В период готики в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях, и народное творчество.
Весьма развито было явление странствующих музыкантов, которые исполняли музыку светского характера при дворах аристократов и среди простого народа.
Среди артистов подобного рода следует отметить одну из категорий гистрионов - народных бродячих актеров раннего Средневековья (9-13 вв.), как их называли на юге Франции, тех, которые были сочинителями и исполнителями стихов, баллад и танцевальных песен. Так, епископ Томас Салисберийский из Кабхема в конце 13 века писал:
«...существует 3 вида гистрионов. <...> Третий вид гистрионов снабжен музыкальными инструментами для развлечения людей. Он делится на 2 рода: одни посещают таверны и поют там сладостные песни, другие воспевают подвиги королей и жития святых».
А трубадуры — это средневековые поэты-музыканты - инструменталисты и певцы, преимущественно действовавшие в Окситании. Их творчество охватывает период с конца XI до XIII веков, а расцвет пришёлся на XII — начало XIII века. Трубадуры слагали свои стихи на провансальском, разговорном языке части Франции, простирающейся на юг от реки Луары, а также примыкающих районов Италии и Испании.
Они активно участвовали в социальной, политической и религиозной жизни общества того времени. Их поэзия была поэзией верхушки аристократического общества, однако среди трубадуров встречались люди различных социальных слоёв. Стихи сочинялись с учётом того, что их обязательно должна была сопровождать музыка.
«Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (нач. XIII века) содержит список необходимых для него умений:
«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»
Исследователи выделяют следующие жанры трубадурской песни:
- Кансона — это просто лирика о рыцарской любви, имеющая куплеты и припев;
- Сирвента — песня, имеющая форму кансоны, но затрагивающая вопросы религии, политики, морали;
- Альба (окс. «утренняя заря») - песня, каждая строфа которой заканчивалась этим словом. Это жалоба влюблённых на неизбежность разлуки с наступлением утра;
- Пастораль — разговор рыцаря и пастушки либо рыцаря и пастуха;
- Прение - диалогический диспут на художественные, психологические, философские темы, который делится на тенсону — свободный обмен взглядами — и партимен, в котором собеседники придерживались противоположных мнений;
- Эскондидж - песня, в которой поэт оправдывается перед своей дамой;
- Дескорт - песня с беспорядочной композицией соответственно смешанным чувствам певца, которые были вызваны любовными огорчениями несогласия с Дамой.
В это же время - XI—XIV века - развивалось народное творчество вагантов.
Ваганты, или голиарды — творческие люди, способные к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений. Но обычно слово ваганты употребляется в более узком смысле для обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в своём творчестве преимущественно латинским языком.
Первыми вагантами и были клирики, жившие вне своего прихода или вообще не занимавшие определённой церковной должности; со временем ваганты стали пополняться школьными студенческими товариществами, переходившими из одного университета в другой, и лишь позднее — уже в эпоху ослабления собственно поэзии вагантов — в эту группу начинают вливаться представители других сословий, в частности, городского.
Велико влияние античной поэзии, Овидия. Поэзия лишена черт куртуазности; она посвящена не типичной Прекрасной Даме, а женщины из плоти и крови, поэтому часто творчество вагантов более раскрепощено, чем чье-либо иное. Частый мотив сил природы, вина (ведь это, в том числе, застольные и студенческие песни), пародии — в том числе, религиозных произведений.
«Колесо фортуны». Миниатюра из крупнейшего рукописного сборника поэзии вагантов Carmina Burana
И, наконец, миннезингеры.
Это австрийские и немецкие лирические поэты-певцы, чья основная масса состояла из представителей рыцарского сословия. Они воспевали рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы, сохраняя практически во всех произведениях религиозный и морализаторский оттенок. К сожалению, музыка миннезангов практически не сохранилась, в отличие от лирики.
Теперь следует рассмотреть характерные (правда, уже больше для периода готики) песенные и музыкальные жанры.
