Серия «Мотопром СССР»

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы

Предыдущая часть Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы

В начале,как и обещал ,откатимся к 1941-1945 годам,и посильно осветим этот период .

В годы Великой Отечественной Войны мотопром СССР целиком и полностью подчинялся Министерству Обороны,и обслуживал исключительно нужды и потребности фронта.

Помимо ТИЗ АМ-600,М-72 и Л-300,выпускавшихся силами эвакуированных мотозаводов,мотопарк Красной Армии  также пополнялся трофейной и ленд-лизовской мототехникой.

Трофейные мотоциклы ВОВ,на самом деле тема неисчерпаемая:немецкий вермахт завёз на территорию СССР в ходе наступления всё,что ранее успел награбить и реквизировать по всей Европе.

Голландские,английские,чешские,французские,итальянские,английские мотоциклы,чего только не было в их рядах.(фотографии надёрганы с разных сайтов,например  https://smolbattle.ru )

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

Немецкие фельджандармы-мотоциклисты на перекрестке в Ростове-на-Дону.
Слева — мотоцикл Triumph BD 250 W, справа — NSU 351 ОТ.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

Саперы вермахта на трофейном бельгийском мотоцикле Gillet Herstal АВ-720 на городской улице.
На коляске мотоцикла — тактическое обозначение 2-го саперного батальона вермахта.


В целом же,вопреки нацистской пропаганде,основу транспортного парка вермахта составляла гужевая тяга:упряжные лошади.Поэтому ,например,диверсия Зои Космодемьянской(поджог конюшни с лошадьми вермахта)была крайне болезненным и чувствительным ударом для немцев.

При этом следует понимать,что техническое состояние всей этой разнмастной и разношерстной мототехники было далеко от идеального,как и надёжность.Такое разнообразие и поиск деталей  становились настоящим кошмаром для снабженцев и ремонтников.


По ленд-лизу в СССР поставлялись как американские,так и английские мотоциклы.

Это были предвоенные модели(в годы войны мало кто заморачивался выпуском прогрессивных машин,кроме завода Ява,пожалуй)

Чешский мотопроизводитель Ява в годы войны,как и вся Чехия был поставлен на службу немцам-занимался ремонтом мототехники.Однако инженеры завода умудрились тайно разработать новую модель,собрать пилотную партию,и даже провели успешный пробег-обкатку новой модели,перекрасив мотоциклы в "армейский зелёный"/фельдграу,под видом отремонтированных армейских машин.

Основу ленд-лиза составляли Харлей дээвидсон WLА-42,с нижнеклапанным 750 см3 двигателем и Индиан 741 со сходной кубатурой.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

Советские автоматчики на американском мотоцикле «Харлей-Дэвидсон» (Harley-Davidson WLA-42) с коляской от советского М-72 и пулеметом ДП-27.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

Harley-Davidson WLA 42 с коляской

По приказу Главного БронеТанкового Управления были изготовлены узлы для крепления к импортным мотоциклам коляски от отечественного мотоцикла М-72, который являлся копией немецкого BMW R71 и выпускался серийно с 1941 года. Сборкой зарубежной техники, равно как и оснащением ее колясками, занимались Московский и Серпуховской заводы и ремзавод No 20. К началу мая 1945 года колясками были оборудованы 11 642 мотоцикла «Индиан» и «Харлей-Дэвидсон».

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

WLA-42  "в стоке".Характерная деталь:Харлеи-одиночки,поставляемые по ленд-лизу имели под двигателем продольно расположеную  бронеплиту.Использовать её предлагалось ,завалив мотоцикл на  бок,и использовать плиту как укрытие от огня противника.

Кроме,собственно,комплектных мотоциклов,союзники также щедро отсЫпали и запасных частей и деталей для ремонта,запаса которых хватило ещё  на 20 лет,на протяжении которых Харлеи служили в милиции до полного исчерпания ресурса.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

Советский милиционер на «Харлее». Сочи, 1947 год.

После Победы мотопромышленность как и другие отрасли народного хозяйства,возвращалась к мирной жизни.

Однако,тяжёлые мотоцилы с коляской(в то время м-72 и м72М,модернизированный) появились в свободной продаже населению только в 1954 году.До этого они поставлялись только в армию,милицию,и некоторым другим специальным службам(лесникам,председателям колхозов,итд.)

Даже приобретя такой мотоцикл в торговой сети,гражданин был обязан поставить его на учёт в военном коммисариате по месту жительства,техника эта считалась "военнообязанной" и подлежала изъятию для нужд армии ,в случае военных действий.

