GregSound

Пикабушник
поставил 209 плюсов и 34 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
4212 рейтинг 121 подписчик 1 подписка 8 постов 5 в горячем

Полезные фичи в Atomic Heart, о которых многие стримеры не догадались

  1. В ремшафе во вкладке СКЛАД есть графа РАЗОБРАТЬ. Так вы можете переработать ненужный вам лут в ресурсы не отходя от кассы Элеаноры, если вам не хватает на апгрейды.

  2. Черные кружочки, которые видно издалека, а иногда и через стены - это всегда точно то, что можно полутать или с чем можно взаимодействовать через F.

  3. Определить, в какую сторону смотрит камера и постараться пройти незамеченным можно по слуху. У камеры наряду с обычными звуками есть ещё пульсирующий звучок, который слышно только когда камера смотри в твою сторону (учитывается ее угол обзора), притом много где это слышно даже через стену.

  4. Камеры лучше вырубать как можно раньше.

  5. В базовой конфигурации, как только ты получаешь новую оружку, особенно ренжовую, в первой части игры - у нее либо большой разброс пуль, либо низкий урон, но первые апгрейды на них недорогие, но делают оружие сильно сподручным для комбата.

И под конец не лайфхак, но прикольная штука. Воткрытом мире на ВДНХ есть Hall of Fame, лока-подарок для тех, кто предзаказывал игру пару лет назад.

БУРГЕРНЫЙ РАЗВОД

В первую очередь инфа для тех, кто живёт в Москве и активно пользуется Instagram.

Истории Инсты принесли мне рекламу бургерной "Бургер Дом" (сайт https://www.burger-dom.com). За 99 рублей они предлагают вам бургер, картошку и доставку. Меню идеально совпадает с меню #ФАРШ - те же Камамбургер, Брянский парень и т.п. Если попробовать заказать онлайн, то он переводит на сайт robokassa.org, и предлагает ввести данные карты и телефон. Варианта оплатить наличными курьеру - нет. Быстро погуглив, обнаружил, что сервис RoboKassa действительно существует. Только он RoboKassa.RU.

В общем, на всякий случай. Не попадитесь.

Звуковой ре-дизайн трейлера игры "ECHO"

Доучиваюсь во ВГИКе на звукорежиссера кино, ТВ и другого видео контента. Было задание по одному из предметов в летней сессии - полностью переозвучить этот трейлер. Тогда была версия, сделанная наспех, сейчас допилил. Музыку писал однокурсник (в Logic'е), а эффекты все мои (сделаны и смонтированы в Reaper'е). По максимуму все записано, надизайнено и накручено на синтезаторах лично мной - из фонотек только 5 файлов и только как исходники. Рекомендуется смотреть в наушниках.

Как-то так :) Всем бобров.

Показать полностью

Здесь русский дух, AI здесь пахнет...

Здесь русский дух, AI здесь пахнет... Маруся, Теремок, Крипота, Робот

Такая вот крипота в чертановском ТЦ Columbus. Видимо, она не только решает вопросы с заказами, но и с теми, кто отказался платить.

Показать полностью 1

Все мы немного Мош Терпин

Все мы немного Мош Терпин Картинка с текстом, Гофман

Источник: Эрнст Гофман "Крошка Цахес, по прозванию Циннобер"

Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание

Продолжаю серию постов о звуке в кино. Предыдущие посты https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh... и https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh...


Для начала о слове "озвучАние". Людей оно часто вводит в ступор, когда они его слышат в первый раз, и многие пытаются его поправить и сказать "озвучивание" или "озвучка". Между тем, "озвучание" - это профессиональный термин, широко встречающийся в сметах и других официальных документах. Я думаю, образовалось это слово, поскольку один из инструментов развития языка - стремление к упрощению (некогда было "Спаси Бог/бог", а теперь редуцировалось до официального "спасибо"). Так вот, "озвучивание" произносить было не удобно (слишком много движений губ), а "озвучка" звучит непрофессионально, поскольку в слове уменьшительно-ласкательный суффикс.


Речевое озвучание (ADR - Automatic dialog replacement)


Как я писал в предыдущих постах, в современном кино, в основном, бытует мнение, что лучшая актерская игра - это та, что производилась на площадке, следовательно и звук, который содержит речь актеров с интонациями, паузами и прочими деталями актерской игры, желательно брать с площадки (так называемая чистовая фонограмма). Но бывают случаи, когда условия были такими, что записать чистовую фонограмму не получилось, или есть куски в ней, которые не получились. Тогда эти реплики и голосовые детали (крик, дыхание и т.д.) озвучиваются в студии.


Надо сказать, что стремление писать чистовую было не всегда. Многие доцифровые фильмы переозвучивались полностью. Например, как я слышал, у Феллини вообще могло не быть прописанных реплик во время съемок, актер, например, считал в кадре, а после на озвучании ему придумывали текст. При той эстетике это, видимо, было возможно, потому что некоторый рассинхрон движения губ и речи допускался, а техника была не достаточно совершенна, чтобы писать хорошую чистовую. Хотя есть исключения. "Крестный отец" - почти весь чистовой, например.


Вообще, желательно делать озвучание как можно ближе к моменту съемок, пока актер не забыл ощущения от роли. В России я таких не видел, но, говорят, существуют специальные портативные студии-кабинки, которые можно привести к площадке и переозвучиваться прямо в конце смены/после съемки кадра, но насколько часто они используются - не знаю. Существует мнение, что на озвучании можно улучшить актерскую игру. Может быть и можно, но, скорее всего, если у вас на озвучании не Мерил Стрип или кто-то схожего уровня, то это не удастся, потому что играть, будучи связанным жесткими времеными рамками и без партнера очень непросто. А если у вас Мерил Стрип, зачем вам улучшать игру?


Поэтому основной подход к речевому озвучанию - попытка воспроизвести то, что было не площадке. В этом случае, записанная на площадке черновая фонограмма (а она пишется вне зависимости от того, будет ли она использоваться в финальном миксе) подается в наушники актеру в качестве референса. А задача звукорежиссера состоит в том, чтобы помочь актеру, следя за его интонацией и подачей и направляя его. Подача - это тот посыл в пространство, с которым актер говорит. Притом, это не обязательно громко и тихо. Скажем, можно сказать достаточно громко, но себе под нос, а можно не очень громко, но человеку метрах в 5 от тебя. Неправильная подача потом выливается в неорганичность на экране, и поправить ее всего лишь сделав громче - не удается. Некоторые, звукорежиссеры еще просят актера немного отойти от микрофона или подойти к нему в зависимости от плана.


