Серия «Интересная археология»

"Вампир из Луньяно" - удивительная находка, сделанная итальянскими археологами

В одной из наших статей, вышедшей под весьма многообещающим заголовком "Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии", мы с вами поговорили об одном из интереснейших археологических открытий последних лет, а также о том, что страх перед неизвестным существовал всегда, равно как и существовала в умах людей вера в сверхъестественные силы, компенсирующая то, чего те не могли понять или объяснить. Наши читатели могут помнить, что прообраз вампиров возник еще в античные времена, а значит и в те далекие просвещенные года, обычно противопоставляемые темным векам средневековья, существовал страх перед кровопийцами. Так ли это? Как и в случае с семьей Рэй из американского Грисвольда, чью историю мы вспомнили в упомянутом выше материале, ответить на этот вопрос нам поможет археология. 

В 2018 году в результате археологических работ на кладбище Поджо Граминьяно в окрестностях итальянского города Луньяно было обнаружено захоронение, чей возраст насчитывает около шестнадцати столетий. Собственно, Поджо Граминьяно - самое большое и самое известное младенческое захоронение в Италии, расположенное на территории одноименной виллы времен позднеримского периода, раскопки здесь ведутся с 1980-х. За это время было обнаружено множество погребений, как, собственно, детских захоронений, так и останков собак. Наличие многочисленных скелетов щенков исследователи связывают с существовавшем в римском обществе 5 века н.э. поверья, что те будут защищать детские захоронения, которые между тем привлекли куда большее внимание археологов.

Череп 10-летнего ребенка, похороненного с кусочком известняка во рту

"Вампир из Луньяно" - удивительная находка, сделанная итальянскими археологами Научпоп, Факты, Италия, Длиннопост, Сверхъестественное, Познавательно, Археология, Древний Рим

Так, например, конечности некоторых погребенных детей, обнаруженных исследователями, были придавлены камнями, а у самого старшего из найденных во рту находился кусок известняка. Местные жители, узнав о находке археологов, сразу же окрестили 10-летнего древнеримского мальчика "вампиром из Луньяно", после продукт креатива жителей римского городка подхватила пресса."Существовал огромный страх перед призраками и таинственными силами, которые могли использовать духи мертвых для своих собственных целей" - обосновывает необычную находку археолог Дэвид Сорен, не один десяток лет посвятивший исследованиям на территории кладбища.

Скелет 10-летнего ребенка, названного "вампиром из Луньяно"

"Вампир из Луньяно" - удивительная находка, сделанная итальянскими археологами Научпоп, Факты, Италия, Длиннопост, Сверхъестественное, Познавательно, Археология, Древний Рим

Камень, помещенный в рот "вампира из Луньяно" после его смерти

"Вампир из Луньяно" - удивительная находка, сделанная итальянскими археологами Научпоп, Факты, Италия, Длиннопост, Сверхъестественное, Познавательно, Археология, Древний Рим

Однако объяснялось это, по словам профессора университета Аризоны, и куда более реальными причинами - анализ человеческих останков показал, что многие из погребенных умерли от малярии, что согласуется с историческими источниками, повествующими о вспышке смертельной болезни в этом регионе. Стремясь защитить тех, кто еще не был заражен, местные жители решили утяжелить тела погребенных, чтобы те не смогли стать "ревенантами" - ожившими мертвецами. Столкнувшись со смертоносной эпидемией, общество, часть которого составляли в том числе и христиане, жило с "ощущением постоянной борьбы со сверхъестественным, потому неудивительно видеть такие вещи на кладбище, где люди столкнулись с серьезной вспышкой малярии" - считает профессор Сурен. "Камни на теле, чтобы утяжелить его, рассматривались как апотропеи [предотвращающие зло] для защиты пока еще незатронутого болезнью сообщества". Камень же, обнаруженный во рту "вампира из Луньяно" - свидетельство страха перед кровососущими, которые своим укусом также могли передать своим жертвам смертельные болезни. Таким образом из-за существовавшей в умах жителей Луньяно угрозой восстания живых мертвецов, обнаруженные захоронения приобрели столь интересные особенности. С этим и другими удивительными фактами мировой истории вы можете познакомиться в нашей группе "Бородатый Бард" Вконтакте и на других площадках, где также много разнообразного материала.