Собственно,такому же учёту подлежали и полноприводные гражданские автомобили.


В 1946 году  Киевский Бронетанковый Ремонтный Завод № 8 был преобразован в Киевский мотоциклетный завод,где вскоре,после усиления его коллектива сотрудниками Ирбитского мотозавода начася выпуск мотоциклов М-72,м-72м,М-72Н1,К-750 ,а также моделей с приводом на колесо коляски МВ-750 и МВ-750м.

Всё это были нижнеклапанные машины,с 750см3  двигателем.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

М-72М

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

М72Н1.Модель отличалась передней вилкой рычажного типа,с коротким ходом рычагов.Первые упоминания о серийном выпуске относятся к 1958 году.К 1960 году вилку сняли с производства,из-за дороговизны,сложности обслуживания и общей тяжести узла.

При всей несуразности(как использование в конструкции игольчатых подшипников диаметром 37 мм и подобных ,редких даже сегодня сальников) вилка имела исключительную мягкость ,три ступени амортизации(резиновые внешние упоры;внутренние осевые пружины;гидродемпферы двойного действия) и позволяла менять жёсткость срабатывания заменой масла большей или меньшей вязкости,что впечатляет и сегодня .

Подобная вилка в дальнейшем ставилась только на модель К750 ,как и "обратные" рукоятки руля.На К750М уже появился привычный "телескоп" и "современные " рычаги руля.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

1 — верхний упор; 2 — направляющий стержень; 3 — пружина; 4 — наконечник пружины;
5 — наружный рычаг; 6 — пробки; 7 и 16 — уплотнительные шайбы; 8 — двуплеччй
рычаг; 9 — резиновый буфер; 10 — передний поршень амортизатора; 11 — стопорный винт;
12 — задний поршень амортизатора; 13 — корпус амортизатора; 14 — поршневой двойной
клапан; 15 — пружина поршня; 17 — заглушка; 18 — ось рычагов; 19 и 23 — иглы подшипника; 20 и 21 — шайбы; 22 — наружное кольцо; 24 — самоподжимающнйся резиновый сальник; 25 — резиновый буфер; 26 — поршневой клапан; 27 — клапан, открывающнйся при большом давлении; 28 — клапан; 29 и 30 — пружины.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

МВ750М.

Мотоциклостроение в СССР. Часть III.1945-1960 годы СССР, Ретро, История России, Мотоцикл Урал, Длиннопост

К-750В.В-военный.Нет хромированных деталей,всё покрашено,привода на коляску нет,вертлюги для пулемёта и крепления для ящиков ЗИП на коляске есть.


Следующая часть будет освещать мотоциклы эпохи оттепели и застоя.

Показать полностью 12

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы

Часть 1 Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы

закончилась на описании экспериментальных мотоциклов Ижевских заводов в 192Х годах ХХ века.

К сожалению,именно тогда сложилась порочная практика ,не давать хода экспериментальным моделям советских конструкторов,которые всегда технически опережали безнадёжно унылую серийную продукцию.

Следующая значимая попытка постройки отечественного мотоцикла была предпринята в 193Х годах.

Мудрить не стали,и на конвейер была поставлена лицензионная копия немецкого "ДКВ-Люксус-300",300 см3 двухтактного небольшого мотоцикла(по более поздней упрощённой классификации СССР "среднего мотоцикла".Первые 25 мотоциклов были собраны ,частью из импортных деталей и узлов ,на Ленинградском заводе "Промет".

После двухлетних испытаний,производство было развёрнуто сразу на двух заводах: под маркой "Л-300" на ленинградском заводе "Красный Октябрь",и как Иж-7 на "Ижевском механическом заводе".

В 1938 году в Ленинграде был спроектирован 350см3 четырёхтактный мотоцикл с двигателем Л-8 и вскоре производство было освоено и в Ленинграде,и в Ижевске(под маркой Иж-12),и на новорожденном Серпуховском мотозаводе.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост

Чуть ранее,в 1931 году,группой конструкторов под руководством Петра Владимировича Можарова было начато проектирование тяжёлого мотоцикла .Модель представляла собой соединение копии 750 см3 нижнеклапанного мотора "Харлей-Дэвидсон",с V образным расположением цилиндров,и ходовой частью,спроектированной под сильным влиянием идей Эрнеста Неандера,приправленных решениями в духе мотоциклов БМВ.

В 1935 году серийное производство этого мотоцикла под маркой "ПМЗ-А750" было начато на Подольском механическом заводе.То есть на заводе швейных машинок.