Видео, которое я прикреплю - точно баян, но мне будет удобно его прокомментировать. (Баянометр в этот раз его не распознал)

Поскольку часто приходится переписывать не всю сцену, а только отдельные реплики, то часто очень желательно использовать те же модели микрофонов, которые были использованы на площадке или хотя бы микрофоны того же типа. В противном случае может быть очень сложно подогнать озвучание к чистовой фонограмме. Большемембранные микрофоны, на которые записывают закадровый текст, речь для мультфильмов и многое многое другое, обладают более красивым тембром, но, увы, это слишком сильно выделяется на фоне чистовой. В этом видео явно какая-то среднемембранная суперкардиоида.


Здесь видно, как Хью Джекман по сути играет всем телом перед микрофоном.


Еще интересное видео в нагрузку, как Бенедикт Кембербатч озвучивает Смоуга. Звуковая часть - вторая половина. И очень интересный момент для меня - это шлем с микрофонами, который сделали Бенедикту. Подобного я нигде больше пока не видел. Были крепления петличек внутри шлемов космонавтов, но это немного другое.

Шумовое озвучание (Foley)

Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Кинотеатр, Длиннопост, Видео

Фото мое. Не хочу ставить клубничку, поэтому не полное видео, а выдранный кадр. По сюжету девушка на экране входит в комнату, где ее соседка по комнате занимается сексом со своим парнем на кровати. И озвучивается скрип этой кровати.


Название "Фоли" осталось в честь пионера этого дела Джека Фоли еще на заре звукового кино, поэтому в английском языке все это называется так, а в российской индустрии - это такой профессиональный жаргон (например, "писать в Фолях" - писать в студии шумового озвучания)


Как я писал ранее, при записи площадки основной фокус приходится на реплики и звуки рта. При этом синхронно должно звучать еще много чего - шаги, шурши одежды, различная утварь и т.д. Более того, если у вас серьезное кино, а не ментовский сериал, то все это не просто формально должно звучать, но и иметь характер и выразительность, потому что в последствии эти звуки вносят свой вклад в атмосферу сцены и фильма в целом, а так же задают "характер" предметам или же подчеркивают характер персонажей. Из этого следует, что эти звуки слишком уникальны, чтобы легко можно было найти подходящий в фонотеках.


В комментариях к посту #comment_95390850, мне скидывали патчи для NI Kontakt и даже писали, про то, что можно сгенерировать все нужные звуки. Боюсь, нет. Во-первых, существует огромное количество небольших акустических нюансов, о которых люди имеют слабое представление, но ухо свободно их распознает. Во-вторых, как я уже упомянул, для Фоли очень важно исполнение. Оно должно быть так или иначе эмоционально. Шумовик (он же Фоли артист) как музыкант исполняет все эти звуки с живой динамикой. Вы никак не найдете все необходимые звуки, просто потому что при записи их для фонотек не стояло именно такой задачи, которая есть у вас в данный момент. Это не значит, что фонотеками в профессиональном кино не пользуются - пользуются (например, звуки открывания дверей или машины), но Фоли занимается слишком уникальными звуками. Скажем, походка у всех людей разная, кто-то идет тяжелее, кто-то легче, кто-то педантичнее, кто-то подшаркивая, кто-то прихрамывает и т. д. Более того, заметную часть шагов составляют не непосредственно шаги вперед и вниз и вверх по лестнице, а подшаркивания, перетоптывания и т. п., которых в присланных патчах нет. И такое записывать даже сложнее, чем первую группу, потому что она ритмична, а эта мелочь не так. 


Помимо характера, у звуков часто есть еще и стилистика. Вы явно отличите звуки в мультфильмах от звуков в фильмах Тарантино, например. Естественно, звуки могут быть выразительнее, чем в жизни (самая классика - звуки ударов, потому что жизненная оплеуха не звучит так сочно, как в кино, а задача фоли - помочь зрителям ощутить тяжесть этого действия). Звуки могут отбираться более весомые, более полые, более острые и т. д. Например, выразительность одного и того же столового ножа можно немного варьировать звуком. В одном случае у нас незамысловатый простой нож, который звучит невыразительно и проходно, а в другом - это нож с тяжелой ручкой. И мы как зрители как бы ощущаем его увесистость через его звучание. Возьмите фильм "Мечтатели" Бертолуччи. Насколько звук создает фактуру этого дома, где живут брат и сестра.


Важнейшее правило шумового озвучание - то, что на экране, не обязательно то, чем это записано. Главное, как это звучит, а не как выглядит. Вы удивитесь, когда вдруг окажется, что хруст костей был сельдереем, а шаги по снегу были по крахмалу. Шумовое озвучание - это что-то вроде безумия, когда ты вдруг ни с того, ни с сего (с точки зрения окружающих) покупаешь устрашающего вида ботинки, потому что они хорошо звучат. А еще дом постепенно пустеет, потому что часть его внутренностей перекочевывает в студию под реквизит. На эту тему есть анекдот. Саунд супервайзер возвращается домой и обнаруживает, что его квартира почти полностью обчищена, и его первая реакция: "Фолийщики!"


И наконец, причина писать синхронные шумы, а не брать из фонотек - это обычно быстрее. Вы получаете нужные звуки +- синхронно на дорожках, вам остается их чуть-чуть подмонтировать и работа завершена.


Надо еще учитывать, что ателье шумового озвучания по возможности должны минимально вносить окраску в звук, поэтому они специально проектируются с так называемой "мертвой акустикой". А еще некоторые звуки приходится очень много усиливать (например, какое-нибудь поглаживание по волосам), поэтому в студиях Фоли должны быть микрофонные усилители и микрофоны с очень низким уровнем шума. Очень популярный микрофон в таких студиях - Sennhieser MKH 40, хотя используется еще много других, а есть студии, где его нет.


Понятно, что оба типа озвучания должны быть в синхрон. Для облегчения этого есть различные программы, которые помогаю сделать это точнее, например, EdiPrompt  (та же фирма, что и EdiCue). В Pro Tools у вас выставлен pre-roll, с которого начинается воспроизведение, а курсор стоит на точке синхронизации. Две линии на экране начинают двигаться по направлению друг к другу и встречаются в точки синхронизации. 

