Серия «Окно в прошлое»

Лига историков
Серия Окно в прошлое

Путешествие из Гадеса в Рим — 4 римских серебряных кубка I века н.э

Кубки Викарелло — римские серебряных кубка I века н.э., на внешней стороне которых выгравирован маршрут, ведущий из Гадеса (совр. Кадис в Испании) по суше в Рим, включая все 104 остановки (постоялые дворы, почтовые станции) по пути и расстояния между ними.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост


Цилиндрическая форма, типичная для сосудов для питья, также напоминает верстовые столбы на римских дорогах (фото ниже), расставленные по обочинам дорог.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост

Таким образом, кубки имеют двойную функцию — играют роль чаш и в то же время являются надежным «путеводителем» во время путешествия благодаря указанию всех почтовых станций на маршруте и расстояния между ними.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост


Путь из Гадес в Рим представлен 104 топонимами и расстояниями в римских милях. Одна римская миля равна 1.48 километра. Через каждые 10-15 км на дороге строились забегаловки (mutatio), где можно было поесть. Через три mutatio строили mansio — постоялые дворы для ночлега, тут же можно было сменить лошадей, часть mansio были государственные, часть — частными. Здесь на чашах именно список mansio, населенных пунктов и городов на маршруте.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост

Весь маршрут охватывает ок. 1840 римских миль или 2723 км. Надписи на четырех кубках немного различаются, хотя в целом они почти идентичны. Сами кубки найдены среди вотивных даров в 1852 году, брошенных в скальную расщелину в дар богам в качестве подношения для исцеления недугов в лечебном святилище и купальнях Аква Аполлинария в Викарелло, Италия.

Кто был владельцем этих кубков? Вряд ли купец, поскольку товары из Гадеса в Рим гораздо проще, дешевле и быстрее везти морем. Был ли это имперский чиновник-ревизор, проверяющий качество дороги и уход за ними в провинциях? Возможно.

Увы, точно мы с вами этого никогда не узнаем.

Теперь и наш рассказ о них можно закончить? Неа.

Ваш покорный слуга решил узнать, за какой промежуток времени и за какую цену в Римской империи можно было доехать из Гадеса (Испания) в Рим по сухопутной дороге в 200 году н.э.

Сказано — сделано! Идем на сайт с интерактивной картой дорог Римской империи (https://orbis.stanford.edu). Выбираем сезон — лето, тип поездки — частный сухопутный (36 км в день). Получаем 69.3 дней и стоимость проезда на одного пасажира — 3321 денария.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост

Если выбрать вариант ехать верхом ан лошади (56 км в день), получаем 44,5 дней.

Проверим все-таки и морской вариант поездки: получаем 19,8 дней и стоимость проезда 1 пассажира — 475 денариев. Несоизмеримо дешевле и быстрее, чем трястись больше двух месяцев по ухабистым и пыльным дорогам империи на повозке.

Путешествие из Гадеса  в Рим  — 4 римских серебряных кубка I века н.э Древний Рим, История (наука), Научпоп, Археология, Интересное, Длиннопост

Значит, действительно, была весомая причина выбрать столь непростой и долгий сухопутный путь из Гадеса в Рим.

С вами сегодня был ваш старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad).

Хотите читать мои новые посты сразу, быстро и в большем количестве? Тогда вот вам мой канал на телеге: https://t.me/popscienceru. А это мой блог https://vk.com/lkamrad , так как длиннопосты, как мне кажется, удобней читать в блоге. Так же вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации, нажав кнопку доната под постом или по этой ссылке.

Показать полностью 5
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Игрушка возрастом 4.5 тысячи лет. Серия "Окно в прошлое"

Этот мячик из обрывков льняной ткани, перевязанной бечевкой нашли в могиле ребенка в некрополе Тархан в 50 км к югу от Каира. Датировка — Древнее царство, 2686-2345 гг. до н.э., размер — примерно 7-8 см. Вероятно, он был одной из любимых игрушек малыша из бедной семьи.

Игрушка возрастом 4.5 тысячи лет. Серия "Окно в прошлое" Археология, История (наука), Древний Египет, Научпоп

Бристольский музей, Великобритания


Знаете, глядя на этот мяч возрастом 4.5 тысячи лет, вдруг понимаешь, что время не имеет значения. Это было словно вчера.Загорелый дочерна мальчик лет шести-семи сосредоточенно сопит, вглядываясь как руки его папы создают маленькое чудо. Вот отец тщательно и крепко завязывает последние узелки бечевки на мяче из лоскутов, на которые пошла часть старой истрепавшейся простыни, что выдала им мать.