Показать полностью 3

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды

В канун нового года, каким бы он ни был, по обыкновению ждешь того самого новогоднего чуда, что подарит тебе надежду после пережитых трудностей или станет итогом огромного труда, казалось бы уже забравшего последние силы. Наша сегодняшняя история именно такая. Она о чуде не только одного человека, но и целой древней цивилизации, сведения о котором до определенного момента хранились лишь на страницах античных документов. Возможно вам ничего не скажет имя английского архитектора Джона Тертла Вуда, однажды решившего исполнить свою мечту, однако о знаменитом храме Артемиды Эфесской - одном из семи чудес древности, вы наверняка слышали не раз. Сегодня мы поговорим о том, как проходили поиски забытого на полтора тысячелетия святилища, открытого вновь за несколько часов до наступления нового года.

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Наш герой, как уже было сказано выше, не был профессиональным археологом, выбрав делом своей жизни профессию архитектора. Пройдя обучение в нескольких престижных частных школах и с отличием закончив Кембриджский университет, Джон Тертл Вуд, перенес через года не только знания архитектора, но и страсть к изучению древности. Потому, получив заказ на проектирование железнодорожных станций на линии Смирна-Айдын, молодой архитектор не думая соглашается, пусть и само назначение казалось ему малопривлекательным.

«Его решение принять это назначение было главным образом связано с интересом к храму Артемиды, который пробудили в нем его занятия классикой. Он был знатоком греческого и латыни, и задолго до того, как отправиться в Смирну, прочитал все, что можно было прочитать у древних авторов о храме.
(Писатель Сент-Джон Эрвин, автор биографической заметки о личности археолога Джона Тертла Вуда)

Вступив в 1858 году на должность архитектора Османской железнодорожной компании, Джон Тертл Вуд в течение пяти лет занимался исследованиями предполагаемых руин храма, добиваясь получения гранта на проведение раскопок. В отличие от своего коллеги Генриха Шлимана, начавшего раскопки легендарной Трои десятилетием позже, Вуд не был богатым человеком, а потому не мог позволить себе организацию археологических работ. Более того,ему пришлось потратить значительную сумму из своих личных средств, прежде чем им был получен грант от Британского музея. Произошло это в 1863 году - взамен музей получал исключительные права на найденные артефакты, также их вывоз и, собственно, проведение раскопок был одобрен османскими властями. Казалось бы больше ничего не удерживало начинающего археолога на пути к мечте, потому, получив необходимые разрешения и средства, он сразу же покидает железнодорожный проект и сосредотачивается на поиске древнего святилища Артемиды.

План Эфеса (Из книги «Открытия в Эфесе» Джона Тертла Вуда, 1877 г.)

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Первое время Вуд живет в тесном железнодорожном вагончике, однако вскоре переезжает в небольшую деревеньку в окрестностях Смирны(Измира) - оттуда ему приходилось проходить каждый день по полторы мили, а затем три с половиной часа добираться до места раскопок на поезде. Однако вскоре разменявший уже пятый десятый археолог все-таки снимает комнату недалеко от Эфеса, решив таким образом одну из своих проблем. Однако проблемы Вуда только начинались - в сентябре первого же сезона раскопок археолог падает в яму и более чем на месяц выпадает из работ, всему виной сломанная ключица. С другой стороны, лишившись возможности трудиться, Джон Тертл Вуд позволил своему будущему читателю вместе с ним прочувствовать красоту природы Малой Азии:

“Я никогда не уставал от окружающего меня пейзажа, потому что горы, на которых ежедневно отдыхал мой взгляд, менялись час от часа по мере того, как солнце совершало свой путь, и безлюдность этого места полностью компенсировалось его постоянной и неувядающей красотой ”.