Звук в кино - как это делается (может делаться) Часть 2.2: Речевое и шумовое озвучание Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Кинотеатр, Длиннопост, Видео

Еще один момент. Фоли пересекается с другой профессией в этой области - сайнд дизайном (это русское название, для англоязычных sound design может значить просто звуковое решение фильма. Вообще здесь очень большая путаница всегда). Саунд дизайн занимается в первую очередь несуществующими звуками (голоса инопланетян, бластеры и т. п.) или эффектами, которые больше того, что можно записать в студии - например, взрывами, выстрелами, ревами машин и другим. Но саунд дизайн заслуживает отдельного поста или даже нескольких.  


Про Фоли обожают снимать видео сюжеты, так что прикреплю одно (нашел в дубляже, хотя он забивает красоту многих звуков, так что если проблем с английским нет - второй вариант видео для вас) и еще мини сериал про Фоли артистов (не нашел в дубляже, только в оригинале). Сериал местами не правдив, но забавен (например, я не могу представить, чтобы кто-нибудь писал синхронные шумы на Shure SM58, потому что он очень низкочувствительный и у него сильно нелинейная АЧХ - завал по высоким и все такое).


Еще если интересно узнать про запись синхронных шумов - рекомендую книгу "The Foley Grail: The Art of Performing Sound for Film, Games, and Animation" (в переводе нет), автор которой писала Фоли для "Крепкого орешка" и "Эдварда руки-ножницы".

Сериал

Показать полностью 2 7

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик

Прошлый пост https://pikabu.ru/story/zvuk_v_kino__kak_yeto_delaetsya_mozh... был непомерно длинен. Рассказ же о звуковом пост-продакшне в кино я решил разделить на несколько постов, иначе я еще долго об этом не напишу, и более короткие посты удобнее читать.


Еще момент. Прошлый пост, видимо, казалось, что был написан с этакой позиции многолетнего стажа, что не совсем так. Я студент старших курсов ВГИКа, но поскольку я тусуюсь на студиях, где делается какое-никакое крупное российское кино (и иногда удается там делать и свои работы), среди моих преподавателей есть высококвалифицированные действующие профессионалы, а на западе очень развита профессиональная журналистика в этой среде, и я с увлечением слежу за последними новостями, я думаю, я могу рассказать те версии, как делается звук в кино с которыми встречался, и о которых слышал.


POST-PRODUCTION


Монтаж реплик


Итак, съемки закончились. Первое, что необходимо сделать для дальнейшего монтажа - это для каждого кадра соединить видео и весь звук, записанный на рекордер(ы), в единые пакеты, чтобы потом монтировать этими пакетами. Как я писал в другом посте, есть три основных способа ссинхронить звук и изо, но третий - соломинка для утопающего, а по хорошему лучше не падать в эту реку, поэтому здесь два - по хлопушке (палка на waveform должна совпадать с кадром смыкания хлопушки) и по таймкоду, когда монтажная программа (Final Cut, Adobe Premier, Avid Media Composer и т.д.) читает вписанную генераторами в рекордере и в камере информацию и сам ставит звук в синхрон с изо. Когда монтажер изображения решает, что на пока монтаж закончен, он должен выгрузить для звукорежиссера все звуковые дорожки, получившиеся в монтажном софте, в формате OMF, а лучше AAF, притом обязательно надо сохранить максимальный захлест у аудиофайлов, чтобы открыв потом этот файл в Pro Tools, а это софт, в котором делается монтаж и перезапись (сведение) практически всего кино в мире, можно было "вытянуть" из аудио клипа начало или конец, потому что там может быть полезная информация.


Выглядит это примерно вот так. Кстати, поперечная палка здесь - это и есть смыкание хлопушки: 

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Далее монтажером реплик начинается непосредственно монтаж звука, записанного на площадке. Вообще, это работа крайне не благодарная в том смысле, что если ты все сделал хорошо, то никто ничего особенного заметить не должен. А вот если работа сделана не очень хорошо, то это как раз заметно.

Примерно так выглядит только что открытый OMF/AAF файл

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

И так может выглядеть сессия, после того, как работа сделана. (Пример монтировался специально, чтобы было удобно рассказывать, поэтому только небольшой кусочек сессии):

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Главная задача монтажера голосов - подготовить их к перезаписи (сведению - не все еще признают этот термин в среде звука для кино, но, по сути, это сведение). То есть, для начала организовать сессию.


Способ организации сессии для реплик мне рассказывали два раза в двух разных местах, и оба способа различаются, но там есть основные общие вехи. На самом деле, главное в организации монтажной сессии, чтобы звукорежиссеру перезаписи, которому эта сессия попадет после вас, было удобно с ней работать, все остальное может варьировать.


(UPD я это нигде не обозначил, но, конечно же, еще в сессии есть видео дорожка, потому что требуется смотреть за синхронностью. А часто и несколько видео дорожек, потому что видео продолжают перемонтировать иногда вплоть до дня сдачи, и чтобы перемонтировать видео часто нужно сравнивать старое и новое изо, хотя есть программы, которые делают перемонтаж звуковой сессии автоматически, если монтажер изображения выгрузил необходимые файлы для этого)


Что изменилось в этой сессии. Во-первых добавились новые дорожки:

- BOOM - для бум микрофонов

- LAV - для петличных микрофонов

- PFX (Production Effects) - для не голосовых звуков с площадки. Как я писал в предыдущем посте, на больших проектах часто стараются приглушить неголосовые звуки, но это не всегда получается, а некоторые из этих звуков могут оказаться вполне пригодными, но на дорожках BOOM и LAV им не место, потому что в случае дубляжа эти синхронные звуки пропадут вместе с оригинальной дорожкой.

- PHONE - для тех реплик, которые должны звучать через телефоны/рации/радио и т. д.

- TO ADR - для тех реплик, которые не получилось хорошо записать на площадке, и их придется переписывать в студии (о речевом озвучании - именно это слово, поскольку это профессиональный термин, либо позже, либо в следующем посте).


Вообще, удобства работы с этим существуют специальные программы, например, EdiCue. У вас создаются несколько дополнительных дорожек - по одной на каждого персонажа. Далее там, где нужно переозвучить, на дорожке персонажа выделяется участок, в котором нужно переозвучить, создается пустой клип (клипы или регионы - это те цветные куски с формой волны на дорожках) нажатием клавиш cmd/ctrl + alt + G, а в названии клипа пишется текст, который надо переозвучить.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Далее это выгружается в листы для актеров и других участников производства, на которых написаны реплики. Кстати, таким образом можно оставлять сообщения и своим коллегам, например, записывающим синхронные шумы, что нужно дописать то-то и то-то. Но такие программы, увы, есть не везде. Кто-то делает, как сделал я - скидывает для озвучания на отдельную дорожку.


