Серия «Пивная лекция (с дегустацией)»

История пива №30. Пиво и дьявол

Пока монахи отдувались за себя и за того парня, коммерческое пивоварение в Бельгии тоже потихоньку двигалось вперёд. Сухой закон создавал определённое давление, но не меньшее давление создавало и импортное пиво. Бельгийское пиво начала XX века содержало 2.5-4.5% алкоголя (только ламбики были крепче, порядка 6%); при этом если немецкие и нидерландские лагеры типично имели крепость 3-5%, то вот британское пиво того времени, особенно экспортное, было намного крепче. Неудивительно, что первые действительно крепкие бельгийские сорта были… британскими.

В 1923 году (по другим источникам — в 1918) пивоварня Moortgat выпустила специальный крепкий «победный эль» (‘Victory Ale’), чтобы отпраздновать окончание Первой Мировой войны. Для этого один из двух братьев Мортгатов, Альберт, отправился в Шотландию в поисках необходимых дрожжей. Но, что более важно, из Британии он привёз не только дрожжи, но и рецепт: по сути Victory Ale был бельгийской интерпретацией классического шотладского эля (который, в свою очередь, был шотландской интерпретацией классического английского барливайна), и имел впечатляющие 8.5% крепости. Настолько впечатляющие, что сапожник по имени Ван Де Воувер якобы назвал его «настоящим дьяволом» (‘nen echten Duvel’ на местном диалекте) — и Мортгаты решительно переименовали «победный эль» в «Duvel».

История пива №30. Пиво и дьявол История, Пиво, Бельгия, Дьявол, Длиннопост

(Семейство Моортгат в 1895 году. Сидящий импозантный мужчина — основатель династии и пивоварни Ян Леонард. Слева от него стоит Альберт, а крайний справа — Виктор: будущие изобретатели Дувеля.)

Ещё дальше пошёл пошёл пивовар по имени Альфред Дюбюйссон, который унаследовал от родителей пивоварню в провинции Эно. Желая конкурировать с импортным британским пивом, он сварил в 1933 году барливайн крепостью 12%, который назвал ‘Bush’, дабы подчеркнуть преемственность — фактически, перевёл собственную фамилию на английский («buisson» — «куст» по-французски, «bush» — по-английски).

Оба алкогольных экзерсиса на тот момент представляли собой плотный тёмный (янтарный в случае Bush-а) барливайн, достаточно непривычный для тогдашней Бельгии, и во многом поэтому не пользовались большой популярностью. Изменения назрели, и они случились в 1960-е годы. Представитель третьего поколения семьи Мортгатов, Эмиль, заручился помощью всё того же Жана де Клерка в своём твёрдом намерении переформатировать Дувель. Де Клерк преуспел в своей работе: он выделил нужные дрожжи, изменил процессы приготовления солода и самого пива, получив в конечном итоге новый вид пива, крепостью и ароматом сопоставимый с трипелем, а лёгкостью и прозрачностью — с лагером. Сейчас такое пиво называют «бельгийским крепким бледным элем» или «бельгийским крепким золотым».

Получение такого крепкого и одновременно светлого и прозрачного пива сопряжено со множеством технологических ухищрений:

— на производстве всячески избегают воздействия высоких температур, которое неизбежно ведёт к потемнению пива;

— сахарный сироп заменяется декстрозным;

— увеличивается аттенюация: Дувель — необычайно сухое пиво.

Итого, к началу 80-х годов Бельгия производила умопомрачительный ассортимент пива на любой вкус: фаро, ламбик и гёз, а также их вишнёвые и малиновые разновидности; дуббель, трипель и (как его вскоре начнут называть) квадрюпель; Орваль и сэзоны; фламандское коричневое; специальное бельгийское; крепкий золотой эль имени товарищей Мортгатов; витбир имени Пьера Селиса; а также обычные пилснеры и светлые эли.

Похожие изменения зрели не только в Бельгии, но и за морями, в Великобритании и США. Оставалось только поднести спичку и разжечь пожар крафтовой революции.