«Славный — легкий и ухватистый мяч получился», — говорит отец и вручает игрушку сыну. И только засверкают пятки пацана, метнувшегося на улицу к друзьям похвастать новым мячом...

Автор Лысый Камрад (LKamrad).

х х х

Хотите читать мои новые посты в большем количестве? Вот мой блог: https://vk.com/lkamrad или если кому-то удобнее в телеге (там даже чуток поболее контента, тоже самое + мемы на исторические темы) то вам сюда: https://t.me/popscienceru , хотя длиннопосты, конечно, удобней читать в блоге. Так же вы можете поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации, нажав кнопку доната под постом или по этой ссылке.

Показать полностью 1
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Древнеримское надгробие продавца колбасы. Публикация из серии  "Окно в прошлое"

– Слушай, Гай, мы тут по полденария на похороны собираем.
– А кто помер-то?
– Да, Александр, который колбасу продавал, четвертое место слева от входа на рынок.
– А-а, чернявый такой, на сирийца похож, так он же молодой совсем. Кстати, кто надпись на камне вырезать будет?
— Дык, он из Сирии и есть, ну и лихорадка на возраст не смотрит, утром скончался. А надпись сами будем вырезать, нечего резчику переплачивать. Вон Марк Носатый грамоту хорошо знает, в эпитафиях дока, напишет хорошую.
— Ага, дока. Опять будет "был добр и всем был другом". Ладно, держи монету, если кто еще сегодня помрет, точно останусь без обеда.
(с) Из подслушанного разговора на рынке в Риме


Скромное мраморное надгробие III-IV века н.э. (размер всего 33 см) найденное на кладбище у Аппиевой дороги недалеко от стен Рима. Эпитафия гласит: "Александр, продавец колбасы на рынке. Прожил 30 лет. Он был добр и был другом для всех. Пусть упокоится в добродетели".

Экспонат Эшмолианского музея искусства и археологии при Оксфордском университете, Великобритания.

Древнеримское надгробие продавца колбасы. Публикация из серии  "Окно в прошлое" История, Археология, Древний Рим, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Наткнулся на фото и описание в твиттере, там был написан IV век до н.э. Я, конечно, не знаток латинского, чтобы с ходу определить по надписи примерную датировку, но вот изображение иудейской меноры (семисвечника) вызвало у меня сомнения в датировке. Ведь изображение меноры получило распространение в иудейской диаспоре в Римской империи уже после I века н.э. Собственно так и оказалось, по информации с самого музея — это III-IV век нашей эры, оттуда же взял и размеры надгробия.

Не знаю почему,  но это маленькое разбитое надгробие и безыскусная корявая надпись тронули меня. Захотелось узнать о нем поподробнее, но, увы, больше информации в сети не нашлось. Потому все, что вы прочитаете далее, это лишь мои предположения. Насколько они близки или далеки от истины — судить вам.

Александр, вероятно, исповедовал иудаизм, судя по изображению меноры, но еврей ли он по рождению? Возможно, но вряд ли по отцу, иначе его имя было бы иным. Хотя вполне возможно, что таким было его имя для малознакомых ему людей на рынке,  а свое настоящее имя он не то чтобы скрывал, а просто не афишировал.

Скорей всего, надгробие заказали и вырезали надпись люди, организовавшие похороны, которые точно не являлись его родными, а значит он не был женат и не имел семьи.

Почему так думаю?

В эпитафии не упомянуты родители, жена или дети, да и вообще кто-либо из родственников. Кроме того, римляне обычно весьма дотошно указывали не только количество прожитых лет, но и месяцев (иногда и дней). Те, кто его хоронил, даже не знали точно, когда он родился. Вполне возможно, что и количество лет указано лишь приблизительно.  Кстати, не исключено, что Александр приехал в Рим на заработки, оставив всех своих родных в далекой  провинции.

Так кто же его похоронил?

Вероятно какая-то коллегия работников рынка, которая позаботилась об относительно достойных хотя и весьма экономных похоронах одного из членов своего сообщества. Причем выбор формы, как мне кажется, не случаен, мраморную прямоугольную плиту легко утараканить для каких-нибудь нужд — дорожку ли замостить или на порожек, а вот такой кругляш в хозяйстве особо никуда не пристроишь. Хотя не исключено, что выбор продиктован его профессией, римская колбаса продавалась кольцами, а не палками, как современная, да и на срезе вполне могла иметь вид круга.