Как можно видеть, между кусками с репликами в дорожке BOOM 1 проложен шум. Это шум помещения, в котором проводилась съемка, известный так же как room tone. Зачем это сделано? Слух очень быстро привыкает к равномерному шуму низкого уровня и перестает его замечать, а если бы между репликами зияли дыры, то мы бы слышали как появляется шум и исчезает с каждой репликой (условно говоря, в начале и в конце реплики было бы короткое шипение). Как раз для этого нужно оставлять полные захлесты при выгружении OMF/AAF, потому что за концом или началом кадра может быть хороший участок румтона. Плюс, часто на площадке его прописывают отдельно, а еще его можно сгенерировать iZotope RX Ambiance Match из пакета плагинов iZotope RX (версия 4 и выше), о котором чуть позже.


Еще одну деталь я хочу отметить. Существует громадный спор в как минимум российской индустрии, насчет сочетания бума и петли. Кто-то говорит, что если хорошо звучат оба микрофона, то надо использовать оба микрофона, кто-то, что надо выбрать один, который звучит лучше. Это такой настоящий холивар.


Первый способ, я думаю, пришел из многоплановой записи музыки. При записи симфонического оркестра традиционным способом ставятся три плана микрофонов: главная пара - средний план микрофонов, создающий 70-80 % будущего звучания, дальние микрофоны - для добавления акустики помещения и ближние микрофоны - для работы с тембром отдельных инструментов или групп оркестра. Для тех, что пишет эстрадную/джазовую/рок и т.д. музыку эта система знакома по ударной установке. Оверхеды - это главная пара, румы - дальние, а микрофоны у отдельных барабанов - ближние. Так вот, вероятно, идея такова, что бум здесь - как бы главная пара (только моно), а петличка - ближний микрофон. Но то, что эти два микрофона расположены на разных расстояниях от рта приводит к тому, что до одного микрофона сигнал идет немного дольше, чем до другого. Поэтому чтобы использовать два микрофона, их надо сфазировать, подвинуть один (обычно петличку) так, чтобы все фазы сигнала происходили на обеих дорожках одновременно, в противном случае, один сигнал начнет вычитать из другого часть полезного спектра. Делается это по форме волны при очень большом увеличении.  


Второй же способ исходит из того, что фазировать - долго (то есть трата, студийного времени, которое не особо дешевое), а потом еще на перезаписи (сведении) получается в два раза больше работы. Так что, второй микрофон может остаться на дорожке, но он воспроизводиться не будет.


Чтобы показать разницу, я сделал небольшое видео (шумы пока не чистил):

Еще одна задача монтажера голосов - первоначальная чистка реплик. Пытаются вычистить все, кроме широкополосных протяженных шумов (при монтаже обычно не достаточно хорошие мониторы и условия для этого). В первую очередь в вычищают щелчки, низкочастотные бухи/задувания и тональные шумы (гудит холодильник, звенит осветительный прибор и т.д.). Делается это через пакет плагинов iZotope RX, у которого начиная с версии RX 4 есть внешняя программа, куда можно послать клип из Pro Tools, а потом вернуть почищенную реплику на место нечищенной обратно в Pro Tools.

Выглядит она вот так:  

Звук в кино - как это делается (может делаться). Часть 2.1: Post-production, монтаж реплик Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр, Видео

Думаю, посвящение в методы работы с этой программой далеко выходит за базовый рассказ, но поясню, что происходит в самом большом окне. Это отображение спектра сигнала. Для тех, кто привык говорить "звук такой-то частоты" - это получается в корне неверно, потому что звуковой сигнал - это всегда сумма простейших нарастающих и убывающих сигналов (грубо - синусоид) разных частот и разной интенсивности. На экране по горизонтали - время, по вертикали частоты, а яркость цвета - это интенсивность (см колонку с цветом и надписью dB вверху). Естественно, эта спектрограмма сделана с определенным приближением, поскольку если взять временную точку, то частоты определить не возможно, потому что частоты - это количество раз в единицу времени. Поэтому берется некоторое окно, для которого программа делает преобразование Фурье и определяет параметры спектра. Отображение спектра можно менять разными способами, в том числе и менять длину этого окна. Но, чтобы не погружаться опять в методы работы с программой, скажу только, что, к сожалению, - это не фотошоп, и вычистить что угодно - не получится (особенно, если оно широкополосное, сильно изменяется во времени и поверх реплик - скажем, очень близкое шоссе), но по сравнению с 2000-ми и ранее, - это громадные возможности. Хотя, конечно, чем чище были записаны реплики на площадке, тем лучше)


Еще одна вещь, не относящаяся прямо к чистке реплик, но которую можно делать в RX - это делать мягче свистящие согласные. Для той же цели служат de-esser'ы, но в RX можно сделать это гораздо аккуратнее. Вы выделяете участки спектра с основной энергией у таких согласных, и делаете выделенную область ниже по уровню.


Не на всех проектах такое допускается (например, ни в коем случае такого нельзя делать у Звягинцева), но на большом количестве не получившееся слово или фразу (скажем, там шурш на репликах) можно взять из другого дубля, если они в том же ритме и ложатся на смыкания губ (после монтажа). О чем я не написал в предыдущем посте, на площадке может так же записываться звуковой дубль, когда актеры отыгрывают кадр без камеры, но записывается звук. Это делается как раз для таких случаев.


Да, еще забыл, еще в работу монтажера реплик входит равнение реплик по уровню, потому что по разным причинам они могли быть записаны с разным уровнем.


Про монтаж реплик общее вроде бы все. Поэтому пока закругляюсь.


Баянометр нашел 7 картинок со 100% совпадением, но это просто его баг, потому что все картинки, кроме EdiCue сделаны мной. 

Показать полностью 5 1

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки.

Судя по посту #comment_95390850 пикабушникам интересна эта тема, а материала по ней почти нет, поэтому я, наконец, взялся за ваяние поста о профессии, в которой я уже несколько лет варюсь (точнее области профессий). Получилось очень длинно, поэтому поста будет два.


Как и операторское мастерство, работа звукорежиссера кино наряду с серьезными техническими аспектами еще и порядочно творческая. Так что постараюсь рассказать и о том, где это творчество находится. Надеюсь, что после прочтения вам будет чуть интереснее смотреть кино, и вы будете больше внимания обращать на звук в фильмах. Будет длинно, так что, если собрались читать, запасайтесь чаем и вкусными ништяками :)

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Итак, начнем.