Однако и в полном здравии постоянное присутствие на месте раскопок для археолога было роскошью - средств, выделяемых Британским музеем, постоянно не хватало, потому Вуду приходилось периодически бросать работы и подрабатывать «шабашками» по своей основной специальности. Отсутствие руководителя, конечно, не могло не сказаться на трудовой дисциплине рабочих, в лучшем случае бездействовавших во время его отъездов. Проблем на первом этапе раскопок добавляло и турецкое правительство, уже спустя год отозвавшее у археолога разрешение на их проведение, обвинив Вуда в поиске на месте руин древних сокровищ. Лишь усилиями британского консула удалось убедить османов в честности намерений археолога и продолжить работы.

Здесь мы немного отвлечемся и вспомним о главной цели Джона Вуда - обнаружить местонахождение одного из семи чудес света. Наверняка каждый из вас знает имя человека, когда-то обессмертившего свое имя поджогом храма Артемиды, однако не каждый назовет имени его строителя. Им был древнегреческий зодчий Херсифрон из Кносса (VI в. до н.э.), по настоянию которого будущее святилище было решено строить на болотистой местности - все для того, чтобы обезопасить храм от частых землетрясений,беспокоивших регион. Должно быть имя древнего архитектора не раз повторял про себя Вуд, постоянно страдая от полчищ комаров, обеспечивших его периодическими приступами малярии.

Дом в Аясалуке (деревня на месте древнего Эфеса), где жили рабочие (Литография М. и Н. Ханхарт, Лондон. Из книги «Открытия в Эфесе», 1877 г.)

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Обнаружить знаменитый храм Артемиды Эфесской не удается и на третий год раскопок, однако не только эти мысли занимают голову неутомимого археолога. В 1865 году заболевает жена Вуда Генриетта Элизабет, что вынуждает его в срочном порядке вернуться в Смирну, чтобы следить за ней и потерявшем надзор 8-летним сыном. Там же, в Смирне, Вуд переживает покушение - археологу удается отогнать нападавших тростью, однако один из них успевает нанести ему серьезное ранение, воткнув свой нож в дюйме от сердца Вуда. Во многом жизнь искателю древностей спасло обстоятельство, что и на раскопках ему приходилось периодически отбиваться от многочисленных грабителей, пытавшихся вынести со стоянки ценные скульптуры или деньги, предназначавшиеся его работникам. «Желание обладать фрагментами древних скульптур... может быть, и естественно, однако оно вызывает наибольшее сожаление, когда приводит, как это часто бывает, к полному уничтожению произведений искусства» - впоследствии напишет археолог о многочисленных посетителях раскопок.

«Многое было сказано о честности турок, к сожалению, я мало что могу сказать в поддержку утверждений в их пользу. Они, как правило, крали любые мелкие ценные предметы, найденные на раскопках, и не гнушались совершать самые бессердечные грабежи своих товарищей по работе. Один бедняк был таким образом лишен всех своих сбережений в конце сезона, в итоге мы собрали для него около трети потерянной им суммы»

Колонны древнего Эфеса (Литография М. и Н. Ханхарт, Лондон. Из книги «Открытия в Эфесе», 1877 г.)

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Лучом надежды стал для Джона Вуда четвертый год работ. В феврале 1866 года при раскопках в Эфесском театре, археолог обнаружил греческую надпись, сообщавшую, что из храма в театр через Магнесийские ворота перевозились золотые и серебряные статуэтки. В целом во время раскопок театра было обнаружено множество надписей, статуй и других артефактов, один из которых - статую богини Афродиты, Вуд подарил Османскому императорскому музею Константинополя. Большая часть остальных находок сразу же паковалась в ящики и отправлялась прямиком в Британский музей. Головокружение от успехов остановил обнаруженный все на том же участке гниющий труп - на тот момент у Вуда работало более семидесяти рабочих, несколько человек из которых были греками, один из которых наверняка мог быть виновен в произошедшем. Пока велось расследование, не приведшее ни к какому результату из-за начавшегося разложения пострадавшего, около половины рабочих было заключено в тюрьму в Сельчуке (Аясолук), прежде чем их не освободил сам археолог, заплатив за их пребывание в тюрьме. «Возвращаясь вместе со мной по берегу моря в Эфес, они добрались до Большого театра раньше меня, и, когда я проходил мимо, сердечно меня приветствовали.»