Вот, собственно, и все, всего чуть-чуть информации, но ведь и это немало, не правда ли?

Представьте, минуло более полутора тысяч лет, канула в Лету без возврата память о множестве могущественных, богатых и знатных людей Рима, но вот сегодня это скромное надгробие продавца колбасы, что "был другом для всех", вдруг стало предметом обсуждения здесь  на  ресурсе пикабу.

А какую память о себе оставим мы своим потомкам?


Автор: Лысый Камрад (LKamrad)


==================================================================================

Так же мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле. Если вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 1
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое»

Перед вами замечательный элемент водопровода на Вилле Ариадны в Стабиях (городок рядом с Помпеями, погибший вместе с ними при извержении Везувия в 79 г. н.э.). Небольшой свинцовый декорированный резервуар куда поступала вода с внешнего водопровода. Из него вели две трубы, снабженные кранами, которые можно было перекрывать в случае необходимости. Одна труба вела на фонтанчик в имплювии — небольшой бассейн-пруд в центральном дворике здания, вокруг которого строились римские дома, другая — внутрь здания.

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост


Название вилла получила в честь знаменитой фрески Ариадны, найденной здесь. Это роскошная вилла одна из самых древних в Стабиях построена во II веке до н.э., ее площадь составляет 11 тыс. кв. м., из которых раскопано пока менее половины. Комплекс виллы включал и домашние термы (бани), которые, разумеется, требовали снабжения водой, там были  ванны с холодной-горячей водой и, куда же без него, гипокауст — теплый пол.


Сами краны, разумеется, бронзовые, а не свинцовые. Вот тут хорошо видно на аналогичном: резервуар свинцовый, краны бронзовые. На фото выше, думаю, их просто покрасили вместе в однотонный белый цвет для защиты от коррозии, ну и чтобы заметней было на фоне земли.


Экспонаты Неаполитанского археологического музея
Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост
Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост

А вот это  уже  водопровод в доме Веттиев  в Помпеях:

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост

Ну и как вам работа древнеримских сантехников?


Как по мне, с  учетом прошедших тысячелетий    вполне качественная.



Что у нас следующим пунктом?  Ах, да  — «контрольные весы»!


На форуме Помпей рядом с зернохранилищем, где продавалось зерно, обнаружили вполне официальные «контрольные весы», установленные властями города. Здесь любой желающий мог проверить сколько и чего он на самом деле купил. Это массивный прилавок с девятью углублениями, каждая эталонно  точного объема.


Надпись на столе гласит: «Судьи и дуумвиры Авл Клодий Флакк, сын Авла, и Нумерий Аркей Ареллиан Калед, сын Нумерия, по решению декурионов привели меры в соответствие принятым».

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост
Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост


Вам такой метод измерения объема может показаться неудобным, ведь нужно каждый раз выскребать из углубления зерно, но нет, все продумано, достаточно было вынуть пробку снизу и зерно просыпалось в подставленную посуду и можно сразу насыпать следующую порцию.


В городке Тиволи недалеко от Рима рядом с рынком есть такие же прилавки (целых два!) для контроля мер, так что это вполне традиционная мера против нечестных торговцев.

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост

Ну и напоследок: «Если ваша вечеринка не похожа на эту, даже не думайте меня приглашать!»


Танцы до упаду, красивые девушки в откровенных платьях, живая музыка, отвязные музыканты, что еще нужно для прекрасного вечера в конце рабочей недели?

Сантехника древнего Рима и «контрольные весы»  возрастом более двух тысяч лет.  Серия публикаций «Окно в прошлое» Древний Рим, Археология, История, Интересное, Длиннопост

Фреска из «Гробницы танцоров» в западных Фивах, Египет, времена XVII династии (ок. 1630 — ок. 1540 до н. э.), 2-й Переходный период.


По какому поводу веселье?  —  спросите меня,  отвечаю: отмечал в пятницу 20-тысячного подписчика на пикабу.  Теперь ждем 30-тысячного,  а там, глядишь, и  50-тысячный не за горами, почему нет то?


С вами был этим прекрасным  воскресным днем ваш старый знакомый Лысый Камрад(LKamrad).