Для начала, имеет смысл изложить мое, естественно, субъективное мнение о специфике кино, что пригодится дальше по тексту. Я лично убежден, что стремления выразить какую-то интеллектуальную идею (какой бы глубокой она не была) не достаточно, чтобы снимать фильм. Если эту идею можно написать на бумаге, то зачем тратить миллионы на картину? Вообще, почти все содержание фильма можно написать, что и делается в сценариях.


Поскольку я как-то не очень склонен к опусканию кино до «варианта книг для ленивых», которым в лом читать (хотя и такого навалом, конечно), мне нужно было другое «обоснование». И оно есть. Эмоциональное впечатление. Кино по этой идее обязано выбить из зрителя эмоции (отличные от недовольства фильмом, естественно), это квинтэссенция кино. А сюжет, подтексты, идеи, аллюзии и т. д. – это всего лишь инструменты для этого. И с этой точки зрения, кино ближе скорее к музыке, чем к литературе. Так что книга может быть не лучше, а просто это совсем другой жанр?


Теперь к производству коммерческого фильма. Оно обычно делится на пять этапов:


1. Предподготовительный период


2. Подготовительный период (pre-production)


3. Съемка (production)


4. Монтажно-танировчный период (post-production)


5. Показ в кинотеатрах (distribution) - с точки зрения бюджета, это тоже часть производства.

(Чаще всего, конечно используются англоязычные варианты, потому что они короче и универсальней)


Первый этап связан с зачинанием проекта. В нем в первую очередь это розыск средств и написание первого варианта сценария – литературного (примерно его и тырят у HBO время от времени). На этом этапе может даже режиссера еще не быть, поэтому перейдем ко второму.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

PRE-PRODUCTION


Итак, у нас есть сценарий, оплодотворенный найденными деньгами. Пока еще не поздно сделать аборт, но считаем, что киноделы уверены в своих силах и собираются рожать.


Около 90 лет назад Дзига Вертов схватил камеру и побежал на улицу снимать. Увы, сейчас так не работает, и перед тем как снимать, надо основательно к этому подготовиться. Очень основательно. Что и происходит в этом периоде производства.


Для начала, литературный сценарий переписывается режиссером в режиссерский сценарий, который представляет собой таблицу, где расписан каждый кадр (здесь кадр – это от одной монтажной склейки до следующей). Выглядеть это может примерно следующим образом (хотя в контексте мирового кино какого-то явного стандарта нет):

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр
По сути, режиссер уже в голове монтирует будущий фильм, чтобы понять, что нужно будет снимать. И тут начинается конфликт между «хочу» и «возможно», где режиссеру требуется помощь кучи других людей – руководителей департаментов: оператора, художника-постановщика, художника по костюму, звукорежиссера-постановщика (sound supervisor, что опять же чаще используется), vfx супервайзера и других.
Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

И, соответственно, у каждого из них есть задача организовать подготовку к съемке в своих областях.


Вообще на этом этапе не всегда есть саунд супервайзер (хотя должен быть, но продюсеры любят экономить), но обязательно должен быть звукорежиссер записи звука на площадке (опять очень неудобный термин, поэтому часто говорят рекордист, продакшн миксер и т.д.). Встречаются случаи когда это один и тот же человек, но теперь в России так же как и на Западе обычно это отдельная профессия, потому что на больших проектах требуется очень много опыта в этом деле.


Так вот, если есть оба, то супервайзер обсуждает с режиссером творческие вопросы (как консультант + идеи и запросы к изображению/повествованию, чтобы было место и возможность воплотить эти звуковые идеи), а рекордист - технические, притом не только с режиссером.


Как пример работы супервайзера в пре-продашне можно привести фильм "Король говорит"

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!


С точки зрения звука он является историей о том, как акустика громадных залов и стадионов, которые являются непременным атрибутом жизни короля, подавляет голос Берти, и как он учится справляться с ними и какое пространство ближе ему.


Начинается фильм со сцены на громадной трибуне - формат, с которым предшественники героя обращались к народу. Героя же, по сути, затыкает его собственный голос (что, вероятно, требовалось организовать непосредственно на съемках, потому что для Колина Ферта эхо от его голоса было партнером по сцене). А заканчивается фильм в небольшой радиостудии, которая предусмотрительно занавешена коврами, то есть слегка приглушена, из-за чего голос внутри этой студии звучит очень интимно и лично. И получается как бы личное обращение короля к каждому из своих подданных, что резко контрастирует с форматом его предшественников, которые обращались к толпе.


Естественно, моя интерпретация, а идеологический посыл этого оставлю на обсуждение другим. Мне здесь важнее показать, как через звук может быть выражен такой-то смысл и такое-то ощущение. И в фильме еще много мест, где можно рассматривать взаимодействие героя и пространства. Не знаю, сколько из этого было придумано режиссером, а сколько было взято из предложений саунд супервайзера, но, учитывая использование этих пространств и их композиционное расположение, уверен, что супервайзер поработал до съемок хотя бы в роли консультанта.


Вообще, в работу саунд супервайзера на этом этапе входят предложения и консультации по звуку. И это важно пропланировать до съемок, потому что в отличии от литературы, в кино повествование происходит в сильно лимитированном времени и своем явном темпоритме (хотя, у художественного текста тоже есть ритм), так что в хорошем фильме используются много средств, способный в короткое время представить ту информацию, на которую в книге ушла бы пара страниц. И такие средства находятся в изображение и звуке.


Стоит отметить так же, что по умолчанию, речь в кино находится в категории слабых средств, потому что это долго и зачастую не достаточно информативна в сравнении с другими средствами. Поэтому многие рассказы в кино быстро сменяются кадрами из рассказа и т.д. Базовое правило гласит, что речь должна использоваться только тогда, когда без нее нельзя обойтись. И действительно. Какая сцена более выразительная: девочка стоит над умирающим безмолвным отцом в больнице, плачет и повторяет "нет" 17 раз, или девочка стоит надо умирающим безмолвным отцом в больнице и тихо плачет, но мы слышим за все это время несколько отдельных всхлипов и шмыганий носом? Но конечно, везде есть исключения, как например в фильме Before Sunrise.