Это — самое интересное из главы 26 моей бесплатной книги об истории пива и историческом пиве. Глава целиком на Дзене / в Телеграме / книга целиком на Гитхабе. Историей Дувеля заканчивается вторая часть книги, посвящённая целиком и полностью Бельгии. Третья часть (планируется восемь глав) будет посвящена крафтовой революции, и, как обычно, ваши лайки сильно повысят мою мотивацию её писать ;)

Показать полностью 1

История пива №29. Пиво и рыночная конкуренция

Постепенное развитие траппистского пива, приостановленное Второй Мировой войной, вскоре продолжилось. Новый этап был связан с двумя другими монастырями: аббатством Скурмон в Шимэ и аббатством Нотр-Дам де Сен-Реми в Рошфоре. Шимэ был основан монахами из Вествлетерена в 1854 году, а вот история Рошфора уступает в грандиозности разве что Орвалю: она начинается в 1230 году, когда граф Жиль де Валкур основал женский цистерцианский монастырь. Как и Орваль, Рошфор был многократно разграблен в последующие века, а в наполеоновскую эпоху и вовсе разобран на стройматериалы; восстановлен монахами из Ахела в 1887 году.

В это время монахи из Шимэ, чья пивоварня была полностью уничтожена немецкими войсками, решили восстановить её по последнему слову науки и техники, и отправили отца Теодора учиться в Лёвен у знаменитого профессора Жана де Клерка (забегая вперёд скажем, что их сотрудничество продлилось более 40 лет). Вернувшись в обитель в 1948 году, отец Теодор с энтузиазмом принялся за улучшение монастырского пива. С помощью де Клерка он выделил чистые линии дрожжей и перешёл на дуббель-подобную рецептуру со вторичным брожением в бутылке. Пиво с красной этикеткой из Шимэ (Chimay Rouge) быстро завоевало популярность у потребителей, а в конце 1948 года отец Теодор сварил ещё более крепкое зимнее пиво — с синей этикеткой, Chimay Bleue.

Тем временем Рошфор тоже расширял производство, начав продавать своё специальное крепкое пиво, которое изначально производили для больных и раненых во Вторую Мировую. В 1949 году монахи даже купили грузовик, чтобы развозить свой продукт по окрестным деревням.

В этот момент герои нашего рассказа столкнулись лбами: растущая популярность более качественного (и крепкого) Шимэ привела к тому, что в 1950 году продажи рошфорского пива рухнули, не выдержав конкуренции. Казалось бы, тут и сказочке конец — но нет, то, что произошло дальше, как нельзя лучше подчёркивает отличие траппистских монахов от мирских стяжателей.

Когда представители Нотр-Дам де Сен-Реми явились в Скурмон и попросили не продавать пиво в окрестностях Рошфора, те предложили им другое решение: помочь улучшить качество пива. С дружеской помощью монахов и того же де Клерка была произведена модернизация производства, и в 1952 году в Рошфоре был сварен новый сорт пива, названный Merveille («чудо»). Позднее линейка расширилась, добавились Rochefort 6 и Rochefort 8, а Merveille стал называться Rochefort 10 (цифры означали количество недель, в течение которых пиво дображивало в бутылке). К этому моменту «синий» Шимэ перестал быть специальным зимним сортом, и с 1954 года начал производиться на регулярной основе. Через некоторое время к ним присоединился St. Bernardus 12 (а после восстановления пивоварения в монастыре св. Сикста — и Westvleteren XII)

История пива №29. Пиво и рыночная конкуренция Пиво, История, Монахи, Бельгия, Длиннопост

(Та самая реконструированная в 1952 году пивоварня в монастыре Рошфор. Фото: Luca Galuzzi - www.galuzzi.it)

Так в начале 50-х годов родился новый вид траппистского пива — экстракрепкое тёмное. Chimay Bleue содержит 9% алкоголя, а Rochefort 10 и вовсе 11.3%. Когда в 1991 году аналогичное пиво начали производить пивовары из La Trappe (всегда отличавшиеся коммерческой жилкой, вплоть до того, что их одно время исключали из Международной ассоциации траппистов), они дали ему название «квадрюпель» (quadrupel или просто quad).