==================================================================================

Предыдущие мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле.

Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 8
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое"

Этого бедолагу нашли летом 2018 года в Лондоне во время расчистки выхода викторианских канализационных труб, что сливали когда-то городские нечистоты прямо в Темзу. Он покоился под толстым слоем грязи и ила пять веков.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Место находки

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Его посмертная поза наводит мысли о насильственной смерти, но в подтверждение этой версии каких-то следов на костях не осталось или, точнее, пока не обнаружено. Он мог быть задушен, зарезан или просто убит каким-то другим способом и затем сброшен в грязь для сокрытия следов преступления, а мог просто утонуть, упав с лодки или корабля.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

ейчас мы с вами познакомимся с находкой поближе…


Для начала о вещах, что были найдены рядом со скелетом. Увы, достоверно известно лишь о сапогах, что были надеты на человека в момент его смерти.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Сапоги возрастом пять веков в гипсовом блоке для сохранности при переносе в лабораторию

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Это высокие (до бедра) кожаные сапоги обильно смазанные чем-то жирным для водонепроницаемости, такая форма сапог характерна для конца XV начала XVI века. Добротные, простые и очень практичные, их можно было носить 5-10 лет и даже более, ремонтируя по мере надобности.


Кожаные сапоги в то время достаточно дороги, но они необходимы для тех, кто по роду деятельности был так или иначе связан с хождением по грязи или воде. В могилу такие сапоги точно никогда не клали, хоронили в обычной обуви, а сапоги обязательно донашивал кто-нибудь другой – не пропадать же добру!


Здесь мы видим, что внутри сапог был какой-то наполнитель для тепла и сухости, скорее всего, мох.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Исследование скелета. Остеолог Ниам Карти за работой.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Возраст погибшего оценивается примерно до 35 лет. У него явные признаки износа зубов, часть из них удалены,  к тому же  наш знакомец страдал еще и от артрита.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Но все же в целом мы видим физически активного и крепкого, несмотря на свои болячки, человека.


Так кем же он все-таки был и почему погиб здесь?


Наличие высоких непромокаемых сапог, а так же глубокие канавки на зубах указывают, что их обладатель был с высокой степенью вероятности рыбаком. Он часто ремонтировал рыбацкую сеть, протягивая нить между зубами и перекусывая ее. Ровно такой же износ зубов можно было наблюдать у рыбаков из приморских деревень лет 30 назад в развивающихся странах.

Сегодня легче купить новую синтетическую китайскую сеть, чем ремонтировать старую, да и рвутся такие сети значительно реже. В былые времена постоянный ремонт сетей требовал кропотливого многочасового труда.

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Фото нижней челюсти

Пять веков на дне Темзы. Загадка скелета в сапогах. Серия "Окно в прошлое" История, Археология, Интересное, Лондон, Длиннопост, Средневековье

Итак, вероятнее всего, наш погибший пять веков назад действительно был рыбаком и утонул. Возможно именно намокшие тяжелые сапоги и утянули парня под воду. Но все же — утонул ли он сам, столкнули ли его с лодки или сунули нож под ребро, нам неизвестно.


И пусть родственники так и не похоронили его, не найдя его тело, пусть он не был богат и знаменит, но через полтысячелетия после его гибели мы узнали о нем гораздо больше, чем о десятках тысяч его современниках, в том числе и куда более богатых и знатных, о которых нам известны сегодня лишь имена и даты рождения-смерти в церковных книгах.


А нам с вами пришло время проститься с безымянным рыбаком.

Покойся с миром, приятель…


Историю «скелета в сапогах» рассказал вам сегодня Лысый Камрад (LKamrad).


==================================================================================

Предыдущие мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле.

Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 10
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Загадка массового погребения времен неолита. Серия «Окно в прошлое»

В 2011 году Кошице (Польша) нашли массовое погребение времен неолита. Это очень необычная могила, ведь в культуре шаровых амфор, к которой относилось погребение, такие захоронения не практиковались. Пятнадцать человек — женщин, мужчин и детей разного возраста. Все они жестоко убиты.


