LMI1

LMI1

Пикабушник
поставил 2986 плюсов и 523 минуса
отредактировал 1 пост
проголосовал за 1 редактирование
Награды:
За сборку компьютера За контакт с инопланетным разумом
28К рейтинг 13 подписчиков 65 подписок 15 постов 8 в горячем

Советский "умный дом"

Недавно здесь был пост Ретропонедельник. Реле времени про механическое реле времени советского производства, которое в комментах кто-то назвал "советским умным домом".

Однако в СССР делались и более продвинутые вещи, полноправно претендующие на это звание.
И вот одна из таких вещей : программное устройство с часами и таймером Сигнал-201:

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Очень похоже на калькулятор или кассовый аппарат. Но внешность обманчива.


Щель над клавиатурой - это не для чеков. Это для специальной крышечки. Очень удобно - клавиши не покрываются пылью и на них не наступит любимая кошка. С крышечкой всё выглядит так:

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

К работе готов!


Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

А это вид сзади - две розетки для включения нагрузок, магнитофонное гнездо и сетевой провод. Розетки советские - евровилка в них не влезет, и рассверлить их тоже не получится.


Снизу ничего интересного - предохранители, отсек для двух батареек, ножки и крепежные винты.
Если их раскрутить - откроется доступ к внутренностям устройства. Выглядят они так:

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Индикатор, пищалка, рассыпуха, несколько микрух серии К561. Два бочонка с проводами - герконовые реле.
Рядом с пищалкой, за верхним правым углом индикатора прячется сердце и мозг прибора - микросхема КР1016ВИ1. И она, и остальные микросхемы на плате датированы 1992 годом - то есть, формально, этот прибор уже постсоветский. Возможно, это наложило отпечаток на культуру производства.

Клавиатура сделана на отдельной плате и приклепана заклепками к основной. Не проще ли было выполнить все на одной плате? Разработчики уже вряд ли ответят. Возможно, они использовали уже готовую клавиатуру от другого устройства - чего добру пропадать?
На крепежных винтах нетронутая белая краска - значит, до меня в прибор никто не совался. Это радует. Отвинчиваем их все и снимаем плату.

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Обратная сторона платы. Прямо по центру видны диоды, на пайку которых явно пожалели припоя, справа видна поцарапанная или перерезанная дорожка, которую залепили сверху плюхой припоя, еще несколько сомнительных мест. Плата заляпана лаком - не покрыта, не покрашена - а именно заляпана. Но для тридцатилетнего возраста выглядит неплохо.


Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

А это то, что под платой управления. Три дросселя в цепях питания нагрузок и самого прибора, пара симисторов КУ208, коммутирующих нагрузку. Вот тут разработчики молодцы - никаких подгорающих и греющихся контактов, никакого искрения, никаких помех. Респект!

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Последнее фото прибора - вид снизу.

Видим две могучие гайки, которые крепят симисторы к раме (через изолирующие прокладки, сильно ухудшающие теплоотвод), видим плату предохранителей с пайкой безобразного качества - никаких следов флюса, похоже паяли вообще без него, зато зазоры между железной рамой и силовыми дорожками, по которым гуляют сетевые 220 вольт - едва больше миллиметра.
Неспроста я упоминал культуру производства!

Вот так устроен этот неплохой для своего времени прибор. А что он умеет?

А умеет он довольно много:

Он умеет показывать текущее время и день недели - как обычные электронные часы.
Он умеет включать будильник - пищалку, причем по определенным дням недели либо ежедневно
Он умеет работать в качестве таймера, показывая на дисплее, сколько времени осталось до запрограммированного события (включения /отключения нагрузки, либо срабатывания будильника) Отсчет идет с секундной точностью.
Он позволяет нажатием клавиш на клавиатуре включать и выключать любую из подключенных к прибору нагрузок (ручной режим)
Ну и самое интересное - он позволяет задавать программы, по которым нагрузки будут включаться и выключаться в нужное время, независимо друг от друга. Всего к прибору может быть подключено до трех таких нагрузок.

Так. Стоп! Но как, ведь розеток у него сзади только две?

А вот как - к тому самому магнитофонному гнезду на задней панели подключается не магнитофон и не приемник, а вот такая штуковина, входящая в комплектацию прибора:

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Выносное реле.