Но возвращаясь к звуку. Возможности выражения информации сугубо звуком и сочетанием звука и изображения очень велики. Например, через звук можно показать время года (в кадре снег, но слышно журчание под ним и курлыканье журавлей где-то вдали, т. е. это весна; кадр занял, допустим, 10 секунд и при этом еще успел задать настроение, а в книге это могло описываться пару страниц), время суток (пресловутый петух, соловей, общие фоны и тд), обозначить происходящее за кадром (пример, третий "Гарри Поттер", когда гиппогрифу отрубают голову в первый раз, это происходит только в звуке с тяжелым бухом и разлетающимися воронами, а во второй раз оказывается, что это был звук разрубаемой тыквы) и т. д.


И, конечно же, надо упомянуть о горячо любимом приемной комиссией ВГИКа звукозрительном контрапункте. Это те куски, где звук и изо частично или полностью не совпадают. Это может быть в музыке (например, торжествующий радостный военным марш, а в кадре искореженные, изуродованные трупы на поле боя, которые, как у Верещагина, клюют вороны), может быть и в немузыкальных фактурах, например, комический эффект - какая-нибудь печка Емели ездит со звуком восьмицилиндрового Porsche. Этот контрапункт либо рождает третий смысл/ощущение из столкновения звука и изо, либо усиливает одно из качеств звука или изображение за счет контраста. Короче, для реализации звукового решения могут потребоваться определенный монтаж и содержание кадра. 

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Теперь ко второму звуковому персонажу подготовительного периода - продакшн микшеру (он же звукорежиссер на площадке). На площадке в большом кино, его основная обязанность записать как можно чище речь и другие звуки издаваемые ртами актеров, другие звуки обычно предполагается дописывать отдельно (если на площадке есть уникально звучащий реквизит, то его потом пропишут отдельно в перерыве). При этом на ментовских НТВшных сериалах любые удавшиеся звуки во время дубля идут в монтаж, потому что там очень мало времени на работу, а почти все синхронные шумы там - формальность, которую все равно потом исковеркает динамик допотопного телевизора и заглушит кухонный комбайн или вытяжка. О тех случаях, когда часть реплик не получилось хорошо записать, я расскажу подробней в следующем посте, пока же важно знать, что сейчас очень ценится живое исполнение актера, поэтому стремятся записывать на площадке как можно больше чистовой фонограммы (той, что пойдет в монтаж).


Помимо режиссера и саунд супервайзера, он общается еще:

с продюсером по поводу поиска локаций, потому что, далеко не все локации достаточно тихие, чтобы записать чистовую фонограмму, а так же не все места съемок могут подойти для данного контента в кадре: скажем, 18й век с фоном шоссе, которое не получается вычистить - не пойдет. И вообще, не все что в кадре изначально акустически звучит соответствующе. Скажем, декорация маленькой комнатки построена в незаглушенном павильоне 15x15 метров. Акустически там может дойти до порхающего эха, так что имеет смысл попытаться договориться о другой локации.

художником - постановщиком и строителями, потому что от того, как построены декорации зависит решение, как именно писать звук, а так же возможность это делать. Допустим, сильно скрипящий пол на площадке мешает записи речи, хотя после скрип пола могут наложить, но отдельно. А так же чем суше - с меньшей реверберацией, т.е. акустики помещения - записана речь, тем удобнее потом с ней работать, потому что добавить реверберации проще, чем ее убрать, так что возможность использования материалов с большим коэффициентом звукопоглощения при постройке декораций только в плюс и должна обсуждаться,

художником по костюму,потому что на актеров будут вешаться петличные микрофоны, а эти микрофоны должны быть спрятаны от камеры под одежду. Так что важно заранее пропланировать место под микрофон и передатчик (чаще всего петлички - радиомикрофоны), а так же материалы, из которых шьется одежда, потому что определенные ткани очень сильно шуршат, а это шуршание происходит у вас в непосредственной близости от микрофона, сигнал с которого будет в дальнейшем несколько усилен и скомпрессирован, что означает, что тихие звуки в итоге станут сильно громче. Нужен менее шуршащий костюм. Обычно самые нешуршащие ткани - это хлопок и шерсть, а самые шуршащие - это откровенная синтетика, болоньевые куртки - ужасны, лен тоже подшуршивает.


И, конечно, есть обсуждение финансовых вопросов с продюсером.Это составление договора по оказанию услуг и оплате труда (куда может входить снятие ответственности звукорежиссера за качество записи в определенных локациях и условиях), найм работников звукового департамента на площадку, а так же аренда оборудования. В случае, если у звукорежиссера есть свое оборудование, оно тоже оплачивается как арендованное, потому что по сути проект арендует это оборудование у рекордиста, а так же нанимает его на работу на этом оборудовании.


Движемся дальше.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

PRODUCTION


Подготовка произошла. Теперь начинается непосредственно съемка. Как я уже писал ранее, для большого кино - главное записать как можно чище реплики. И тут сразу стоит оговорится, что это очень размытое понятие, и коротко определить, что такое чистовая фонограмма - не получается. Человеческий слух устроен так, что равномерный шум небольшого уровня мы быстро перестаем замечать, и ухо к нему привыкает, так что в каких-то случаях реплики с таким фоном будут вполне чистовыми. Где-то может быть много реверберации (акустики помещения), но и в кадре общий план, и видно это все помещение, и реплика в таком кадре звучит органично. Что-то легко потом вычищается, как, например, тональное гудение от ламп (хотя бывает и не получается). В любом случае, такую чистую и сухую реплику как в студии на площадке записать обычно не возможно. Но есть и много случаев откровенного брака, когда какой-то звук заглушил реплику или ее часть, поверх реплик шум высокого уровня, да еще в добавок постоянно изменяется (пример - широкое шоссе рядом: реплика различима, но зашумлена), так что его сложно или не возможно потом вычистить, не повредив тембр реплики.


Притом важно записать реплики не только, чтобы были различными слова, но чтобы у них был красивый тембр и по возможности чистые все вздохи и нюансы, производимые ртом, и изначально с натуральным динамическим диапазоном. Для ТВ, например, много где тембр и качество звучания не так важно, как различимость речи.


Вариантов, как конкретно это записывать, есть куча. Существует множество школ, у каждой из которых свои принципы. Поэтому я изложу базово то с чем я сталкивался, о чем слышал и как работал или хотел попробовать работать, но до сих пор не сложилось.


