Серия «Камикадзе»

След после атаки камикадзе

След после атаки камикадзе Военная история, Вторая мировая война, США, Камикадзе, Япония, Война, Тихий океан, Военная техника, ВМС, ВМФ, Черно-белое фото, Прошлое

Этот снимок был сделан после того, как 26 июля 1945 г, в районе Голландской Ост-Индии тяжелый крейсер HMS Sussex был поражен японским Mitsubishi Ki-51 - легким монопланным бомбардировщиком, носившим у союзников название "Sonia". Этот самолет столкнулся с кораблем чуть выше ватерлинии, оставив почти идеальный отпечаток своей формы. В этом месте броня корабля имела толщину в 114 мм. Самолет не смог пробить корпус крейсера и нанести ему какие-либо значительные повреждения.

Показать полностью 1

Японский камикадзе на истребителе A6M «Зеро» врезается в американский линкор «Миссури»

Японский камикадзе на истребителе A6M «Зеро» врезается в американский линкор «Миссури» Вторая мировая война, США, Война, Военная история, Япония, Камикадзе, Прошлое, История (наука), Историческое фото, Черно-белое фото, ВВС, ВМФ, Тихий океан, Окинава, Длиннопост

Японский камикадзе на истребителе A6M «Зеро» врезается в американский линкор «Миссури» (USS Missouri (BB-63) во время битвы за Окинаву. Самолет ударил в корабль ниже главной палубы, причинив небольшие повреждения и не вызвав жертв. На переднем плане — расчеты 40-мм счетверенных зенитных установок.

Самолет приблизился к линкору на малой высоте с кормы. Когда он на скорости коснулся борта законцовкой левого крыла, его развернуло влево и разбило о борт, при этом он взорвался и разлетелся на куски. Мотор самолета ударил в борт но пробить его не смог (борт в этом месте имеет толщину 37 мм), только сделал вмятину. Большая часть обломков упала в воду, но часть из них рассеялась по палубе; из-за разлива горящего бензина возникло несколько небольших пожаров на верхней палубе, их быстро потушили.

Японский камикадзе на истребителе A6M «Зеро» врезается в американский линкор «Миссури» Вторая мировая война, США, Война, Военная история, Япония, Камикадзе, Прошлое, История (наука), Историческое фото, Черно-белое фото, ВВС, ВМФ, Тихий океан, Окинава, Длиннопост

Один из пулеметов японского самолета пробил пламегаситель 40-мм зенитного автомата Бофорс и застрял в нем (2-рое фото). Верхнюю часть тела японского пилота тоже забросило в одну из счетверенных установок Бофорс. На следующий день пилота похоронили в море с воинскими почестями. Экипаж самого линкора потерь не понес. Командир линкора Captain Callaghan сказал, что японский пилот "умер с честью, пытаясь сделать свою работу наилучшим образом", и потому должен быть похоронен как воин.

Поскольку небольшие вмятины на обшивке никак не сказались на характеристиках и боеспособности линкора, их не выправляли и они остались своего рода "боевым знаком отличия" корабля.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 2

Камикадзе

Автор: сообщество "Пути Истории"

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Термин "камикадзе" получился сложением двух слов: «ками» – «бог», «кадзе» – «ветер».

К 40-вым годам XX века слово «камикадзе» стало использоваться для обозначения японских пилотов-смертников, появившихся в конце войны на тихоокеанском фронте, однако термин появился гораздо раньше противостояния на Тихом океане.

Термин «божественный ветер» появился еще в 1274 году. Тогда на Японские острова хотел высадиться с недобрыми намерениями монгольский хан Хубилай. Но планам порабощения островов помешал шторм, неожиданно надвинувшийся на его флотилию.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Гравюра Камикадзе — «Божественный ветер»

Была и вторая попытка монголов покорить Японию, и снова острова спасла стихия и шторм. Для жителей Японии такие совпадения означали только одно - их защитило от беды некое божество, принявшее форму шторма. Спасительный ветер они назвали «божественным».

Спустя сотни лет о «божественном ветре» пришлось вспомнить вновь, когда у японской авиации возникли большие проблемы на тихоокеанском фронте.

Первые подразделения японских камикадзе во Второй мировой войне были организованы осенью 1944 года. Это были пилоты, добровольно решившие расстаться с жизнью ради победы, но достичь победы в тех условиях было уже невозможно.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Камикадзе пьют саке перед своим последним вылетом

Проводам камикадзе в последний путь предшествовала торжественная церемония. Японский камикадзе надевал повязку на голову, выпивал порцию саке из ритуальной чаши. Ему читали хвалебные стихи и благодарности. Вылетев с базы, летчик пролетал над вулканом Каймон, таким образом прощаясь со своей родиной навсегда.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Японский самолет пролетает на фоне горы. Скорее всего тут запечатлена Фудзияма, но можно вообразить, ритуальный пролет над вулканом Каймон, был не менее живописным

Почему же был избран именно такой вариант как самоубийственный таран?