Мотоциклисты в шутку расшифровывали название мотоцикла как "попробуй меня заведи"-месторасположение системы зажигания(прерывателя/трамблёра) было выбрано неудачно,она часто засорялась/отсыревала/требовала чистки ,и завести мотоцикл было действительно затруднительно.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост

Самым же технически удачным в довоенном СССР был мотоцикл "ТИЗ-АМ-600".

Производство началось в 1935 году на Таганрогском инструментальном заводе им.Сталина.Конструктивно это была копия БСА с одноцилиндровым наклонённым вперёд двигателем.Главное же-обладавший высокой культурой производства завод,сумел организовать высокое качество сборки  и изготовления мотоциклов,поступавших в основном в части Красной Армии.

В конце 30-х годов на заводе были созданы интересные гоночные модели ТИЗ-6,ТИЗ-7 ,одноцилиндровые верхнеклапанные,и ТИЗ-51 с двухцилиндровым двигателем с параллельным расположением цилиндров,двумя верхними распредвалами и нагнетателем "Цоллер".

Незадолго до начала войны ,также осваивалось производство лёгких мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными двигателями объёмом от 100 до 125 см3,в Серпухове и Подольске.


Всего в СССР в 1940 году силами всех мотозаводов было выпущено 4600 мотоциклов .


На одном из совещаний высшего руководства СССР в том числе был поднят вопрос о нехватке серийных мотоциклов в армии.С учётом передового военного опыта (Вторая Мировая уже началась в Европе,и многочисленные немецкие мотоциклы с колясками очень успешно себя проявили) было принято решение о необходимости внедрения техники этого типа в Советские воиска.

То,что это совещание действительно было,сомнений нет.А вот дальше начинаются домыслы.

По одной из версий,пять мотоциклов (БМВ Р71 с колясками) были закуплены через подставных лиц в Скандинавии,перевезены в СССР и разобраны до винтика с целью копирования.

По другой легенде,техническая документация была выкрадена у немцев(куплена) и переведена на русский язык для инженеров и конструкторов.

Как бы то ни было,в СССР начались работы по серийному производству копии немецкого БМВ Р71,получившего наименование М-72.

Тут надо бы дополнить,что сам прототип ,Р71, являясь дальнейшим развитием мотоцикла БМВ Р12, оказался тупиковой ветвью немецких тяжёлых мотоциклов того времени,и обладал как неоспоримыми достоинствами,так и критическими конструктивными недостатками.

Как немецкий образец,так и советская копия имели 750 см3 нижнеклапанный двухцилиндровый оппозитный двигатель мощностью 22 лс,четырёхступенчатую КПП,подрессореную коляску ,свечную подвеску заднего колеса,и телескопические передние вилки.Рама дуплексная,трубчатая.

БМВ Р12 комплектовался более архаичной и тяжёлой штампованной рамой,при прочих схожих характеристиках с вышеописанными мотоциклами.

Количество Р71 в вермахте было довольно скромным(по сравнению с теми же Р12),именно из-за выявленных недостатков .Уже к 1940 году в Германии начались работы по конструированию нового тяжёлого армейского мотоцикла,более технологичного,мощного,надёжного ,которым стал верхнеклапанный БМВ Р75.

Выбранный формат статьи : советская мототехника,не позволяет углубиться в дебри тевтонского сумрачного гения,впрочем,информации о мотоциклах вермахта в сети избыточное количество.

Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотоциклостроение в СССР. Часть II. 1930-1945 годы Ретро, Сделано в СССР, Мото, Мотоцикл ИЖ, СССР, Прошлое, Длиннопост

Перед началом вторжения Германии на территорию СССР производство мотоцикла М72 было рассредоточено сразу на нескольких мотозаводах:Московском ,Горьковском ,и Харьковском.

Начавшаяся же война заставила эвакуировать оборудование и персонал этих заводов за Урал,в город Ирбит,где в кратчайшие сроки ,в здании местного пивзавода был запущен Ирбитский Мотоциклетный Завод,современный ИМЗ.

Первые мотоциклы ИМЗ были отгружены на фронт в начале 1942 года.

Таганрогский мотозавод был эвакуирован ещё дальше,в Тюмень,где до 1943 года собирали ТИЗ-АМ-600.И даже собрали опытные образцы 1000 см3 специального мотоцикла с оппозитным двухцилиндровым двигателем и приводом на колесо коляски.

Увы,но в основном потребности СССР в мотоциклах в годы войны покрывались за счёт поставок импортной мототехники по ленд-лизу из США и Англии.


Каки в первой части,выделенные жирным шрифтом части текста содержат прямые цитаты и выдержки из книги "Энциклопедия мотоциклов",изд.Виктория Аст,1997 год,автор А.Е.Воронцов.