Эта черная коробочка включается в розетку, и третья нагрузка включается уже в нее.
Кстати, она может рулить нагрузкой мощностью до киловатта.
а вот те 2 встроенные розетки, согласно паспорту на прибор - не более 300 Вт каждая.
Люстру потянут, телевизор осилят, а вот колодезный насос или электроплитку уже нет.

Теперь о недостатках данного прибора:

То, что в него не лезут евровилки, недостатком не считаю - все таки родом он из СССР, ну не стояло тогда задачи обеспечить его совместимость с зарубежными стандартами.
Намного хуже то, что без питания и время и программы сбрасываются. Чтобы этого не случилось, требовались аж две батарейки Крона. А они денег стоят, и не всегда и не везде их можно было в советские времена найти. В то же время наручные часы с питанием от полуторавольтовой батарейки-пуговки в СССР уже существовали. И работали по паре лет до ее замены - такчто изготовители могли бы и встроить такие вот долгоиграющие RTC в устройство, а еще лучше в саму микросхему-таймер.

Второй недостаток - это сложный процесс управления и задания программ. На одной лишь интуиции даже текущее время выставить не сумеешь, а уж таймеры и программы и подавно.
Во всяком случае, с первого раза. Что такое user-friendly interface - в СССР явно не знали. Ну или не заморачивались этим. Те же бытовые таймеры из Леруа в этом плане гораздо более удобны и понятны.
Здксь же либо идти трудным путем проб и ошибок, либо - RTFM !

Советский "умный дом" Сделано в СССР, Электроника, Часы, Таймер, Реле времени, Красота, Бытовая техника, Длиннопост

Без этой книжки - никуда.

Доставшийся мне этот прибор сейчас управляет аквариумом, включая и выключая в нем свет и аэрацию. Ближе к весне найдется применение и третьему каналу - будет рассаду в парничке досвечивать или увлажнять.

Если интересно - в следующий раз опишу подобное же устройство, но в другом исполнении.

UPD:

Добыл пару Крон, замерил потребляемый ток от источника резервного питания.

При питании от сети он околонулевой - что неудивительно, в схеме применена диодная развязка.
При отсутствии сетевого питания потребляемый от Крон ток при молчащей пищалке колеблется от 3 до 4 миллиампер.
Если верить Википедии, емкость Кроны - около 0.5 А/ч
Так что при отключении сети хватит их меньше чем на неделю непрерывной работы. Но при редких и непродолжительных отключениях хорошие батарейки могут продержаться гораздо дольше - пока не умрут от саморазряда.

Показать полностью 9

Первое интервью основателя «Пикабу» после ухода из компании

Максим Хрящев рассказал, как создал один из самых популярных сайтов в России и почему его продал

https://msk1.ru/text/business/2023/10/30/72856151/

Ответ на пост «Как бороться с родителями? Без рейтинга»

Эхх, напишу и свою историю тоже..

Пацанячий мой возраст пришелся на закат СССР. С продуктами начались проблемы, с самим СССР тоже, и стареющее государство приняло мудрое (наверно) решение и начало раздавать по 6 соток всем желающим, ну или почти всем. Нам досталось тоже - заросший бурьяном участок километрах в 15 от дома, куда надо было добираться либо электричкой (+полчаса пешком в гору), либо автобусом (+ полчаса пешком через карьер, свалку и прочие буераки-реки-раки)
Родители были теми еще огородниками, особенно батя. Поэтому постепенно вместо бурьяна на участке появились помидоры, огурцы, яблони, сливы, смородина, емкость, куча навоза, сортир, колодец, и под финиш - дом. Неплохой дом, кирпичный, только без отопления, воды и электричества, ибо ничего этого на участке не было.
Машины у нас тогда в семье тоже не было, таскать все туда и оттуда приходилось на себе. Бесило и напрягало, но против родителей не попрешь. Так и прошло несколько лет.

Появилась и вторая дача - уже в другом месте, куда добираться было еще сложнее. И даже не смотря на то, что через несколько лет машину мы купили - еженедельные сельхозработы меня лично напрягали все больше и больше. В конце концов разругались и решили, что картошку и помидоры родители себе растят сами, ну а я добываю их себе тоже сам,

В результате родители ездили каждую неделю полоть, поливать, травить жуков, окучивать итд, ну а я, лентяй эдакий, либо занимался своими делами, либо помогал им в качестве водителя.