Смысл предложения был в том, что направить самолёт на столкновение с целью проще, чем попасть в неё бомбой или торпедой, и что успешно преодолеть систему ПВО у такого самолёта будет больше шансов. Что касается гибели всех участвовавших в атаке пилотов, то это вполне укладывалось в самурайские традиции.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

25 октября 1944 года, аэродром Давао (Минданао), на взлёт выруливают ударные A6M2 и эскортные A6M5. Проводить смельчаков вышли даже те, кто передвигается на костылях.

Как принимали в летчики камикадзе?

Набирали летчиков, если верить официальной версии, в добровольном порядке. Добровольцев было так много, что на всех не хватало самолетов. Смертниками в основном становились студенты, которым хотелось прославиться. Воина, умершего за страну, считали практически святым, о нем молились в храмах, а его родственники получали почет и уважение.

Скорее всего, в действительности реальных добровольцев-смертников было не так много. Японские мужчины получали письменное приглашение стать камикадзе. В письме текст сформулировали так, что, отказавшись от приглашения, мужчина фактически признавал себя трусом. Это был страшный позор для японца. Японские власти распространяли листовки, призывающие стать камикадзе. Агитация населения шла всеми возможными способами.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Самолет камикадзе A6M5 «Зеро» атакует американский эскортный авианосец «Уайт Плейнс»

Во главу угла камикадзе ставили не «смерть во славу императора», а нанесение урона кораблям противника, поэтому при технических неисправностях, плохой погоде или отсутствии подходящей цели камикадзе спокойно могли вернуться на базу. Поэтому пресловутая «заправка топливом только до цели» – не более чем очередная послевоенная байка. Некоторые пилоты поучаствовали в двух-трёх прекращённых боевых вылетах, прежде чем совершили свой таран или были сбиты в попытке прорваться, а кое-кто даже пережил войну.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Камикадзе - последняя надежда императорского флота

Опытных пилотов из добровольцев не делали, это было бессмысленно. Обучение было коротким, включало базовое умение управлять самолетом и психологическую обработку. Последняя представляла собой «промывание» мозгов, внедрение патриотических и религиозных убеждений, способствующих применению камикадзе как бесстрашных самоубийц.

После потери Марианских островов японское командование следующий удар ожидало на Филиппинах, и именно туда в октябре были направленны первые завершившие подготовку пилоты. Камикадзе вступили в бой 21 октября, когда шесть A6M ушли в атаку на американскую авианосную группировку, а ещё одна группа вернулась, не сумев обнаружить противника.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Американский эскортный авианосец «Сен-Ло» после атаки самолета-камикадзе в заливе Лейте.

На следующий день первый и очень яркий успех принёс «божественный ветер». В атаку тогда ушли 18 A6M и один D4Y, поразившие сразу шесть эскортных авианосцев.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Лишь в одной армии мира принесение собственной жизни в жертву воспринималось как составная часть тактики ведения боя. Этой страной была Япония

Вот как описывал очевидец типичную атаку смертников на авианосное соединение США:

«Около полудня колокола громкого боя возвестили о воздушной тревоге. Истребители-перехватчики взмыли вверх. Томительное ожидание – и вот они. Семь японских истребителей с разных сторон заходят на авианосец «Тикондерога». Несмотря на атаки наших перехватчиков и шквальный огонь зенитной артиллерии, они с бешеным упорством идут к цели. Проходит еще несколько секунд – и шесть японских самолетов сбиты. Седьмой же врезается в палубу авианосца. Через два часа еще один налет. Из шести японских самолетов проходит к «Тикондероге» лишь один. Однако взрыв его надолго выводит корабль из строя. Итог: на авианосце более 100 человек убиты, почти 200 ранены. Остальные еще долго не могут унять нервную дрожь»…

Чтобы не подрывать моральный дух народа, военная цензура США вычеркивала из писем и корреспонденций всякое упоминание о смертниках. Серьезно беспокоили «камикадзе» и самого президента США.

Бесстрашные пилоты олицетворяли для него представление о фанатизме, с которым обороняются японские солдаты и офицеры. С решимостью Японии бороться до самого конца.

Бои на Филиппинах продолжались вплоть до конца войны, но японские авиачасти эвакуировались с островов ещё в конце января 1945 года. Всего в филиппинской кампании камикадзе выполнили около 570 вылетов, результатами которых стало потопление 21 американского судна. Среди них были не только транспорты и малые корабли, но и эсминцы, а так же два эскортных авианосца. Еще 38 судов получили повреждения различной степени.
Для Японии это был успех, таких результатов они не добивались со времен их господства на Тихом океане в 1941-1942 гг.

