Серия «Обзоры на фильмы»

Реквием по мечте глазами бывшего наркомана

Всем привет! Представляю обзор на этот, возможно, самый прямолинейный фильм о наркоманах. За плечами имею семь лет употребления, в том числе современных синтетических психоактивных ядов и два года стабильной комфортной трезвости. А значит могу смотреть на фильм с некоторой долей идентификации. Этим взглядом я и хочу поделиться сегодня с вами. В обзоре будут спойлеры.

Реквием по мечте глазами бывшего наркомана Реквием по мечте, Обзор фильмов, Наркотики, Наркомания, Наркоманы, Зависимость, Драма, Криминал, Советую посмотреть, Длиннопост, Спойлер

Реквием по мечте – постер к фильму

Романтизация наркомании

Сразу хотелось бы отметить, что любой фильм всегда романтизирует то, о чем повествует. Иначе было бы не интересно смотреть. Романтизация – это средство "вкусно" раскрыть перед зрителем какую-либо тему. Романтизация не равно пропаганда. Я не обвиняю создателей фильма в том, что кто-то под его впечатлением пойдет искать свою первую дозу. Но зрителям всегда было и будет интересна тема грехопадения человеческой личности, всякий трэш про маньяков, криминал, петухов на зоне, насилие. Про торчков, как в этом фильме. Это я и называю романтизацией наркомании в фильме Реквием по мечте.

Как передан образ наркомана

Фильм начинается с того, как Гэри тащит телевизор из дома своей матери. После чего вместе со своим соупотребителем, а по совместительству другом, Тайроном сдают его в уличную лавку мистеру Рабиновичу, чтобы на вырученные деньги купить наркоты, при чем очевидно, что данную схему они проворачивают уже не в первый раз. Кстати, заметили ли вы, когда они провозили телевизор мимо соседок матери, как Гэри было стыдно и неловко за свой поступок, но он всё равно это делал? Тайрону в сущности было плевать, не у его же матери воруют.

Фильм был снят в 2000 году, по мне так в российских реалиях вышеописанная сцена скорее отражает героиновый след 90х – начало 00х годов. Я тогда был ещё ребенком и никаких наркотиков в глаза не видел. Современная наркомания несколько иная. Зачастую люди эти не бедные и с виду на опустившихся совсем не похожие. Травятся на свои кровно заработанные деньги. Те же, кто уже всё проторчал, ходят по дворам, паркам и ищут чужие закладки. И, что самое главное, находят. Я вообще никогда не видел наркоманов, которые в современных реалиях выносят что-то из дома родителей или кого-то грабят ради дозы и даже не слышал, чтобы где-то такое происходило.

А вообще мышление, поведение, психология наркоманов продемонстрирована в фильме довольно достоверно. Об этой достоверности хотелось бы рассказать подробнее.

Реквием по мечте глазами бывшего наркомана Реквием по мечте, Обзор фильмов, Наркотики, Наркомания, Наркоманы, Зависимость, Драма, Криминал, Советую посмотреть, Длиннопост, Спойлер

Телевизор в обмен на дозу

Досуг наркоманов

Обдолбанные Гэри и Тайрон демонстрируют, как наркоманы умеют с интересом и увлеченностью проводить досуг. А именно: слушать музыку, делиться впечатлениями о том, как кого накрыло, стоять, сидеть, ходить по квартире, разговаривать о всякой ерунде, строить планы неимоверного обогащения.

Подобным планом Тайрон и делится со своим другом, когда те перекусывают в стритфуде, а именно переквалифицироваться в наркоторговцев. Обсуждение прерывает подошедший поесть полицейский. И вот тут перед зрителем раскрывается ещё одна черта зависимой личности – постоянное нереалистичное фантазирование. Гэри проигрывает у себя в голове сцену, как он ловко отнимает пистолет у представителя закона, а тот никак не может ему противодействовать. Забегая вперед, подобная черта была продемонстрирована ещё не раз: Мэрион втыкала вилку в руку Арнольда в ресторане, Гэри мечтал, как идет к своей возлюбленной по пирсу у моря навстречу своей мечте.

