ни о какой революции речь идти не может, когда люди меняли свои занятия от одного к другому и обратно. Так же и сегодня делают некоторые «нецивилизованные» народы, собираясь в организации для какого-то дела, например, на зимовку, чтобы летом снова разбежаться ловить рыбу мелкими группками. Культурное развитие человечества явно шло не поступательно, а запутанными тропками, через пробы и ошибки, эксперименты и адаптацию.


Можно ли назвать это прогрессом? Ну, определённую тенденцию к усложнению можно увидеть. Но это – не закон. То, что было вчера, может не повториться завтра. Карл Поппер сказал по этому поводу:

Ход человеческой истории не может быть предсказан научными или какими-либо другими рациональными методами.

Что это значит? Это значит, что вряд ли нас в будущем ждёт Град Божий, коммунизм или какая-нибудь другая утопия. Всё, что предки создали, может быть с успехом профукано их потомками. И всё же мы верим в прогресс больше, чем отдаём себе отчёт в этом. Мы любим порядок и ищем и находим его там, где его не было и нет. И если наше качество жизни продвигалось, то это происходило не по какому-то неосязаемому закону, а из-за ненасытного желания улучшать условия существования. Все эти каноэ, сапоги, математики, лекарства, письмо, металлургия, деньги – не мерила прогресса, а благоустройство себя любимого. А прошлое... Оно доставит нам ещё немало сюрпризов.


----------------------------------


Автор всё же допустил некоторое «усложнение» нашей жизни. Но что собой представляет та же дарвинова эволюция, если не непрерывное усложнение? И что движет ею, если не забота о выживании? На мой взгляд, большой разницы между ней и улучшением условий нет. Да, прогресс не идёт линейно, но это ещё Гегель с его диалектикой отмечал. Развитие идёт по спирали. Но оно всё же идёт. Автор, однако, прав, предостерегая нас от поспешных выводов в интерпретации прошлого. Слишком плохо мы знакомы с этой спиралью.


Тем не менее, причудливое развитие древних обществ – не миф. Я рассказывал о книге Гребера и Уэнгроу, где они излагают свою версию рассвета цивилизации. Пути ранней истории человечества запутаны. В них есть место свободным городам с равноправным населением и решениям отменить властные иерархии. И если это было возможно очень давно, то и сегодня у нас есть шанс.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!