Фото раскопок погребения и место находки на карте

Загадка массового погребения времен неолита. Серия «Окно в прошлое» Неолит, Археология, История, Интересное, Научпоп, Длиннопост

На первый взгляд — типичное захоронение после массовой резни¸ убитых скинули в неглубокую яму (вариант — канаву) и закидали землей. Однако при раскопках довольно быстро выяснилось, что это совсем не так. Вскоре после смерти тела заботливо похоронили. У людей, хоронивших их, не было времени тщательно подготовиться к погребальному обряду. Останки похоронены в одной могиле, причем положение тел, как показали последующие исследования, явно не случайное. Несмотря на спешку, погребенные снабжены всем необходимым для загробного мира — едой, посудой и прочим.


Как же сочетаются эти два факта — жестокое убийство и спешное, но все же продуманное и подготовленное погребение? Мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.


Для начала давайте посмотрим на повреждения, приведшие к смерти этих людей.

Загадка массового погребения времен неолита. Серия «Окно в прошлое» Неолит, Археология, История, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Их убивали сильным ударом по голове чем-то весьма тяжелым. Повреждений конечностей практически нет, только у одного мужчины перерублена кость руки. Глядя на повреждения, можно предположить, что это казнь, а не спонтанная массовая резня. В случае неожиданного нападения даже безоружные люди пытаются сопротивляться, и в этом случае просто неизбежны травмы рук, а они в целом отсутствуют. Скорей всего, их убивали без суеты, предварительно связав и поставив на колени, одного за другим.


Так же, вероятно, здесь лежат родственники — одна большая семья, небольшое поселение. Об это говорят скелеты погибших — разновозрастные дети, женщины, как молодые, так и пожилые, а так же четверо молодых мужчин. И сразу вопрос, где же остальные мужчины постарше? Возможно, именно они выжили и затем вернулись похоронить своих близких и родных. Похоже налет произошел в их отсутствие и потому увенчался легкой победой нападавших.


Культура шаровых амфор существовала с 3300 по 2700 годы до нашей эры в центральной и восточной Европе и соседствовала со шнуровой и степной ямной культурой.

Загадка массового погребения времен неолита. Серия «Окно в прошлое» Неолит, Археология, История, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Радиоуглеродный анализ (16 различных образцов) сузил возраст погребения до диапазона 2880-2770 годы до нашей эры. Но все предположения археологов о родстве погибших и о тех, кто их хоронил, остались лишь предположениями, если бы не достижения современной науки.

Был проведен ДНК-анализ всех останков погребения. И он дал весьма интересные и неожиданные результаты.


Оказалось, что практически все погибшие в той или иной степени связаны кровным родством. Это действительно члены одной большой семьи. Второй интересный факт, расположение тел в могил прямо диктовалось родством погибших. Что означает: те, кто хоронил, очень хорошо знали погибших, и, действительно, скорей всего, они — выжившие члены данной семьи.


Смотрите сами:

Загадка массового погребения времен неолита. Серия «Окно в прошлое» Неолит, Археология, История, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Справа схемы родственных отношений, одним цветом выделены матери и их дети; внизу справа

— родство, жирные черные линии — родители и дети, сплошные серые - первая степень родства (братья сестры), пунктирные серые  — вторая степень родства.


Мы видим не хватающие квадраты — мужчины-отцы. Видимо они отсутствовали во время бойни (охотились или пасли скот), и именно они хоронили погибших. Семь человек из погибших — женского пола, остальные — мужского. Лишь один ребенок (7) без матери, но в могиле находились его близкие родственники: дядя (10) и тетя (14). Четверо молодых мужчин оказались сводными братьями по отцу. По ДНК определили так же, что все погибшие — кареглазые, волосы темные или темно-русые.


Кроме того, оказалась, что все мужчины принадлежат к одной мужской линии, а женщины, напротив, демонстрируют разнообразие митохондриального ДНК. То есть, вполне очевидно, что род определялся именно по отцу, мужчины оставались в семье и продолжали свой род, сестер же и дочерей отдавали замуж в другой род, а в жен, в свою очередь, брали только из чужого рода.


Но на этом сюрпризы не закончились, ДНК людей шаровых амфор оказалась совсем другой нежели у представителей ямной и шнуровой культуры. У представителей шнуровой культуры явно видно значительное генетическое родство со степной ямной культурой, которое абсолютно отсутствует у погибших. Иначе говоря, это разные народы, причем именно люди со значительным вкладом степной ДНК (ямной культуры) двигались на запад в Европу. Очень скоро культура шаровых амфор будет полностью вытеснена шнуровой.