Реквием по мечте глазами бывшего наркомана Реквием по мечте, Обзор фильмов, Наркотики, Наркомания, Наркоманы, Зависимость, Драма, Криминал, Советую посмотреть, Длиннопост, Спойлер

Высокоинтеллектуальный досуг

Инфантилизм наркоманов

Затем зрителя знакомят с возлюбленной Гэри – Мэрион. Молодая пара проникает на крышу какого-то здания, фактически взломав закрытую дверь, дабы попускать оттуда бумажные самолетики. Там мы узнаем, что для Мэрион деньги в отношениях не главное. И это при том, что её родители оплачивают ей съем квартиры и дают деньги на жизнь. И не смотря на то, что она умеет разрабатывать авторские эскизы и шить по ним одежду, работать самой ей не хочется, ведь тогда у неё не будет времени на то, чтобы встречаться с безработным Гэри. После чего они заставляют сигнализацию сработать, прячутся и убегают от охраны. Наверное речь идет об учениках средней школы? Да нет же, взрослые по возрасту люди. Но незрелые по состоянию ума наркоманы.

Язык мой – враг мой

Три молодых интеллектуала решают, как выразилась Мэрион, "повалять дурака", закинувшись дурью и пригласив на хату кучу народа. И тут Гэри начинает рассказывать своей девушке о идеях обогащения за счет продажи наркотиков, более того, он делает это в присутствии кучи посторонних ушей. Во-первых, если для Мэрион не назначено в этом деле никакой роли, например фасовать товар, то зачем ей об этом вообще знать? Во-вторых, зачем об этом слышать посторонним ушам? Ведь если тебя не сдаст сама же Мэрион, тебя сдаст кто-то из них. Даже странно, что эта сюжетная арка в фильме никак не сыграла. В реальности немало таких новоиспеченных бизнесменов село просто из-за того, что кто-то не имел держать язык за зубами.

Затем в интимной и романтичной обстановке Гэри делится со своей возлюбленной фантазией о совместном изменении их жизни. Он обещает открыть для неё бутик авторский одежды. Расчет начального капитала, амортизация оборудования, налоговые отчисления, какой вообще бизнес план он задумал? Набрать кучу наркоты, продать, взять ещё больше, торчать, когда захочется, открыть на наркобабки бутик. Потрясающий план! И что могло пойти не так?

Реквием по мечте глазами бывшего наркомана Реквием по мечте, Обзор фильмов, Наркотики, Наркомания, Наркоманы, Зависимость, Драма, Криминал, Советую посмотреть, Длиннопост, Спойлер

Гэри делится бизнес идеями так, чтобы никто не слышал

Неудержимость наркоманов

Тайрон созванивается с Динамитом насчет закупки товара. Операция проходит успешно, Тайрон приносит товар и первым же делом предлагает Гэри вмазаться. На что тот уже было хотел его отговорить, ведь тогда им будет просто нечего продавать. Но Тайрон привел контраргументы, оспорить которые было невозможно. «Надо попробовать, чтобы знать, как бодяжить». Четко оговоренный заранее план разбивать в два раза и удвоить деньги ничто по сравнению с неудержимостью наркомана перед желанием употребить здесь и сейчас и найти для этого такие объяснения, в которые он и сам с легкостью поверит.

Лживость наркоманов

Мэрион вынуждена поехать на встречу с Арнольдом в ресторан, чтобы тот не рассказал её родителям, что она забросила терапию, ведь тогда они лишат её денег. Кто он вообще такой, нам толком не объясняют, но это и не важно для сюжета. Она лжет своему парню, что не занимается с Арнольдом сексом. Она лжет своим родителям, что продолжает ходить на терапию. Потом Гэри лжет своей матери о том, что нашел хорошую работу. Сложившийся уклад жизни наркомана вообще рухнет, если он расскажет всем всю правду.