Осенью они выкопали себе картошку, просушили, рассортировали, собрали в мешки и загрузили в погреб, договорившись с хозяйкой этого погреба. А после этого поехали на сельхозярмарку, где я купил свою долю этой чертовой картошки за сумму, примерно равную моему двухдневному заработку.

Больше картошку мы не сажали - слишком наглядной была разница в подходах.

Время шло, родители старели, впахивать на даче у них уже не было сил, а у меня - желания, и в итоге пришлось продать сначала второй участок, а потом и первый - с домом и садом. Продали родители за бесценок. Тогда не жалел, ненавидел все это сельское хозяйство, жару, пахоту, тяжеленные сумки и рюкзаки с огурцами да помидорами, электричкинг и все сопутствующие удовольствия...

Давно это все было. Бати уже нет, мать давно на пенсии, да и я уже совсем не мальчик, увы.

В прошлом году купил дачу. Жду лета..

Показать полностью

Ответ на пост «Кофе хорош любой»

Тоже проходили через это)

В давние времена, когда лимонады в пластиковых полторашках только начинали входить в моду - попалась нам среди нормальных полторашек одна термоядерная. Цвет как у обычной кокаколы или Байкала, а вот вкус неописуемый. То ли с концентратом на заводе переборщили, то ли он перебродил, но больше двух глотков этого напитка зараз осилить было невозможно - настолько лимонадным был этот вкус. Выливать это пойло не стали - жалко же, деньги уплочены, да и пить его в принципе можно - только осторожно. Оставили в холодильнике.

Вечером с работы вернулся слегка поддатый отец и двое его друзей. Сидели на кухне, курили, общались, нормальные такие мужские посиделки.

На следующий день бутылки в холодильнике не оказалось. Зато довольный батя сообщил, что такого ядреного и забористого кваса он за всю свою жизнь еще не пробовал, какие же мы молодцы что его добыли, и не помешало бы сходить и купить еще.

Ответ Sharap1234 в «Ты слишком много хочешь за работу, каторую делаешь быстро»

Было похожее и в моей жизни.

Работал в одной конторе, контора занималась телефонией, интернетом и телевидением, обслуживая несколько "крутых" домов в Москве. Причем телевидением там занимался только я один, целиком и полностью.

Наступает август месяц, я уезжаю в отпуск повидать родню. В Москве громыхают грозы. И в один прекрасный день звонит мне начальник: так и так, мол, половина ТВ каналов перестала работать. Что делать?

Прикидываю, что там может сгореть или отключиться, отвечаю - мол, вот это проверь, это погляди, ну и вот это тоже (начальник в целом спец, но конкретно в теме кабельного тв не шарит)

Через час - новый звонок: это проверил, то вроде работает, а ту хреновину трогать побоялся. Без тебя-никак, выезжай, формальности я улажу.

Ок, надо значит надо, нет проблем, добываю билеты на поезд, мать собирает сумку в дорогу, дело к вечеру, часов в 11 вечера опять звонок:

- Ну ты что, как, когда будешь?

= Билеты на поезд взял, все ок, завтра выезжаю, послезавтра буду, с вокзала на станцию и разбираться.

- У вас там аэропорт есть?!

= Есть.

- ,,,,,?!?!

= Понял, завтра с утра туда, раз все так сурово..

Прилетаю налегке, без багажа, из аэропорта прямиком на работу. Идем с начальником на станцию, заходим, смотрю и сразу вижу: половина индикаторов на одном из шасси не горит, сигнала нет. Думаю, в чем может быть дело, замечаю, что тюнер, с которого берется питание на антенну, выключен. Ну то есть не совсем выключен, а находится в дежурном режиме. И на его дисплее вместо (условно) P : 05 светится 02 :12, то бишь время. Для непосвященного человека разница невелика и в глаза никак не бросается, для меня все становится ясно.

Подхожу, тыкаю кнопку на тюнере. Тюнер включается, индикация на нем меняется, питание пошло. На модулях станции замигали зеленые огоньки, помигав, засияли постоянно.

С умным видом гляжу на начальника.

- И чё? И всё?

=Ну..я пока ничего не проверял, но скорей всего - всё.😎

-Минуту..

Звонит какому то своему знакомому, спрашивает, заработало ли у того телевидение. Ответ утвердительный. Еще кому то звонит - то же самое.