Следующей крупной операцией союзников на тихоокеанском ТВД стал захват Окинавы, который вывел бы их войска на расстояние всего в 550 км от основной территории Японии и дал хороший плацдарм для последующих десантных операций. В этой битве пилоты камикадзе проявили себя наиболее ярко. Японское командование по опыту Филиппин сделало больший упор на тактику камикадзе и заметно увеличило число лётчиков-самоубийц и интенсивность их боевых вылетов. Американцев, подобравшихся к берегам Японии, атаковали 1465 японских самолетов.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Прощание. Взлетает A6M5 «Зеро» c 500-кг бомбой под фюзеляжем.

3 апреля 1945 года японцы разрушили авианосец «Уэйк-Айленд». Спустя три дня был потоплен эсминец «Буш», атакованный одновременно 4-мя смертниками. А на следующий день камикадзе вывели из боевого строя авианосец «Хэнкок». 11 мая два камикадзе атаковали корабль «Банкер-Хилл», на котором сгорели 80 летательных аппаратов.

В сумме, на Окинаве, смертники сделали 1824 боевых вылета, в три раза больше, чем на Филиппинах. Однако ожидаемого роста эффективности это не принесло – уровень подготовки пилотов падал. Первые добровольцы приходили из боевых частей и уже имели некоторый опыт, но весной 1945-го большинство лётчиков становились камикадзе едва успев закончить ускоренные курсы пилотирования. Американцы же быстро отошли от первого шока и разработали эффективные меры противодействия новой угрозе, увеличив процент истребителей в палубных авиагруппах и число эсминцев радарного дозора, позволявшие заранее видеть камикадзе и сбивав их на подлете.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Ki-43 19-го синбу-тая на аэродроме Тёфу под Токио в марте 1945 года, перед отправкой отряда на фронт.

Понимая, кто такой летчик-камикадзе, сложно поверить, что среди этих людей оставались выжившие. Выжившие пилоты признавались трусами, жили с большим позором. Иногда выживание пилота было связанно вовсе не с трусостью, а со сложившимися обстоятельствами. Бывало, что у самолета отказывал двигатель, машина падала в море, где летчика подбирали моряки. Также камикадзе вынужденно возвращались на базу, если атака становилась невозможной по тем или иным причинам, например, пилоты просто не находили вражеское соединение кораблей.

Самым везучим камикадзе был офицер по фамилии Ямамура. Он возвращался живым 3 раза. Первый раз самолет сбили в море, летчика подобрали рыбаки. Второй раз завершить задание помешала плохая погода. Третий раз летчик вернулся на базу из-за неисправных механизмов самолета. Больше Ямамура не вылетал в качестве камикадзе, дожил до преклонных лет.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Бывший японский пилот-камикадзе Хичиро Наемура (Hichiro Naemura) держит в руках свой портрет военных лет, стоя возле истребителя “Mitsubishi A6M Zero”.

В среднем, два из трёх камикадзе сбивались истребителями, а из прорвавшихся к кораблям тараны удавалось совершить 36% лётчиков, или от 8 до 12% от числа взлетевших. Таким образом, эффективность действий камикадзе в разы превосходила эффективность у обычных японских бомбардировщиков 1944–1945 гг. Потери, разумеется, тоже увеличились, но в меньшей степени.

Всего союзники с октября 1944 по август 1945 гг. насчитали 387 таранов кораблей, потеряв из-за них более 6000 моряков убитыми и почти 9000 ранеными. Налеты камикадзе оказались самой эффективной формой борьбы против судов ВМФ США. Почти 70% случаев травмирования служащих американского флота пришлись на результаты нападений камикадзе.

Камикадзе Военная история, Война, Япония, Вторая мировая война, Камикадзе, Самолет, Авиация, Военная техника, Политика, ВМС, ВМФ, Пилот, Тихоокеанский флот, Морская авиация, США, Тихий океан, Длиннопост

Авианосец «Банкер-Хилл» горит после попадания в него камикадзе, вид с полётной палубы. Окинава, 11 мая 1945 года

Несмотря на все успехи камикадзе, в реальности их действия за все время войны нельзя назвать впечатляющими. Японское военное командование предполагало, что прямое попадание самолетов в цель будет в 30% случаев. В действительности оно не достигло и 10%. Численность всех утраченных кораблей американская промышленность восстановила за 3 месяца. Потери личного состава также нельзя назвать катастрофическими, они вполне вписывались в общую статистику потерь на Тихом океане.

Военное командование Японии наверняка осознавало, что камикадзе не изменят ход войны. Это была своеобразная агония Японской империи. Осознавали ли сами камикадзе что их смерть была бессмысленной? Вряд ли, нещадно «промытые» пропагандой, они верили что их решимость остановит врага.

Сегодня камикадзе остались легендой. С современной военной техникой, способной поразить цель на другом конце планеты за считанные минуты, полеты смертников над полями боевых действий лишены смысла. Да и этика отношения к личному составу изменилась со времен войны.

Автор: сообщество "Пути Истории"

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!