Финал фильма. Ужасы наркомании

Под конец создатели окончательно сгустили краски, дабы показать зрителю, почему пробовать наркотики – это плохо. Тут и Тайрона хлопнули копы, и все заработанные деньги пришлось отдать, чтобы его выпустили под залог, и дозы им нигде не найти, и Мэрион за дозу стала отдаваться каким-то извращенцам, и Гэри перешел на внутривенное употребление, и руку ему отрезали, и Тайрона посадили в тюрьму с садистами надзирателями.

Не то, чтобы в реальности ничего такого произойти не может. Может произойти ещё и не такое! Просто в фильме собраны все эталонные ужасы в одну кучу. Но если рассматривать это как метафору, как попытку выразительными средствами передать тот ужас, что творится у наркомана к голове, когда приходит осознание, во что он вляпался, тот тут стопроцентное попадание в цель.

Сара Голдфарб

Отдельно хочется высказаться о сюжетной линии матери Гэри.

Несчастная созависимая мать наркомана. Хоть сюжетная арка созависимости выстроена и не ярко, но по крайней мере демонстрируется в диалоге с мистером Рабиновичем, когда она идет выкупать телевизор, тот рекомендует ей заявить на сына в полицию, дабы столкнуть его лицом к лицу с болезненными последствиями его употребления, что может теоретически стать тем дном, от которого оттолкнется наркоман и поплывет в сторону своего выздоровления. Но сделать это она не может, т.к. слишком любит и жалеет своего сына, в чем открыто признается.

Непонятно, что ей далось вообще это похудение с участием в телешоу. Никакая она не толстая. Возможно это какая-то сублимация – трансформированное нереализуемое желание, чтобы сын бросил наркотики.

Врач назначает ей таблетки для похудения, которые подозрительно похожи на те самые, что употреблял её сын со своими друзьями. По всей видимости что-то из ряда амфетамина.

Но Сара не кайфует от них, как кайфовали вышеназванные наркоманы. Она испытывает вполне конкретные эффекты воздействия наркотика на организм: суетливость, нарушение терморегуляции тела, потливость, хаотичные движения челюсти, потерю аппетита. Но она не получает удовольствия от употребления. Потому что у неё не было изначальной цели быть среди наркоманов. У неё была цель похудеть.

Сын, убиваемый чувством вины заказывает для матери подарок – новый телевизор, купленный на деньги от продажи наркотиков. И это ещё один маркер наркомана: стыд, вина и дикое желание искупления.

Гэри быстро вычисляет, что мать сидит на таблетках, т.к. сам знает эти симптомы. Но ничем ей помочь тут не может. Что не удивительно. Чтобы наркоман кому-то смог помочь, ему надо помочь бросить сначала самому себе.

В дальнейшем Сара ловит паранойю и бред – ещё одни возможные эффекты психоактивных веществ и оказывается на больничной койке по психиатрии.

Это не реквием

Реквием есть не что иное, как заупокойная пьеса. По каким покойникам она сыграна в этом фильме?

Тайрон отсидит и выйдет. Не он первый, не он последний, кто прошел через тюрьму. И много кто смог сохранить после этого человеческий облик. Гэри, как и огромное число других инвалидов, имеет все шансы найти своё место в обществе, нормальную профессию и работу. Мэрион, возможно, потребуется всего несколько сеансов психотерапии, чтобы проработать ту психотравму, что она получила фактически по собственной воле. Тем более родители дают ей на это деньги.

Они имеют все шансы в будущем наладить свои жизни и быть счастливыми. Если, конечно, бросят наркотики. Играть реквием тут не по кому.

Сара. Вот тут сложнее. Всё-таки реальное приобретенное психическое расстройство. Но и ей, я уверен, медицина со временем сможет помочь.

Ничего не кончено, пока человек ещё жив!

