Серия «Говорят, психология не наука.»

Как быстро выучить или эффективно воспринять нечто новое

Метод "повторение-сон-повторение".
Этот метод я придумал случайно, но много раз пользовался им в жизни.
Например, если Вам нужно выучить стихи к завтрашнему уроку (привет моим школьным годам), а времени осталось совсем мало, нужно сделать так: прочитайте несколько раз внимательно стихотворение (нет необходимости его "заучивать"), а перед самым сном снова его внимательно прочитайте. И ложитесь спать. Утром снова внимательно прочитайте стихотворение. Всё ! Лучше, конечно, повторить его перед уроком.
Коротко схема выглядит так:
- внимательно прочитать несколько раз.
- нужно лечь поспать - это очень (!) важно.
- повторить прочитанное.
Такой метод работает с любым новым и незнакомым действием. Именно так я научился ездить на велосипеде. Я мучился примерно час и ничего не получалось, потом зашёл домой, поспал днём часок, вышел во двор и сразу поехал.
Я думаю, здесь задействована определенная работа мозга и перерыв на сон (именно сон) помогает мозгу лучше воспринять нечто новое. Важно не вклинивать другие действия в схему "повторение-сон-повторение"
Возможно, такая схема позволяет придумывать нечто новое для тех, кто занят в сфере науки и технологий и "идёт нетоптаной дорогой".
Кстати, вот и необходимость в дневном сне на предприятии, когда требуется научиться чему-то новому. Или проводится исследовательская деятельность.
Надеюсь, этот метод Вам очень поможет.
И уж коли я придумал это сам, то поставлю тег "Моё".

Поздравляю, у вас галлюцинации

Не возмущайтесь, у меня тоже. Ведь мы постоянно испытываем эффект появления галлюцинаций. Это когда "видим" то, чего нет и не замечаем то, что есть. Как бы вычеркиваем из воспринимаемой картинки часть образов, звуков, запахов, колебаний, вкусов. Или неосознанно "дополняем" картинку некими деталями на основе нашего прошлого опыта. Так и живём, не осознавая, что мир вокруг совершенно другой, чем мы думаем.
Вспомните эффект "розовых очков": человек живет, не замечая негативных проявлений вокруг себя.
А как крепко мы держимся за свои галлюцинации (представления об окружающем мире)! Практически невозможно доказать человеку, что всё происходит совсем не так, как ему кажется. Часто человек даже не услышит вас, хотя и будет слушать. Галлюцинации всегда и везде и даже при общении с собеседником мы слышим то, что хотим услышать. Остальное либо пролетит мимо, либо будет успешно забыто в ближайшее время. Стремление сохранить МИР СВОИХ ИЛЛЮЗИЙ создает очень мощную оборону самозащиты.
Даже наши представления о самом себе - это устойчивый вид галлюцинации, который разрушить практически невозможно. И поэтому мы продолжаем быть тем, кем "являемся".
А если вы попробуете представить себя великим художником, математиком, архитектором, то очень быстро попытаетесь избавиться от этого непривычного образа и вернуться в привычную галлюцинацию "Я".

Как узнать себя. Метод списков

Сразу скажу,  я не утверждаю, что данный метод является панацеей в области психологии. Насколько я понимаю, в данном направлении панацеи пока вообще не существует. Возможно, нечто подобное уже было использовано ранее и мне было бы интересно об этом услышать.

Итак, пусть стоит задача узнать себя. Понять, что Вы (я) из себя представляете. Что Вам нравится, чего Вы хотите, к чему стремитесь. Вроде бы простые вопросы, но ответы на них бывают очень затруднительными. А ведь именно ответы на них позволяют строить свою жизнь максимально эффективно, дают возможность избежать ненужной деятельности и помогают сохранить такое драгоценное время.

Первое и самое важное, что нужно принять как аксиому - люди все разные. У каждого есть некие личностные особенности,  которые необходимо выявить, осознать и успешно использовать (так хочется). Как же выявить эти особенности, эти наклонности-таланты ?

Есть определённая зависимость: нам нравится делать то, что у нас получается. У нас получается то, чем нам нравится заниматься. Мы можем добиться максимального эффекта в том, что нам нравится делать. А что же нам нравится ? Как можно научиться понимать, что нам нравится ?

Я предлагаю взять листок бумаги, карандаш и написать 30 пунктов того, что Вам нравится. Пусть это будет...катание на коньках, просмотр мультиков, распитие крепкого алкоголя, передвигание мебели в комнате, препарирование жаб или кузнечиков, перетаскивание кусочков льда из Антарктиды в Анголу и т.д. Напишите то, что Вам нравится. Потом поработайте с этим списком: возьмите два соседних пункта, задумайтесь над ними, ощутите их и поставьте вверх тот, который для Вас важнее - больше нравится.Так поработайте над всем списком. Получится, что вверху будут те пункты, которые нравятся больше, а внизу будут меньшие по значимости.

Что это даёт ?