Джон Вуд и турецкие рабочие, участвовавшие в раскопках храма Артемиды (Литография М. и Н. Ханхарт, Лондон. Из книги «Открытия в Эфесе», 1877 г

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Последующие годы раскопок для Джона Тертла Вуда обернулись дополнительными трудностями, ибо Британский музей угрожал не продлевать финансирование экспедиции, если в скором времени храм Артемиды не будет найден. К счастью уже в 1867 году археологу улыбнулась Фортуна - были обнаружены остатки тех самых Магнесианских ворот, а вместе с тем и Священный путь - вымощенная дорога, которой храм Артемиды соединялся с остальным городом. В скором времени Британский музей скупил всю окрестную территорию вокруг места предполагаемого храма и начались поиски - датой начала стала осень 1869 года. Сам Джон Вуд, сильно повредивший ногу накануне старта раскопок храма, вновь был вынужден наблюдать за работой со стороны, однако на сей раз без руководителя экспедиция не осталась - его место заняла горячо обожаемая им Генриетта Элизабет. Бросив вызов условностям своей эпохи, Генриетта с энтузиазмом взялась за дело и, по словам ее мужа, стала очень популярной среди рабочих и их семей.

«Она заботилась не только обо мне, но и обо всех рабочих, леча их с поразительным успехом. Она стала настолько известной в округе ... что люди приезжали из деревень в большом количестве, и у нее иногда было от шестидесяти до семидесяти пациентов в течение дня».

Изображение Аясолука после 1870 г. (после раскопок Д.Вуда). На переднем плане котлован, где находился храм Артемиды

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Наконец, 31 декабря 1869 года, за несколько часов до наступления нового года было совершено главное открытие. Экспедиция Джона Тертла Вуда обнаружила руины храма Артемиды Эфесской - мраморный пол, погребенный под двадцатью футами песка.

«В последний день 1869 года мраморные плиты храма, так долго потерянные и так долго искомые были, наконец, действительно найдены на глубине почти двадцать футов ниже поверхности земли..Волнение, вызванное этим открытием и тяжелый труд, которому я тогда подвергался, стали серьезным испытанием для моего здоровья. В тот день я писал с 9 утра до полуночи и в течение трех недель каждую ночь меня мучала лихорадка. Однако я не сдался, а продолжал свою работу, не расслабляясь»

Раскопки продолжались еще в течение нескольких лет, прежде чем были завершены в 1874 году - как и из-за нежелания попечителей нести какие-либо дополнительные расходы (сами работы обошлись примерно в 16 000 долларов), так и из-за постоянной затопляемости участка работ водой. Всего за период с момента обнаружения храма до окончания работ экспедиции Вуда было снято более ста тысяч кубометров грунта, а вес отправленных в Британский музей артефактов превысил 60 тонн!

Храм Артемиды Эфесской (Современная реконструкция)

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые

Что же касается целостности самого храма, то уже всемирно известно, что из описанных древнеримским писателем Плинием 127 колонн была найдена лишь одна, на том же участке было обнаружено несколько стен и 11-тонный скульптурный барабан-колонна, находящийся на данный момент в музее Лондона. Имя Джона Тертла Вуда, никогда не стремившегося к публичности, все же стало достоянием общественности вместе с публикацией многочисленных новостей об открытии им храма Артемиды. Несмотря на то, что методы Вуда, равно как и Шлимана, критиковались более поздними исследователями, его работа проложила путь для будущих поколений исследователей - собственно, работы в Эфесе продолжаются по сей день. С вами же был Бородатый Горец, читайте нас в нашей группе «Бородатый Бард» Вконтакте и на других ресурсах. В качестве эпилога позволю себе вновь обратиться к публикации редактора «Time» Сент-Джона Эрвина:

«Вуд, по-видимому, был скромным человеком, поскольку он не прилагал никаких усилий, чтобы завоевать известность. Но его скромность не была вызвана слабостью характера, ибо более решительный человек никогда не отправлялся в трудное исследование, на которое отважился молодой архитектор. Имея совсем небольшое количество средств и почти никаких сведений, он отправляется в Смирну вместе с удивительно храброй женой на поиски утраченного чуда света и, несмотря на все разочарования, находит его»

(Сент-Джон Эрвин, 13 мая 1937 года)

Зарисовка котлована Джона Вуда в 1871 г. В таком виде был найден храм Артемиды Эфесской

Чудо Эфеса, или Как проходили поиски знаменитого храма Артемиды История, Факты, Археология, Дата, Древний мир, Древняя Греция, Турция, Научпоп, Длиннопост, Исследования, Ученые
Показать полностью 8

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии

Не так давно команда американских ученых из "Paradon NanoLabs" совместно с исследователями Лаборатории идентификации ДНК Вооруженных сил США опубликовала результаты многолетних исследований, посвященных изучению останков некого Джона Барбера - фермера из Коннектикута, которого в XIX веке считали вампиром. Житель города Грисволд, равно как и многие другие его современники, стал жертвой предрассудков, охвативших Новую Англию - таким образом родилась одна из самых известных американских легенд о вампирах. О том, что стоит за этой историей, в нашей новой статье, где переплелись история, археология и народный фольклор.

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Не только Европа, но и американский континент известен историями о разного рода мистических существах, особенно богата ими Новая Англия. Именно этот регион печально известен знаменитой охотой на ведьм и судебными процессами, произошедшими в городе Салеме, штат Массачусетс - оттуда, собственно, сей феномен и получил свое название. Это было последнее десятилетие XVII века - на землях будущих Соединенных Штатов уже основаны многочисленные колонии выходцами из Старого Света, до выборов первого президента еще добрых сто лет, а до выхода культового бестселлера Брэма Стокера все двести. Все это к тому, что герои и героини зловещих легенд тогда еще не были так романтизированы, а в прототипах того же графа Дракулы видели лишь исключительное зло, дьявола во плоти без какого-либо намека на человечность.


Неслучайно мы упоминаем две эти зловещие сущности вместе - согласно европейскому фольклору, и ведьм, и вампиров можно считать близкими родственниками, произошедшими от одного общего предка. Имя ему стрикс и первоначально его образ не был таким уж зловещим - изображали стрикс как сову (собственно, с латыни название так и переводится), появление же этой птицы считалось дурным предзнаменованием, что неудивительно, ведь питалась птичка плотью и кровью. Из действующих лиц поэм древнеримского поэта Овидия (одного из тех, кто запечатлел стрикса в своем творчестве) образ сверхъестественного существа не только дошел до наших дней, но и прошел значительные метаморфозы - румынскими словами «стригой» и «стригойкой» стали называть, соответственно, вампиров и ведьм. Последних средневековая инквизиция винила во всех мыслимых и немыслимых бедах и горе тому, кто только своим видом мог допустить в свою сторону мысль о сношении с дьяволом, колдовстве и прочих противоестественных деяниях - несчастных ждала мучительная смерть в пламени костров.


В английской традиции ведьмы, как и вампиры, напрямую связаны с кровью. Считалось, что на теле ведьмы находится особый сосок, через который пьет кровь ее фамильяр - помощник, полученный в награду от Сатаны - это может быть черный кот, ворон, летучая мышь и даже лягушка. Насытившись кровью, фамильяр выполняет поручения ведьмы.

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Однако не только живые, но и мертвые силы в те века угрожали старушке Европе - так эпидемии и многочисленные смерти стали связывать с проявлениями вампиризма. Могилу предполагаемого вампира требовалось вскрыть, а затем провести определенные манипуляции с его телом - от банального клина в сердце, до расчленения и сжигания тела, чтоб уж наверняка больше не злодействовал. В таком виде поверья о нечистой силе существовали в Европе, такими они сохранились и в сознании колонистов, распространившись затем по американскому континенту.