Это пиво уже много лет удерживает репутацию лучшего пива мира. Когда сервис Ratebeer начал присуждать награду лучшему пивовару в 2001 году, Westvleteren, Rochefort и Chimay заняли первое, второе и четвёртое места. Хотя со временем фокус сместился в сторону крафтового пивоварения, Westvleteren XII и Rochefort 10 остаются в топах почти всех рейтингов.

От автора: по моему скромному мнению, Rochefort 10 не хуже (может чуточку лучше) Вествлетерена. Последний выше в топах из-за сложности его достать. А так все траппистские квады одинаково хороши.

Это — самое интересное из главы 25 моей бесплатной книги о истории пива и историческом пиве. Глава целиком на Дзене / в Телеграме / книга целиком на Гитхабе.

Показать полностью 1

История пива №29. Пиво и Матильда Тосканская

Параллельно с Вестмалле и Вествлетереном монахи-пивовары творили в другом, поистине легендарном, монастыре — в аббатстве Нотр-Дам д'Орваль в бельгийской провинции Люксембург. Согласно легенде, название «Орваль» и герб местности обязаны своим появлением королеве Матильде Тосканской, которая обронила своё обручальное кольцо в местный ручей; недавно овдовевшая королева сильно горевала из-за утраты сего артефакта и неустанно молилась Богу, и ей явилась форель, державшая кольцо во рту. Обрадованная королева воскликнула: «это место воистину золотая долина!» — Val d'Or по-французски — и решила основать здесь монастырь. В память об этой легенде и герб самого монастыря, и этикетка производимого здесь пива содержат изображение форели с кольцом во рту.

История пива №29. Пиво и Матильда Тосканская Пиво, История, Бельгия, Легенда, Длиннопост

(Реклама пива Орваль с символикой форели и кольца в Европейском музее пива Image Credit: AlfvanBeem)

За свою почти тысячелетнюю историю монастырь трижды сжигался (в 1252, 1637 и 1793 годах) и подолгу лежал в руинах, пока, наконец, земли не были отданы в дар траппистам в 1926 году. Вскоре началось строительство нового здания монастыря — и пивоварни при нём. Первый главный пивовар Мартин Паппенхаймер прибыл из Германии, а его ассистент Йон Вануэле — из Восточной Фландрии (к тому же он много работал в Британии), и вместе они сварили в 1932 году абсолютно замечательное пиво, которое представляет собой, как сегодня сказали бы, фьюжн всех этих традиций, дополненный свежими наработками братии из Вестмалле. В отличие от многих других видов пива, в отношении Орваля никогда не рассказывали, на каких древних рецептах из какой глубины веков он основан, потому что подобных рецептов попросту нет.

В качестве сырья для Орваля используются пять видов солода и классические хмели — Styrian Goldings и Халлертау. Пиво бродит три раза: сначала самое обычное тепловое брожение в течение пяти дней; затем добавляется пакет свежих дрожжей — смесь из хлебопекарных и бреттаномицетов — и свежий хмель, после чего пиво бродит ещё раз в течение трёх недель; наконец, перед розливом в бутылки добавляется сахарный сироп и дрожжи, и Орваль бродит уже третий раз на протяжении месяца — несомненный реверанс в сторону сэзонов, вероятно, привнесённый Вануэле.

Что ещё более поразительно, так это то, что не сырьё определяет вкус Орваля, а, напротив, вкус Орваля определяет используемое сырьё. Жан-Мари Рок, который был техническим директором пивоварни 28 лет, рассказывал, что каждый год он, подобно мишленовским поварам, пробовал зерно нового урожая и выбирал, какое пойдёт на производство пива, чтобы получить «тот самый» вкус.

От себя добавлю, что многие, попробовавшие Орваль после моих рассказов, выражают некоторое недоумение, потому что ничего особенного в этом пиве и нет. Это просто лёгкий ароматный освежающий светлый эль. Вот это мы должны были бы пить вместо евролагеров, если бы капитализм был чуть менее беспощаден.