Основные типы микрофонов на площадке:

1. Микрофон бума, который держит бум оператор (см фото)

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Думаю, все так или иначе их видели на видео закадровых съемок каких-нибудь фильмов. Картинка такая, хотя, конечно, работа бум оператором - это высокое физическое напряжение, так что женщин там не так много. Но пусть она предвосхищает почти клубничный контент ниже :) Так же бум оператору требуется хорошая реакция, знание текста сцены (для чего он тренируется на репетиции), а так же умение распознать, когда актер приготовился говорить (в кино это важно при импровизациях, на ТВ эфирах вообще чаще всего нет четко прописанных реплик, а записывает бум оператор чаще всего не одного актера, а сразу нескольких).


Еще касательно этой картинки. Здесь на ней нет наушников. Был некий спор в индустрии, должны ли быть на бум операторе наушники. Я лично считаю, что должны, потому что любой член звукового департамента должен полагаться в первую очередь на свои уши (а на приборы только для соблюдения стандартов). Это означает, что сигнал с бум микрофона отправляется помимо общего микса и на запись отправляется так же его бум оператору (а их может быть несколько). Для тех, кто записывает музыку - логично, что это PFL direct OUT. Обычно для этого используются специальные радиосистемы или те же, что используются для петличек. 


Весьма распространенное заблуждение, что в качестве бум микрофонов используются только остронаправленные микрофоны-пушки (хотя кто-то только так и работает). В помещениях, например, бывает весьма выгодно использовать кардиоиды. Предлагаю про направленности посмотреть самим, я лишь скажу, что есть микрофоны, которые воспринимают звук с более узкого участка пространства, а есть те, которые воспринимают шире. Если что, мохнатая штука здесь - это ветрозащита (ее называют) дохлая кошка или собака, микрофон находится по ней и выглядит вот так и это остронапревленный микрофон-суперкардиоида:

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

По сути, для бум микрофона используют любой конденсаторный/электретный направленный микрофон (микрофон, который с одной стороны чувствителен больше, чем с других) со средним размером мембраны (примерно от 10 до 20 мм диаметром). Примеры популярных микрофонов - Neumann 81 и 82, Schoeps CMIT 5, Sennhieser MKH 40, MKH 50, MKH 60 и многие другие.


Бум оператор, чаще всего держа микрофон сверху (это лучшая позиция, потому что у пола много низкочастотных отражений), старается следовать микрофоном за ртом актера настолько близко насколько это возможно, при этом не влезая в пространство кадра ни микрофоном, ни его тенью. Но есть маленькое дополнение. У большинства микрофонов есть так называемый эффект ближнего поля, когда находясь слишком близко к источнику звука они они начинают воспринимать слишком много низких, так что микрофоны следует держать за пределами расстояния ближнего поля. Для того, чтобы найти хорошее место для бум оператора, часто ведутся переговоры с осветителями, которые могут поставить флаг, чтобы отбить тень от микрофона или переставить стойку их прибора так, чтобы там было удобно работать с бумом.


2. Петличные микрофоны

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Собственно, обещанная почти клубничка. Второй тип микрофонов находится на актерах, как я уже писал выше. Часто он используется как запасной, но далеко не всегда. Притом когда создавалась женщина, видимо некий пра-рекордист там присутствовал и высказывал свои пожелания, которые в итоге, вроде, пришлись по вкусу не только мужчинам из индустрии. Сам микрофон представляет собой длинный провод с мелкомембранным круговым (одинаково чувствителен со всех сторон) капсулем на одном конце и разъемом для подключения в передатчик радиосистемы (или портативный рекордер) на другом.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр
Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Так вот, далее об актрисах. Лучшее место для расположения головы петлички (для особо дерзких можно добавить и суффикс "к") - это на груди, что для взрослой и взрослеющей актрисы означает между грудей. И да, мне нравится моя работа) Притом, в этом отношении актрисы ранжируются примерно в три категории - те, кто давно в индустрии, понимают зачем это нужно и воспринимают это как простой рабочий момент (как бы иногда и в обнаженных сценах снимаются, так что не страшно), те, кто смущаются, не приветствуют такое (обычно недавно в индустрии, но бывают и со стажем), те, кто недавно в индустрии, но очень активны, хотят пробиться и т.д, поэтому воспринимают вешанье петлички иногда даже с излишним ажиотажем.


Мой однокурсник рассказывал, что у него на съемках была девушка, которая на просьбу разрешить ему повесить петлю ответила так. Она взяла свое платье за подол, потянула наверх и подняла над головой на вытянутых руках, технически обнажая все, что было под ним. А парень очень очень свободен в теме секса, но тут и он прифигел. Ну и вторая прекрасная особенность девушек, как некогда зеленому мне поведала мне одна актриса - это то, что в поясном отделе со стороны стены есть прекрасный изгиб, где удобно размещать передатчик. И думаю не надо объяснять, как добраться к нему, если девушка в платье, которое надевается через верх.


Но тут надо оговориться, что здесь себя нужно вести максимально профессионально и безэмоционально. Технически это просто необходимая процедура для работы. Вы влезаете в чужое лично пространство, так что ни скабрезных шуток, ни ухмылок, а еще вы не должны плохо пахнуть и вам следует пользоваться освежителем для рта. Надо сделать это как можно быстрее, при этом причиняя как можно меньше неудобств актрисе. Кстати, в данном случае, поклонение знаменитостям очень сильно мешает, лучше от этого избавится. А если вам нужно повесить петличку на ребенка (до 18 лет), то очень многие звукорежиссеры требуют, чтобы при этом присутствовали родители и кто-нибудь из ответственных членов съемочной группы.


Понятно, что петлички вешаются не только на актрис, но и на актеров. Вообще, способов повесит петличку безумное множество, так что часто приходится искать варианты. Опишу пока несколько. Если между ртом и микрофоном - слой ткани, этот слой съедает часть спектра, но, скажем, один слой хб футболки - не страшно, так что можно размещать там. Прекрасное место - хб рубашки - между двумя слоями ткани, примерно между второй и третьей пуговицей сверху, неплохо получается под лацкан или в узел галстука (головой вниз, везде голова чуть-чуть торчит наружу), естественно, хороши декольте. На самом деле самое прекрасное место - это наверху лба, так как в этом случае положение микрофона относительно рта не изменяется. Но сложность такого размещения в том, что часто негде спрятать петличку. Но если у актрисы или актера будет пышная прическа и закрыта шея, то можно попробовать.


Крепят петлички все кто на что горазд. Есть даже специально сделанные для этого липучки от Rycote. Я лично использую пластиковый пластырь omnifilm, который практически не оставляет следов и не больно отрывается.


