Стоит ли начинать заниматься пением в 20 лет, если никогда не попадал в ноты?
Или рассказ, полный достижений и провалов, надежд и рефлексии.
Забегая вперед: выбор вы должны сделать сами, а я просто поведаю вам об отрезке своей жизни в 7 лет, и заодно поделюсь мыслями по поводу некоторых стереотипов и заблуждений.
Предыстория
9-летний я сбегаю из музыкальной школы, не проучившись там и 2 лет. Класс - аккордеон. Как это часто бывает, понял что родителям очень хотелось, чтобы я мог за столом перед гостями красиво сыграть «Ніч яка місячна» из их любимого фильма «В бой идут одни старики».
Мудрые слова в начале отрывка, между прочим
2009 год. В свои 17 я дико фанател по рок-музыке. Не только я, но и вся наша компания. Друзья раздобыли себе гитары и уже вовсю играли свои первые песни, нерешительно дергая пальцами в поиске следующего аккорда. Подумал тогда, чем же я хуже? Быстренько влился в эту тусовку, хотя на определенном моменте встретил два препятствия: отсутствие гитары и ладонно-подошвенный псориаз, которым страдаю с детства.
И если первое легко решалось походом к дяде-музыканту за убитой дырявой акустикой, то со вторым возникли сложности, которые не могу решить до сих пор. Если в двух словах — на срок около полугода мои пальцы сами по себе покрываются ранами и корками, а из-под ногтей идет кровь. И если в повседневности я научился с этим жить, то вот с гитарой, как заметили тогда мои родители, мне дружить не получится.
Это не фотография, но выглядит похоже
Но когда тебе 17 лет, а в крови рок-н-ролл, то показания врачей и слова родителей пролетают мимо, поэтому я попытался настроить старенькую гитарку, скачал себе самоучитель и начал осваивать инструмент. Родители, видя мое упорство, сообщили, что на совершеннолетие подарят мне новую акустику, если за пару месяцев я сыграю им несколько песен. Вызов был принят.
Через два года произошло событие, которое во многом определило мой подход к музыке. За это время я понял, что можно не только играть, но и петь, вот только на качество пения я не обращал вообще никакого внимания. Почему-то мне казалось, что это не важно.
Как-то раз я заснял свое исполнение, просто так, показать кому-нибудь, либо на память себе. Отправил запись подруге, и на мое удивление ее это очень впечатлило. Настолько, что она отправила эту запись своему дяде-музыканту (ведь у каждого есть дядя-музыкант, не так ли?) со словами, мол я записал очень крутой кавер.
Вот только ответ ее не порадовал. И я до сих пор не понимаю, зачем, но она переслала мне его сообщение. И сейчас-то знаю, что все сказанное было логично и правильно, но на меня, человека, не готовому к хейту, да и брынчавшего просто для удовольствия, эти слова произвели сильное впечатление. Содержание было примерно такое:
Перестань присылать мне всякое говно, он петь абсолютно не умеет и никогда не сможет
И вот я, горящий музыкой, но не умеющий петь и неспособный держать гитару в руках, стараюсь не падать духом и решаю, как быть дальше.
Вот тут заканчивается пролог
Мое желание пойти учиться петь, встретило полное непонимание окружающих. Аргументы обычно были такие:
1. Нет смысла идти учиться в позднем возрасте;
2. Хорошо петь могут только талантливые люди;
3. Голос и слух либо даны от рождения, либо нет.
Где-то в интернете я вычитал, что это все не совсем так, музыкальные способности возможно развить регулярными занятиями. Вооружившись этим знанием, устроился на работу, чтобы купить электрогитару и заодно пойти на занятия по вокалу в школу, или к репетитору.