История, о которой мы хотим вам рассказать, произошла на территории современного штата Коннектикут, где вера в сверхъестественных существ, равно как и страх перед ними, были довольно сильны на протяжении многих веков. Говорит об этом не только факт, что около тридцати мест в штате названо в честь дьявола, но и то, что даже спустя два века после того, как была повешена последняя предполагаемая ведьма, люди все еще испытывали страх перед вампирами, якобы поселившимися в их штате.


Знаменитое кладбище Джеветт-Сити, Грисволд, штат Коннектикут
Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Одним из самых известных мест, связанных с вампирами, является Джеветт-Сити - район города Грисволд, куда по сей день стремятся поклонники сверхъестественного. Первые захоронения здесь были обнаружены в 1990-м двумя местными мальчишками, игравшими недалеко от гравийной шахты. Внезапная находка заинтересовала сначала полицию (в те годы в Грисволде орудовал серийный убийца), а затем и местного археолога Ника Беллантони, определившего, что перед нами ничто иное, как фермерское кладбище колониальной эпохи. Обнаруженные 29 захоронений были типичны для Новой Англии XVIII- начала XIX веков - захороненные в простых деревянных гробах, без украшений и даже одежды, внимание исследователей привлекли лишь скрещенные на груди руки. Еще больше открыли Беллантони следующие захоронения - скелеты нередко были обезглавлены, а череп и бедренные кости покоились на ребрах и позвонках. «Это выглядело как мотив с черепом и скрещенными костями, Весёлый Роджер. Я никогда не видел ничего подобного», - вспоминает Беллантони.


Археолог Николас Беллантони посещает надгробия семьи Рэй на городском кладбище Джеветт-Сити в Грисволде (2008 г.)
Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Последующий анализ останков показал, что обезглавливание, равно как и другие повреждения скелета, включая переломы ребер, произошли примерно через пять лет после смерти покойного. Версия о вандализме исследователями отметалась сразу - он, как и ограбление считался маловероятным из-за банального отсутствия ценностей на месте. Историки и археологи выдвигали теорию одну за другой, пока наконец один из коллег Беллантони не спросил: «А вы слышали когда-нибудь о вампирах Джеветт-Сити?»


В первой половине XIX века жила в Грисволде семья Рэев - Генри Рей со своей женой Люси и пятерыми ребятишками. До поры до времени все было хорошо, дети выросли и пережили множество опасностей и трудностей детства, присутствовавших тогда в колониальной Америке, пока однажды не случилось в семье горе. В 1845 году умирает один из сыновей Генри - 24-летний Лемуэль, спустя шесть лет от той же болезни умирает сам Генри, а еще через два года, в 1853-м, брат Лемуэля Элиша. Когда на следующий год смерть забрала и старшего сына Рэев Генри, в семье началась настоящая паника - все больше было становилось разговоров о том, что причиной безвременной кончины членов стали мертвые родственники, ночами восстающие из своих могил, чтобы попить теплой людской кровушки. Действовать нужно было незамедлительно.


«Люди были напуганы. Это была последняя попытка спасти живых» (Николас Беллантони)
Могилы членов семьи Рей, которые, как считалось, пострадали от вампиров
Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Оставшиеся в живых члены семьи Рэй предприняли отчаянный шаг - они выкопали тела первых умерших сыновей Лемуэля и Элиши, а затем сожгли их прямо на кладбище. Жуткая история попала на страницы местных газет, так жители узнали о семье, в будущем известной как «вампиры Джеветт-Сити». Известно, что ожидаемого результата подобная практика не принесла, всю семью Рэй смерть настигла в течение девяти лет, однако во многом благодаря этой истории мы можем говорить о существовавшем в Коннектикуте страхе перед живыми мертвецами, а также осуществлявшихся против них обрядов. Случай, произошедший в семье Рэй считается самым известным, однако ни первой, да и не последней практикой подобного рода.