Это — самое интересное из главы 24 моей бесплатной книги об истории пива. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. У меня ещё есть Телеграм, но я его вам на всякий случай не дам ну ладно, дам: beer_lecturer.

Показать полностью 1

История пива №28. Пиво и научный подход

Сварив свой дуббель, монахи из Вестмалле и не подумали на этом остановиться. 20-е и 30-е годы XX века отмечены активным сотрудничеством траппистов с гражданскими пивоварами, и в частности с Хендриком Верлинденом — писателем и консультантом, развивавшим научный подход к пивоварению вообще и селекции дрожжей в частности. В коллаборации с монахами из Вестмалле в 1929-ом году был сварен новый сорт пива, позднее названный «трипель» (tripel или triple, иногда trippel) — пиво, основанное на монашеском светлом эле, доведённое до ещё большего содержания алкголя (порядка 8%) с помощью отработанного на дуббеле метода добавления сахарного сиропа и дображивания в бутылке.

История пива №28. Пиво и научный подход Пиво, История, Бельгия, Монахи

(Оборудование в монастырской пивоварне Вестмалле. Фото: www.milo-profi.be)

Верлинден выпустил свой трипель под маркой Witkap Pater («Батюшкин белый колпак») в 1932 году, и это единственный раз в истории, когда монахи разрешили гражданскому пивовару использовать обозначение «траппистское пиво». Годом позже Вестмалле начал выпускать свою версию трипеля под маркой Superbier. В 1956 году Superbier был переименован в Tripel, и тогда же состоялось первая и последняя коррекция рецепта — брат Томас решил добавлять в трипель больше хмеля. С этого момента состав трипеля Вестмалле больше никогда не менялся.

Оба оригинальных трипеля сегодня продолжают производиться — Westmalle Tripel по-прежнему варят под руководством монахов аббатства Непорочного Сердца Марии, а Witkap Pater производится под названием Witkap Tripel семейной пивоварней Slaghmuylder.

История пива №28. Пиво и научный подход Пиво, История, Бельгия, Монахи

(реклама Виткап Патера в Нинове, Бельгия. Фото: Henxter @ Wikimedia Commons)

Это — глава 23 моей бесплатной книги о истории пива и историческом пиве. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. Ещё у меня есть телеграм, но я его вам на всякий случай не дам.

Показать полностью 2

История пива №27. Пиво и трапписты

Прежде чем перейти к описанию следующего бельгийского сорта пива, нам придётся совершить экскурс в очень далёкую историю. Напомним, что в Раннем Средневековье Карл Великий поспособствовал монастырскому пивоварению, насадив (руками своего преемника Людовика I Благочестивого) на подвластных ему землях устав св. Бенедикта. Монахи, следующие Уставу, известны как «бенедектинцы».

Однако по прошествии нескольких веков некоторые богословы стали выражать недовольство тем, что Орден недостаточно строго следует Уставу, и в 1098 году из бенедектинцев выделились цистерцианцы, приверженные более жесткому, буквальному следованию правилам, установленным Бенедиктом Нурсийским.

Однако по прошествии нескольких веков некоторые богословы стали выражать недовольство тем, что цистерцианцы слишком расслабленно относятся к своим обязанностям. В 1664 году основатель французского монастыря Ла Трапп по имени Арман-Жан де Рансе реформировал жизнь обители, введя максимально строгие правила: обязательный тяжёлый физический труд, обет молчания, жёсткая диета и изоляция от окружающего мира. Последователи де Рансе стали называть себя Орденом цистерцианцев строгого соблюдения, или траппистами — по названию монастыря Ла Трапп.

В течение всей своей истории трапписты варили собственное пиво (и готовили собственный сыр), поскольку отличались максимально строгим подходом к соблюдению постов. Какая-то небольшая его часть шла на продажу (например, в 1870 году врачи даже хвалили крепкое пиво из аббатства Скурмон в Шимэ за его целебные свойства). Несмотря на закрытость, монахи, тем не менее, не оставались в стороне от модных трендов и следили за развитием технологий. В частности, отец Доминик из аббатства Нотр-Дам де Сен-Реми в Рошфоре отправился учиться в Лёвен и в начале XX века даже заработал несколько медалей на конкурсах пивоваров

В 1922 году монахи Вестмалле в буквальном смысле слова изобрели новый сорт пива, которые позднее назвали «дуббелем» (‘dubbel’). Сложно объяснить, почему из всех бельгийских и мировых пивоваров законодателем мод стали именно трапписты; то, что они сделали, пожалуй что больше соответствует понятию «крафтовое пиво», чем многие современные эксперименты.

