Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы
Предыдущая часть Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы
В начале,как и обещал ,откатимся к 1941-1945 годам,и посильно осветим этот период .
В годы Великой Отечественной Войны мотопром СССР целиком и полностью подчинялся Министерству Обороны,и обслуживал исключительно нужды и потребности фронта.
Помимо ТИЗ АМ-600,М-72 и Л-300,выпускавшихся силами эвакуированных мотозаводов,мотопарк Красной Армии также пополнялся трофейной и ленд-лизовской мототехникой.
Трофейные мотоциклы ВОВ,на самом деле тема неисчерпаемая:немецкий вермахт завёз на территорию СССР в ходе наступления всё,что ранее успел награбить и реквизировать по всей Европе.
Голландские,английские,чешские,французские,итальянские,английские мотоциклы,чего только не было в их рядах.(фотографии надёрганы с разных сайтов,например https://smolbattle.ru )
Немецкие фельджандармы-мотоциклисты на перекрестке в Ростове-на-Дону.
Слева — мотоцикл Triumph BD 250 W, справа — NSU 351 ОТ.
Саперы вермахта на трофейном бельгийском мотоцикле Gillet Herstal АВ-720 на городской улице.
На коляске мотоцикла — тактическое обозначение 2-го саперного батальона вермахта.
В целом же,вопреки нацистской пропаганде,основу транспортного парка вермахта составляла гужевая тяга:упряжные лошади.Поэтому ,например,диверсия Зои Космодемьянской(поджог конюшни с лошадьми вермахта)была крайне болезненным и чувствительным ударом для немцев.
При этом следует понимать,что техническое состояние всей этой разнмастной и разношерстной мототехники было далеко от идеального,как и надёжность.Такое разнообразие и поиск деталей становились настоящим кошмаром для снабженцев и ремонтников.
По ленд-лизу в СССР поставлялись как американские,так и английские мотоциклы.
Это были предвоенные модели(в годы войны мало кто заморачивался выпуском прогрессивных машин,кроме завода Ява,пожалуй)
Чешский мотопроизводитель Ява в годы войны,как и вся Чехия был поставлен на службу немцам-занимался ремонтом мототехники.Однако инженеры завода умудрились тайно разработать новую модель,собрать пилотную партию,и даже провели успешный пробег-обкатку новой модели,перекрасив мотоциклы в "армейский зелёный"/фельдграу,под видом отремонтированных армейских машин.
Основу ленд-лиза составляли Харлей дээвидсон WLА-42,с нижнеклапанным 750 см3 двигателем и Индиан 741 со сходной кубатурой.
Советские автоматчики на американском мотоцикле «Харлей-Дэвидсон» (Harley-Davidson WLA-42) с коляской от советского М-72 и пулеметом ДП-27.
Harley-Davidson WLA 42 с коляской
По приказу Главного БронеТанкового Управления были изготовлены узлы для крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного мотоцикла М-72, который являлся копией немецкого BMW R71 и выпускался серийно с 1941 года. Сборкой зарубежной техники, равно как и оснащением ее колясками, занимались Московский и Серпуховской заводы и ремзавод No 20. К началу мая 1945 года колясками были оборудованы 11 642 мотоцикла «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон».
WLA-42 "в стоке".Характерная деталь:Харлеи-одиночки,поставляемые по ленд-лизу имели под двигателем продольно расположеную бронеплиту.Использовать её предлагалось ,завалив мотоцикл на бок,и использовать плиту как укрытие от огня противника.
Кроме,собственно,комплектных мотоциклов,союзники также щедро отсЫпали и запасных частей и деталей для ремонта,запаса которых хватило ещё на 20 лет,на протяжении которых Харлеи служили в милиции до полного исчерпания ресурса.
Советский милиционер на «Харлее». Сочи, 1947 год.
После Победы мотопромышленность как и другие отрасли народного хозяйства,возвращалась к мирной жизни.
Однако,тяжёлые мотоцилы с коляской(в то время м-72 и м72М,модернизированный) появились в свободной продаже населению только в 1954 году.До этого они поставлялись только в армию,милицию,и некоторым другим специальным службам(лесникам,председателям колхозов,итд.)
Даже приобретя такой мотоцикл в торговой сети,гражданин был обязан поставить его на учёт в военном коммисариате по месту жительства,техника эта считалась "военнообязанной" и подлежала изъятию для нужд армии ,в случае военных действий.
Собственно,такому же учёту подлежали и полноприводные гражданские автомобили.
В 1946 году Киевский Бронетанковый Ремонтный Завод № 8 был преобразован в Киевский мотоциклетный завод,где вскоре,после усиления его коллектива сотрудниками Ирбитского мотозавода начася выпуск мотоциклов М-72,м-72м,М-72Н1,К-750 ,а также моделей с приводом на колесо коляски МВ-750 и МВ-750м.
Всё это были нижнеклапанные машины,с 750см3 двигателем.
М-72М
М72Н1.Модель отличалась передней вилкой рычажного типа,с коротким ходом рычагов.Первые упоминания о серийном выпуске относятся к 1958 году.К 1960 году вилку сняли с производства,из-за дороговизны,сложности обслуживания и общей тяжести узла.
При всей несуразности(как использование в конструкции игольчатых подшипников диаметром 37 мм и подобных ,редких даже сегодня сальников) вилка имела исключительную мягкость ,три ступени амортизации(резиновые внешние упоры;внутренние осевые пружины;гидродемпферы двойного действия) и позволяла менять жёсткость срабатывания заменой масла большей или меньшей вязкости,что впечатляет и сегодня .
Подобная вилка в дальнейшем ставилась только на модель К750 ,как и "обратные" рукоятки руля.На К750М уже появился привычный "телескоп" и "современные " рычаги руля.
1 — верхний упор; 2 — направляющий стержень; 3 — пружина; 4 — наконечник пружины;
5 — наружный рычаг; 6 — пробки; 7 и 16 — уплотнительные шайбы; 8 — двуплеччй
рычаг; 9 — резиновый буфер; 10 — передний поршень амортизатора; 11 — стопорный винт;
12 — задний поршень амортизатора; 13 — корпус амортизатора; 14 — поршневой двойной
клапан; 15 — пружина поршня; 17 — заглушка; 18 — ось рычагов; 19 и 23 — иглы подшипника; 20 и 21 — шайбы; 22 — наружное кольцо; 24 — самоподжимающнйся резиновый сальник; 25 — резиновый буфер; 26 — поршневой клапан; 27 — клапан, открывающнйся при большом давлении; 28 — клапан; 29 и 30 — пружины.
МВ750М.
К-750В.В-военный.Нет хромированных деталей,всё покрашено,привода на коляску нет,вертлюги для пулемёта и крепления для ящиков ЗИП на коляске есть.
Следующая часть будет освещать мотоциклы эпохи оттепели и застоя.