Сейчас, спустя 7 лет обучения я могу сделать некоторые выводы по каждому из пунктов. Во-первых, да, многим действительно голос и слух даны от рождения. Но это абсолютно не значит, что остальные могут оставить свои мечты научиться петь. Любой навык развивается регулярными упражнениями. Самое важное для новичка — найти преподавателя, который захочет «возиться» с нулевым учеником, а также достаточно компетентного, чтобы направить его в правильное русло и уберечь от ошибок. Важно знать, что неправильное пение — травмоопасно. Я сейчас говорю даже не об экстремальных техниках. Есть множество примеров, как звезды рока из-за неправильного подхода к пению просто теряли голос с возрастом, либо лечили травмированные связки. Во-вторых, слово «талант» в народе имеет какое-то извращенное значение. Либо ты талантлив и у тебя все получается, либо у тебя нет таланта и ты никогда ничего не достигнешь. Знакомо? Вот только талант складывается из способности и желания работать, а также искать нестандартный подход к своему делу.
Мое же обучение начиналось тяжело, и я, то и дело, ловил себя на мысли, что хочу просто уйти и начать тратить деньги на что-то более приятное. Но что-то останавливало. Либо самоконтроль, либо извращенное удовольствие от понимания, насколько же на самом деле я далек от того, к чему стремлюсь.
Это я (фотожаба друга)
Отсутствие отдачи, постоянное разочарование от собственных неудач — возможно главная причина того, что люди перестают заниматься музыкой еще в самом начале. Этот период нужно перетерпеть. Мне пришлось терпеть около трех лет. За это время мне поставили дыхание, я научился хотя бы в упражнениях попадать в ноты. Стал немного понимать в артикуляции, и разучил первые песни.
Спустя какое-то время я начал выступать. На отчетных концертах, на работе в праздники, в общем — ловил каждую возможность.
Поиски единомышленника
Вскоре, когда я стал более уверенным в своих силах, я подумал, что неплохо было бы найти себе группу, или хотя бы гитариста для выступлений на улице. Так как мои пальцы в то время просто перестали заживать, самостоятельно аккомпанировать я себе уже не мог. Я провел множество репетиций с разными ребятами, с некоторыми удалось даже выступить в небольшом кафе, но в итоге я так и не смог найти себе музыканта.
Проблема скорее всего в том, что я искал именно единомышленника, с похожим музыкальным вкусом, с таким же подходом к музыке. И этот путь все приводил меня в тупик. Бывали случаи, когда группа оказывалась слишком крутой для меня, и уже имела большой опыт выступлений, пока я боялся петь в присутствии хотя бы еще одного человека. Либо наоборот, музыканты оказывались ленивыми и с большей охотой бухали на репах, чем разучивали свои партии.
Другой проблемой, на мой взгляд, являлось желание кавер-групп играть русскоязычные песни, пользующиеся популярностью у слушателей, а я же пытался гнуть свою линию, предлагая Depeche Mode, Radiohead, The Doors, David Bowie, либо что-то терпимо попсовое, вроде Arctic Monkeys, Эда Ширана, и прочих.
Первое выступление в переходе
Придя к выводу, что если хочешь делать по-своему — делай один, я дождался благоприятного момента заживления ран, и принялся активно готовить несколько песен к исполнению на ближайшей станции минского метро.
Цель была простая — выйти из зоны комфорта, побороть свою стеснительность и сыграть несколько песен. Причем, лучше — меньше, но лучше. В итоге я остановился на трех. Да, мой первый сет-лист состоял из 3 песен Джонни Кэша, Лу Рида, и Джеймса Бэя.
В свои первые заходы я даже не раскладывал чехол для денег и посылал лесом знакомых, предлагавших участие в роли «аскеров».
Для смелости я закрыл глаза, и открыл только на середине песни Hurt (знаю, не лучший выбор для перехода, мог бы найти что-то повеселее) и увидел мужчину, стоявшего рядом. Тот, дождавшись конца песни, улыбнулся мне, и ушел по своим делам. Первое самостоятельное выступление в метро можно считать удачным.
P.S. это не учитывая тот случай, когда мы с одним из гитаристов спрятались в почти безлюдном переходе чтобы порепетировать, но проходящие мимо девушки спросили нас, куда кидать деньги. Товарищ обернулся в поисках неаккуратно брошенного к стене чехла, а я честно признался, что не стоит, ведь мы просто репетируем. После чего поймал взгляд гитариста:
Запись первого кавера
Тем летом я почувствовал, что готов к этому шагу. До сих пор я отчаянно пытался записать видео на камеру в парке или на природе. Но итоговый вариант никуда не годился: то ветер подует в микрофон, то дети пробегут мимо и уронят штатив. Либо звук выйдет паршивый. А однажды на меня напал рой комаров, из-за чего видео получилось очень смешным. И меня осенило: я ведь могу обучиться звукозаписи.