Одним из тел, обнаруженных при раскопках упомянутого выше захоронения, были останки так называемого «JB-55». Оно было обнаружено на семейном кладбище Уолтонов, находящимся неподалеку от места, где были захоронены члены семьи Рэй, однако роднило их не только это. Захоронение «JB-55» было лишь одним из многих захоронений Грисволда - сельского городка, граничившего с южным Род-Айлендом, где также происходили многочисленные эксгумации «вампиров». Одним из исследователей, изучавших данный феномен, стал фольклорист Майкл Белл, к которому уже упомянутый выше Беллантони обратился после обнаружения очередных останках, оскверненных порой спустя много лет после смерти. Таким было и захоронение «JB-55», скелет которого содержал несколько переломанных ребер - вероятно его обвинители надеялись извлечь и, возможно, сжечь его сердце, считая это еще одним способом избавиться от проклятия вампира


Останки Джона Барбера, а также фрагмент могильной плиты, где указаны инициалы и возраст покойного на момент смерти.
Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Благодаря современным исследователям была установлена личность покойного - им был фермер Джон Барбер, умерший в 55-летнем возрасте. При помощи анализа ДНК удалось установить, что у мужчины были небольшие карие глаза, каштановые волосы, высокие скулы, светлая кожа и немного веснушек, а совсем недавно были опубликованы результаты исследований, позволяющих нам представить, как выглядел Джон Барбер при жизни - до того, как его сразила ужасная болезнь.

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

На основе останков Джона Барбера учеными была загружена 3D-модель его черепа, что позволило системе машинного обучения предсказать, как мог выглядеть мужчина

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп

Считается, что Джон Барбер погиб в конце XVIII века, однако спустя время, уже в начала века XIX тело фермера было перезахоронено по т.н. «вампирскому обряду». Его череп и кости были скрещены на ребрах, в крышку его гроба забили медные гвозди, выложив таким образом инициалы и возраст покойного, а саму могилу обложили камнями. Однако почему же Джон, равно как и другие пострадавшие от людских предрассудков люди, в глазах общества считались вампирами?


Команда американских исследователей, проведя анализ ребер «JB-55», пришла к выводу, что тот страдал хронической легочной инфекцией, свирепствовавшей в те годы. По словам фольклориста Майкла Белла, заразная бактериальная инфекция сделала страдальцев бледными, изможденными и кашляющими кровью. Тогда это заболевание было известно как чахотка, сейчас же мы можем говорить о том, что жителей Коннектикута поразила эпидемия туберкулеза.


Останки Джона Барбера, обнаруженные в 1994 году

Вампиры Джеветт-Сити: Страшная сказка Новой Англии История, Факты, Археология, США, Вампиры, Сверхъестественное, Наука, Длиннопост, Научпоп
«Изможденная фигура наводит ужас". Лоб покрыт каплями пота. Щеки... ярко-красные. Глаза запали. . . . Дыхание неприятное, быстрое и затрудненное» 
(Майкл Белл, цитируя в своем эссе 2013 года врача XVIII века)
Болезнь окрашивала кожу людей в бледно-желтый цвет, их глаза становились красными и опухшими, а вокруг рта появлялись пятна крови от кашля - тогда эти симптомы считались признаками нежити. Люди верили, что умершие от туберкулеза могли воскреснуть, потому их трупы нередко обезглавливали, ломали кости, а из тела покойного доставали сердце. Его нужно было сжечь, а членам семьи вдыхать дым - считалось, что именно так им удастся избежать заболевания.


К счастью эти темные времена прошли, а на смену собирателям легенд пришли исследователи, помогающие нам побольше узнать о том, как жили наши далекие предки. С вами же был Бородатый Горец, с другими нашими статьями вы можете познакомиться в нашей группе «Бородатый Бард», а также на других наших площадках. Подписывайтесь и читайте нас там, где вам удобно!

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!