Был ли этот эпизод одним из многих столкновений новых людей, пришедших из степи, с неолитическим коренным населением Европы — неизвестно, но вполне возможно. В этом случае мужчинам-родственникам вряд ли удалось отомстить, лучший выход для них — похоронить близких быстрее уходить на запад от наступающих на пятки агрессивных пришельцев.


По материалам публикации в журнале PNAS c трагедией, случившейся почти пять тысяч лет назад, вас ознакомил Лысый Камрад (LKamrad).


Upd.

Кстати, кончилость все очень печально для коренного населения неолитической Европы. Пришельцы со степи (Ямная культура) практически уничтожили все мужское генетическое наследие предыдущей эпохи, вот женская — та осталась непрерывной. Мужскую неолитическую линию коренных жителей Европы теперь (в наше время) можно отследить практически только на некоторых островах Средиземного моря.


==================================================================================

Предыдущие мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле.

Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 3
Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое»

Тот редкий случай, когда известно время и место, где именно погиб воин: 12 сентября 490 года до нашей эры, битва при Марафоне. Да, в той самой знаменитой битве, в которой греки первый раз победили персов. До подвига трехсот спартанцев еще долгих 10 лет. Найден 2 августа 1834 года при раскопках погребального кургана на месте сражения. Верхняя часть черепа находилась прямо в шлеме. На данный момент это экспонат Королевского музея Онтарио, Торонто (Канада).

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Тот самый курган

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Возникает вполне очевидный вопрос, каким образом сохранился череп и шлем, ведь греки сжигали своих покойников?


Ответ прост, скорей всего, воина кремировали рядом с местом битвы на погребальном костре. Верхняя часть черепа сохранилась именно благодаря шлему. Никто не стал выковыривать спекшееся содержимое из него, именно поэтому не сохранилась нижняя часть черепа. Прах воина и остальных погибших, вместе с прочими вещами, уцелевшими в костре, захоронены в общем погребальном кургане.

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Вес шлема в современном состоянии — 1193 грамма. Обычные шлемы открытого типа — не больше килограмма.


Две фотографии данного бронзового шлема и указание толщины в разных местах

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост
Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Это так называемый шлем коринфского типа, чаще использовался на Пелопоннесе (юг Греции). Такие шлемы использовались гоплитами в Спарте в период ее рассвета, но так же были популярны во всей Греции и за ее пределами.


Кто-то отметит низкую обзорность в данном шлеме, ведь она может стать причиной гибели бойца, незаметившего угрозы сбоку. Серьезный недостаток, но он все же не так критичен, если иметь в виду, что он предназначен прежде всего для боя в сомкнутом строю — фаланге гоплитов, когда справа и слева стоят такие же воины, и смотреть нужно практически только вперед в относительно узком секторе.


Для изготовления шлема из бронзы использовалась литейная форма, затем шлем доводился к конечной форме в процессе ковки.


Коллекция коринфских шлемов в музее Олимпии (Греция, Пелопеннес)

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Коринфский шлем VI века до н.э.

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

История развития коринфского шлема

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Перикл, великий афинский государственный деятель в шлеме коринфского типа. Мраморный бюст, римская копия с греческой статуи (430 г. до н.э.)

Павший гоплит. Серия «Окно в Прошлое» Древняя Греция, Битва, Археология, Интересное, Научпоп, Длиннопост

Как шлем и череп попали в Канаду? Раскопки вел английский барон на свои деньги, шлем оказался в частной коллекции и впоследствии был куплен для коллекции канадского музея.



С замечательным, хотя и весьма мрачным экспонатом музея вас ознакомил сегодня Лысый Камрад (LКamrad).


==================================================================================

Предыдущие мои публикации на пикабу можете глянуть в моем профиле.

Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 9

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Лига авторов
Серия Окно в прошлое

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое"

Миниатюрную женскую фигурку, пронзенную иглами, и свинцовый листок с надписью на греческом нашли при раскопках в этом кособоком глиняном сосуде, зарытыми в землю в городе Антинополь в Египте.

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое" Древний Египет, Античность, Археология, История, Инь-ян, Длиннопост

Примерная датировка — III-IV век нашей эры. На данный момент — экспонат музея Лувра.