P.S.:

Кого заинтересовало моё творчество, можете прочитать мой предыдущий обзор на фильм Форрест Гамп.

Также можете перейти на мой профиль на пикабу, там находится ссылка на мой блог в телеге. Подпишитесь на него. Там я публикую много всего интересного и полезного на тему обретения трезвости и комфортной жизни после наркомании и алкоголизма.

Спасибо и до новых встреч!

Показать полностью 3

Ответ на пост «Форэст Гамп»

Всем привет! Сегодня встретился пост о споре по поводу Дженни – героине одного из моих любимых фильмов, Форрест Гамп. Хочу выразиться о ней, ибо персонаж, как и сам фильм, того заслуживает. Сразу отмечу, что я не буду разбирать, является Дженни шлюхой или нет – такой поверхностный вопрос в таком глубоком фильме мне просто не интересен. Приступим.

Ответ на пост «Форэст Гамп» Фильмы, Текст, Форрест Гамп, Изнасилование, Наркомания, Отношения, Мат, Психологическая травма, Обзор фильмов, Советую посмотреть, Ответ на пост, Длиннопост

Форрест Гамп – Постер к фильму

Дженни и насилие в детстве

Ещё когда я юнцом смотрел фильм в первый раз, у меня закрались подозрения, а не насилует ли отец Дженни своих маленьких дочерей, которые при повторном просмотре лишь утвердились. И каково же было моё удивление читать в комментариях к посту, что у кого-то таких подозрений не возникло от слова совсем, а кто-то это даже с уверенностью отрицал.

Что ж, в фильме действительно нет прямого утверждения о сексуальном насилии в адрес маленькой Дженни. Однако есть целых четыре сцены, которые весьма прямолинейно на это намекают:

  1. Наивный и непосредственный "дурачок" Форрест так отзывается об её отце: «папа Дженни очень любил её и сестер, все время их целовал и к ним прикасался». Возможно речь идет о заботливом и любящем отце одиночке. Но что-то вызывает тревогу. Возможно последующая сцена?

  2. В следующей сцене Дженни вместе с Форрестом убегают от её отца и прячутся в кукурузном поле. Пьяный неопрятный отец выскакивает за порог и орет: «Дженни, где ты, мать твою!?» Контраст по сравнению с описанием Форреста. В кукурузном поле маленькая Дженни просит Гампа помолиться вместе с ней о лучшей участи: «Милый Бог, сделай меня птичкой, чтобы я смогла улететь отсюда». Контраст усилился.

  3. Форрест рассказывает, что в некотором смысле молитвы Дженни были услышаны и служба опеки переселила её от отца жить к своей бабушке. В трейлерный парк. Из дома с участком. Т.е. в явно более неблагоприятные условия с материальной точки зрения. Следовательно вовсе не бедность отца стала причиной лишения родительских прав. Отец в фильме больше не появлялся.

  4. Уже взрослая Дженни, после долгой разлуки с родными местами, вновь оказавшись во дворе запустелого отчего дома впадает в истерику, кидает в окна камни и в слезах сокрушается: «Как ты мог!?» Нетипичная реакция для человека с благополучным детством.

Ответ на пост «Форэст Гамп» Фильмы, Текст, Форрест Гамп, Изнасилование, Наркомания, Отношения, Мат, Психологическая травма, Обзор фильмов, Советую посмотреть, Ответ на пост, Длиннопост

Милый Бог, сделай меня птичкой, чтобы я смогла улететь отсюда

Ответ на пост «Форэст Гамп» Фильмы, Текст, Форрест Гамп, Изнасилование, Наркомания, Отношения, Мат, Психологическая травма, Обзор фильмов, Советую посмотреть, Ответ на пост, Длиннопост

Как ты мог!?

Дженни и сексуальные связи

Молодая Дженни примкнула к популярной в то время субкультуре хиппи и во всю отдалась идеалам свободной любви.