Технологически дуббель представляет из себя тёмное пиво двойного брожения: после окончания ферментации в будущий дуббель добавляют свежие дрожжи и карамельный сироп (‘candi sugar’; этим словосочетанием в Америке называют кусковой сахар, однако в случае бельгийского пивоварения это именно сироп) и разливают по бутылкам, чтобы пиво повторно добродило. Несомненно, все составляющие элементы можно найти отдельно — и тёмное пиво, сироп, и дрожжи, и дображивание в бутылке — однако всё в сумме уникально и не имеет прямых предшественников.

Аббатство Непорочного Сердца Марии продолжает производить этот сорт и сегодня под маркой Westmalle Dubbel. Кроме них, дуббель варят ещё пять траппистских монастырей и большое количество коммерческих пивоварен — как традиционных, так и крафтовых Однако между настоящим траппистским пивом и его подражателями есть очень большая разница. Чтобы иметь право на знак «аутентичный траппистский продукт», нужно соблюсти три условия:

* пиво должно вариться в стенах траппистского монастыря, самими монахами или под их руководством;

* пивоварение должно быть только второстепенным занятием и не должно влиять на монашескую жизнь;

* пивоварня не должна получать коммерческой выгоды, любые полученные суммы сверх потребностей монастыря должны отправляться на благотворительность.

Например, монахи из Вествлетерена запрещают перепродавать их пиво — его можно купить только в самом монастыре и на нём нет этикетки.

История пива №27. Пиво и трапписты Пиво, История, Монахи, Траппистское пиво

(11 сортов траппистского пива. Бутылка без этикетки — тот самый Вествлетерен. Фото: Philip Rowlands)

Все они производят довольно разное пиво, о чём я расскажу в следующих главах.

Это — глава 22 моей бесплатной книги об истории пива и историческом пиве. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. Ещё у меня есть телеграм, но я его вам на всякий случай не скажу.

Показать полностью 1

История пива №26. Пиво, малина и моралисты

Ещё один всемирно известный сорт бельгийского пива (точнее, множество сортов) восходит к началу XX века: фруктовые ламбики. Не думаем, что сильно ошибёмся, если скажем, что это самый популярный вид бельгийского пива в мире.

Самый старый известный рецепт вишнёвого ламбика («крика», от фламандского Kriek, вишня) зафиксирован в журнале ‘Petit Journal du Brasseur’ за 1907 год и предписывал выдерживание купажированного ламбика в бочке с ягодами вишни в течение 4-5 месяцев с последующим розливом по бутылкам для созревания ещё как минимум в течение полугода. Двумя годами позже зафиксировано и малиновое пиво — «фрамбуаз» (framboise): Поль Кантийон, создатель знаменитой брюссельской пивоварни Cantillon, записал, что располагает большим количеством малинового ламбика, нежели вишневого — по-видимому, вкусы публики менялись быстро и непредсказуемо. Настолько быстро и непредсказуемо, что в 1930-х фрамбуаз уже был прочно забыт и возрождён только в 1973 году.

Фруктовые ламбики в 1970-х были гораздо светлее современных версий, и их часто мешали с другими напитками (например, с клубничным ликёром — коктейль был известен как «Кир Брюссель»). Жан-Пьер Кантийон (муж внучки Поля Кантийона, в девичестве Ван Рой, принявший бразды правления пивоварней в 60-х) принялся экспериментировать с визуальной составляющей, в итоге остановившись на напитке нежно-розового оттенка. Этот цвет, в свою очередь, вдохновил бельгийского акварелиста Рэймона Кумана на создание фривольной этикетки для кантийонского фрамбуаза, на которой обнаженная женщина с кожей цвета розы сидит на колене мифического короля Гамбринуса. Куман нарисовал этикетку, взяв с Кантийона слово переименовать Cantillon Framboise в Rosé De Gambrinus («Розовое Гамбринуса»).