Про радиосистемы, я думаю, стоит сказать только, что есть места, где они не работают, потому что там слишком много помех/стоят глушилки - как возле тюрем, важных объектов и т. д. Но если препятствий нет, то на основных актеров желательно вешать петлички. Потому что где-то ошибся бум оператор, где-то еще какой-то косяк, где-то вообще слишком шумный получается бум, а петля со слоем одежды вокруг - ничего, поэтому она пойдет в чистовую.


3. Plant микрофоны

Вообще, предыдущие два - основные на всех площадках, но иногда их не хватает, поэтому в определенных местах площадки прячут дополнительные микрофоны. Допустим, герой наклонив голову прямо вниз говорит что-то над горшком в цветком, а бумом туда особо не подлезешь. Так вот с другой стороны от камеры можно установить микрофон, который будет писать эти реплики. По хорошему, писать можно на сколько угодно микрофонов, лишь бы это потом было не сложно смонтировать. Пример, что явно плохо для монтажа - это когда пара актеров записаны на штука 8 микрофонов и в каждом из микрофоном по своему куску фразы. Плюс, везде разные задачи. Может кому-то потребуется писать музыкальные инструменты прямо во время съемки. Хотя, обычно они играют уже под записанную фонограмму.


Есть масса вариантов, куда записывается звук на площадке. Кто-то использует одни рекордеры, кто-то другие, кто-то вообще пишет сразу в Pro Tools. Главное там - это очень тихие микрофонные предусилители (а они все шумят, если кто-то держал в руках Zoom H серии, они шипят - это шум усилителя), достаточное количество каналов, чтобы записать каждый микрофон отдельно, аналоговый лимитр/даббл треки (как только сигнал превышает цифровой 0, что значит, что все 24 бита заполнены, он искажается, что можно решить лимитером, стоящим до него, или вторым треком, пишущем сигнал с того же микрофона, но с более низким уровнем), и необходимое количество выходов с возможностью направлять туда требуемые сигналы. Помимо прослушки бумов для бум операторов, часто сигнал отдается в камеру, а так же режиссеру. А иногда требуется обеспечить линию и для кого-то из актеров, и тогда возникает вопрос, как прятать наушник для актера. 

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

Поскольку технически звук пишется на много дорожек и отдельно от камеры, потом звук и изображение нужно как-то синхронизировать. Таких способа я знаю три:

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

1. Хлопушка. Самый дешевый и доступный вариант. Перед камерой верхняя часть хлопушки опускается, происходит хлопок, который в форме фолны аудиофайла выглядит как вертикальная палка. Эта палка совмещается с кадром, в котором смыкание хлопушки, и дальше звук более или менее синхронен изо.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

2. Timecode. Самый удобный способ синхронизации. Рекордер и камера соединяются проводом (прикуриваются), в результате чего генераторы в камере и рекордере синхронизируются. Далее рекордер и камеру можно разъединять, а генераторы внутри устройств будут вписывать в файл информацию, которую позже прочитает монтажная программа и автоматически их ссинхронит. Но это базовое описание. Не у всех рекордеров или камер есть таймкод, бывают так же внешние генераторы таймкода и т.д. На эту тему можно разговаривать очень долго. Основная идея - информация с генератора пишется и в видео, и в аудио файлы.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

3. По форме волны. Это уже скорее последняя надежда перед тем, как начать синхронизировать руками по смыканию губ. Рекордер пишет аудио и камера тоже может писать аудио прямо в видео файл, только хуже качеством, но их форма волны похожа. Так вот есть программка PluralEyes, которая совмещает их автоматически.


Так же рекордисту нужно решить множество акустических проблем. По хорошему, звуки от реквизита следует приглушить. Если это возможно, под скатерть на столе можно положить тонкий войлом, на пол ковер или наклеить на подошвы ходящих актеров и членов съемочной группы так называемые Hush Heels - поролоновые наклейки для приглушения обуви.

Звук в кино - как это делается (может делаться). Базово о своей профессии. Часть 1: подготовительный период и съемки. Звук, Звук в кино, Звукорежиссер, Длиннопост, Кинотеатр

От излишней реверберации помещения могут помочь толстые шторы (например, из ткани блекаут) или так называемые Sound Blankets (почему-то в России я ни разу не видел их в продаже и русского называния нет), повешенные между двумя осветительскими систендами. Так же, на локациях без собственного электропитания, нужно решать проблему с генератором, который, естественно, очень сильно тарахтит. Ему ищут место подальше от площадки, за чем-нибудь большим и так, чтобы отражения не долетали до места записи.


Плюс, рекордист протоколирует каждый записанный дубль, прописывая в них комментарии, которые потом могут помочь при монтаже. И в конце дня сдает так называемый sound report. Из многих профессиональных рекордеров, типа Sound Devices 688, который есть на картинке выше с рековой стойкой, такой файл можно выгрузить прям из него, а комментарии вводить прямо в методанные файла через приложение на Apple или Android. 


Дополнительно в обязанности рекордиста могут включать слежение за соблюдением орфоэпических норм, где это надо. Скажем, актер, играющий высокообразованного интеллигента, вряд ли может говорить "я грю". А это даже не получится заменить на "я говорю", потому что про "в" - это смыкание, а в "грю" его нет, так еще и лишний слог. А если это еще и крупный план, то дело совсем дрянь, потому что замаскировывать неверное движение губ негде. Но, на больших проектах, обычно для этого отдельные люди. На "Игре престолов", например, есть должность dialog couch, правда, она следит за акцентами персонажей, поэтому ее работа сильно сложнее.


А так же, если снимается кусок, в котором звучит музыка внутри кадра/есть танец, то звукорежиссер так же может быть отвественным за ее воспроизведение, хотя опять же, обычно это отдельный человек делает. Притом, часто может понадобится записать разговор во время танца. Один из возможных способов сделать чистовую на площадке в таком случае - это обрезать спектр музыки, оставив только то, что ниже примерно 100 Гц. Таким образом от музыки остаются основные доли танца, но практически весь речевой диапазон частот свободен. И, конечно, при музыке в кадре, видео начинает монтироваться на нее. Музыку нельзя так просто разрезать на куски, поэтому она задает длину сцене и подчиняет себе монтаж изображения.


Пока на этом остановлюсь. Если этот пост вызовет интерес напишу вторую часть про то, что происходит потом.


Пост первый, так что извиняйте за не соответствие форматам. Комментируйте, спрашивайте, ругайте, дополняйте и т. п. Баянометр ругался на несколько картинок, но текст-то весь мой.

Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!