Картинки из интернетов.


Следующая часть будет обозревать отечественное мотостроение в послевоенные годы,но в  начале всё же придётся рассмотреть и ленд-лиз,и трофейные образцы,для полноты картины.

Показать полностью 11

Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы

Начинает утомлять всеобщая безграмотность и некомпетентность.Особенно когда люди пыжатся рассказывать о вещах,в которых они разбираются уже целых три минуты.

Поскольку,вот совпадение,я уже 12 лет как водитель , собственник и ремонтник мотоцикла 1959 года производства Киевского мотозавода,модели К750,и поэтому несколько углублён в суть вопроса,решил по возможности и способностям не просто восполнить это белое пятно в знаниях сограждан,но и заплескать его исчерпывающим образом.

История советского мотостроения начинается в 1920х годах,поскольку с 1917 года страна воевала и восстанавливалась после этих социальных потрясений.


(далее по тексту "энциклопедия мотоциклов"изд.Виктория Аст,1997 год,А.Е.Воронцов,выделено жирным шрифтом)


К мотоциклостроению молодая Советская Россия приступила в 1924 году,когда на базе бывшего завода "Дукс" ,(новое название завода "Авиахим №1") под руководством инженера Петра Николаевича Львова был спроектирован и построен  экспериментальный мотоцикл "Союз".Мотоцикл имел объём двигателя 500см3 ,и сочетал в себе такие архаичные решения ,как верхний впускной и нижний выпускной клапаны,и ременной привод заднего колеса .А также прогрессивные : наклонное расположение цилиндра и пружинная подвеска заднего колеса,о чём иностранные мотопроизводители в те годы только задумывались.Каноничным являлись строго вертикальное расположение цилиндра(цилиндров)и жёсткая подвеска заднего колеса,без амортизаторов.

Завод "Дукс",ориентированный прежде всего на авиационную технику,не счёл нужным распыляться на мелочи,и производство мотоцикла ограничилось пилотным экземпляром.


Вторая попытка относится к 1928-1929 годам,"Ижстальзавод" (ныне "Ижсталь") под руководством инженера Петра Владимировича Можарова создал целую линейку экспериментальных мотоциклов пяти различных модификаций:ИЖ-3,ИЖ-4 и ИЖ-5 имели различные немецкие двигатели объёмом от 200до 750 см3,но самыми оригинальными были ИЖ-1,ИЖ-2 с с двухцилиндровыми нижнеклапанными(тут считаю нужным пояснить подробно:нижнеклапанный двигатель(SV,Side Valve-тот у которого  клапаны впуск/выпуск приводятся в действие непосредственно от распределительного вала,через толкатели,без применения штанг.

Верхнеклапанный же ,OHV Over Head Valve,приводит клапана в действие через длинные штанги ; также компоновка двигателя с распредвалами на каждый цилиндр ,столь популярная сегодня,хоть и приводит в действие клапан практически напрямую от распредвала,по факту всё же верхнеклапанная ).

V-образными двигателями объёмом 1200 см3,с трёхступенчатыми МКПП в общем блоке с двигателем,привод на заднее колесо карданом.Двигатели имели не поперечное по отношению к движению расположение коленвала,а продольное,(как на современных мотоциклах марки "МотоГуцци".)

Ходовая же часть была спроектирована под сильным влиянием немецкой кострукторской школы : штампованные рамы,задняя часть которой служила одновременно корпусом глушителя,передние вилки типа "Неандер"(рессорная,с фрикционными амортизаторами.)

Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост
Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост

Картинки надёрганны из интернетов.На этом 1 часть (1924-1929 годы СССР)заканчивается.Будет интересно читателям-продолжу.Нет-ну значит нет.

В написании поста использованы выдержки и прямые цитаты из книги "Энциклопедия мотоциклов" изд.Виктория Аст 1997 года издания,Автор А.Е.Воронцов.Последнее фото -мотоцикл Неандера."Неандер".

Инженер Эрнст Нойманн-Неандер мотоциклы под своим именем строил недолго, с 1925-го по 1930 г., но влияние на мировое мотоциклостроение оказал огромное.На его заводе в 20-е годы проходил стажировку Петр Можаров — творец первых мотоциклов «Иж», Л-300 и ПМЗ, в конструкции которых влияние Неандера явно усматривается.)

Мотостроение в СССР Часть I. 1924-1929 годы Техника, Ретро, Мотоцикл ИЖ, Сделано в СССР, СССР, Прошлое, Длиннопост
Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!