Борис Евгеньевич, который понял как надо
Часто наш бизнес (у меня it-агентство) растет вместе с клиентским бизнесом. Сперва сайтик самый дешевый, затем реклама, потом сайт побольше, затем seo, потом контент, все новые и новые каналы и вот над проектом работает уже не 2 человека, а 8 или 10.
Но бывает и так, что многие годы бизнес клиента остается таким же, как был раньше. И чаще всего проблема не в навыках и знаниях, т.к. владельцы даже маленьких бизнесов понимают в них, в своем рынке больше, чем любой другой. Они супер-эксперты и специалисты. Но по каким-то причинам не могут нанять сотрудников, делегировать, описать свои процессы и так далее.
Но вот в этой истории рост случился внезапный быстрый рост.
Борис Евгеньевич обратился к нам много лет назад, когда у него была одна небольшая компания по ремонту техники в спальном районе города миллионника. Борис Евгеньевич - мужчина 50 с небольшим, приятная грамотная речь, спокойный, рассудительный, рациональный.
Как клиент и человек - Борис Евгеньевич очень приятный, поэтому раз в год мы обсуждали что мы можем сделать для его развития, продлевали домен и хостинг. Иногда мы запускали снова рекламу, когда с клиентами было снова плохо. Иногда мы обновляли сайт, запускали новый шаблон и пытались делать экономное seo.
Первый бизнес у Бориса Евгеньевича появился в 1989 году, первая телемастерская. До 2000 года он сидел и работал на себя как частный мастер. К 2018 он вырос до 6 человек. Девушка-администратор, 4 мастера и сам Борис Евгеньевич, который также работал и как мастер и как закупщик запчастей и как бухгалтер. Тогда мы ему предложили на сайте реализовать раздел ноутбуков, который бы смог повысить посещаемость в 10 раз примерно за счет автоматической генерации страниц под SEO. Но цена тогда была около 120 тысяч и Борис Евгеньевич сказал что это очень дорого.
В начале 2019 года в очередной раз пришел Борис Евгеньевич за продлением домена, хостинга и лицензии сайта, но не один, а в компании с женщиной 40 лет. Виолетта задавала множество вопросов про то какие сайты мы умеем делать, а crm, а как аналитику делаем, а как seo делаем и много много других.
Через неделю Виолетта вернулась с задачами:
- Сайт нужен новый, так как основная специализация ремонт техники, то структура нужна под seo ремонта ноутбуков, увлажнителей, телевизоров и т.д.
- На сайте делаем онлайн-формы заказа выезда курьеров для доставки техники в ремонт
- Внедряем CRM, основное требование: оформление документов не дольше 1 минуты, информирование клиентов, расчет ЗП инженеров по количеству заявок.
- Запускаем контекст по всем предложенным направлениям
- Запускаем продвижение по нашему плану.
С этим клиентом работаем успешно уже 4 года и каждые полгода маркетинг пересматриваем в сторону увеличения. У клиента уже 5 точек приема оборудования по своему городу, 3 точки по соседнему городу в Сибири. Внутри всего этого: сквозная аналитика, рекламные каналы - все это продолжаем вести мы. Оборот компании вырос примерно в 50 раз за это время.
Курирует все работы все также Виолетта, с которой мы отлично сработались, но теперь в общем чате кроме нее появился руководитель отдела продаж, руководитель сервиса.
Однажды, я спросил Бориса Евгеньевича как так вышло, что много лет он работал и вдруг появилась какая-то Виолетта, которая устроила революцию в микробизнесе. И вот интересная история:
Однажды в сервисный центр зашла клиентка, которая была недовольна сервисом. Сперва срок ремонта был дольше, затем забыли позвонить и пригласить забрать, а когда пришла забирать цена оказалась выше. Стали разбираться, в итоге накосячили все по немножку на своей стадии, сперва приемщик, затем администратор, затем ремонтник. Борис Евгеньевич извинялся, обещая впреть не допускать такого, что поговорит с каждым сотрудником... клиентка внимательно выслушала, затем бросила такую фразу "Вы создаете очень приятное впечатление по общению и я уже не сержусь за всю ситуацию. Но хотела бы вам сказать - вы так и будете мучаться, если продолжите нанимать сотрудников глупее себя".
Вроде бы одна фраза, но Борис Евгеньевич не спал половину ночи, прокручивая эту мысль и перекладывая на весь свой опыт работы. И действительно, ведь администратора он взял по знакомству девушку, которая постоянно опаздывала, криво заполняла заявки, но уволить рука не поднималась. Один инженер постоянно хреново исполнял заявки, то дисплей криво спаял, то постоянно не укладывался в срок, то одно то другое. Всех, кто устраивался на работу, приходилось обучать. Пытался брать руководителя сервисной службы, под обучение, чтобы научить всему. В итоге учил год и тот ушел и все вернулось обратно.
Утром Борис Евгеньевич пошел на Youtube читать что такое HR, затем обратился в кадровое агентство, которое и помогло нанять Виолетту.
Виолетта до этого работала ассистентом исполнительного директора в IT компании по ремонту техники apple, пришла с пониманием как выстраивать процесс и что конкретно нужно делать.
Что она сделала:
1. Все работы через CRM, оплата инженером - проценты
2. Написала регламенты на все работы
3. Сменила почти всю команду, которые саботировали регламенты. Например, девочка отказалась звонить по скрипту, сказала что работа для обезьян и уволилась сама.
4. Наняла новых через кадровое агентство
5. Запустила приток новых клиентов через нас имея расчет в цифрах по окупаемости
После того как в течение 6 месяцев работа наладилась внезапно вырос сарафанный поток, т.к. качество работы стало выше конкурентов. Затем Виолетта стала уже расширять: помещение искалось не какое подешевле, а с удобным подъездом машины для выгрузки техники. Место выбиралось с учетом удаленности до ЖК и так далее.
На первых порах Борис Евгеньевич вмешивался в работу. Правил регламенты, хотел собеседовать людей, искал технику б/у, но однажды Виолетта спросила какая цель - если цель расти, то пусть доверит ей. Если цель ничего не менять, то зачем ему она. Борис Евгеньевич подумал, сказал - я тебе доверяю и больше не лез в зону ответственности Виолетты. Сперва он стал заниматься только руководством инженеров, затем только закупом, а потом вообще только стратегические вопросы по цифрам, направлениям, технологиям и пр.
С Виолеттой ему очень повезло, конечно, но Виолетта бы не появилась, если бы не одна фраза той покупательницы.