Эстампи, или эстампида — жанр средневековой светской одноголосной вокальной, а также инструментальной музыки преимущественно танцевального характера. Французские эстампи XIII в. — древнейший дошедший до нас нотированный образец инструментальной музыки Европы.
Иоанн де Грокейо отмечал:
"Из-за своей изысканности эстампи заставляет души юношей и девушек сосредоточиться, отвлекая их от порочных мыслей".
Эстампида 13 века
Органум — жанр и техника музыкальной композиции в эпоху Средних веков, являющаяся исторически наиболее ранней формой европейской многоголосной музыки.
Органум авторства Леонина - легендарной личности, о которой вы сможете прочесть ниже
Гокет (от фр. hoquet — икота) — техника многоголосной композиции в музыке XII—XIV веков. Суть техники состоит в том, что мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам или инструментам, отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся.
Мотет — вокальное многоголосное произведение склада, один из центральных жанров в музыке западноевропейского Средневековья.
Его культурно-социальное функционирование зависело от содержания распетого в нём текста. Мотеты со стихами духовной тематики звучали как в церкви, так и в светской обстановке (например, при аристократических дворах); мотеты с текстами светской тематики (особенно на «вульгарных» наречиях) в церкви не распевались. В отличие от прочих жанров того времени, мотет всегда сохранял характер сложной для восприятия, учёной музыки, местом демонстрации профессионального мастерства её создателя.
Мотет с гокетами 13 века - "In seculum Sire Dieus"
Кондукт — средневековая песня на латинском языке, в основном на духовную тематику. Расцвет жанра произошел во Франции во второй половине 12 и в первой половине 13 веков. Кондукты функционировали обычно вне рамок церкви, являясь жанром паралитургической музыки. Но, вместе с тем, как полагают современные музыковеды, некоторые кондукты могли петь в ходе литургических процессий или литургических драм. Тематика кондукта разнообразна — чаще всего это духовные стихи, парафразирующие Святое Писание, также мемориальные и «окказиональные» тексты, откликающиеся на события светской и церковной истории. В поздних кондуктах встречаются сатирические и даже эротические тексты.
Кондукт из сборника Codex Edelberg, Швейцария, XII век
Но одним из главных достижений вокального искусства Средневековья стало григорианское пение - cantus planus - литургическая монодия римско-католической церкви. Григорианское пение одноголосно, хотя в ходе исторического развития именно григорианский хорал лёг в основу многоголосной европейской музыки.
По типу исполнения григорианское пение подразделяется на антифонное, то есть состоящее из чередования двух групп певчих, и респонсорное, то есть состоящее из чередования пения солиста и ансамбля либо хора. Община в богослужебном пении в целом участие не принимает за исключением некоторых общих молитв.
Григорианский хорал - молитва "Dies Irae"
Григорианский хорал нельзя воспринимать как абсолютную музыку, его сущность — распев молитвословного текста, омузыкаленная, «озвученная» молитва - именно текст обусловливает ритмику хорала.
Наконец, перейдем к особо выделяющимся музыкальным инструментам эпохи.
Так называемая Библия Мациевского 13 века, Франция.
Несмотря на то, что главным музыкальным инструментом всегда был человеческий голос, в отличие от музыкальной традиции восточного христианства - Византии, именно духовная музыка западного христианства допускала большое количество музыкальных инструментов.
Одним из них был орган. Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Повсеместное распространение в западной Европе орган получил начиная с XIV века.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы. Ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 сантиметров, расстояние между клавишами достигало полутора сантиметров. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
Были распространены ручные органы с восемью трубами и восемью клавишами, изображения которых появляются во Франции в X в. Правой рукой музыкант перебирал клавиши, а левой нажимал на мехи, подкачивающие воздух, а сам инструмент обычно находится на груди или на животе у музыканта.
Часто в иллюстрациях манускриптов, средневековых романах 9-12 веков и современных художественных интерпретациях той эпохи фигурирует фретель - многоствольная флейта, состоящая из набора трубок - камышовых, тростниковых или деревянных - разной длины, с одним открытым и другим закрытым концом. С XIV в. фретель приобретает значение музыкального инструмента, на котором играют на деревенских праздниках, он становится инструментом простонародным, несмотря на то, что до этого его социальные характеристики были не так выражены.