История пива №26. Пиво, малина и моралисты Пиво, Бельгия, Фрукты, Голые, Длиннопост

Для американского рынка этикетка оказалась чересчур вызывающей, и Куману пришлось пририсовать женщине синее платье — с комментарием «и не забудьте передать американцам, что под платьем она всё равно голая!» Журнал «Playboy» даже опубликовал по этому поводу статью со сравнением этикеток.

История пива №26. Пиво, малина и моралисты Пиво, Бельгия, Фрукты, Голые, Длиннопост

Дискуссия, если так можно выразиться, периодически вспыхивает в блогах и твиттерах и по сей день, но бельгийцы вроде бы уже считают оригинальную этикетку национальным достоянием подобно Писающему мальчику. Клубничку, с вашего позволения, не ставлю.

Это — самое интересное из главы 21 моей бесплатной книги об истории пива. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. У меня ещё есть Телеграм, но я его вам на всякий случай не дам.

Показать полностью 2

История пива №25. Пиво и всемирная выставка

Помимо обширных традиций и своеобразного законодательства, Бельгия располагала ещё одним фактором: упорством в отстаивании национальных традиций, доходившим до упрямства.

Когда в конце XIX века засилье иностранного пива, и прежде всего немецких лагеров, приобрело угрожающие размеры (импорт пива более чем утроился с 1891 по 1903 годы), бельгийские граждане не сидели сложа руки. В 1901 году на заседании Ассоциации бельгийских пивоваров был поднят вопрос о разработке национального сорта пива, способного конкурировать с мюнхенскими, пльзеньскими и дортмундскими лагерами (а также британскими элями). Совместно с ассоциацией школ пивоваров было решено провести конкурс в 1904 году и приурочить подведение итогов к Всемирной выставке 1905 года, которая проходила в Льеже.

История пива №25. Пиво и всемирная выставка Пиво, История, Бельгия, Конкурс, Выставка, Длиннопост

(Официальный постер выставки. Красивое!)

В конкурсе в итоге участвовали 73 пивоварни. Победителем стал ‘Belge du Faleau’ от Brasserie Binard из Шатле, а стиль стал известен как «бельгийское специальное», Spéciale Belge: лёгкое янтарное пиво теплового брожения, сваренное из поджаренного светлого солода. Вскоре многие другие пивовары начали имитировать этот стиль, но настоящая слава к нему пришла после окончания Первой мировой войны, когда специальное бельгийское начали варить крупные производители — Affligem в 1925 году и Palm в 1928 году.

История пива №25. Пиво и всемирная выставка Пиво, История, Бельгия, Конкурс, Выставка, Длиннопост
История пива №25. Пиво и всемирная выставка Пиво, История, Бельгия, Конкурс, Выставка, Длиннопост

Этикетки от того самого Belge du Faleau. Тоже красивое.

Сегодня Spéciale Belge — фламандский «региональный продукт», и только пять сортов официально могут использовать это обозначение. Четыре из них варятся с начала XX века:

— Spécial De Ryck и Contreras Tonneke — оба производятся с 1920 года;

— специальное бельгийское от пивоварни Palm, которое так и называется ‘Palm’ — пожалуй, самый канонический вариант;

— знаменитое Bolleke от Brouwerij De Koninck — пиво-икона от антверпенской пивоварни; производится с 1925 года и было поначалу известно как просто ‘De Koninck’ (bolleke — прозвище стакана для этого пива).

История пива №25. Пиво и всемирная выставка Пиво, История, Бельгия, Конкурс, Выставка, Длиннопост

(Собсно, тот самый стакан с тем самым пивом. Фото: Robbylancel

Это — самое интересное из главы 20 моей бесплатной книги об истории пива. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. У меня ещё есть Телеграм, но я его вам на всякий случай не дам.