Ответ Sharap1234 в «Ты слишком много хочешь за работу, каторую делаешь быстро» Ремонт, Работа, Ответ на пост, Текст, Волна постов, Истории из жизни

Спрашиваю - мол, я в аэропорт, или как?

- Нефиг! Не жирно ли будет? Поездом лучше езжай. К отпуску приплюсуем тебе два дня, ну и премию  тебе попробую у генерального вытребовать.

Ок, поездом так поездом. Ну а что купе фирменного поезда стоит дороже самолета, так меня же об этом никто не спрашивал..

В тот же день уехал обратно, догулял отпуск,  вернулся. Премию дали, скромную правда.

Но летать за тысячи километров, чтобы просто нажать на кнопку, больше не доводилось.

Показать полностью 1

Ответ на пост «Жестко»

Подумалось - а ведь на месте этого пацаненка мог оказаться я..

Как то давным давно, в одном далеком-далеком городе, мой отец предложил мне поучаствовать в интересном приключении. Не помню уже - то ли на рыбалку был коллективный выезд, то ли за грибами, но суть такая: в определенное время нужно подойти в определенное место и сесть в автобус от предприятия, который и вез всех желающих на природу.

А путь от нашего дома к месту сбора лежал через железную дорогу. И вот подходим мы с батей к ней, и видим приближающийся товарняк. Будь он чуть дальше - мы бы перешли перед ним, чуть ближе - встали бы и пропустили его.

Но расстояние до поезда и его скорость были как раз такими, что и ждать не хотелось, и перебегать опасно. Вероятно, заметив мою нерешительность, батя крепко взял меня за руку и удержал ...а вот фигвам - уж не знаю почему и зачем, но он громко и резко крикнул БЕГИ!

Сработало безотказно - я как тот пацан сиганул наперерез электровозу, перескочил через рельсы в метрах от него...и минут пять ждал, когда же проедет этот поезд и мы с отцом потопаем дальше.

а мог бы и не успеть, а мог бы и запнуться, а мог бы дернуться вперед а потом назад - но обошлось.

Отца прошу не ругать - его уже нет в живых, матери и вообще никому из родни об этом случае не рассказывал.

Ответ Dandelionmind в «Как я работал инструктором по вождению»

Расскажу и я, как обучался вождению.

Место действия - один из городов-миллионников РФ, время действия - конец минувшего тысячелетия, славные/ужасные 90-е.

Машины стали относительно доступны, самостоятельно рулить по жизни во всех смыслах хотелось все сильнее, а как это делать без прав? А никак. А отсюда логичный вывод - надо их получать.

В принципе, в те времена их без особых проблем можно было и купить. Но! Во первых, как ни крути, это противозаконно. Во вторых (и это главное) - не зная правил, не имея никакого водительского опыта, и с весьма смутными понятиями об устройстве авто шансы влипнуть в дорожную неприятность были почти стопроцентные, и я это отлично понимал.

Выбор пал на автошколу ДОСААФ. Обучение на категорию В длилось месяц, сюда входила теория (ПДД, билеты по ним и устройство автомобиля) и практика (собственно езда).

Сколько стоило все это, уже не помню, но оплачивал все сам, из своего заработка.

Про теорию рассказывать наверное нет смысла - ну, изучали где в жигулях бензонасос а где главная передача, зубрили знаки, разметку и правила, разбирали разные дорожные ситуации, отвечали на вопросы преподавателя и т.д.  Рутина, короче.

Практика, как и у всех наверное, была гораздо интереснее. Как выяснилось на первом же занятии, водительского опыта не было ни у кого. Нам предложили выбор - или попрактиковаться на тренажере, или ехать на автодром. Я выбрал тренажер (и пожалел)

Как выяснилось вскоре, тренажер представлял из себя нечто вроде игрового автомата, на которых дети развлекаются. Ну то есть - как то так вот:

Ответ Dandelionmind в «Как я работал инструктором по вождению» Автошкола, Обучение, Вождение, Длиннопост, Истории из жизни, Мат, Ответ на пост

Только без экранов, без колесиков, без компьютера сбоку, и в очень ушатанном состоянии. Руль свободно вращался, после поворота ключа зажигания из скрытого динамика раздавался гнусавый пердеж, имитирующий работу двигателя, а на первой передаче можно было разогнаться до 90 кмч, и сразу же включить задний ход. Через пару минут интерес к процессу пропадал напрочь, как и одно практическое занятие из программы.