Миниатюры из рукописи XI в. Национальной библиотеки Парижа. Фретели, флейты и виолы
Сама же флейта до 13 века была двойной, как на третьем рисунке миниатюры, причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество отверстий на стволе флейты могло варьироваться варьировалось до семи. Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.
Также характерным духовым музыкальным инструментом был шалмей — язычковый двухсекционный деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Не позднее XII века в Европу со Среднего Востока были завезены духовые инструменты типа зурны, которые, ввиду особенностей местных материалов производства инструмента уже в Европе, были модернизированы так, что возник уже новый музыкальный инструмент - шалмей. Он был очень популярен во всех сословиях, но до нас не дошло ни одного сохранившегося средневекового шалмея. Поэтому вся информация о них черпается из изобразительных и письменных источников.
Волынка — традиционный музыкальный духовой язычковый инструмент многих народов Европы. Она представляет собой мешок, который обыкновенно делается из воловьей, телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабжённой сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикреплёнными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Рукопись «Cantigas de Santa Maria», написанная в Кастилии в середине 13 века, описывает несколько типов волынок. Это шеврет — духовой инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи воздуха и дуды. Другой разновидностью волынки был хоро или хорум.
Хоро
По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та и другая трубки расположены в одной плоскости, как бы являясь продолжением друг друга. В средней части хоро находится резервуар для воздуха, из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа «мешка» начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащий и резкий.
Одним из довольно интересных и характерных ударных музыкальных инструментов, распространенным в Средние века во Франции, был тимбр — две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев.
Изображение танцовщицы из лиможской рукописи XII в. Национальной библиотеки Парижа
Из всех средневековых смычковых струнных инструментов виола считалась самым благородным и самым сложным для исполнителя. По описанию доминиканского монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на более ранних миниатюрах представлены и трех-, и четырехструнные инструменты. При этом струны натягиваются как на «конек», так и прямо на деку. Судя по описаниям, звучала виола не громко, но очень мелодично.
А теперь обратимся к персоналиям.
Школа Нотр-Дам, названная так благодаря своей связи с кафедральным собором Нотр-Дам в Париже, в современной истории музыки — это обозначение сообщества церковных музыкантов в Париже в эпоху приблизительно между 1150 и 1250 годами, связанных жанрово-стилевой и композиционно-технической общностью. Главный источник музыки школы Нотр-Дам — «Большая книга органума» (Magnus liber organi) — сборник, содержащий более 1000 различных музыкальных сочинений. Подавляющее большинство композиций школы Нотр-Дам анонимно; известны лишь имена выдающихся композиторов Леонина и его последователя Перотина.
Перотин,
часто называемый Перотином Великим — французский композитор рубежа 12—13 веков, крупнейший представитель Школы Нотр-Дам. Он руководил хором парижского собора Нотр-Дам и возглавлял сложившуюся вокруг него композиторскую школу. Также является автором многих органумов, в том числе масштабных четырёхголосных «Viderunt omnes» и «Sederunt principes».
Икона, на которой, возможно, изображен Леонин
Леонин, Magister Leoninus — полулегендарный французский композитор и представитель певческой школы собора Нотр-Дам второй половины 12 века. По свидетельству музыкального теоретика XIII века Анонима IV, Леонин был лучшим сочинителем органумов своего времени, составителем Большой книги органума (Magnus liber organi), включающей различные песнопения годового церковного обихода, — важнейшего нотного памятника той эпохи. Начал формировать принципы модальной ритмики.
Таким образом, музыка Средневековья представляет собой интересное, многомерное явление, включающее в себя огромное количество жанров, направлений и техник...
Как вам?;)
Источником преимущественно являлась Википедия, но придерживалась я тех статей, которые имели библиографию. Также использовался один из учебников по истории культуры, но уже и не вспомню, какой...