Вы научаетесь заглядывать в себя, говорить с собой. Научаетесь лучше осознавать свои наклонности, открываете для себя некие грани своего характера, о которых раньше не задумывались.
Конечно, такую работу нужно проводить периодически и далеко не сразу Вы откроете для себя глубину Вашей индивидуальности. Но есть  в данном методе одно огромное достоинство - бумаге можно НЕ врать. Ей можно "поведать" то, что Вы не скажете никакому психологу.  Да и себе не всегда признаетесь. По крайней мере, не сразу.

Вообще, таких списков нужно составить три:

-  "Что мне нравится".

-  "Что я хочу".

-  "Что мне нужно".

И все пункты в них нужно выстроить в порядке убывания. Сама работа над этими списками помогает понять и лучше осознать себя, помогает строить планы на будущее и эффективно использовать свои особенности. И главное - Вы ощутите, какая Вы глубокая и многообразная личность.

На этом всё.

Думаю, что можно создать метод анализа личности, основанный на инстинктивном восприятии окружающего пространства, но для этого понадобится оборудование немного подороже, чем листок бумаги и карандаш.

И уж коли я придумал этот "метод списков" сам, то поставлю тег Моё.

Показать полностью

Проблема гибнущих

Это пост будет о явлении суицида. Тема страшная и, по моим наблюдениям, большинство предпочтут просто отвернуться от этой проблемы, чем попытаться её решить. Словно её не существует.

Но если попытаться вникнуть в суть проблемы, то сразу проявляется несколько страшных фактов. Во-первых, проблема суицида присутствует во всех странах. Второе - по статистике уже не один год Россия в верхних строчках по случаям суицидов (относительно количества населения). Третье - опасности суицида подвержена ЛЮБАЯ социальная и возрастная группа.

Особенно страшно, что стремлению к суициду подвержены дети и подростки.

https://fcprc.ru/value-of-life/detskij-i-podrostkovyj-suitsi...

Это только один из множества материалов по проблеме.

Однако, как я уже упомянул, поголовное большинство людей словно отстраняются от понимания данной проблемы.

И уже после произошедшего несчастья пытаются понять, почему так произошло.

Понимание того, что такая беда может произойти с любым человеком, рядом с каждым, должно подвигнуть нас к тому, чтобы мы пытались научиться понимать признаки данного врага, научились давать отпор этому врагу. Ведь очень часто человек остаётся один на один с этой проблемой.

Почему я назвал суицид именно врагом ? Добавлю - силным врагом, страшным и неожиданным.

Приведу небольшую аналогию.

Представьте, что Вы родитель ребёнка (пусть мальчика) и понимаете, что в жизни ему придётся встретиться с множеством плохих людей. И для этого было бы лучше, если бы Ваш сын умел драться, умел дать "сдачи". Будете ли Вы учить его ударам, будете ли Вы поощрать его заниматься боевым спортом (да и просто спортом), отведёте ли Вы его на бокс, каратэ, борьбу ?

Вполне логично, что подготовленный  спортсмен сможет победить своего врага,  а не подготовленный - вряд ли.

И такая подготовка проходит не один день - годами оттачивается мастерство, используются различные методы.

И тогда становится не страшно, что этот боец встретит сильного и опасного противника.

А ведь суицид - тот же враг. Он подстерегает каждого и наносит удар в неожиданный момент. А мы не готовы.

Разговариваете ли Вы со своими детьми о проблеме суицида ? Разговариваете ли с пожилыми родителями, сёстрами и братьями - с теми, кто рядом с Вами ? Пытались ли сами разобраться  в том, какие признаки говорят о том, что человек находится на грани пропасти и ему достаточно ЛЮБОЙ причины, чтобы сделать  непоправимое ? Намечаете ли себе линии поведения, чтобы предотвратить эту беду с близкими и самим собой ? А ведь этот враг не пощадит никого, причём сделает так, что будет почти не заметен со стороны.

Можете Вы сказать, что необходимую психологическую подготовку проводят в школе, в ВУЗе, на предприятии, в армии ? В Вашей семье ?

Говорят, что проблема суицида является второй причиной смертности среди подростков, после несчастных случаев. Но некоторые психологи относят любое "рискованное" поведение и действие  именно к суицидальнонаправленному поведению, поэтому считают, что суицид - на ПЕРВОМ месте по смертности.

Подумайте над этим - подумайте о своих близких.

Показать полностью

Кто поможет понять особенности личности человека ?

Задался вопросом понять особенности характеров близких людей. Какие у них достоинства, возможности, таланты. К чему они тянутся. Особенно это важно для подрастающего поколения, чтобы не занимались тем, что не нравится и не тратили впустую своё время (я видел много примеров, когда родители заставляют своих детей заниматься спортом - ничем хорошим это обычно не заканчивается).  Да и хотелось бы лучше понять себя, чтобы определить, в каком направлении следовало бы развиваться.
Различные тесты не убедили меня в эффективности. Слишком спорные выводы и узконаправленные подходы. В  том числе и тесты IQ.

Хотелось бы познакомиться с методиками, которые могли бы многообразно рассказать о наклонностях характера, к чему предрасположена личность, выявить возможные таланты. Посоветуйте, пожалуйста, такие методики, если знаете.