Следующее занятие уже было на автодроме. Усадив нас четверых в учебный жигуль-классику, инструктор сел за руль и повез на автодром.

Автодром располагался неподалеку, за городом, и представлял из себя закольцованную дорогу, формой и размерами похожую на беговые дорожки, что на стадионах устраивают вокруг поля. Там были какие то ржавые знаки, неработающие макеты светофоров, шлагбаумов, выскакивающего из кустов пешехода, может еще чего. По очереди и под руководством инструктора мы наконец то усаживались за настоящий руль настоящего авто, и учились заводить двигатель (на жигулях это целый процесс, особенно для новичка), трогаться с места, рулить, разгоняться, переключать передачи, тормозить, ну и ехать более-менее прямо. Часа за полтора мы намотали несколько кругов и вроде освоились. Инструктор сказал что время вышло, пора ехать обратно, и если кто желает, то может сесть за руль. Первым напросился я (и не пожалел).

Наконец то вырулили на самую настоящую трассу, с реальными машинами, знаками, разметкой и всем прочим полагающимся. Восторг лютейший - это ж Я ! Сам! Еду! И быстро! Афигеть!!!

Помню и свой первый косяк - обогнав бензовоз, довольно резко перед ним перестроился. Но визга тормозов сзади не последовало, мата со стороны инструктора тоже, а значит все нормально. Инструктор только сказал - не делай так больше, плавнее надо маневрировать.

Это была наша первая и последняя поездка на автодром. Далее практиковались уже только по городу.

Выяснилось, что наш инструктор - жутко деловой человек. Вот эти дела мы и помогали ему решать. Отвезти канистру бензина вот туда, а запчасти - туда, заехать к знакомому, а от него в гараж, а из гаража в какую то контору, а потом в магазин, а потом еще куда то...и вот так от начала до конца, каждое занятие, по реальным городским улицам, в реальной дорожной обстановке, без всяких там изолированных площадок с вешками и конусами. И не припоминаю явных фейлов и тем более аварий, один лишь случай запомнился:

Едем по улице с трамвайным движением, рулит девушка. Впереди на остановке стоит трамвай, подъезжаем, тормозим, ждем, все ок. Трамвай закрывает двери, трогается. Мы тоже. Лето, тепло, окна в машине открыты. Едем параллельно трамваю, доезжаем до следующей остановки.  Народ с остановки видит трамвай, начинает выползать на дорогу. Мы тормозим, трамвай тормозит, открывает двери, люди входят и выходят, двери закрываются, едем дальше. И снова параллельно. В какой то момент инструктор оборачивается и спокойным таким голосом спрашивает рулевую - тебя еще не заебал этот грохот? Смеялась вся маршрутка.

Экзамен на права приближался медленно но верно, как крах капитализма. Обязательной программы тогда не существовало, экзамен представлял из себя обычную езду по городу, только на месте инструктора сидел гаишник-экзаменатор. Преподы нас пугали, что он может устроить подлянку, попросив остановиться под знаком, заехать под кирпич или еще чего нибудь нарушить, ну и рассказывали, как в таком случае поступать (сослаться на правила - мол, запрещено же, и если гаец продолжает настаивать - то выполнить его требование, ибо правила это тоже предписывают). Сама же перспектива ездить по городу нас не пугала - весь район вокруг автошколы уже объездили вдоль и поперек не единожды. Как итог - никаких таких каверз гаишник не устраивал, из всей группы не сдали с первого раза вроде двое (точно не помню), и одну из этих неудачниц я как то позже встретил в автосервисе - видать, все же пересдала.

Касаемо взяток неофициальных вознаграждений - с нас их не требовали, единственное - перед экзаменом, не помню уже с чьей подачи, решили всей группой скинуться на алкопрезенты преподам. Сумму тоже не помню, но была она вполне посильной, делились ли преподы с гаишником - не знаю.

Ну и напоследок - на следующий же день после получения прав, я поехал в город и устроил аварию). Но это уже, как говорится, другая история (жертв и разрушений не было, не уступил дорогу вазовской девятке и немного помял ей лючок бензобака)

Показать полностью 1

Позабавило

#comment_240283875

Позабавило Удаление, Топ, Комментарии на Пикабу, Скриншот, Модерация
Отличная работа, все прочитано!