Когда впервые их увидел, у меня не было сомнений — перед нами типичное проклятие столь характерное для греков и римлян той эпохи. Такие свинцовые листочки с проклятиями находят в великом множестве, они зарывались глубоко в землю, иногда их сбрасывали в глубокие колодцы, дабы обращение быстрее пришло к адресату* — к жестоким духам и богам подземного мира. Материал, на котором писали проклятие, глина или свинец, практически вечны — не подвержены тлению, этакая гарантия надежности — ведь срок действия заклинания мог длиться годами или даже десятилетиями, а если распространялся на потомков — то и веками. Вот потому очень многие из них дошли до нашего времени.


Вероятно, данное проклятие написано женщиной, чтобы отомстить своей более удачливой сопернице.


Но вот тут я очень и очень ошибался…


Заклинание, написанное на свинцовом листочке, как выяснилось, является не тем, чем нам казалось, а человек, написавший его, вовсе не женщина.


Но давайте не торопиться, рассмотрим фигурку поближе:

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое" Древний Египет, Античность, Археология, История, Инь-ян, Длиннопост

Глиняная фигурка женщины со связанными руками и ногами высотой примерно 10 см, пронзенная тринадцатью бронзовыми иглами. Они воткнуты почти во все естественные отверстия человеческого тела и еще по одной — в руки, в ноги, в грудь и в голову.

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое" Древний Египет, Античность, Археология, История, Инь-ян, Длиннопост

Как по мне, вполне очевидно, что автор проклятия вовсе не хотел легкой и быстрой смерти соперницы, а обрекал ее на долгие и страшные мучения на годы-десятилетия.

Кстати, вполне естественный вопрос, почему пронзив глаза, рот и уши проклятие обошло еще одно двойное отверстие в голове — нос?


Вот тут надо понять, что заклинание, судя по всему, не должно было полностью лишить человека зрения, слуха, способности передвигаться, а обрушить на него болезни этих органов, вызвавая постоянную боль и страдание. А болезни, посланные богами, обязательно сопровождаются страшным зловонием. Чтобы не лишить человека возможности «налаждаться» еще одним аспектом мучений, автор проклятия исключил потерю обоняния и сам нос из списка органов, подверженных болезни.


Но перейдем к самому «проклятию» на свинцовом листке.

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое" Древний Египет, Античность, Археология, История, Инь-ян, Длиннопост

Как уже упоминал, он написано на греческом языке. Обычно на таких листках пишется имя проклинаемого и почти никогда того, кто собственно заказал проклятие. С одной стороны это защищало автора от обвинений, если бы посторонний нашел этот листок, а с другой — мало ли что взбредет в голову богам подземного мира, ведь зная его имя, они могут отыграться и на нем.

Но в этом случае заказчик заклинания прямо назвал назвал себя!


И сейчас вы поймете почему.


Текст гласит:

«Приведите ко мне Птолемаиду, которую родила Айас, дочь Горигена. Не давайте ей есть и пить, пока она не придет ко мне, Сарапаммону, которого родила Ареа, и не позволяйте ей возлечь с другим мужчиной, кроме меня одного. Тащите ее за волосы, за кишки, пока она сторонится меня… и пока я не держу ее в повиновении на всю жизнь мою, любя меня, желая меня и говоря мне все, что она думает».

Перед нами этакий садисткий любовный приворот от неудачливого воздыхателя гречанки Птомелаиды.

Богам подземного мира…  Серия публикаций "Окно в прошлое" Древний Египет, Античность, Археология, История, Инь-ян, Длиннопост

Симпатий данный персонаж уж точно не вызывает.


Удалось ли недалекому Сарапаммону добиться взаимности у Птомелаиды?

Думаю вряд ли, раз заклятие так и осталось в земле.


Историю экспоната из Лувра рассказал вам сегодня ваш старый знакомый Лысый Камрад (LKamrad).


Примечание:

* Такие таблички с проклятиями часто находят и на кладбище, нередко их закапывали в могилу человека, умершего преждевременно, незавершившего «нормальный» жизненный цикл, например, ребенка или жертву убийцы. Поскольку души таких людей считались «неупокоенными», они могли передавать сообщения из мира живых в подземный мир.



==================================================================================

Предыдущие мои публикации, в том числе из этой серии на пикабу, можете глянуть в моем профиле.

Ежели вы не желаете пропустить новые публикации, подписывайтесь на автора здесь или на моем личном блоге.

==================================================================================

Вы можете так же поддержать автора деньгами, дабы вдохновить его на новые публикации. Это можно сделать нажав кнопку доната значок рубля под любой публикацией или по этой ссылке, если вы с приложения.

==================================================================================

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!