Не думай о белом медведе или как победить страх. Метод замещения

Не думай о белом медведе – эта фраза связана с психологическим экспериментом Вегнера, где рассматривается невозможность не думать о чём-то определённом, о чём запрещено думать. Если Вам скажут: « Не думай о белом медведе!», Ваши мысли снова и снова будут возвращаться к запретному образу. С этим эффектом связана целая Теория Иронических Процессов (Википедия Вам в помощь).

Это только на первый взгляд кажется, что этот психологический эффект является не более, чем интересным экспериментом. На самом деле, он оказывает огромное влияние на поведение человека. Если существует некий запрет не думать о чём-то, то бороться с запретным образом практически невозможно! Особенно тяжело приходится тем, кто борется с необходимостью разорвать зависимость. Например, зависимость к табакокурению.

Запретите человеку думать о сигаретах и Вы сделаете борьбу человека к этому пристрастию ещё более трудной.

Как это ни странно, человек может сам запрещать себе что-то, но эффект «белого медведя» проявляет себя во всей красе и в этом случае.

А ведь мы постоянно себе что-то запрещаем и невольно ухудшаем своё состояние. (запрещаете себе кушать после 18.00? )

Как же это связано со страхом? Как победить страх, когда угроза не исчезает ?

Я придумал этот метод ещё подростком, когда даже слыхом не слыхивал о «белом медведе» и других психологических приёмах. Я был меньше всех в классе и чтобы научиться защищать себя (били часто), я стал заниматься в секции бокса. Знаете, почему в секциях бокса и каратэ всегда большая «текучка» ? Дети приходят туда, чтобы научиться драться, научиться «давать сдачи», но буквально через несколько тренировок, поучаствовав в первых спаррингах и почувствовав боль, они уходят. Не выдерживают. Их сковывает страх и они не могут заставить себя снова идти туда, где им будет больно.

Так же было и со мной. Было больно. Даже когда кулак противника в толстой боксёрской перчатке, прилетает так, что искры в глазах вспыхивают. Да, было страшно снова выходить на ринг, страх сковывал и не давал делать то, что было запланировано (это знакомо и спортсменам и тренерам: на тренировках всё получается, а на соревнованиях – словно первый раз на ринг попал). Я понимал, что страх мне очень сильно мешает, не даёт развиваться. Но мне нельзя было уйти, нельзя было сдаться. Мне снова и снова нужно было выходить на ринг и пытаться победить своего противника. Но я уже тогда прекрасно понимал, что невозможно не пропускать удары и снова будет больно. И снова будет страх ?

Вот тогда я сделал хитрый ход. Я представил, что если противник попал по мне, значит он хороший боец, значит мне есть чему у него научиться. Это словно игра, где сейчас он лучше. Но я смогу у него научиться, смогу быть быстрее, опытнее, сильнее и я обыграю его. Я не хочу в бой со слабым противником, зачем? Что я смогу взять у него? Я не хочу в спарринг с тем противником, который не может по мне попасть, мне скучно с ним ! Я хочу того, кто сильнее и быстрее меня, того, кто сможет достать меня, обыграть. Я даже начал получать удовольствие от боя с сильным противником.

Что же я сделал ? Я заменил СТРАХ от полученного удара на УДОВОЛЬСТВИЕ от полученного удара. Постепенно это настолько вошло в привычку, что страх исчез, бой превратился в игру.

Это пример того, как делается замена. Не нужно запрещать себе бояться, нужно просто сделать замену на нечто положительное. В данном случае на чувство удовольствия.

Но вернёмся к нашему «белому медведю». Если мы будем запрещать себе думать о чём-то, то не сможем об это не думать. Но не нужно запрещать, нужно сделать замену !

Давайте попробуем.

Представьте, что я говорю Вам: не думайте о сигарете. Вы уже знаете, что Ваши мысли будут снова и снова возвращаться к этому образу. Но скажите себе: сигарета = конфетка. Замените образ сигареты на образ конфетки. Потренируйтесь, это сделать довольно легко. Как только Вы слышите слово «сигарета», преобразуйте образ сигареты в образ конфеты. Дойдите до того, что слово «сигарета» будет вызывать у Вас образ конфетки без возникновения образа сигареты. И вот тогда у Вас исчезнет бремя борьбы с курением. Вы сможете сказать себе: Я не боюсь слова «сигарета» (образ конфетки).

Этот способ работает с любыми негативными эмоциями (страхом, ненавистью, брезгливостью и т.д), поэтому имеет огромный потенциал для применения. Нужно лишь сделать замену негативного на позитивное. Есть такое выражение: «Раньше сядешь – раньше выйдешь». Человек¸ который так говорит, просто делает замену – заменяет нечто негативное (придётся сесть) на нечто позитивное (раньше освободишся). Поэтому я и назвал этот метод «Методом замещения».

И уж коли в юности я придумал, как бороться со страхом, а сейчас придумал как «не вспоминать о белом медведе», то поставлю тег – Моё ! )))

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!