Есть две стандартные реакции пострадавшей личности на изнасилование: ведение беспорядочных половых связей и асексуальность в сознательной жизни. В случае с Дженни изнасилования носили неоднократный характер, происходили в детстве и от того, кто, казалось бы, должен быть самым близким и родным мужчиной и жизни. Распутная жизнь в данном случае может являться воплощением следующих защитных механизмов психики:

  • Обесценивание. Со стороны можно сделать вывод, что Дженни относилась к сексу совершенно спокойно, как к чему-то, чем можно заняться с кем угодно, где угодно и без всяких обязательств. Неосознаваемая попытка психики доказать своей поврежденной в детстве части, что секс вообще не имеет значения, а значит и страдать по случившемуся не стоит.

  • Сексуализация. Непосредственная и примитивная защитная реакция. Провозглашение для самого себя, что случившееся есть даже нечто приятное, приносящее удовольствие. А значит страдать опять причин нет.

  • Контроль над ситуацией. Там и тогда она была не властна над случившимся, зато теперь она не только делает это сама, но и полностью владеет ситуацией.

Ответ на пост «Форэст Гамп» Фильмы, Текст, Форрест Гамп, Изнасилование, Наркомания, Отношения, Мат, Психологическая травма, Обзор фильмов, Советую посмотреть, Ответ на пост, Длиннопост

Встреча Дженни и Форреста на протестах хиппи против войны во Вьетнаме

Ответ на пост «Форэст Гамп» Фильмы, Текст, Форрест Гамп, Изнасилование, Наркомания, Отношения, Мат, Психологическая травма, Обзор фильмов, Советую посмотреть, Ответ на пост, Длиннопост

Форресту, кстати, тоже перепало. Только неясно, было ли это то, что ему по-настоящему нужно от Дженни.

Дженни и наркотики

Естественным следствием всего вышесказанного стало пристрастие Дженни к наркотическим веществам на хипповских тусовках. Те, кто читали мои посты ранее, прекрасно осведомлены о моем отношении к ядам, изменяющим сознание. И я понимаю, что наркотическое опьянение может субъективно понравиться людям, пережившим психотравму. Не потому, что им стало хорошо от наркотиков (от наркотиков объективно хорошо не бывает), а потому, что от наркотиков их состояние сменилось на другое. На какое-то время вместе с угнетением сознания остановился и непрекращающийся кошмар в голове (и начался другой).

Дженни и Форрест

Сцена в школьном автобусе демонстрирует, как инвалида на ноги и голову Форреста отвергает общество сверстников. Однако потребность быть принятым у него явно была. И она была таки реализована. Первой после мамы его приняла как равного и нормального именно Дженни, когда пригласила сесть рядом после того, как остальные ему в этом отказали. Между детьми началась дружба, легшая в основу всего фильма.

Кстати, после знаменитой фразы «Беги Форрест, беги!», вдохновляюще прозвучавшей из уст Дженни, Форрест по-настоящему побежал, скинув с ног оковы своей инвалидности. Возможно, и ментальной тоже, ведь только после этой сцены Гамп начинает раскрываться перед зрителем как самодостаточная личность.

В дальнейшем Дженни появлялась в жизни Форреста именно в те моменты, когда он был ей нужен. Из чего многими был сделан вывод, что она использовала любовь Форреста в своих корыстных интересах. Не могу оценить этот вывод ни как правду, ни как ложь. Потому что подобный подход просто не применим в отношении жизненной позиции Гампа. Их отношения не были и не могли быть любовными в привычном понимании этого слова. Без Дженни или с Дженни Форрест всё равно так и не завел бы классических семейных отношений с какой-либо другой женщиной. Их двоих объединило то, что они оба были калеки.

«Мир уже никогда не станет прежним, если вы увидите его глазами Форреста Гампа» – гласит слоган фильма. Возможно это именно та призма, через которую стоит рассматривать любовь Форреста и Дженни, чтобы по-настоящему насладиться её красотой.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!