Следующие пару месяцев я пересмотрел все существующие обучающие ролики по работе в DAW, выбору микрофонов и аудиоинтерфейса, правильной записи и сведению. Сделав себе дорогой подарок на День рождения, я приступил к записи кавера на свою любимую песню Perfect Day.
При подготовке к записи я постарался подробно разобрать песню, выделить самые важные моменты, посыл, настроение, и передать свои ощущения через исполнение (не читайте, пожалуйста, этот бред).
Запись заняла у меня три полных дня. В первый день я записывал дорожки гитары, одну снимал микрофоном, вторую — через сингловый звукосниматель. Затем прописывал клавишные. На второй и третий день я записывал вокал и сводил всю песню.
Сгустились тучи
Не успел я закончить песню, как от меня ушла девушка, с которой мы уже долгое время жили вместе. У этого было много предпосылок, но в тот момент она объяснила свой уход тем, что я утомил ее своей музыкой. И это был удар для меня. Не столько сам факт расставания, сколько его причина и момент, в который оно произошло.
Наверное тогда я был ближе всего, чтобы кинуть свое занятие. Перестал заниматься музыкой, забросил песню и видео, которое я снимал на нее. Даже мысли о музыке мне казались противными.
Собравшись с силами, я завершил работу и запостил песню у себя на стене, тогда она собрала совсем немного лайков от друзей.
Вот, что получилось в итоге
Тогда я остался один на один с мыслями, которые преследовали давно: всем плевать на твои старания, и не важно, сколько сил ты вкладываешь. На какое-то время я впервые начал ощущать давление одиночества и близость депрессии.
А вы думали, я тут мотивировать вас буду? :D
Но как и все хорошее, плохое тоже рано или поздно заканчивается. Неожиданно за последние месяцы на меня свалились новые полезные знакомства, появились силы и желание работать дальше.
Что же теперь?
Сейчас у меня намечен четкий план: готовлю портфолио из каверов, для поиска музыкантов или группы. Моя мечта на данный момент — это трибьют-группа Depeche Mode. В их песнях голос раскрывается на полную, да и группу это обожаю.
Добрые люди бескорыстно предложили помощь в записи на студии и в съемке видео. Как раз на днях закончил запись еще одного кавера на песню Radiohead. Помимо этого еще несколько песен в работе уже дома — записываемся вместе с подругой.
Обучение вокалу продолжаю, ведь мне предстоит еще долгий путь, полный успехов и неудач :)
Ну и напоследок еще несколько моментов, которыми я хотел бы подытожить эту несуразную историю
1. Можно ли начинать заниматься музыкой в 20, 25, 30 лет? Да! Не слушайте тех, кто говорит, что человеку поздно заниматься, даже если это преподаватель в музыкальной школе. Он либо ленив, либо некомпетентен. Часто учителя не хотят возиться, им проще вполсилы помогать уже умеющему ученику. Ставить дыхательную опору — долго, трудно и не всегда выгодно;
2. Нужно быть готовым к провалам — это неотъемлемая часть пути. Иногда будет казаться что все бесполезно, либо наоборот, слишком легко. Истина, как всегда, посередине;
3. Терпение и работоспособность — самое важное. Я часто виню себя за то, что ленился, либо занимался недостаточно регулярно. Многих результатов я мог бы достичь намного раньше;
4. Стеснительность и неуверенность — твои главные враги в этом деле;
5. Учиться самостоятельно или идти к преподавателю? Только к преподавателю. И желательно искать того, кто сам может исполнить то, о чем говорит. Слушайте как он поет, просите видео с выступлений или аудио. Занятия по скайпу — вообще не вариант (либо супер-крайний случай), они не могут быть в полной мере эффективными.
Спасибо всем, кто дочитал. С радостью отвечу на любые вопросы!