Показать полностью 4

Угадайте звездного капитана юмористической команды «Сборная Красноярска» по описанию одного из участников

Ну что, потренировались? А теперь пора браться за дело всерьез.

Показать полностью

История пива №24. Пиво и фламандцы

Если информацию о ламбиках и сэзонах приходится собирать по крупицам, то по третьему аутентичному бельгийскому сорту — фламандскому коричневому — её практически нет совсем. В самом первом упоминании о нём в сборнике рецептов 1829 года указано лишь, что это пиво готовится только из ячменя, который для получения характерного коричневого цвета длительное время (от 15 до 30 часов) кипятится, в трактате Лакамбра сверх этого уточняется только то, что это пиво можно было пить лишь после двух или трёх месяцев выдержки — таким образом, коричневое фламандское тоже было одним из «элей для хранения» (что неизбежно означает дображивание дикими дрожами—«бреттами»); по-видимому, фламандское было лишь одной из региональных разновидностей «коричневого» пива и мало кого интересовало.

Однако в 1880-х годах к коричневому элю пришла настоящая слава, и причиной тому стала деятельность Эжена Роденбаха из Руселаре. Отстажировавшись в Британии, молодой Роденбах становится партнёром в семейной пивоварне (принадлежавшей его отцу Эдварду) и оборудует её по последнему слову британской техники. В частности, он начинает выдерживать пиво в больших деревянных бочках-«foeder»-ах (часто из под вина, шерри, коньяка или других виноградных спиртных напитков). Некоторые источники утверждают, что идею он позаимствовал у британцев из Greene King, которые до сих пор производят похожий сорт пива.

История пива №24. Пиво и фламандцы Пиво, Бельгия, Фландрия, Длиннопост

(Те самые бочки в погребе пивоварни Роденбах. Фото: Dirk Van Esbroeck@Wikimedia Commons)

Улучшенный рецепт пришёлся по вкусу потребителям, и к началу XX века его начали производить многие соседние пивовары. Особенной популярностью пользовалось пиво из города Ауденарде — по вкусовым качествам его приравнивали к вину (неслыханный комплимент для пива!) Производители этим активно пользовались и рекламировали свой продукт под слоганом «Это вино!»

История пива №24. Пиво и фламандцы Пиво, Бельгия, Фландрия, Длиннопост

(«Тётушка Ивонна», рекламирующая пиво Роденбах со слоганом «Это вино!», плакат межвоенного периода)

Как попробовать

Дело отцов-основателей фламандского коричневого живёт и здравствует и сегодня. Речь идёт о двух пивоварнях:

* Rodenbach из Руселаре;

* Liefmans из Ауденарде с их Liefmans Oud Bruin.

Кроме Роденбаха и Лифманса, ещё несколько производителей варят фламандское коричневое с XIX века:

* Brouwerij Roman с их Adriaen Brouwer Audenaerds Bruyn (поистине легендарная пивоварня, основанная в 1545 году и до сих пор принадлежащая семье Роман);

* Brouwerij Omer Vander Ghinste с их Oud Bruin; они же производят ещё один популярный (хотя и относительно недавно появившийся) вариант фламандского коричневого под названием Cuvée Des Jacobins.

Помимо этих исторических производителей, есть некоторое количество крайне популярных современных интерпретаций фламандской классики:

* Bourgogne des Flandres (производится пивоварней Timmermans, принадлежащей John Martin Brewery);

* Duchesse De Bourgogne от Brouwerij Verhaeghe.

Оба названия указывают на Бургундию — и намекают, во-первых, на нахождение Бельгии в составе герцогства Бургундского в XIV-XV веках, и, во-вторых, на бургундское красное вино.

От себя добавлю, что после дегустаций, которые я иногда устраиваю для знакомых, неизменно находятся двое-трое гостей, которые просят сфотографировать бутылку и говорят, что это вообще лучшее пиво, что они пробовали в жизни. Как вы понимаете, в основном это ценители вина ;)


Это — самое интересное из главы 19 моей бесплатной книги об истории пива. Глава целиком на Дзене / книга целиком на Гитхабе. У меня ещё есть Телеграм, но я его вам на всякий случай не дам.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!